Макошь богиня ударение в слове

Видео:Простой обряд «Вопрошание Богини Макошь»Скачать

Простой обряд «Вопрошание Богини Макошь»

Словари

МАКОШЬ (альтернативный подход) — МА́КОШЬ, главная, самая древняя и самая значительная славянская богиня, родоначальница всех славянских богов. Наименее изучена исследователями. Антропоморфный облик ее появляется уже в верхнем палеолите (так называемые «палеолитические Венеры», например, головка из местечка Дольни Вестоницы в Моравии, ЛИКЪ МАГУЖИ).

Имеет также зооморфный облик Медведицы. Камни, ее воплощающие, могут нести также отпечаток когтистых медвежьих лап. Ее именем названо центральное созвездие карты звездного неба — Малая Магужь (Малая Медведица), что подчеркивает системообразующую роль Макоши.

Макошь — центральное божество храма Макоши, и потому связанную с ней начальную религию можно рассматривать как исторически первую форму индоевропейского монотеизма.

Из истории проблемы

Из отечественных исследователей впервые (1804) о Макоши заговорил А. С. Кайсаров (см. КАЙСАРОВ Андрей Сергеевич). У него она фигурирует еще как бог-мужчина: «Макош или Мокош. Какую должность отправлял этот бог у русских, до сих пор еще неизвестно. Нестор (см. НЕСТОР (летописец)) не говорит о нем ничего более, как что Владимир Великий (см. ВЛАДИМИР Святославич) велел соорудить истукан Макоша в Киеве и приносить ему жертвы. Г. Гютри думал, что русский Макош был Магогом (см. ГОГ И МАГОГ) в Библии. Мы не имеем причин согласиться с этим мнением, и я предоставляю другому исследовать, справедливо ли оно, и много ли находится сходства между обоими лицами, кроме их имени? Макош называется иногда и Мокаша». В том же 1804 Г. А. Глинка в Митаве издал книгу, где Макошь с именем Могошъ также полагается мужчиной, однако он допускает варианты Макошь, Макоса, «что все истолковывается словом Могущь». О нем он пишет: «И сей по Нестору есть так же бог скотов; однако ж надобно заметить различие между Могошем и Велесом (см. ВЕЛЕС). Первый крупного скота бог, другой же мелкого, как-то овец, коз и проч.». А. С. Фаминцын (см. ФАМИНЦЫН Андрей Сергеевич) приводил о Макоши только три цитаты: из Нестора о том, что Макошь наряду с другими богами стояла в Киеве на Подоле вне двора теремного, из Григория Богослова — о том, что «богам требу кладут и творят вилам и Мокошьи», и из церковных поучений — о том, что славяне молятся вилам и Мокоши. Собственного мнения об этом божестве у него не было, пол божества предоставлялось толковать читателю. Д. О. Шеппинг (1849) также не определяет пол: «О Мокоше, или Мокошле известно только, что кумир его находился в Киеве, но какое это божество, определить трудно. Вацерад называет его богом дождя; Коллар же описывает его получеловеком, полурыбою, что дает некоторое сходство с чудом морским; в позднейшее же время обоготворяли его в значении бога дождя и сырости, и к нему прибегали с молитвами и жертвоприношениями во время большой засухи. В христианстве это перенесено на пророка Илью, которого называют мокрым». Таким образом, в 19 в. Макошь представлялась мужчиной и сближалась со всем мокрым, брались источники последнего тысячелетия.

Трактовки 20 века

В 20 в. предпринимаются попытки выяснить функции Макоши. Так, К. М. Гальковский приводит вначале христианские источники, упоминающие Макошь, а затем дает сведения о ней: «Имя это, вероятно, заимствовано откуда-то, но нельзя указать источник заимствований. Прейс считал Макошь Астартою (см. АСТАРТА), другие считают ее богиней ветров и воды. Е. В. Барсов (см. БАРСОВ Елпидифор Васильевич) полагает, что Макошь — богиня, покровительница овцеводства, пряжи, шерсти, вообще «бабьего хозяйства». Треба ей заключались в том, что при стрижке овец в ножницы кладут на ночь по клоку шерсти. Когда неостриженные овцы вытирают шерсть, то говорят: «Ой, Мокуша остригла овец». После всех толкований слово Мокошь остается темным и необъяснимым. — Если отождествить Макошь с Мокушь, то в 16 в. этим именем называли знахарку. Чехи почитали Мокошь божеством дождя и сырости и к нему прибегали с молитвами и жертвоприношениями во время большой засухи… — Возможно, что Мокошь заимствована нашими предками от финнов: Мокша правый приток Оки, где еще не так давно обитали финны.

Выскажем нашу личную догадку относительно Мокоши. В слове Златоуста обличаются те, кто «начаша жрети… Витам и Мокоши, упирем и берегыням». Вилы — это русалки, души умерших женщин; берегини, вероятно, то же самое; упыри, несомненно, покойники. Очень возможно, что и Мокошь, упоминаемая среди названий умерших, также дух умершего, скорее обитавшего в воде, чем на суше». То есть имя Макошь опять этимологизируется от слова «мокрый» и сближается с русалками.

Наиболее полно исследовал этот образ академик Б. А. Рыбаков (см. РЫБАКОВ Борис Александрович). Он характеризовал ее так: «МАКОШЬ. («Мать урожая» Макошь). Древняя богиня земли («Мать-сыра-земля») и плодородия. Дополнением к ней служат «вилы» — русалки, обеспечивающие орошение нив росою. В архаической русской ритуальной вышивке изображается между двумя роженицами — Ладой и Лелей. Может быть приравнена к греческой Деметре («Земле-матери»). На збручском идоле изображена на главной лицевой грани с турьим «рогом изобилия». У Рыбакова ей предшествуют Перун (см. ПЕРУН (альтернативный подход)), Стрибог (см. СТРИБОГ) (он же Род-Святовит-Сварог) и Дажьбог. Кроме того, у него есть текст с обоснованием этого имени: «Макошь (Макошь-дива). Макошь почти всегда упоминается в источниках рядом с вилами-русалками. Этимология имени этой богини связана со словом «къшь», «кощь», обозначающим «жребий», «судьбу», а также являющимся корневой основой слов, обозначающей различные емкости для зерна: «кошь» — корзина, возок для снопов; «кошьница», «кошуля» — плетеные из прутьев емкости. Плетеные возки для снопов изестны по археологическим глиняным моделям со времен энеолита. Плетеный закут для овец назывался «кошарой». В русской ритуальной вышивке 19 в. на полотенцах-«набожниках» Макошь изображалась как центральная фигура всей композиции, подтверждая слова одного из средневековых поучений, что русские люди «кланяются, написавши жену в человеческий образ». На полотенцах для весенних обрядов Макошь изображена с воздетыми к небу руками, как бы молящая верховное божество оросить дождями вспаханные и засеянные поля. К дням летнего солцестояния (Иван-Купала), когда земля уже почти вырастила новые колосья, Макошь изображалась окруженной солнечными кругами и с руками, указующими на землю. Все это дает право считать Макошь очень древним земледельческим божеством, «матерью урожая» богиней жизненных благ и изобилия. На протяжении средневековья происходило оттеснение Макоши христианской богородицей и замена ею древней языческой богини. Культ Макоши превратился в культ христианской Параскевы-Пятницы и в этом виде сохранился на русском Севере вплоть до начала 20 в.

Заслугой Рыбакова является привлечение русской ритуальной вышивки, где имеется изображение Макоши. Дальнейшее продвижение в данной проблеме было связано с исследованиями В. А. Чудиновым (см. ЧУДИНОВ Валерий Алексеевич) священных камней — нового вида исторических источников.

Имя богини связано с магией и, прежде всего, с магией посвящения детей в полноценных членов родовой общины после прохождения ими обряда инициации. На камнях зафиксированы все варианты этого названия профессии, которые постепенно привели к имени собственному: МАГИНЯ-МАГУЖЬ-МАГАЖЬ-МАКАЖЬ-МАКОЖЬ-МАКАШЬ-МАКОШЬ-МОКАШЬ. Лишь последний вариант имени дал основания для неверных его сближений со словами МОКНУТЬ, МОКРЫЙ, переразлагать его на слова МА-КОШЬ в смысле МАТЬ-КОШЕЛКА, сближать с культом Параскевы-Пятницы. В Литве это имя трансформировалось далее до форм МОКАС-МОКАЙ. В Белоруссии и средневековой Руси ее камни имели названия СВЯТА ПАНИ, но по мере вытеснения на Руси из обихода слова «пан», «пани» это название забылось. Но оно высекалось на камнях как С-ТЕ ПАНИ, что позже привело к названию данных камней СТЕПАНЫ на Руси и СЦЯПАНЫ в Белоруссии. Возможно, что от этого названия образована фамилия Стопани.

Вмещающие или воплощающие камни Макоши (то есть внехрамовые, посвященные только ей) связаны с представлении о целебных силах (водой с камня Макоши по поверьям можно лечить огромный круг болезней; это же дало возможность понимать Макошь как повелительницу всякого водного лечения и блага), а также с «наукой», то есть знаниями преимущественно сексуального свойства для молодежи. Таких камней по сравнению с вмещающими камнями других славянских богов большинство. Именно они почитались более всего; после принятия христианства некоторые из них подверглись крещению. Камни, допущенные до христианского обряда князем Ярославом, получили название ЯРОСЛАВЛЕВЫ КАМНИ, такие же камни, на которых по приказу Полоцкого князя Бориса выбивались кресты, получили название БОРИСОВЫ КАМНИ. Лик Макоши в виде плиты, на котором по просьбе сына Бориса, Полоцкого князя Рогволода, царь-жрец повелел выбить крест и подарить христианскому храму, носит название РОГВОЛОДОВА КАМНЯ. Имена православных князей, а также наличие на многих камнях выбитых там христианских крестов не должно затмевать языческую их суть, их посвящение главной славянской богине. Существовал обычай на языческие праздники выносить камни из храмовой ризницы и выставлять их народу как святыню. Даже в христианское время существовал обычай обмениваться камнями — так в наши дни христианские храмы на время обмениваются иконами. Очевидно, мягкое поле камней Макоши ценилось очень высоко. Камни Макоши в Литве имеют особые названия — МАКАСЫ или МАКАИ, что в народном сознании уже не связано с Макошью.

Имеются и более мелкие, весом от десятков килограммов до нескольких центнеров представительские камни Макоши, которые не просто находятся в храмах Макоши, но задают главное направление, на север, возможно, на историческую прародину славян в Гиперборее. Эти камни обозначали одно из восьми направлений (север), находясь между камнями ХРАМА МАКОШИ (на северо-западе) и камнями МАСКИ (на северо-востоке).

Существовал и третий тип камней Макоши — камни-указатели. За ними не числились никакие целительные свойства, и они не переносились на иные места и не пользовались почитанием. Их назначение — показывать дорогу к храму Макоши. Некоторые из этих камней принимали зооморфный облик Макоши — облик медведицы (камень горы Собутки в Польше). На других были написаны возможные поучения верующим типа: ЧТИ ЧЕЛО КАМЕННОЕ, НО И ТЕЛО ЕЕ МАГУЖЬЕ. Очевидно, в храме, дорогу к которому указывал данный камень, находился каменный лик Макоши, причем моделировано было не только лицо, но и тело. Главное все-таки в ее камнях (кроме указателей) не соответствие облику (зоо- или антропоморфному), а наличие сильного, но мягкого поля.

Со временем камни-указатели стали расти в размерах, и им придавали все большее сходство с зооморфным ликом Макоши. Постепенно они превратились в огромные монументы, один из которых обнаружен на севере.

Зооморфный лик Макоши

В качестве зооморфного лика Макоши использовалось изображение белой медведицы полностью, либо только голова, либо даже следы лап («пятерня» с близко посаженными короткими пальцами). Существовали и плоские камни, чей профиль передавал черты белой медведицы.

Антропоморфные лики Макоши

Так называемый «вмещающий» камень Макоши мог представлять собой либо просто валун, либо зооморфный или антропоморфный лик богини. По сути дела это был храм из одного камня, где можно было молиться, исцеляться, наполняться любовью к противоположному полу и желать образования крепкой семьи с чадами. Антропоморфные лики с 19 в. археологи находили в слоях палеолита и называли их «палеолитическими Венерами». Наиболее известна так называемая «Венера из Виллендорфа», хранящаяся в музее Вены и насчитывающая около 26 тыс лет. Материал — тонкозернистый известняк, высота 11 см. Удивительная особенность этого изображения — отсутствие моделировки лица. Большинство ликов Макоши именно таковы. Нет проработки лица и на лике из Словении античного времени.

Видео:Главная богиня древних славян – Макошь. Славянская мифологияСкачать

Главная богиня древних славян – Макошь. Славянская мифология

Макошь

Видео:Богиня Макошь | Славянские Боги | Славянская мифологияСкачать

Богиня Макошь | Славянские Боги | Славянская мифология

История персонажа

Макошь (Мокошь) — загадочная богиня, почитаемая славянами в дохристианские времена. Покровительница прядения и ткачества повелевала людскими судьбами, что ставило ее в один ряд с такими величественными богами, как Перун, Велес и Сварог.

Видео:Макошь богиня славян | Мокошь | Славянская мифология #славянскаямифология #shortsvideoСкачать

Макошь богиня славян | Мокошь | Славянская мифология #славянскаямифология #shortsvideo

История создания персонажа

Значение имени славянской героини стало предметом изучения исследователей язычества. По одной из версий, оно образовано от греческого слова mokos, которое переводится как «прядение».

С подобной гипотезой напрямую связано предназначение богини, ведь она считалась покровительницей женских ремесел. Издавна девочки с детства учились этому искусству вне зависимости от положения — и крестьянки, и княжеские дочери. Поэтому Макошь (ударение на первый слог) стала самым почитаемым персонажем в языческом пантеоне.

Достойна внимания и другая версия происхождения имени. Некоторые исследователи проводят аналогию со словом «мокнуть». И здесь прослеживается тонкая связь между образом покровительницы и такими понятиями, как «дождь» и «урожай». Благодаря этой теории подтверждается звание Макоши — богиня земли.

МАКОШЬ или МОКОША — имя ее традиционно считают образованным из двух слов – Ма – суть «мать» и кош – судьба. Это Богиня.

Наконец, третья версия рассматривает имя как соединение двух корней — «ма» и «кош». Первая основа трактуется как «мать», вторая же часть соответствует понятиям «судьба» и «жребий». У славян в связи с такой гипотезой сложилось мнение о Макоши как о героине, от которой зависит жизненный путь каждого человека. Впрочем, словом «кош» в древности называли амбары и корзины для урожая.

Сочетание этих факторов объясняет популярность культа. Макошь у славян считалась не только богиней плодородия. Она входила в пантеон самых почитаемых мифологических персонажей, символизируя женское начало. А еще — предопределяла судьбы человечества. Неудивительно, что ее скульптура была размещена князем Владимиром в киевском капище.

Впрочем, эта героиня не только удостоилась почитания, но и вызывала праведный страх. К примеру, в работе «Слово об идолах» ее часто сравнивали с древнегреческой Гекатой, которая прославилась чародейством и способностью к колдовству. Так или иначе, с Макошью старались не ссориться, воздавая почести и следуя ее заветам.

С принятием христианства язычество в той или иной форме продолжило существовать в виде отголосков. К примеру, Ладу-рожаницу сравнивают с Богородицей, указывая на схожесть в характеристиках.

А в образе Марии Магдалины прослеживается влияние языческой героини. Несмотря на женское воплощение, у покровительницы ткачества присутствуют мужские черты — смелость, сила, выносливость. Магдалина же выступила единственной ученицей Иисуса Христа, не отрекшейся от него даже во время казни.

По мнению ряда исследователей, черты покровительницы женских ремесел перешли к святой Параскеве-Пятнице. Христианскую героиню считали «бабьей святой», поскольку та приходила на помощь матерям и молодым девушкам.

Видео:Как проявляется Богиня МакошьСкачать

Как проявляется Богиня Макошь

Образ и биография Макоши

Таинственная богиня судьбы держит в руках жизненные нити людей. Не зря в давние времена была поговорка — «Будет как Макошь завязала». В некоторых источниках героиня предстает женой Велеса, хотя достоверных сведений о таком родстве нет.

Равно как и информации о происхождении персонажа. Зато в определенных легендах фигурируют родные дочери — Доля и Недоля. Согласно славянской мифологии, мать посылает к людям одну из них в зависимости от уровня праведности.

Макошь спокойна и рассудительна. Она знает все о прошлом и будущем, поэтому другие боги приходили советоваться к покровительнице. В языческие времена снискала славу помощницы, к ней обращались для того, чтобы преодолеть беду и призвать добрую долю. Однако героиня вмешивалась в жизнь человека лишь в том случае, если это не вредило другим.

Самый известный знак персонажа — Родовик. Этот оберег символизировал род, взаимосвязь судеб. Надевали его и женщины, и мужчины. Считалось, что амулет развивал интуицию, а также помогал принять решение, влияющее на судьбу.

Среди атрибутов славянской богини на изображениях встречались веретено и нить. В живописи использовали прием чередования белых и темных предметов со смысловой привязкой к жизненным полосам.

Женщины изготавливали требы (подношения). Среди них был вычесанный лен, рубахи и полотенца. Существовал обряд, который называли «мокриды». В определенный день девушки приносили жертву — бросали в колодец кудель и пряжу. Считалось, что это способствует благосостоянию семьи, богатому урожаю и доброй доле.

Великий женский Триглав Женский Триглав из больших кумиров. Каждой женщине нужна защита и покровительство. Без этого в.

Днем почитания этой славянской героини исконно считалась пятница. Велся распорядок, согласно которому особое внимание ей оказывалось 12 пятниц в году — по одной в каждый месяц.

Покровительницу судеб связывали и с магией. Люди верили, что она помогает усилить способности к чародейству. Ритуалы проходили с использованием символов — веретена и вышивок. Ее имя проговаривали, когда вязали узелки-наузы. Матери обращались к доброй и светлой богине, если ребенок неспокойно спал. Иногда даже подкладывали в колыбель прялку.

И сегодня популярно гадание на рунах с обращением к Макоши. Также учитывают влияние ее спутниц — той, которая приносит смерть (Мары), и Живы, дающей жизнь.

Видео:Послание от Богини Макошь для тебя.Скачать

Послание от Богини Макошь для тебя.

Макошь в культуре

Во время расцвета культа покровительницы-ткачихи изготавливали скульптуры. Материалом для идола выступало «женское» дерево — к примеру, береза или сосна. При этом богиня изображалась женщиной, которая держала в руках узнаваемые атрибуты — веретено, прялку и т. д. Считалось, что с их помощью славянская героиня прядет людские судьбы.

Часто изображение божественной пряхи использовали в вышивке. Ее образ помещали в центр полотна, а рядом присутствовали солнце, птицы, фигуры змееногих рожениц.

Символ Макошь – древний славянский ведический символ, находящийся под покровительством нашей Верховной Богини.

Сегодня наследие Макоши тоже не забыто. К примеру, среди отголосков культа выделяют законы, которые героиня транслировала людскому роду. Здесь есть заветы не завидовать, не бояться поражений, не оправдываться. В отличие от Лады божественная ткачиха не испытывала любовь ко всем на земле. И с легкостью отворачивалась от тех, кто оказывался не достоин доброй доли.

Популярность получили магические ритуалы, связанные с Макошью. Женщины просят покровительницу о семейном счастье. Обездоленные — о лучшей судьбе. Бедные — о положительных финансовых переменах.

Ольга Боянова издала книгу, где предоставила описание обрядов, призванных исполнять сокровенные желания. Старые рукописи содержат сохранившиеся свидетельства верований предков, цитаты из древних молитв, которые сегодня получают все большее распространение.

Видео:Боги и Богини: МакошьСкачать

Боги и Богини: Макошь

Интересные факты

  • По мнению некоторых ученых, название столицы России связано с именем славянской покровительницы женских ремесел.
  • Спутницами «пряхи судеб» считались насекомые. Если в дом залетала пчела или появлялся паучок, это означало хорошую весть. А убийство этих созданий грозило гневом верховной богини.
  • Днем Макоши признавали 26 октября. Тогда же приносили требы и бросали в колодец вышитые ткани, пряжу и нитки.
  • По старинным поверьям в пятницу было запрещено заниматься рукоделием. В противном случае к нарушителю приходила страшная женщина, исколотая иголками, и убивала.

Видео:БОГИНЯ МАКОШЬ.СЛАВЯНСКАЯ БОГИНЯ СУДЬБЫ МОКОШЬ. СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ МИФЫ ДРЕВНИХ СЛАВЯН. БОГИ СЛАВЯНСкачать

БОГИНЯ МАКОШЬ.СЛАВЯНСКАЯ БОГИНЯ СУДЬБЫ МОКОШЬ. СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ МИФЫ ДРЕВНИХ СЛАВЯН. БОГИ СЛАВЯН

Цитаты

«Своей недоли ты нахлебался вволю, но ты не опустился, не разуверился, не предал мечту о счастье и не махнул на все рукой — мол, Кривая вывезет, — поэтому я помогу тебе».

«Ах ты, бездельник пучеглазый! Толстяк ленивый».

«Не отвергай помощь друзей и сам не замыкайся в своей недоле».

Видео:Славянская богиня Макошь.Скачать

Славянская богиня Макошь.

Мокошь — мать-сыра-земля, богиня урожая и судьбы

Сведения взяты из сетевых ресурсов и литературы о славянской мифологии. Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища. Из библиографии за основу взяты краткие статьи «Словаря славянской мифологии» Елены Грушко и Юрия Медведева. Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.

Мокошь — богиня, мать всего живого, подательница земного изобилия, одно из древнейших божеств славянского пантеона. Первоначально, по мнению многих исследователей, она собой олицетворяла стихию землиМать сыру землю.

Впоследствии Мокошь приобрела многочисленные и разнообразные функции, прежде всего — богини судьбы. Можно сравнить часть ее имени со славянским словом «кош», что означает «судьба», «жребий». Находились такие ведуны-знахари, что умели гадать по горсти земли, взятой из-под левой ноги желающего узнать свою судьбу. Древний, известный многим народам символ человеческой судьбы — нить, которую прядет божественная пряха. У славян такой богиней-пряхой была Мокошь. В более поздние времена она стала восприниматься как покровительница и помощница всех женщин-прях. Считалось, что о ее присутствии говорит жужжание веретена. Она представлялась длиннорукой, большеголовой женщиной, прядущей по ночам в избе. В жертву Мокоши приносили снопы льна и вышитые полотенца.

Мокошь почиталась также как богиня урожая. По мнению исследователей, часто встречающаяся в народных вышивках стилизованная женская фигура с руками, оберегающим жестом обращенными к земле, — это и есть изображение Мокоши.

Мокошь — единственное женское божество, чей идол стоял в Киеве на вершине холма рядом с кумирами Перуна, Велеса и других божеств.

О Мокоши есть и такое упоминание, записанное в XIX веке в Олонецкой области: «Овца, как не стригут шерсть, иногда и вытрет; и говорят: Мокуша остригла овец. Иное: спят — веретено урчит. Говорят — Мокуша пряла. Выходя из дома она (Мокошь) иногда подойдет, а о брус-от, о полати-то веретеном-то и щелкнет».

Разделы страницы о богине судьбы славянского пантеона и хозяйке Пятницы:

  • Славянская богиня земли Макошь
  • Иноземные аналоги Макоши
  • Символы и животные Макоши
  • Мокошь и ее дочери как богини судьбы
  • Дни в честь Макоши
  • Другие языческие образы МАкоши
  • Параскева Пятница — христианский образ Макоши
  • Сетевые ресурсы о Макоши и Рожаницах

Мифологические сюжеты о богине судьбы и богине Земли идут, вероятно, не только с индоевропейских неолитических, но и с ностратических позднепалеолитических времён.

Видео:🔴Очень сильная славянская агма богине Макоше!Скачать

🔴Очень сильная славянская агма богине Макоше!

Славянская богиня земли Макошь

Макошь (Макошь, Мокошь, Мокоша, Мокуша) — славянская богиня. Занимает одно из самых важных и значимых мест в языческом пантеоне славян. Стоит сказать, что идол Макоши находился в числе других на киевском капище, которое поставил, а потом разрушил, князь Владимир. То, что Макошь была удостоена такой чести, как идол на главном княжеском капище, говорит о её необычайной значимости в верованиях и представлениях наших предков. Среди других идолов Макошь являлась единственным женским божеством.

Этимология теонимов Мокуша/Макошь

Само имя «Мокошь» или «Макошь» связывают с несколькими версиями происхождения. Одной из версий, которую выдвинул М. Фасмер, Мокошь происходит от слова «мокнуть», и в древности эта богиня напрямую была связана с дождём и урожаем. Другие исследователи — В. В. Иванов и В. Н. Топоров, предположили, что Мокошь происходит от слова mokos, что можно перевести, как «прядение».

По мнению известного исследователя Бориса Рыбакова, имя Макошь происходит от словосочетания «ма»- мать и «кош» — жребий. Такое словосочетание можно перевести как — Мать судьбы. В древности «кош» также обозначало и корзину для зерна, амбар, загон для скота, повозку для снопов и отсюда можно сделать вывод, что Макошь — мать урожая.

Никакое из имён богини не является ошибочным, то есть можно называть её и Макошь и Мокошь, но далее в статье, чтобы не было разброда, будем называть её именно Макошью.

Мокошь — покровительница женщин, их ремёсел и богиня судьбы

Макошь — богиня земли и дождя, урожая, прядения, ткачества, покровительница ремёсел, покровительница женщин, богиня судьбы. [Видимо, изначально — покровительница женщин. А поскольку ремёслами стационарно занимались, скорее всего, сначала женщины (прядение, ткачество, изготовление одежды) и старики (изготовление орудий труда), то Мокоша стала и покровительницей ремёсел.]

То, что эта богиня была тесно связана с ткачеством и прядением, не подвергается сомнению. До сих пор сохранились поверия относительно того, что нельзя прясть и заниматься рукоделиями в пятницу, так как этот день посвящён Мокоши и за такой проступок богиня может наказать. По этой же причине, Мокошь часто изображали как «исколотую иглами и изверченную веретёнами», потому что нечестивые женщины не слушаются, шьют и прядут по пятницам. В качестве жертв Мокоши приносили пряжу, кудель, нитки, которые сбрасывали в колодец. Этот обряд носит название — мокриды. Удивительно, но в одном обряде подчёркиваются сразу две ипостаси этой богини — покровительницы рукодельниц и богини дождя и урожая [потому что собирательство, а затем, на первых порах, земледелие (огородничество) — были чисто женским занятием?].

Макошь была, без сомнения, одной из центральных фигур языческих верований древних славян. Особой популярностью культ Макоши почитается у женщин, непосредственной покровительницей которых и является богиня. Макошь упоминается в летописях и поучениях против язычества: «Уклоняйся перед Богом невидимых: людей, молящихся Роду и рожаницам, Перуну, и Аполлону [Хорсу], и Мокоши, и Перегине [берегиням?], и ко всяким богам мерзким требам не приближайся» (XVI век, Поучение духовным детям), «Того ради не подобает хрстіаном игръ безовскых играти, иже ест плясаніе, гудба, песни мырскыя и жрътва идлъскаа, иже молятся огневи пре овином и вилам и Мокошіи и Симу и Ръглу и Перуну и Роду и Рожаници» (XVI век, Слово о мздоимании), «…тем же богам требу кладут и творять словенский язык: вилам и Макоши и Диве, Перуну. Хърсу…» (XV век, Слово об идолах) и многие другие.

Макошь присутствовала не только во многих летописях, писаниях, поучениях и на дворе князя Владимира в виде одного из идолов. Образ богини находят и на известном Збручском идоле. Среди других Богов, которые изображены на каждой из четырёх граней, Макошь представлена на лицевой грани с рогом (изобилия) в руке.

Видео:Макошь богиня судьбы и магии у славянСкачать

Макошь богиня судьбы и магии у славян

Иноземные аналоги Макоши

Макошь часто сравнивают с таким античными богинями, как Геката (древнегреческая богиня луны, ночных видений и чародейств), Фрейя (скандинавская богиня любви и красоты) [отсюда английское Fridy — пятница (День Фрейи и планеты Венеры)], Афродита (древнегреческая богиня красоты и любви) [римский вариант — Венера, этрусский — Уни]. [Думаю, и Деметру можно в аналоги записать.]

Макошь существовала не только на территории древней Руси, но и в других [славянских] странах. Например, у чехов Макошь — богиня дождя и сырости, к которой прибегали с молитвами и жертвоприношениями во время засухи.

Макошь связана с культом воды и дождя, она считается тесно связанной с почитанием земли и покровительствует плодородию. Она часто изображается в виде женского образа с рогами и относится и к лунному культу. Как известно, на Руси Луна всегда считалась «звездой» женщин и покровительствовала женщинам. Таким образом, Макошь — богиня луны, богиня дождя и земли, покровительница женщин, покровительница рукоделий, домоводства и старшая из прях — богиня судьбы.

Также есть мнение, что не только Луна является олицетворением Макоши, но и планета Венера. Венера всегда считалась покровительствующей женщинам, и поэтому некоторые исследователи сближают Денницу, Зорю (богиня Венеры) и Макошь [тем более, что пятница — не только день Макоши, но и день Венеры].

Видео:Макошь – Славянская Богиня Судьбы | знаки и символыСкачать

Макошь – Славянская Богиня Судьбы | знаки и символы

Символы и животные Макоши

Так как Макошь связана с луной, камнем-оберегом этой богини считается лунный камень, горный хрусталь. Металлом Макоши является серебро. Животным — кошка.

При этом, кошка может быть животным богини по двум причинам. Издревле кошку считали ночным животным, которая гуляет под луной и тесно связана с ночной стихией, ночными духами и ночными Богами. Также кошку считают зверем Макоши по созвучию: Кош-ка — Ма-кош.

Символом может быть пряжа, веретено, клубок шерсти и другие предметы рукоделия. Кумир часто выглядел, как женский образ с рогами и рогом (изобилия) в руках. Кумир или идол предпочтитали делать из женских пород дерева, например, из осины.

Ещё одним символом Макоши является паук и паучья сеть. Паук, как и Макошь, прядёт нить (судьбы). Отсюда идёт поверие, что если в лесу вдруг попадешься в паучью сеть, то это добрый знак, то есть Макошь благоволит такому человеку и подаёт знак, что его нить будет ровная и счастливая.

Также её символом может служить наиболее известный и распространенный оберег-амулет — Лунница, который в древности был женским украшением и амулетом, и выглядел как полумесяц с различными вставками и изображениями, как то: косые линии дождя, звёзды и так далее.

Мокуша в народном орнаменте

Особое внимание исследователи этой богини отдают вышивке, где Макошь представлена довольно подробно. Здесь она всегда изображается центральной фигурой. Макошь с поднятыми руками означает богиню-подательницу дождя (моление о тепле, свете и дожде — весна и начало лета); богиня с опущенными руками — покровительницу земли и плодородия земли (моление о плодородии земли — лето и осень).

Часто в вышивке её сопровождают две фигуры. Это те самые фигуры, о которых так много писал Борис Рыбаков в своих исследованиях: некогда владычицы мироздания — небесные лосихи или Рожаницы — Лада и Леля.

Спутницы Макоши

В наставлениях против язычества средневековые писари очень часто ставили Макошь рядом с берегинями и вилами. Макошь считается их наставительницей, их главной богиней. Вилы или Вилы-русалки, Берегини являются помощницами Макоши в сельскохозяйственных делах, а также в защите и помощи людям. Таким же помощником является и священный пёс Симаргл, который охраняет всходы и урожай.

Видео:Макошь. Обряд богини судьбы - ваш шанс переписать свое будущее.Скачать

Макошь. Обряд богини судьбы - ваш шанс переписать свое будущее.

Мокошь и ее дочери как богини судьбы

Как прядильщица, которая прядёт божественные нити, Макошь является и богиней судьбы. По повериям славян-язычников, именно она занимается прядением нитей жизни (покута, покутные нити). Помощницами этой богини являются Доля и Недоля (Среча и Несреча) [Лада и Леля?].

Доля и Недоля

По-другому судьба и несудьба, удача и неудача. Одно из основополагающих философских противопоставлений в славянском мировоззрении. Наравне с правдой — кривдой, правым — левым, близким — далеким. В сознании древних славян это были две сестрицы, девы судьбы, — небесные пряхи, которые пряли нить жизни каждого человека. Но у Доли текла с веретена ровная, золотистая нить, в то время как Недоля пряла нитку остистую, неровную, кривую, непрочную. Такова и участь выпадала: кому-то удачная, кому-то злая.

Видео:БОГИНЯ МАКОШЬ | ЯзычествоСкачать

БОГИНЯ МАКОШЬ  | Язычество

Дни в честь Макоши

Посвященный ей праздник отмечался в начале ноября — на рубеже осени и зимы [почти в Хэллоуин]. В этот день девушки ткали особое полотно. Называлось оно обыденным, то есть изготовленным в один день. К работе приступали рано утром — теребили лен, пряли, ткали, белили, выполняя весь годовой цикл женских работ. Культ Мокоши, особенно среди женщин, сохранялся очень долго.

День Макоши отмечается осенью — 26 октября [по с тарому стилю?].

Ещё одним праздником, посвящённым этой богине, является Вешнее Макошье (День Земли) — 10 мая.

Макошь, вместе с рожаницами Ладой и Лелей, являются главными богинями покровительницами праздника Бабьи каши, который по традиции отмечается 8 января.

Праздники, связанные с древними верованиями в Макошь, после христианизации были перенесены на христианскую святую, но имеют прямое отношение к языческим праздникам: Параскева Грязниха (14 октября) и Параскева Льняница (28 октября).

По пятницам, и в случае с Макошью и в случае с Параскевой, женщинам запрещается ткать, шить, прясть, купаться и купать детей. По той же причине, что в пятницу нельзя заниматься делами, накануне [в «чистый четверг»] подметают пол, чтобы в святой день в доме было чисто, а пришедшая навестить дом богиня осталась довольна увиденным. На пятницу не оставляют пряжу в веретене, неубранными нитки и приборы для рукоделия. Нельзя чесать лён, мыть бельё, рыть, пахать, боронить землю, мести полы, чистить навоз. Считается, что тот, кто занимается такими делами, запыляет глаза богине, колет и режет её кожу иглами и ножницами. Пятница среди славян почиталась наравне с воскресеньем (Неделей).

Видео:Общение с Богиней МакошьСкачать

Общение с Богиней Макошь

Другие языческие образы Макоши

Мать сыра земля

Мать сыра земля — самый важный персонаж в славянской мифологии с праславянских времен. Язычники обожествляли природу, поэтому им необходимо было персонифицировать самые главные жизненные силы и они представляли Мать сыру землю человекоподобным существом. Ее внешность должна была напоминать человеческую: волосами были травы, кустарники, цветы, деревья; скелетом и костями — скалы; жилами — корни; воды рек — кровью.

Она рождала существ земных, она стонала от боли в бурю, она гневалась, сотрясаясь землетрясениями, она радовалась солнцу, даруя людям невиданные красоты, она засыпала студеною зимой и пробуждалась весной, она умирала, обожженная засухой… И, точно к истинной матери, прибегал к ней человек во всякую пору своей жизни. Она помогала верным своим сыновьям. Припадет богатырь к сырой земле — и преисполнится новых силушек. Кто не почитает земли-кормилицы, тому она, по словам пахаря, не даст хлеба — не то что досыта, а и впроголодь; кто сыновьим поклоном не поклонится Матери сырой земле, на гроб того она ляжет не пухом легким, а тяжелым камнем. Кто не захватит с собою в дальний путь горсти родной земли — никогда не увидит больше родины.

Дидилия — богиня женщин

Дидилия — богиня женщин [как Макошь?]. Она всячески помогала им в их нелегкой женской доле. Самое большое несчастье женщины — бесплодие, и Дидилия старалась избавить от него как можно больше женщин. Бесплодные женщины ей усердно поклонялись. Но особенное покровительство она оказывала, конечно, беременным женщинам. Она была их самой значительной защитницей от болезней и несчастий. Дидилия покровительствовала также благополучным родам и воспитанию младенцев.

Дидилия изображалась молодой, прекрасной, цветущей женщиной, увенчанной драгоценными камнями. Такая статуя украшала ее храм в Киеве. Один кулак у нее был сжат, что знаменовало трудности родов, а другой разжат: это означало благополучное разрешение. Богине жертвовали цветы, плоды и новорожденных ягнят, телят, поросят. По прошествии какого-то времени их отдавали бедным. [Пара/ипостась Дида?]

Золотая Баба — покровительница повитух и домашнего очага

Золотая Баба — одна из самых древних славянских богинь. Ее культ со временем сильно менялся, но сущность ее почитания сохранялась во многих вариантах, поскольку ее сфера находится в основе всей жизни человечества. Это богиня тишины и покоя, домашнего благополучия, покровительница повитух, повивальных бабок, помогающих женщинам разрешиться от бремени, а также и всех женщин — созидательниц, тружениц, хранительниц счастья.

Ее изображала статуя в виде красивой, сильной женщины. Она держала на руках одного ребенка, а другого вела за руку. Статуя стояла в храме. Почтение к богине было так велико, что никто не осмеливался пройти мимо статуи, не принеся хоть малой жертвы. Ей кланялись в землю и тем надеялись ее умилостивить. Вообще же в жертву ей приносили соболей да куниц, одевали ее в их шкуры. Даже чужестранцы, верившие в иных богов, не скупились для нее на золото, серебро и меха, ибо не принесший жертвы Золотой Бабе непременно должен был заблудиться в пути.

Ее атрибутами, в частности, были гусли и другие музыкальные инструменты, от которых постоянно слышались звуки, нежные и тихие, или погромче и увереннее. По этим звукам можно было предсказывать будущее. Таким образом эту богиню можно считать пророчицей. [Богиня судьбы Макошь?]

Видео:Славление МакошиСкачать

Славление Макоши

Параскева Пятница — христианский образ Макоши

Пятница — продолжение главного женского божества славянского пантеона — Мокоши. Позднее культ Пятницы соединился с христианским культом святой Параскевы-Пятницы у восточных славян и сохранил некоторые черты исходного языческого образа в народной демонологии. У восточных славян Пятница — персонифицированное представление нечётного дня недели, следующего за чётным днём, четвергом, посвящённым различным ипостасям громовержца Перуна.

В паре Четверг [день Зевса-Тора-Перуна] — Пятница [день Геры?-Фрайды-Макоши], воспроизводящей более древнюю Перун — Мокошь, особенно ясна взаимная связь противопоставлений чёт — нечет и мужской — женский.

Пятница иначе называлась льняницей (покровительницей пряжи и льна, который женщины начинали мять с 28 октября старого стиля, т.е., 14 октября нового стиля — дня, посвящённого Пятнице), «бабьей святой», занимающейся повоем. В день Пятницы запрещено прясть, по пятницам нельзя купать детей, кто не постится в святую пятницу, может утонуть. В случае нарушения запретов она может покарать болезнями глаз и другими бедами. Пятница являлась покровительницей убогих и нищих во всей Древней Руси.

Стоит отметить и тот неопровержимый факт, что после христианизации образ Макоши был перенесён на христианскую святую Параскеву Пятницу или Параскеву Пьняниху. День Макоши всегда считался пятницей, поэтому и Параскева зовётся Пятницей; Пьняниха или Льяниха — прядущая лён, так же относится к образу Макоши. Параскева, в переводе с греческого, означает — «пятница». Может быть, ещё и по этой причине, славяне, которые ещё не утратили связи с языческими богами, увидели в этом имени что-то очень схожее с Макошью и все черты, что были присущи языческой богине, перенесли под давлением церкви на христианскую святую, сделав таким образом своеобразную «рокировку». Некоторые старинные церкви, которые относятся к Параскеве Пятнице, стоят на месте бывших капищ, посвященных Макоши. Связь Макоши с днём пятницы доказывает множество различных свидетельств, начиная от традиции проводить ритуалы по пятницам в честь этой богини, различных пятничных запретов и заканчивая схожестью тождественных Макоши богинь в других традициях. К примеру, германская Фрейя, которая очень схожа с нашей Макошью, имеет прямую связь с названием пятницы — Freitag.

Христианская Параскева Пятница, которая так схожа с Макошью и носит её черты, лишь только на словах остаётся христианской святой. Например, даже сейчас часовни, иконы и различные статуи, которые посвящены этой святой, ставят вблизи рек и водоёмов, что делали и наши предки относительно идолов Макоши. Параскеву также называют покровительницей женщин или «бабьей святой», «бабьей заступницей», что ещё раз доказывает, что именно в нашей культуре образ той изначальной Параскевы практически полностью изменился. От той самой Параскевы из Турции (города Конья) ничего не осталось, а на деле, народ просто стал называть Макошь другим именем, дабы не прогневать довлеющую длань карающей церкви. Если в начале прошлого тысячелетия, христианские деятели ещё пытались как-то бороться с традициями, которые загадочным образом перенеслись с Макоши на Параскеву — пятничные обряды, моление о дожде и так далее, то впоследствии церковь с этим как будто смирилась, и до сих пор христиане, даже такие, которые с большим негативом относятся к язычеству, почитают не настоящую святую Параскеву, а богиню Макошь, которую переименовали в Параскеву.

Пятница так же, как и её языческая предшественница, считается портнихой, которая покровительствует девушкам занятым ручным трудом. Здесь также бытует поверие, что Пятница запрещает всем женщинам работать в этот день, заниматься каким-либо рукоделием. Считается, что Параскева-Пятница стала особенно популярной в XII-XIII веках, когда уже вовсю процветало христианство. В христианское время люди продолжали молить Параскеву, видя в её образе ту самую архаичную Макошь, о покровительстве в рукоделии, судьбе, а также о дожде. Для Параскевы устраивали молебны у колодцев и источников, что указывает на прямую связь с древними обрядами, посвящёнными этой богине. Ещё одним интересным сопоставлением «старой» и «новой» богини стали представления о том, что иконы Параскевы чудесным образом появляются возле водоёмов или прямо в воде водоёмов, что также является отголоском древних языческих мифов и преданий. В первое время после христианизации, когда языческие обычаи оставались ещё очень сильны, люди приносили в церкви к иконам Параскевы различные плоды (рог изобилия является одним из атрибутов Макоши), лён, оставляли первый сжатый сноп на поле и так далее. Для того, чтобы Макошь-Параскева подарила хороший урожай плодовых деревьев, в деревнях до сих пор кладут под икону этой святой плоды и держат их там до следующего года. Из всех этих и многих других свидетельств мы можем понять, что люди, принимая новую религию, ни за что не хотели расставаться со своими Богами.

Пятница, она же Макошь, считалась и покровительницей торговли. К этому выводу исследователи пришли, судя по многочисленным названиям, среди которых:

  1. церковь Пятницы на Торгу в Великом Новгороде, построенная в 1207 году;
  2. церковь Пятницы на Торгу в Чернигове XII и XIII вв.;
  3. церковь Пятницы в Охотном ряду в Москве и так далее.

Кроме того, издревле днём торговли, базаров, ярмарок всегда считалась пятница. Само же имя «Мокошь» после христианизации не забылось, а перешло на домашнего божка (как и в случае с Родом, который после крещения Руси из всемогущего создателя превратился в домового). Мокоша представлялась теперь как домовой дух женского рода с большой головой и длинными руками. Сложились предания, что домовой дух Мокоша прядёт по ночам, пока все спят и если оставить неубранной кудель, то Мокоша может её испортить.

🎦 Видео

Богиня Макошь - повелительница судьбы / МИФЫ СЛАВЯНСкачать

Богиня Макошь - повелительница судьбы / МИФЫ СЛАВЯН

Богиня Макошь. #макошь_теорияСкачать

Богиня Макошь. #макошь_теория

Какие знаки посылает вам Богиня Макошь?Скачать

Какие знаки посылает вам Богиня Макошь?

ДНИ БОГИНИ МАКОШЬСкачать

ДНИ БОГИНИ МАКОШЬ
Поделиться или сохранить к себе: