- Василий Жуковский — Море: Стих
- Анализ стихотворения «Море» Жуковского
- История создания
- Жанр, тема и идея
- Основной мотив и образы стихотворения
- Композиция
- Ритмический строй
- Художественные средства
- Море жуковский с ударением
- Стихотворение «Море» В .А. Жуковского разбор и анализ по плану
- Элегия «Море» история создания
- Краткий анализ
- Анализ стихотворения В. А. Жуковского
- Основная мысль произведения
- Жанр и размер
- Литературное направление
- Композиция
- Характеристика героев
- Лирический сюжет
- Темы элегии «Море»
- Тема любви
- Тема борьбы
- Тема одиночества
- Лирический герой
- Художественные средства
Видео:Василий Андреевич Жуковский Море Учить стихи легко Аудио Стихи Слушать ОнлайнСкачать
Василий Жуковский — Море: Стих
Элегия
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе.
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Видео:В.А. Жуковский " Море " | Учи стихи легко | Караоке | Аудио Стихи Слушать ОнлайнСкачать
Анализ стихотворения «Море» Жуковского
Стихотворение В. А. Жуковского «Море» было написано в 1822 году — в зрелый период его творчества. Этот этап его поэтической деятельности можно охарактеризовать как переходный от сентиментализма к романтизму.
Видео:Море 1822 Василий Жуковский элегия стихотворение русская поэзия ЕГЭ 2021Скачать
История создания
Произведение было посвящено двоюродной сестре Жуковского Марии Протасовой, к которой поэт испытывал романтические чувства. Однако мать девушки была против отношений пары. Боль от несбывшегося счастья отразилась в творчестве поэта.
Видео:Василий Жуковский. Море.Скачать
Жанр, тема и идея
Произведение относится к элегии, изображающей сокровенные, пронизанные грустью мысли лирического героя.
Темой анализируемого произведения является изображение нескольких состояний водной стихии.
Идея элегии истинно романтическая — описать состояние моря, которое, как истинный романтический герой, борется с тёмными силами, пытающимися разрушить его счастье.
Видео:УНИВЕРСАЛЬНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ ДЛЯ ЕГЭ! В. А. Жуковский «Море»Скачать
Основной мотив и образы стихотворения
Произведение проникнуто печалью. Хотя тьма отступила, всё равно остаётся некоторое «смятенье».
В элегии можно выделить два образа:
- лирический герой, очарованный красотой бездны;
- морская стихия, обладающая человеческими чертами.
Море любит небо, ласкает его и блещет «звездами его». Когда же тёмные тучи норовят разлучить их, спокойное до этого море приходит в ярость. Оно воет, борется и… мгла отступает.
Видео:«Море» В. Жуковский. Анализ стихотворенияСкачать
Композиция
«Море» не было поделено на строфы, однако в нём можно выделить 3 смысловые части:
- Изображение спокойной морской глади.
- Описание борющегося с тучами моря.
- Возвращение к умиротворённой картине.
Видео:КАК ВЫУЧИТЬ СТИХ ЗА 10 МИНУТ | ВебиумСкачать
Ритмический строй
Элегия написана трёхсложным размером — амфибрахием. Данный факт позволяет при чтении будто услышать перекаты волн, борьбу и вой моря. Стоит отметить, что строки стихотворения не рифмуются между собой.
Видео:Литература 9 класс (Урок№9 - Романтическая лирика начала XIX века. В.А.Жуковский. Баллада«Светлана»)Скачать
Художественные средства
При описании стихии поэт щедро использует и изобразительно-выразительные средства языка, и синтаксические фигуры:
- эпитеты: «безмолвное», «лазурное», «тревожною», «необъятное», «светозарной»;
- олицетворения: «Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, // Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу…»;
- антитезу: противопоставляется спокойная гладь и бушующая стихия, а также «ясное небо» и «тёмные тучи»;
- риторический вопрос: «Что движет твоё необъятное лоно?»;
- градацию: «бьёшься», «воешь», «волны подъемлешь», «рвёшь и терзаешь».
Таким образом, стихотворение В. А. Жуковского показывает борьбу стихии за собственное счастье. Эта борьба метафорична: под морем подразумевается поэт, под небом, которое скрывают тёмные тучи, подразумевается его возлюбленная.
Видео:Как быстро выучить стих за 3 минуты | Стихотворение Фета - Бал. Легко запомнить стихСкачать
Море жуковский с ударением
Определите размер, которым написано стихотворение В. А. Жуковского «Море» (без указания количества стоп).
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далёкое светлое небо к себе.
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льёшься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются тёмные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу.
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращённых небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
В. А. Жуковский, 1822
Назовите литературное направление, одним из ярких представителей которого в России был В. А. Жуковский и принципы которого нашли своё воплощение в стихотворении «Море».
Романтизм — художественный метод, сложившийся в начале XIX века. Для романтизма характерен особый интерес к личности героя. Герой романтического произведения — человек с особенно сильными чувствами, он выше окружающих, но, как правило, одинок. Романтиков волнует характер отношений личности к окружающей действительности и противопоставление реальному миру идеального.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении. Укажите числа в порядке возрастания без пробелов и запятых.
Олицетворение: о море — «ты дышишь», «смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты». Олицетворение — вид метафоры, в которой предметы, явления неживой природы и понятия наделяются признаками живого существа.
Эпитет: «лазурное море», «безмолвное море». Эпитет — образное определение.
Анафора: «Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу. » Анафора — повторение в строке, стихе начальных слов, несущих основную смысловую нагрузку.
«светозарной» — это разве не неологизм?
Нет, слово «светозарный» не является неологизмом, это слово высокого стиля, употребляемое и до В.А. Жуковского, и после него в поэтической речи. В настоящее время слово можно считать устаревшим (Т.Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный).
Эпитеты «лазурное море», «безмолвное море» используются в первой строчке, соответственно, раньше, чем олицетворение (в 3). Именно поэтому сначала в ответах должна быть указана цифра 2,1,4, а не 124
В задании читаем: «Укажите числа в порядке возрастания без пробелов и запятых».
Что даёт основание отнести стихотворение В. А. Жуковского «Море» к философской лирике?
Философская лирика — стихотворения задумчивого, мечтательного настроения, главной темой философской лирики являются размышления о смысле бытия, о ценностях человеческой жизни. В стихотворении «Море» Жуковский восхищается согласием неба и моря, но это согласие обманчиво. Вечное стремление моря к ясному небу оказывается неосуществимым, как неосуществима мечта человека о полной свободе. Море, как и человеческая жизнь, наполнены противоречиями:
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
В этих размышлениях и есть глубокий философский смысл.
Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения могут быть сопоставлены с «Морем» В. А. Жуковского?
В элегии В. А. Жуковского запечатлен образ бескрайнего моря, выступающего как символ безграничной свободы. То же самое мы видим и в стихотворении «К морю» Александра Сергеевича Пушкина. Уже в первой строфе автор подмечает главную особенность морской стихии — неподвластность никому, свободу. Море — лёгкое, прекрасное, одухотворенное. Помогает создать образ олицетворение:
Прощай, свободая стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Олицетворением как средством художественной выразительности пользовался и В. А. Жуковский. Не будь море самостийным, живым существом, читатель не смог бы прочувствовать всю его безграничную силу.
Стоит отметить, что в обоих произведениях одухотворенное и будто полное жизненной энергии море противостоит другому миру. У Жуковского — «темным тучам», стремящимся отобрать у него «ясное небо», у Пушкина — неподвижному берегу. Оба автора искренне восхищаются водной стихией, любят ее до глубины души.
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Что даёт основание отнести стихотворение В. А. Жуковского «Море» к философской лирике?
10.2. Какую роль в стихотворении играют эпитеты?
10.1. Философская лирика — стихотворения задумчивого, мечтательного настроения, главной темой философской лирики являются размышления о смысле бытия, о ценностях человеческой жизни. В стихотворении «Море» Жуковский восхищается согласием неба и моря, но это согласие обманчиво. Вечное стремление моря к ясному небу оказывается неосуществимым, как неосуществима мечта человека о полной свободе. Море, как и человеческая жизнь, наполнены противоречиями:
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
В этих размышлениях и есть глубокий философский смысл.
10.2. Элегия В. А. Жуковского «Море» богата различными художественными средствами. Значительную роль играют эпитеты. При помощи них автор в первой части передаёт спокойствие стихии: «безмолвное», «лазурное». Затем с помощью эпитетов рисуется стихия — «испуганны» волны, «тёмные» тучи, «враждебная» мгла. Эпитетами же передаётся и радость встречи неба и моря, неслучайно «блеск возвращённых небес» именно «сладостный».
Таким образом, эпитеты помогают создать неповторимый авторский художественный образ
Видео:Леонид Утёсов - "Раскинулось море широко"Скачать
Стихотворение «Море» В .А. Жуковского разбор и анализ по плану
«Море» В. Жуковского написано в духе романтизма. Стихотворение показывает, насколько тонко поэт ощущал могущественную стихию. В школе его изучают 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Море» по плану. Он станет отличным помощником в подготовке к урокам и ЕГЭ.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Видео:...не выучил. (Без памперсов не смотреть!)Скачать
Элегия «Море» история создания
Василий Андреевич Жуковский написал «Море» в 1822 году. Это период творческой зрелости поэта.
Василий Андреевич Жуковский (1783 — 1852) — русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии. Также известен как переводчик поэзии и прозы, литературный критик, педагог. В литературном отношении считал себя учеником Н. М. Карамзина. Литературный наставник А. С. Пушкина.
Мотивы романтизма становятся преобладающими в лирических произведениях Жуковского. Он отходит от сентиментализма.
Исследователи склоняются к мысли, что источником вдохновения поэта послужила Мария Протасова.
Влюбленный Жуковский сравнивает девушку с безбрежной водной гладью, неподвижность которой обманчива.
История любви Жуковского и Протасовой продлилась недолго и не имела продолжения. Разница в общественном положении не позволила родителям Марии согласиться на неравный брак. История создания стихотворения полна чистого и возвышенного романтизма.
Видео:Вот как надо стихи сдавать! Прикол в школе)))Скачать
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Море.
История создания – было написано в 1822 г., когда В. Жуковский уже сформировался как поэт и был известен в литературных кругах.
Тема стихотворения – красота и характер моря.
Композиция – произведение условно делится на смысловые части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. Формально стихотворение не делится на строфы.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий, строки не рифмуются.
Метафоры – «ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твоё необъятное лоно», «ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него».
Эпитеты – «безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далёкое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь, «светозарная лазурь», «тёмные тучи».
Видео:ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!Скачать
Анализ стихотворения В. А. Жуковского
Образ моря впервые появился в творчестве Жуковского. В одноименном стихотворении он служит своеобразным итогом романтических поисков поэта.
Описывается не просто картина водной стихии, раскрывается душа человека, лирического героя.
Краткое содержание плана для анализа «Моря»:
- общая информация о произведении,
- идея текста,
- жанр произведения, звуковая организация стиха,
- выявление литературного направления,
- особенности построения лирического произведения,
- характер лирического героя,
- основная проблематика,
- темы,
- средства художественной выразительности.
Чтобы анализ стихотворного текста был полным, следует придерживаться определенного плана. Часто учителя сами диктуют ученикам последовательность пунктов, если же этого не произошло, рекомендуется придерживаться такого плана:
- Общие сведения о стихотворении: дата создания, история и интересные факты написания, место в творческом пути автора. При раскрытии данного пункта необходимо быть кратким.
- Основная тема. Чему посвящен текст, каков смысл его названия. Основные идеи произведения, мысли автора.
- Описание лирического сюжета. Не стоит полностью пересказывать в прозе то, что писатель изложил стихами, достаточно наметить важные для анализа моменты.
- Особенности композиции. Как построение текста работает на раскрытие авторского замысла: возможно, имеет место кольцевая композиция, противопоставление, сравнение одного явления с другим.
- Лирический герой. Какие поэтические приемы использует автор, чтобы раскрыть его образ.
- Другие персонажи, их место и роль в общем замысле.
- Авторская позиция. Раскрывая этот пункт, не стоит стремиться «ответить правильно», гораздо интереснее высказать собственные суждения.
- Рифмовка, размер, ритм. Здесь важно уметь использовать свои знания литературных терминов.
- Особенности поэтической лексики и синтаксиса. Используемые поэтом приемы художественной выразительности.
- Восприятие стихотворения современниками автора и в наши дни.
Данного плана будем придерживаться при анализе элегии «Море» Жуковского — одного из наиболее известных текстов поэта.
Видео:Песня о первой любви к/ф Попутного ветра, Синяя ПтицаСкачать
Основная мысль произведения
Для дальнейшего изучения художественного и идейного своеобразия произведения следует внимательно прочитать не краткое содержание, а текст стихотворения полностью.
Основная мысль, выраженная в поэтических строках, говорит о схожести явлений природы и душевных порывов человека. Людям необходимо учиться у моря непосредственному восприятию действительности, созерцанию и, одновременно, деятельному сопротивлению.
Человеку необходимо бороться и одерживать победу над мглой жизни, как делает в стихотворение непокорная водная стихия. Автор говорит, что счастье достигается лишь активными действиями.
И пусть к морю не возвратилась прежняя безмятежность, но оно вновь воссоединилось с небом.
Видео:Романтизм как литературное направление | Русская литература 9 класс #8 | ИнфоурокСкачать
Жанр и размер
Почему стихотворение Жуковского «Море» названо элегией? В переводе с греческого «элегия» означает «жалобный».
Именно такая эмоциональная окраска присутствует в сознании лирического героя «Моря».
Романтическая элегия наиболее полно выражает внутренний мир человека. В душе главного героя сливаются воедино и лирическая грусть, и философские размышления, и задумчивая печаль. Таким образом, авторское определение полностью совпадает с литературным жанром произведения.
Для элегии характерен не только особый эмоциональный настрой, но и соответствующий стихотворный размер. Создается неповторимая мелодия стиха, ритм, поддерживающий чувственное начало.
Произведение «Море» написано четырехстопным амфибрахием. С помощью этого стихотворного размера автор передает шум волн и морскую тишину.
В белых нерифмованных строках сохраняется ритм, что способствует глубокому восприятию пейзажных зарисовок и поэтической печали.
Видео:Девочка читает стих про маму до слёзСкачать
Литературное направление
Жанр стихотворения определяет принадлежность к литературному направлению. Элегия воплотила в себе основные качества, свойственные поэтам эпохи романтизма.
В элегии поэт-романтик может в полной мере излить глубокие душевные переживания, поведать о своих страданиях.
Жуковский, чье творчество неразрывно связано с романтизмом, опирается на опыт Байрона, который неоднократно обращался к элегическим мотивам.
Дата написания первой элегии Василия Андреевича «Сельское кладбище» 1802 год. Это произведение написано в духе сентиментализма.
А спустя 20 лет Жуковский создает «Море», содержащее черты романтизма. В произведении автор рисует символические образы неба и моря.
Видео:Вагнеровцы после обороны Бахмута #shortsСкачать
Композиция
Условно сюжет стихотворения можно разделить на три части, характеризующие состояние водной стихии, содержащие описание моря:
- чистая лазурная гладь,
- в непогоду,
- по окончании бури.
Читатель наблюдает водный пейзаж глазами лирического героя. Сюжет развивается вместе с переменами, происходящими на морской глади.
Цель такого композиционного приема – сохранение динамики, стремление подчеркнуть переменчивость окружающей природы.
Видео:Плач Ярославны :"Над широким берегом дуная“ Слово о полку Игореве. #стих #учимстих #9класс #егэ #огэСкачать
Характеристика героев
Героями стихотворения можно назвать:
- море – главная героиня,
- небо, воплощающее лирического героя.
Им дается точная характеристика. Образ моря предстает антропоморфным, наделяется чертами, свойственными людям. Читателю слышится дыхание моря, понятны чувства, испытываемые к небу.
Безмятежность моря напрямую связана с отраженными в нем небесами. Как только тучи скрывают небесную даль, волны взметаются ввысь, покой пропадает.
Лирический герой видит в море влюбленную женщину, страдающую от разлуки с любимым, но не бездействующую. Она борется и оберегает возлюбленного.
Видео:Прощайте скалистые горы - Песни военных лет - ЛУЧШИЕ ФОТОСкачать
Лирический сюжет
При анализе элегии «Море» Жуковского очень важно наметить основные этапы развития лирического сюжета. Сначала поэт рисует перед читателями обычное море, безмолвное и лазурное, которым любуется лирический герой. Постепенно стихия приобретает черты живого существа: дышит, наполнено «тревожной думой», «смятенной любовью».
Далее возникает образ неба, другой прекрасной и свободной стихии, к которой тянется море. Затем поэт образно и ярко рисует разлуку, от которой море рвет и терзает «враждебную мглу». Но увы, расставание неизбежно, и с ним приходится смириться. Однако чувствам не прикажешь, оттого в завершении текста особенно сильно звучат печальные нотки.
Жуковский пишет о том, что отказывается от борьбы за счастье, как небо никогда не сможет дотянуться до морской глади.
Видео:М.Ю. Лермонтов " Парус " | Учи стихи легко | Караоке | Аудио Стихи Слушать ОнлайнСкачать
Темы элегии «Море»
Автором поднимаются вечные темы, жизненные и понятные многим.
Тема любви
Близкая Жуковскому тема любви обретает новое звучание. Безнадежность, царящая в реальности поэта, в лирическом произведении воплощается в борьбу. Море, в отличие от влюбленной женщины, сопротивляется разлучникам.
Настоящие чувства неподвластны окружающим – вот что пытается донести Жуковский.
Тема борьбы
Из описанной выше темы возникает тема борьбы, сопротивления и грядущей победы.
Кульминация произведения – попытка отнять у моря чистое небо. Далее действие идет на спад.
Ощутив страх от потери, море уже не может вернуться к прежней безмятежности. И здесь проявляется тема человеческого одиночества.
Тема одиночества
Лирический герой, взирая на внешний мир, испытывает чувство одиночества. Он понимает, что нет ничего вечного в мире. Даже в любви каждый одинок.
Лирический герой
В анализе «Моря» Жуковского очень важно раскрыть основные черты лирического героя. Он тонко улавливает все оттенки настроения великолепной стихии и догадывается, что под его видимым спокойствием бушуют страсти.
Лирический герой не просто восхищается стихией, но и очеловечивает ее: море кажется живым созданием, которое скрывает за своей обманчивой гладью целую гамму чувств. Именно поэтому звучат мотивы сравнения моря с влюбленной женщиной, которая оберегает тайны своего сердца от посторонних. Некоторые исследователи полагают, что в образе стихии поэт воплотил черты своей потерянной возлюбленной, Марии Протасовой.
Художественные средства
Несмотря на небольшой размер, лирическое произведение насыщено художественными средствами выразительности:
- эпитеты концентрируют внимание на противоположности моря и туч, мглы,
- аллитерация усиливает впечатление от схватки моря со мглой,
- метафоры – это символические образы,
- прием рефрена поддерживает ритм,
- риторические вопросы подчеркивают романтическое направление, оживляют повествование,
- тропы способствуют созданию исключительных авторских образов.
Разбор текста показывает, что, благодаря художественным приемам, автором создается яркая картина морской стихии и передаются тончайшие оттенки человеческих переживаний.