Марк шагал ударение в фамилии

Видео:Марк Шагал l Художник - Поэт и Мечтатель l Жизнь в Состоянии Вечного Полета l Marc Chagall l #ПРОАРТСкачать

Марк Шагал l Художник - Поэт и Мечтатель l Жизнь в Состоянии Вечного Полета l Marc Chagall l #ПРОАРТ

Ударение в слове шагал

Видео:Марк Шагал: формула гениальности. Путешествие Духа к раскрытию предназначения вопреки испытаниям.Скачать

Марк Шагал: формула гениальности. Путешествие Духа к раскрытию предназначения вопреки испытаниям.

Значение слова шагал

  1. (Chagall) Марк Захарович [24 июня (6 июля) 1887, Витебск — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Франция], живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства; выходец из России. Марк Шагал был старшим из десяти детей в семействе мелкого торговца Хацкеля (Захара) Шагала. В 1900-1905 учился в витебском 1-м городском четырехклассном училище. Начальными шагами будущего художника руководил витебский живописец Ю. М. Пэн. В 1907 Шагал отправился в Петербург, поступил в школу Общества поощрения художеств (1907 — 1908), затем занимался в частной студии С. М. Зейденберга (1908) и школе Е. Н. Званцевой, где его наставниками были М. В. Добужинский и Л. С. Бакст. Свою художническую биографию Шагал начинал с картины «Покойник (Смерть)», 1908 (масло, Национальный музей современного искусства, Париж); в 1909 были написаны «Портрет моей невесты в черных перчатках» (Кунстмузеум, Базель, Швейцария), «Семья (Святое семейство)» (Национальный музей современного искусства, Париж) и др., созданные под влиянием неопримитивистской стилистики. Первый парижский период. В августе 1910 уехал в Париж. В 1911 поселился в артистической колонии Ля Рюш («Улей»). В первый парижский период сблизился с поэтами и литераторами Г. Аполлинером, Б. Сандраром, М. Жакобом, А. Сальмоном и другими. Аполлинер в одном из эссе употребил по отношению к искусству Шагала термин «сверхнатурализм» («сюрнатурализм»). В 1912 художник впервые выставился на Осеннем салоне; посылал свои произведения на московские выставки «Мир искусства» (1912), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913). До конца своих дней Шагал называл себя «русским художником», подчеркивая родовую общность с российской традицией, включавшей в себя и иконопись, и творчество Врубеля, и произведения безымянных вывесочников, и живопись крайне левых. Новаторские формальные приемы кубизма и орфизма, усвоенные за годы парижской жизни, — геометризованная деформация и огранка объемов, ритмическая организация, условный цвет — у Шагала были направлены на создание напряженной эмоциональной атмосферы картин. Обыденную действительность на его холстах освещали и одухотворяли вечно живые мифы, великие темы круговорота бытия — рождение, свадьба, смерть. Действие в необычных шагаловских полотнах развертывалось по особым законам, где были сплавлены прошлое и будущее, фантасмагория и быт, мистика и реальность. Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. Центральными работами первого парижского периода стали: «Я и моя деревня», 1911 (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и др. Тогда же были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. В июне 1914 года в Берлине открылась его первая персональная выставка, включившая в себя почти все созданные в Париже картины и рисунки; они нашли большой отклик у молодых немецких живописцев, дав непосредственный импульс возникшему после войны экспрессионистическому движению. Последние русские годы. Летом 1914 Шагал вернулся в Витебск, где его застало начало первой мировой войны. В 1914-15 годах была создана серия «документов» из семидесяти с лишним работ, написанных на основе натурных впечатлений (портреты, пейзажи, жанровые сцены). Летом 1915 состоялось бракосочетание Шагала и Беллы Розенфельд (1892?-1944), в 1916 родилась их дочь Ида (1916 — 1994). С осени 1915 и по ноябрь 1917 Шагал с семьей жил в Петрограде, служил в одном из военных ведомств. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916, и др.), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и др.). В Витебск художник возвратился после Октябрьской революции. Получив в августе 1918 мандат «уполномоченного по делам искусств г. Витебска и Витебской губернии», организовал Народное художественное училище, куда привлек в качестве преподавателей М. В. Добужинского, И. А. Пуни, Л. М. Лисицкого, Пэна и других. Под руководством Шагала и с его участием в 1918-20 гг. проводилось декоративно-праздничное оформление Витебска. В последний период на родине художником были написаны полотна «Над городом», 1914-1918 (Третьяковская галерея), «Венчание», 1918 (Третьяковская галерея), «Прогулка», 1918 (Русский музей) и ряд других, расцениваемых ныне как вершинные его достижения. Конфликтная ситуация, сложившаяся в результате деятельности К. С. Малевича в витебской школе, вынудила Шагала уйти из школы и уехать в Москву (июнь 1920). Здесь он исполнил монументально-декоративные панно для зрительного зала Еврейского Камерного театра, а также оформил спектакль по Шолом-Алейхему. В летние месяцы работал учителем в колонии для малолетних беспризорников в Малаховке. В последний русский период Шагал выставлялся на групповых выставках в Петрограде, Витебске, Москве; в 1921 прошла его персональная выставка в Еврейском Камерном театре, в 1922 — совместная с Н. И. Альтманом и Д. П. Штеренбергом (Культур-лига, Москва). Снова за границей. В начале лета 1922 через Каунас художник направился в Берлин, чтобы узнать о судьбе выставленных перед войной работ. В Берлине обучился новым для себя печатным техникам — офорту, сухой игле, ксилографии; в 1922 награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его книге «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923; книга в переводе на французский язык с ранними рисунками в качестве иллюстраций увидела свет в Париже в 1931). По приглашению парижского галерейщика А. Воллара переехал в 1923 в Париж для создания цикла иллюстраций к роману Н. В. Гоголя «Мертвые души» (1923 — 1927). Затем по заказу Воллара исполнил иллюстрации к «Басням» Лафонтена (1927 — 1930). В 1927 возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее карнавализованными образами клоунов, арлекинов, акробатов, сквозными для всего шагаловского творчества. В 1920-е гг. дружеские контакты связали Шагала с П. Пикассо, А. Матиссом, Ж. Руо, П. Боннаром, П. Элюаром и многими другими деятелями искусств. В 1920-30-е гг. художник много путешествовал по Франции, жил в Нормандии, Бретани, Лангедоке, Савойе и других провинциях, где были созданы многочисленные работы, вдохновленные французскими ландшафтами (гражданство своей «второй родины» Шагал принял в 1937). В 1931 совершил путешествие по Сирии и Палестине, связанное с новой работой для Воллара. Иллюстрации к Библии (66 офортов в 1930-39 и 39 офортов в 1952-56) стали фундаментом огромного цикла, над которым художник работал почти всю жизнь: большое число гравюр, рисунков, картин, витражей, шпалер, керамических скульптур, рельефов, вдохновленных Библией, составили в итоге колоссальное «Библейское послание» Марка Шагала. В 1933 произведения мастера были публично сожжены в Мангейме по приказу Геббельса. Гонения на евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Шагала в апокалиптические тона: в предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», 1938, Чикагский институт искусства, США, «Распятый художник», 1938-1940, «Мученик», 1940, «Желтый Христос», 1941, и др.). Американский период. В мае 1941 по приглашению нью-йоркского Музея современного искусства художник с семьей переехал в Америку. В 1943 году встретился в Нью-Йорке с другом молодости С. Михоэлсом, собиравшем деньги для СССР. В американский период Шагал в основном работал для театра: в 1942 оформил балет «Алеко» по мотивам поэмы «Цыганы» А. С. Пушкина, в 1945 балет И. Стравинского «Жар-птица». В сентябре 1944 внезапно скончалась Белла Шагал; ее память была увековечена в композициях «Моей жене посвящается» (193З/1944) и «Вокруг нее» (1945, обе Национальный музей современного искусства, Париж). Возвращение во Францию. Окончательное возвращение Шагала во Францию произошло в 1948. Изданные вместе с книгой иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя (1948) принесли автору гран-при за графическое мастерство и совершенство офортов на ХХIУ Биеннале в Венеции. В конце 1940-х гг. Шагал поселился на юге Франции, близ Ниццы. В 1952 году художник вступил в брак с Валентиной (Вавой) Бродской; путешествие по Греции и Италии, счастливая семейная жизнь дала толчок для создания новых произведений, вдохновленных средиземноморской культурой. С начала 1950-х гг. Шагал приступил к исполнению обширных циклов цветных литографий, станковых и книжных работ — из них большую известность приобрели иллюстрации к буколическому роману Лонга «Дафнис и Хлоя» (1960 — 1962). На юге Франции начался последний этап жизни Шагала. Живописец-станковист, он постепенно все больше и больше работал в монументальных видах искусства, занимался мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой. В начале 1960-х гг. создал по заказу правительства Израиля мозаики и гобелен для здания парламента в Иерусалиме. На протяжении 1960-70-х гг. им были изготовлены многочисленные витражи для старинных католических костелов, лютеранских храмов, синагог, общественных зданий Европы, Америки, Израиля. В 1964 по заказу президента Франции Шарля де Голля и министра культуры, писателя Андре Мальро Шагалом был написан плафон парижской Гранд-Опера; в 1966 — два панно для Метрополитен-опера в Нью-Йорке. С 1966 художник обосновался в Сен-Поль-де-Ванс близ Ниццы, где построил дом-мастерскую. В июне 1973 года посетил с кратковременным визитом Москву и Ленинград. Представительный ряд общеевропейских и мировых знаков отличия, полученных мастером на протяжении длинной жизни, был увенчан в 1977 году высшей наградой Франции, Большим крестом Почетного легиона. В октябре 1977 — январе 1978 в Лувре, в отступление от правил, была устроена выставка в честь здравствующего художника (по случаю 90-летнего юбилея Шагала). В июле 1973 в Ницце был открыт музей «Библейское послание», разместившийся в задуманном Шагалом здании, украшенном его работами; правительство Франции придало этому своеобразному шагаловскому «храму» статус национального музея. Сочинения: Моя жизнь. М., 1994. Les annees russes, 1907-1922. Paris: Musee d’art moderne de la Ville de Paris, 1995. Литература: Возвращение Мастера. Альбом / Статьи И. А. Антоновой, А. А. Вознесенского, М. А. Бессоновой. М., 1988. Апчинская Н. В. Марк Шагал. Графика. М., 1990. Meyer F. Marc Chagall. Life and Work. New-York, 1964. Alexander Kamensky. Chagall, period russe et sovietique 1907-1922. Paris, 1988. Musee National Message Biblique Marc Chagall: Cataloque des collections / Ed. S. Forestier. Nice, 1990. А. С. Шатских
  2. (Chagall) Марк (1887 — 1985), живописец и график. Выходец из России, с 1922 за рубежом. Ирреальные произведения (часто на фольклорные и библейские темы), отмеченные тонкой красочностью, выразительным живописным рисунком. («Над городом», 1914-18; витражи, иллюстрации).

«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.»

Видео:МАРК ШАГАЛ. НЕРЕАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ | Документальный фильм | ЕNG SUBСкачать

МАРК ШАГАЛ. НЕРЕАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ | Документальный фильм | ЕNG SUB

Марк Шагал

Видео:Марк Шагал. Рассказывает Александр ТаировСкачать

Марк Шагал. Рассказывает Александр Таиров

Биография

Марк Шагал наряду с авангардистами Отто Диксом, Генрихом Эмзеном и Хансем Рихтером был художником, чей гений пугал и отталкивал. Создавая картины, он руководствовался исключительно инстинктом: композиционный строй, пропорции и светотени были ему чужды.

Марк шагал ударение в фамилииМарк Шагал

Человеку, лишенному образности мысли, крайне сложно визуально воспринимать полотна творца, ведь они не вписываются в понятие образцово-показательной живописи и разительно отличаются от классических произведений Репина и Серова, где точность линий возведена в ранг абсолюта.

Видео:Наше всё. Марк Шагал.Скачать

Наше всё. Марк Шагал.

Детство и юность

Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 6 июля 1887 года в белорусском городе Витебске, в черте Российской империи, отделенной Екатериной II для проживания евреев. Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедкой. Он был человеком тихим, набожным и работящим. Мать художника Фейга-Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой. Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми.

Марк шагал ударение в фамилииХудожник Марк Шагал

С пяти лет Мовша, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и Закону Божию. В 13 лет Шагал поступил в Витебское городское четырехклассное училище. Правда, учеба особого удовольствия ему не доставляла: в то время Марк был ничем не примечательным заикающимся мальчишкой, который из-за неуверенности в себе не мог найти общего языка со сверстниками.

Провинциальный Витебск стал для будущего художника и первым другом, и первой любовью, и первым учителем. Юный Моисей с упоением рисовал бесконечные жанровые сценки, которые он ежедневно наблюдал из окон своего дома. Стоит отметить, что родители не питали особых иллюзий по поводу художественных способностей сына. Мать неоднократно подкладывала рисунки Моисея вместо салфеток на обеденный стол, а отец и слышать не хотел об обучении отпрыска у именитого в то время витебского живописца Юделя Пэна.

Марк шагал ударение в фамилииМузей Марка Шагала в Витебске

Идеалом патриархальной семьи Шагалов был сын-бухгалтер или, на худой конец, сын-приказчик в доме состоятельного предпринимателя. Юный Моисей на протяжении пары месяцев выпрашивал у отца деньги на школу рисования. Когда главе семейства надоели слезные просьбы сына, он выбросил необходимую сумму денег в распахнутое окно. Будущему графисту пришлось собирать разлетевшиеся по пыльной мостовой рубли на глазах смеющихся обывателей.

Учеба давалась Мовше трудно: он был подающим надежды живописцем и никудышным учеником. Впоследствии эти две противоречащие друг другу черты характера отмечали все люди, пытавшиеся повлиять на художественное образование Шагала. Уже в возрасте пятнадцати лет он считал себя непревзойденным гением и поэтому с трудом мог выдерживать замечания учителей. По мнению Марка, только великий Рембрандт мог быть его наставником. К великому сожалению, художников подобного уровня не было в маленьком городке.

Марк шагал ударение в фамилииМарк Шагал в молодости

Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Столица империи представлялась ему землей обетованной. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Суровая правда жизни внесла в розовые мечты юноши необходимые коррективы: свой первый и последний официальный экзамен он провалил. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Не привыкший сдаваться парень поступил в возглавляемую Николаем Константиновичем Рерихом Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Там он проучился 2 месяца.

Марк шагал ударение в фамилииМарк Шагал за работой

Летом 1909 года отчаявшийся найти свой путь в искусстве Шагал вернулся в Витебск. Юноша впал в депрессию. Картины этого периода отражают удрученное внутреннее состояние непризнанного гения. Его часто видели на мосту через Витьбу. Неизвестно, к чему могли привести эти упаднические настроения, если бы Шагал не встретил любовь всей своей жизни – Берту (Беллу) Розенфельд. Встреча с Беллой наполнила до краев его опустошенный сосуд вдохновения. Марку вновь захотелось жить и творить.

Марк шагал ударение в фамилииМарк Шагал в старости

Осенью 1909 года он вернулся в Петербург. К желанию найти наставника, равного ему по дарованию, добавилась новая идея фикс: юноша задумал во что бы то ни стало покорить Северную столицу. Рекомендательные письма помогли Шагалу поступить в престижную школу рисования именитой меценатки Званцевой. Художественным процессом учебного заведения руководил живописец Лев Бакст.

По свидетельствам современников Моисея, Бакст взял его без всяких нареканий. Более того, достоверно известно, что Лев оплачивал обучение подающего надежды графиста. Бакст напрямую заявил Мовше, что в России его талант не приживется. В мае 1911 года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил обучение. В столице Франции он впервые начал подписывать свои работы именем Марк.

Видео:Д/ф «Шагал: России, ослам и другим», Франция, 2003Скачать

Д/ф «Шагал: России, ослам и другим», Франция, 2003

Живопись

Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.

Марк шагал ударение в фамилииКартина Марка Шагала «Голгофа»

В июне 1914 года в Берлине открылась его первая персональная выставка, включившая в себя почти все созданные в Париже картины и рисунки. Летом 1914 года Марк вернулся в Витебск, где его застало начало Первой мировой войны. В 1914–1915 годах была создана серия картин из семидесяти работ, написанных на основе натурных впечатлений (портреты, пейзажи, жанровые сцены).

В предреволюционные времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», «Красный еврей»), картины из цикла «Любовники» («Голубые любовники», «Зеленые любовники», «Розовые любовники») и жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», «Портрет Беллы в белом воротничке», «Над городом»).

Марк шагал ударение в фамилииКартина Марка Шагала «Над городом»

В начале лета 1922 года Шагал направился в Берлин, чтобы узнать о судьбе выставленных перед войной работ. В Берлине художник обучился новым для себя печатным техникам – офорту, сухой игле, ксилографии. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж.

Марк шагал ударение в фамилииКартина Марка Шагала «Белое распятие»

В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. По приказу министра пропаганды фашистской Германии Пауля Йозефа Геббельса в 1933 году произведения мастера были публично сожжены в Мангейме. Гонения на евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Шагала в апокалиптические тона. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»).

Видео:Марк Шагал. Фильм Олега ЛукашевичаСкачать

Марк Шагал. Фильм Олега Лукашевича

Личная жизнь

Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Правда, судьба сложилась таким образом, что художник намного пережил свою музу: Белла скончалась от сепсиса в американском госпитале 2 сентября 1944 года. Тогда, вернувшись после похорон в опустевший дом, он поставил на мольберт портрет Беллы, написанный им еще в России, и попросил Иду выбросить все кисти и краски.

Марк шагал ударение в фамилииМарк Шагал и Белла с дочерью

«Художественный траур» длился 9 месяцев. Лишь благодаря вниманию и заботе дочери он вернулся к жизни. Летом 1945 года Ида наняла сиделку для ухода за отцом. Так в жизни Шагала появилась Вирджиния Хаггард. Между ними вспыхнул роман, который подарил Марку сына Дэвида. В 1951 году барышня ушла от Марка к бельгийскому фотографу Шарлю Лейренсу. Она забрала сына и отказалась от 18 работ художника, подаренных ей в разное время, оставив себе лишь два его рисунка.

Марк шагал ударение в фамилииМарк Шагал с женой Валентиной Бродской

Моисей опять хотел покончить с собой, и, дабы отвлечь отца от тягостных дум, Ида свела его с владелицей лондонского салона мод Валентиной Бродской. Брак с ней Шагал оформил через 4 месяца после знакомства. Дочка творца еще не раз пожалела об этом сводничестве. Мачеха не пускала к Шагалу детей и внуков, «вдохновляла» на рисование декоративных букетов, потому что они «хорошо продавались», и бездумно тратила гонорары супруга. С этой женщиной живописец прожил до самой смерти, продолжая, однако, постоянно писать Беллу.

Видео:Театральный Марк Шагал | Шесть художников XX векаСкачать

Театральный Марк Шагал | Шесть художников XX века

Смерть

Именитый деятель искусств скончался 28 марта 1985 года (98 лет). Похоронен Марк Захарович на местном кладбище коммуны Сен-Поль-де-Вансе.

Марк шагал ударение в фамилииМогила Марка Шагала

Сегодня работы Марка Шагала можно увидеть в галереях Франции, США, Германии, России, Беларуси, Швейцарии и Израиля. Чтят память о великом художнике и на его родине: дом в Витебске, в котором долгое время жил графист, превратили в дом-музей Шагала. Любители творчества живописца и по сей день могут воочию увидеть место, где создавал свои шедевры авангардист.

Видео:Марк Шагал - биография самого известного русского авангардиста!Скачать

Марк Шагал - биография самого известного русского авангардиста!

Марк Захарович Шагал

Фото Все

Марк шагал ударение в фамилии

Марк шагал ударение в фамилии

Марк шагал ударение в фамилии

Марк шагал ударение в фамилии

Видео Все

Марк шагал ударение в фамилии

Марк Шагал / Цвет времени / Телеканал Культура

Марк шагал ударение в фамилии

МАРК ШАГАЛ. НЕРЕАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ | Документальный фильм | ЕNG SUB

Марк шагал ударение в фамилии

«Марк Шагал. Искусство любви» (2007)

Видео:Шагал и авангард | Лекция из курса «Как Марк Шагал стал всемирным художником». АУДИОСкачать

Шагал и авангард | Лекция из курса «Как Марк Шагал стал всемирным художником». АУДИО

Марк Шагал — биография

Марк Шагал – великий художник-еврей. Занимался графикой, живописью, стенографией, автор стихов на родном идише. Самый известный авангардист 20-го века.

Генрих Эмзен, Отто Дикс, Ханс Рихтер – этот список прославленных авангардистов достойно пополнил Марк Шагал, гениальный художник, не желавший придерживаться никаких пропорций, композиционного строя и светотеней. Все это было ему чуждо, он творил на инстинктивном уровне, так, как видел и чувствовал. Его картины сложно понять людям, у которых отсутствует образное мышление, потому что его живопись абсолютно далека от классики, представленной произведениями Серова и Репина, которые в точности следовали всем необходимым требованиям жанра.

Детство

Настоящее имя художника – Мовша (Моисей) Шагал. Он родился 6 июля (по другим источникам 7 июля) 1887 года в Витебске, который тогда территориально относился к Российской империи, сейчас это Беларусь. Окраина этого города по приказу императрицы Екатерины II была отдана для еврейского поселения. Отца звали Хацкель Шагал, он работал в должности приказчика лавки, торгующей селедкой, отличался тихим характером, набожностью и трудолюбием. Мама – Фейга-Ита Чернина занималась воспитанием детей, которых, кроме старшего Мовши, родилось еще шестеро (один сын и пять дочерей). Мама была абсолютной противоположностью отцу – общительная, энергичная, предприимчивая, сама занималась хозяйством и даже управляла своим супругом. Родители мальчика состояли в родственной связи, были двоюродными братом и сестрой, поженились в 1886 году.

Как и другие еврейские дети, Мовша в пятилетнем возрасте начал обучение в начальной школе (хедере). Основными предметами были Талмуд, Тора и древнееврейский язык. В возрасте тринадцати лет продолжил обучение в Витебском городском четырехклассном училище. Учился он нехотя, к тому же мальчишка сильно заикался, поэтому сторонился ровесников, боясь насмешек. По этой причине у него абсолютно не было друзей.

Марк шагал ударение в фамилииМарк Шагал в молодости

Моисею очень нравилось рисовать, поэтому он с большим удовольствием изображал на бумаге все, что видел из окна своей комнаты. Родителям не нравилось это увлечение сына, они мечтали, что из него получится хороший бухгалтер или приказчик, а рисование считали несерьезным занятием, которое не сможет обеспечить достойную жизнь. Зачастую рисунки сына мама использовала в качестве салфеток за обедом, отец высказывал свое категорическое «нет», когда Мовша заикался о том, что хочет пойти в ученики к известному местному живописцу Юделю Пэну.

Но Моисей продолжал просить у отца деньги на обучение живописи, и после двух месяцев уговоров, отец просто швырнул нужную сумму в окно. Будущий гений авангардизма бросился за купюрами, и собирал их по всей мостовой, игнорируя насмешки прохожих.

Учиться оказалось нелегко. Молодой человек был очень талантлив, как живописец, но ученик из него получился никудышный. Эти черты характера он так и не изменил на протяжении всей своей жизни, с ними пришлось столкнуться всем, кто пытался воздействовать на его художественное восприятие и образование. В 15 лет Шагал приобрел уверенность в своей гениальности, и по этой причине полностью игнорировал замечания, которые ему делала учителя. Он говорил, что подчинился бы только великому Рембрандту, но в провинциальном Витебске живописцев такого уровня не было.

Когда начинающему художнику удалось скопить нужную сумму денег, он переехал в Санкт-Петербург, даже не соизволив сообщить родителям о своем решении. Шагал считал, что именно там, в столице империи, он найдет применение своему таланту и продолжит обучение в академии художеств. Однако реальность вскоре внесла свои коррективы в амбициозные планы талантливого юноши – он провалился на первом же экзамене, который стал не только первым, но последним в его жизни официальным испытанием. Моисею так и не удалось попасть в это престижное учебное заведение, но отступать он и не собирался. Марк продолжил обучение в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которой руководил Николай Рерих. Он учился там на протяжении двух месяцев.

Марк шагал ударение в фамилии

Метания Шагала в поисках собственного пути в искусстве привели к тому, что летом 1909-го он вернулся в родной город. У него начинается депрессия. Полотна, датированные тем периодом, откровенно говорят о том удрученном внутреннем состоянии мечущегося гения, которое преследовало его некоторое время. Художник отправлялся на прогулки, любил гулять на мосту речки Витьбы. Никто не знает, чем бы закончилось это его состояние, если бы в это время не состоялась судьбоносная встреча с Беллой Розенфельд, которая стала любовью всей жизни художника. Эта встреча наполнила его вдохновением, которое, казалось, уже ушло от него навсегда. Марк почувствовал прилив сил и энергии, он снова мог полноценно жить и писать свои полотна.

Осенью того же года он возвращается в Петербург. Шагал продолжает искать учителя, который бы соответствовал уровню его таланта, и одновременно с этим родилась идея покорения Северной столицы. Благодаря рекомендательным письмам, Марк становится учеником престижной школы рисования, организованной меценаткой Званцевой. Так гениальный художник попал на обучение к известному живописцу Льву Баксту.

Как свидетельствуют современники художника, Бакст принял Шагала без всяких условностей. Кроме того, Марк учился за счет личных средств своего учителя. Баксту удалось убедить Шагала, что его талант в России не найдет поклонников, и что ему непременно нужно ехать за границу, для продолжения обучения. Шагал прислушался к наставнику и в мае 1911-го отправился в Париж на учебу. Именно там он начал подписывать свои полотна как Марк Шагал.

Живопись

Творческая биография художника стартовала с полотна под названием «Покойник». В 1909-м он написал свои картины «Портрет моей невесты в черных перчатках», «Семья», которые представляют собой яркий пример неопримитивистской стилистики. В августе следующего года Шагал отправился в Париж, где создал такие известные полотна как «России, ослам и другим», «Я и моя деревня», «Голгофа», «Автопортрет с семью пальцами». В то же время он стал автором таких картин, как «Молящийся еврей» и «Понюшка табаку», которые показали всем, что Шагал стал настоящим художественным лидером возрождающейся культуры еврейского народа.

Марк шагал ударение в фамилии

Марк шагал ударение в фамилии

Марк шагал ударение в фамилии

Свою первую персональную выставку Шагал организовал в июне 1914-го, и представил зрителям все полотна, созданные в «парижский период». Сразу после этого художник возвратился в родной Витебск, где и встретил Первую мировую войну. С 1914-го по 1915-й годы он пишет целую серию картин, состоящую из семи десятков работ. Это в основном пейзажи, портреты, жанровые сценки.

Марк шагал ударение в фамилииМарк Шагал пишет картину

До начала революции Шагал написал еще несколько монументальных типажных портретов своих земляков – «Зеленый еврей», «Продавец газет», «Красный еврей», «Молящийся еврей». Потом был цикл под названием «Любовники», состоящий из полотен «Зеленые любовники», «Голубые любовники», «Розовые любовники». Художник стал автором портретных и жанровых композиций, а также пейзажей – «Портрет Беллы в белом воротничке», «Зеркало», «Над городом».

Марк шагал ударение в фамилии

Марк шагал ударение в фамилии

Марк шагал ударение в фамилии

Летом 1922-го Марк совершил поездку в Берлин. Ему не терпелось узнать, что стало с его работами, выставленными перед началом войны. В столице Германии художник осваивает совершенно новые печатные техники – сухая игла, офорт, ксилография. В том же году вышла его серия офортов, которые использовали в качестве иллюстраций к автобиографии художника под названием «Моя жизнь». Папку с гравюрами издали в 1923-м. Саму книгу перевели на французский, и она появилась в продаже в Париже только в 1931-м году. В 1923-м Шагал уезжает в Париж, где занимается созданием иллюстраций к «Мертвым душам» Гоголя.

В 1927 году Шагал переключился на гуашь и создал серию, получившую название «Цирк Воллара». Она была написана в стиле художника, ее характерной особенностью стали безумные образы циркачей – арлекины, клоуны, акробаты. В 1933 году тогдашний министр пропаганды Германии Пауль Геббельс издал приказ об уничтожении всех произведений Шагала, и его привели в исполнение в Мангейме, путем сожжения. После прихода к власти Гитлера, в стране начались гонения на представителей еврейского народа, художник предчувствовал приближающуюся катастрофу, и в его произведениях прослеживалось ожидание апокалипсиса. Перед самой войной и все военные годы художник рисует распятие, оно стало ведущей темой его полотен – «Распятый художник», «Белое распятие», «Желтый Христос», «Мученик».

Личная жизнь

Любовью всей жизни неординарного художника стала Белла Розенфельд, отец которой был богатым ювелиром. Он писал, что именно Белла вытащила его из депрессии, что это ее любовь вдохновляла его на написание картин, которые впоследствии были признаны настоящими шедеврами. Первый раз они встретились в 1909 году, а поженились только 25 июля 1915-го. Она подарила ему настоящее счастье в личной жизни, их долгая семейная жизнь не омрачалась ни ссорами, ни размолвками. В этом браке родилась дочь Ида, которая стала биографом отца, дважды выходила замуж, родила троих детей.

Марк шагал ударение в фамилииМарк Шагал с Беллой Розенфельд

Супругам не удалось вместе встретить старость, Белла умерла 2 сентября 1944-го от сепсиса. Смерть констатировали доктора американского госпиталя. Когда Шагал вернулся домой после похорон любимой, он понял, что больше писать не сможет, что без нее у него ничего не получится. Он поставил на мольберт портрет любимой, который писал еще в России, и сказал дочери, чтобы она избавилась от всех красок и кистей.

В таком своеобразном «художественном трауре» Шагал находился на протяжении девяти месяцев. И только Ида смогла вернуть отца к прежней жизни, она окружила его заботой и вниманием, в 1945-м наняла сиделку, чтобы он не оставался в одиночестве. Ее звали Вирджиния Хаггард, именно она стала новой музой художника, и его новой любовью. Роман вспыхнул мгновенно, и вскоре после этого родился единственный сын художника – Дэвид. Официально свои отношения влюбленные не регистрировали, поэтому, когда в 1951-м Вирджиния бросила Шагала, то разводиться не пришлось. Она предпочла авангардисту фотографа из Бельгии Шарля Лейренса, забрала сынишку, и удалилась. Женщина не стала забирать восемнадцать картин, которые Марк подарил ей за все время, ограничилась только двумя его рисунками.

Марк шагал ударение в фамилии

Марк шагал ударение в фамилии

Марк шагал ударение в фамилии

Марк шагал ударение в фамилии

Марк шагал ударение в фамилии

Марк шагал ударение в фамилии

Марка снова посещают мысли о самоубийстве, и снова на помощь приходит дочь. Она познакомила отца с Валентиной Бродской, которая имела в Лондоне собственный салон мод. Спустя четыре месяца Марк и Валентина поженились, и после этого Ида поняла, какую ошибку совершила. Бродская запрещала Шагалу видеться с дочерью и внуками, практически вынудила художника писать декоративные букеты, потому что они пользовались спросом, и тратила вчистую все заработанные Шагалом деньги. Этот брак продлился до самой смерти художника, и все эти годы он не переставал писать свою незабвенную Беллу.

Смерть

Шагал прожил долгую жизнь, пережив свою любимую на долгих сорок лет. Он умер 28 марта 1985 года, в 97 лет. Местом упокоения Марка Шагала стало кладбище парижской коммуны Сен-Поль-де-Вансе.

Марк шагал ударение в фамилии

Марк шагал ударение в фамилии

Марк шагал ударение в фамилии

США, Франция, Германия, Беларусь, Россия, Израиль – все эти страны считают Шагала своим художником, и с удовольствием демонстрируют его полотна в своих лучших галереях. Память о нем особо чтят в Беларуси, в городе Витебске в доме художника теперь работает музей. Почитатели творчества Шагала имеют возможность побывать в том месте, где зарождался его талант, где создавались первые шедевры непревзойденного авангардиста.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

💡 Видео

Марк Шагал в цитатах и картинахСкачать

Марк Шагал в цитатах и картинах

"Марк Шагал. Цвет любви". Фильм Олега ЛукашевичаСкачать

"Марк Шагал. Цвет любви". Фильм Олега Лукашевича

Уехали и не пропали: крутые художники из Беларуси. Марк ШагалСкачать

Уехали и не пропали: крутые художники из Беларуси. Марк Шагал

Марк Шагал – Цикл лекций «Искусство в эмиграции» HD 1080pСкачать

Марк Шагал – Цикл лекций «Искусство в эмиграции»   HD 1080p

Марк Шагал / Цвет времени / Телеканал КультураСкачать

Марк Шагал / Цвет времени / Телеканал Культура

Марк Шагал и Белла Розенфельд. Больше, чем любовь @SMOTRIM_KULTURAСкачать

Марк Шагал и Белла Розенфельд. Больше, чем любовь @SMOTRIM_KULTURA

Коротко о высоком. Марк Шагал.Скачать

Коротко о высоком.  Марк Шагал.

«Над городом» Марка Шагала | Шедевр за 1 минутуСкачать

«Над городом» Марка Шагала | Шедевр за 1 минуту

Олег Митяев. "Марк Шагал"Скачать

Олег Митяев. "Марк Шагал"

Марк Шагал - Евреи летают. Marc Chagall - Jews are flying.Скачать

Марк Шагал - Евреи летают.  Marc Chagall - Jews are flying.
Поделиться или сохранить к себе: