- Словари
- Фонетический разбор «балакирев милий алексеевич»
- Фонетический разбор «балакирев»:
- «Балакирев»
- Характеристики звуков
- Фонетический разбор «милий»:
- «Милий»
- Характеристики звуков
- Фонетический разбор «алексеевич»:
- «Алексеевич»
- Характеристики звуков
- Смотрите также:
- Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
- Морфологический разбор «балакирев милий алексеевич»
- Фонетический разбор «балакирев милий алексеевич»
- Значение «балакирев милий алексеевич»
- Карточка «балакирев милий алексеевич»
- Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
- Что такое фонетический разбор?
- Фонетическая транскрипция
- Как сделать фонетический разбор слова?
- Пример фонетического разбора слова
- Фонетика и звуки в русском языке
- Гласные звуки в словах русского языка
- Фонетика: характеристика ударных гласных
- Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
- Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
- При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
- Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
- Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
- Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
- Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
- Позиционное оглушение/озвончение
- Мягкие согласные в русском языке
- Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
- Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
- Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
- Балакирев Милий Алексеевич
Видео:Милий Алексеевич Балакирев - Не пенится море. Слова Алексея К. Толстого.Скачать
Словари
БАЛА́КИРЕВ Милий Ал. (1836-1910) — композитор, пианист, дирижер, муз.-обществ. деятель, глава «Новой рус. муз. школы» (т. н. «Могучей кучки»). Организатор и руководитель Бесплатной муз. школы (совм. с Г. Я. Ломакиным, 1862-73 и 1881-1908). Гл. дирижер Рус. муз. об-ва (1867-69), дир. Придворной певч. капеллы (1883-94). Оказал большое влияние на формирование членов «Могучей кучки» — А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, сохранив на протяжении жизни верность эстетич. и творч. идеалам содружества. Уделял значит. внимание пропаганде произв. рус. музыки, в частности, дирижировал в Праге операми М. И. Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила» (1867), позднее редактировал его произв. (совм. с Римским-Корсаковым, 1877, совм с С. М. Ляпуновым, 1902). Музыку Б. отличает стремление к созданию произв. национально-определенных, тесно связанных с фолькл. традициями. В его соч. наряду с рус. крест. песенностью широко претворен муз. материал народов Кавказа, интонации польской, испанской, чешской музыки. Созданные Б. сб-ки рус. нар. песен — первые классич. образцы фольклорных обработок («40 рус нар. песен для голоса с фп.», 1866; «30 рус. нар. песен для фп. в 4 руки», 1898). Осн. произв. Б. написаны в жанрах программной симфонической и фп. музыки. Выделяются соч., построенные на нар. песнях («Увертюра на темы трех рус. песен», окончат. ред. 1881, симфонич. поэма «Русь», окончат. ред. 1907), соч. красочно-изобразит. типа (симфонич. поэма «Тамара», 1882), соч., связанные с разработкой определ. сюжета (увертюра к трагедии Шекспира «Король Лир», окончат. ред. 1905). Один из первых рус. композиторов, создавших виртуозные фп. произв. концертного стиля (фантазия «Исламей», 1869, фп. транскрипции и переложения). Обращался к жанрам камерно-вокальной музыки, лучшие из к-рых написаны на стихи Лермонтова («Отчего», «Слышу ли голос твой»), Кольцова, Фета и др.
Лит.: Кандинский А. Симфонич. произв. Балакирева. М., 1960; М. А. Балакирев. Иссл., статьи. Л., 1961.; М. А. Балакирев. Летопись жизни и творчества. Л., 1967.
Бала́кирев Милий Алексеевич (1836/1837 — 1910), композитор, пианист, дирижёр. Глава «Могучей кучки», один из основателей (1862, совместно с Г. Я. Ломакиным) и руководитель (1868-73 и 1881-1908) Бесплатной музыкальной школы (Санкт-Петербург). Дирижёр Императорского Русского музыкального общества (1867-69), управляющий Придворной певческой капеллой (1883-94). 2 симфония (1897, 1908), «Увертюра на темы трёх русских песен» (1858; 2-я редакция, 1881), симфонические поэмы «Тамара» (1882), «Русь» (1887), «В Чехии» (1905), восточная фантазия для фортепьяно «Исламей» (1869), романсы, обработки русских народных песен и др.
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич — БАЛА́КИРЕВ Милий Алексеевич (1836/37-1910), композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель. Глава «Могучей кучки» (см. МОГУЧАЯ КУЧКА), один из основателей (1862) и руководитель (1868-1873 и 1881-1908) Бесплатной музыкальной школы (см. БЕСПЛАТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА). Дирижер Русского музыкального общества (см. РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (РМО)) (1867-1869), управляющий Придворной певческой капеллой (1883-94). «Увертюра на темы трех русских песен» (1858; 2-я редакция 1881), симфонические поэмы «Тамара» (1882), «Русь» (1887), «В Чехии» (1905), восточная фантазия для фортепиано «Исламей» (1869), романсы, обработки русских народных песен.
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836/37-1910) — композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель. Глава «Могучей кучки», один из основателей (1862) и руководитель (1868-73 и 1881-1908) Бесплатной музыкальной школы. Дирижер Русского музыкального общества (1867-69), управляющий Придворной певческой капеллой (1883-94). «Увертюра на темы трех русских песен» (1858; 2-я редакция 1881), симфонические поэмы «Тамара» (1882), «Русь» (1887), «В Чехии» (1905), восточная фантазия для фортепиано «Исламей» (1869), романсы, обработки русских народных песен и др.
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1837-1910), русский композитор, пианист, дирижер, глава и вдохновитель прославленной «Пятерки» — «Могучей кучки» (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков), которая олицетворяет собой национальное движение в русской музыкальной культуре 19 в. Балакирев родился 2 января 1837 в Нижнем Новгороде, в обедневшей дворянской семье. Привезенный в Москву в возрасте десяти лет, он некоторое время брал уроки у Джона Фильда; позже большое участие в его судьбе принял А. Д. Улыбышев — просвещенный музыкант-любитель, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте. Балакирев поступил на физико-математический факультет Казанского университета, но в 1855 встретился в Петербурге с М. И. Глинкой, который убедил молодого музыканта посвятить себя композиции в национальном духе, с опорой на русскую музыку — народную и церковную, на русские сюжеты и тексты. «Могучая кучка» сложилась в Петербурге между 1857 и 1862, и Балакирев стал ее руководителем. Он был самоучкой и черпал знания главным образом из практики, поэтому отвергал принятые в то время учебники и методы преподавания гармонии и контрапункта, заменив их широким знакомством с шедеврами мировой музыки и подробным их анализом. «Могучая кучка» как творческое объединение просуществовала сравнительно недолго, однако оказала огромное влияние на русскую культуру. В 1863 Балакирев основал Бесплатную музыкальную школу — в противовес Петербургской консерватории, направление которой Балакирев оценивал как космополитическое и консервативное. Он много выступал как дирижер, регулярно знакомя слушателей с ранними произведениями своего кружка. В 1867 Балакирев стал дирижером концертов Императорского Русского музыкального общества, но в 1869 был вынужден оставить этот пост. В 1870 Балакирев пережил сильнейший духовный кризис, после которого он в течение пяти лет не занимался музыкой. Он вернулся к композиции в 1876, но к этому времени уже утратил в глазах музыкальной общественности репутацию главы национальной школы. В 1882 Балакирев снова стал руководителем концертов Бесплатной музыкальной школы, а в 1883 — управляющим Придворной певческой капеллы (в этот период им создан ряд церковных композиций и переложений древних распевов). Балакирев сыграл огромную роль в становлении национальной музыкальной школы, но сам сочинял относительно немного. В симфонических жанрах им создано две симфонии, несколько увертюр, музыка к шекспировскому Королю Лиру (1858-1861), симфонические поэмы Тамара (ок. 1882), Русь (1887, 2-я редакция 1907) и В Чехии (1867, 2-я редакция 1905). Для фортепиано он написал сонату си-бемоль минор (1905), блистательную фантазию Исламей (1869) и ряд пьес в разных жанрах. Высокую ценность имеют романсы и обработки народных песен. Музыкальный стиль Балакирева опирается с одной стороны на народные истоки и традиции церковной музыки, с другой — на опыт нового западноевропейского искусства, в особенности Листа, Шопена, Берлиоза. Умер Балакирев в Петербурге 29 мая 1910.
М. А. Балакирев: Исследования. Статьи. Л., 1961 Балакирев М. А. Воспоминания и письма. Л., 1962 М. А. Балакирев: Летопись жизни и творчества. Л., 1967
Видео:Mily Balakirev - Russia, symphonic poem (1864)Скачать
Фонетический разбор «балакирев милий алексеевич»
Видео:РусьСкачать
Фонетический разбор «балакирев»:
Видео:Mily Balakirev - Symphony No.1 in C-major (1866)Скачать
«Балакирев»
Видео:Великие Композиторы - Милий Алексеевич БалакиревСкачать
Характеристики звуков
Видео:The best of Mily Balakirev. Лучшие сочинения Милия Алексеевича Балакирева.Скачать
Фонетический разбор «милий»:
Видео:Mily Balakirev - Tamara, symphonic poem (1867-82)Скачать
«Милий»
Видео:Balakirev - IslameyСкачать
Характеристики звуков
Видео:Mily Balakirev - Russia, Symphonic poem (1864)Скачать
Фонетический разбор «алексеевич»:
Видео:Милий Балакирев "Рыцарь". Поет Евгений Кибкало (1976)Скачать
«Алексеевич»
Видео:Mily Balakirev - Ouverture on a spanish march theme, Op.6 (1857)Скачать
Характеристики звуков
Видео:Балакирев, Милий Алексеевич. Избранное. - классическая музыкаСкачать
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
Морфологический разбор «балакирев милий алексеевич»
Фонетический разбор «балакирев милий алексеевич»
Значение «балакирев милий алексеевич»
Карточка «балакирев милий алексеевич»
Видео:Волжские напевы. О жизни и творчестве композитора Милия Балакирева (1973)Скачать
Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.
Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.
Список всех букв — это просто алфавит
Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:
Аа | «а» | Бб | «бэ» | Вв | «вэ» | Гг | «гэ» |
Дд | «дэ» | Ее | «е» | Ёё | «йо» | Жж | «жэ» |
Зз | «зэ» | Ии | «и» | Йй | «й» | Кк | «ка» |
Лл | «эл» | Мм | «эм» | Нн | «эн» | Оо | «о» |
Пп | «пэ» | Рр | «эр» | Сс | «эс» | Тт | «тэ» |
Уу | «у» | Фф | «эф» | Хх | «ха» | Цц | «цэ» |
Чч | «чэ» | Шш | «ша» | Щщ | «ща» | ъ | «т.з.» |
Ыы | «ы» | ь | «м.з.» | Ээ | «э» | Юю | «йу» |
Яя | «йа» |
Всего в русском алфавите используется:
- 21 буква для обозначения согласных;
- 10 букв — гласных;
- и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.
Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.
Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].
Видео:M.A. Balakirev: Russia symphonic poemСкачать
Что такое фонетический разбор?
Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.
Фонетическая транскрипция
Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:
- чёрный -> [ч’о́рный’]
- яблоко -> [йа́блака]
- якорь -> [йа́кар’]
- ёлка -> [йо́лка]
- солнце -> [со́нцэ]
В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).
- фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
- мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
- ударный [´] — ударением;
- в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
- буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
- для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.
Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.
Видео:МИЛИЙ БАЛАКИРЕВСкачать
Как сделать фонетический разбор слова?
Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:
- Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
- Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
- Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
- Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
- В транскрипции разберите слово по звукам.
- Напишите буквы из фразы в столбик.
- Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
- Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
- для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
- в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
- В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.
Данная схема практикуется в школьной программе.
Видео:Mily Balakirev - Dumka (audio + sheet music)Скачать
Пример фонетического разбора слова
Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.
Звуковая характеристика букв:
я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.
Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.
Видео:Сегодня, 29 мая день смерти Милий БалакиревСкачать
Фонетика и звуки в русском языке
Какие бывают звуки?
Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.
— Сколько в русской живой речи звуков?
Правильный ответ 42.
Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?
Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:
- [б] — бодрый и [б’] — белка;
- или [д]-[д’]: домашний — делать.
А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.
Видео:Mily Balakirev - Russia (Русь), symphonic poem (1863; 1907) [Score]Скачать
Гласные звуки в словах русского языка
Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.
Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.
— Сколько гласных звуков в русской фонетике?
В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.
Видео:Olga Scheps , Michael Glinka/Mili Balakirev "The Lark"Скачать
Фонетика: характеристика ударных гласных
Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.
- Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
- Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.
В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’ у ´сл’и], ключ [кл’ у ´ч’] и тд.
Разбор по звукам ударных гласных
Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].
Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.
Видео:Balakirev - Piano Concerto no.1Скачать
Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):
- Я дома [йа д о ‘ма].
- Новые дома [но’выэ д а ма’].
В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:
- горы — гора = [г о ‘ры] — [г а ра’];
- он — онлайн = [ о ‘н] — [ а нла’йн]
- свид е т е льница = [св’ид’ э ‘т’ и л’н’ица].
Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.
Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:
- в первую очередь относительно ударного слога;
- в абсолютном начале или конце слова;
- в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
- од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.
Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:
- гласные в первом предударном слоге;
- неприкрытый слог в самом начале;
- повторяющиеся гласные.
Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].
(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)
- впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
- е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];
Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».
- поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
- моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
- ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
- керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].
Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):
Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.
При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:
- В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
- — ёжиться [ йо´ жыц:а], ёлочный [ йо´ лач’ный], ёжик [ йо´ жык], ёмкость [ йо´ мкаст’];
- — ювелир [ йув ’ил’и´р], юла [ йу ла´], юбка [ йу´ пка], Юпитер [ йу п’и´т’ир], юркость [ йу ´ркас’т’];
- в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
- — ель [ йэ´ л’], езжу [ йэ´ ж:у], егерь [ йэ´ г’ир’], евнух [ йэ´ внух];
- — яхта [ йа´ хта], якорь [ йа´ кар’], яки [ йа´ ки], яблоко [ йа´ блака];
- (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
- в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
- — пр иё мник [пр’ийо´мн’ик], п оё т [пайо´т], кл юё т [кл’у йо ´т];
- — аю рведа [а йу р’в’э´да], п ою т [па йу ´т], тают [та´ йу т], каюта [ка йу ´та],
- после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад йу ‘та´нт]
- после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’ йу´ ], деревья [д’ир’э´в’ йа ], друзья [друз’ йа´ ], братья [бра´т’ йа ], обезьяна [аб’из’ йа´ на], вьюга [в’ йу´ га], семья [с’эм’ йа´ ]
Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.
◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:
- в самом начале слова:
- — единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
- — январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
- (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
- сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
- своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
- лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]
- после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’ йи н’и´т], изъявить [из йи в’и´т’], объявление [аб йи вл’э´н’ийэ], съедобный [с йи до´бный].
Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.
Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].
Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’ йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’ йи’ х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’ йи ], нет семьи [с’им’ йи´ ], судьи [су´д’ йи ], ничьи [н’ич’ йи´ ], ручьи [руч’ йи´ ], лисьи [ли´с’ йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павил ьо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтал ьо н, шампин ьо н, шин ьо н, компан ьо н, медал ьо н, батал ьо н, гил ьо тина, карман ьо ла, мин ьо н и прочие.
Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:
- звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
- ё — [о],
- е — [э],
- ю — [у].
Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [ж о´ лтый], шёлк [ш о´ лк], целый [ц э´ лый], рецепт [р’иц э´ пт], жемчуг [ж э´ мч’ук], шесть [ш э´ ст’], шершень [ш э´ ршэн’], парашют [параш у´ т];
- Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
- ё – [о]: путёвка [пут’ о´ фка], лёгкий [л’ о´ хк’ий], опёнок [ап’ о´ нак], актёр [акт’ о´ р], ребёнок [р’иб’ о´ нак];
- е – [э]: тюлень [т’ул’ э´ н’], зеркало [з’ э´ ркала], умнее [умн’ э´ йэ], конвейер [канв’ э´ йир];
- я – [а]: котята [кат’ а´ та], мягко [м’ а´ хка], клятва [кл’ а´ тва], взял [вз’ а´ л], тюфяк [т’у ф’ а´ к], лебяжий [л’иб’ а´ жый];
- ю – [у]: клюв [кл’ у´ ф], людям [л’ у´ д’ам ], шлюз [шл’ у´ с], тюль [т’ у´ л’], костюм [кас’т’ у´ м].
- Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [ат э´ л’], бретелька [бр’ит э´ л’ка], тест [т э´ ст], теннис [т э´ н:ис], кафе [каф э´ ], пюре [п’ур э´ ], амбре [амбр э´ ], дельта [д э´ л’та], тендер [т э´ ндэр], шедевр [шэд э´ вр], планшет [планш э´ т].
- Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — з е рно [з’ и рно´], з е мля [з’ и мл’а´], в е сёлый [в’ и с’о´лый], зв е нит [з’в’ и н’и´т], л е сной [л’ и сно´й], м е телица [м’ и т’е´л’ица], п е ро [п’ и ро´], прин е сла [пр’ин’ и сла´], в я зать [в’ и за´т’], л я гать [л’ и га´т’], п я тёрка [п’ и т’о´рка]
Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.
Сколько согласных звуков в русской речи?
В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.
Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
В нашем языке согласные бывают:
- твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
- [б] — [б’]: б анан — б елка,
- [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
- [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
- [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
- [з] — [з’]: з вон — з ефир,
- [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
- [л] — [л’]: л одка — л юкс,
- [м] — [м’]: м агия — м ечты,
- [н] — [н’]: н овый — н ектар,
- [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
- [р] — [р’]: р омашка — р яд,
- [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
- [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
- [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
- [х] — [х’]: х орек — х ищник.
- Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
- звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
- [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).
- Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.
Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.
Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.
- Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
- Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
- При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.
Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.
Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.
Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.
Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.
Позиционное оглушение/озвончение
В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:
- в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
- перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
- делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].
В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].
При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].
По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].
Мягкие согласные в русском языке
В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].
- Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
- мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
- [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
- всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ н’з ’ийа], рецензия [р’ицеэ н’з ’ийа], пенсия [пэ н’с’ ийа], ве [н’з’] ель, лице́ [н’з’] ия, ка [н’д’] идат, ба [н’д’] ит, и [н’д’] ивид, бло [н’д’] ин, стипе [н’д’] ия, ба [н’т’] ик, ви [н’т’] ик, зо [н’т’] ик, ве [н’т’] илъ, а [н’т’] ичный, ко [н’т’] екст, ремо [н’т’] ировать;
- буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стака нч ик [стака′н’ч’ик], сме нщ ик [см’э′н’щ’ик], по нч ик [по′н’ч’ик], каме нщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульва рщ ина [бул’ва′р’щ’ина], бо рщ [бо′р’щ’];
- часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жи знь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
- чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;
Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.
Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.
- Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].
Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].
- Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» — как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
- Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
- Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [ щ’: о´т], переписчик, заказчик.
- На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’э щ’ ч’ исла´], с чем-то [ щ’ч’ э′мта].
- При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ ч’: ик], моло дч ик [мало´ ч’: ик], о тч ёт [а ч’: о´т].
Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
- сч → [щ’:] : счастье [ щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’и щ’: а´н’ик], разносчик [разно´ щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
- зч → [щ’:] : резчик [р’э´ щ’: ик], грузчик [гру´ щ’: ик], рассказчик [раска´ щ’: ик];
- жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [му щ’: и´на];
- шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′ щ’: итый];
- стч → [щ’:] : жёстче [жо´ щ’: э], хлёстче, оснастчик;
- здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´ щ’: ик], бороздчатый [баро´ щ’: итый];
- сщ → [щ’:] : расщепить [ра щ’: ип’и′т’], расщедрился [ра щ’: э′др’илс’а];
- тщ → [ч’щ’] : отщепить [а ч’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [а ч’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ ч’щ’ этна], тщательно [ ч’щ’ ат’эл’на];
- тч → [ч’:] : отчет [а ч’: о′т], отчизна [а ч’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ ч’: и′тый];
- дч → [ч’:] : подчёркивать [па ч’: о′рк’иват’], падчерица [па ч’: ир’ица];
- сж → [ж:] : сжать [ ж: а´т’];
- зж → [ж:] : изжить [и ж: ы´т’], розжиг [ро´ ж: ык], уезжать [уйи ж: а´т’];
- сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ ш: ый], расшитый [ра ш: ы´тый];
- зш → [ш:] : низший [н’и ш: ы′й]
- чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [ шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [ шт о н’ибут’], кое-что;
- чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’и ч’т а´т’ил’], почта [по´ ч’т а], предпочтение [пр’итпа ч’т ’э´н’ийэ] и тп;
- чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´ шн а′], скучно [ску´ шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
- чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´за ч’н ый], дачный [да´ ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
- !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.
Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.
В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:
- «Т» — в сочетаниях:
- стн → [сн] : ме стн ый [м’э´ сн ый], тростник [тра с’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов ле стн ица, че стн ый, изве стн ый, радо стн ый, гру стн ый, уча стн ик, ве стн ик, нена стн ый, яро стн ый и прочих;
- стл → [сл] : сча стл ивый [щ’:а сл ’и´вый’], сча стл ивчик, сове стл ивый, хва стл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
- нтск → [нск] : гига нтск ий [г’ига´ нск ’ий], аге нтск ий, президе нтск ий;
- стьс → [с:] : ше стьс от [шэ с: о´т], взъе стьс я [взйэ´ с: а], кля стьс я [кл’а´ с: а];
- стс → [с:] : тури стс кий [тур’и´ с: к’ий], максимали стс кий [макс’имал’и´ с: к’ий], раси стс кий [рас’и´ с: к’ий], бе стс еллер, пропаганди стс кий, экспрессиони стс кий, индуи стс кий, карьери стс кий;
- нтг → [нг] : ре нтг ен [р’э нг ’э´н];
- «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыба ться [улыба´ ц: а], мы ться [мы´ ц: а], смотри тся , сгоди тся , поклони ться , бри ться , годи тся ;
- тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: де тс кий [д’э´ ц к’ий], бра тс кий [бра´ ц кий];
- тс → [ц:] / [цс] : спор тс мен [спар ц: м’э´н], о тс ылать [а цс ыла´т’];
- тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: бра тц а [бра´ ц: а], о тц епить [а ц: ып’и´т’], к о тц у [к а ц: у´];
- «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
- здн → [зн] : по здн ий [по´ з’н’ ий], звё здн ый [з’в’о´ зн ый], пра здн ик [пра′ з’н ’ик], безвозме здн ый [б’извазм’э′ зн ый];
- ндш → [нш] : му ндш тук [му нш ту´к], ла ндш афт [ла нш а´фт];
- ндск → [нск] : голла ндск ий [гала´ нск ’ий], таила ндск ий [таила´ нск ’ий], норма ндск ий [нарма´ нск ’ий];
- здц → [сц] : под у здц ы [пад у сц ы´];
- ндц → [нц] : голла ндц ы [гала´ нц ы];
- рдц → [рц] : се рдц е [с’э´ рц э], се рдц евина [с’и рц ыв’и´на];
- рдч → [рч’] : се рдч ишко [с’э рч ’и´шка];
- дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: по дц епить [па ц: ып’и´т’], два дц ать [два´ ц: ыт’];
- дс → [ц] : заво дс кой [зава ц ко´й], ро дс тво [ра ц тво´], сре дс тво [ср’э´ ц тва], Кислово дс к [к’иславо´ ц к];
- «Л» — в сочетаниях:
- лнц → [нц] : со лнц е [со´ нц э], со лнц естояние;
- «В» — в сочетаниях:
- вств → [ств] буквенный разбор слов: здра вств уйте [здра´ ств уйт’э], чу вств о [ч’у´ ств а], чу вств енность [ч’у´ ств ’инас’т’], бало вств о [бала ств о´], де вств енный [д’э´ ств ’ин:ый].
Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.
- Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
- Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.
Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.
- Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
- Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
- Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
- Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
- Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999
Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.
Балакирев Милий Алексеевич
Русский композитор. Пианист. Дирижер. Глава объединения «Могучая кучка». Автор оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых большой популярностью пользуются романсы и песни. Ценным музыкальным вкладом композитора является «Сборник русских народных песен».
Милий Балакирев родился 21 декабря 1836 года в городе Нижний Новгород. Вырос в семье титулярного советника Алексея Константиновича Балакирева. В детском возрасте первоначальные уроки игры на фортепиано давала мать. В десять лет на летних каникулах его отвезли в Москву, где за несколько уроков у Александра Дюбюка усвоил правильные приемы фортепианной игры. В Нижнем Новгороде музыкальные занятия продолжал у пианиста и дирижера Карла Эйзериха. Также, большое участие в его судьбе принял Александр Улыбышев, просвещенный меценат, автор первой русской монографии о Вольфганге Моцарте.
С 1848 года на протяжении пяти лет Балакирев обучался в нижегородском Александровском дворянском институте. В 1853 году поступив на математический факультет Казанского университета через год оставил учебу, чтобы посвятить себя исключительно музыке. К этому времени относятся его первые творческие опыты: фортепианные сочинения, романсы.
В 1855 году Балакирев переехал в Санкт-Петербург, где уже через год познакомился с композитором Михаилом Глинкой, высоко оценившим его дарование. В конце 1850-х годов Милий Алексеевич объединил и возглавил кружок молодых русских композиторов: Цезаря Кюи, Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова и Александра Бородина.
Все четверо, как и сам Балакирев, не имели профессионального музыкального образования. Кюи являлся военным инженером, Мусоргский офицером в отставке, Римский-Корсаков моряком, а Бородин химиком. Данное объединение вошло в историю музыки под названием «Могучая кучка», данным ему критиком Bладимиром Стасовым. Все сочиненное начинающими композиторами исполнялось на собраниях кружка, где Балакирев поправлял и делал указания по партитуре.
К 1860 году Милий Балакирев написал уже двадцать романсов, среди которых «Приди ко мне», «Песня Селима», «Песня золотой рыбки». Стремясь к распространению музыкального образования среди широких кругов населения, Милий организовал в 1862 году совместно с хоровым дирижером Гавриилом Ломакиным «Бесплатную музыкальную школу», которой руководил многие годы. Помимо этого дирижировал концертами школы и концертами Русского музыкального общества.
В 1866 году Милия пригласили в Прагу заведовать постановкой опер Михаила Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила», которые были даны под управлением Балакирева и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности «Руслан и Людмила».
Балакирев с 1883 года на протяжении двенадцати лет занимал пост управляющего Петербургской придворной капеллы, где улучшил репертуар и исполнение. Милий поднял преподавание пения и теории музыки на профессиональный уровень и ввел инструментальные классы. Наиболее одаренные ученики образовали вокруг своего руководителя музыкальный кружок. Балакирев также выступал центром, так называемого Веймарского кружка. Он редактировал ранние сочинения Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова, совместно с последним готовил к изданию партитуры опер Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», сочинения Фредерика Шопена.
С середины 1880-х годов Балакирев стал цензором духовно-музыкальных произведений. Его наследие в этой области составило одиннадцать законченных работ, главным образом предназначенных к исполнению за богослужением.
Балакирев является автором двух симфонии; трех увертюр, в том числе Увертюры на тему трех русских песен; симфонические поэмы «Русь», «В Чехии», «Тамара». Написал музыку к трагедии Шекспира «Король Лир»; два концерта для фортепиано с оркестром; фантазию «Исламей»; Кантату на открытие в Петербурге памятника Глинке в 1904 году. Является автором сорока романсов. Композитор положил на музыку стихи «Утес» и «Когда волнуется желтеющая нива» Михаила Лермонтова, «Я пришел к тебе с приветом» и «Шепот, робкое дыханье» Афанасия Фета.
Милий Алексеевич Балакирев скончался 29 мая 1910 года в Санкт-Петербурге. Похоронен великий русский композитор в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище.
Семья Милия Балакирева
Отец — Алексей Константинович Балакирев, представитель дворянства и титулярный советник.
Мать — Елизавета Яшерова.
Творчество Милия Балакирева
Список произведений
Сочинения для оркестра
Песня «Подойду, подойду» в обработке Балакирева. Использована в музыкальной картине «1000 лет» («Русь»).
Увертюра на тему испанского марша (1857): партитура
Музыка к трагедии У. Шекспира «Король Лир» (1858-1861): партитура
Увертюра на темы трех русских песен (1858): партитура
«1000 лет», музыкальная картина (1863-1864; 2-я ред., под названием «Русь»: 1884)
Симфония № 1 (1864-1866, 1893-1897): партитура
Увертюра на три чешские темы (1867; 2-я ред., под названием «В Чехии»: 1905)
«Тамара», симфоническая поэма (1867-1882): партитура
Симфония № 2 (1900-1908)
Сюита (1901-1908; завершена С. М. Ляпуновым)
Сюита из произведений Ф. Шопена (1909)
Сочинения для солирующего инструмента с оркестром
«Большая фантазия на русские народные песни» для фортепиано с оркестром (1852)
Концерт № 1 фа диез минор: для фортепиано с оркестром (1855-1856): партитура
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1861-1862, 1906-1909; завершен С. М. Ляпуновым)
Камерно-инструментальные сочинения
Септет для флейты, кларнета, струнных и фортепиано (1852; утрачен)
Октет для флейты, гобоя, валторны, струнных и фортепиано (1855-1856)
Романс для виолончели и фортепиано (1856; завершен С. М. Ляпуновым)
Сочинения для фортепиано
Фантазия на темы из оперы Глинки «Иван Сусанин» (1854-1856)
Соната № 1 (1855-1856)
Три ноктюрна (1856; 1901; 1902)
«Фанданго-этюд» (1856; 2-я ред., под названием «Испанская серенада»: 1902)
Три скерцо (1856; 1900; 1901)
Полька фа-диез минор (1859)
Экспромт фа минор (ок. 1850-1860)
Семь мазурок (1861; 1861; 1886; 1886; 1900; 1902; 1906)
«На Волге» для фортепиано в 4 руки (ок. 1863)
«Исламей», восточная фантазия (1869)
«В саду» (1884)
«Тридцать русских народных песен» для фортепиано в 4 руки (1898): ноты
«Думка» (1900)
Соната № 2 (1900-1905)
«Эскизы» (1909): ноты
Сюита для фортепиано в 4 руки (1909): ноты
Романсы и песни
«Три забытых романса» (1855)
«Ты пленительной неги полна» (А. Головинский)
«Звено» (В. Туманский)
«Испанская песня» (М. Михайлов)
«Двадцать песен» (1858-1865)
«Песня разбойника» (А. Кольцов)
«Обойми, поцелуй» (А. Кольцов)
«Баркаролла» (А. Арсепьев из Гейне)
«Колыбельная песня» (А. Арсеньев)
«Взошел на небо месяц ясный» (М. Япенич)
«Когда беззаботно, дитя, ты резвишься» (К. Вильде)
«Рыцарь» (К. Вильде)
«Так и рвется душа» (А. Кольцов)
«Приди ко мне» (А. Кольцов)
«Песня Селима» (М. Лермонтов)
«Введи меня, о, ночь» (А. Майков)
«Еврейская мелодия» (М. Лермонтов из Байрона)
«Исступление» (А. Кольцов)
«Отчего» (М. Лермонтов)
«Песня золотой рыбки» (М. Лермонтов)
«Песня старика» (А. Кольцов)
«Слышу ли голос твой» (М. Лермонтов)
«Грузинская песня» (А. Пушкин)
«Сон» (М. Михайлов из Гейне)
«Десять песен» (1895-1896)
«Над озером» (А. Голенищев-Кутузов)
«Пустыня» (А. Жемчужников)
«Не пенится море» (А. Толстой)
«Когда волнуется желтеющая нива» (М. Лермонтов)
«Я любила его» (А. Кольцов)
«Сосна» (М. Лермонтов из Гейне)
«Nachtstiick» (А. Хомяков)
«Как наладили» (Л. Мей)
«Среди цветов поры осенней» (И. Аксаков)
«Догорает румяный закат» (В. Кульчинский)
«Десять песен» (1903-1904)
«Запевка» (Мей)
«Сон» (Лермонтов)
«Беззвездная полночь дышала прохладой» (А. Хомяков)
«7-е ноября» (А. Хомяков)
«Я пришел к тебе с приветом» (А. Фет)
«Взгляни, мой друг» (В. Красов)
«Шепот, робкое дыханье» (А. Фет)
«Песня» (М. Лермонтов)
«Из-под таинственной холодной полумаски» (М. Лермонтов)
«Спи» (А. Хомяков)
«Два романса» (1909)
«Заря» (А. Хомяков)
«Утес» (М. Лермонтов)
Другие сочинения для голоса и фортепиано
«Сборник русских народных песен» (1865-1866)
«Тридцать песен русского народа» (1898)
Хоровые произведения
«Христос воскресе» для женского или детского хора (1883); для смешанного хора (1906)
«Колыбельная песня» для смешанного хора, на слова Н. Кукольника (ок. 1887)
«Гимн в честь великого князя Георгия Всеволодовича» для смешанного хора (1889)
«Умчалось время золотое» для женского хора (1891)
«Колыбельная песня» для двух детских или женских голосов и фортепиано или оркестра, на слова А. Арсеньева (1898)
«Под сенью щедрой благостыни», гимн для женского хора и фортепиано (1899)
«Молитва русских» для женского хора (1899)
«Духовно-музыкальные переложения и сочинения» для смешанного хора (опубл. в 1900)
«Две былины» для смешанного хора (1902)
«Кантата на открытие памятника М. И. Глинке в Петербурге» для сопрано, смешанного хора и оркестра (1902-1904)
«Эко сердце», обработка русской народной песни для смешанного хора (1902?)
«Ангел вопияше» для мужского хора (опубл. в 1912)
«Уст твоих», тропарь Иоанну Златоусту для смешанного хора (опубл. в 1912)
Обработки произведений других авторов
Берлиоз Г. Вступление к «Бегству в Египет» — 2-й части оратории «Детство Христа» (1864)
Берлиоз Г. Симфония «Гарольд в Италии» (1876, для фортепиано в 4 руки)
Глинка М. И. Испанская увертюра № 1 (1863-1864, для фортепиано соло, для фортепиано в 4 руки)
Глинка М. И. Испанская увертюра № 2 (1864, для фортепиано соло, для фортепиано в 4 руки)
Глинка М. И. Романс «Жаворонок» (ок. 1864, для фортепиано)
Глинка М. И. Струнный квартет фа мажор (1877, для фортепиано в 4 руки)
Львов А. Ф. Увертюра к опере «Ундина» (1900, для фортепиано в 4 руки)
Шопен Ф. Мазурка, ор. 7 № 7 (1885, для струнного оркестра)
Шопен Ф. «Романс» — 2-я часть концерта № 1 для фортепиано с оркестром, ор. 11 (1905)
Шопен Ф. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, ор. 11 (1910)
Редакции произведений других авторов
Глинка М. И. Большой секстет для струнных и фортепиано
Глинка М. И. «Камаринская», фантазия для оркестра
Глинка М. И. Опера «Руслан и Людмила»
Глинка М. И. Струнный квартет фа мажор
Шопен Ф. Фортепианное трио, ор. 8
Шопен Ф. Соната для виолончели и фортепиано, ор. 65
Эпистолярное наследие
Переписка М. А. Балакирева с В. В. Стасовым. — М.: Музгиз, 1935. — 276 с. — 2 000 экз.
Память о Милии Балакиреве
Музей
Единственный музей композитора находится в Нижнем Новгороде.
Географические объекты и учреждения
Школа искусств имени М. А. Балакирева (Москва)
Площадь Композитора Балакирева (Москва)
Переулок Балакирева (Екатеринбург)
Переулок Балакирева (пгт. Межуреченский)
Переулок Балакирева (Липецк)
Улица Балакирева (Владимир)
Улица Балакирева (Харьков)
Улица Балакирева (Нижний Новгород)
Улица Балакирева (Нижний Тагил)
Улица Балакирева (Ростов-на-Дону)
Улица Балакирева (Ставрополь)
Музыкальная школа имени М. А. Балакирева в Тольятти
Нижегородский музыкальный колледж имени М. А. Балакирева
Детская школа искусств имени М. А. Балакирева
Переулок Балакирева (Екатеринбург)
Детская музыкальная школа № 11 имени М. А. Балакирева (Екатеринбург)
Детская школа искусств имени М. А. Балакирева (г. Гусь-Хрустальный)
Детская школа искусств имени М. А. Балакирева (г. Петрозаводск)
Детская музыкальная школа им. М. А. Балакирева г. Сарова
Детская школа искусств имени М. А. Балакирева г. Волгограда
Детская школа искусств имени М. А. Балакирева в Санкт-Петербурге
Произведения кинематографа
«Мусоргский» (1950) — В. Балашов
«На пороге» (1969) — Н. Лактионов
Самолет
В честь Милия Алексеевича Балакирева назван переданный 27 февраля 2018 года в авиакомпанию Аэрофлот Boeing 737-8LJ (регистрационный номер VP-BFB)