Видео:Николай Заболоцкий. Не позволяй душе ленитьсяСкачать
Словари
Заболо́цкий Николай Алексеевич (1903-1958), русский поэт. В сборнике «Столбцы» (1929) — гротескное изображение нэповского быта. В поэме «Торжество земледелия» (1933) — философское осмысление темы преобразования природы, в поздней лирике — размышления о месте человека в мироздании, общественно-психологические, нравственные проблемы. Переводы «Слова о полку Игореве», из грузинской поэзии. В 1938-44 был необоснованно репрессирован; воспоминания «История моего заключения» (опубликовано за рубежом на английском языке в 1981, в СССР в 1986).
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич — ЗАБОЛО́ЦКИЙ Николай Алексеевич (1903-58), русский поэт. В раннем творчестве (сб. «Столбцы», 1929) близок к обэриутам (см. ОБЭРИУ). Составленный к 1933 и разгромленный критикой второй сборник и «Вторая книга» (1937), сборники «Стихотворения» 1948 и 1957 гг. посвящены смыслу бытия природы и человека, «этике космоса». Репрессирован в 1938, до 1946 был в лагерях и ссылке. Возобновив поэтическую работу, создал стихотворный перевод «Слова о полку Игореве» (1938, 1945). Философско-этические прозрения Заболоцкого выражены в классических формах, образы «телесны» и наполнены символическим смыслом.
ЗАБОЛО́ЦКИЙ Николай Алексеевич [24 апреля (7 мая) 1903, Казань — 14 октября 1958, Москва], русский поэт.
Родился в семье земского агронома. Детство и годы учения в Уржумском реальном училище прошли в с. Сернур, где отложились первые впечатления от вятской природы и от деятельности отца. В 1920-25 учился в Московском университете, затем в Петрограде, где окончил отделение языка и литературы Педагогического института им. Герцена. В 1926-27 служил в армии.
Заболоцкий говорил, что поэзия для него имеет общее с живописью и архитектурой и ничего общего не имеет с прозой. Предположительно, он написал две первые части декларации обэриутов (см. ОБЭРИУ) (1928), где поэтов призывают: «Посмотрите на предмет голыми глазами, и вы увидите его впервые очищенным от ветхой литературной позолоты». Заболоцкий в этой декларации характеризуется как «поэт голых конкретных форм, придвинутых вплотную к глазам зрителя».
В первом сборнике поэта «Столбцы» (22 стихотворения) город представлен чуждым и зловещим, но по-особому живописным. Обыватель изображен сатирически («Вечерний бар», «Новый быт», «Свадьба»), с элементами черного юмора («Обводный канал»). Мир живого показан как униженный и оскорбленный («Движение»). Широко используются фантастика, гротеск («Офорт», «Красная Бавария»). Отмечен «оккультизм», вероятно, заимствованный у Хармса (см. ХАРМС Даниил Иванович): так, слова «Звезды, розы и квадраты» суть символы тайных учений.
Заболоцкий использует эмоциональность высоких слов («Лицо коня», «Цирк»), контрастно сочетая их со стилистически сниженными: «Тут девка водит на аркане Свою пречистую собачку» («Народный дом»). Поэт переосмысляет традицию оды и анакреонтической лирики (см. АНАКРЕОНТ) Ломоносова (см. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич) и Державина (см. ДЕРЖАВИН Гаврила Романович) («Часовой», «Прогулка»). Отмечаются отзвуки Пушкина (см. ПУШКИН Александр Сергеевич), так, вариант «Прогулки» содержал парафраз из «Брожу ли я вдоль улиц шумных. »: «Перед ним сияют воды, льется сумрак голубой, и веселая природа бьет о камень гробовой». Складывается и поэтика индивидуальных контекстов, например, образ коня обретает свое значение в общем контексте «Лица коня», «Движения», «Торжества земледелия».
Чувство родства с «косноязычной» природой, жаждущей понимания, явленное в «Смешанных столбцах», нашло здесь полное выражение. Три поэмы тесно связаны по содержанию и поэтике. Вселенная в них как бы только возникает из первобытного хаоса, преображается — в этом глубинная связь с «Фаустом» Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг), отмеченная применительно к «Торжеству земледелия» (1929-30) уже в 1936; о ней говорит и эпиграф из «Фауста» в черновике «Безумного волка» (1931), смыкаясь с цитированными в примечаниях к «Деревьям» (1933) идеями В. Вернадского (см. ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович) и Г. Сковороды (см. СКОВОРОДА Григорий Саввич).
В крестьянском мире Заболоцкий видит не патриархальную утопию, но пытливость крестьянского ума, разбуженного от вековой дремоты и мыслящего о строении Вселенной, о бессмертии души. Становление человеческой цивилизации воспроизводится в животном мире, где «Волк ест пирог и пишет интеграл. Волк гвозди бьет. ». Дискуссионные собрания в животном или растительном мире происходят с участием человека или без него. Волк-студент («Безумный волк») как идеолог «трезвого мира» продолжает линию Солдата из «Торжества земледелия», а Безумный Волк развивает тему Хлебникова (см. ХЛЕБНИКОВ Велимир), героя «Торжества. », о том, что «мир животный с небесами Тут примирен прекрасно-глупо».
Если в трех поэмах фантазия изобретательна, а поэтическое чувство «заперто», то «Лодейников» (1932-1934, 1947) — это скорбь духа, потрясенного «вековечной давильней» натуралистически изображенной природы, что косвенно отражает и социальную жизнь страны.
Выход «Торжества земледелия» (журнал «Звезда», 1933) вызвал критические обвинения как «пасквиль на коллективизацию» и «циничное издевательство над материализмом. под маской юродства и формалистических вывертов», и подготовленный к этому времени сборник стихов не увидел света. Средства к жизни доставляла работа в детской литературе (Заболоцкий сотрудничал в детских журналах «Еж» и «Чиж»), переводы и переложения для детей книг Рабле (см. РАБЛЕ Франсуа) «Гаргантюа и Пантагрюэль», де Костера (см. ДЕ КОСТЕР Шарль) «Тиль Уленшпигель» и «Витязя в тигровой шкуре» Руставели (см. РУСТАВЕЛИ Шота) (в 1950-х гг. был сделан полный перевод).
Еще до 1929 стихотворения «Обед» и «Руки» обозначили новую, «классическую», эстетику Заболоцкого, о которой он писал: «. спокойно должно быть и лицо стихотворения. Умный читатель под покровом внешнего спокойствия отлично видит все игралище ума и сердца».
В начале 1932 Заболоцкий знакомится с работами Циолковского (см. ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович), близкими его представлению о мироздании как единой системе, где живое и неживое находится в постоянном взаимопревращении. Элегия «Вчера, о смерти размышляя. » (1936), полемически развивая традицию Боратынского (см. БАРАТЫНСКИЙ Евгений Абрамович), начинаясь с темы «нестерпимой тоски разъединенья» человека и природы, восходит к апофеозу разума как высшей ступени эволюции: «И сам я был не детище природы, Но мысль ее! Но зыбкий ум ее!». Заболоцкому дорога идея бессмертия. В «Метаморфозах» (1937), как и в «Завещании» (1947), которое восходит к «Завету» Гете: «Кто жил, в ничто не обратится», — через смерть завершается круг развития, а вечная обновляемость показана как залог жизни духа.
В 1936 поэт был вынужден принять участие в дискуссии о формализме, где, не отрекаясь от ранних произведений, он называет стихотворение «Север» как опубликованный образец своей «простой, доступной для широкого читателя» поэзии. В 1937 вышла «Вторая книга» (17 стихотворений). В 1938 Заболоцкий был арестован по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации, на следствии проявил редкостное мужество. До 1944 отбывал наказание в лагерях Дальнего Востока и Алтайского края (стихов не писал), с весны до конца 1945 в ссылке в Караганде (работал чертежником), где завершил работу над поэтическим переводом «Слова о полку Игореве» (1938, 1945), оказавшим благотворное влияние и на его судьбу — как произведение, прошедшее в печать, и на творчество — как образец уникальной поэтики.
В 1946 Заболоцкий был восстановлен в Союзе писателей, сначала жил в Переделкино, затем, наконец-то, получил жилье в Москве, зарабатывал переводами. В оригинальном творчестве подъем 1946-48 сменился спадом в 1949-52 и новым подъемом в 1956-58, когда было создано около половины стихотворений московского периода. Возобновляется «натурфилософская» тема («Читайте, деревья, стихи Гезиода. », «Я не ищу гармонии в природе. »), включающая искусство в картину естественного бытия («Гомборский лес», «Бетховен») по формуле «мысль-образ-музыка».
Новый этап знаменуется вниманием к человеческой личности и ее этике, что проявилось в ранее несвойственной ему автобиографичности («В этой роще березовой. », цикл «Последняя любовь»), в посвящении памяти обэриутов «Прощание с друзьями», в психологизированных портретах («Портрет», «Некрасивая девочка») с элементами драматического сюжета («Жена», «В кино», «Старая актриса», «Где-то в поле возле Магадана»). Начатая в стихотворениях 1938 года («Север», «Седов») тема человеческого созидания, вписанного в творчество природы, развивается в «Творцах дорог», «Городе в степи» (оба — 1947) и других произведениях, основанных на впечатлениях от восточных строек. Интерес к истории и эпосу соседствует в поэме «Рубрук в Монголии» (1958) — о путешествии монаха (см. РУБРУК Виллем)-миссионера 13 в. — с характерными для лирики поэта мотивами отчуждения и одиночества.
О разных прочтениях Заболоцкого
Заболоцкий ушел очень рано (после двух перенесенных инфарктов). Широкое признание в отечестве пришло к нему посмертно и в компромиссных формах, разные читатели приемлют его поэзию на основаниях, порою взаимоисключающих. Для многих Заболоцкий остается в ряду поэтов, ангажированных советским официозом, как автор «Ходоков», «Прощания», «Горийской симфонии», которые читались в дни юбилейных торжеств. «Смерть врача», «Некрасивую девочку» и др. иногда связывают с сентиментальным примитивом городского фольклора. Западные слависты ставили Заболоцкого в ряд таких явлений европейского модернизма, как экспрессионизм (см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ), сюрреализм (см. СЮРРЕАЛИЗМ), дадаизм (см. ДАДАИЗМ), на родине писалось о метафизичности, утопизме, связи с постмодернизмом и др.
В серии «Библиотека поэта» (1965) «Столбцы и поэмы» были «спрятаны» во второй половине книги и объявлены данью «формальному экспериментаторству». Завещанная самим поэтом форма итогового сборника (Заболоцкий Н. Столбцы и поэмы: Стихотворения. М., 1989) определена им в 1958; она «скрывает» этапы творческого пути.
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич (1903-58) — русский поэт. В сборнике «Столбцы» (1929) — гротескное изображение нэповского быта. В поэме «Торжество земледелия» (1933) — философское осмысление темы преобразования природы, в поздней лирике — размышление о месте человека в мироздании, общественно-психологические, нравственные проблемы. Переводчик грузинской поэзии, «Слова о полку Игореве». Опыт жертвы сталинских репрессий в мемуарах «История моего заключения» (опубликованы за рубежом на английском языке в 1981, в России в 1986).
Видео:"Не позволяй душе лениться" Николай ЗаболоцкийСкачать
Фонетический разбор: Заболоцкий
Сделаем полный звуко-буквенный разбор слова «Заболоцкий»: поставим ударение, определим слоги и их количество, составим фонетическую транскрипцию и составим таблицу букв и звуков.
Ударение: заболо́цкий — ударение падает на 3-й слог Слоги: за-бо-ло-цкий (4 слога) Возможные переносы: за-болоцкий, забо-лоцкий, заболо-цкий, заболоц-кий (4 варианта) Фонетическая транскрипция слова: [забал`оцк’ий’]
Разбор на буквы и звуки:
Буква | Звук | Характеристики звука | Цвет |
---|---|---|---|
з | [ з ] | согласный, звонкий парный, твёрдый, шумный | з |
а | [ а ] | гласный, безударный | а |
б | [ б ] | согласный, звонкий парный, твёрдый, шумный | б |
о | [ а ] | гласный, безударный | о |
л | [ л ] | согласный, звонкий непарный (сонорный) , твёрдый | л |
о | [ `о ] | гласный, ударный | о |
ц | [ ц ] | согласный, глухой непарный, твёрдый, шумный | ц |
к | [ к’ ] | согласный, глухой парный, мягкий, шумный | к |
и | [ и ] | гласный, безударный | и |
й | [ й’ ] | согласный, звонкий непарный (сонорный) , мягкий | й |
Число букв и звуков:
На основе сделанного разбора делаем вывод, что в слове 10 букв и 10 звуков.
Буквы: 4 гласных буквы, 6 согласных букв.
Звуки: 4 гласных звука, 6 согласных звуков. Из них 2 мягких согласных и 4 твёрдых согласных.
Видео:Литература 9 класс (Урок№43 - Н.А. Заболоцкий. Стихотворения.)Скачать
Николай Алексеевич Заболоцкий
Фото Все
Видео Все
Заболоцкий Николай Алексеевич — биография
Цикл «Культура и время». Н. Заболоцкий
Больше, чем любовь. Николай Заболоцкий и Екатерина Клыкова. Больше, чем любовь
Видео:Николай Заболоцкий - Некрасивая девочкаСкачать
Николай Заболоцкий — биография
Николай Алексеевич Заболоцкий — советский поэт-философ, переводчик, являлся членом Союза писателей СССР, был репрессирован в 1938 году, его реабилитировали посмертно в 1963 году.
Николай Заболоцкий является ярким представителем русской поэзии. В ранних работах поэта можно наблюдать идеи футуризма, но позднее автор находит свой неповторимый, индивидуальный стиль. Ироничные строки его стихов были пропитаны философским смыслом и глубокой пронзительной лирикой.
Детство и юность
Николай Алексеевич Заболоцкий родился вблизи Казани, в 1903 году. Его отец был управляющим частного фермерского хозяйства и агрономом. Алексей Заболоцкий был образованным и прогрессивным для того времени человеком, в хозяйстве он использовал и внедрял самые прогрессивные методы земледелия, для повышения урожая. В 1905 году Алексей открывает курсы по разведению пчёл, сам рассказывает и обучает людей. Мать Николая, Лидия Дьяконова, работала учителем в сельской школе. Но после рождения детей вынуждена была оставить свою работу, так как семья Заболоцких насчитывала шестеро детей. Самый старший из них был будущий поэт.
Николай Заболоцкий в детстве
В семье Заболоцких все любили читать, и соответственно у них было достаточно много книг. Николай Алексеевич вспоминал, что отец ещё с 1900 года покупал подписку журнала «Нива», и со временем собрал из приложений к нему, большое собрание русской классики. Все издания бережно хранились, отец переплетал и приумножал собрание случайными покупками. Все дети любили проводить время на улице, зачастую отец звал с собой на поля и Николая. Любознательному мальчику было интересно слушать отца о том, как правильно высаживать растения, а затем ухаживать за ними и наблюдать их рост.
В 1910 году Алексею Заболоцкому предлагают новую работу, и семья перебирается в селение Сернур Уржумского уезда, сейчас это территория Республики Марий Эл. Позднее Николай Алексеевич вспоминал, что природа этих краёв оказала на него неизгладимые впечатления. Он искренне восхищался красотой закатов, пением соловьёв и разнообразием растительного мира.
Николай Заболоцкий в юности
Своё первое стихотворения мальчик сочиняет в возрасте семи лет, и непременно мечтает стать писателем. Любимым занятием начинающего писателя был пересказ прочитанной книги. Его слушателями стали его школьные друзья, которые с нетерпением ждали следующего рассказа Николая. В год 100-летия празднования победы в Отечественной войне юный рассказчик просвещал друзей о жизни Наполеона, героями его повествований были Михаил Кутузов и Барклай-де-Толли. А потом дети, увлечённые его повествованиями, играли в войну. Делали из газет треуголки, а из палок сабли и пики, и сражались с зарослью крапивы, представляя, что это войска французов.
В 1913 году, в десятилетнем возрасте, Николая отправляют на обучение в Уржумское реальное училище. Николай сразу полюбил историю, рисование и как не странно химию. Он просит разрешение у отца проводить по выходным в их сарае химические опыты. Но любовь к литературному творчеству всё же преобладает. Николай много читает, и начинает много писать сам. Александр Блок и Константин Бальмонт становятся его вдохновителями, он серьёзно увлечён творчеством этих поэтов.
Николай Заболоцкий в молодости
На последних курсах своего обучения Николай пишет свою первую поэму «Уржумиада», в которой рассказывает о свой жизни в Сернуре. 1917 год приносит юноши новые знакомства. В Урджум приезжают агитаторы за советскую власть. Это была как правило столичная интеллигенция. Приезжали и музыканты, и учителя, и актёры. Некоторым из них будущий поэт и показывал свои сочинения. Многие советовали начинающему автору ехать в центр учится. Позднее Николай Алексеевич напишет, что намерение стать писателем в нём окрепло именно тогда.
«Хроническое безденежье» и учеба за паек
По окончании обучения в реальном училище, в 1920 году, молодой человек решает ехать и поступать в Москву. Его выбор пал на Первый Московский университет, сейчас это МГУ. Николай выбирает историко-филологический факультет, и успешно проходит вступительные экзамены. Он становится студентом, однако его ждет неприятная новость: на выдаваемые первокурсникам продуктовые карточки купить продукты в условиях строжайшего дефицита оказалось невозможным. Но Николай узнаёт, что студентам медикам полагаются не карточки, а хлебные пайки. Николай сразу же подаёт документы и на медицинский факультет во Второй Московский институт, на данный момент — это университет им. Пирогова. Николай решает совмещать учёбу сразу в двух направлениях.
Михаил Касьянов, однокурсник по медицинскому факультету позже вспоминая это время, писал, что жили они с Николаем от пайка до получения следующего пайка, который выдавался студентам только один раз в месяц. Паёк состоял из полутора булок хлеба, сливочного масла, сахарного песка, селёдки и ещё некоторых продуктов.
Николай Заболоцкий
В свободные вечера Николай старался выбираться в Политехнический музей, чтобы послушать Владимира Маяковского либо в кафе «Домино» на тверской улице, там часто собирались поэты, а когда у студента оставались деньги, то Николай непременно покупал билеты в Театр Мейерхольда. Зимой 1921 года паёк медицинским студентам был отменён в связи с окончанием гражданской войны острая нужда в медиках попросту отпала. И Николай решает бросить медицинский университет. Он понимает, что нужно полностью сконцентрироваться на учёбе по истории. Но реальная ситуация оказалась намного сложнее, Николай слишком много пропустил, и он решает забрать документы.
В этом же году Николай Заболоцкий перебирается в Петроград, и подаёт документы в Петроградский педагогический институт им. Герцена, на факультет русского языка. Позднее Николай Алексеевич в своих воспоминания описывал это время как «хроническое безденежье и полуголодное существование». Чтобы как-то прожить Николай подрабатывал грузчиком в порту, устраивался разнорабочим. На последних курсах обучения Николай довольно часто посещает кружок «Мастерская слова», и там он знакомится с творчеством Велимира Хлебникова и Осипа Мандельштама. И всё это время он непрерывно работает, пишет свои произведения. В 1925 году он оканчивает университет.
Творчество
В этом же 1925 году юношу призывают на службу в армию. И там он сочиняет стихотворения «Часовой», «Движение», «Лицо коня» и другие. А по окончанию службы, через два года, Николай Алексеевич возвращается уже в Ленинград. Немного позднее он устраивается на работу в журнально-книжное издательство, в отдел детской литературы, а руководил этим отделом самый известный детский поэт Самуил Яковлевич Маршак. Его коллегами стали Евгений Шварц, Лидия Чуковская, Борис Житков. Литературный отдел детской книги выпускал так же ещё очень популярные в то время два детских журнала «Чиж» и «Ёж», в которых публиковались стихи Даниил Хармс, Александр Введенский.
Николай Заболоцкий в творческом процессе
Коллеги позднее вспоминали, что редакция была очень весёлая, авторы и художники жили одной дружной семьёй, рассказывали друг другу разные истории, вместе читали, придумывали, устраивали различные розыгрыши. У них были общие темы и мысли, что может пригодиться журналу.
Николай Алексеевич близко общался с Александром Введенским и Даниилом Хармсом. Он стал часто бывать дома у своих коллег, темами для разговора была поэзия и беседы на философские темы. Они вместе сочиняли стихотворения, либо зачитывали друг другу свои заготовки. А в 1927 году молодые люди решают совместно ещё с четырьмя писателями: Константином Вагиновым, Борисом Левиным, Николаем Олейниковым, Игорем Бахтеревым создать кружок «Объединение реального искусства» сокращённо — ОБЭРИУ.
В 1928 году они опубликуют декларацию этого философского, поэтического кружка. Молодые литераторы называли себя «Обэриуты», они считали, что мир хаотичен и фрагментирован, и единственный способ выжить в нем — говорить. Они отказались от принятых, традиционных форм в искусстве, пользовались приёмом гротеска, балансируя на грани реальности и фантастики, подчёркивали некоторые черты, изменяли их и деформировали, неправдоподобно увеличивая их до поэтического абсурда. Тогда же Николай Алексеевич пишет статью «Поэзия обэриутов» и называет себя «поэтом голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам зрителей», он предлагает своим читателям читать свои стихи «более глазами и пальцами, нежели ушами».
Сборник «Столбцы» Николая Заболоцкого: первое издание 1929 г.
В 1929 году Николай Алексеевич выпускает свой первый сборник стихов «Столбцы». Это сборник сатирических стихотворений на обывателей, которые пытаются сохранить устарелые устои в новой стране. В книгу вошли 22 произведения поэта: «Игра в снежки», «Народный быт», «Белая ночь», «Рыбная лавка», «Ивановы» и многие другие. Книжное издание моментально было раскуплено за несколько дней. Позже Заболоцкий написал, что сборник вызвал в литературе скандал, и его причислили к «лику нечестивых». А в 1930 году поэт делает перевод поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»
В 1936 году Николай Заболоцкий на одной из дискуссий на тему формализма сказал: «Столбцы научили меня присматриваться к внешнему миру, пробудили во мне интерес к вещам, развили во мне способность пластически изображать явления».
В 1931 году у Заболоцкого случается серьёзная размолвка с Александром Введенским, после он перестаёт посещать кружок ОБЭРИУ. И практически сразу у поэта появляется новое увлечение, в которое он уходит с головой. Его заинтересовала физика и строение Вселенной. В это время он начинает переписку с известным учёным Константином Циолковским. Николай Алексеевич отмечал, что мысли учёного о будущем Земли и человечества его так же волнуют, что эта тема ему оказалась очень близка, что он как может поднимает этот вопрос в своих стихотворениях, и пытается разрешить насущные проблемы. В 1931 году Заболоцкий сочиняет поэму «Безумный волк». Это философская притча о познании. Её можно сравнить с древнегреческой трагедией, наравне с главными действующими героями медведем и волком автор включает в текст и реплики хора.
В 1933 году Николай Алексеевич сочиняет свою новую поэму «Торжество земледелия». Она публикуется в известном журнале «Звезда». Тогда он написал своей жене, что из-за выхода его произведения в Москве образовался «шум». Современники говорили, что этот выпуск журнала был на столах практически у всех жителей столицы, многие были в восхищении от этого произведения, а другие просто в бешенстве, но встречались и те, кто говорил «до чего же мы докатились». Заболоцкий задумывал показать в нём победу над дореволюционной жизнью простого крестьянина, который с приходом советской власти стал не только сам свободен, но и освободил от труда животных. Теперь крестьяне работали в поле не на лошадях, а смело управляли тракторами.
Но многие посчитали это просто насмешкой над властью, ведь в стране полным ходом шла коллективизация. Елена Усиевич, которая являлась журналистом газеты «Литературный критик» написала совсем не лестный отзыв о поэме, назвав её «злобной сатирой на социализм» и «пасквилем на коллективизацию». Итогом этого переполоха стало изъятие всего тиража журнала, а само это произведение было запрещено к печати. Спустя несколько месяцев Заболоцкий получил запрет и на издание своего только написанного сборника «Стихотворения 1926–1932».
Николай Алексеевич понимает, что заниматься творчеством ему попросту не дадут, и он приступает к переводам, чтобы заработать себе на жизнь. И страна прочитала такие известные и любимые теперь произведения как: «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле, «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта и «Легенда о Тиле Уленшпигеле» Шарля де Костера. Вениамин Каверин, известный писатель позднее напишет, что переводы Заболоцкого стали фактом русской поэзии, и сравнил его работу наравне с переводами Лермонтова и Жуковского. В 1937 году Николай Алексеевич все же смог издать сборник своих стихотворений под названием «Вторая книга», в него вошло 18 его произведений.
Арест и ссылка
В 1938 году в жизни Николая Заболоцкого происходят трагические события. Его обвиняют в пропаганде против советского строя. Ему предъявлено обвинение в создании контрреволюционной писательской организации. Доказательством этому предоставляют статьи критиков и их рецензии на его произведения. Это была откровенная клевета, они полностью исказили все факты. Одним из таких отзывов был написан критиком Николаем Лесючевским в органы НКВД, в нем говорилось о том, что произведения Заболоцкого призывают бороться против социализма.
Выписка из протокола Николая Заболоцкого
В своих воспоминания Николай Заболоцкий описывал самые трагичные, первые дни заключения и последующие за этим годы ссылки. Поэт написал в своих мемуарах «История моего заключения», что первый допрос длился беспрерывно четыре дня, и вначале его не били, а просто старались подавить его волю. Он был всё это время лишён сна и пищи, дознаватели по очереди его допрашивали сутки напролёт. Ему было запрещено вставать со стула, и в итоге на нём он провёл все четыре дня. Николай Алексеевич так же вспоминал, что из соседнего кабинета время от времени были слышны чьи-то страшные крики. На третий день, опухшие ноги стали нестерпимо болеть, и ему пришлось руками разрывать ботинки. Можно только восхитится силой его духа, ведь он старался сохранить свой рассудок ясным. Николай Алексеевич очень боялся своим каким-нибудь неосторожным словом может навредить людям, о которых спрашивали следователи.
От расстрела Заболоцкого спас тот факт, что он не признал свою вину, и наотрез отказывался от обвинения о создании контрреволюционной организации, в которую и входили те люди, о которых его расспрашивали.
Приговор Николаю Алексеевичу всё равно вынесли обвинительный, и приговорили его к пяти годам лагерей. Его первым местом отбывания наказания стал «Востоклаг», находящейся в Хабаровском крае, затем он был этапирован в Алтайский край, и находился в исправительно-трудовом лагере до конца ссылки.
Заболоцкому было позволено изредка писать своей семье. Все его письма жене пронизаны тоской и печалью. Но он выражает надежду на пересмотр его дела и скорое освобождение.
Ранней весной 1944 года Заболоцкий был освобождён. Но последующие два года он не имел права вернутся в Москву. Это время он провёл в Караганде. Именно там он сделал перевод с древнерусского языка «Слово о полку Игореве», который позднее был признан самым лучшим переводом этого эпического произведения. Собственно, эта работа и позволила ему вернуться в столицу, а затем восстановить своё членство в Союзе писателей.
В 1946 году Николай Алексеевич приезжает в Москву, и временно останавливается у литературоведа Николая Степанова, который впоследствии вспоминал, что Заболоцкому приходилось спать на кухонном столе, потому как на полу было нестерпимо холодно. Затем поэт перебирается на дачу к философу Эвальду Ильенкову, а затем и к писателю Вениамину Каверину. В 1946 году Заболоцкий пишет одно из своих самых знаменитых стихотворений «В этой роще березовой», а немного позднее на суд читателей он предоставляет — «Творцы дорог», «Город в степи» и «Я не ищу гармонии в природе».
Николай Чуковский вспоминал, что в это время Николай Алексеевич нестерпимо желал уюта и покоя, ему просто необходим был мир и ощущение счастья. Вероятно, это происходило потому, что Заболоцкий до конца не был уверен, что весь пережитый ужас заключения и испытания остались позади. Но со временем он стал понемногу возвращаться к нормальной жизни. Его неуёмный характер не давал поэту долго хандрить, надежда на новую жизнь неудержимо росла.
Произведения, которые были написаны поэтом с 1946 по 1948 годы отличаются глубоким чувством грусти, в них прослеживался пережитый кошмар залючения. Но эти его работы были высоко оценены современными литераторами. Великий поэт написал в это время «Журавли» и «Оттепель». В 1948 году он выпускает свой третий сборник стихов, но он остался незамеченный публикой. Заболоцкий с иронией замечал, что для автора, имеющего судимость и это неплохо.
Николай Заболоцкий
А затем выпускает книгу «Заметки переводчика». Николай Алексеевич вновь приступает к переводам стихов грузинских поэтов. Тогда он планировал составить «Свод русских былин», но к сожалению, ему не удалось осуществить свою задумку. В 1954 году у Николая Алексеевича случился инфаркт.
Личная жизнь
В 1930 году Николай Заболоцкий встречает молодую девушку Екатерину Клыкову. Молодые люди полюбили друг друга и вскоре заключили брак. У пара родилось двое детей. Первый сын Никита родился через два года после заключения брака, позднее он стал биологом, а Наталья в 1937 году, которая впоследствии стала супругой Николая Каверина.
Николай Заболоцкий с Екатериной Клыковой
Во время заключения Екатерина поддерживала его перепиской как могла, и сама поднимала детей. Но в 1955 году женщина ушла к писателю Василию Гроссману, а у Николая Алексеевича случился роман с Натальей Роскиной. Но их расставание продлилось только три года. Екатерина вернулась к мужу, и осталась с ним до конца дней.
Николай Заболоцкий с семьей
В 1957 году выходит последняя прижизненная книга Заболоцкого, это сборник, состоящий из 64 произведений поэта.
Смерть
К Заболоцкому прошло признание, его финансовое положение стало достаточно устойчивое, но здоровье, которое было подорвано годами заключения дало о себе знать. Он стал часто болеть. Чуковский вспоминал, что уход от него жены так же негативно сказался на его самочувствии, именно после ухода Екатерины у поэта случился первый инфаркт.
Николай Алексеевич немного восстановил своё здоровье и смог прожить ещё три счастливых года, а в октябре 1958 года у него произошел второй инфаркт, который и стал причиной его смерти. В 1963 году по заявлению Екатерины его посмертно реабилитировали.
Памятник Николаю Заболоцкому
Жена Заболоцкого намного пережила своего мужа и умерла в 1997 году. Её похоронили рядом со своим знаменитым мужем.
Произведения
- Столбцы
- Таинственный город
- Стихотворения
- Стихотворения и поэмы
- Змеиное яблоко
- Собрание сочинений
- Вешних дней лаборатория
- Как мыши с котом воевали
- Журавли
- Столбцы и поэмы
- История моего заключения
- Как мыши с котом воевали
- Огонь, мерцающий в сосуде…
- Меркнут знаки Зодиака
- Поэтические переводы
- Не позволяй душе лениться
- Лирика
- Стихи о любви
- Я воспитан природой суровой
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
📸 Видео
Заболоцкий Николай Алексеевич - биографияСкачать
Не позволяй душе лениться, Заболоцкий Н.Скачать
Николай Заболоцкий. Некрасивая девочкаСкачать
Н.А. Заболоцкий " Не позволяй душе лениться "| Учи стихи легко | Караоке| Аудио Стихи Слушать ОнлайнСкачать
"Слово о полку Игореве" перевод Н. Заболоцкого Слушаем Слово о полку Игореве #словоополкуигоревеСкачать
Песни и романсы на стихи Николая ЗаболоцкогоСкачать
Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочкаСкачать
Николай Заболоцкий Не позволяй душе лениться Учить стихи легко Аудио Стихи Слушать ОнлайнСкачать
Заболоцкий. «Прохожий». Из курса «Русская литература XX века. Сезон 2»Скачать
«Завещание» Н. Заболоцкий. Анализ стихотворенияСкачать
Смерть врача , Николай Заболоцкий , Советская Поэзия , читает Павел БесединСкачать
Заболоцкий Можжевеловый кустСкачать
О времени и о себе. Николай Заболоцкий (1986)Скачать
Николай Заболоцкий. ПризнаниеСкачать
Поэзия. Н.Заболоцкий. Мысль. Образ. Музыка (1983)Скачать
«Не позволяй душе лениться» Н. Заболоцкий. Анализ стихотворенияСкачать