Видео:Помните "барышню", над которой ржал весь интернет? Вот, что с ней стало сейчас!Скачать
Мария алексеевна ганнибал ударение
Бабушка А. С. Пушкина М. А. Ганнибал родилась 31 января 1745 года в Нижегородской губернии, с двух лет жила в с. Кореневщино (Покровское тож) под Липецком (ныне с. Кореневщино Добровского района Липецкой области).
Ее отец, Алексей Федорович Пушкин, в течение нескольких месяцев 1765 года был воеводой г. Сокольска Липецкого уезда Тамбовской губернии. Мать – Сарра Юрьевна, урожденная Ржевская. 9 ноября 1772 года (по другим источникам в 1773 году) Мария Алексеевна вышла замуж за Осипа Абрамовича Ганнибала, сына знаменитого Арапа Петра Великого: капитан морской крепостной артиллерии прибыл в Липецк для осмотра железоделательных и оружейных заводов.
После заключения брака молодые супруги жили некоторое время на Выксунских металлургических заводах близ Мурома, затем 4 года в Суйде (ныне Гатчинский район Ленинградской области). У них родились дети: Николай (умер во младенчестве) и Надежда – будущая мать А. С. Пушкина. Но брак оказался неудачным. В 1776 году О. А. Ганнибал, не расторгая брака, женился вторично.
А. С. Пушкин в «Начале автобиографии» пишет об этом: «Африканский характер моего деда, пылкие страсти, соединенные с ужасным легкомыслием, вовлекли его в удивительные заблуждения. Он женился на другой жене, представя фальшивое свидетельство о смерти первой. Бабушка принуждена была подать просьбу на имя императрицы, которая с живостию вмешалась в это дело. Новый брак деда моего был объявлен незаконным, бабушке моей возвращена трехлетняя ее дочь. ».
Действительно, в начале 1777 года Мария Алексеевна с дочерью Надеждой вернулась в с. Кореневщино к отцу, выдержала затяжной бракоразводный процесс и в 1779 году переехала в сельцо Кобрино Псковской губернии, полученное по суду от мужа. Это имение она вскоре продала и приобрела Захарово под Москвой, а после смерти Осипа Абрамовича (1806) ей перешло Михайловское в Псковской губернии.
Примерно с 1800 года вместе с семьей дочери Надежды, вышедшей за С. Л. Пушкина, Мария Алексеевна жила в Москве, помогая в воспитании внуков – Ольги, Александра и Льва. По свидетельству современницы Е. П. Яньковой, «Пушкины жили весело и открыто, и всем в доме заведовала больше старуха Ганнибал, очень умная, дельная и рассудительная женщина. Она окружила материнским вниманием своего любимого внука и была его первой наставницей в русском языке (в доме разговорным языком был французский). Пушкин заслушивался ее рассказами об арапе Петра Великого, дедушке ее, Ржевском, к которому езжал царь Петр, о недавней старине. ». Письмами бабушки к внуку в Лицей восхищался барон А. Дельвиг: «Она-то, без сомнения, была первою воспитательницею будущего поэта. ».
В 1811 году Мария Алексеевна с семьей дочери переехала в Петербург, но большую часть времени проводила в Михайловском. Для А. С. Пушкина она была самым близким человеком. От нее будущий великий поэт слышал семейные предания, которые впоследствии нашли отражение в его творчестве: незаконченном романе «Арап Петра Великого», «Планах повести о стрельце», в поэме «Езерский», в «Моей родословной».
М. А. Ганнибал умерла в 1818 году, похоронена в с. Михайловском Псковской области у алтарной стены Святогорского монастыря, на родовом кладбище Ганнибалов-Пушкиных.
Литература
Телетова Н. К. Родные бабушки М. А. Ганнибал // Забытые родственные связи А. С. Пушкина / Н. К. Телетова. – Ленинград : Наука, 1981. – С. 13-59.
Черкашин А. А. Тысячелетнее древо А. С. Пушкина: корни и крона / [Черкашин А. А., Черкашина Л. А.]. – Москва : Либерея, 1998. – 199 с.
Данилов В.И. Род Пушкиных и Липецкий край // Путешествие по Липецкой области. – Воронеж, 1971. – 161-167.
Лузанов В. М. Мария Пушкина – Липецкая капитанская дочка : по родословной А. С. Пушкина : лит.-худож. краевед. альбом / В. Лузанов. — Липецк : Ориус-Неон, [2003]. – [36] с.
Меньшикова Э. Провинция Отечества : очерки русской жизни // Молодая гвардия. – 2012. – № 7-8. – Разлюбезные «баушки». – С. 219-226.
Кореневщинской бабушке Пушкина – 275 лет : [о Марии Алексеевне Ганнибал, бабушке поэта А. С. Пушкина, которая жила в с. Покровском Липец. уезда Тамбов. губ (ныне с. Кореневщино Добров. р-на Липец. обл.)] // Знамя Октября [Добров. р-н]. – 2020. – 30 янв. (№ 5). – С. 11.
Шальнев Б. Пушкины. Липецкая прародина А. С. Пушкина // Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2001. – Т. 3. – С. 132-134.
Есиков С. А. Ганнибал (урожд. Пушкина) Мария Алексеевна // Тамбовская энциклопедия. – Тамбов, 2004. – С. 118-119.
Видео:Абрам Ганнибал: прадед Пушкина в услужении ПетраСкачать
174 годовщине со дня смерти Пушкина посвящается
174 годовщине со дня смерти А. С. Пушкина посвящается.
Мария Алексеевна Ганнибал.
В 1822 году в Кишинёвской ссылке Александр Сергеевич посвящает стихотворение своей бабушке Марии Алексеевне Ганнибал, Пушкиной в девичестве.* В современном реестре произведений поэта оно записано под названием первой строки: «Наперсница волшебной старины»; слово «наперсница» в переводе на современный язык, как я понял в применении к стихотворению, означает носительница информации об историческом прошлом (России) и роли своих предков в этом прошлом. В самом Кишинёве во времена Пушкина проживало сугубо еврейское население, которое не могло не стимулировать появление необычных, опасных для того времени идущих от души поэта признаний.
Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя в вечерней тишине
Являлась ты весёлою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Младенчество прошло, как лёгкий сон.
Ты отрока беспечного любила,
Средь важных муз тебя лишь помнил он,
И ты его тихонько посетила;
Но тот ли был твой образ, твой убор?
Как мило ты, как быстро изменилась!
Каким огнём улыбка оживилась!
Каким огнём блеснул приветный взор!
Покров, клубясь волною непослушной,
Чуть осенял твой стан полувоздушный;
Вся в локонах, обвитая венком,
Прелестницы глава благоухала;
Грудь белая под жёлтым жемчугом
Румянилась и тихо трепетала…**
Бабушка Пушкина умерла в 1818 году в возрасте 73 лет. Описание её женских прелестей молодости в интерпретации Пушкина оставляет впечатление, что Александр Сергеевич опередил концепцию «психосексуального развития индивида» знаменитого психоаналитика Зигмунда Шлёма (Фройда) Фрейда (1856 – 1939).
Обычно биографы рисуют судьбу Марии Алексеевны печальной, чуть ли не трагичной, но слова «Весёлая старушка…» заставляют задуматься.
Мария Алексеевна Пушкина (1745-1818), получив весьма скромное приданное, вышла замуж за Иосифа Абрамовича (1744-1806) в солидном для девушки тех времён возрасте 27+ лет.
——————
*Родословная А. С. Пушкина: предки, потомки, ближайшие родственники. Государственный музей имени Пушкина. М. 2005.
Согласно схеме, отец Марии Алексеевны – Алексей Фёдорович Пушкин (1717-1777) и Лев Александрович Пушкин (1723-1790), дед поэта, приходились двоюродными братьями, их дедушка – Пётр Петрович Пушкин (1644-1692). Сергей Львович (1770-1848), отец поэта, приходился двоюродным племянником отцу Марии Алексеевны (1745-1818)
**А.С.П.т.2.с.127. При жизни поэта не было опубликовано.
**Анненков П. В. «Материалы для биографии А. С. Пушкина. С.Петербург. 1855 год. с. 35.41.
Поселились они в поместье Кобрино Петербургской губернии. Рядом по соседству в деревне Суйды находилось поместье Иван Абрамовича Ганнибала (1735-1801). Два брата, судя по всему, жили в согласии, иначе Иосиф Абрамович не пригласил бы Ивана Абрамовича крестным отцом его дочери Надежды Иосифовны, родившейся 21 июня 1775 года. О том, что произошло между братьями с рождением Надежды, можно только догадываться, но вскоре Иосиф Абрамович, спрятав новорожденную у опекуна, выпроводил Марию Алексеевну из дому и распустил слух, что она умерла, во всяком случае, для него. Спустя почти год 18 мая 1776 года Мария Алексеевна нашла способ передать письмо своему мужу.
«Государь мой Осип Абрамович!
Нещастливые как мои, так и ваши обстоятельства принудили меня сим с вами изъясниться; когда же нелюбовь ваша к жене так увеличилась, что жить со мною не желаете, то уже я решилась более вам своею особой тягость не делать, а расстаться навек и вас оставить от моих притязаний во всём свободна, только с тем, чтобы дочь наша мне отдана была, дабы воспитание сего младенца была под присмотром моим; что же касается до содержания, как для вашей дочери, так и для меня, от вас и от наследников ваших ничего никак требовать не буду, и с тем остаюсь с достойным для вас почтением, ваша государь, покорная услужница Мария Ганнибалова».*
Иосиф Абрамович отвечает.
Государыня моя Марья Алексеевна!
Письмо ваше от 18-го числа сего майя я получил, коим со стороны вашей признаётесь для меня быть тягостной и что рассталися от меня навеки, да притом меня оставили от всех ваших претензий свободна, а требуете, чтоб отдать вам дочь вашу Надежду, а на содержание для ее и для всех вас от меня и наследников моих ничего никак требовать не будете; и на оное имею объявить, что я издавна уже оное ваше желание и нелюбовь ко мне чувствительно предвидел и увеличившиеся ваши, в досаждение моё, и несносные для меня поступки и поныне от вас сносил с крайнем оскорблением; и затем ныне и я во всём по предписанному вашему требованию и со стороны моей согласуюсь, и ваше удовольствие, как себя от вас приемлю, так и вас оставляю от меня, свободну навеки; а дочь ваша Надежда припоручена от меня в Красном Селе моему приятелю господину майору и управителю Александру Осиповичу Мазу для отдачи вам, которую и можете от меня получить благопристойно, а кормилица при ней, как не собственная моя, так я и власти не имею оставить вам при детяте, и затем желаю пользоваться златою вольностью, а я в последния называюсь муж ваш Иосиф Ганнибал».*
Фраза «Нещастливые как мои, так и ваши обстоятельства» из письма Марии Алексеевны вызывает вопросы, а упорное непризнание своей дочери Иосифом Абрамовичем в письме («дочь вашу Надежду», «дочь ваша Надежда») приоткрывает завесу на интимный характер ссоры, возможно, на измену с Иваном Абрамовичем, тем более, что последний принял на себя роль защитника и
——————
*Юрий Хохленко. Сказания о предках Пушкина. Академия. 2000. с. 404
ходатая в пользу Марии Алексеевны и её дочери. Ему в то время было около сорока лет, его сопровождала «слава вечного холостяка»* и поклонника женщин, он привык жить на широкую ногу, был знаменит ратными подвигами. Не будем наивными, трудно представить, что взаимоотношения между ними носили платонический характер; когда у Надежды Иосифовны родилась дочь Ольга, его пригласили быть её крестным отцом. Забота о Марии Алексеевне и её дочери продолжалась вплоть до смерти Ивана Абрамовича.
Хотя Мария Алексеевна в письме не претендовала на наследство, но возвратив дочь, она с помощью Ивана Абрамовича, а связи у него были на уровне императрицы Екатерины Второй, получила сполна и поместье Руно, и денежное содержание для воспитания дочери. Основным опекуном (всего было трое) суд назначил Ивана Абрамовича.
Что касается Иосифа Абрамовича, то расстался он с Марией Алексеевной не для того, чтобы соединить свою судьбу с женщиной намного старше и опытней его урождённой Шишкиной (1756 – 1812 г.), вдовой Устиньей Ермолаевой Толстой. По неосторожности он написал ей расписку о получении от неё большой суммы денег. Женщина постаралась реализовать эту расписку, начались распри. «Африканский характер моего деда, пылкие страсти, соединённые с ужасным легкомыслием, — писал Александр Сергеевич Пушкин (1834 год?) в заметках о своей
——————
Наталья Телетова. Жизнь Ганнибала – прадеда Пушкина. С. П. 2004. с. 198
биографии, — вовлекли его в удивительные заблуждения».* Определение Пушкина «Весёлая старушка» дополняет «ужасно легкомысленного» деда, получается «два сапога пара, да оба на одну ногу» — обычный меркантильный бракоразводный процесс, если бы не известность их внука.
В 1799 Иван Абрамович покидает Кобрино в Петербург, Мария Алексеевна остаётся одна без верного покровителя и соседа. Пушкины Сергей Львович с женой Надеждой Иосифовной, некоторое время проживающие на мызе Рунова, переезжают в Подмосковье в Немецкую слободу. Поэтому Мария Алексеевна в 1800 году продаёт Кобрино и покупает недалеко от Москвы сельцо Захарьино. В это же село переехала жить знаменитая няня Ольги (кстати, Ольга родилась в Руно) и Александра крепостная Арина Радионовна с дочерьми. В 1851 году была опубликована статья профессора Николая Васильевича Берга о беседе в сельце Захарьино с дочерью Арины Радионовны Марией. «Марья-то Лексеев- на, — так называла она Марию Алексеевну, — была им бабушка, а Осип-ат Абрамыч дедушка, прежний-ат наш помещик; дюжий был такой, господи! А какой легкой на ногу, прелёгкой-лёгкой… и добрый был барин: бывало, мы наберём ему грибков, придём – приласкает, добрый был барин, а уж грузен был, куда грузен был…. Вот у него-то и жил Александр Сергеевич-то».** Выходит, что после смерти Ивана Абрамовича осенью 1801 года, Мария Алексеевна сблизилась со своим законным мужем
——————
*Пушкинская энциклопедия 1799-1999. М.1999. с. 32
**Пушкин в воспоминаниях современников. С.П. 1998, с.40.
Иосифом Абрамовичем. Трудно поверить, что дочь Арины Радионовны выдумала, а профессор, не проверив, опубликовал. Что ещё числилось за «весёлой бабушкой» закрыто покрывалом времени, однако семейные пересуды и пережитые ощущения прошлого позволили Пушкину сопоставить сексуальное притяжение своей бабушки с молодыми еврейскими красотками Кишинёва и написать знаменитую Гавриилиаду в тот же Кишиневский период его жизни. С кого списывал Пушкин образ Марии? Имел ли он в виду свою бабушку Марию, или Марию Магдалину, или Пресвятую Марию, или Марию Эйхфельдт из Кишинёва — судите сами.
Покров, клубясь волною непослушной,
Чуть осенял твой стан полувоздушный;
Вся в локонах, обвитая венком,
Прелестницы глава благоухала;
Грудь белая под жёлтым жемчугом
Румянилась и тихо трепетала…
Бровь тёмная, двух девственных холмов
Под полотном упругое движенье,
Нога любви, жемчужный ряд зубов…
Зачем же ты, еврейка улыбнулась,
И по лицу румянец пробежал?*
Один и тот же смысл и почерк, одна и та же Мария, но в разных временных плоскостях. Мужа Марии Алексеевны, как и Марии, матери Иисуса,
——————
*А.С.П. т.4.с.137. Поэма «Гавриилиада». При жизни поэта не публиковалась.
звали Иосифом. У Иосифов один и тот же предок по имени Авраам. Что касается беспорочного зачатия, то в «Гавриилиаде» этот элемент земной жизни поэтом отвергается, как и бабушкой поэта. Именно она для продолжения семейного рода «меж пелён оставила свирель, которую сама заворожила». Что значит свирель меж пеленок младенца? Это и есть та самая трубочка, через которую младенец писает в пелёнки. Поэтическая аллегория или Брит-Мила в соответствии с еврейскими законами? Пушкины жили в Немецкой слободе, где проживали иностранцы, в большинстве своём еврейского происхождения, и коренные евреи-россияне. По закону 1791 года евреям запрещалось жить в Москве, и потому Александр Сергеевич Пушкин, сын российских дворян еврейского происхождения со стороны обоих родителей, родился в 1799 году не в Москве, а в Подмосковном гетто с названием Немецкая слобода. Впрочем, это не доказано, А. Пушкин мог родиться как в Михайловском, так и в Захарово — «мне видится моё селенье, моё Захарово» (Захарьино) и привезён в Немецкую слободу в раннем младенчестве. Россией в то время правил царь Павел Первый, его отношение к инаковерующим и, в частности, к «жидовствующим» отличалось расположением и терпимостью (время правления 1796-1801). Еврей – он всегда еврей, и бабушка в согласии с родителями Александра не замедлила воспользоваться потеплением. Поэтому у Александра Сергеевича в зрелом возрасте были все основания признаться своей возлюбленной Ревеке и поведать нечто сокровенное.
Христос воскрес, моя Ревека!
Сегодня следуя душой
Закону бога-человека,
С тобой целуюсь, ангел мой.
А завтра к вере Моисея
За поцелуй я, не робея,
Готов, еврейка, приступить –
И даже то тебе вручить,
Чем можно верного еврея
От православных отличить.*
Нет смысла доказывать, что имя Ревека принадлежит еврейке, и Пушкин, зная любовные традиции еврейских женщин, предложил ей именно то, что находилось при нём. Поэтому последние две строчки так свободно и легко слетели с его уст и остались документом-свидетелем для будущих поколений.
И ещё одно стихотворение кишинёвского периода, одна «важная муза», навеянная бабушкой в «Наперснице…» и названная Пушкиным израильской.
Вот муза, резвая болтунья,
Которую ты столь любил.
Придворный тон её пленил;
Её всевышний осенил
Своей небесной благодатью –
Она духовному занятью
Опасной жертвует игрой.
Не удивляйся милый мой
Её израильскому платью,
Прости ей прежние грехи
И под заветною печатью
Прими опасные стихи.*
Получается, что «свирель» меж пелёнок была одета в израильское платье.
——————
*А. С. П. т.2.с.77.т.2.с.94 При жизни поэта не были опубликованы.
В 1832 году Пушкин в поэме «Езерский» вспоминает о своей «Наперснице волшебной старины» .
Я сам – хоть в книжках и словесно
Собратья надо мной трунят –
Я мещанин, как вам известно,
И в этом смысле демократ.
Но каюсь: новый Ходаковский,
Люблю от бабушки московской
Я слушать толки о родне,
Об отдалённой старине.
Герой поэмы Иван Езерский, предок которого «принял крещение в Цареграде при Ольге в 957 году, до крещения был явно не языческой веры, так как его потомки носят еврейские имена, как и он сам. Езерский от имени Эзра, мудрец, знаток Писания, на иврите — ;;;; в переводе на русский — помощь; Якуб – от ;;;;- поднимется, восстанет. Остальные имена в поэме: Дорофей – от слов поколение, род – ;;;; Вельми бе, не исключено, скрытый Вельяминов, в будущем Воронцов. Себя поэт сравнивает с «новым Ходаковским» — от Хода(о)рковский – великолепие, элегантность – на иврите – ;;;;. Поэма из рассказов бабушки повествует о еврейском прошлом России.
Ржевские, как и Пушкины, уцелевшие от массового уничтожения еврейского населения во времена Ивана Грозного, не случайно назвали дочь, будущую прабабушку Пушкина, Сарой. Посторонние настойчиво пробовали называть её по-христиански Софией, но она упорно отказывалась, соблюдая родовые традиции давать (получать) и носить библейские имена далеких и близких членов семьи. Мария Алексеевна вышла замуж за Ганнибала Иосифа Абрамовича (1744-1806) тоже согласно еврейской традиции: его отец был эфиопский еврей, а корни матери, Христины по-христиански, а на самом деле Регины Шайберг или Шойберг из Испании. Свою дочь Надежду Иосифовну (Осиповну) Ганнибал (1775-1836) она выдала замуж за своего родственника Сергея Львовича Пушкина (1770-1848). Внук её, Александр Сергеевич Пушкин, запомнил бабушкины рассказы и не нарушил семейных традиций. Прадеда его жены Натальи Николаевны Гончаровой по линии отца звали Абрам, а фамилия бабушки с материнской стороны – Любхард, в замужестве – баронесса Поссе, отпрыски сестёр матери Натальи Николаевны носили ярко выраженную еврейскую фамилию Левис.
О своих предках в России Александр Сергеевич оставил запись: «Гонимы. Гоним и я».*
Автор книги «История Российская» Василий Татищев объясняет, что слово Россия в переводе с еврейского означает «главу или верховность». «Ещё у Моисея в Бытие, гл.46.ст.21, в сынах Вениаминовых во всех оных переводах положен Рос, что и в греческой есть, но в русской пропущено».** Россия образовалась из Хазарского Каганата – громадной империи под еврейским началом, отсюда преемственность родов, библейских имён и названий поселений.
Надмогильные плиты Иосифа Абрамовича и Марии Алексеевны Ганнибалов находятся рядом с надмогильным памятником их прославленному внуку за забором внутри Святогорского монастыря у подножья Успенского собора. Где их настоящие могилы известно только Богу, но шестиконечные звезды над пустой могилой их внука под церковный колокольный перезвон напоминают посетителям мрачную историю антисемитизма в России.
——————
*Легенды и мифы о Пушкине. Акад. проект. С. Петербург. 1999. Статья В. П. Старк, Пушкин и семейные предания. с. 85
**Василий Татищев. История Российская. М. 2005. т.1. с.355
Видео:Битва при Каннах: Римское мясо против гения Ганнибала / Battle of CannаeСкачать
Бабушка А.С Пушкина Мария Алексеевна Ганнибал
Бабушка великого русского поэта, прозаика, драматурга Александра Сергеевича Пушкина – Ганнибал Мария Алексеевна.
Мария Алексеевна родилась в 1745 году, ее жизнь была хоть и долгой, но очень не простой, многое пришлось пережить. Бабушка Александра Сергеевича была необыкновенной женщиной, в которой гармонично соединились воедино черты, которые она унаследовала от своих исконно русских и иностранных предков. Мария Алексеевна была очень образованной, прекрасно владела русским языком.
Почти сразу после рождения Александра, Мария Алексеевна приняла решение продать свою квартиру в Петербурге и переехать к своей дочери в Москву, чтоб помогать ей заботится о детях и о хозяйстве. Вместе с ней переехала в дом Пушкиных и Арина Родионовна, которая и стала няней для Саши. Зять и дочь Марии Алексеевны были людьми занятыми светской жизнью, поэтому должного внимания детям они не уделяли.
Именно бабушка и была для юного Александра самым близким человеком, она души не чаяла в своем внуке. Благодаря воспитанию Марии Алексеевны Александр и стал поэтом, она зарождала в нем безграничную любовь к родному языку. Мария Алексеевна хорошо знала русский язык, постоянно рассказывала внуку множество старинных приданий, в том числе и семейных, учила его грамоте. Маленький Сашенька не соглашался спать без бабушкиных рассказов.
Марии Алексеевне живя в доме зятя и дочери, приходилось подчиняться правилам их дома, хоть ей много и не нравилось. В особенности она была против воспитания детей во французских манерах. У каждого ребенка в их семье был свой собственный иностранный гувернер. Бабушку очень расстраивало, что с Сашенькой обращались очень строго, всегда его жалела.
В детстве Александр Сергеевич был полноватым и нескладным мальчуганом. Когда в дом приезжали гости, Сашенька вместе с другими детьми начинал плясать, но из-за своей полноты он казался неуклюжим, поэтому с него часто посмеивались. Саша всегда из-за этого сильно расстраивался, уходил и не участвовал далее ни в каких развлекательных мероприятиях. Со всеми своими детскими горестями и обидами будущий поэт всегда бежал к Марии Алексеевне, которая всегда его подбадривала.
Когда Александру едва исполнилось шесть лет, Мария Алексеевна приобрела усадьбу Захарово, которая располагалась под Москвой. На период с весны и до самой осени женщина со всеми своими внуками жила там. В своей усадьбе Мария Алексеевна ввела свои порядки: в первую очередь она полностью запретила разговаривать по-французски, а затем уволила всех гувернеров своих внуков. Из прислуг женщина лишь оставила слугу Никиту Козлова, который был всегда рядом с Александром Сергеевичем до самой его смерти, а также няню Арину Родионовну.
В Захарово будущий поэт был очень счастлив, из неповоротливого, слегка неуклюжего мальчишки он превратился в непоседливого озорника, интересующегося всем-всем на свете. Эти резкие перемены в характере Александра иногда очень огорчали бабушку, которую очень беспокоило его будущее. В письме Марии Алексеевны к своей подруге, женщина делится своими переживаниями о Саше: «мальчик очень умен, любит книги, но учится очень плохо, постоянно бросается из одной крайности в другую».
В возрасте двенадцати лет Александра по решению принятом на семейном совещании отправляют учиться в очень престижное, по тем временам учебное заведение – «Царскосельский лицей». В заведении были очень строгие порядки, воспитанников во время всего учебного периода не отпускали домой. Из всей семьи будущего поэта лишь только Мария Алексеевна ездила навещать. Бабушка Александра Сергеевича умерла в 1818 году, незадолго после окончания внуком лицея.
Свою бабушку Марию Алексеевну, Александр Сергеевич, которую всегда любя называл «мамушка» никогда не забывал. Все детские воспоминания поэта о своем самом родном и любимом человеке – Марии Алексеевне были для него настоящей драгоценностью, которые всегда согревали его душу. Бабушка оставила в душе будущего поэта очень добрый и светлый след невероятной глубины. Свою старшую дочь поэт назвал в честь своей бабушки – Марией.
💡 Видео
Ганнибал (убийство на площади) HDСкачать
Переход Ганнибала через АльпыСкачать
Ганнибал - карфагенский полководец (рассказывает историк Наталия Басовская)Скачать
Ганнибал Барка - Ночной кошмар Рима [тут история]Скачать
Ночка надвигается... Маша Макарова и «Медуза жаргона». Единственный концерт в «Рюмочной Зюзино».Скачать
НАВЕСТИЛИ ЧАРЛИ...😭😭😭 #каринанямнями #блогерСкачать
Казнь Марии АнтуанеттыСкачать
Молчание ягнят фильм 1991 года - сцена 9, ужасы, триллер, драмаСкачать
Абрам Ганнибал, эфиопский прадед ПушкинаСкачать
Ганнибал (2001) - Повешение ПацциСкачать
"Мне не стыдно приходить на могилы детей!" Виталий КАЛОЕВСкачать
Исторические мятежники. Ганнибал. Слоны Ганнибала, 2007 г., документальныйСкачать
Ганнибал. Враг Рима 1-я частьСкачать
Ганнибал (1959)Скачать
"Бубен, барабан". Яна ПРЕЖЕВСКАЯ и Мария ФРОЛОВАСкачать
Ганнибал: Легендарный полководец; часть 1 (2006)Скачать