Лука войно ясенецкий ударение

Содержание
  1. ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ)
  2. Рукоположение
  3. Епископ Ташкентский и Туркестанский
  4. Арест и ссылка
  5. Второй арест
  6. Епископ Ташкентский и Туркестанский (повторно)
  7. Епископ Елецкий
  8. Третий арест
  9. Четвертый арест
  10. Архиепископ Красноярский
  11. Тамбовский архиепископ
  12. Архиепископ Симферопольский и Крымский
  13. Почитание
  14. Молитвословия
  15. Награды
  16. Аудиозапись проповеди святителя
  17. Труды
  18. Основные медицинские труды
  19. Публицистика и богословские труды, печатные и рукописные.
  20. святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
  21. Биография
  22. Врачебная деятельность
  23. Послереволюционные годы
  24. Священническое служение
  25. Монашеское и епископское служение
  26. Тропарь святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому, глас 1
  27. Кондак святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому, глас 1
  28. Молитва
  29. Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий
  30. Фото Все
  31. Видео Все
  32. Лука Войно-Ясенецкий — биография
  33. Детство
  34. Образование
  35. Врачебная деятельность и научная работа
  36. Духовная деятельность
  37. Годы тюрем и ссылок
  38. Второй арест. Архангельская ссылка
  39. Третий арест. Красноярская ссылка
  40. Тамбовская кафедра
  41. Крымская кафедра
  42. Личная жизнь
  43. Смерть
  44. Ссылки
  45. 📽️ Видео

Видео:Молитесь обо всем, в чем нуждаетесь! Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)Скачать

Молитесь обо всем, в чем нуждаетесь! Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ)

Лука войно ясенецкий ударение
Архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (Войно-Ясенецкий)

Лука (Войно-Ясенецкий) (1877 — 1961), архиепископ Симферопольский и Крымский, священноисповедник

В миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился 27 апреля 1877 г. [2] в Керчи, в семье провизора Феликса Станиславовича и его супруги Марии Дмитриевны Войно-Ясенецких. Отец его был был ревностным католиком, часто ходил в костел и подолгу молился дома, но своих домашних не принуждал принимать католицизм. Мария Дмитриевна была по рождению православной, хотя в церковь не ходила, молилась дома. По законам Российской империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Валентин был третьим из пятерых детей.

Родители его вскоре переехали в Киев, где он в 1896 году одновременно окончил 2-ю Киевскую гимназию и Киевское художественное училище. У юноши проявилось художественное дарование, наметилось и направление, проникнутое религиозной идеей. Валентин ходил по церквам и в Киево-Печерскую Лавру, делал много зарисовок богомольцев, за которые получил премию на выставке в училище. Он собирался поступить в Академию художеств, но желание приносить непосредственную пользу народу заставило его изменить свои планы.

Валентин Феликсович проучился год на юридическом факультете, затем перешел на медицинский факультет Киевского университета.

Он учится блестяще. «На третьем курсе, — пишет он в «Мемуарах», — произошла интересная эволюция моих способностей: умение весьма тонко рисовать и любовь к форме перешли в любовь к анатомии. «

В 1903 г. с отличием окончил университет. Невзирая на уговоры друзей заняться наукой, он объявил о своем желании всю жизнь быть «мужицким», земским врачом, помогать бедным людям.

В январе 1904 г. во время войны с Японией, направлен с госпиталем Красного Креста на Дальний Восток и работал в г. Чите заведующим хирургического отделения госпиталя. Здесь Валентин Феликсович познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской, которую раненые называли «святой сестрой» и женился на ней.

Лука войно ясенецкий ударение
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, около 1910 года. Фотография с сайта fond.ru

С 1905 по 1917 гг. работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии и проходил практику в Московских клиниках. За это время он сделал множество операций на мозге, органах зрения, сердце, желудке, кишечнике, желчных путях, почках, позвоночнике, суставах и т.д. и внес много нового в технику операций. В 1908 году он приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П. И. Дьяконова.

Во время первой мировой войны в нем пробудилось религиозное чувство, забытое было за множеством научной работы, и он начал постоянно ходить в церковь.

В 1916 г. защитил в Москве диссертацию на тему: «Регионарная анестезия», о которой его оппонент, известный хирург Мартынов сказал: «Мы привыкли к тому, что докторские диссертации обычно пишутся на заданную тему, с целью получения высших назначений по службе, и научная ценность их невелика. Но когда я читал Вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь, и высоко оценил ее». Получил степень доктора медицины. Варшавский университет удостоил его диссертацию крупной премии имени Хайницкого.

В 1917 г. получил по конкурсу место главного врача и хирурга Ташкентской больницы, преподает в медицинской школе, преобразованной затем в медицинский факультет.

В 1919 г. его жена скончалась от туберкулеза, оставив четверых детей: Михаила, Елену, Алексея и Валентина.

Валентин Войно-Ясенецкий был одним из инициаторов организации Ташкентского университета и с 1920 г. избран профессором топографической анатомии и оперативной хирургии этого университета. Хирургическое искусство, а с ним и известность проф. Войно-Ясенецкого все возрастали. В разного рода сложных операциях он изыскивал и первым применял методы, получившие затем повсеместное признание. Его бывшие ученики рассказывали чудеса об его изумительной хирургической технике. На его амбулаторные приемы больные шли непрерывным потоком.

Сам он все больше находил утешение в вере. Посещал местное православное религиозное общество, изучал богословие, ближе сошелся с духовенством, принимал участие в церковных делах. Как он сам рассказывал, однажды он выступил на епархиальном съезде «по одному очень важному вопросу с большой горячей речью». После съезда Ташкентский епископ Иннокентий (Пустынский) сказал ему: «Доктор, вам нужно быть священником». «У меня не было и мыслей о священстве, — вспоминал Владыка Лука, — но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами, и минуты не размышляя: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!»

Лука войно ясенецкий ударение
Епископ Лука. 1923 год. Фотография с сайта fond.ru

Рукоположение

7 февраля 1921 г. был рукоположен во диакона, 15 февраля — во иерея и назначен младшим священником Ташкентского кафедрального собора, оставаясь и профессором университета. В священном сане он не перестает оперировать и читать лекции. В октябре 1922 года он активно участвует в первом научном съезде врачей Туркестана.

Волна обновленчества 1923 года доходит и до Ташкента. Епископ Иннокентий (Пустынский) покинул город, не передав никому кафедру. Тогда отец Валентин вместе с протоиереем Михаилом Андреевым [3] приняли управление епархией, объединили всех оставшихся верными священников и церковных старост и устроили с разрешения ГПУ съезд.

В мае 1923 г. принял монашество с именем в честь св. апостола и евангелиста Луки, который, как известно, был не только апостол, но и врач, и художник.

Епископ Ташкентский и Туркестанский

12 мая [4] 1923 года хиротонисан тайно во епископа Ташкентского и Туркестанского в г. Пенджекенте епископом Болховским Даниилом и епископом Суздальским Василием. На хиротонии присутствовал ссыльный священник Валентин Свенцицкий.

Арест и ссылка

10 июня 1923 года был арестован как сторонник Патриарха Тихона. Ему предъявили нелепое обвинение: сношения с оренбургскими контрреволюционными казаками и связь с англичанами. В тюрьме ташкентского ГПУ он закончил свой, впоследствии ставший знаменитым, труд «Очерки гнойной хирургии».

В августе его отправили в московское ГПУ.

В Москве владыка получил разрешение жить на частной квартире. Служил с Патриархом Тихоном литургию в церкви Воскресения Христова в Кадашах. Святейший подтвердил право епископа Туркестанского Луки продолжать заниматься хирургией.

В Москве еп. Лука был снова арестован и помещен в Бутырскую, а затем в Таганскую тюрьму, где перенес тяжелый грипп. К декабрю был сформирован восточно-сибирский этап, и епископ Лука вместе с протоиереем Михаилом Андреевым были отправлены в ссылку на Енисей. Путь лежал через Тюмень, Омск, Новониколаевск (ныне Новосибирск), Красноярск. Арестантов везли в столыпинских вагонах, а последнюю часть пути до Енисейска — 400 километров — в лютую январскую стужу им пришлось преодолеть на санях. В Енисейске все оставшиеся открытыми церкви принадлежали «живоцерковникам», и епископ служил на квартире. Ему разрешили оперировать. В начале 1924 года, по свидетельству жительницы Енисейска, епископ Лука пересадил почки теленка умирающему мужчине, после чего больному стало легче. Но официально первой подобной операцией считается проведенная доктором И. И. Вороным в 1934 году пересадка почки свиньи женщине, больной уремией.

Лука войно ясенецкий ударение
Епископ Лука. Ташкент, тюрьма НКВД. 1937 год. Фотография с сайта fond.ru

Второй арест

В марте 1924 года был вновь арестован и отправлен под конвоем в Енисейскую область, в деревню Хая на реке Чуне. В июне он снова возвращается в Енисейск, но вскоре следует высылка в Туруханск, где он служит, проповедует и оперирует.

В январе 1925 года его высылают в Плахино — глухое место на Енисее за Полярным Кругом, в апреле переводят снова в Туруханск.

Все многочисленные церкви г. Енисейска, где он жил, так же, как и церкви областного города Красноярска, были захвачены обновленцами. Епископ Лука с тремя сопровождавшими его священниками совершал литургию в своей квартире, в зале, и даже рукополагал там священников, за сотни верст приезжавших к православному архиерею.

По окончании ссылки он возвращается в Ташкент, поселяется в домике на Учительской улице и служит в церкви преподобного Сергия Радонежского.

Епископ Ташкентский и Туркестанский (повторно)

25 января 1925 года был вновь назначен на Ташкентскую и Туркестанскую кафедру.

Епископ Елецкий

С 5 октября по 11 ноября 1927 г. — епископ Елецкий, викарий Орловской епархии.

С ноября 1927 г. проживал в Красноярском крае, затем в городе Красноярске, где служил в местном храме и работал врачом в городской больнице.

Лука войно ясенецкий ударение
Епископ Лука. Ташкент, тюрьма НКВД. 1939 год. Фотография с сайта fond.ru

Третий арест

6 мая 1930 году арестован по делу о смерти профессора медицинского факультета по кафедре физиологии Ивана Петровича Михайловского, застрелившегося в невменяемом состоянии. 15 мая 1931 года, после года тюремного заключения, был вынесен приговор (без суда): ссылка на три года в Архангельск.

В 1931-1933 годах живет в Архангельске, ведет амбулаторный прием больных. Вера Михайловна Вальнева, у которой он жил, лечила больных самодельными мазями из почвы — катаплазмами. Владыку заинтересовал новый метод лечения, и он применил его в условиях больницы, куда устроил на работу Веру Михайловну. И в последующие годы проводил многочисленные исследования в этой области.

В ноябре 1933 года владыка не принял предложение митрополита Сергия (Страгородского) занять свободную епископскую кафедру. Пробыв недолго в Крыму, владыка возвратился в Архангельск, где принимал больных, но не оперировал.

Весной 1934 года посещает Ташкент, затем переезжает в Андижан, оперирует, читает лекции. Здесь он заболевает лихорадкой папатачи, которая грозит потерей зрения, после неудачной операции он слепнет на один глаз. Он совершает церковные службы и руководит отделением ташкентского Института неотложной помощи.

В этом же году, наконец, удается издать «Очерки гнойной хирургии». «Пожалуй, нет другой такой книги, — писал кандидат медицинских наук В.А. Поляков, — которая была бы написана с таким литературным мастерством, с таким знанием хирургического дела, с такой любовью к страдавшему человеку».

Четвертый арест

13 декабря 1937 года — новый арест. В тюрьме владыку допрашивают конвейером (13 суток без сна), с требованием подписать протоколы. Он объявляет голодовку (18 суток), протоколов не подписывает. Следует новая высылка в Сибирь.

С 1937 года по 1941 жил в селе Большая Мурта Красноярской области.

Началась Великая Отечественная война. В сентябре 1941 года владыка был доставлен в Красноярск для работы в местном эвакопункте — здравоохранительном учреждении из десятков госпиталей, предназначенных для лечения раненых.

Архиепископ Красноярский

Был возведен в сан архиепископа.

27 декабря 1942 года был назначен на Красноярскую кафедру.

В конце 1943 года переезжает в г. Тамбов. Хотя зрение его начало заметно ухудшаться, но он ведет активную работу в эвакогоспиталях, выступает с докладами, читает лекции для врачей, учит их и словом и делом.

Лука войно ясенецкий ударение
Архиепископ Тамбовский Лука (Войно-Ясенецкий). 1945 год

Тамбовский архиепископ

В январе 1944 г. назначен архиепископом Тамбовским и Мичуринским. Он продолжает медицинскую работу: на его попечении 150 госпиталей.

Лука войно ясенецкий ударение
Свт. Лука Крымский. Русская икона (X в.)

Ко времени пребывания архиеп. Луки в Тамбове относится страничка воспоминаний о нем В.А. Полякова. Он пишет:

В конце 1943 года вышло второе издание «Очерки гнойной хирургии», переработанное и увеличенное почти вдвое, а в 1944 году — книга «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов».

Есть сведения, что он состоял членом Академии Медицинских Наук. Впрочем, в официальных биографиях данных об этом не имеется.

Кроме трудов на медицинские темы, архиеп. Лука составил много проповедей и статей духовно-нравственного и патриотического содержания.

В 1945-1947 гг. он работал над большим богословским трудом — «Дух, душа и тело», — в котором разрабатывал вопрос о душе и духе человека, а также учение Св. Писания о сердце, как органе богопознания. Много времени уделял он и на укрепление приходской жизни. В 1945 году высказывал мысль о необходимости избрания патриарха по жребию.

В 1945-1947 годах им закончена работа над эссе «Дух, душа и тело», начатая в начале 20-х годов.

Архиепископ Симферопольский и Крымский

Лука войно ясенецкий ударение
Свт. Лука Симферопольский. Греческая икона

В мае 1946 года назначен архиепископом Симферопольским и Крымским.

В Симферополе он опубликовал три новые медицинские работы, но зрение его становилось все хуже. Левый глаз его уже давно не видел света, а в это время и на правом стала зреть катаракта, осложненная глаукомой.

В 1958 году архиепископ Лука совсем ослеп. Однако, как вспоминает протоиерей Евгений Воршевский, даже такой недуг не мешал владыке совершать богослужения. Архиепископ Лука входил без посторонней помощи в храм, прикладывался к иконам, читал наизусть богослужебные молитвы и Евангелие, помазывал елеем, произносил проникновенные проповеди. Ослепший архипастырь также продолжал управлять Симферопольской епархией в течение трех лет и иногда принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами. Практическую врачебную деятельность он оставил еще в 1946 году, но продолжал помогать больным советами. Епархией же управлял до самого конца с помощью доверенных лиц. В последние годы своей жизни он только слушал, что ему читают и диктовал свои работы и письма.

Скончался 11 июня 1961 года. Похоронен на городском кладбище Симферополя.

О характере архиепископа Луки давались самые разноречивые отзывы. Говорили о его спокойствии, скромности и доброте, и в то же время, о его высокомерии, неуравновешенности, заносчивости, болезненном самолюбии. Можно думать, что человек, проживший такую долгую и трудную жизнь, до предела насыщенную самыми разнородными впечатлениями, мог проявлять себя по-разному. Вполне возможно, что его громадный авторитет в области хирургии, привычка к безусловному повиновению окружающих, особенно во время операций, создала у него нетерпимость к чужим мнениям даже в тех случаях, когда его авторитет вовсе не являлся непререкаемым. Такая нетерпимость и властность могли быть и очень тяжелы для окружающих. Словом, это был человек, с неизбежными у всякого человека недостатками, но в то же время стойкий и глубоко верующий. Достаточно было посмотреть, как проникновенно, со слезами, совершал он литургию, чтобы убедиться в этом.

Занявшись богословскими науками уже в возрасте сорока с лишним лет, архиеп. Лука, естественно, не мог достигнуть в этой области такого совершенства, как в медицине; или какого достигли некоторые другие архиереи, всю жизнь посвятившие только богословию. Он допускает промахи, иногда довольно серьезные. В его основном богословском труде «Дух, душа и тело» встречаются весьма спорные мнения, а статья «О посылке Иоанном Крестителем учеников к Господу Иисусу Христу с вопросом, Он ли Мессия», — и вообще была запрещена и не печаталась. Зато проповеди его, которым владыка придавал исключительное значение, считая их неотъемлемой частью богослужения, отличаются простотой, искренностью, непосредственностью и самобытностью.

Лука войно ясенецкий ударение
Мощи свт. Луки Крымского в Свято-Троицком соборе г. Симферополя

Почитание

В ноябре 1995 г. Указом Священного Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых. А 20 марта 1996 г. в Симферополе мощи святителя Луки были перенесены с кладбища у Всехсвятской церкви крестным ходом в Свято-Троицкий собор. Отныне каждое утро, в 7 часов, в кафедральном Свято-Троицком соборе Симферополя совершается акафист Святителю у его раки.

2 июля 1997 г. в Симферополе, городе, где святитель жил в 1946-1961 гг. ему открыт памятник.

В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви он был канонизирован для общецерковного почитания.

Множество случаев исцеления после молитвенного обращения к святителю Луке зафиксированы документально. В 2001 году из Греции привезли серебряную раку для его мощей – греки чтут крымского святителя, множество людей исцелилось там по молитвам к нему. В настоящее время на Украине, в России, Греции открыто много храмов во имя святителя Луки.

Лука войно ясенецкий ударение
Свт. Лука (Войно-Ясенецкий), икона

Видео:Кто такой Лука (Войно-Ясенецкий)?Скачать

Кто такой Лука (Войно-Ясенецкий)?

Молитвословия

Возвести́телю пути́ спаси́тельнаго,/ испове́дниче непоколеби́мый,/ и́стинный храни́телю оте́ческих преда́ний,/ Правосла́вия наста́вниче,/ Кры́мския земли́ архипа́стырю,/ врачу́ богому́дрый, святи́телю Луко́,/ Христа́ Спа́са непреста́нно моли́,// дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас той же

Я́ко звезда́ всесве́тлая,/ в нощи́ безбо́жия доброде́тельми просия́л еси́/ и, от гони́телей мно́го пострада́в,/ непоколеби́м ве́рою пребы́л еси́,/ враче́бною же му́дростию укра́шен,/ мно́гия лю́ди исцели́л еси́./ Сего́ ра́ди с любо́вию вопие́м ти́:/ ра́дуйся, добропобе́дный испове́дниче,/ ра́дуйся, о́тче святи́телю Луко́,// ра́дуйся, земли́ Ру́сския похвало́ и утвержде́ние.

Видео:11 июня Житие Луки (Войно-Ясенецкого) Детство, работа, служениеСкачать

11 июня Житие Луки (Войно-Ясенецкого) Детство, работа, служение

Награды

  • право ношения креста на клобуке (февраль 1945)
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
  • Сталинская премия I степени (февраль 1946, за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов»).

Видео:#православие #religion Святитель Лука Войно-Ясенецкий #shortvideo #вераСкачать

#православие #religion Святитель Лука Войно-Ясенецкий #shortvideo #вера

Аудиозапись проповеди святителя

Слово архиепископа Луки на Преображение Господне, записанное на магнитофон 14 августа 1956 года, на даче в Алуште

Видео:СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА (Войно-Ясенецкий) КРЫМСКИЙ. Святой хирург. Священник Валерий ДуханинСкачать

СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА (Войно-Ясенецкий) КРЫМСКИЙ. Святой хирург. Священник Валерий Духанин

Труды

Основные медицинские труды

  1. «Невроматозный элефантиаз лица, плексиформная неврома». «Хирургия», 1908.
  2. «О способах анестезии, наиболее удобных в земской практике». «Врачебная газета», 1908.
  3. «Случай ретроградного ущемления кишечной петли в паховой грыже». «Хирургия», 1908.
  4. «Регионарная анестезия при операциях шеи, языка и верхней челюсти». «Труды Московского хирургического общества 1909.
  5. «Регионарная анестезия». (Труды Тамбовского физиологического медицинского общества 1909 г.).
  6. «Кровяная саркома ребра». «Хирургия», 1910.
  7. «Об оперативном лечении переломов позвоночника». «Хирургия», 1910.
  8. «Отчет о хирургической работе Романовской земской больницы за 1909-1910 гг.».
  9. «О первом остром остеомиелите позвоночника». «Хирургия», 1911.
  10. «Двустороннее повреждение блуждающего нерва». «Хирургия», 1911.
  11. «Zweiter Fall von vorubergehender Erblindung nach Novocain Adrenalininjektion in Augenhohle», Zentrablatt fur Chirurgie 1911.
  12. «Отчет о хирургической работе Переяславльской земской больницы». 1911.
  13. «Litungsanasthesie des nervus ischiaticus», Zentralblatt fur Chirurgie 1912.
  14. «Отчет о хирургической работе Переяславльской земской больницы». 1912-1913 гг.
  15. «Регионарная анестезия седалищного и срединного нервов». (Труды XII съезда русских хирургов 1912 г.).
  16. «Отчет о хирургической работе Переяславльской земской больницы». 1914.
  17. «К казуистике оперативного лечения опухолей мозга». (Труды Киевского хирургического общества, 1914 г.).
  18. «Регионарная анестезия кисти руки». (Врачебная газета, 1915).
  19. «Регионарная анестезия». (Докторская диссертация), за которую присуждена премия Хайницкого. СПБ, 1915.
  20. «Кариозные процессы в реберных хрящах и их оперативное лечение». «Вестник хирургии» за 1923 г.
  21. «Uber das Unterbinden der Gefa?e bei Extirpation der Milz», Zeitschift fur Chirurgie 1923.
  22. «Артротомии при гнойных воспалениях больших суставов». «Вестник хирургии» 1924.
  23. «Топография паховых и наружных подвздошных лимфатических желез и техника оперативного удаления их.» Туркмен. медицин. журнал т. I, № 2.
  24. «Опасности способа Мамбург,а». Туркмен. медицин. журнал т. I, № 7.
  25. «Лечение гнойных воспалений катаплазмами Вальневой». (Неизвестно где напечатана. Указана в списке трудов проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого в статье В.А. Полякова). «Хирургия», 1957, № 8, с. 127-135.
  26. «Очерки гнойной хирургии». I-е издание, 1934.
  27. «Наш опыт лечения огнестрельного остеомиелита в госпиталях глубокого тыла». 1943.
  28. «Очерки гнойной хирургии». 2-е издание, 1943.
  29. «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов». Москва, 1944.
  30. Разрез, без которого нельзя вылечить гнойный коксит». Госпитальное дело, 1944.
  31. «О раневом сепсисе». (Сборник трудов Воронежского военного округа, 1945).
  32. «О гематогенном остеомиелите». 1946-1947.
  33. «О лечении хронических эмпием плевры после огнестрельных ранений». 1947.
  34. «Патогенез и терапия мозолей». «Советская медицина» 1953, № I.
  35. «Очерки гнойной хирургии». 3-е издание, 1956.

Всего трудов печатных и на машинописи по медицине насчитывается у архиепископа Луки около шестидесяти, в том числе доклады в ученых обществах и годовые отчеты по хирургической работе.

Публицистика и богословские труды, печатные и рукописные.

  1. «Кровавый мрак фашизма». «ЖМП» 1943, № 4, с. 24, 25.
  2. «Праведный суд народа». «ЖМП» 1944, № 2, с. 26-28.
  3. «Память Святейшего Патриарха Сергия». «ЖМП» 1944, № 8, с. 17, 18.
  4. «Бог помогает народам СССР в войне против фашистских агрессоров». «ЖМП» 1944, № 4, с. 21, 22.
  5. «Слово на второй день Пасхи на литургии». «ЖПМ» 1945, № 6, с. 44-47.
  6. «Возмездие совершилось». «ЖПМ» 1946, ? I, с. 28, 29.
  7. «Слово в Великую Пятницу». «ЖМП» 1946, № 5, с. 22, 23.
  8. «К миру призвал нас Господь». «ЖМП» 1947, № I, с. 61-64 ( с портр.).
  9. «О духе, душе и теле». (120 страниц машинописи).
  10. «О любви».
  11. «О зле и страдании».
  12. «Защитим мир служением добру». «ЖМП» 1950, № 5, с. 32, 33.
  13. «Рассуждение о правде и лжи». «ЖМП» 1951, № 5, с. 8-11.
  14. «О посылке Иоанном Крестителем своих учеников к Господу Иисусу Христу с вопросом, Он ли Мессия». (Запрещена и не печаталась).
  15. «О искушении Господа диаволом в пустыни». «ЖМП» 1953, № 2, с. 37-41.
  16. «О догмате искупления». (Это сочинение послано только в Московскую духовную академию).
  17. «10 томов проповедей, в общей сложности около 4500 страниц машинописи. Прот. А. Ветелев, проф. гомилетики назвал их исключительным событием в современной церковно-богословской жизни» и «сокровищницей изъяснения Священного Писания».
  18. «Психология евреев современников Господа Иисуса Христа».
  19. «Позор».
  20. «Размышление о притче о милосердном самарянине». Рукописный том Тамбовский проповедей. Три тома симферопольских проповедей. (Машинопись).
  21. Slovo na Passii, in: ZMP 1971, 4, 40-41.
  22. Slovo v den’ Pjatidesjatnicy, in: ZMP 1971, 6, 49-50.
  23. «Ne sudite, da ne sudimy budete», Predigt, in: ZMP 1982, 4, 40.
  24. Slovo na paschal’noj vecere, in: ZMP 1977, 4, 27-28.
  25. Das Reich Gottes ist inwending in euch, in: Std0 1971, 7, 36-38.
  26. Wort zur Verklarung des Herrn, in: Std0 1971, 8, 43-44.
  27. «Ich bin der Weinstock», Predigt, in: Std0 1971, 10, 23-25.
  28. Memuary, in: Nadezda. Christianskoe ctenie, vyp. 3 (1979) 66-138.
  29. O vospitanii detej, in: Nadezda vyp. 6 (1980) 261-270.
  30. Sermon, in: Religion in Communist Lands 7 (1979) 2, 102-103.
  31. Extracts from the Spirit, the Soul and the Body, ebda 104-105.
  32. Duch, dusa i telo. Foyer Oriental Chretien, Brussel 1978, 183 S.
  33. Slovo na vtoroj den’ Svjatoj Paschi, in: ZMP 1984, 4, 29-31.

Видео:Лука. Излечить страх 2013Скачать

Лука. Излечить страх 2013

святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Проповеди и слова

Лука войно ясенецкий ударение

Архиепископ Симферопольский и Крымский, доктор богословия, духовный писатель. Доктор медицинских наук, хирург, учёный, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии.

Видео:Епископ просил отправить его на фронт...11 июня — день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого)Скачать

Епископ просил отправить его на фронт...11 июня — день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Биография

В миру Валентин Феликсович (Войно-Ясенецкий), родился в Керчи. Он был третьим ребёнком в семье, а всего детей было пять.

Отец Валентина, Феликс Станиславович, принадлежал к Католической Церкви. По профессии он был аптекарем. Мать, Мария Дмитриевна, исповедовала истинную, Православную веру.

Согласно сложившимся к тому времени в России устоям, касавшимся воспитания детей, рождённых в смешанных браках, личность Валентина формировалась в русле Православных традиций. Отец его, в общем не возражал против такого подхода и не навязывал сыну собственного мировоззрения. Религиозные основы ему преподавала мать.

В 1889 году семья Войно-Ясенецких переехала в Киев. Здесь Валентин, помощью Божьей, окончил два образовательных заведения: гимназию и рисовальную (художественную) школу.

Размышляя о выборе дальнейшего жизненного пути, он рассматривал два приоритетных варианта: стать художником или врачом. Уже на стадии готовности поступать в Академию Художеств в Петербурге, он передумал и решил посвятить свои силы медицине. Важнейшим критерием выбора послужило желание облегчать людям страдания. Кроме того он считал, что на месте врача принесёт обществу больше пользы.

В 1898 году Валентин поступил в Киевский университет, на медицинский факультет. Учился он хорошо, как и подобало способному человеку, сделавшему в отношении будущей профессии обдуманный выбор. Из университета он выпустился в 1903 году. Перед ним могла открыться хорошая карьера, о которой многие, менее талантливые сверстники, могли только мечтать. Но он, к удивлению окружения, объявил, что желает стать земским, «мужицким» доктором.

Видео:Лука (Войно-Ясенецкий)Скачать

Лука (Войно-Ясенецкий)

Врачебная деятельность

С началом русско-японской войны Валентин Феликсович, приняв предложение руководства, отправился, на Дальний Восток, для участия в деятельности отряда Красного Креста. Там он возглавил отделение хирургии при госпитале Киевского Красного Креста, развернутом в Чите. На этой должности В. Войно-Ясенецкий приобрёл колоссальный врачебный опыт.

В этот же период он познакомился и связался узами любви с сестрой милосердия, доброй и кроткой христианкой Анной Ланской. К тому времени она отказала двум искавшим её женского внимания врачам, и как рассказывают, готова была прожить свою жизнь в священном безбрачии. Но Валентин Феликсович сумел достичь её сердца. В 1904 году молодые сочетались венчанием в местной читинской церкви. Со временем Анна сделалась верной помощницей мужу не только в семейных делах, но и в докторской практике.

После войны В. Войно-Ясенецкий осуществил свое давнее желание стать земским врачом. В период с 1905 по 1917 год он трудился в городских и сельских лечебницах, в разных регионах страны: в Симбирской губернии, затем в Курской, Саратовской, на территории Украины, наконец, в Переяславле-Залесском.

В 1908 году Валентин Феликсович прибыл в Москву, устроился в хирургическую клинику П. Дьяконова экстерном.

В 1916 году закончил писать и с успехом защитил докторскую диссертацию. Тема той докторской работы оказалась настолько важной и актуальной, а её содержание настолько глубоким и проработанным, что один из учёных в восхищении сравнил её с пением птицы. Варшавский университет почтил тогда В. Войно-Ясенецкого особой премией.

Видео:Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). О телесном посте.Скачать

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). О телесном посте.

Послереволюционные годы

Первые годы после Октябрьской революции были в буквальном смысле кровавыми. В это трудное время государство испытывало особую потребность в медицинских работниках. Так что несмотря на приверженность вере, какое-то время Валентин Феликсович не был гонимым.

С 1917 по 1923 года он жил в Ташкенте, трудился в Ново-Городской больнице хирургом. Своим опытом он охотно делился с учениками, преподавал в медицинской школе (впоследствии реорганизованной в медицинский факультет).

В этот период серьёзным испытанием для В. Войно-Ясенецкого обернулась смерть горячо любимой супруги, умершей от туберкулеза в 1919 году, и оставившей без материнской заботы четырех детей.

В 1920 году Валентин Феликсович принял предложение возглавить кафедру в Государственном Туркестанском университете, недавно открытом в Ташкенте.

Видео:Святитель - хирург Лука Войно - Ясенецкий. Отец Андрей ТкачёвСкачать

Святитель - хирург Лука Войно - Ясенецкий. Отец Андрей Ткачёв

Священническое служение

Помимо исполнения служебных и семейных обязанностей в этот период он принимал активное участие в церковной жизни, посещал собрания Ташкентского братства. Однажды, после удачного доклада В. Войно-Ясенецкого на церковном съезде Ташкентский епископ Иннокентий высказал ему пожелание, чтобы он стал священником. Не помышлявший о таком варианте своего жизненного пути В. Войно-Ясенецкий вдруг ответил архиерею без промедления, что согласен, если это угодно Богу.

В 1921 году он был посвящен в сан диакона, а через несколько дней — в иерея. Став священником, отец Валентин получил назначение в местный, ташкентский храм, где и служил, угождая Богу. При этом он не прерывал ни врачебную, ни преподавательскую практику.

В 1923 году развернувшееся при Церкви движение обновленцев добралось до Ташкента. Епископ Иннокентий в силу ряда связанных с этим причин покинул город, не передав никому руководство над кафедрой. В этот трудный для духовенства и паствы период отец Валентин, совместно со священником Михаилом Андреевым, приложил максимум усилий для объединения местного духовенства и даже принял участие в организации съезда (санкционированного ГПУ).

Видео:Излечить страх или ЛУКА. Художественный фильм о святом Луке (Войно-Ясенецком). @user-gw3kj1lb7jСкачать

Излечить страх или ЛУКА. Художественный фильм о святом Луке (Войно-Ясенецком). @user-gw3kj1lb7j

Монашеское и епископское служение

В том же 1923 году отец Валентин, движимый ревностью и благочестием, принял монашеский постриг. Сообщают, что изначально Епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) предполагал дать ему монашеское имя Пантелеймон, в честь прославленного Богом христианского целителя, но затем, выслушав его проповеди, поменял решение и остановил выбор на имени Евангелиста, врача и апостола Луки. Так отец Валентин стал иеромонахом Лукой.

В конце мая того же года иеромонах Лука был тайно поставлен во епископа Пенджикента, а через несколько дней его арестовали из-за поддержки им линии Патриарха Тихона. Выдвинутое против него обвинение на сегодняшний день кажется не только надуманным, но и абсурдным: власти обвинили его в контрреволюционной связи с какими-то оренбургскими казаками и в сотрудничестве с англичанами.

Некоторое время арестованный святитель томился в темнице Ташкентского ГПУ, а затем его доставили в Москву. Вскоре ему позволили проживать на частной квартире, но потом вновь взяли под стражу: сперва в Бутырскую тюрьму, а после — в Таганскую. Затем страдальца отправили в ссылку на Енисей.

В Енисейске он служил на дому. Кроме того, ему разрешили оперировать, и он спас здоровье не одному жителю. Несколько раз святителя переводили из одного места в другое. Но и там он использовал все возможности для служения Богу, лечения людей.

После окончания ссылки, епископ Лука возвратился в Ташкент, служил в местном храме. Но советские власти не собирались оставлять архиерея в покое. В мае 1931 года он подвергся очередному аресту и проведя несколько месяцев в тюрьме, услышал приговор: ссылка в Архангельск сроком на три года. В Архангельске он тоже занимался лечением больных.

Вернувшись из мест заключения, в 1934 году он посетил город Ташкент, а затем поселился Андижане. Здесь он исполнял долг архиерея и врача. Несчастьем обернулось для него подхваченная лихорадка: болезнь грозила потерей зрения и святитель пошёл на операцию (в качестве пациента), в результате которой ослеп на один глаз.

В декабре 1937 года последовал новый арест. Святителя допрашивали несколько суток подряд, требовали подписать заранее подготовленные следствием протоколы. В ответ он объявил голодовку, наотрез отказавшись подписывать то, с чем не могла согласиться его христианская совесть. Последовал новый приговор, новая ссылка, на сей раз — в Сибирь.

С 1937 по 1941 год осужденный епископ жил в местечке Большая Мурта, на территории Красноярского края. С началом Великой Отечественной войны его переселили в Красноярск и привлекли к лечению раненных.

В 1943 году святитель взошёл на Красноярскую архиепископскую кафедру, а через год его назначили архиепископом Тамбовским и Мичуринским. В этот период отношение власти к святителю, как будто, изменилось. В феврале 1946 года, за научные разработки в области медицины, он удостоился государственной награды — Сталинской премии.

В мае 1946 года святитель Лука стал архиепископом Крымским и Симферопольским. В это время начала прогрессировать болезнь его глаз, а в 1958 году он полностью ослеп. Однако, как вспоминают очевидцы, в этом состоянии святой не только не утратил бодрости духа, но и не потерял способности самостоятельно приходить в храм, прикладываться к святыням, участвовать в богослужении.

11 июня 1961 года Господь призвал его в Своё Небесное Царство. Похоронили святителя на Симферопольском кладбище.

После себя он оставил ряд научных и богословских работ. Среди последних уместно отметить: Наука и религия, Дух, душа и тело, О воспитании детей, Евангельское злато, Беседы в дни Великого поста и Страстной седмицы, О семье и воспитании детей, Пасха Господня, Проповеди, Толкование на молитву святого Ефрема Сирина, Я полюбил страдание, Принесем Тебе любовь нашу.

Видео:Целитель Лука (Святитель Лука Войно-Ясенецкий) Документальный фильм ОРТ, 2015 годСкачать

Целитель Лука (Святитель Лука  Войно-Ясенецкий)  Документальный фильм  ОРТ, 2015 год

Тропарь святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому, глас 1

Возвестителю пути спасительного, / исповедниче и архипастырю Крымския земли, / истинный хранителю отеческих преданий, / столпе непоколебимый, Православия наставниче, / врачу богомудрый, святителю Луко, / Христа Спаса непрестанно моли / веру непоколебиму православным даровати // и спасение, и велию милость.

Видео:Архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (Войно-Ясенецкий). Видеоканал "Слово" (1991)Скачать

Архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (Войно-Ясенецкий). Видеоканал "Слово" (1991)

Кондак святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому, глас 1

Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, / был еси святителю, / душу же равноангельну сотворил еси, / сего ради святительства саном почтен был еси, / и во изгнании же от безбожных много пострадал еси / и непоколебим верою пребыв, / врачебною мудростию многия исцелил еси. / Темже ныне честное тело твое, от земных недр обретенное дивно, / Господь прослави, / да вси вернии вопием ти: / радуйся, отче святителю Луко, / земли Крымския похвало и утверждение.

Видео:#православие #religion #святительЛука Святитель Лука Войно-Ясенецкий #подпишись #shortvideoСкачать

#православие #religion #святительЛука Святитель Лука Войно-Ясенецкий #подпишись #shortvideo

Молитва

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь ведущий в селения праведных и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Видео:Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский, КрымскийСкачать

Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский, Крымский

Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий

Фото Все

Лука войно ясенецкий ударение

Лука войно ясенецкий ударение

Лука войно ясенецкий ударение

Лука войно ясенецкий ударение

Видео Все

Лука войно ясенецкий ударение

Святитель Лука ( Войно-Ясенецкий )– « Целитель Лука ». Документальный фильм. ОРТ, 2015 год.

Лука войно ясенецкий ударение

11 июня Житие Луки (Войно-Ясенецкого) Детство, работа, служение

Лука войно ясенецкий ударение

«Святой пришел в реанимацию спасать Ваню» чудесные исцеления Луки Крымского. От 08.08.16

Видео:Самое важное слово. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)Скачать

Самое важное слово. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Лука Войно-Ясенецкий — биография

Архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) – российский и советский религиозный деятель, хирург, учёный и духовный писатель, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, доктор медицинских наук, доктор богословия.

Гениальный врач и талантливый проповедник, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий пережил революцию, русско-японскую войну, Гражданскую войну, Великую Отечественную войну, гонения на Церковь, годы лагерей и ссылок. На склоне жизни он стал лауреатом Сталинской премии, был полностью реабилитирован и Украинской Православной Церковью причислен к лику местночтимых Святых.

Детство

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 14 апреля (27 апреля) 1877 в Керчи в семье провизора Феликса Станиславовича и Марии Дмитриевны. Из пятерых детей в семье он был четвёртым ребёнком. Войно-Яснецкие представляли собой древний обедневший род белорусских дворян. Отец Валентина Феликсовича недолгое время после получения провизорского образования держал свою аптеку, но затем стал служить в транспортном обществе. Он, несмотря на то, что принадлежал к Католической церкви, был не против того, чтобы личность Валентина формировалась в духе Православных традиций и доверял религиозное воспитание сына Марии Дмитриевне, исповедовавшей Православную веру.

Образование

В 1889 году семья Войно-Ясенецких переехала в Киев. Там Валентин учился во 2-й гимназии и вместе с тем посещал художественную школу. Он делал много зарисовок богомольцев в киевских церквях и даже получил премию на одной из выставок школы. В дальнейшем же планировал поступить в Академию художеств в Петербурге, но желание приносить пользу страдающим людям заставило его изменить свои планы.

Лука войно ясенецкий ударениеВалентин Войно-Ясенецкий в молодости

По окончании гимназии в 1896 году Войно-Яснецкий подал документы в Киевский университет. На медицинский факультет, куда он теперь стремился попасть, поступить не удалось. Тогда он выбрал юридический, где проучился лишь год, и снова вернулся к занятиям живописью, брал уроки в частной школе немецкого художника Генриха Книрра в Мюнхене. Религиозная тема всё больше находила отражение в его творчестве, а виденные им нищета и болезни, подтолкнули к принятию твёрдого решения стать врачом.

В 1898 году Валентин Войно-Яснецкий стал студентом медицинского факультета Киевского университета. Он был не только лучшим из студентов курса, но и старостой группы. Любимым предметом для него стала анатомия, в которой он успешно разбирался, благодаря опыту художника. Преподаватели прочили ему учёную карьеру в этой области медицины. Каково же было их удивление, когда в 1903 году, окончив с отличием университет, Войно-Яснецкий избрал поприще земского доктора с тем, чтобы помогать бедным людям.

Врачебная деятельность и научная работа

Став сотрудником Киевского госпиталя Красного Креста, в 1904 году начинающий хирург с началом русско-японской войны отправился на Дальний Восток. Он возглавил отделение хирургии эвакуационного госпиталя, развёрнутого в Чите, делал операции на костях и суставах. Приобретённый им за это время колоссальный опыт позволил в будущем заняться решением важнейшей проблемы, существовавшей в российской медицине начала XX века, – нагноение ран на третий-пятый день после операций и отсутствие обезболивания. Наркозом врачи зачастую не пользовались, поскольку уже были известны случаи, когда больные умирали не от ран, а от анестезии.

В период работы в госпитале Красного Креста Войно-Яснецкий обзавёлся семьей. Его супруга работала медсестрой и отличалась добрым нравом.

После окончания войны Валентин Феликсович, как и собирался, стал земским врачом и спас немало жизней, избавляя больных от неизлечимых болезней и проводя операции любой степени сложности в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии и на территории Украины.

В амбулатории и стационаре уездного города Ардатов Симбирской губернии молодой хирург работал по 14-16 часов, совмещая врачебную деятельность с организационной. Условия работы мало чем отличались от работы в военно-полевом госпитале – приходилось быть и хирургом, и терапевтом, и окулистом, и акушером, и педиатром. Не выдержав большой нагрузки, в 1905 году молодая семья Войно-Ясницких перебралась в Курскую губернию.

Лука войно ясенецкий ударениеХирург Валентин Войно-Ясенецкий

Земская больница, размещённая в селе Верхний Любаж Фатежского уезда, где требовался доктор, была не достроена, поэтому Валентин Феликсович вёл приёмы либо у себя на дому, либо на выездах. Не щадя себя, земской врач помогал всем, кто к нему обращался, и в то же время занимался профилактической работой по предотвращению распространения брюшного тифа и оспы, грозивших по тем временам обратиться эпидемией. Слава о его умениях быстро разлетелась по уездам. К нему обращались не только жители Курской, но и соседней – Орловской губернии.

В Фатеже, куда способного доктора перевели в 1907 году, он проработал недолго. Валентин Феликсович не различал больных по сословиям и должностям, за что и пострадал. Дело в том, что местный исправник, недовольный тем, что к нему не приехали по первому требованию, бросив другого больного, добился увольнения Войно-Яснецкого, объявив его революционером.

В 1908 году Войно-Яснецкий приехал в Москву и поступил экстернатуру хирургической клиники Петра Дьяконова. Он практиковал в институте топографической анатомии под руководством профессора Фёдора Рейна и писал диссертацию о регионарной анестезии. Ещё в Ардатове он прочёл книгу немецкого хирурга Генриха Брауна, рассматривавшую возможности местной анестезии в теории и на практике, и взялся за разработку совершенно революционного для того времени метода обезболивания точечными уколами в нервные стволы позвоночника, отвечающие за оперируемый участок. Подобная анестезия оказалась самой щадящей по последствиям в сравнении с обычной анестезией, но самой сложной по исполнению. Для написания диссертации Войно-Ясенецкий изучил более пятисот источников по выбранной теме на немецком и французском языках, причём последний пришлось выучить с нуля специально для этого.

С 1909 по 1910 год будущий архиепископ служил главным врачом в больнице села Романовка Балашовского уезда Саратовской губернии, которая обслуживала более тридцати тысяч населения. Осуществляя практическую хирургическую деятельность широкого спектра, он продолжал свои исследования по анестезии, поэтапно размещая статьи с выводами в журналах «Труды Тамбовского физико-медицинского общества» и «Хирургия». Работая над усовершенствованием труда медиков, он вёл общественную деятельность в уезде и добился создания медицинской библиотеки, которая стала публиковать ежегодные отчёты о работе земской больницы.

Частые поездки в Москву для посещения библиотек и лекций коллег, подтолкнули Валентина Феликсовича подать прошение на освободившееся место главного врача в больнице Переславля-Залесского Владимирской губернии, которая находилась гораздо ближе к Москве, чем Романовка. Там ему пришлось возглавить не только городскую и фабричную больницу, но ещё и уездную, а с началом Первой мировой войны – военный госпиталь.

В 1915 году в Петрограде был издан семилетний труд учёного «Регионарная анестезия» с авторскими иллюстрациями.

Защитив в 2016 году диссертацию, Войно-Ясенецкий получил степень доктора медицины и задумал писать новую работу – о гнойной хирургии.

В первые годы Советской власти Валентин Феликсович служил Ново-городской больнице Ташкента. Ему пришлось столкнуться с серьёзными трудностями: в больнице не хватало хороших специалистов, отсутствовала канализация и биологическая очистка стоков, в условиях жаркого климата больные находились под постоянной угрозой развития эпидемии (в первую очередь холеры). С началом гражданской войны больницу стали наполнять раненые, пострадавшие в уличных перестрелках. Во всех сложных случаях знания и опыт Валентина Феликсовича оказались бесценными.

1919 год принёс этому талантливому человеку новые жёсткие испытания. После подавления январского антибольшевистского восстания его участников разыскивали и приговаривали к расстрелу. В больнице оказался один из участников восстания, тяжело раненный есаул В.Т.Комарчев. Чтобы долечить его, Войно-Ясенецкий, стал укрывать повстанца в своей квартире. Нашёлся служитель морга, который донёс на главврача. На основании его доноса Войно-Ясенецкий и ординатор Ротенберг, помогавший в лечении есаула, были арестованы и должны были быть расстреляны. Но благодаря тому, что об этом случайно узнал влиятельный деятель РКП(б) Туркестана, знавший лично хирурга, делу дали обратный ход и врачей вернули к работе.

Лука войно ясенецкий ударениеЛука Войно-Ясенецкий с мед. работниками

Но более серьёзным испытанием для Войно-Ясенецкого стала смерть его любимой супруги, скончавшейся в октябре от туберкулёза. Четверых детей Войно-Ясенецких взяла под свою опеку Софья Белецкая, работавшая в больнице медсестрой, а их отец продолжил свою богоугодную деятельность.

Летом всё того же 1919 года он основал в Ташкенте Высшую медицинскую школу, где преподавал анатомию, а через год стал ещё и руководителем кафедры оперативной хирургии во вновь созданном Туркестанском государственном университете.

Духовная деятельность

Смерть супруги укрепила Войно-Ясенецкого в его вере. Он и прежде принимал участие в церковной жизни. Теперь же после блистательного доклада на епархиальном съезде Ташкенского братства и предложения епископа Ташкентского Иннокентия принять сан священника, он незамедлительно согласился.

Не прерывая ни врачебную, ни преподавательскую практику, в 1921 году Валентин Феликсович был посвящён сначала в чин дьякона, затем – иерея, по воскресеньям нёс службу в местном храме под именем отца Валентина, взяв на себя обязанность читать проповеди. Для такого поступка во времена красного террора надо было обладать безграничной смелостью.

В университете отец Валентин стал появляться в священническом облачении, также, как и на межобластных совещаниях врачей. В больнице же он находился в белом халате. Но повсюду теперь висели иконы, и перед каждой операцией хирург молился, крестил ассистентов, медсестёр и больного. Однажды по приказу властей икону из операционной убрали, тогда священник покинул больницу, сказав, что вернётся только если икону вернут на прежнее место. Если бы в больницу с тяжёлым диагнозом не поступила жена партийного начальника, возможно он бы не вернулся. Поскольку же больная заявила, что операцию, которой требовало её состояние, она доверяет только Войно-Ясенецкому, пришлось действительно вернуть икону.

Лука войно ясенецкий ударениеСвятитель Лука Войно-Ясенецкий на службе

Летом 1921 года в самый разгар жары в больницу университета из Бухары было доставлено много раненых красноармейцев, которых принимал единственный дежуривший врач, не успевший осмотреть всех. Через сутки под повязками некоторых раненных образовались личинки мух. Распространился слух, что врачи специально гноят красноармейцев, а под повязками ползают черви. Срочно созванная следственная комиссия постановила арестовать всех врачей, включая декана медицинского факультета профессора П. П. Ситковского. На революционный суд, где обвинителем выступал сам глава ташкентского ЧК Я.Х.Петерс, вызвали экспертов из других лечебных учреждений, в числе которых оказался и профессор Войно-Ясенецкий. После его убедительного выступления на суде, врачей приговорили к длительному заключению вместо расстрела, однако через месяц допустили к работе, а через два – сняли все обвинения.

В 1923 году по всей России проводилось реформирование православной церкви с целью разрушения её канонов. Сформированное под руководством ГПУ Высшее Церковное Управление приписывало епархиям присоединиться к обновленческому движению. Епископ Иннокентий вынужден был покинуть Ташкент. Тогда управление епархией взял на себя отец Валентин с протоиереем Михаилом Андреевым, сумев объединить местное духовенство, принявшее сторону канонического патриарха Тихона.

В конце года отец Валентин принял подстриг в монахи. Епископ Уфимский Андрей, специально прибывший из ссылки для исполнения этого таинства с тем, чтобы затем возвести Войно-Ясенецкого в сан епископа, дал ему имя врача и апостола Луки. Для присвоения епископского сана требовалось участие трёх сановников церкви, поэтому новоявленный монах тайно отправился в Пенджикент, где отбывали ссылку епископ Волховский Даниил и епископ Суздальский Василий. 31 мая 1923 года Войно-Ясенецкий стал епископом Барнаульским.

Лука войно ясенецкий ударениеЛука Войно-Ясенецкий пишет за столом

Ввиду невозможности скорого переезда в Барнаул, по просьбе епископа Андрея он возглавил Туркенстанскую иепархию. В новой должности 3 июня он отслужил свою единственную воскресную всенощную литургию. На следующий день студенты Ташкентского университета устроили митинг, требуя увольнения профессора медицины в сане епископа. Руководство университета встало на его защиту, но Войно-Ясенецкий уволился сам.

6 июня в «Туркенстанской правде» была напечатана обвинительная статья «Воровской архиепископ Лука». 10 июня сразу после Всенощного бдения он был арестован.

Годы тюрем и ссылок

Епископ Лука вместе с арестованным вместе с ним епископом Андреем и протоиреем Михаилом Андреевым подозревался в «контрреволюционной деятельности» и в сотрудничестве с англичанами. На одном из первых допросов Лука заявил, что революционные методы, к которым прибегают большевики для установления всеобщего равенства, противоречат Христианскому учению. В стенах Ташкентского ГПУ он написал завещание мирянам, где призывал их хранить верность патриарху Тихону и не вступать в сотрудничество с новой властью.

Епископа Луку и протоирея Михаила Андреева 9 июля 1923 года отпустили при условии их немедленного следования в Москву под юрисдикцию ГПУ. В канун отъезда в доме епископа всю ночь толпились прихожане, а при отправке поезда на следующий день сотни верующих легли на рельсы, пытаясь удержать священника в Ташкенте.

Лука войно ясенецкий ударение

В Москве епископ, отметившись в ГПУ на Лубянке, за предоставленную ему неделю смог дважды встретиться с патриархом Тихоном и даже отслужил богослужение вместе с ним.

После продолжительного следствия через Таганскую тюрьму он был сослан в город Енисейск в Красноярском крае.

В Енисейске Войно-Яснецкому дозволили жить в частном доме и вести приём. Вскоре о чудесном поселенце узнал весь Енисейск. Он спасал больных, которые за месяц записывались на его приём, и проводил богослужения прямо у себя в доме, игнорируя обновленческие церкви.

В августе 1924 года епископа Луку переправили в Туруханск. По прибытии на новое место ссылки, он увидел толпу людей, стоящих на коленях и молящих о благословении. Известность и популярность сановника была очень велика. Председатель местного крайкома В.Я. Бабкин, обеспокоенный такой ситуацией в его ведомстве, предложил священнику отказаться от сана в обмен на сокращение срока и услышал отказ.

В единственной церкви Туруханского района, которая находилась в закрытом мужском монастыре, он регулярно совершал богослужения, чем не давал покоя Бабкину. А после того, как супруга председателя крайкома привела на приём к Валентину Феликсовичу их сына Атома, чьё имя крайне удивило сановника – он посмеялся над странной фантазией родителей и насмешливо спросил, почему не назвали поленом или окном, Бабкин совершенно разозлился и написал заявление в ГПУ. В заявлении епископ обвинялся в подрывной реакционной деятельности.

На заявление немедленно среагировали и взяли со священника подписку об отказе от богослужений, проповедей и любых других выступлений. Бабкин лично настоял на том, чтобы единственному хирургу района запретили благословлять своих пациентов. После этого Войно-Яснецкий уволился из больницы. Несмотря на то, что районный отдел здравоохранения стал хлопотать об отмене этих ограничений, Енисейский отдел ГПУ решил отправить антисоветчика за Полярный круг – в глухую деревню Плахино в низовьях Енисея.

Условия в деревне Плахино оказались совершенно нечеловеческими – окна избы ничем не были заделаны, на полу в тех местах, где дуло из щелей, всё время лежал снег, который никогда не таял. Хорошо, что нашлось несколько оленьих шкур, и жители стана иногда приносили немного дров. Но даже в таких обстоятельствах Войно-Яснецкий не оставлял свой научный труд, крестил детей и проповедовал.

В апреле 1925 года его вернули в Туруханск – этого потребовали возмущенные крестьяне после смерти одного больного, которого некому было оперировать. Их требование было подкреплено вилами, косами и топорами, с которыми они ворвались в Туруханский сельсовет.

В конце ноября пришло, наконец, долгожданное постановление об освобождении. 4 декабря 1925 года епископа провожали все прихожане Туруханска.

Лука войно ясенецкий ударениеКарточка Луки Войно-Ясенецкого

В Ташкенте, куда он вернулся, из всех храмов, пригодных к посещению, к тому времени сохранилась только церковь Сергия Радонежского. Но в ней служили обновленцы. Епископ Лука отказался освящать эту церковь, чем навлёк на себя проклятие протоирея Михаила Андреева и недовольство местоблюстителя Сергия, митрополита Московского. Епископа пытались отправить в какое-нибудь захолустье. По совету митрополита Новгородского Арсения он написал прошение об увольнении и был отпущен.

Ни в городскую, ни университетскую больницу Войно-Яснецкий не вернулся, а занялся частной практикой. Через его волшебные руки за месяц проходило до четырёх сотен больных. В то же время он закончил свою работу «Очерки гнойной хирургии» и отправил её на рецензирование в медицинское издательство, получив через год одобрение с незначительными рекомендациями по доработке.

Второй арест. Архангельская ссылка

В конце 1929 года отдел ГПУ сфабриковал против Войно-Яснецкого уголовное дело, а 6 мая 1930 года он был арестован и заключён в тюрьму Ташкента. В апреле 1931 года по решению особой комиссии его сослали в Северный край, где он сначала содержался в тюрьме Котласа, а затем переведён в Архангельск. Там осуждённый жил у знахарки Веры Вальновской, учился изготовлению лечебных мазей и вёл амбулаторный приём. Его несколько раз вызывали в Москву, снова предлагая отказаться от епископского сана, суля комфортную работу на хирургической кафедре. Священник всякий раз объяснял, что сана никогда не снимет.

После освобождения весной 1934 года Войно-Яснецкий поселился в Андижане. Он возглавил отделение Института неотложной помощи, по-прежнему оперировал и читал лекции. На свою беду врач подхватил лихорадку паппатачи, которая грозила ему потерей зрения. Пришлось выступить в роли пациента и делать операцию. Она мало что дала – Валентин Феликсович ослеп на один глаз.

Осенью 1934 года многолетний труд Войно-Яснецкого «Очерки гнойной хирургии» был издан. Книга приобрела мировую известность. Описанный в ней метод лечения гнойных ран помог спасти тысячи жизней во время Великой Отечественной войны.

В декабре 1936 года решением наркомата Узбекской ССР за многолетнюю деятельность хирурга учёному присвоили степень доктора медицинских наук.

Третий арест. Красноярская ссылка

Буквально через год священнику было предъявлено обвинение в создании контрреволюционной церковно-монашеской организации, в распространении клеветнических взглядов на партию и Иосифа Сталина, он обвинялся в вредительской деятельности, вплоть до убийства пациентов на операционном столе, и так далее. В жутком для многих 1937 году власти Советского Узбекистана основательно взялись за уничтожение представителей церкви. Следствию удалось вышибить признания о существовании контрреволюционной организации у проходивших по делу: епископа Евгения (Кобранова), епископа Бориса (Шипулина), епископа Валентина (Ляходского), иереев Михаила Андреева, Венедикта Багрянского и Ивана Середы.

Лука войно ясенецкий ударение

Во время третьего ареста к Войно-Яснецкому, как и к остальным священнослужителям, применили жесточайшую пытку 13-дневным допросом «конвейером», когда следователи сменяются, а заключённый остаётся без отдыха, пищи и сна. Его били сапогами и содержали в ужасающих условиях. Несколько раз священник объявлял голодовку. Однажды он попробовал сымитировать самоубийство – перерезать себе крупную артерию, чтобы попасть в лазарет и передохнуть от издевательств.

На допросах епископ подтвердил, что является идейным врагом Советской власти из-за её кровавых методов установления справедливости, из-за того, что разрушаются церкви. Признательный протокол непосредственно по делу он подписал после многодневных пыток, находясь в измождённом, отсутствующем состоянии. Контрреволюционную деятельность Войно-Яснецкого подтвердили его бывшие коллеги по Ташкентскому институту Г.А. Ротенберг, М.И.Слоним и Р.Федермессер.

Приговором суда епископ был сослан в Сибирь на пять лет. Он жил и работал хирургом в местечке Большая Мурта Красноярского края. С началом Великой Отечественной войны его привлекли к лечению раненных. Войно-Ясенецкий стал консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакуационного госпиталя № 1515 в Красноярске. Он делал по три-четыре операции в день, что привело к развитию неврастении. Несмотря не на что, священник молился каждый день в пригородном лесу Красноярска, поскольку церквей к тому времени больше не осталось. В своём письме сыну он тогда написал: «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу».

В 1943 году в небольшом селе Николаевка под Красноярском открылась церковь. После мучительных шестнадцати лет без прихода, святитель был назначен архиепископом Красноярским, а через год – архиепископом Тамбовским и Мичуринским.

Тамбовская кафедра

Вместе с военным госпиталем в феврале 1944 года священнослужитель переехал в Тамбов и взошёл на архиепископскую кафедру. Единственным храмом, открывшимся незадолго до его приезда, была городская Покровская церковь, которая не была обеспечена предметами богослужения. С помощью прихожан епископу удалось обжить эту церковь и сделать ещё очень много для возрождения религиозной жизни в Тамбове. К началу 1946 году он организовал 24 прихода в области, установил правила покаяния для священников-обновленцев, посвятил многих прихожан в священники и создал архиерейский хор. Предполагалось открытие кафедрального Спасо-Преображенского собора, воскресных просветительских школ для взрослых, но эти светлые идеи были отвергнуты Сенодом. За неполные два года под руководством архиепископа Луки на нужды фронта было перечислено около миллиона рублей. В декабре 1945 года за помощь Родине он был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Лука войно ясенецкий ударениеАрхиепископ Лука Войно-Ясенецкий на кафедре в Тамбове

В феврале 1946 года постановлением СНК СССР за научные разработки в области медицины профессор Войно-Яснецкий был удостоен Сталинской премии. Из 200 тысяч рублей премии 130 тысяч он перечислил в помощь детским домам.

В мае 1946 года Указом Патриарха архиепископ был переведён в Симферополь.

Крымская кафедра

В этот период учёный опубликовал много статей о внешней политике, с осуждением отнёсся к политике США, к поведению католического духовенства, явно сочувствующему фашизму. В нескольких статьях Святитель выразил своё одобрение политики невмешательства правительства СССР во внутренние дела Церкви.

В 1947 году Войно-Яснецкий стал консультантом Симферопольского военного госпиталя. В 1949 году он начал работу над вторым изданием «Регионарной анестезии», которое не успел закончить, а также над третьим изданием «Очерков гнойной хирургии», изданным в 1955 году.

Лука войно ясенецкий ударение

Лука войно ясенецкий ударение

Лука войно ясенецкий ударение

Когда архиепископ полностью ослеп, он не утратил бодрости духа, не потерял способности приходить в храм, участвовать в богослужении и проповедовать.

Личная жизнь

В военно-полевом госпитале Читы Валентин Феликсович познакомился со своей будущей женой, сестрой милосердия, Анной Васильевной Ланской. Сотрудники госпиталя называли её «святой сестрой» за кротость, добрый нрав и убеждённую приверженность христианской вере. Отказав двум докторам, искавшим её руки и сердца, Анна Васильевна собиралась уже давать обет безбрачия, когда на её пути встретился Войно-Яснецкий, которому удалось покорить её сердце.

Венчание состоялось в 1904 году в Читинской церкви Михаила Архангела, известной под названием «Церкви декабристов». Ланская стала верной опорой Войно-Яснецкого не только в семейной жизни, но и в его врачебной практике.

В 1907 году уже в Фатеже у супругов родился сын Михаил. В дальнейшем семья переехала к родным Анны в Золотоношу. Там у них родилась дочь Елена.

Лука войно ясенецкий ударениеЛука Войно-Ясенецкий с семьей

Когда Войно-Ясенецкий уехал в Москву и работал над своей диссертацией, семья осталась в Золотоноше. Он не мог их забрать по финансовым соображениям.

Лишь с получением места главного врача больницы Переславль-Залесского в 1910 году, это стало возможным. В канун переезда родился сын Алексей, а в 1913 году в семье появился четвёртый ребёнок – Валентин.

Весной 1916 года Валентин Феликсович обнаружил у жены признаки туберкулёза лёгких. Именно из-за этого он согласился на должность главного врача Ташкентской городской больницы. Считалось, что сухой южный климат благотворно должен повлиять на здоровье Анны Васильевны.

Первый арест мужа в 2019 году спровоцировал ускоренное развитие болезни супруги профессора и в конце октября она скончалась. В ночь перед несчастьем он впрыскивал ей морфий, чтобы хоть немного облегчить страдания. Двое суток после кончины возлюбленной супруги Войно-Ясенецкий читал над её гробом Псалтирь.

Валентин Феликсович тяжело перенёс кончину своей супруги. И только вера в Бога и монашество помогли ему пережить эту утрату.

Все дети, внуки и правнуки Войно-Яснецкого стали медиками.

Смерть

Святитель Лука скончался в Симферополе 11 июня 1961 года, в воскресенье, в день Всех святых, в земле Российской просиявших.

Лука войно ясенецкий ударениеПохороны архиепископа Луки Войно-Ясенецкого

Власти запретили пешую похоронную процессию. Они подогнали автобусы, которые, чтобы не привлекать внимание, должны были ехать по окраине Симферополя. Но никто из прихожан в эти автобусы не сел. Люди плотным кольцом окружили катафалк так, что он не мог быстро двигаться, затем они взялись за борт машины и всё равно получилась пешая процессия. Когда водитель катафалка попробовал свернуть на окружную дорогу, многие из прихожан легли на дорогу. В центре города процессия пополнилась новыми людьми. Она продолжалась три часа и сопровождалась молитвой «Святый Боже».

Лука войно ясенецкий ударениеПамятник архиепископу Луке Войно-Ясенецкому

Архиепископ Лука был похоронен на Первом Симферопольском кладбище. В 1995 году определением Синода Украинской Православной Церкви он был причислен к лику местночтимых святых. После прославления священноисповедника Луки Русской Православной Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских, 22 ноября 1995 года его мощи были перенесены в Свято-Троицкий Собор. Прежняя могила Луки также почитаема верующими.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

📽️ Видео

Живой могучий голос Великого Святителя Луки Войно-ЯсенецкогоСкачать

Живой могучий  голос Великого Святителя Луки Войно-Ясенецкого

Чудо с иконой Свт. Луки Войно-ЯсенецкогоСкачать

Чудо с иконой Свт. Луки Войно-Ясенецкого

Святитель Лука Войно-ЯсенецкийСкачать

Святитель  Лука Войно-Ясенецкий

Д/ф "Дорога святителя Луки"Скачать

Д/ф "Дорога святителя Луки"
Поделиться или сохранить к себе: