- Женни фон Вестфален: биография, факты из жизни
- Происхождение Женни фон Вестфален
- Первая красавица
- Знакомство с Карлом Марксом
- Тернистый путь к свадьбе
- Первые звоночки
- Подруга изгнанника
- Заложница финансовых тягот
- Многострадальная мать
- Обманутая жена
- Литературная наставница
- Последние годы жизни
- Отношения любви
- Словари
- 📺 Видео
Видео:Война и мир с Леваном Пирвели: главный удар Запада: "На восток!" Судьба Кавказа и Украины. 31.01.24Скачать
Женни фон Вестфален: биография, факты из жизни
В силу своего происхождения эта женщина могла бы блистать в высшем обществе и вести роскошное, беззаботное существование. Но Женни фон Вестфален, интересные факты о которой представлены в этой статье, выбрала совсем другую жизнь. Полную страданий, лишений и трудностей. Именно такая судьба, увы, была уготована супруге великого теоретика коммунизма Карла Маркса.
Видео:Фельдмаршал Кейтель умирал на виселице 24 минутыСкачать
Происхождение Женни фон Вестфален
В один прекрасный зимний день в богатой семье немецких аристократов родилась девочка по имени Женни. Полное имя – Иоганна Берта Юлия Женни фон Вестфален. Дата рождения ее – двенадцатого февраля 1814 года.
Отец малышки носил титул барона и состоял на чиновничьей службе, где занимал достаточно высокий пост. Его предками были прусские аристократы – в частности дедушка Женни по отцовской линии служил советником, секретарем, а затем и фельдмаршалом при герцоге Фердинанде Брауншвейгском. А бабушка являлась продолжательницей знатного дворянского рода Шотландии. Мать Женни фон Вестфален тоже была потомственной дворянкой, но более скромного происхождения.
Старший брат будущей супруги Маркса дослужился до министерского титула. Скорее всего, девочку тоже бы ожидало блестящее будущее. Но все сложилось так, как сложилось…
Видео:Что происходит с Би-2. Надеждин сдал подписи. Первый обмен пленными после крушения Ил-76Скачать
Первая красавица
Знатные родители Женни постарались дать дочери хорошее образование. Помимо ума и способностей к наукам, девушка обладала яркой внешностью и слыла первой красавицей балов старинного городка Трир, где проходили ее детство и юность.
Женни фон Вестфален, фото которой сохранились до наших дней, действительно выглядела очень хорошо. Ее лицо было запоминающимся и выделялось из сотен других.
Поэтому неудивительно, что вокруг богатой наследницы и царицы балов постоянно вились поклонники. С одним из них – лейтенантом Карлом фон Панвицем – юная барышня в возрасте семнадцати лет даже успела заключить помолвку. Но этот союз так и не стал брачным. Спустя шесть месяцев после заключения помолвка была расторгнута.
Видео:Майкл Бьюрри предрекает самое страшное падение 21 векаСкачать
Знакомство с Карлом Марксом
Женни фон Вестфален и Карл Маркс познакомились, еще будучи детьми. Их отцы, несмотря на разное положение на общественной лестнице, дружили. Иоганн Людвиг фон Вестфален вообще был либеральным человеком, к тому же очень хорошо образованным. И до какой-то степени предрассудки ему были чужды. В возрасте двенадцати лет Карл начинает посещать гимназию вместе с братом Женни и постоянно приходит в дом семьи фон Вестфален поиграть.
Позже Маркс говорил, что никогда не представлял себе и не хотел другой жены, кроме Женни фон Вестфален. Совсем ребенком он влюбился в цветущую девушку (она была старше на четыре года) без памяти. А когда подрос, возлюбленная ответила ему взаимностью.
Помолвка семнадцатилетнего Карла и Женни, которой на тот момент исполнился двадцать один год, наверняка повергла бы в шок родителей невесты и весь высший свет Трира. Но о ней практически никто не знал – молодые люди держали свои отношения в тайне. Только отец и сестра Маркса, да еще подружка Женни, были посвящены. Почти сразу же после обручения Карл уехал учиться. А Женни осталась его ждать.
Видео:Валерий Соловей. Что будет с Ютубом? Улицкая, Акунин, Быков - зачем? Надеждин. Все про Ил-76.Скачать
Тернистый путь к свадьбе
Находясь друг от друга вдали, молодые люди вели пылкую переписку и мечтали о том дне, когда смогут, наконец, быть вместе. Маркс уже тогда начал свою политическую деятельность, и его считали неблагонадежным студентом. В результате гонений юноше пришлось сменить несколько университетов.
Эти проблемы не вытеснили из головы образ возлюбленной, и спустя два года после помолвки Карл сделал Женни предложение, на которое семья девушки ответила отказом. Да и родные жениха не приветствовали этот союз, так как невеста была старше.
После смерти отца Карла отношения между двумя семьями совсем разладились и постепенно сошли на нет. Но это никак не сказалось на любви юного Маркса и Женни фон Вестфален. Они продолжали мечтать о свадьбе.
Окончив университет и получив докторскую степень в 1841 году, Маркс рассчитывал, что его оставят в стенах учебного заведения, где он сможет получить место профессора. Но репутация носителя сомнительных идей перечеркнула эти ожидания. В должности Карлу было отказано, и он ничего не мог предложить своей будущей жене. А значит, свадьбу снова пришлось отложить.
27-летняя Женни, которую уже все называли старой девой, была в отчаянии. А Карла пилила его мать, упрекая в разгильдяйстве и заставляя искать теплое место под солнцем.
Но и эти трудности не разлучили влюбленных. Они все-таки поженились, наперекор всему и всем. Женни фон Вестфален на тот момент было двадцать девять лет. Свадебное путешествие по Рейну молодоженам обеспечила мать невесты. У них самих денег на тот момент не было. Впрочем, их не было никогда…
Видео:Мощнейшая техника Карла Юнга по работе с бессознательным - Активное воображениеСкачать
Первые звоночки
Уже в первые месяцы после свадьбы Женни поняла, за какого человека вышла замуж. Он не стремился найти простую, но стабильную работу. В его голове всегда было множество идей, половина из которых выглядела фантастикой. Маркс постоянно пропадал в каких-то кружках, вел какие-то диспуты, что-то писал… Забывая пообедать и заработать на обед.
Видя такое положение дел, мать Карла пригрозила сыну, что тот не получит своей доли отцовского наследства. И молодой Маркс обратился в суд. Фемида оказалась на стороне наследника, Карл получил достаточно круглую сумму, которая могла бы дать им с Женни финансовую независимость. Но… Эти деньги улетучились моментально. Ведь экономностью автор «Капитала» похвастать не мог никогда.
Видео:Мария Луиза Вон Франц Подчинённая функция. Глава 1: Общая характеристика. | Виктор ОгневСкачать
Подруга изгнанника
Но это были еще цветочки. Дальше жизнь продолжательницы знатного рода фон Вестфален дала еще больший крен. Ее супруга уволили из газеты, куда он было устроился, а потом и вовсе начали преследовать. Большую часть времени чета Марксов должна была проводить в изгнании. Сначала была Франция: Париж… Затем Бельгия. Потом снова Париж. И итоге – Лондон. Приказывая Марксу покинуть Брюссель, власти дали ему на это всего 48 часов, и семья была вынуждена бросить насиженный угол и ехать фактически без багажа. А бывало, Карл уезжал один, а Женни оставалась, чтобы уладить бытовые вопросы.
Быт вообще тяжким бременем лег исключительно на ее хрупкие плечи. Она старалась помогать, чем могла, своему, далекому от рутины, поглощенному журналистикой и политикой, мужу. И позже друзья Маркса говорили, что если бы не Женни, он никогда не стал бы тем, кем стал.
А как все это выдерживала она? В постоянных переездах, беременея чуть ли не каждый год, с маленькими детьми и вечно без денег… Могла ли представить единственная дочь богачей, что будет мечтать о самом простом платье?
Видео:Игра на понижение - ипотечный пузырьСкачать
Заложница финансовых тягот
А материальное положение в семье, действительно, было просто катастрофическим. Неделями Женни фон Вестфален и Карл Маркс вместе с детьми сидели на хлебе, воде и картошке. Над ними висела реальная угроза голода и бездомности. Своего жилья не было – углы снимали. Ежедневно многодетная мать должна была сражаться с тучей кредиторов и выпрашивать у булочника дать хлеба в долг в последний раз… В ломбард Женни отнесла все – фамильные украшения, ценные вещи, одежду. Однажды даже единственная юбка матери семейства стала добычей ростовщика.
Особенно тяжело стало, когда Маркс попал в Брюссельскую тюрьму, и нужно было носить ему передачки. А ведь на Женни были еще и дети! Которые хотели кушать. Которые болели…
Видео:Как отработала год во главе Еврокомиссии фон дер Ляйен?Скачать
Многострадальная мать
В истории жизни Женни фон Вестфален дети – трагическая страница. За тринадцать лет (с 1844 по 1857) чета Марксов становилась родителями семь раз. Но за рождениями следовали смерти. Отсутствие лекарств и нормальной еды оказались роковыми для этой семьи. Сын Эдгар умер в 8-летнем возрасте; второму мальчику — Генри — на момент смерти не исполнилось и года; в годовалом возрасте угасла и малышка Френсис; а последний сынок покинул этот мир еще до того как ему дали имя.
Дети болели, а родители ничем не могли им помочь. Не то, что вызвать хорошего доктора – даже тарелку сытного супа дать не имели возможности. А когда умерла маленькая Френсис, у мамы с папой не было средств, чтобы ее похоронить. И гробик делали в долг.
Только трое детей Карла и Женни достигли взрослого возраста – это дочери Лаура, Элеонора и Женни, названная в честь матери. Да и то… Элеонора свела счеты с жизнью в возрасте 43-х лет, а Женни на момент самоубийства было 39.
Видео:Минобороны Германии впервые в истории возглавит мать семерых детейСкачать
Обманутая жена
Женни фон Вестфален, интересные факты из жизни которой стали достоянием широкой общественности не так давно, пережила не только смерть детей, но и супружескую измену. Порой женщине казалось, что на ее голову свалились все несчастья мира.
Еще на заре семейной жизни в доме Марксов поселилась одиннадцатилетняя девочка Ленхен, взявшая на себя заботу о доме, а затем и о детях четы. Со временем домработница стала лучшей подругой Женни. Маркс же любил играть с ней в шахматы.
Когда Ленхен исполнилось семнадцать, между нею и хозяином дома возникла любовная связь, результатом которой стал мальчик по имени Фредди.
Карл тщательно скрывал от супруги свою тайную жизнь. И даже попросил друга Энгельса прикрыть его. Все вокруг считали, что Фредди – именно его сын, а Ленхен – его гражданская жена. Скорее всего, Женни обо всем догадывалась. Но виду не подавала.
Кстати, этот случай не был единственным. Биографы пишут, что уже в достаточно зрелом возрасте Маркс закрутил роман со своей племянницей, которая была младше его на 19 лет.
Видео:Минобороны ФРГ снова возглавила женщинаСкачать
Литературная наставница
Но, несмотря на все испытания, Женни фон Вестфален, биография которой началась в семье аристократов, держалась стойко. И до последнего вздоха любила своего мужа, помогая ему во всем.
Роль Женни в его журналистском и писательском успехе неоценима, так как прекрасно образованная женщина фактически являлась литературным редактором и наставницей супруга. Женни прочитывала все работы Маркса, делала замечания и правки, а также переписывала каракули мужа нормальным почерком. Иначе издатели отказывались их брать. У супруги Маркса был настоящий литературный талант, сослуживший прекрасную службу классику.
Видео:Главой Еврокомиссии стала Урсула фон дер ЛяйенСкачать
Последние годы жизни
Только уже почти на самом финише Женни выпала возможность хоть немного реализовать свой писательский талант. Она занялась журналистикой, освещая культурную жизнь Лондона. Читателям нравилось острое словцо госпожи Маркс.
Жаль, что творческий полет прервался так рано… В 1878 году у женщины обнаружили рак печени, а в 1881-м закончилась биография Женни фон Вестфален. Фото последних лет красноречиво говорят о том, что жизнь изрядно потрепала дочь аристократов. Именно лишения и переживания, вероятнее всего, стали причиной такой страшной болезни.
И, тем не менее, стойкая Женни не жалела ни о чем. Последними словами ее стали слова о любви к мужу. А он был просто раздавлен горем и до конца дней своих носил в кармане пиджака фото своей жены, которую пережил всего на два года. Прах супругов, прошедших тернистый, но полный страстной любви путь, покоится в одной могиле. И… здесь же похоронена их служанка Ленхен Демут.
Видео:Министерство обороны Германии возглавила женщинаСкачать
Отношения любви
Женни Маркс и Карл Маркс
Лживый и пустой мир составляет себе ложное и поверхностное представление о людях. Кто из моих многочисленных клеветников и злоязычных врагов попрекнул меня когда-нибудь тем, что я гожусь на роль первого любовника во второразрядном театре? А ведь это так. Найдись у этих негодяев хоть капля юмора, они намалевали бы «отношения производства и обмена» на одной стороне и меня у твоих ног — на другой. Взгляните-ка на эту и на ту картину, гласила бы их подпись. Но негодяи эти глупы и останутся глупцами in seculum seculorum.
Карл Маркс. Письмо к Женни Маркс в Трир. Манчестер, 21 июля 1856 г.
12 февраля исполнилось 200 лет со дня рождения Иоганны Берты Юлии Женни фон Вестфален и 170 лет и 8 месяцев с того дня, как она вступила в брак с Карлом Марксом, доктором философии. 12 июля 1843 года в Крейцнахе ими был заключен брачный контракт. Они прожили вместе 38 лет, 4 месяца и 20 дней до смерти Женни 2 декабря 1881 года.
Женни фон Вестфален родилась в Зальцведеле в семье тайного советника барона Людвига фон Вестфалена. По рождению она принадлежала к кругам высшей прусской аристократии. Дети ее отца от первого брака были ярыми сторонниками реакции. Брат Фердинанд прославился как один из инициаторов жестких анти-демократических мер, как их последовательный проводник на посту министра внутренних дел Пруссии. Правда, Людвиг фон Вестфален во втором браке с матерью Женни, Каролиной Гейбель, придерживался скорее бюргерского, чем аристократического уклада, много занимался образованием своих младших детей (от второго брака), привил им любовь к античности, к истории и литературе, к Шекспиру. Сам он свободно говорил на греческом, латинском, английском, французском и испанском языках, много читал, любил стихи.
Отец Женни был близок с Генрихом Марксом, отцом Карла, обе семьи принадлежали к небольшой евангелической общине Трира.
В дружеском детском кружке — Карл, Женни, ее брат Эдгар, сестры Маркса — будущий основоположник самой передовой социальной теории был бесспорным лидером и даже тираном. Он гонял своих сестер в качестве «лошадок», заставлял девочек есть «пирожки», которые делал из песка и грязи. Но вся компания его обожала за юмор, дерзость, очевидную внутреннюю силу. Недюжинная это была сила, если Маркс еще гимназистом мог покорить одну из первых красавиц Трира. А ведь Женни начала бывать в свете, пленять молодых людей, когда ее будущему избраннику было всего 12 лет! Их тайная помолвка состоялась в 1836 году, когда Карлу было 18, а Женни — 22 года. Они ждали свадьбы семь лет.
Женни с юности ненавидела мещанскую пошлость и ограниченность, впитывала в себя свободолюбивый дух бесед Карла с Людвигом фон Вестфаленом и Генрихом Марксом.
Женни многому училась под влиянием мужа. По переписке видно, что она старалась вникать в то, что его интересовало, развивала свой ум, совершенствовала образование: «Ты бы мог похвалить меня за мой греческий… Сегодня утром я уже проштудировала… три статьи о Гегеле и сообщение о выходе в свет книги Бруно». Это были не вынужденные попытки «соответствовать», не женские уловки, а здоровая тяга человека, воспитанного в гуманистическом духе, к знаниям и критическому осмыслению окружающей жизни. Но эта тяга была освещена любовью, страсть к познанию продолжала страсть Женни к Карлу и вновь продолжалась в ее любви к нему. Так через любовь она пришла к пониманию революции, а в совместной революционной работе выросла, окрепла и возмужала ее любовь к мужу — преданная, самоотверженная, деятельная.
Уж чего-чего, а «ждать, надеяться, терпеть и страдать» Женни Маркс приходилось немало.
«Я опишу Вам без прикрас только один день нашей жизни, и Вы увидите, что, пожалуй, только немногие эмигранты испытали нечто подобное» 5 , — пишет Женни Иосифу Вейдемейру из Лондона. Дальше идет почти спокойное, хронологически точное описание событий одного лишь дня безденежных эмигрантов: болезни, нужда, хлопоты о деньгах, страдания детей, которых невозможно окружить необходимыми им удобствами. Женни признается, что сердце ее переполнено горем, ей необходимо поделиться со старым другом, хотя она и сознает нескромность (!) такого желания. Она в отчаянии, но в то же время пишет другу о своем редком счастье. «Не думайте, что эти страдания из-за мелочей меня сломали. Я слишком хорошо знаю, что мы не одиноки в нашей борьбе, и ко мне судьба еще милостива, — я принадлежу к немногим счастливицам, потому что рядом со мной мой дорогой муж, опора моей жизни». Все письмо — о страданиях детей и ее дорогого мужа, именно из-за этого разрывается ее сердце. И так всегда. «Если бы я не знала, что ты в хороших условиях, то я чувствовала бы себя совсем покинутой, именно в эти рождественские дни, когда «home and family» являются девизом дня. Так, для меня утешением является по крайней мере то, что за тобой, учитывая твои страдания, бережно ухаживают, и это мне очень помогло многое пережить», — пишет Женни мужу в Голландию в начале 1864 года 6 .
Этот мотив — «я счастлива тем, что у тебя все хорошо» или «я больше всего страдаю из-за моего дорого мужа и детей» — слышен во всех письмах Женни Маркс. Письма Маркса к жене проникнуты любовью, страстью, восхищением. Письма Женни полны любви, нежности и заботы. И вся их переписка пронизана доверием друг к другу, непоколебимой надеждой на полное взаимное понимание и поддержку. Но она полна и обсуждения мельчайших деталей не только семейных дел, но и борьбы, которая занимала Маркса целиком, теоретических и практических вопросов, связанных с делом его жизни — «работой для человечества» (любимое выражение Маркса). Поразительно, насколько хорошо Женни разбиралась во всех тонкостях партийной работы, как много она цитировала, насколько художественны и красивы ее письма. И очень дипломатичны порой — Женни вела обширную переписку, она поддерживала связь со многими соратниками мужа, его часто просто физически не хватало на это. Она многократно переписывала для публикации статьи Маркса.
Женни Маркс умела много чего, кроме «вязания чулок», хотя бытом ей приходилось заниматься намного больше мужа. Но от неустроенности этого быта они страдали не просто вместе, они страдали сообща — не за себя, за своих детей. Из восьми рожденных в их браке детей один умер при рождении, Генрих Гвидо и Франциска — возрасте от года до двух, самый любимый сын — Эдгар — восьми лет от роду. Дочери — Женни, Лаура и Элеонора — продолжили дело родителей, вместе с мужьями работали для человечества.
Я бы не стала трактовать чувство Женни к мужу как самоотречение, как бесконечную жертвенность. Это была в полном смысле совместная жизнь, в которой оба делали то, что считали своим долгом, но не навязанным условностями или внешним давлением, а подсказанным сердцем и растревоженной совестью. И если каждый из них и жалел о чем-то, то только о том, что другому выпадает слишком много страданий.
Переписка Маркса с женой показывает, что они жили по-настоящему одной жизнью, каждый из них был продолжением другого.
Такое признание спустя 13 лет брака, после множества потерь, разочарований, неурядиц и страданий не может быть продиктовано слепой, не рассуждающей любовью к некоему образу, «идеалу», «Прекрасной даме». Это любовь к женщине, с которой жизнь не просто проживается, но и создается совместными усилиями, в общих размышлениях и переживаниях. И быть такой женщиной — это работа потруднее многих, она не знает выходных и праздников, она не приносит вознаграждения. Кроме одного — восторженной любви на всю жизнь, поклонения великого человека и возможности делать вместе с ним бесконечно трудное и бесконечно прекрасное дело.
И Маркс, и его жена вместе «работали» для человечества», каждый на своем месте и по мере сил. Маркс в своих трудах раскрыл сущность «отношений производства и обмена», тайны исторического процесса, капитала и капитализма. Его жена своей жизнью продемонстрировала подлинно человеческое содержание не менее сложных отношений — отношений любви. Она нашла алгоритм партнерства между мужчиной и женщиной, из которого никогда не уходит взаимная нежность и восхищение. Не думаю, что можно однозначно решить, какое из этих открытий значительнее. Величие души Женни Маркс стало органической частью величия ее мужа, сохраняя свое самостоятельное уникальное бытие.
Видео:Лекторий «Мнемозина» | «Грех» Франца Фон Штука: инфернальная женщинаСкачать
Словари
Маркс Карл (Marx) (1818-1883), мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма. В 1835-1841 учился на юридическом факультете университетов в Бонне и Берлине. С 1843 в Париже. Участвовал в работе международной организации «Союз коммунистов» и вместе с Ф. Энгельсом написал её программу — «Манифест Коммунистической партии» (1848). С августа 1849 в Лондоне. Организатор и лидер 1-го Интернационала (1846-1876). В 1867 вышел главный труд Маркса — «Капитал» (т. 1; последующие тома подготовлены к изданию Энгельсом: т. 2, 1885; т. 3, 1894). Другие труды: «Немецкая идеология» (1845-1846, издана в 1924-1932, совместно с Энгельсом), «Нищета философии» (1847), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852), «Гражданская война во Франции» (1871), «Критика Готской программы» (1875).
Маркс разработал принципы материалистического понимания истории (исторический материализм); выдвинул положение о неизбежности гибели капитализма и перехода к коммунизму в результате пролетарской революции; утверждал необходимость ликвидации частной собственности, парламентских институтов и разделения властей. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и политическую практику конца XIX-XX вв.
МАРКС Карл — МАРКС (Marx) Карл (1818-83), мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма (см. МАРКСИЗМ). Родился в г. Трир (Германия) в семье адвоката. В 1835-41 учился на юридическом факультете Боннского, затем Берлинского университета. С 1842 редактор демократической «Рейнской газеты». В 1843 переехал в Париж, где познакомился с представителями социалистического и демократического движения в 1844 началась дружба Маркса с Ф. Энгельсом (см. ЭНГЕЛЬС Фридрих). В 1845 Маркс переехал в Брюссель. В период революционных событий в Европе 1848-49 активно участвовал в работе международной организации «Союз коммунистов» и вместе с Энгельсом написал ее программу «Манифест Коммунистической партии» (1848). В июне 1848 — мае 1849 Маркс и Энгельс издавали в Кельне «Новую Рейнскую газету» (Маркс — главный редактор). После поражения революции Маркс выехал в Париж, а в августе 1849 переехал в Лондон, где прожил до конца жизни. Теоретическую и общественную деятельность продолжал благодаря материальной помощи Энгельса. Маркс был организатором и лидером 1-го Интернационала (1864-76). В 1867 вышел главный труд Маркса — «Капитал» (т. 1); работу над следующими томами Маркс не завершил, их подготовил к изданию Энгельс (т. 2, 1885; т. 3, 1894). В последние годы жизни Маркс активно участвовал в формировании пролетарских партий. В середине 40-х гг. произошел переход Маркса от идеализма (см. ИДЕАЛИЗМ) и революционного демократизма к материализму (см. МАТЕРИАЛИЗМ) и коммунизму (см. КОММУНИЗМ). Маркс разработал принципы материалистического понимания истории (исторический материализм (см. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ)), теорию прибавочной стоимости (см. ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ), исследовал развитие капитализма (см. КАПИТАЛИЗМ) и выдвинул положение о неизбежности его гибели и перехода к коммунизму в результате пролетарской революции (см. РЕВОЛЮЦИЯ). Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и историю общества в кон. 19-20 в. Основные труды: «Экономическо-философские рукописи» (1844); «К критике гегелевской философии права» (1844); «Святое семейство» (1845), «Немецкая идеология» (1845-46), обе совместно с Ф. Энгельсом; «Нищета философии» (1847); «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» (1850); «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852); «Гражданская война во Франции» (1871); «Критика Готской программы» (1875).
Маркс был организатором и вождем основанного 28 сентября 1864 в Лондоне 1-го Интернационала (см. ИНТЕРНАЦИОНАЛ 1-й). Маркс стремился объединить рабочее движение разных стран, вел решительную борьбу против прудонистов (см. ПРУДОНИЗМ), лассальянцев, бакунистов (см. БАКУНИЗМ). В 1867 был опубликован 1-й том «Капитала» — основного труда Маркса, в котором дан анализ развития капитализма и его исторических пределов. Работу над 2-м и 3-м томами «Капитала» Маркс не закончил. Их подготовил к изданию Энгельс. В написанной в 1875 «Критике Готской программы» Маркс подверг критике ошибки руководителей германской социал-демократии, разработал вопрос о двух фазах коммунизма. После роспуска 1-го Интернационала (1876) Маркс выдвинул в качестве основной политической задачи создание пролетарских партий в отдельных странах.
Продолжателем дела Маркса и Энгельса явился В. И. Ленин, развивший марксистское учение в новых исторических условиях.
МАРКС (Marx) Карл Генрих (5 мая 1818, Трир — 14 марта 1883, Лондон), немецкий экономист, философ и политический мыслитель, создатель (наряду с Фридрихом Энгельсом (см. ЭНГЕЛЬС Фридрих)) марксизма. (см. МАРКСИЗМ)
Жизнь ученого и революционера
Родился в семье адвоката. Его отец, Генрих (Гиршель) Маркс, и мать, Генриетта Пресбург (Пресборк), происходили из родов раввинов. В 1824 семья приняла лютеранское вероисповедание. Отец Маркса был широко образованным человеком, на его мировоззрение большое влияние оказали идеи Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)) и философия Канта. (см. КАНТ Иммануил) Особую роль в формировании юного Карла Маркса сыграл Людвиг фон Вестфален, который привил ему любовь к античности, Шекспиру и романтизму, познакомил с сен-симонизмом (см. СЕН-СИМОН Клод Анри де Рувруа). В 1835 после окончания Трирской гимназии Маркс стал студентом сначала Боннского, потом Берлинского университета, где изучал преимущественно философию и историю. Пережив увлечение философией Канта и философией Фихте (см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб), Маркс стал горячим приверженцем системы Гегеля. (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих)
В апреле 1842 Маркс получил степень доктора философии за диссертацию о различиях между натурфилософией Демокрита (см. ДЕМОКРИТ) и натурфилософией Эпикура (см. ЭПИКУР) (посвящена Людвигу фон Вестфалену). В 1842-43 Маркс работал в «Рейнской газете», в своих статьях критиковал порядки прусского государства. В 1843 Маркс женился на дочери Людвига фон Вестфалена Женни. Помимо гегелевской философии, молодой Маркс испытал сильное идейное воздействие философии Фейербаха (см. ФЕЙЕРБАХ Людвиг), экономических теорий Адама Смита (см. СМИТ Адам) и Давида Рикардо (см. РИКАРДО Дэвид) и распространенных в то время социалистических учений Сен-Симона, Фурье, Оуэна (см. ОУЭН Роберт), Кабе (см. КАБЕ Этьен), Дезами (см. ДЕЗАМИ Теодор), Вейтлинга (см. ВЕЙТЛИНГ Вильгельм) и др.
В 1844 началась дружба Маркса и Энгельса (см. ЭНГЕЛЬС Фридрих), которая продолжалась в течение почти 40 лет. В этом дуэте Маркс, бесспорно, играл роль первой скрипки; именно ему принадлежало открытие материалистического понимания истории и теории прибавочной стоимости. Однако без материальной помощи Энгельса (занимавшегося коммерцией), а также его духовной и творческой поддержки Марксу не удалось бы осуществить свои научные исследования. В 1847 в Брюсселе Маркс и Энгельс вошли в «Союз справедливых» (был преобразован в «Союз коммунистов (см. СОЮЗ КОММУНИСТОВ)»), во время революции в Германии 1848-1849 редактировали «Новую рейнскую газету» (см. НОВАЯ РЕЙНСКАЯ ГАЗЕТА). После поражения революции оба оказались в эмиграции в Англии.
В 1850-х гг. Маркс приступил к систематической разработке своей экономической теории, интенсивно занимался в библиотеке Британского музея. Наряду с изучением политической экономии (см. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ), социальной философии, права и других социальных наук, Маркс осваивал огромный фактический материал различных научных дисциплин (вплоть до математики, агрохимии и минералогии).
В 1864 в Лондоне Маркс и Энгельс учредили первый Интернационал (см. ИНТЕРНАЦИОНАЛ 1-й) (международное товарищество рабочих), секции которого были образованы в большинстве стран Европы и в США (распущен в 1876).
Маркс умер 14 марта 1883 и был похоронен на Хайгетском кладбище в Лондоне.
Экономической теории капитализма Маркс посвятил большую часть своей жизни; она является наиболее разработанной и законченной частью марксизма.
Первый том «Капитала» вышел в свет в мае 1867. Маркс не успел завершить и подготовить к публикации второй и третий тома; они были опубликованы уже после его смерти под редакцией Энгельса (в 1885 и 1894). В состав «Капитала» в качестве четвертого тома включают также рукописи «Теории прибавочной стоимости» (1861-63), посвященные критике буржуазной политэкономии. В качестве подготовительных ступеней к «Капиталу» можно рассматривать «Экономическо-философские рукописи 1844», «Экономические рукописи 1857-58 гг.», «Критику политической экономии» (1859) и «Экономические рукописи 1861-1863 гг.».
«Капитал» Маркса обладает четкой и строгой структурой, которая в усложненной и обогащенной форме воспроизводит гегелевскую логику (сам Маркс даже признавался, что «кокетничал характерной для Гегеля манерой выражения»). Первые три тома труда представляют собой объективную логику предмета (капитал как таковой), четвертый — субъективную логику (отражение капитала в обыденном и научном мышлении).
Первый том посвящен исследованию производства капитала, второй — обращения капитала, третий — формам единства производства и обращения.
Анализируя сферу обращения товара и денег, где господствует закон стоимости, Маркс обнаруживает нарушение этого закона, что выражается во всеобщей формуле капитала Д-Т-Д. Существует товар особого рода — рабочая сила (см. РАБОЧАЯ СИЛА), который, будучи потребляемым капиталом, вступая в соединение со средствами производства (см. СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА) (постоянный капитал), создает стоимость сверх того, во что она обходится (переменный капитал), т. е. прибавочную стоимость (см. ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ). Производство прибавочной стоимости составляет, по Марксу, тайну капиталистического производства. (Сам факт прибавочной стоимости был известен задолго до Маркса; особенностью же теории Маркса было систематическое выведение из него экономики буржуазного общества).
Прибавочная стоимость подразделяется на две формы — абсолютную и относительную. Первая производится при неизменных технических условиях труда посредством увеличения продолжительности рабочего дня, вторая — при неизменной продолжительности рабочего дня и совершенствующихся технических условиях труда, что характерно для зрелого капитализма.
Постоянное развитие средств производства приводит к обобществлению экономики, изменению соотношения постоянного и переменного капитала (органического строения капитала). С одной стороны, это ведет к падению нормы прибыли (см. НОРМА ПРИБЫЛИ) капитала и, следовательно, к периодическим экономическим кризисам (см. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС), с другой, — к усилению эксплуатации рабочего класса, росту безработицы (см. БЕЗРАБОТИЦА) и степени обездоленности трудящихся. Согласно мысли Маркса, капиталистическая экономика, развиваясь по своим имманентным законам, подрывает себя и подготовляет отмену частной собственности (см. ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ) и установление общественной.
Материалистическая диалектика (диалектический материализм)
Маркс специально не занимался традиционными философскими проблемами, однако его философия нашла выражение в таких работах, как «Святое семейство» (1845), «Тезисы о Фейербахе» (1845), «Экономические рукописи 1857-1858», «Капитал» и другие.
Вопросам философии больше внимания уделял Энгельс («Анти-Дюринг», 1876-78, рукопись «Диалектика природы», 1873-86, «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», 1886 и др.); можно полагать, что в основном позиции Маркса и Энгельса совпадали.
Согласно Энгельсу, «единство мира состоит в его материальности», движение — способ существования материи (см. МАТЕРИЯ). Он выделял пять форм движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная), а пространство и время рассматривал как формы существования материи. Материя на определенной (социальной) ступени своего развития порождает сознание (см. СОЗНАНИЕ). Развивающийся мир (природа (см. ПРИРОДА), общество (см. ОБЩЕСТВО), мышление (см. МЫШЛЕНИЕ)) наиболее адекватно отражается в законах (отрицания отрицания (см. ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН), взаимного перехода количественных изменений в качественные (см. ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ), единства и борьбы противоположностей (см. ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ)) и категориях (cущность и явление, форма и содержание, случайность и необходимость и др.) диалектического материализма материалистически переосмысленной диалектики Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих).
Материалистическое понимание истории (исторический материализм)
Материалистическое понимание истории впервые в систематической форме изложено в написанной совместно с Энгельсом работе «Немецкая идеология» (1845-1846). Социальная философия Маркса получила выражение в предисловии к «Критике политической экономии» (1859), в «Манифесте Коммунистической партии (1848)», «Нищете философии», «Капитале», а также в работах Энгельса «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) и других произведениях.
Согласно социальной философии марксизма, «не сознание людей определяет их бытие, а, напротив, их общественное бытие определяет их сознание». Основой общественной жизни является способ производства (см. СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА) (базис), представляющий собой единство производительных сил (см. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ) и производственных отношений (см. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ). Он обусловливает надстройку — сферы политики, права, морали, философии, религии и искусства, которые, в свою очередь, оказывают активное обратное воздействие на общественное бытие.
Источник общественного прогресса — диалектика (см. ДИАЛЕКТИКА) производительных сил и производственных отношений. При назревании противоречия (см. ПРОТИВОРЕЧИЕ) между производительными силами и производственными отношениями и обострении его выражения — классовой борьбы — наступает социальная революция, которая является средством перехода от одной ступени развития общества (формации (см. ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ)) к другой. Маркс выделял первобытную, античную (рабовладельческую), феодальную, буржуазную и коммунистическую формации. Последняя подразделяется на две стадии: низшую (социализм), при которой еще сохраняются черты предшествующей истории («предыстории»): разделение труда (см. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА), оплата по труду, государство (диктатура пролетариата (см. ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА)) и т.д. и высшую, или коммунизм (см. КОММУНИЗМ) в узком смысле, зрелый коммунизм («подлинная история»), при которой происходит полное преобразование человеческого общества.
Социально-политическая доктрина («научный коммунизм»)
Теория «научного коммунизма» изложена в совместной с Энгельсом работе «Манифест Коммунистической партии», а также в таких произведениях, как «Классовая борьба во Франции» (1852), письмо к Иосифу Вейдемейеру от 5 марта 1852, «Гражданская война во Франции» (1872), «Критика Готской программы» (1875) и др.
Концепцию классовой борьбы, которая впервые была открыта английскими экономистами и французскими историками, Маркс существенно переосмыслил и развил. Он усматривал в классовой борьбе, социальном конфликте основную движущую силу истории (за исключением первобытного общества) и выводил ее из развития способа производства.
Маркс полагал, что пролетариат осуществит социалистическую революцию, свергнет власть буржуазии и совершит экспроприацию капитала. Социалистическая революция охватит одновременно все развитые капиталистические страны. После этого должна быть установлена диктатура пролетариата, которая сохранится вплоть до возникновения бесклассового коммунистического общества.
Судьба идейного наследия Маркса
Прошедший после смерти Маркса век подтвердил правоту ряда его взглядов и вместе с тем показал необоснованность многих его прогнозов. Как и предвидел Маркс, научно-технический прогресс ныне непосредственно определяет все стороны промышленного производства, многократно усилилась концентрация хозяйственной жизни, капитал приобрел транснациональный характер, в орбиту мирового капиталистического рынка вовлечены едва ли не все страны.
Вместе с тем, во второй половине 20 века классовая борьба в развитых странах была смягчена благодаря взаимным уступкам и согласованию интересов рабочих и предпринимателей и приняла формы, которые предполагают соблюдение норм рыночного хозяйства и парламентской демократии. Однако в странах третьего мира проблемы войн, бедности, безработицы и отсталости по-прежнему носят острый характер.
Вопреки ожиданиям Маркса революция произошла не в развитых капиталистических странах, а в полуотсталой России. Позднее возникло сообщество социалистических стран, в которых были установлены тоталитарные или авторитарные политические режимы, демократия попрана, а личность почти целиком подчинена государству или коллективу, что абсолютно противоречило представлениям Маркса о будущем обществе.
Сложные пути развития человеческого общества в 20 веке с его многочисленными войнами и различного рода конфликтами высветили ряд недооцененных в марксовой теории общества факторов (прежде всего этнических, расовых, культурных, религиозных).
МАРКС Карл (Marx, Karl)
(1818-1883), наиболее значительный из всех социалистических мыслителей, создатель системы мысли, называемой марксизмом. Почти непризнанные при жизни, основные социальные и политические идеи Маркса получили широкое распространение после его смерти. Еще в конце 1980-х годов почти половина населения земного шара проживала в странах, режимы которых называли себя марксистскими. Карл Генрих Маркс родился 5 мая 1818 в семье среднего достатка в немецком городе Трире (в прирейнской Пруссии). Его предками по материнской и отцовской линии были целые поколения раввинов, его отец, хотя и был типичным рационалистом, согласился на крещение в евангелической церкви, чтобы не потерять должность (1824). Карл был крещен в шестилетнем возрасте. В 17 лет поступил в Боннский университет на юридический факультет и окунулся в атмосферу романтизма, особенно после помолвки с Женни фон Вестфален, отец которой, барон фон Вестфален, видный гражданин Трира, пробудил у Маркса интерес к литературе романтизма и утопическому социализму последователей Сен-Симона.
Спустя год отец Маркса направил его в более престижный Берлинский университет, где он проучился четыре года. В Берлине он оставил романтические взгляды и испытал влияние философии Г.В.Ф.Гегеля, а позднее Л.Фейербаха. Много времени Маркс проводил в компании левых гегельянцев во главе с Бруно Бауэром, стремившимся обратить мировоззрение Гегеля против религиозного, политического и философского status quo. Представив докторскую диссертацию о различии натурфилософии Демокрита и Эпикура, Маркс рассчитывал получить место преподавателя в университете (в 1841 он получил степень доктора в Йенском университете). Но когда Бауэра уволили за неортодоксию (1839), Маркс обратился к журналистике и сотрудничал в кельнской «Рейнской газете» («Rheinische Zeitung»), оппозиционном издании, основанном рейнскими промышленниками-либералами. Вскоре Маркс стал редактором газеты, однако в мае 1843 она была закрыта властями после публикации статьи о бедственном положении виноделов долины Мозеля, что заставило Маркса (по свидетельству Энгельса) от чистой политики перейти к изучению экономики и далее к социализму. Летом 1843 он женился на Женни фон Вестфален. В том же году Маркс написал большую работу с решительной критикой гегелевского оправдания современного немецкого государства. Не найдя работы в Германии, он решил эмигрировать в Париж. Этому способствовали интерес к проблемам социализма и перспектива издания журнала, соединяющего немецкую теорию с французскими политическими идеями («Немецко-французский ежегодник», «Deutsch-franzsische Jahrbcher»). Париж был идеальным местом для начинающего социалиста. Опубликовав две статьи, Маркс вскоре порвал с другом и соредактором журнала А.Руге, увлекшись коммунистическими идеями и общением с немецкими и французскими рабочими. За лето он написал несколько работ, известных как Экономическо-философские рукописи 1844 года (konomisch-philosophische Manuskripte aus dem Jahre 1844, опубл. в 1932). В сентябре того же года Маркс познакомился с Ф.Энгельсом, который благодаря отцу — компаньону в текстильной фирме в Манчестере — снабжал Маркса практическими сведениями о капиталистическом производстве и оказывал постоянную финансовую поддержку. Прочная дружба с Энгельсом согревала Маркса всю его жизнь. После высылки из Парижа осенью 1844 Маркс три года провел в Брюсселе и совместно с Энгельсом написал в 1844 изданное во Франкфурте-на-Майне Святое семейство (Die heilige Familie, 1845), содержавшее критику Б.Бауэра, и в 1845-1846 трактат Немецкая идеология (Die deutsche Ideologie, опубл. в 1932). В 1847 в Брюсселе вышла работа Маркса с критикой взглядов Прудона — Нищета философии (Misere de la philosophie). Там же Маркс организовал международную сеть комитетов для связи между немецкими, французскими и английскими коммунистами и социалистами и обмена информацией. В 1847 во время поездки в Англию он встретился с лидерами Лиги справедливых, полулегальной группы главным образом немецких эмигрантов-ремесленников, и вступил в члены этой организации. В 1847 на основе Лиги был образован международный Союз коммунистов, и его 2-й конгресс поручил Марксу и Энгельсу составить программу Союза. Манифест коммунистической партии (Manifest der Kommunistischen Partei, 1847-1848) был только-только составлен, как начались революции во Франции, Италии и Австрии. Маркс был выслан из Бельгии и вернулся в Париж по приглашению либерального временного правительства. К марту 1848 революция достигла Пруссии, и Фридрих Вильгельм IV был вынужден даровать народу парламент, свободную прессу и созвать ассамблею для принятия конституции. Маркс выехал в Кельн и начал энергичную журналистскую деятельность в «Новой рейнской газете» («Neue Rheinische Zeitung»), призывая к конституционной демократии и войне с Россией. После поражения революции Маркс был отдан под суд, а затем выслан из Германии. Он вернулся в Париж, однако в июле 1849 был вновь выслан и в августе отправился в Англию. Анализ революции был проведен в его блестящей работе 18 брюмера Луи Бонапарта (Der Achtzehnte Brumaire des Louis Napoleon, 1852) и в серии статей, написанных с 1848 по 1849 (опубл. в 1850 в «Новой рейнской газете»; расширенное издание было выпущено в 1895 Энгельсом под названием Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 (Die Klassenkmpfe in Frankreich 1848 bis 1850). Первые годы в Лондоне были отмечены глубокой хронической бедностью: Маркс не только не имел необходимых средств к существованию, но и не умел распоряжаться деньгами, когда они появлялись. Вскоре после прибытия в Англию у Женни родился четвертый ребенок, а затем еще два малыша. Трое детей в семье умерли, и вырастить удалось только трех дочерей (кроме того, у Маркса был еще незаконнорожденный сын от служанки, что хранилось в тайне вплоть до кончины Энгельса). В 1856 Маркс писал Энгельсу: «Моя жена больна, моя маленькая Женни больна. я не могу вызвать врача, так как не имею денег на лечение. Восемь дней я кормил семью хлебом и картофелем. «. Это было одно из многих писем о помощи. В 1856 благодаря небольшому наследству семья переехала в новый дом, однако упорное стремление Маркса поддерживать видимость благополучия вскоре вновь привело к финансовым затруднениям. В 1864 наследство, доставшееся от матери, и деньги, завещанные В.Вольфом, принесли облегчение семье. Однако тогда же ухудшилось здоровье Маркса. По прибытии в Лондон Маркс присоединился к Союзу коммунистов и возобновил журналистскую деятельность. Изучение экономики убедило его, что «новая революция возможна только вследствие нового кризиса», и он отошел от активной политической деятельности и посвятил себя исследованию «законов движения капиталистического общества». Регулярным источником средств в 1850-х годах (кроме денежных переводов Энгельса) были статьи в «Нью-Йорк трибюн» («New York Tribune»), радикальной (фурьеристской) газете, выходившей в США (почти 500 статей). Однако сам он считал главной своей целью исследование экономики. Первой опубликованной работой по экономике была его книга К критике политической экономии (Zur Kritik der politischen konomie, 1859), вышедшая в Берлине. Результаты всей работы по исследованию экономических отношений в виде многочисленных рукописей были опубликованы посмертно, но довести до конца удалось лишь опубликованный в Гамбурге первый том Капитала (Das Kapital, 1867, второй и третий тома, отредактированные Энгельсом, были опубликованы в 1885 и 1894, четвертый том — «Теории прибавочной стоимости» — был опубликован К.Каутским в 1902). Капиталу, по признанию Маркса, он принес в жертву здоровье, счастье и семью. В 1864 Маркс начал энергичную деятельность в Международном товариществе рабочих (более известном как 1-й Интернационал). В течение восьми лет он был самым влиятельным членом Генерального совета, откликаясь на важнейшие события политической жизни: поддерживал стремление Польши к независимости и идею ирландского Гомруля, призывал к сокращению рабочего дня, выступал за передачу земли в общественную собственность. После кровавого подавления Парижской коммуны Маркс написал опубликованный в Лондоне памфлет Гражданская война во Франции (Civil War in France, 1871). Раскол в Интернационале между сторонниками Маркса и анархистами во главе с М.Бакуниным (которого Маркс считал русским агентом, а тот в свою очередь называл Маркса «авторитарным коммунистом») привел к ослаблению организации после переезда ее штаб-квартиры в Нью-Йорк (1872), а затем и к роспуску в 1876. Последние десять лет жизни Марксу уже не нужно было заботиться о хлебе насущном. Проданная Энгельсом доля в манчестерском хлопчатобумажном бизнесе обеспечила Марксу приличное содержание. Однако после того, как в 1873 с Марксом случился удар, его творческие способности ослабли. Впрочем, он продолжал работать над новым изданием Капитала и внимательно следил за развитием немецкой социал-демократии (в частности, за деятельностью Ф.Лассаля). К этому периоду относится его работа Критика Готской программы (Kritik des Gothaer Programms, 1875). Смерть жены в 1881 и старшей дочери в 1883 лишила его всякого желания продолжать жизнь, и 14 марта 1883 Маркс скончался в Лондоне. Сам Маркс характеризовал свою концепцию как «материалистическое понимание истории» и утверждал, что ключом к постижению человеческой культуры и истории является производственная деятельность, труд. В Капитале суммирован взгляд на труд как инструмент самосозидания человека. Идеи и понятия — политические, философские или религиозные — вторичны. История — не результат случайности, не плод действий великих личностей или влияния сверхъестественных сил; история есть творение человеческой деятельности в целом и подчиняется вполне определенным законам. Стала классической принадлежащая Марксу краткая формулировка сути исторического материализма: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому способствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Маркс особенно интересовался переходом от феодализма к капитализму. Некоторые из самых ярких страниц Капитала посвящены т.н. первоначальному накоплению, создавшему буржуазию — класс, который монополизировал собственность на общественно значимые средства производства. Ключ к пониманию капиталистической системы, по мнению Маркса, заключается в том, что обмен деньгами и услугами между капиталом и трудом является неравным обменом. Существенно то, что капиталист эксплуатирует рабочих, которые должны работать больше, чем требуется для простого возмещения стоимости жизни — пищи, одежды, жилища для них и их семей. Норма прибыли капиталистов тем не менее имеет тенденцию к понижению, так как конкуренция вынуждает их заменять человеческий труд машинами, которые обходятся дешевле, но не производят прибавочной стоимости. В результате усиленной эксплуатации доходы рабочих относительно (а возможно, и абсолютно) уменьшаются, а конкуренция постоянно угрожает безработицей. И наконец, предсказывает Маркс: «Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют». Процесс разрушения капиталистической системы не является, однако, автоматическим, он требует революционного акта, в котором пролетариат свергнет существующее государство и упразднит частную собственность и классы. Существенную роль должна сыграть именно политическая революция, поскольку государство — главный институт капиталистического общества. Политическая власть, по Марксу, — организованная сила одного класса для подавления и угнетения другого. «Современная государственная власть — не что иное, как комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии». В ходе истории каждый способ производства — античный, феодальный и капиталистический — порождает соответствующие политические организации для защиты интересов правящего класса. Крупная промышленность и всеобщая конкуренция современного капитализма создали современное либерально-демократическое государство, позволившее буржуазии наиболее эффективно проводить в жизнь свои классовые интересы. Сам Маркс ожидал, что пролетарская революция произойдет в индустриализованных странах Западной Европы, хотя в конце жизни предположил, что Россия может миновать капиталистическую стадию развития и построить коммунизм на базе традиционной крестьянской общины. Такая революция должна быть насильственной, хотя некоторые страны (Великобритания или США), по его мнению, могли бы прийти к социализму и мирным путем. Хотя Маркс неоднократно подчеркивал, что не намеревается писать «рецепты для кухни будущего», он все же набросал грубыми штрихами свою концепцию посткапиталистического общества. Коммунизм невозможно осуществить сразу после революции, поскольку «между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата». После смерти Маркса многие его произведения были подготовлены к печати и опубликованы Ф.Энгельсом. Взгляды основателя марксизма легли в основу социалистического движения и государственной политики многих стран и оставались влиятельными вплоть до конца 20 в.
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, тт. 1-50. М., 1955-1981 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956
📺 Видео
Крах крупнейшего банка Уолл Стрит. Речь Марка Баума "Игра на понижение" - 2015Скачать
Игра на понижение - эпизод "рейтинговые агентства"Скачать
Вынос тела (1992)Скачать