Марк шагал куда ударение

Видео:Марк Шагал l Художник - Поэт и Мечтатель l Жизнь в Состоянии Вечного Полета l Marc Chagall l #ПРОАРТСкачать

Марк Шагал l Художник - Поэт и Мечтатель l Жизнь в Состоянии Вечного Полета l Marc Chagall l #ПРОАРТ

Словари

Шага́л Марк (Chagall) (1887-1985), живописец и график. До 1922 жил в России, затем во Франции. Произведениям Шагала (картины, витражи, иллюстрации, чаще всего на библейские темы, а также поэтические сцены из жизни еврейских местечек) присущи ирреальность пространственных построений, эмоциональность колорита, выразительность рисунка («Над городом», 1917; иллюстрации к Библии, литография, 1931-36). Мемуары «Моя жизнь» (рус. пер. — 1994).

ШАГАЛ Марк — ШАГА́Л (Chagall) Марк Захарович [24 июня (6 июля) 1887, Витебск — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Франция], живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства; выходец из России.

Марк Шагал был старшим из десяти детей в семействе мелкого торговца Хацкеля (Захара) Шагала. В 1900-1905 учился в витебском 1-м городском четырехклассном училище. Начальными шагами будущего художника руководил витебский живописец Ю. М. Пэн. В 1907 Шагал отправился в Петербург, поступил в школу Общества поощрения художеств (1907-1908), затем занимался в частной студии С. М. Зейденберга (1908) и школе Е. Н. Званцевой, где его наставниками были М. В. Добужинский (см. ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович) и Л. С. Бакст (см. БАКСТ Лев Самойлович). Свою художническую биографию Шагал начинал с картины «Покойник (Смерть)», 1908 (масло, Национальный музей современного искусства, Париж); в 1909 были написаны «Портрет моей невесты в черных перчатках» (Кунстмузеум, Базель, Швейцария), «Семья (Святое семейство)» (Национальный музей современного искусства, Париж) и др., созданные под влиянием неопримитивистской стилистики.

Первый парижский период

В августе 1910 уехал в Париж. В 1911 поселился в артистической колонии Ля Рюш («Улей»). В первый парижский период сблизился с поэтами и литераторами Г. Аполлинером (см. АПОЛЛИНЕР Гийом), Б. Сандраром (см. САНДРАР), М. Жакобом (см. ЖАКОБ Макс) , А. Сальмоном и другими. Аполлинер в одном из эссе употребил по отношению к искусству Шагала термин «сверхнатурализм» («сюрнатурализм»).

В 1912 художник впервые выставился на Осеннем салоне; посылал свои произведения на московские выставки «Мир искусства» (см. МИР ИСКУССТВА) (1912), «Ослиный хвост» (см. ОСЛИНЫЙ ХВОСТ) (1912), «Мишень» (1913). До конца своих дней Шагал называл себя «русским художником», подчеркивая родовую общность с российской традицией, включавшей в себя и иконопись, и творчество Врубеля (см. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович) , и произведения безымянных вывесочников, и живопись крайне левых.

Новаторские формальные приемы кубизма и орфизма, усвоенные за годы парижской жизни, — геометризованная деформация и огранка объемов, ритмическая организация, условный цвет — у Шагала были направлены на создание напряженной эмоциональной атмосферы картин. Обыденную действительность на его холстах освещали и одухотворяли вечно живые мифы, великие темы круговорота бытия — рождение, свадьба, смерть. Действие в необычных шагаловских полотнах развертывалось по особым законам, где были сплавлены прошлое и будущее, фантасмагория и быт, мистика и реальность. Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. Центральными работами первого парижского периода стали: «Я и моя деревня», 1911 (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и др. Тогда же были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.

В июне 1914 года в Берлине открылась его первая персональная выставка, включившая в себя почти все созданные в Париже картины и рисунки; они нашли большой отклик у молодых немецких живописцев, дав непосредственный импульс возникшему после войны экспрессионистическому движению.

Последние русские годы

Летом 1914 Шагал вернулся в Витебск, где его застало начало первой мировой войны. В 1914-15 годах была создана серия «документов» из семидесяти с лишним работ, написанных на основе натурных впечатлений (портреты, пейзажи, жанровые сцены). Летом 1915 состоялось бракосочетание Шагала и Беллы Розенфельд (1892?-1944), в 1916 родилась их дочь Ида (1916-1994). С осени 1915 и по ноябрь 1917 Шагал с семьей жил в Петрограде, служил в одном из военных ведомств. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916, и др.), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и др.).

В Витебск художник возвратился после Октябрьской революции. Получив в августе 1918 мандат «уполномоченного по делам искусств г. Витебска и Витебской губернии», организовал Народное художественное училище, куда привлек в качестве преподавателей М. В. Добужинского (см. ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович) , И. А. Пуни (см. ПУНИ Иван (Жан) Альбертович), Л. М. Лисицкого (см. ЛИСИЦКИЙ Лазарь Маркович), Пэна и других. Под руководством Шагала и с его участием в 1918-20 гг. проводилось декоративно-праздничное оформление Витебска.

В последний период на родине художником были написаны полотна «Над городом», 1914-1918 (Третьяковская галерея), «Венчание», 1918 (Третьяковская галерея), «Прогулка», 1918 (Русский музей) и ряд других, расцениваемых ныне как вершинные его достижения.

Конфликтная ситуация, сложившаяся в результате деятельности К. С. Малевича (см. МАЛЕВИЧ Казимир Северинович) в витебской школе, вынудила Шагала уйти из школы и уехать в Москву (июнь 1920). Здесь он исполнил монументально-декоративные панно для зрительного зала Еврейского Камерного театра, а также оформил спектакль по Шолом-Алейхему. В летние месяцы работал учителем в колонии для малолетних беспризорников в Малаховке.

В последний русский период Шагал выставлялся на групповых выставках в Петрограде, Витебске, Москве; в 1921 прошла его персональная выставка в Еврейском Камерном театре, в 1922 — совместная с Н. И. Альтманом (см. АЛЬТМАН Натан Исаевич) и Д. П. Штеренбергом (см. ШТЕРЕНБЕРГ Давид Петрович) (Культур-лига, Москва).

Снова за границей

В начале лета 1922 через Каунас художник направился в Берлин, чтобы узнать о судьбе выставленных перед войной работ. В Берлине обучился новым для себя печатным техникам — офорту, сухой игле, ксилографии; в 1922 награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его книге «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923; книга в переводе на французский язык с ранними рисунками в качестве иллюстраций увидела свет в Париже в 1931).

По приглашению парижского галерейщика А. Воллара переехал в 1923 в Париж для создания цикла иллюстраций к роману Н. В. Гоголя (см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич) «Мертвые души» (1923-1927). Затем по заказу Воллара исполнил иллюстрации к «Басням» Лафонтена (см. ЛАФОНТЕН Жан де) (1927-1930). В 1927 возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее карнавализованными образами клоунов, арлекинов, акробатов, сквозными для всего шагаловского творчества.

В 1920-е гг. дружеские контакты связали Шагала с П. Пикассо (см. ПИКАССО Пабло), А. Матиссом (см. МАТИСС Анри), Ж. Руо (см. РУО Жорж), П. Боннаром (см. БОННАР Пьер), П. Элюаром (см. ЭЛЮАР Поль) и многими другими деятелями искусств. В 1920-30-е гг. художник много путешествовал по Франции, жил в Нормандии, Бретани, Лангедоке, Савойе и других провинциях, где были созданы многочисленные работы, вдохновленные французскими ландшафтами (гражданство своей «второй родины» Шагал принял в 1937).

В 1931 совершил путешествие по Сирии и Палестине, связанное с новой работой для Воллара. Иллюстрации к Библии (66 офортов в 1930-39 и 39 офортов в 1952-56) стали фундаментом огромного цикла, над которым художник работал почти всю жизнь: большое число гравюр, рисунков, картин, витражей, шпалер, керамических скульптур, рельефов, вдохновленных Библией, составили в итоге колоссальное «Библейское послание» Марка Шагала.

В 1933 произведения мастера были публично сожжены в Мангейме по приказу Геббельса. Гонения на евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Шагала в апокалиптические тона: в предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», 1938, Чикагский институт искусства, США, «Распятый художник», 1938-1940, «Мученик», 1940, «Желтый Христос», 1941, и др.).

В мае 1941 по приглашению нью-йоркского Музея современного искусства художник с семьей переехал в Америку. В 1943 году встретился в Нью-Йорке с другом молодости С. Михоэлсом (см. МИХОЭЛС Соломон Михайлович) , собиравшем деньги для СССР.

В американский период Шагал в основном работал для театра: в 1942 оформил балет «Алеко» по мотивам поэмы «Цыганы» А. С. Пушкина, в 1945 балет И. Стравинского «Жар-птица». В сентябре 1944 внезапно скончалась Белла Шагал; ее память была увековечена в композициях «Моей жене посвящается» (193З/1944) и «Вокруг нее» (1945, обе Национальный музей современного искусства, Париж).

Возвращение во Францию

Окончательное возвращение Шагала во Францию произошло в 1948. Изданные вместе с книгой иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя (1948) принесли автору гран-при за графическое мастерство и совершенство офортов на ХХIУ Биеннале в Венеции.

В конце 1940-х гг. Шагал поселился на юге Франции, близ Ниццы. В 1952 году художник вступил в брак с Валентиной (Вавой) Бродской; путешествие по Греции и Италии, счастливая семейная жизнь дала толчок для создания новых произведений, вдохновленных средиземноморской культурой. С начала 1950-х гг. Шагал приступил к исполнению обширных циклов цветных литографий, станковых и книжных работ — из них большую известность приобрели иллюстрации к буколическому роману Лонга (см. ЛОНГ (писатель)) «Дафнис и Хлоя» (1960-1962).

На юге Франции начался последний этап жизни Шагала. Живописец-станковист, он постепенно все больше и больше работал в монументальных видах искусства, занимался мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой. В начале 1960-х гг. создал по заказу правительства Израиля мозаики и гобелен для здания парламента в Иерусалиме. На протяжении 1960-70-х гг. им были изготовлены многочисленные витражи для старинных католических костелов, лютеранских храмов, синагог, общественных зданий Европы, Америки, Израиля.

В 1964 по заказу президента Франции Шарля де Голля и министра культуры, писателя Андре Мальро Шагалом был написан плафон парижской Гранд-Опера; в 1966 — два панно для Метрополитен-опера в Нью-Йорке. С 1966 художник обосновался в Сен-Поль-де-Ванс близ Ниццы, где построил дом-мастерскую. В июне 1973 года посетил с кратковременным визитом Москву и Ленинград.

Представительный ряд общеевропейских и мировых знаков отличия, полученных мастером на протяжении длинной жизни, был увенчан в 1977 году высшей наградой Франции, Большим крестом Почетного легиона. В октябре 1977 — январе 1978 в Лувре, в отступление от правил, была устроена выставка в честь здравствующего художника (по случаю 90-летнего юбилея Шагала).

В июле 1973 в Ницце был открыт музей «Библейское послание», разместившийся в задуманном Шагалом здании, украшенном его работами; правительство Франции придало этому своеобразному шагаловскому «храму» статус национального музея.

ШАГАЛ Марк (Chagall, Marc)

Марк шагал куда ударение

МАРК ШАГАЛ. АВТОПОРТРЕТ

(1887-1985), европейский художник, график, театральный художник. Родился 7 июля 1887 в Витебске, где начал учиться живописи в мастерской И.Пэна, позже учился в Петербурге у Л.Бакста. С 1910 до 1914 жил в Париже, затем до 1922 — в России, после чего уехал через Берлин в Париж. В 1941 Шагал эмигрировал в США, 1942 провел в Мексике, создавал декорации для балета Леонида Мясина Алеко, в 1948 вернулся во Францию. Уже в 1908 он познакомился с работами постимпрессионистов и фовистов, а позже — с творчеством Пикассо. Возможно, этим влиянием объясняется появление в искусстве Шагала угловатых и линейных форм (Я и деревня, 1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства), а также мерцающего, причудливого колорита. В произведениях Шагала реальные формы часто оказываются в фантастических сочетаниях и ситуациях, противоречащих логике и равновесию; поэтому его творчество иногда сближают с сюрреализмом, однако художник никогда не принадлежал ни к какой группе. Его произведения — это создания впечатлительного и чувственного творческого воображения, склонного к чудесному, магическому и иррациональному. Картины Шагала наполнены радостной безмятежностью (Над городом, 1914-1918, Третьяковская галерея) или трагическим предчувствием беды, катастрофы (У времени нет берегов, 1930-1939, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Шагал работал в разных областях искусства; в частности, он создал 12 витражей, изображающих колена Израилевы. В 1961 они были установлены в синагоге медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима. В 1964 он расписал плафон Парижской оперы, в 1966 сделал два больших панно для оперного театра Нью-Йорка. Шагал иллюстрировал несколько книг, в том числе Басни Лафонтена, Библию, Мертвые души Гоголя. Умер Шагал в Сен-Поль де Ванс (Франция) 28 марта 1985.

Апчинская Н.В. Марк Шагал: Графика. М., 1990 Сарабьянов Д.В. Марк Шагал [[Альбом]]. М., 1992 Зингерман Б.И. Парижская школа. Пикассо, Модильяни, Шагал, Сутин. М., 1993

ШАГА́Л Марк Зах. (1887-1985) — живописец, график, театр. художник, монументалист. Его творчество — уникальный сплав многовековой нац. культуры евр. народа, изощренных поисков рус. авангарда 1910-20-х гг., отточенности и блеска «парижской школы». Ш. — явление мир. культуры, космополитичное по определению, но глубоко нац. по сути. Ш. род. в Лиозно, близ Витебска, провинц. города на З. Рос. империи, в черте оседлости, определ. для евреев. Облик и быт Витебска, осн. в 11 в., формировались в сложном взаимодействии правосл. христ. культуры рус. и белорусов, польск. католицизма и местечковой евр. традиции. Все это оказало сильнейшее влияние на Ш., в произв. к-рого образ Витебска является одной из сквозных тем. Ш. удивительно рано удалось найти неповторимую худож. манеру, к-рой он оставался верен на всем протяжении 80-летнего творч. пути. С 1907 Ш. учился в Пб. у Л. С. Бакста, в 1910 приехал в Париж, где вошел в круг худож. авангарда (Б. Сандрар, М. Жакоб, Г. Аполлинер, А. Модильяни). Работы Ш. демонстрировались на выставках «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мир иск-ва» и др. В России Ш. работал в 1914-22, затем уехал во Францию, с к-рой связана вся его последующая худож. деят-ность. В полотнах Ш. («Я и деревня», 1911; «Над Витебском», 1914; «Зеленый скрипач», 1918 и мн. др.) в острой живописной форме запечатлен мир сложных ассоциаций, иллюзий, символов. Среди работ Ш.: цикл илл. к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя (1923-27), басням Ж. Лафонтена (1928-31), Библии (1931-36), им расписан плафон «Гранд-опера» в Париже (1964), создан ряд монумент. витражей, театр декораций.

Видео:Шагал и авангард | Лекция из курса «Как Марк Шагал стал всемирным художником». АУДИОСкачать

Шагал и авангард | Лекция из курса «Как Марк Шагал стал всемирным художником». АУДИО

Марк
Захарович Шагал

Видео:МАРК ШАГАЛ. НЕРЕАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ | Документальный фильм | ЕNG SUBСкачать

МАРК ШАГАЛ. НЕРЕАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ | Документальный фильм | ЕNG SUB

Биография и информация

Марк Захарович Шагал (фр. Marc Chagall; 7 июля 1887 год, Витебск, Российская империя (нынешняя Беларусь) — 28 марта 1985 год Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция ) – еврейский художник, который жил в России, Франции, Америке и всё же остался еврейским художником, сохранил свою самобытность. Шагал создал собственный уникальный стиль в живописи, а также делал фрески и витражи, разрабатывал театральные костюмы и декорации, иллюстрировал книги и сам писал их.

Особенности творчества художника Марка Шагала: Национальное самосознание, бесконечная любовь к изображаемым объектам, родной город Витебск, проглядывающий сквозь любой парижский или иной пейзаж, летающие люди, ставшие одним из символов Марка Шагала, и изображенная в бесконечном множество образов самая большая любовь его жизни – жена Белла. Яркие цвета, игры с законами композиции, образы животных.

«В нашей жизни, как и в палитре художника, есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству – цвет любви» , – писал Марк Шагал в своей книге «Моя жизнь». Все его картины наполнены этим цветом, как была им наполнена жизнь его. Разговор о Марке Шагале в отрыве от его любви, от тех, кого он любил и кем дышал, перенося это на холст, был бы сухим перечислением фактов.

Видео:Марк Шагал в цитатах и картинахСкачать

Марк Шагал в цитатах и картинах

В ожидании любви

Моисей Шагал родился в Витебске 6 июля 1887 года в семье приказчика. Мир встретил будущего гения пламенем костра – в городе пылал пожар. Красный цвет он позднее назовет цветом кошмара. Над его продавцом газет, предвещающим войну, небо пылает алым.

Отец мечтал, что сын станет хорошим бухгалтером, в крайнем случае – приказчиком. А Шагал рисовал, рисовал, рисовал. Однажды к нему зашел друг, посмотрел на стены комнаты, густо увешанные рисунками, и воскликнул: «Да ты настоящий художник!». Художник… Это слово было будто из другого мира. Мира, который манил к себе Моисея Шагала больше, чем что-либо на свете. Долгие изматывающие скандалы и уговоры привели к тому, что его отдали учиться в Школу рисования живописи художника Юделя Пэна.

Очень быстро стало понятно, что ограничиться Пэном не получится – этого мало. Скромность начинающего художника не сковывала. В 15 лет Моисей Шагал искренне считал себя гением. Он полагал, что только Рембрандт мог бы чему-то его научить по-настоящему. Но где ж его возьмешь, Рембрандта?

Строптивый, уже точно не получившийся на радость родителям бухгалтером, Шагал выпрашивает у отца деньги и уезжает в Петербург – там Академия художеств, там рай! Реальность отвесила юному дарованию жесткий щелчок по самолюбию. Первый и последний в своей жизни официальный экзамен он завалил.

В 1909 году Шагал возвращается в Витебск. Разочарованный, опустошенный, не нашедший того, что искал, и не сумевший примкнуть ни к одной школе. Он пишет об этом времени: «Я бродил по улицам, искал чего-то и молился: «Господи, Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему».

В это же время в Витебск из Петербурга вернулась Берта Розенфельд, которая войдет в историю искусства как Белла Шагал. Она мечтала стать актрисой, ей прочили успех. Но серьезная травма на репетиции поставила крест на актерской карьере.

Видео:Марк ШагалСкачать

Марк Шагал

Вечная любовь Шагала

На момент встречи в Витебске оба считали себя неудачниками. По одной версии, они случайно пересеклись и разговорились на мосту над Витьбой. По другой – встретились в гостях у подруги Берты, Теи Брахман.

У Теи была любовная связь с Шагалом, и она позировала ему обнаженной. Именно с нее написана чувственная «Сидящая красная обнаженная».

Не столь важно, где произошла встреча, важнее, что она поразила обоих в самое сердце.

«Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена» , – вспоминал Шагал.

Позднее он напишет, что после встречи с Беллой в нем навсегда поселилось ощущение уверенности. Шагал возвращается в Петербург и поступает на курс к Леону Баксту. Он заворожен Бакстом. По некоторым сведениям, Бакст не только взял Шагала в школу, но и оплачивал его проживание в школе, оценив незаурядный талант юноши. Именно Бакст открыл для Марка Шагала персональное «окно в Европу».

В 1910 году учитель уедет в Париж, от чего Шагал заранее в отчаянье. «Я бы тоже хотел в Париж» , – решается он сказать. Бакст поддерживает эту идею, считая, что в России для таланта Шагала нет перспектив, и помогает ему с переездом.

Париж! Безвозвратно исчезает стеснительный Мойша Шагал. Его место отныне и навсегда занимает кудрявый, франтоватый Марк. Позднее он скажет, что только в Париже можно быть художником. Каждую свободную минуту проводит в Лувре: «Легче всего мне дышалось в Лувре. Там меня окружали давно ушедшие друзья». Сам Шагал отмечал, что особенное впечатление на формирование его кисти, помимо Рембрандта, произвели Гоген, Ван Гог, Ренуар, Делакруа.

Во Франции Шагал обретает свободу. Он больше не пытается соответствовать никому и ничему. Начинается главное: симфония цвета, поэзия кисти, нарушение всех законов физики и гравитации. Все, кто пытался учить Шагала, отмечали, что ученик из него ужасный. Он не умел учиться, он желал быть только собой и писать исключительно так, как сам хочет.

Шагал влюблен в Париж. Впрочем, когда ему хочется особенно отметить, насколько дорог его сердцу этот город, он говорит: «Париж, ты мой Витебск!» . На картине «Я и моя деревня» профиль Шагала из Парижа обращен к Витебску.

В 1914 году он едет в Витебск на свадьбу к сестре, вскоре за этим следует его собственная свадьба – новая встреча с Бертой не оставила сомнений: это судьба.

Марк Шагал написал несколько портретов жены с натуры. И около трех тысяч картин, рисунков, набросков, в которых ее образ так или иначе отображен в летящих женщинах.

В 1916 году у счастливых супругов рождается дочь Ида. А тем временем в игру вступают другие силы. Россию сотрясают катаклизмы. Шагал был среди тех, кого новая власть поначалу вдохновила. Ему более не указ напыщенные академики из отвергшей его Академии искусств. Да и социальная пропасть между дочерью ювелира и сыном приказчика рухнула. Захваченный свежими, как тогда казалось, переменами Марк Шагал даже некоторое время занимал пост уполномоченного по делам искусств в Витебской губернии.

К первой годовщине Октября Шагалу поручено украсить город. Витебск был опутан бесконечными заборами. Более сотни городских маляров под руководством Марка Шагала раскрасили заборы, стены и все, на чем можно было рисовать. Такого граффити мир еще не видел.

Авангард выходит на первые роли, Шагалу кажется, что он нашел свое место. Он организовал в Витебске Школу искусств и пытался в ней преподавать. Затея потерпела крах. Он хотел, чтобы его ученики так же, как он, раскрыли свой талант. А обучение техническим моментам ему казалось слишком скучным. Тогда и возникло противостояние между Марком Шагалом и Казимиром Малевичем. Основатель супрематизма собирался лепить из своих учеников не гениев, а профессионалов. И действительно, через пару месяцев в Третьяковке прошла выставка картин учеников Малевича. Шагалу становилось все теснее. Вместо отринутых устоев появляются новые рамки, за которые не рекомендуется выходить. «Мы наш, мы новый мир построим», абстракционизм и отрицание прежних ценностей правят бал, а Шагал в это время пишет какие-то цветы, женщин, Витебск. Его упрекают в приверженности к устаревшим формам и называют «староватором». Белла все более настойчиво твердит об эмиграции.

Шагал с женой уезжают сначала в Москву, затем в Берлин. И наконец, 1923 год – Париж! Здесь он «перекрестит» Берту в Беллу. Он здесь счастлив, успешен, востребован, много пишет. На картинах, как всегда, присутствует Белла и любимый Витебск.

Художника находит единственный учитель, которого Шагал признавал, – Леон Бакст, и говорит: «Вот теперь ваши краски поют» . Это успех.

А в это время Европа сходит с ума. К власти пришел Гитлер. Из Парижа Шагалы уезжают в последний момент, когда город уже оккупирован. 22 июня Германия объявляет войну Советскому Союзу, а Марк Шагал с Беллой видят статую Свободы… В Америке его хорошо принимают, но сердце рвется в Европу.

В 1944 году Париж освобожден. Белла торопит с отъездом. За несколько дней до запланированного возвращения ей становится плохо. У нее стремительно развивается вирусное заболевание, и буквально на руках у Шагала его Муза умирает.

Видео:Марк Шагал. Рассказывает Александр ТаировСкачать

Марк Шагал. Рассказывает Александр Таиров

Вирджиния. Отвлечься не удалось

Марку Шагалу кажется, что он никогда больше не возьмет в руки кисть и не прикоснется к холсту. Зачем это все, когда главная героиня его картин и его жизни покинула его?

Девять долгих месяцев Марк Шагал не пишет, не спит, не ест и едва дышит. Вытащила его дочь Ида. Сначала она увлекла отца работой над иллюстрациями к написанной Беллой книге воспоминаний «Горящие огни», а потом наняла ему сиделку – удивительно красивую женщину, лицом похожу на ее мать. Вирджиния Хаггард младше Шагала более чем на 20 лет. Вскоре она родила ему сына Давида.

В 1947 году Шагал с Вирджинией все же возвращается в Париж. Но очень скоро она, прихватив сына, сбегает с фотографом, приехавшим к ним в дом делать материал о гениальном художнике…

Видео:Наше всё. Марк Шагал.Скачать

Наше всё. Марк Шагал.

Последняя любовь Марка Шагала

Если к Белле все искусствоведы относятся с трепетом, то последней спутнице Марка Шагала, Валентине Бродской повезло куда меньше. Вава, как ее называли друзья и близкие, блистала в парижском обществе. Познакомила их снова Ида, стремясь вдохновить отца. В 1952 году Вава стала женой Шагала и заодно – врагом многих искусствоведов.

Ее упрекают в том, что она «подмяла» под себя художника и командовала им. В вину Ваве ставят «подрезанные крылья» Марка Шагала. Некоторые исследователи противопоставляют Беллу и Ваву по такому принципу: Белла была музой и вдохновением, а Вава – менеджером. Говорят, что из-за нее Шагал разрушил отношения практически со всеми близкими людьми, зато стал очень дорогостоящим и востребованным художником.

Вдова Андрея Вознесенского Зоя Богуславская не согласна с этой версией. Она отмечает, что регулярно бывала у Марка Шагала и Вавы, но не замечала приписываемых жене художника деспотизма и назойливости. А вот окружить гения уютом и оградить от всего, что могло бы помещать его творчеству, Ваве удалось.

Сегодня не найти однозначного ответа на то, кем стала для Марка Шагала его последняя любовь. Но, может, стоит прислушаться к словам художника: «Слава Богу, Вава возле меня. Она затмевает своей красотой всех женщин Витебска»?

И главное – Шагал снова много пишет, в том числе Ваву. Если фоном для изображений Беллы был их родной Витебск, то Ваву художник изображает в Париже. Чтобы уж точно сомнений не осталось, на портрете Вавы различимы и Эйфелева башня, и Парижская опера. Париж – ты мой второй Витебск, писал Шагал. Возможно, и Вава стала его второй Беллой? «Тебя только вижу, тебя живущую ради меня» , – это о второй жене.

Так легко и навсегда отменивший законы гравитации на своих картинах, Шагал, чьи люди летают столь же легко, как дышат, умер в лифте своего дома. Оторвавшись от земли. Так, как это умел только он.

Видео:История одного шедевра - «Над городом» Марка ШагалаСкачать

История одного шедевра - «Над городом» Марка Шагала

Марк Захарович Шагал

Фото Все

Марк шагал куда ударение

Марк шагал куда ударение

Марк шагал куда ударение

Марк шагал куда ударение

Видео Все

Марк шагал куда ударение

Марк Шагал / Цвет времени / Телеканал Культура

Марк шагал куда ударение

МАРК ШАГАЛ. НЕРЕАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ | Документальный фильм | ЕNG SUB

Марк шагал куда ударение

«Марк Шагал. Искусство любви» (2007)

Видео:Марк Шагал - Евреи летают. Marc Chagall - Jews are flying.Скачать

Марк Шагал - Евреи летают.  Marc Chagall - Jews are flying.

Марк Шагал — биография

Марк Шагал – великий художник-еврей. Занимался графикой, живописью, стенографией, автор стихов на родном идише. Самый известный авангардист 20-го века.

Генрих Эмзен, Отто Дикс, Ханс Рихтер – этот список прославленных авангардистов достойно пополнил Марк Шагал, гениальный художник, не желавший придерживаться никаких пропорций, композиционного строя и светотеней. Все это было ему чуждо, он творил на инстинктивном уровне, так, как видел и чувствовал. Его картины сложно понять людям, у которых отсутствует образное мышление, потому что его живопись абсолютно далека от классики, представленной произведениями Серова и Репина, которые в точности следовали всем необходимым требованиям жанра.

Детство

Настоящее имя художника – Мовша (Моисей) Шагал. Он родился 6 июля (по другим источникам 7 июля) 1887 года в Витебске, который тогда территориально относился к Российской империи, сейчас это Беларусь. Окраина этого города по приказу императрицы Екатерины II была отдана для еврейского поселения. Отца звали Хацкель Шагал, он работал в должности приказчика лавки, торгующей селедкой, отличался тихим характером, набожностью и трудолюбием. Мама – Фейга-Ита Чернина занималась воспитанием детей, которых, кроме старшего Мовши, родилось еще шестеро (один сын и пять дочерей). Мама была абсолютной противоположностью отцу – общительная, энергичная, предприимчивая, сама занималась хозяйством и даже управляла своим супругом. Родители мальчика состояли в родственной связи, были двоюродными братом и сестрой, поженились в 1886 году.

Как и другие еврейские дети, Мовша в пятилетнем возрасте начал обучение в начальной школе (хедере). Основными предметами были Талмуд, Тора и древнееврейский язык. В возрасте тринадцати лет продолжил обучение в Витебском городском четырехклассном училище. Учился он нехотя, к тому же мальчишка сильно заикался, поэтому сторонился ровесников, боясь насмешек. По этой причине у него абсолютно не было друзей.

Марк шагал куда ударениеМарк Шагал в молодости

Моисею очень нравилось рисовать, поэтому он с большим удовольствием изображал на бумаге все, что видел из окна своей комнаты. Родителям не нравилось это увлечение сына, они мечтали, что из него получится хороший бухгалтер или приказчик, а рисование считали несерьезным занятием, которое не сможет обеспечить достойную жизнь. Зачастую рисунки сына мама использовала в качестве салфеток за обедом, отец высказывал свое категорическое «нет», когда Мовша заикался о том, что хочет пойти в ученики к известному местному живописцу Юделю Пэну.

Но Моисей продолжал просить у отца деньги на обучение живописи, и после двух месяцев уговоров, отец просто швырнул нужную сумму в окно. Будущий гений авангардизма бросился за купюрами, и собирал их по всей мостовой, игнорируя насмешки прохожих.

Учиться оказалось нелегко. Молодой человек был очень талантлив, как живописец, но ученик из него получился никудышный. Эти черты характера он так и не изменил на протяжении всей своей жизни, с ними пришлось столкнуться всем, кто пытался воздействовать на его художественное восприятие и образование. В 15 лет Шагал приобрел уверенность в своей гениальности, и по этой причине полностью игнорировал замечания, которые ему делала учителя. Он говорил, что подчинился бы только великому Рембрандту, но в провинциальном Витебске живописцев такого уровня не было.

Когда начинающему художнику удалось скопить нужную сумму денег, он переехал в Санкт-Петербург, даже не соизволив сообщить родителям о своем решении. Шагал считал, что именно там, в столице империи, он найдет применение своему таланту и продолжит обучение в академии художеств. Однако реальность вскоре внесла свои коррективы в амбициозные планы талантливого юноши – он провалился на первом же экзамене, который стал не только первым, но последним в его жизни официальным испытанием. Моисею так и не удалось попасть в это престижное учебное заведение, но отступать он и не собирался. Марк продолжил обучение в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которой руководил Николай Рерих. Он учился там на протяжении двух месяцев.

Марк шагал куда ударение

Метания Шагала в поисках собственного пути в искусстве привели к тому, что летом 1909-го он вернулся в родной город. У него начинается депрессия. Полотна, датированные тем периодом, откровенно говорят о том удрученном внутреннем состоянии мечущегося гения, которое преследовало его некоторое время. Художник отправлялся на прогулки, любил гулять на мосту речки Витьбы. Никто не знает, чем бы закончилось это его состояние, если бы в это время не состоялась судьбоносная встреча с Беллой Розенфельд, которая стала любовью всей жизни художника. Эта встреча наполнила его вдохновением, которое, казалось, уже ушло от него навсегда. Марк почувствовал прилив сил и энергии, он снова мог полноценно жить и писать свои полотна.

Осенью того же года он возвращается в Петербург. Шагал продолжает искать учителя, который бы соответствовал уровню его таланта, и одновременно с этим родилась идея покорения Северной столицы. Благодаря рекомендательным письмам, Марк становится учеником престижной школы рисования, организованной меценаткой Званцевой. Так гениальный художник попал на обучение к известному живописцу Льву Баксту.

Как свидетельствуют современники художника, Бакст принял Шагала без всяких условностей. Кроме того, Марк учился за счет личных средств своего учителя. Баксту удалось убедить Шагала, что его талант в России не найдет поклонников, и что ему непременно нужно ехать за границу, для продолжения обучения. Шагал прислушался к наставнику и в мае 1911-го отправился в Париж на учебу. Именно там он начал подписывать свои полотна как Марк Шагал.

Живопись

Творческая биография художника стартовала с полотна под названием «Покойник». В 1909-м он написал свои картины «Портрет моей невесты в черных перчатках», «Семья», которые представляют собой яркий пример неопримитивистской стилистики. В августе следующего года Шагал отправился в Париж, где создал такие известные полотна как «России, ослам и другим», «Я и моя деревня», «Голгофа», «Автопортрет с семью пальцами». В то же время он стал автором таких картин, как «Молящийся еврей» и «Понюшка табаку», которые показали всем, что Шагал стал настоящим художественным лидером возрождающейся культуры еврейского народа.

Марк шагал куда ударение

Марк шагал куда ударение

Марк шагал куда ударение

Свою первую персональную выставку Шагал организовал в июне 1914-го, и представил зрителям все полотна, созданные в «парижский период». Сразу после этого художник возвратился в родной Витебск, где и встретил Первую мировую войну. С 1914-го по 1915-й годы он пишет целую серию картин, состоящую из семи десятков работ. Это в основном пейзажи, портреты, жанровые сценки.

Марк шагал куда ударениеМарк Шагал пишет картину

До начала революции Шагал написал еще несколько монументальных типажных портретов своих земляков – «Зеленый еврей», «Продавец газет», «Красный еврей», «Молящийся еврей». Потом был цикл под названием «Любовники», состоящий из полотен «Зеленые любовники», «Голубые любовники», «Розовые любовники». Художник стал автором портретных и жанровых композиций, а также пейзажей – «Портрет Беллы в белом воротничке», «Зеркало», «Над городом».

Марк шагал куда ударение

Марк шагал куда ударение

Марк шагал куда ударение

Летом 1922-го Марк совершил поездку в Берлин. Ему не терпелось узнать, что стало с его работами, выставленными перед началом войны. В столице Германии художник осваивает совершенно новые печатные техники – сухая игла, офорт, ксилография. В том же году вышла его серия офортов, которые использовали в качестве иллюстраций к автобиографии художника под названием «Моя жизнь». Папку с гравюрами издали в 1923-м. Саму книгу перевели на французский, и она появилась в продаже в Париже только в 1931-м году. В 1923-м Шагал уезжает в Париж, где занимается созданием иллюстраций к «Мертвым душам» Гоголя.

В 1927 году Шагал переключился на гуашь и создал серию, получившую название «Цирк Воллара». Она была написана в стиле художника, ее характерной особенностью стали безумные образы циркачей – арлекины, клоуны, акробаты. В 1933 году тогдашний министр пропаганды Германии Пауль Геббельс издал приказ об уничтожении всех произведений Шагала, и его привели в исполнение в Мангейме, путем сожжения. После прихода к власти Гитлера, в стране начались гонения на представителей еврейского народа, художник предчувствовал приближающуюся катастрофу, и в его произведениях прослеживалось ожидание апокалипсиса. Перед самой войной и все военные годы художник рисует распятие, оно стало ведущей темой его полотен – «Распятый художник», «Белое распятие», «Желтый Христос», «Мученик».

Личная жизнь

Любовью всей жизни неординарного художника стала Белла Розенфельд, отец которой был богатым ювелиром. Он писал, что именно Белла вытащила его из депрессии, что это ее любовь вдохновляла его на написание картин, которые впоследствии были признаны настоящими шедеврами. Первый раз они встретились в 1909 году, а поженились только 25 июля 1915-го. Она подарила ему настоящее счастье в личной жизни, их долгая семейная жизнь не омрачалась ни ссорами, ни размолвками. В этом браке родилась дочь Ида, которая стала биографом отца, дважды выходила замуж, родила троих детей.

Марк шагал куда ударениеМарк Шагал с Беллой Розенфельд

Супругам не удалось вместе встретить старость, Белла умерла 2 сентября 1944-го от сепсиса. Смерть констатировали доктора американского госпиталя. Когда Шагал вернулся домой после похорон любимой, он понял, что больше писать не сможет, что без нее у него ничего не получится. Он поставил на мольберт портрет любимой, который писал еще в России, и сказал дочери, чтобы она избавилась от всех красок и кистей.

В таком своеобразном «художественном трауре» Шагал находился на протяжении девяти месяцев. И только Ида смогла вернуть отца к прежней жизни, она окружила его заботой и вниманием, в 1945-м наняла сиделку, чтобы он не оставался в одиночестве. Ее звали Вирджиния Хаггард, именно она стала новой музой художника, и его новой любовью. Роман вспыхнул мгновенно, и вскоре после этого родился единственный сын художника – Дэвид. Официально свои отношения влюбленные не регистрировали, поэтому, когда в 1951-м Вирджиния бросила Шагала, то разводиться не пришлось. Она предпочла авангардисту фотографа из Бельгии Шарля Лейренса, забрала сынишку, и удалилась. Женщина не стала забирать восемнадцать картин, которые Марк подарил ей за все время, ограничилась только двумя его рисунками.

Марк шагал куда ударение

Марк шагал куда ударение

Марк шагал куда ударение

Марк шагал куда ударение

Марк шагал куда ударение

Марк шагал куда ударение

Марка снова посещают мысли о самоубийстве, и снова на помощь приходит дочь. Она познакомила отца с Валентиной Бродской, которая имела в Лондоне собственный салон мод. Спустя четыре месяца Марк и Валентина поженились, и после этого Ида поняла, какую ошибку совершила. Бродская запрещала Шагалу видеться с дочерью и внуками, практически вынудила художника писать декоративные букеты, потому что они пользовались спросом, и тратила вчистую все заработанные Шагалом деньги. Этот брак продлился до самой смерти художника, и все эти годы он не переставал писать свою незабвенную Беллу.

Смерть

Шагал прожил долгую жизнь, пережив свою любимую на долгих сорок лет. Он умер 28 марта 1985 года, в 97 лет. Местом упокоения Марка Шагала стало кладбище парижской коммуны Сен-Поль-де-Вансе.

Марк шагал куда ударение

Марк шагал куда ударение

Марк шагал куда ударение

США, Франция, Германия, Беларусь, Россия, Израиль – все эти страны считают Шагала своим художником, и с удовольствием демонстрируют его полотна в своих лучших галереях. Память о нем особо чтят в Беларуси, в городе Витебске в доме художника теперь работает музей. Почитатели творчества Шагала имеют возможность побывать в том месте, где зарождался его талант, где создавались первые шедевры непревзойденного авангардиста.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

🎥 Видео

Марк Шагал. Фильм Олега ЛукашевичаСкачать

Марк Шагал. Фильм Олега Лукашевича

Театральный Марк Шагал | Шесть художников XX векаСкачать

Театральный Марк Шагал | Шесть художников XX века

Д/ф «Шагал: России, ослам и другим», Франция, 2003Скачать

Д/ф «Шагал: России, ослам и другим», Франция, 2003

Марк Шагал - биография самого известного русского авангардиста!Скачать

Марк Шагал - биография самого известного русского авангардиста!

Марк Шагал: формула гениальности. Путешествие Духа к раскрытию предназначения вопреки испытаниям.Скачать

Марк Шагал: формула гениальности. Путешествие Духа к раскрытию предназначения вопреки испытаниям.

Где шагал Марк Шагал: что сейчас в Витебске напоминает о художникеСкачать

Где шагал Марк Шагал: что сейчас в Витебске напоминает о художнике

Коротко о высоком. Марк Шагал.Скачать

Коротко о высоком.  Марк Шагал.

Марк Шагал / Цвет времени / Телеканал КультураСкачать

Марк Шагал / Цвет времени / Телеканал Культура

Уехали и не пропали: крутые художники из Беларуси. Марк ШагалСкачать

Уехали и не пропали: крутые художники из Беларуси. Марк Шагал

Тайны Беларуси: судьба Марка Шагала. Что не поделили Шагал и Малевич? Шагал и советская властьСкачать

Тайны Беларуси: судьба Марка Шагала. Что не поделили Шагал и Малевич? Шагал и советская власть
Поделиться или сохранить к себе: