- Словари
- Марий, Марей, Мариус, Марио
- Проверка слова
- Академический орфографический словарь
- Большой толковый словарь
- Управление в русском языке
- Русское словесное ударение. Словарь нарицательных имён
- Словарь имён собственных
- Словарь русских синонимов
- Словарь антонимов русского языка
- Новый словарь методических терминов
- Словарь русских личных имен
- Проверка слова у вас на сайте
- Словари в Сети
- Какие бывают словари
- Аудиословарь «Русский устный»
- Аудиословарь «Говорим правильно»
- Словарь православной церковной лексики
- Словарь русского арго
- Список личных имён
Видео:Искусство русского балета. О балетах Мариуса Петипа рассказывает Наталья Дудинская (1965)Скачать
Словари
Петипа́ Мариус Иванович (Petipa) (1818-1910), артист балета, балетмейстер и педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. В 1869-1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Поставил свыше 60 балетов, лучшие из которых созданы в творческом содружестве с русскими композиторами-симфонистами. Многие постановки сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия XIX в.: гран-па из балетов «Пахита» (1847), «Баядерка» (1877; оба — Л. Ф. Минкуса), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1890), «Раймонда» А. К. Глазунова (1898), а также поставленное с Л. И. Ивановым «Лебединое озеро» Чайковского (1895). Постановки Петипа отличались мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий.
ПЕТИПА Мариус Иванович — ПЕТИПА́ Мариус Иванович (1818-1910), российский балетмейстер и педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. В 1869-1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Поставил свыше 60 балетов, лучшие из которых созданы в творческом содружестве с русскими композиторами-симфонистами. Многие балеты сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия 19 века («Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова, а также поставленное с Л. И. Ивановым «Лебединое озеро»).
ПЕТИПА́ Мариус Иванович [11 марта 1818, Марсель — 1 (14) июля 1910, Гурзуф, похоронен в Петербурге], русский балетмейстер, педагог, танцовщик; французского происхождения.
Первые шаги в искусстве на Родине
Сын танцовщика, хореографа и педагога Жана Антуана Петипа, брат Люсьена Петипа — красавца-премьера (первый исполнитель принца Альберта в «Жизели») и долголетнего хореографа Парижской Оперы. Петипа начал обучаться танцам у отца, затем занимался в Париже со знаменитым «богом танца» 18 века Огюстом Вестрисом (см. ВЕСТРИС Гаэтано Аполлино Бальтазаре). Дебютировал в Брюсселе в 1831, в 1838-46 выступал в Бордо, совершил с семьей турне по США, в 1843-46 работал в Испании, где досконально изучил народные танцы, которые впоследствии с блеском ставил в своих постановках.
В 1847 перебрался в Петербург, в котором жил до конца жизни. Стал танцовщиком Санкт-Петербургского императорского балета. Не блистая в классическом танце, Петипа прекрасно исполнял демихарактерные партии, был страстным актером-мимом романтического плана. Среди его лучших партий: Люсьен в «Пахите»(1847), Дьяволино в «Катарине, дочери разбойника», Фауст в одноименном балете (1854), Конрад в «Корсаре» (1858), двойная партия лорда Вильсона и египтянина Таора в «Дочери фараона» (1862).
Петипа всегда был в курсе парижских новинок в области балета, других искусств, хотя практически не выезжал за пределы России. Был дважды женат на танцовщицах. Первой его женой была танцовщица М. С. Суровщикова-Петипа, для которой он поставил ряд одноактных балетов. Их дочь Мария, знаменитая красавица, стала ведущей характерной танцовщицей Мариинского театра (см. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР). Вторым браком был женат на Л. Л. Савицкой, от которой имел пятерых детей — почти все их дети профессионально были связаны с театром.
Ведущий балетмейстер Мариинки
Хотя Петипа начал ставить еще за границей (среди его ранних балетов «Кармен и ее тореадор», 1845), серьезной балетмейстерской деятельностью он занялся только в России. Он начал с переноса на петербургскую сцену «Пахиты» Э. М. Дельдевеза в постановке Ж. Мазилье, потом восстановил «Сатаниллу» Ж. Перро. И только в 1862 Петипа ставит свою первую многоактную балетную феерию в стиле эклектизма «Дочь фараона» на музыку Ц. Пуни, которая имела большой успех (в 2000 ее для Большого театра воссоздал французский балетмейстер П. Лакот (см. ЛАКОТ Пьер)). За ней последовали «Царь Кандавл» (1868), два варианта «Дон Кихота» (1869, Москва; 1871, Санкт-Петербург), «Камарго» (1872), «Наяда и рыбак» (1874) и др. Первым шедевром Петипа стала «Баядерка» (1877) Л. Минкуса (см. МИНКУС Людвиг Федорович), особенно «акт теней», который до сих пор является образцом чистейшего академического классического балета, жемчужиной в его обширном репертуаре.
Творческое содружество с Чайковским и Глазуновым
Долгие годы сотрудничая со штатными балетными композиторами, только в 1890 Петипа впервые соприкоснулся с серьезной симфонической музыкой. По желанию директора императорских театров И. А. Всеволожского (по его сценарию и с его костюмами) Петипа поставил «Спящую красавицу» П. И. Чайковского (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич) (реконструкция этой редакции осуществлена в 1999 С. Г. Вихаревым в петербургском Мариинском театре). Уже после смерти композитора вместе с балетмейстером Л. И. Ивановым (см. ИВАНОВ Лев Иванович) Петипа создал канонический вариант «Лебединого озера» (1895), который впоследствии стал символом русского балета. В возрасте 80 лет он поставил свой последний шедевр — «Раймонду» А. К. Глазунова (см. ГЛАЗУНОВ Александр Константинович), действие которого разворачивается в рыцарские времена в его родном Провансе. Творчество позднего Петипа, большой стиль «императорского балета» с восторгом воспринял его последователь — крупнейший классик 20 века Дж. Баланчин. (см. БАЛАНЧИН Джордж)
Бессмертное наследие Петипа
В 1903 во время репетиции балета Петипа «Волшебное зеркало», словно дурное предзнаменование, треснуло огромное зеркало. В том же году Петипа в возрасте 85 лет был уволен из Мариинского театра.
Петипа не только выдающийся хореограф (он сочинил свыше 50 балетов), создавший золотой фонд классического наследия, который до сих пор составляет основу репертуара крупнейших балетных трупп мира. Он также вдохнул новую жизнь в балеты своих предшественников, сохранив их для потомков: постановки Ф. Тальони (см. ТАЛЬОНИ), Ж. Перро (см. ПЕРРО Жюль Жозеф), Ж. Мазилье, А. Сен-Леона (см. СЕН-ЛЕОН Артюр). Среди них: «Тщетная предосторожность», «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», «Коппелия» и др. Благодаря Петипа русский балет к началу 20 в. был лучшим в мире, а Мариинский театр до сих пор называют «домом Петипа», хотя его балеты и сейчас идут в Париже, Лондоне, Токио, Нью-Йорке. Они записаны на видеокассетах в исполнении лучших балерин и танцовщиков мира.
ПЕТИПА Мариус Иванович (1818-1910) — российский балетмейстер и педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. В 1869-1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Поставил св. 60 балетов, лучшие из которых созданы в творческом содружестве с русскими композиторами-симфонистами. Многие балеты сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия 19 в. («Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова, а также поставленное с Л. И. Ивановым «Лебединое озеро»).
Видео:Николай Цискаридзе о Мариусе Петипа и его постановкахСкачать
Марий, Марей, Мариус, Марио
От римского родового имени Marius ( Ма́рий , ж. Maria, Ма́рия), возможно, происходящего от лат. mas (род. падеж — maris) — «мужчина» либо от имени бога Марса. В Древнем Риме также существовал родственный когномен Marianus ( Мариан , ж. Mariana, Мариана) — «Мариев/-а, принадлежащий/-ая Марию» и женский когномен Marianilla (Марианилла), возникший как уменьшительная форма от Mariana.
К женскому имени Мари́я имя Ма́рий и его варианты не имеют никакого отношения.
Православный календарь ( РПЦ ): м. Марий
Народные формы в русском языке: м. Марей
Католический календарь (лат., VMR ): м. Marius (именины)
м. Marius (Мариус), уменьшительные — Mari (Мари), Majus (Майюс)
м. Marius (Мариус)
м. Mario (Марио), уменьшительные — Marito (Марито), Mayito (Маито)
м. Mário (Мариу), уменьшительные — Má (Ма), Marinho (Маринью), Marito (Мариту)
Итальянский (Italiano)
Написание и транскрипция региональных вариантов даны с учетом орфографических стандартов соответствующих региональных языков
м. Mario (Марио),
лигурск. Màrio (Мариу) ,
калабр. (Козенца), сицилийск., сардинск. Mariu (Мариу) ,
уменьшительные:
Marietto (Мариэтто) , Mariettino (Мариэттино) , Mariolino (Мариолино), Lino (Лино), Linuccio (Линуччо) , Mariello (Мариэлло) , Mariotto (Мариотто), Mariuccio (Мариуччо),
лигурск. Mariêto (Марьету),
эм.-ром. (Болонья) Marién (Марье́н), абруццск. (Сан.-Бен.) Mariucce (Марьючче), Mà (Ма),
неаполитанск. Mariettiello (Марьеттьелло),
калабр. (Козенца) Maruzzu (Маруццу), Maruzzieddru (Маруццьеддру),
сицилийск. Mariuzzu (Мариуццу), Maruzzu (Маруццу), Maru (Мару),
сардинск. Marieddu (Марьедду), Mauceddu (Маучедду), Mariucciu (Мариуччу)
м. Μάριος (Мариос)
Окситанский (провансальский) (occitan, lenga d’òc, provençal)
* — орфография Мистраля
** — староокситанское написание
м. лангедокск. Màrius (Мариюс), Mari (Ма́ри),
вив.-альп. Màrius (Мариюс),
прованс. Mariüs (Мариюс), Mari, Màri* (Ма́ри), Mai* (Май),
гасконск. Marius (Мариюс),
ст.-оксит. Màri** (Ма́ри), May** (Май),
уменьшительные:
лангедокск. Mariusson (Марьюсу́), Usson (Юсу́)́,
прованс. Mïus* (Миюс), Mèhu* (Мею)
м. Mariusz (Мариуш), уменьшительные — Mariuszek (Мариушек)
м. Marius (Мариус), уменьшительные — Marek (Марек), Maroušek (Мароушек), Rius (Риус)
м. Marius (Мариус)
м. Marius (Мариус)
м. Marius (Мариус)
м. Maríus (Мариус)
^^^ Красным курсивом выделена традиционная русская транскрипция, отличающаяся от реального произношения.
Видео:Петипа МариусСкачать
Проверка слова
Видео:В честь Мариуса Петипа (1979)Скачать
Академический орфографический словарь
Видео:Петипа. Абсолютный слухСкачать
Большой толковый словарь
Видео:Мариус Петипа. Патриарх русского балетаСкачать
Управление в русском языке
Видео:Наблюдатель. Мариус Петипа. Эфир от 12.03.2018Скачать
Русское словесное ударение. Словарь нарицательных имён
Видео:Мариус ПетипаСкачать
Словарь имён собственных
Видео:Ботанические причуды, литературные изыски и фантазия Мариуса ПетипаСкачать
Словарь русских синонимов
Видео:Ballet Evolved - Marius Petipa 1818-1910Скачать
Словарь антонимов русского языка
Видео:Городок 2006 Мариус ПетипаСкачать
Новый словарь методических терминов
Видео:200 лет со дня рождения Мариуса ПетипаСкачать
Словарь русских личных имен
Видео:Анна Павлова и Мариус Петипа (1985)Скачать
Проверка слова у вас на сайте
Видео:Презентация книги Ларисы Абызовой «Мариус Петипа Жизнь и творчество»Скачать
Словари в Сети
Видео:Н Цискаридзе о балетах М Петипа (9 03 18)Скачать
Какие бывают словари
Видео:к 200-летию Мариуса ПетипаСкачать
Аудиословарь «Русский устный»
Видео:МАРИУС ПЕТИПАСкачать
Аудиословарь «Говорим правильно»
Видео:Юбилей Мариуса ПетипаСкачать
Словарь православной церковной лексики
Видео:И ВООБЩЕ, ВЫ НИКТО!😅 АНАСТАСИЯ МОЯ ЗОЛОТАЯ❤️ / VITA CHIKOVANI #витачиковани #чиковани #волочковаСкачать
Словарь русского арго
Список личных имён
Список личных имён 1
Алв а ро, нескл. (порт.)
Алекс и й, -я (церк.)
Альв а ро, нескл. (исп.)
Альфр е до [рэ], нескл.
Ам и нторе [рэ], нескл.
Андр е а [рэ], нескл.
Бартолом е , нескл. (исп.)
Бартолом е о, нескл. (итал.)
Винч е нцо, нескл.
Гасп а ро, нескл.
Григ о ре [рэ], нескл.
Дж а комо, нескл.
Джирол а мо, нескл .
Джов а нни, нескл.
Дж о рджио, нескл.
Джули а но, нескл.
Домен и ко, нескл.
Дум и тру, нескл.
Жеаннек е н, -а [кэ]
Ж ю ль, -я [ не жу]
Игн а сио, нескл.
Клим е нт, -а и Кл и мент, -а
Лудов и ко, нескл.
Мод е стас, -а [дэ]
Мор и с, -а (франц.)
Мохамм е д, -а (тюрк.)
Мох а ммед, -а (араб.)
Мухамм е д, -а (тюрк.)
Мух а ммед, -а (араб.)
Пантелейм о н, -а и Пантел е ймон, -а
Р е йнгольд, -а [рэ]
Рен е [рэн э ], нескл.
Сальват о ре [рэ], нескл.
Франсу а , нескл.
Франч е ско, нескл.
Эрн е сто [нэ], нескл.
Абиг а йль, нескл.
Адела и да, -ы [дэ]
Али я , -и и , к Али е , об Али е
Альфи я , -и и , к Альфи е , об Альфи е
Беатр и че, нескл.
Вильгельм и на, -ы
В и я, — и и, к В и и, о В и и
Габри е ль [иэ], нескл.
Г и я, Г и и, к Г и и, о Г и и
Дани е ль [иэ], нескл.
Ден и з [дэ], нескл.
Джам а ль, нескл.
Дж и нджер, нескл.
Ефрос и нья, -и и Ефрос и ния, -и
Жанн е т [нэ], нескл.
Жозеф и на, -ы [зэ]
Зульфи я , — и , к Зульфи е , о Зульфи е
И я, И и, к И и, об И и
Кадри я , — и , к Кадри е , о Кадри е
Корн е лия, -и [нэ]
Лион е лла, -ы [нэ]
Л и я, Л и и, к Л и и, о Л и и
Лютфи я , -и и , к Лютфи е , о Лютфи е
Люч и я, — и и, к Люч и и, о Люч и и
Мадл е н, нескл. (франц.)
М а длен, нескл. (англ.)
М а ргарет [рэ], нескл.
Нат а лья, -и ( разг. )
Неон и ла, -ы и Неон и лла, -ы
Параск е ва, см. Праск о вья
Праск о вья, -и и Параск е ва, -ы
Рачи я , -и и , к Рачи е , о Рачи е
Селест и н, нескл.
С о фья, -и и Соф и я, -и
Та и сья, -и ( разг. )
Т и я, -и, к Т и и, о Т и и
Х и ллари, нескл.
Элизаб е т [бэ], нескл.
Эрнест и на, -ы [нэ]
Эт е ль [тэ], нескл.
1 В список включены русские и иноязычные имена, связанные с колебаниями в постановке ударения, в произношении и склонении.