- Русский язык. 10 класс
- Морфемика и словообразование. Части слова.
- теория по русскому ? морфемика
- Окончание
- Корень
- Приставка
- Суффикс
- Постфикс
- Способы словообразования
- Соединительные гласные О/Е в сложных словах
- Тест по русскому языку по теме: «Морфемика. Словообразование. Фонетика. Орфоэпия»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- 🎬 Видео
Видео:Морфемы: словообразовательные и формообразовательныеСкачать
Русский язык. 10 класс
Конспект урока
Тема: «Единицы языка. Языковая норма»
Перечень рассматриваемых вопросов
- Что такое единицы языка?
- Какую роль играют единицы языка в различении смысла?
- Как зависит единица языка от контекста?
- Как соотносятся единицы языка между собой?
- Что такое языковая норма?
Глоссарий по теме
Предложение – основная единица синтаксиса, служащая целям общения.
Словосочетание – синтаксическая единица, представляющая собой сочетание двух или более самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.
Слово – основная единица языка, которая служит для именования различных предметов, явлений действительности и выражения отношений между ними и обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков.
Морфема – минимальная значимая единица языка.
Слог – минимальная произносительная единица речевого потока.
Звуки речи – минимальные единицы речевого потока.
Синтаксис – раздел языкознания, изучающий законы построения связной речи.
Лексика – совокупность слов, образующих словарный состав языка.
Морфемика – раздел языкознания, описывающий типы морфем, их отношения друг к другу и слову в целом.
Фонетика – раздел лингвистики, изучающий звуковые средства и звуковой строй языка.
Языковая норма – совокупность наиболее устойчивых языковых единиц и правил их употребления, принятых в каком-либо обществе в определённую эпоху.
Литература по теме
Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009, 287 с.
Русский язык. Школьный энциклопедический словарь / Под ред. С. В. Друговейко-Должанской, Д. Н. Чердакова. СПб.: СПбГУ, 2014, 583 с.
1. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М.: Московская международная школа переводчиков, 1994, 400 с.
Материал для самостоятельного изучения
На каждом уровне языковых единиц существуют нормы, определенные лингвистами и зафиксированные в словарях. Эти нормы – весь их комплекс образует литературный язык – подвижны и изменяются со временем. Речь идет об орфоэпических (произносительных), словообразовательных, лексических, стилистических, синтаксических нормах.
В любом языке, и в русском в том числе, есть составляющие элементы, которые мы называем единицами языка. Наименьшей единицей, не обладающей значимостью, является звук. В свое время делались попытки (не лингвистами, а поэтами) придавать значимость звуку. Французский символист Артюр Рембо написал сонет «Гласные», в котором привязывал отдельные звуки к определенному значению. Русский футурИст Велимир Хлебников создал стихотворение «Слово о Эль», объясняя значение этого звука.
Когда судов широкий вес
Был пролит на груди,
Мы говорили: видишь, лямка
Однако сравнение фонетических систем разных языков свидетельствует о том, что сам по себе отдельный звук никакого определенного значения не имеет. Зато в потоке речи звуки играют смыслоразличительную роль.
Скажем, звуки [м], [мь], [ы] не значат ничего, но слово «мысли» мы отличаем от хлопьев «мюсли» именно потому, что в определенной конфигурации звуков слышим [м], а не [мь], а также [ы], а не [у]. По той же причине мы различаем слова, состоящие из одних и тех же звуков, но расположенных в разном порядке: «сокол» и «колос», например.
Есть еще одна единица языка – слог. В потоке речи мы произносим не отдельные звуки, а именно слоги. Слогообразующим элементом является гласный, к которому могут присоединяться согласные – один (ра-) или несколько (ржа-). Слог может обойтись и совсем без согласных, но гласный в нем непременно присутствует. Сам по себе слог, как и звук, не имеет значения, но в качестве морфемы (раз-, холм, -ян) он значение обретает.
Итак, минимальная значимая единица языка – это морфема. К морфемам относятся корни, приставки, суффиксы и окончания. Ясно, что значимость их – разного порядка. Корень прямо обращает нас к значению слова в целом. Приставка может поменять это значение на противоположное (сравните: вход – выход), может иметь грамматическое значение (например, с помощью приставок образуются видовые пары глаголов: делать – сделать). Суффикс «рассказывает» нам о морфологии – к какой части речи относится слово (скажем, бег – это действие, но со значением предметности, а бегать – действие, выраженное глаголом) и, кроме того, может указывать на грамматические признаки слова (например, род: ученик – ученица), на то, что речь идет о профессии (строитель, переводчик), может играть формообразующую роль («л» в глаголах прошедшего времени). С помощью окончания мы узнаем всё, что нам нужно, о грамматических особенностях слова: о его принадлежности к определенной части речи, роде, числе, падеже.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Найдите соответствия между двумя множествами:
- Разделы лингвистики: синтаксис, лексикология, морфемика, фонетика.
- Единицы языка: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение.
В первом множестве приведены некоторые разделы языкознания, изучаемые в школьном курсе. Обращаем внимание на то, что в учебниках раздел науки о значениях слов называется не «Лексикология», а «Лексика», однако слово «лексика» обозначает не раздел лингвистики, а словарный состав языка, поэтому мы, чтобы сделать множество более корректным, используем другое слово. Если ранжировать уровни, то ответ будет выглядеть так: единицей фонетики является звук, морфемики – морфема, лексикологии – слово, синтаксиса – словосочетание и предложение.
Прочитаем стихотворение поэта Алексея Крученых, товарища Велимира Хлебникова по футуризму, написанное так называемым «заумным» языком:
На каких уровнях языка работает поэт? Можно ли сказать, что он пишет по-русски? Приведите аргументы.
Ответ на второй вопрос однозначен и содержится в условиях: стихи написаны «заумью», в них не используются слова русского языка. Правда, в нескольких случаях возникают совпадения. Так, слово «дыр» совпадает с формой родительного падежа множественного числа слова «дыра», «вы» – с формой личного местоимения 2-го лица (именительный падеж, множественное число), «со» – с предлогом «с», который перед словами, начинающимися на согласные (например, «со мной»), иногда распространяется гласным звуком. Однако эти совпадения случайны и не являются значимыми.
Теперь отвечаем на первый вопрос. Начинаем с нижних уровней языка. Поэт работает на фонетическом уровне (в данном случае этот уровень играет ведущую роль); о морфемном уровне мы ничего сказать не можем, так как «заумь» не имеет ни морфологической, ни грамматической системы; используется лексический уровень (пробелы в тексте свидетельствуют о том, что имеются разные лексические единицы); синтаксический уровень также в наличии, потому что произведено некое высказывание, хотя смысл его остаётся непонятным.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Прочитайте в следующем издании – «Русский язык. Школьный энциклопедический словарь» – статьи, фрагменты из которых использованы в «Глоссарии». Напишите академическое эссе «Для чего языку нужны единицы?».
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Морфемика и словообразование. Части слова.
теория по русскому ? морфемика
Морфемика – раздел русского языка, занимающийся изучением строения слова. Слово делится на значимые части – морфемы. К ним относятся корень, окончание, приставка и суффикс. Различают морфемы словообразующие (с помощью них образуются новые слова, частично меняется лексическое значение слова) и формообразующие (меняется только грамматическая категория слова при сохранении лексического значения).
стирал – постирал (словообразующая приставка) медведь – медвежонок (словообразующий суффикс)
стирал – стирала (формообразующее окончание, изменился род глагола) красивый – красивее (формообразующий суффикс, изменилась степень прилагательного)
Основная единицы морфемики – морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, окончания.
Окончание
Окончание – это изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении или словосочетании. Чтобы выделить окончание, нужно изменить слово: мудр ый – мудр ого , девочк а – девочк и , принима ю – принима ет . У разных частей речи окончание выражает разные грамматические значения:
- род, число, падеж у существительных и прилагательных;
- лицо и число у глаголов в настоящем и будущем времени;
- род и число у глаголов в прошедшем времени.
Внимание!
Окончание – формообразующая морфема, оно не служит для образования новых слов!
У слова может быть нулевое окончание (не выраженное звуком), которое обнаруживается при изменении слова: домик – домик и , уехал – уехал а . Совсем не имеют окончания слова, принадлежащие к следующим частям речи: наречия, деепричастия, прилагательные в сравнительной степени и несклоняемые существительные.
Основа – часть слова без окончания. В ней заключено лексическое значение слова.
Корень
Корень – главная значимая часть слова, содержащая общее значение всех однокоренных слов. Например: окно – окошко – подоконник. У слова может быть один корень (учитель) или несколько (водопад), последние слова называются сложными. Корень — единственная обязательная часть слова. Существует множество слов, состоящих только из корня — служебные слова, междометия, неизменяемые существительные, многие наречия.
Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с окончаниями, называются свободными. В остальных случаях корни являются связанными. В большинстве слов именно корень выражает основное лексическое значение слова.
Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Для того чтобы определить в слове корень, необходимо подобрать ряд однокоренных слов. Однако если лексическое значение корня у слов не совпадает, они не будут являться однокоренными: запирать – пировать, мирный – умирать.
Нужно уметь различать корни, которые совпадают по звучанию и написанию, но различаются по значению. Такие корни называются омонимическими: от нос ить, пере нос , за нос , под нос , нос ильщик, об нос ки.
Приставка
Приставка, или префикс, – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: читать – прочитать. Её роль – внесение дополнительного значения. Приставка может находиться непосредственно перед корнем или перед другой приставкой: сговорчивый — несговорчивый. Приставки бывают исконно русскими (о-, от-, под-, пере-) и иноязычными (контр-, дез-, суб-, ад-, ин-).
Суффикс
Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов : чудо – чудесный. В слове может быть один (радость) или несколько суффиксов (старинный). Суффикс может находиться непосредственно после корня или после другого суффикса: столяр — столярничать.
Кроме словообразующих суффиксов существуют еще и формообразующие. При помощи них образуются сравнительные и превосходные степени сравнения прилагательных и наречий: ярче, новее, старейший.
Постфикс
Постфикс – значимая часть слова, которая стоит после окончания и служит для образования новых слов или новых форм уже существующего слова. К постфиксам относятся -сь,-ся,-те,-то,-либо,-нибудь: улыбаться, причешись, идемте, какой-то, кто-либо, где-нибудь.
Все значимые части слова имеют условное графическое обозначение.
Видео:РУССКИЙ ЯЗЫК 5 класс: Что такое морфема ? | ВидеоурокСкачать
Способы словообразования
В русском языке есть два основных способа образования новых слов: неморфологический и морфологический.
Неморфологический способ – это переход из одной части речи в другую. Например: 1) В магазине продают мороженое (прилагательное) мясо ; 2) Мы съели вкусное мороженое (существительное).
Среди морфологических способов словообразования выделяют следующие: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение.
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№56 - Морфема. Изменение и образование слов. Окончание.)Скачать
Соединительные гласные О/Е в сложных словах
Сложные слова – это слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Как правило, образуются от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть: пешеход, ледокол, самовар, лесоруб, счетовод;
Корни в сложных словах чаще всего соединяются при помощи гласной, которая называется соединительной. Соединительных гласных может быть только две: О или Е.
Правописание соединительных гласных О/Е
- -О- пишется после твердых согласных (кроме ж, ш, ц);
- -Е- пишется после мягких согласных и ж, ш, ц.
Примеры: хлебороб, звездолёт, молоковоз, жизнелюб, нефтепровод, птицеед.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Тест по русскому языку по теме: «Морфемика. Словообразование. Фонетика. Орфоэпия»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по русскому языку по теме: «Морфемика. Словообразование. Фонетика. Орфоэпия»
1 . Морфема – это…:
А) наименьшая значимая часть слова; Б) звук; В) Буква Г) слово; Д) словосочетание
А) состав слова Б) центральный элемент структуры слова
В) основа слова Г) логическое ударение Д) система морфем
3. Раздел языкознания, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов, называется:
А) фонетикой Б) синтаксисом В) морфологией Г) морфемикой Д) фразеологией
4. Какие слова называются однокоренными?
А) Слова с одним лексическим значением Б) слова с переносным значением
В) слова с прямым значением Г) слова с одинаковым корнем
Д) слова с несколькими лексическими значениями
5. Найдите слово с нулевым окончанием:
А) книга Б) умный В) стул Г) вышла Д) сильное
6. Основы бывают:
А) непроизводные и производные Б) прямые и косвенные
В) глухие и звонкие Г) парные и непарные Д) сильные и слабые
7. Определите способ словообразования: лесоруб, снегопад, водоустойчивый:
А) суффиксальный Б) приставочный В) приставочно-суффиксальный
Г) переход одной части речи в другую Д) сложение основ
8. Укажите, какой частью речи является подчёркнутое слово в предложении: Мы вошли в столовую.
А) прилагательное Б) причастие В) существительное Г) наречие Д) местоимение
9.По какой модели образовано слово подснежник:
А) ∩ ¬ Б) ¬ ∩ В) ∩ ^ Г) ¬ ∩ Д) ¬ ∩ ^
10. Аббревиатурами называются:
А) сложносокращённые слова Б) иноязычные слова В) устаревшие слова
Г) новые слова Д) заимствованные слова
11. В каком слове букв больше, чем звуков?
чудо 2) мощный 3) съёмка 4) яблоко
12. В каком слове все согласные звуки твёрдые?
рожь 2 лесть 3) врач 4) роща
13. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
киломЕтр2) облЕгчить 3) дОсуг 4) квАртал
14. Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (которых) есть звук [ч]
Мы, конечно, учтём ваши пожелания и постараемся вам помочь.
Условия выполнения заданий
В тестах найти 1 правильный ответ;
«5» — допущена 1 ошибка.
«4» — допущены 2 ошибки.
«3» — допущены 3 ошибки.
«2» — допущено более 3 ошибок.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 812 человек из 78 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 331 человек из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 328 человек из 67 регионов
- Рачеева Лилия АнатольевнаНаписать 9458 31.12.2019
Номер материала: ДБ-888014
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 31.12.2019 155
- 31.12.2019 130
- 31.12.2019 66
- 31.12.2019 35
- 31.12.2019 250
- 31.12.2019 56
- 31.12.2019 37
- 31.12.2019 24
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Видео:Морфемика и словообразование (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
🎬 Видео
Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТСкачать
Фонетический разбор слова. Как сделать звуко-буквенный разбор?Скачать
Морфемика. Словообразование. Видеоурок 6. Русский язык 10 классСкачать
Как объяснить ребенку фонетический разбор слова? Звуко-буквенный анализСкачать
Русский язык 6 класс (Урок№27 - Морфемика и словообразование.)Скачать
Морфемика - что это за раздел языкознания, что изучает, чем отличается от морфологииСкачать
Морфема как значимая часть слова. Видеоурок 13. Русский Язык 5 классСкачать
Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастияхСкачать
Звукобуквенный разбор слова мышь..Скачать
Тема 5. Морфемы как значимые части слова. Словообразовательные и формообразовательные морфемыСкачать
Морфемика. Словообразование. Видеоурок 3. Русский язык 7 классСкачать
МОРФЕМА - что это такое? значение и описаниеСкачать
Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?Скачать
Фонетика. Фонетический разбор слова | Русский язык ЕГЭ, ЦТСкачать