- Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
- Методика мнемотехники статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Мнемотаблицы
- Что такое мнемотехника и мнемотаблицы.
- Какая польза от мнемотаблиц для детей.
- С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.
- Что нужно для занятий.
- Как заниматься по таблицам
- Готовые Мнемотаблицы
- 📸 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
наталья тарлыкова
Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
«Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» и использования технологии «мнемотехника»
Эта технология органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используетсяпри реализации задач всех образовательных областей: «Речевое развитие«, «Познавательное развитие«, «Социально-коммуникативное развитие«, «Художественно-эстетическое развитие«, «Музыкальное развитие«
Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения припоминания информации.
Все мы слышали поговорку «Каждый охотник желает знать где сидит фазан», но особо не задумывались к чему или к кому она относится. А ведь это есть расшифровка тех семи цветов радуги состоящий из начальных букв цвета_-это и есть мнемофраза
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей,как:
слайд № 2 Проблемы речи детей дошкольного возраста
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память,и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Начиная работу по технологии мнемотехника,воспитатель ставит перед собой следующие задачи:
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.
Развивать у детейпсихические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
слайд №4 Структура мнемотехники
Для начала детей знакомят с мнемоквадратом
Мнемоквадрат — это отдельная карточка с изображением предмета,
действия или другого символа
Мнемодорожка это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы. Глядя на эти схемы, рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию
Мнемотаблица- это схема, состоящая из нескольких квадратов, в которую заложена определённая информация.
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
слайд №5 Этапы работы с мнемотаблицами
Работу по этой методике я разделила на несколько этапов по принципу «от простого к сложному».
На первом этапе я знакомлю детей с символами. Мы учимся «находить слова, спрятавшиеся в картинках», а также образовывать новые слова.
На втором этапе дети учатся «читать» готовые предложения. Сначала предложения даются простые, из 2-х — 3-х слов, затем количество слов увеличивается, добавляются предлоги.
Следующий этап – составление предложений из карточек-символов.
На четвертом этапе дети учатся составлять рассказы из готовых предложений. В начале этапа составление рассказа дается по картинке.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме (сказки, стихотворения) опорой на символы (образы) т. е. происходит обработка метода запоминания.
4 этап: Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5 этап: Каждая таблица может воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев.Детям задают вопросы: «Кто (что) спрятался в таблице?», «Про кого это произведение?».
слайд №6 Графическая зарисовка
Цвет в таблицах может быть различным в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Младшие дошкольники — цветовое изображение. Старшие черно- белое (например: осень — жёлтая или оранжевая буква «О», зима — синяя или голубая буква «З», весна – зелёная буква «В», лето – красная буква «Л»).
Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей:
Для младших дошкольников от 4 до 9 клеток
Для старших дошкольников 9-16 клеток
Изображение должно быть: хорошо знакомы и понятны детям, отображать обобщённый возраст образ предмета (который оговорён с детьми)
слайд №7 П рименение мнемотехники
Приём наглядного моделирования может быть
использованв разных видах речевой деятельности:
составление рассказов по картине и серии картин;
заучивание стихов, потешек, загадок, пословиц, чистоговорок.
слайд №8 Примеры мнемотехники для обогащения словарного запаса
Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребёнку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребёнку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы
Детям такая форма работы нравится. Они спокойны и уверенны, так как
всегда справляются с трудным заданием.
Надо помочь детям: превратить трудное, неинтересное занятие в игру. Используя приемы мнемотехники, можно научить детей составлять небольшие рассказы. с помощью мнемотехники можно пути решения проблем.
Использование и значение мнемотехники для познавательно-речевого развития детей с ОВЗ В дошкольном детстве ребёнку приходится решать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений.
Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНР Для детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение.
Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста Слайд Уважаемые коллеги, в своём выступлении я хотела бы познакомить вас с опытом моей работы по использованию приёмов ТРИЗ в работе с детьми.
Использование мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста пересказыванию литературных произведений 1 слайд — Мне хочется с вами поделиться опытом работы нашего ДОУ по «Использованию мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста.
Мастер-класс «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Тема «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста». План 1. Презентация материалов по теме:.
План самообразования «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей 4–5 лет» Тема: «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей 3-4 лет» Цель работы: Повышение своего теоретического уровня, профессионального.
Семинар-практикум «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Семинар-практикум «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Послушай — и ты узнаешь, Посмотри — и ты поймешь, Сделай — и ты научишься.
Система использования мнемотехники в процессе развития речи детей дошкольного возраста Развитие речи является одним из важнейших направлений развивающей работы с детьми в старшем дошкольном возрасте. Большую помощь в развитии.
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники 1.2. Актуальность опыта Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает.
Выступление на педагогическом совете «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Методика мнемотехники
статья на тему
Что такое мнемоквадрат, мнемодорожка и мнемотаблица?
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika.docx | 704.45 КБ |
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Предварительный просмотр:
Мнемоквадрат, мнемодорожка и мнемотаблица.
Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам —
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету.
Мнемотехника — искусство запоминания, технология развития памяти. Мнемотехника позволяет делать процесс запоминания более простым, интересным и творческим, но не заменяет самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание наизусть.
Мнемотехника представляет собой комплекс мероприятий по развитию навыков запоминания детьми любого типа информации, совершенствованию восприятия (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус), управлению вниманием с целью развития памяти для обеспечения эффективного запоминания и припоминания (воспроизведения) информации. Активация слухового и зрительного внимания помогает ребенку лучше понять текст, добавляет эмоциональности и информативности в воспроизведении текста. Ребенок учится самоконтролю при построении собственных высказываний.
Включать в занятия методы мнемотехники рекомендуют с 4-5 лет, когда ребенком накоплен основной словарный запас.
- метод крокирования — рисуночное письмо (чертеж, схема, набросок) для понятий, загадок, пословиц, поговорок, стихов
- образное мышление (эйдетизм или эйдотехника)
- ассоциативные цепочки (метод «чепухи»)
- метод трансформации (превращения)
- метод Цицерона (увязка информации в пространстве — локусы)
- метод опор (число-буквенный метод).
Мнемотехника в детском саду:
— рифмовки,
— составление сюжетных рассказов,
— мнемонические предложение,
— игра мемори (парочки), «Снежный ком» и др.
Особенность мнемотехники — применение не изображений предметов, а символов, которые максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних животных и птиц используют символ дома, а для диких (лесных) — елка.
- геометрические фигуры, знаки
- силуэты
- пиктограммы
- планы и условные обозначения
- контрастная рамка — прием фрагментарного рассказа.
Дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.
Видео:Мнемотехника как средство развития речи дошкольниковСкачать
Мнемотаблицы
Содержание статьи.
Для быстрого переход на нажмите на название раздела
Хочу рассказать про одну из моих любимых методик для развития памяти и речи – мнемотехнику. Более подробно, хочу остановиться на рассмотрении мнемотаблиц для детей. И познакомить с использованием этого интересного метода.
Что такое мнемотехника и мнемотаблицы.
Мнемотехника – это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры.
Чтобы совсем стало понятно, что это такое, приведу пример:
Наверно, многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку:
К аждый О хотник Ж елает З нать Г де С идит Ф азан
По первым буквам мы запоминаем какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета.
Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.
Сегодня такая техника набирает популярность и широко используется в детском саду, педагогами, логопедами, психологами.
Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.
Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате , обозначает либо одно слово, либо простое предложение.
Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.
Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.
Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.
Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.
Какая польза от мнемотаблиц для детей.
Положительных развивающих моментов для детей от такой методики, очень много.
Применяя эту технику в жизни, ребенок:
- Развивает память
- Воображение
- Интеллект
- Развивает образное мышление
- Внимательность
- Фантазию
- Учится выстраивать логические цепочки
- Развивает речь и увеличивает словарный запас
- Ребенок сможет с легкостью запоминать информацию
Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга . Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало.
С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.
Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить ребенка с мнемоквадратом.
В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью, дети легко запоминаются стихи и спокойно составляют рассказы- описания по картинкам.
Что нужно для занятий.
Для работы с мнемотаблицами, нужны только сами мнемотаблицы.
То есть используются наглядные пособия – таблицы, где каждое изображение имеет смысл. Таблицы можно создавать на разные темы, и выглядеть они могут по- разному.
Можно составить таблицу, просто зарисовав карандашами ассоциативные образы, можно использовать яркие картинки. Таблицу можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться готовой (готовые таблицы можно выбрать в конце статьи тут).
Для детей от 3 до 5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый, помидор – красный, трава – зеленая, и т.п.
Д етям старше можно давать черно – белые таблицы.
Этапы создания мнемотаблици самостоятельно.
1)Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.
2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.
3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.
4) Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.
Например, нам нужно создать мнемотаблицу для стиха
На подносе
У Фроси
Ананас
И абрикосы
Как видите изображение этой таблицы: поднос, девочка (Фрося), один ананас, и много абрикос.
Как заниматься по таблицам
Алгоритм для того, чтобы выучить стих:
- Выразительно прочитать стих
- Прочитать стих еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.
- Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.
- Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.
- И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.
Это примерный план работы с таблицами, каждый ребенок индивидуален. Кому-то достаточно один раз прочитать и показать пальчиком на картинки, и он все запомнил. А кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких — то случаях вы можете предложить малышу раскрасить мнемотаблицу, и в процессе прочитывать текст.
Но в любом случае, запоминание происходит легче, если ситуации изображены на картинках.
Готовые Мнемотаблицы
- Лист 1
- Лист 2 продолжение
Таблицы описания смотрите здесь
Смотрите так же:
- МНЕМОДОРОЖКИ
ПОСЛОВИЦЫ, ЦИФРЫ, РЕЧЬ
ПЕРЕЙТИ - СУПЕР ЗАПОМИНАЛКИ
ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)» href=»https://promany.ru/mnemotexnika/mnemotablicy-dlya-doshkolnikov» target=»_blank»>НАБОР ТАБЛИЦ
СУПЕР ЗАПОМИНАЛКИ
ПЕРЕЙТИ - МНЕМОТАБЛИЦЫ СТИХИ
УЧИМ СТИХ ЗА 5 МИНУТ
ПЕРЕЙТИ
📸 Видео
🧠 Чистоговорки, бормоталки, логопедические карточки для детей. Развитие речи у малышей. СборникСкачать
Мастер-класс «Нейроупражнения и нейрогимастика в развитии речи дошкольника»Скачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Мнемотаблицы и мнемотехникаСкачать
Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возрастаСкачать
Сюжет "Мнемотехника в работе с детьми"Скачать
Мнемотехника.Скачать
Использование мнемотехники в познавательно речевом развитии дошкольниковСкачать
Занятие по развитию речи. Для детейСкачать
Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольниковСкачать
Мастер класс "Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотаблиц"Скачать
СТИХИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ.РАЗВИВАЕМ АССОЦИАТИВНУЮ ПАМЯТЬ ПУТЕМ ВИЗУАЛЬНО-ЗВУКОВОЙ СХЕМЫ.Скачать
Видео-занятие для младших дошкольников "Заучивание стихотворения по мнемотаблице"Скачать
Мнемотаблицы как средство развития связной речи дошкольниковСкачать