- Как правильно, Моне или Мане?
- Большая разница: как отличить Мане от Моне
- …по несостоявшемуся будущему
- . по короне
- …по бороде, перчаткам, трости, шляпе
- Как правильно: Мане или Моне? Отвечает нейросеть
- Простая модель без дополнительной обработки данных
- Простая модель с предобработкой данных
- Простая модель с предобработкой данных и весами
- Transfer learning: использование модели Inception V3
- Оценка модели на тестовой выборке
- Confusion matrix & misclassified examples
- 🔥 Видео
Видео:Как отличить Мане от Моне?Скачать
Как правильно, Моне или Мане?
Путаница имен, скандал вокруг «Олимпии», поиски двадцати тысяч франков и другие подробности отношений двух художников-омофонов
Эдуард Мане собирался выставить на Парижском салоне 1865 года две новые картины — «Осмеяние Христа» и «Олимпию». Однако члены жюри, формировавшие выставку, сославшись на то, что перед ними «гнусные выверты», отказались давать картинам место в зале. Через некоторое время запрет был снят — это был демонстративный жест в споре с прессой и общественным мнением: члены жюри будто показывали, что случится, если убрать «нравственный фильтр», против которого так сильно выступало общество.
Карикатура на «Олимпию», опубликованная в Le Salon 2 июня 1865 года © olympia1865.wordpress.com
Салон проходил во Дворце промышленности, больше известном как Дворец на Елисейских Полях и построенном двенадцатью годами раньше, в 1853 году. Это здание стоит вдоль одноименного проспекта, и зал с художниками на букву М находился в самом торце — чтобы попасть в него, нужно было пройти весь дворец. Главный вход находился со стороны улицы Мариньи. Именно им воспользовался Эдуард Мане, явившийся в понедельник, 1 мая, в три часа дня на официальное открытие вернисажа.
Пока Мане шел через весь зал к своим картинам, критики и первые посетители выставки старались пожать ему руку, поздравляя с невероятным успехом его пейзажей, — несмотря на то что ни «Олимпия», ни «Осмеяние Христа» пейзажами не являются.
Два морских пейзажа действительно висели рядом с картинами Мане, и, хотя эти работы были явно чужой кисти, подписаны они были его именем, да еще и с ошибкой — «Monet». В Париже про существование Клода Моне еще ничего не знали, поэтому появление картин, подписанных схожей с Мане фамилией, было воспринято заслуженным художником как провокация и способ нажиться на заработанном им авторитете.
Карикатура на «Олимпию», опубликованная в Le Journal Amusant 5 мая 1865 года © Commons Wikimedia
Клода Моне в тот момент во дворце не было. Но он, конечно, услышал о ярости Мане: в Париже об этом было много разговоров. Салон вообще вышел чрезвычайно громким и скандальным. Мане обвиняли в аморальности и вульгарности. Антонен Пруст (журналист, первый министр культуры Франции) позднее вспоминал, что «Олимпия» уцелела лишь благодаря мерам предосторожности, принятым администрацией выставки.
«Никогда и никому еще не приходилось видеть что-либо более циничное, чем эта «Олимпия». Это — самка гориллы, сделанная из каучука и изображенная совершенно голой, на кровати. Ее руку как будто сводит непристойная судорога… Серьезно говоря, молодым женщинам в ожидании ребенка, а также девушкам я бы советовал избегать подобных впечатлений».
Напуганная администрация поставила у полотна двух охранников, но и этого было недостаточно. Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не боялась и военного караула. Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие. «Олимпия» собирала сотни людей, пришедших на выставку лишь для того, чтобы обругать картину и плюнуть на нее.
Карикатура Оноре Домьера, опубликованная в Le Charivari 19 июня 1865 года«— Какого черта эту толстую красную женщину в ночнушке зовут Олимпией?
— Постой, дорогой, вдруг это имя кошки?» © www.leidenanthropologyblog.nl
«Мне кажется, будто посреди улицы я встретил ватагу мальчишек, швыряющих камни в спину Эдуарду Мане. Художественные критики — то бишь полицейские — плохо выполняют свои обязанности: вместо того чтобы прекратить беспорядок, они поощряют его, и — да простит меня бог! — мне даже кажется, что в руках у них я вижу увесистые камни. В самом этом зрелище есть что-то оскорбительное, что глубоко удручает меня, человека постороннего, спокойно идущего по своим делам».
Эдуард Мане был совершенно обескуражен подобной реакцией и на несколько месяцев прекратил работать; чтобы прийти в себя, уехал в Испанию. Вернувшись через несколько месяцев в Париж, он встретил в гостях у друзей своего невольного обидчика — Клода Моне и увидел его новую картину «Дама в зеленом платье».
Камилла (Дама в зеленом платье). Картина Клода Моне. 1866 год © Wikimedia Commons
Эта встреча стала началом многолетней дружбы между художниками, автор «Олимпии» неоднократно помогал своему младшему другу и другим импрессионистам. Осталось множество писем, в которых Моне просит у Мане в долг. Так, в июне 1875 года он писал прославленному коллеге:
«Жизнь становится с каждым днем все труднее. С позавчерашнего дня в доме хоть шаром покати. Никто больше ничего не дает в кредит, ни мясник, ни булочник. Я не теряю веры в будущее, но настоящее, как вы сами понимаете, к нам сурово. Не могли бы вы с ответным письмом выслать мне двадцатифранковую банкноту? Это сослужит мне добрую службу на ближайшие четверть часа…»
Мане ни разу не отказал в денежной помощи; более того, когда в конце 1870-х он узнал, что жена Моне Камилла смертельно больна, списал предыдущие долги друга.
Семья Моне в их саду в Аржантёе. Картина Эдуарда Мане. 1874 год © The Metropolitan Museum of Art Клод Моне в своей мастерской. Картина Эдуарда Мане. 1874 год © Neue Pinakothek, Munich
Эта дружба продолжались почти двадцать лет, вплоть до 30 апреля 1883 года — дня смерти Эдуарда Мане. Но в истории отношений двух художников начинался новый волнительный эпизод.
Моне решил добиться того, чтобы картины Мане хранились в Лувре вместе с полотнами главных художников мира. Для этого он обратился с просьбами к влиятельным деятелям культуры. Художница Берта Моризо, жена Эжена Мане (брата Эдуарда), писала Клоду Моне:
«Мне рассказали, что некто, чье имя мне неизвестно, отправился к Кэмпфену (директору департамента изящных искусств), дабы выяснить его настроение, что Кэмпфен пришел в ярость, словно „взбесившийся баран“, и заверил, что, пока он занимает эту должность, Мане в Лувре не бывать».
Клод Моне принял решение действовать сам: найти деньги и приобрести у вдовы Мане «Олимпию», а затем подарить ее государству. Таким образом картина гарантированно попадет в государственный музей — Моне надеялся, что этим музеем станет Лувр. К этой идее многие отнеслись скептически, даже ближайшие друзья покойного художника. Антонен Пруст не только отказался участвовать в этом начинании, но и выразил сомнение, стоит ли именно «Олимпия» почестей Лувра; он дошел до того, что заявил в одном интервью, будто подписка не преследует никакой другой цели, кроме как «помочь вдове великого живописца».
Ответ Эмиля Золя, объясняющего, почему он не считает возможным принять участие в подписке, по свидетельствам современников, «ошеломил Моне»:
«Я глубоко опечален, но… я раз и навсегда зарекся покупать картины — даже для Лувра… Я достаточно защищал Мане своим пером, чтобы опасаться сегодня упрека, будто пытаюсь умалить его славу. Мане войдет в Лувр, но нужно, чтобы он вошел туда сам в результате полного национального признания его таланта, а не окольным путем, как результат подарка, что все-таки отдает рекламной шумихой определенной группировки художников».
Для покупки картины нужно было собрать двадцать тысяч франков. После многочисленных отказов Моне решил открыть общественную подписку: деньги на покупку картины мог перечислить любой парижанин. Таким способом собрать необходимые деньги удалось довольно скоро — для необходимой суммы не хватало лишь несколько сотен франков. «Я купил маленький кусочек «Олимпии», — пишет Тулуз-Лотрек, приложив к письму сто франков.
Расписка Клода Моне «Получено от Роджера Журдена 100 франков в рамках подписки на покупку „Олимпии“ Мане. Живерни. 14 февраля 90. Клод Моне». Подобные письма Моне отправил каждому, кто прислал ему деньги © www.liveauctioneers.com
В феврале 1890 года Клод Моне вступил в переговоры с парижской администрацией; переговоры длились несколько месяцев — представители государства были готовы принять «Олимпию», не давая при этом твердых обязательств относительно места ее хранения. В результате «Олимпия» была передана Люксембургскому музею в ожидании возможной, но не окончательно решенной передачи в Лувр.
Моне добился своего через семнадцать лет: в феврале 1907 года по распоряжению Жоржа Клемансо, председателя совета министров и друга Моне, картину перевезли в Лувр. В 1986 году вся коллекция импрессионистов, в том числе «Олимпия», была передана в музей Орсе, где выставлена
и сейчас.
Видео:Как отличить Моне от Мане?Скачать
Большая разница: как отличить Мане от Моне
Видео:ЭДУАРД МАНЕ 10 ЗНАМЕНИТЫХ КАРТИНСкачать
…по несостоявшемуся будущему
Понятно , что ни один порядочный отец ( если он сам не художник) не мечтает видеть художником своего сына. И в XIX веке все было так же. В этом отцы Клода Моне и Эдуара Мане были похожи. Мужчина должен заниматься серьезным делом.
«Эдуар станет судьей» , — был уверен один. «Клод станет бакалейщиком» , — думал другой.
8 поколений мужчин в роду Эдуара Мане были судьями и адвокатами , продолжая дело предков и сменяя друг друга в почетных креслах Дворца правосудия. Каждый день , в одно и то же время , Огюст Мане выходит из дома , застегнутый на все пуговицы , серьезный , вежливый и сдержанный. Его младший сын Эдуар демонстрирует просто отвратительные знания по всем дисциплинам , кроме гимнастики и рисунка , повторно остается в пятом классе самого аристократичного коллежа в Париже и рыдает дома от одного упоминания о карьере адвоката. Его увлекает только рисование и , возможно , немного манит море. Ну , пусть будет Мореходная школа , только бы не богемная жизнь этих новомодных художников.
Когда судно « Гавр и Гваделупа» с 17-летним Эдуаром отплывает в Бразилию от берегов портового городка Гавр , 9-летний Клод Моне наверняка бродит босиком по берегу моря совсем рядом или наблюдает за отплытием корабля с какого-нибудь холма , где он любит валяться в траве и разглядывать облака. Его отец держит лавку здесь , в Гавре , снабжает продовольствием французский флот. И Клод , когда вырастет и выучится в коллеже , конечно , возьмет на себя управление семейным бизнесом. Все надежды заботливого отца идут прахом.
В коллеже Клод « с грехом пополам освоил четыре арифметических действия и получил слабое представление о грамотном письме». И , не обращая внимания на угрозы отца лишить его какого бы то ни было содержания , уезжает в Париж учиться живописи. Две картины 28-летнего Эдуара Мане в этом году как раз впервые примут в Салоне.
Видео:Художники Эдуард Мане и Клод МонеСкачать
. по короне
Тут , честно говоря , легко запутаться. Сегодня отцом импрессионизма , вождем , основателем , королем и неоспоримым лидером многие назовут Клода Моне. У него кувшинки , пленэр , «Впечатление. Восход солнца», соборы в тумане и стога во все времена суток — весь набор стилеобразующих признаков и личных открытий. Но вначале все было совсем не так.
Эдуар Мане не был импрессионистом , не участвовал ни в одной из выставок Анонимного общества живописцев , скульпторов и граверов , но именно его газетные критики и судьи Салона пренебрежительно называли «королем импрессионистов» , а молодых художников-бунтарей , бросивших вызов официальным салоновским традициям , будущих импрессионистов , «бандой Мане» . Ох , сколько бы он отдал , чтобы избавиться от этого незавидного титула.
Эдуар Мане жил в квартале Батиньоль и часто завтракал в кафе « Гербуа» неподалеку. Поговаривают , любил бифштекс с кресс-салатом и взбитые яйца. Благодаря ему прославились и квартал , и кафе. Мане и всех его юных почитателей ( Моне , Базиля, Ренуара) назовут вскоре « батиньольской группой», а в кафе « Гербуа» к Мане начинают присоединяться увлеченные идеей нового искусства художники , писатели , журналисты. Но не для того , чтобы съесть бифштекс , а для того , чтобы разговаривать о судьбах искусства.
На картине Фантен-Латура вокруг Мане в его мастерской собрались единомышленники — и молодой Моне еще неуверенно выглядывает из-за плеча высокого Базиля.
Видео:Не спутать Моне и Мане? Легко!Скачать
…по бороде, перчаткам, трости, шляпе
И дело , конечно , не в том , что Мане был белокурым красавцем с кудрявой шевелюрой , а Моне тоже красавцем , но жгучим брюнетом с внешностью темпераментного мачо. Их вообще трудно было спутать: говорили , двигались , одевались , гуляли по-разному.
После « Завтрака на траве» и «Олимпии» об Эдуаре Мане всерьез думали как о шуте , который намеренно забавляет публику чрезмерно вызывающими выходками. И скандалом зарабатывает на хлеб. Эмилю Золя пришлось написать длинную защитную статью , в которой он доказывал читателям , что Мане — светский человек , «безукоризненно любезный и вежливый»: «Художник признавался мне , что он любит бывать в свете , что он находит тайное наслаждение в благоуханном и ослепительном блеске званых вечеров. К ним влечет его , без сомнения , не только любовь к разнообразию и богатству красок , но и та свойственная ему внутренняя потребность в изяществе и элегантности , которую я стараюсь вскрыть в его произведениях» .
О да , Мане — истинный денди. На нем всегда тонкие кожаные перчатки , а в руках — неизменная трость. Его умение завязывать и носить галстуки вызывает восхищение. Каждый день он выходит на особую прогулку , Мане фланирует. Ольга Вайнштейн , автор книги « Денди: мода , литература , стиль жизни» рассказывает , что принципиально праздные , бесцельные прогулки фланера совсем особый смысл имели для писателя или художника: «Его маршрут сплошь и рядом выясняется только в пути , ибо фланера ведет случайная прихоть. Городское пространство — карта его желаний , непрерывная знаковая поверхность , топографическая развертка его потока сознания. Он читает карту собственным телом , размечая шагами пунктиры своих произвольных маршрутов» . По внешнему виду , походке , улыбке фланер-художник определяет типажи прохожих и пытается понять , что собою представляет человек. Прогулка без цели превращается в поиск сюжетов и источник вдохновения.
Видео:Как отличить Моне от Мане? Лекция об импрессионистахСкачать
Как правильно: Мане или Моне? Отвечает нейросеть
Художников Эдуарда Мане и Клода Моне путали и при жизни (вот очень интересная статья на Арзамас). Что неудивительно, ведь они оба родоначальники импрессионизма и писали в схожей манере. Слушая на coursera курс по Convolutional neural networks, я решила попробовать сделать модель, определяющую, кем из художников написана картина.
До начала работы я знала только то, что Мане написал “скандальные” “Олимпию” и “Завтрак на траве”. В процессе сбора данных стало понятно, что:
- Стиль написания действительно очень похож
- Мане писал больше портретов, а Моне — пейзажей
- У Моне есть целые серии похожих картин (например, один и тот же пейзаж, написанный в разное время дня)
- Моне написал гораздо больше картин, чем Мане.
Примеры картин:
Код, использованный для этой статьи, доступен на github.
Полный набор данных получился небольшим как для задач обработки изображений: чуть больше 100 изображений у одного класса (Мане) и чуть больше 400 изображений у другого (Моне, хотя это не все его картины). Поэтому я не ожидала высокой точности классификации, которую обычно можно увидеть в таких задачах. Но было интересно, какого уровня можно достичь.
Простая модель без дополнительной обработки данных
Для начала мы будем использовать простую CNN модель, и не будем обрабатывать данные (кроме рескелинга).
По результатам обучения заметен значительный оверфиттинг:
Наилучший результат validation AUC ― 0.883, но при этом AUC на тренинговой выборке ― 0.997.
Чтобы справиться с оверфиттингом, попробуем добавить предобработку данных.
Простая модель с предобработкой данных
Для предобработки воспользуемся функцией ImageDataGenerator в keras. К рескелингу добавим поворот, сдвиги по вертикали и горизонтали, “вытягивание” и масштабирование изображения, изменения в яркости и цвете, а также отображение по горизонтали.
Модель и все параметры обучения оставим те же. По результатам обучения видно, что значения метрики (AUC) для тренинговой и валидационной выборки довольно близки, то есть предобработка помогла устранить оверфиттинг.
В результате AUC на тестовой выборке составляет 0.919, на валидационной ― 0.909.
Результаты по первым двум моделям:
Простая модель с предобработкой данных и весами
Добавление предобработки устранило оверфиттинг. И хотя AUC получился неплохой, несбалансированность данных мотивировала меня попробовать добавить в модель еще и веса. Я использовала подход к расчету весов из мануала keras:
В результате таких расчетов вес для класса 0 (Мане) 2.50, для класса 1 (Моне) 0.62
Переменная class_weight потом добавляется в model.fit()
Однако, результат обучения не отличается значительно от варианта без весов: AUC на тренинговой выборке равен 0.892, на валидационной ― 0.915.
Результаты по первым трем моделям:
Transfer learning: использование модели Inception V3
Наш набор данных небольшой как для задач машинного обучения, и тем более deep learning. В таких случаях может помочь подход transfer learning.
Идея в том, чтобы взять готовую к использованию модель, которая была натренирована на большом наборе данных, и соответственно имела возможность выучить больше паттернов в данных. После этого последний слой сети заменяется на тот, который подходит нашей задаче, и модель тренируется на нашем наборе данных.
Я использовала модель Inception V3 (wiki и статья на “Хабр”). Результат получился хороший: AUC на тренинговой выборке 0.971, на валидационной ― 0.970.
Результат по всем моделям:
Оценка модели на тестовой выборке
Посмотрим, какой результат получится на тестовой выборке. Сравним две модели ― простую CNN с предобработкой данных и модель, полученную в ходе transfer learning с использованием InceptionV3.
Результаты подтверждают превосходство модели, обученной с помощью transfer learning:
Confusion matrix & misclassified examples
Возьмем предсказания, сделанные transfer learning моделью на тестовой выборке и посмотрим на confusion matrix. Для этого выберем threshold так, чтобы обеспечить значение true positive rate близкое к 0.95 (это произвольно выбранное значение).
Итого, из картин Мане правильно определено 19 из 20 (true negative rate 0.95), а из картин Моне ― 75 из 80 (true positive rate 0.9375). Показатели TPR и TNR близки, чего нам и хотелось бы добиться, т.к. в этой задаче было важно правильно определять обоих художников.
Теперь посмотрим на картины, которые были классифицированы неверно. Этот прием рекомендует в своей книге Andrew Ng. Цель ― попробовать понять, почему модель ошибается, и можно ли ее доработать так, чтобы устранить ошибку.
Вот картина Мане, которая была классифицирована как Моне:
А вот картины Моне, которые были определены как Мане:
Единственная идея, которая у меня возникла, это то что портреты (2 картины с женщинами + картину с собакой тоже засчитаем как портрет) определяются как картины Мане, т.к. он чаще писал портреты.
Но это неточно 🙂 Хотя Моне действительно писал мало портретов (гораздо меньше, чем пейзажей), на той же тестовой выборке есть портреты его кисти, которые были определены моделью верно:
🔥 Видео
Как отличить МАНЕ от МОНЕ. Пройдите ТЕСТ и разберитесь, настолько ли похожи работы этих ХУДОЖНИКОВСкачать
Как отличить Моне от Мане?Скачать
Пять минут с искусством. Эдуард Мане и Клод Моне.Скачать
Эдуард Мане I Бар Фоли-Бержер [Как читать искусство]Скачать
КЛОД МОНЕ 10 ЗНАМЕНИТЫХ РАБОТСкачать
Как познакомились Мане и Моне. конфликт двух художников.Скачать
Клод Моне. Биография и картины художникаСкачать
Сокральное произведение скандальная «Олимпия» Эдуарда МанеСкачать
Эдуард Мане. Рассказывает Александр Таиров.Скачать
ТЕСТ: Отличаете ли вы картины Моне от МанеСкачать
Клод Моне Ver.1 | Отец Импрессионизма | Мимолетное Впечатление | Claude Monet | #ПРОАРТСкачать
Эдуард Мане - бескомпромиссный талант/Edouard ManetСкачать
«Бар в «Фоли-Бержер» Эдуарда Мане. Из курса «Как понимать живопись XIX века»Скачать
Импрессионисты. Эдуар Мане\Manet Impressionists Cromwell TV rip by mikloeffСкачать