Лойко зобар ударение в фамилии

Содержание
  1. Лойко Зобар — характеристика, образ, описание | Рассказ «Макар Чудра»
  2. Лойко Зобар — характеристика, образ, описание в рассказе «Макар Чудра»
  3. Фонетический разбор слова «зобар»
  4. Фонетический разбор «зобар»:
  5. «Зобар»
  6. Характеристики звуков
  7. Смотрите также:
  8. Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
  9. Морфологический разбор слова «зобар»
  10. Фонетический разбор слова «зобар»
  11. Карточка «зобар»
  12. Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
  13. Что такое фонетический разбор?
  14. Фонетическая транскрипция
  15. Как сделать фонетический разбор слова?
  16. Пример фонетического разбора слова
  17. Фонетика и звуки в русском языке
  18. Гласные звуки в словах русского языка
  19. Фонетика: характеристика ударных гласных
  20. Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
  21. Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
  22. При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
  23. Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
  24. Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
  25. Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
  26. Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
  27. Позиционное оглушение/озвончение
  28. Мягкие согласные в русском языке
  29. Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
  30. Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
  31. Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
  32. «Макар Чудра» — краткое содержание рассказа Максима Горького
  33. Создание произведения
  34. Жанр и направление
  35. Композиция и конфликт рассказа
  36. Сюжетная линия
  37. Характеристики главных героев
  38. Темы и проблематика
  39. Позиция писателя

Видео:«Хочется, чтобы ребята получали удовольствие». «Записки тренера»: Алексей ЗаварухинСкачать

«Хочется, чтобы ребята получали удовольствие». «Записки тренера»: Алексей Заварухин

Лойко Зобар — характеристика, образ, описание | Рассказ «Макар Чудра»

Лойко зобар ударение в фамилии
Лойко и Радда.
Художник А. М. Лаптев

Молодой удалой цыган Лойко Зобар является одним из центральных персонажей рассказа «Макар Чудра».

Видео:"Своими Глазами" Плющев - Бои за Донецкий аэропорт Сергей Лойко и Тимур ОлевскийСкачать

"Своими Глазами" Плющев - Бои за Донецкий аэропорт  Сергей Лойко и Тимур Олевский

Лойко Зобар — характеристика, образ, описание в рассказе «Макар Чудра»

«Был на свете Зобар, молодой цыган, Лойко Зобар.»

О внешности Лойко известно следующее:

«Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце, ей‑богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем. Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь!»

«Зубами скрипит, дергая себя за ус, Лойко, очи темнее бездны смотрят. «

«. Зобар бросил наземь шапку, да и говорит. «

«На лицо его пали кудри, и не видно было его лица.»

«. Лойко Зобар; его лицо завесили пряди густых черных кудрей. «

«. море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган – Лойко Зобару и Радде. «

«. и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой.»

Лойко является очаровательным, обаятельным человеком. Его взгляд пленит душу любого человек. Рядом с ним другой человек сам становится лучше. Таких хороших людей, как Лойко, мало, по мнению Макара Чудры:

«Будь я проклят, коли я его не любил уже, как себя, раньше, чем он мне слово сказал или просто заметил, что и я тоже живу на белом свете!

Вот, сокол, какие люди бывают! Взглянет он тебе в очи и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а еще и гордо для тебя. С таким человеком ты и сам лучше становишься. Мало, друг, таких людей! Ну, так и ладно, коли мало. Много хорошего было бы на свете, так его и за хорошее не считали бы.» (Макар о Лойко)

«И все таборы его знали или слыхали о нем.»

«Вся Венгрия, и Чехия, и Славония, и все, что кругом моря, знало его, – удалый был малый!»

«Вся Венгрия, и Чехия, и Славония, и все, что кругом моря, знало его, – удалый был малый! Не было по тем краям деревни, в которой бы пяток‑другой жителей не давал богу клятвы убить Лойко, а он себе жил, и уж коли ему понравился конь, так хоть полк солдат поставь сторожить того коня – все равно Зобар на нем гарцевать станет!»

По словам Радды, Лойко является самым красивым и удалым мужчиной, которого она знала:

«– Видала я молодцов, а ты удалей и краше их душой и лицом. Каждый из них усы себе бы сбрил – моргни я ему глазом, все они пали бы мне в ноги, захоти я того. Но что толку? Они и так не больно‑то удалы, а я бы их всех обабила. Мало осталось на свете удалых цыган, мало, Лойко.»

«Эге! разве он кого боялся? Да приди к нему сатана со всей своей свитой, так он бы, коли б не пустил в него ножа, то наверно бы крепко поругался, а что чертям подарил бы по пинку в рыла – это уж как раз!»

Лойко легко относится к деньгам. Когда он продает своего очередного коня, он, не задумываясь, раздает деньги окружающим:

Лойко является хорошим парнем:

«Стоят два человека и зверями смотрят друг на друга, а оба такие хорошие, удалые люди.»

Лойко является хорошим товарищем по табору:

Он мудр, как старик. Он все знает. Он владеет грамотой русского языка, а также понимает мадьярский (венгерский) язык:

Лойко является отличным рассказчиком. Его можно слушать бесконечно:

Он прекрасно играет на скрипке. От его музыки кровь загорается в жилах. Лойко играет на скрипке так, как никто на свете не играет. Его прекрасная музыка способна превратить людей в рабов. С помощью музыки он мог бы делать с людьми что угодно:

Лойко прекрасно поет:

История любви Лойко и Радды

Однажды молодой цыган Лойко Зобар приезжает в табор Макара Чудры, главного героя. Лойко обращает внимание на красавицу-цыганку Радду. Лойко остается жить в этом таборе и пытается завоевать сердце красавицы. Однако Радда не поддается на его чары, ведет себя высокомерно и насмехается над ним:

Лойко признается, что знал многих женщин, но только Радда смогла затронуть его сердце так сильно. Радда же, выслушав это, взмахивает кнутом и сбивает Лойко с ног, так что тот падает:

Радда посмеивается над Лойко, задевая его самолюбие:

Иногда по ночам влюбленный Лойко уходит в степь и играет на скрипке. Его скрипка как будто плачет по свободе, которую молодой человек может потерять из-за любви:

Однажды Радда признается Лойко в любви. Он заявляет, что станет его женой, если Лойко откажется от свободы и будет принадлежать только ей. Для этого Лойко должен поклониться ей в ноги перед всем табором и поцеловать руку. У цыган не принято выдвигать такие требования. Радда ставит молодого человека перед тяжелым выбором или она, или свобода:

Для Лойко требования Радды оказываются невыносимыми. Он глубоко страдает из-за необходимости выбрать что-то одно:

Лойко так переживает, что за эту ночь страшно худеет:

На следующий день Лойко объявляет табору, что любит Радду больше своей свободы, поэтому он готов расстаться со свободой ради возлюбленной. Радда строго указывает ему на ноги и требует, чтобы тот поклонился. Весь табор жалеет Лойко, всем стыдно и грустно за его унижение:

Вдруг Лойко начинает смеяться. Он объявляет, что хочет проверить, насколько крепкое у Рады сердце. Он заранее просит прощения у табора, а затем ударяет Радду ножом в грудь. Радда говорит, что предвидела такой исход. Девушка умирает на месте:

Лойко падает к ногам Радды и припадает к ним губами:

Отец Радды Данило хватает нож и убивает Лойко Зобара:

«Что ты скажешь в таком деле, сокол? То‑то! Нур сказал было: «Надо связать его. » Не поднялись бы руки вязать Лойко Зобара, ни у кого не поднялись бы, и Нур знал это. Махнул он рукой, да и отошел в сторону. А Данило поднял нож, брошенный в сторону Раддой, и долго смотрел на него, шевеля седыми усами, на том ноже еще не застыла кровь Радды, и был он такой кривой и острый. А потом подошел Данило к Зобару и сунул ему нож в спину как раз против сердца. Тоже отцом был Радде старый солдат Данило!

– Вот так! – повернувшись к Даниле, ясно сказал Лойко и ушел догонять Радду.

А мы смотрели. Лежала Радда, прижав к груди руку с прядью волос, и открытые глаза ее были в голубом небе, а у ног ее раскинулся удалой Лойко Зобар. На лицо его пали кудри, и не видно было его лица.»

Видео:ПОЧЕМУ МИКЛУХО-МАКЛАЙ ПРЕДПОЧИТАЛ ПАПУАСОВ РУССКИМ? Лекция историка Александра ПалияСкачать

ПОЧЕМУ МИКЛУХО-МАКЛАЙ ПРЕДПОЧИТАЛ ПАПУАСОВ РУССКИМ? Лекция историка Александра Палия

Фонетический разбор слова «зобар»

Видео:Перестали восстанавливаться движения в руке после инсульта. Находим проблему и исправляем.Скачать

Перестали восстанавливаться движения в руке после инсульта. Находим проблему и исправляем.

Фонетический разбор «зобар»:

Видео:Пётр Звонов и Макар Светлый - дебаты о Поппере и диалектикеСкачать

Пётр Звонов и Макар Светлый - дебаты о Поппере и диалектике

«Зобар»

Видео:Валерий Рашкин признался что убил лосяСкачать

Валерий Рашкин признался что убил лося

Характеристики звуков

Видео:Если у вас все в порядке с логикой и смекалкой, то вы с легкостью преодолеете это коварное задание:Скачать

Если у вас все в порядке с логикой и смекалкой, то вы с легкостью преодолеете это коварное задание:

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»

Морфологический разбор слова «зобар»

Фонетический разбор слова «зобар»

Карточка «зобар»

Видео:Разбор речи Фиделя Кастро "История меня оправдает"" с Игорем Лужецким и Дмитрием БруемСкачать

Разбор речи Фиделя Кастро "История меня оправдает"" с Игорем Лужецким и Дмитрием Бруем

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Аа«а»Бб«бэ»Вв«вэ»Гг«гэ»
Дд«дэ»Ее«е»Ёё«йо»Жж«жэ»
Зз«зэ»Ии«и»Йй«й»Кк«ка»
Лл«эл»Мм«эм»Нн«эн»Оо«о»
Пп«пэ»Рр«эр»Сс«эс»Тт«тэ»
Уу«у»Фф«эф»Хх«ха»Цц«цэ»
Чч«чэ»Шш«ша»Щщ«ща»ъ«т.з.»
Ыы«ы»ь«м.з.»Ээ«э»Юю«йу»
Яя«йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Видео:Приступ стенокардии - народные целители рекомендуютСкачать

Приступ стенокардии - народные целители рекомендуют

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч’о́рный’]
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар’]
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Видео:Учимся вставать с опорой на трость после инсульта.Скачать

Учимся вставать с опорой на трость после инсульта.

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Видео:Лжец Михаил Финкель опозорил своего деда. (02.02.24)Скачать

Лжец Михаил Финкель опозорил своего деда. (02.02.24)

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Видео:Как Правильно Поставить ЗЕРКАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ После Чистки ВоскомСкачать

Как Правильно Поставить ЗЕРКАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ После Чистки Воском

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Видео:Полкоманды из одного клуба, Мама Джой и проклятие фаворитов / Интервью с главой футбола ЮАРСкачать

Полкоманды из одного клуба, Мама Джой и проклятие фаворитов / Интервью с главой футбола ЮАР

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Видео:Лао-Цзы. Цитаты, Которые Хочется Слушать и Переслушивать! Каждое Слово - ЗОЛОТО! #цитатыСкачать

Лао-Цзы. Цитаты, Которые Хочется Слушать и Переслушивать! Каждое Слово - ЗОЛОТО! #цитаты

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’ у ´сл’и], ключ [кл’ у ´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Видео:Будущее МоуриньюСкачать

Будущее Моуринью

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа д о ‘ма].
  • Новые дома [но’выэ д а ма’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [г о ‘ры] — [г а ра’];
  • он — онлайн = [ о ‘н] — [ а нла’йн]
  • свид е т е льница = [св’ид’ э ‘т’ и л’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
  • е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

Видео:Ярослав Нилов: ЛДПР добьется наказания за опасное вождениеСкачать

Ярослав Нилов: ЛДПР добьется наказания за опасное вождение

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [ йо´ жыц:а], ёлочный [ йо´ лач’ный], ёжик [ йо´ жык], ёмкость [ йо´ мкаст’];
    • — ювелир [ йув ’ил’и´р], юла [ йу ла´], юбка [ йу´ пка], Юпитер [ йу п’и´т’ир], юркость [ йу ´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [ йэ´ л’], езжу [ йэ´ ж:у], егерь [ йэ´ г’ир’], евнух [ йэ´ внух];
    • — яхта [ йа´ хта], якорь [ йа´ кар’], яки [ йа´ ки], яблоко [ йа´ блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — пр иё мник [пр’ийо´мн’ик], п оё т [пайо´т], кл юё т [кл’у йо ´т];
    • — аю рведа [а йу р’в’э´да], п ою т [па йу ´т], тают [та´ йу т], каюта [ка йу ´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад йу ‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’ йу´ ], деревья [д’ир’э´в’ йа ], друзья [друз’ йа´ ], братья [бра´т’ йа ], обезьяна [аб’из’ йа´ на], вьюга [в’ йу´ га], семья [с’эм’ йа´ ]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
    • лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’ йи н’и´т], изъявить [из йи в’и´т’], объявление [аб йи вл’э´н’ийэ], съедобный [с йи до´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’ йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’ йи’ х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’ йи ], нет семьи [с’им’ йи´ ], судьи [су´д’ йи ], ничьи [н’ич’ йи´ ], ручьи [руч’ йи´ ], лисьи [ли´с’ йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павил ьо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтал ьо н, шампин ьо н, шин ьо н, компан ьо н, медал ьо н, батал ьо н, гил ьо тина, карман ьо ла, мин ьо н и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [ж о´ лтый], шёлк [ш о´ лк], целый [ц э´ лый], рецепт [р’иц э´ пт], жемчуг [ж э´ мч’ук], шесть [ш э´ ст’], шершень [ш э´ ршэн’], парашют [параш у´ т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’ о´ фка], лёгкий [л’ о´ хк’ий], опёнок [ап’ о´ нак], актёр [акт’ о´ р], ребёнок [р’иб’ о´ нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’ э´ н’], зеркало [з’ э´ ркала], умнее [умн’ э´ йэ], конвейер [канв’ э´ йир];
    • я – [а]: котята [кат’ а´ та], мягко [м’ а´ хка], клятва [кл’ а´ тва], взял [вз’ а´ л], тюфяк [т’у ф’ а´ к], лебяжий [л’иб’ а´ жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’ у´ ф], людям [л’ у´ д’ам ], шлюз [шл’ у´ с], тюль [т’ у´ л’], костюм [кас’т’ у´ м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [ат э´ л’], бретелька [бр’ит э´ л’ка], тест [т э´ ст], теннис [т э´ н:ис], кафе [каф э´ ], пюре [п’ур э´ ], амбре [амбр э´ ], дельта [д э´ л’та], тендер [т э´ ндэр], шедевр [шэд э´ вр], планшет [планш э´ т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — з е рно [з’ и рно´], з е мля [з’ и мл’а´], в е сёлый [в’ и с’о´лый], зв е нит [з’в’ и н’и´т], л е сной [л’ и сно´й], м е телица [м’ и т’е´л’ица], п е ро [п’ и ро´], прин е сла [пр’ин’ и сла´], в я зать [в’ и за´т’], л я гать [л’ и га´т’], п я тёрка [п’ и т’о´рка]

Видео:🏆 Вольный VS 100 Вешалок | УНИЧТОЖЕНИЕ🪝Скачать

🏆 Вольный VS 100 Вешалок | УНИЧТОЖЕНИЕ🪝

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: б анан — б елка,
    • [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
    • [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
    • [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
    • [з] — [з’]: з вон — з ефир,
    • [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
    • [л] — [л’]: л одка — л юкс,
    • [м] — [м’]: м агия — м ечты,
    • [н] — [н’]: н овый — н ектар,
    • [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
    • [р] — [р’]: р омашка — р яд,
    • [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
    • [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
    • [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
    • [х] — [х’]: х орек — х ищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Видео:Барнаулец Иван Тимонин знает, как воспитать хаски чемпионамиСкачать

Барнаулец Иван Тимонин знает, как воспитать хаски чемпионами

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
  • перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ н’з ’ийа], рецензия [р’ицеэ н’з ’ийа], пенсия [пэ н’с’ ийа], ве [н’з’] ель, лице́ [н’з’] ия, ка [н’д’] идат, ба [н’д’] ит, и [н’д’] ивид, бло [н’д’] ин, стипе [н’д’] ия, ба [н’т’] ик, ви [н’т’] ик, зо [н’т’] ик, ве [н’т’] илъ, а [н’т’] ичный, ко [н’т’] екст, ремо [н’т’] ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стака нч ик [стака′н’ч’ик], сме нщ ик [см’э′н’щ’ик], по нч ик [по′н’ч’ик], каме нщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульва рщ ина [бул’ва′р’щ’ина], бо рщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жи знь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» — как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [ щ’: о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’э щ’ ч’ исла´], с чем-то [ щ’ч’ э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ ч’: ик], моло дч ик [мало´ ч’: ик], о тч ёт [а ч’: о´т].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:] : счастье [ щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’и щ’: а´н’ик], разносчик [разно´ щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:] : резчик [р’э´ щ’: ик], грузчик [гру´ щ’: ик], рассказчик [раска´ щ’: ик];
  • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [му щ’: и´на];
  • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′ щ’: итый];
  • стч → [щ’:] : жёстче [жо´ щ’: э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´ щ’: ик], бороздчатый [баро´ щ’: итый];
  • сщ → [щ’:] : расщепить [ра щ’: ип’и′т’], расщедрился [ра щ’: э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’] : отщепить [а ч’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [а ч’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ ч’щ’ этна], тщательно [ ч’щ’ ат’эл’на];
  • тч → [ч’:] : отчет [а ч’: о′т], отчизна [а ч’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ ч’: и′тый];
  • дч → [ч’:] : подчёркивать [па ч’: о′рк’иват’], падчерица [па ч’: ир’ица];
  • сж → [ж:] : сжать [ ж: а´т’];
  • зж → [ж:] : изжить [и ж: ы´т’], розжиг [ро´ ж: ык], уезжать [уйи ж: а´т’];
  • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ ш: ый], расшитый [ра ш: ы´тый];
  • зш → [ш:] : низший [н’и ш: ы′й]
  • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [ шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [ шт о н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’и ч’т а´т’ил’], почта [по´ ч’т а], предпочтение [пр’итпа ч’т ’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´ шн а′], скучно [ску´ шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´за ч’н ый], дачный [да´ ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн] : ме стн ый [м’э´ сн ый], тростник [тра с’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов ле стн ица, че стн ый, изве стн ый, радо стн ый, гру стн ый, уча стн ик, ве стн ик, нена стн ый, яро стн ый и прочих;
    • стл → [сл] : сча стл ивый [щ’:а сл ’и´вый’], сча стл ивчик, сове стл ивый, хва стл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск] : гига нтск ий [г’ига´ нск ’ий], аге нтск ий, президе нтск ий;
    • стьс → [с:] : ше стьс от [шэ с: о´т], взъе стьс я [взйэ´ с: а], кля стьс я [кл’а´ с: а];
    • стс → [с:] : тури стс кий [тур’и´ с: к’ий], максимали стс кий [макс’имал’и´ с: к’ий], раси стс кий [рас’и´ с: к’ий], бе стс еллер, пропаганди стс кий, экспрессиони стс кий, индуи стс кий, карьери стс кий;
    • нтг → [нг] : ре нтг ен [р’э нг ’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыба ться [улыба´ ц: а], мы ться [мы´ ц: а], смотри тся , сгоди тся , поклони ться , бри ться , годи тся ;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: де тс кий [д’э´ ц к’ий], бра тс кий [бра´ ц кий];
    • тс → [ц:] / [цс] : спор тс мен [спар ц: м’э´н], о тс ылать [а цс ыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: бра тц а [бра´ ц: а], о тц епить [а ц: ып’и´т’], к о тц у [к а ц: у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн] : по здн ий [по´ з’н’ ий], звё здн ый [з’в’о´ зн ый], пра здн ик [пра′ з’н ’ик], безвозме здн ый [б’извазм’э′ зн ый];
    • ндш → [нш] : му ндш тук [му нш ту´к], ла ндш афт [ла нш а´фт];
    • ндск → [нск] : голла ндск ий [гала´ нск ’ий], таила ндск ий [таила´ нск ’ий], норма ндск ий [нарма´ нск ’ий];
    • здц → [сц] : под у здц ы [пад у сц ы´];
    • ндц → [нц] : голла ндц ы [гала´ нц ы];
    • рдц → [рц] : се рдц е [с’э´ рц э], се рдц евина [с’и рц ыв’и´на];
    • рдч → [рч’] : се рдч ишко [с’э рч ’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: по дц епить [па ц: ып’и´т’], два дц ать [два´ ц: ыт’];
    • дс → [ц] : заво дс кой [зава ц ко´й], ро дс тво [ра ц тво´], сре дс тво [ср’э´ ц тва], Кислово дс к [к’иславо´ ц к];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц] : со лнц е [со´ нц э], со лнц естояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здра вств уйте [здра´ ств уйт’э], чу вств о [ч’у´ ств а], чу вств енность [ч’у´ ств ’инас’т’], бало вств о [бала ств о´], де вств енный [д’э´ ств ’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

«Макар Чудра» — краткое содержание рассказа Максима Горького

Лойко зобар ударение в фамилии

Создание произведения

Алексей Пешков, известный под псевдонимом Максим Горький, написал своё первое произведение 1892 году. В то время он жил в провинциальном городе Тифлисе и работал в газете «Кавказ». «Макар Чудра», жанр которого — рассказ, стал первым литературным произведением Пешкова. Идея написать книгу возникла в результате частых и долгих бесед молодого Алексея с революционером-народником А. Калюжным.

Лойко зобар ударение в фамилии

Будущий писатель не был робким человеком, но не считал себя талантливым. В беседах он рассказывал революционеру о том, что видел и слышал. Однажды Калюжный взял его за плечи, повернул лицом к комнате, в которой лежали перо и бумага, и велел записать всё рассказанное. Так началась история создания «Макара Чудры». Алексей сделал заметки в форме дневника.

По настоянию Калюжного молодой писатель опубликовал произведение. Благодаря этому история о молодых цыганах стала известна читателям. Революционер стал настоящим проводником Максима Горького в мир литературы.

Рассказ назван по имени главного героя. В переводе с греческого языка «Макар» означает «счастливый», а фамилию цыган получил благодаря фантазии Горького. По некоторым данным, сначала писатель хотел назвать главного героя Марком, но потом решил, что это не самый удачный вариант для читательского восприятия. Литературоведы считают, что «Чудра» может быть отсылкой к слову «чудо», этот индивидуально-авторский неологизм должен был подчеркнуть динамику и остроту сюжета.

Жанр и направление

Как и другие произведения Максима Горького, созданные на заре творческой деятельности, рассказ «Макар Чудра» наполнен атмосферой романтизма. Автор передаёт читателю свои размышления о смысле жизни, свободе и высоких идеалах. Для этого используется интересный приём: главный герой, который предстаёт мудрым пожилым человеком, повествует о событиях наивному юноше. Кроме изложения фактов собеседник показывает, как он относится к истинным ценностям. Всё это происходит ненавязчиво, без нравоучений.

Рассказ по объёму небольшой, поэтому лучше читать его целиком, а не в сокращении. После знакомства с произведением читатель не может не задуматься о том, что же является главным в судьбе. Кто-то находит счастье в оседлом образе жизни, а кому-то милее воля и просторы. Герои произведения «Макар Чудра» не задумываются об этом, они просто живут, отдаваясь порывам страсти, и следуют туда, куда позовёт сердце. Их мировоззрение позволяет не только ощущать свободу от условностей, но и умереть ради воли.

Композиция и конфликт рассказа

Композиционный приём «рассказ в рассказе» используется тогда, когда нужно вызвать у читателя ощущение полной достоверности изложения. Рассказчик делится с собеседником тем, что пережил сам, и предстаёт перед читателем личностью с характером, судьбой и определённым мировоззрением. Доверительная интонация заставляет поверить, что герой рассказа разговаривает с самим читателем. Действующие лица:

Лойко зобар ударение в фамилии

  • Макар Чудра;
  • автор (от его лица ведётся повествование);
  • Нонка;
  • Данило;
  • Лойко;
  • Радда;
  • старый магнат.

Основа сюжетной линии — легенда о красивом цыгане Лойко Зобаре. Макар рассказывает историю, дополняя её своими рассуждениями. Он говорит собеседнику, что не стоит отдаваться любви, так как из-за этого можно потерять волю. Произведение начинается и заканчивается романтическим описанием моря, что позволяет закольцевать композицию. Затем Макар начинает свой рассказ, описывая характер и воровскую деятельность Зобара.

Постепенно пересказ событий переходит к завязке и кульминации. Финал текста — трагическое завершение истории любви Лойко и Радды. Когда Макар заканчивает повествование, герой устремляет взор на море и представляет себе, как по нему плывут влюбленные. Картину дополняет усилившийся дождь, который вместе с морской стихией как бы исполняет гимн паре свободолюбивых цыган.

Лойко зобар ударение в фамилии

В основе главного конфликта — противостояние между рабством и свободой, покорностью и волей. Рассказ ведётся от лица человека, которому ближе оседлый образ жизни, но повествует он о кочевых людях, превыше всего ценящих внешнюю и внутреннюю независимость. Для цыган материальные ценности значат мало, им важнее оставаться свободными от оков цивилизации, сохраняя при этом гордость, честь и чувство собственного достоинства.

Полюбив Радду, но не сумев её покорить, Лойко столкнулся с необходимостью разрешить внутреннее противоречие. С одной стороны — безудержная страсть и обещание горячих ласк, с другой — воля. Бунтарская душа Лойко не была готова к такому сложному выбору, ведь покорность для него означала потерю самого себя. Гордая и удалая Радда тоже не сумела поставить любовь выше свободы.

Гибель двух молодых людей показана так ярко, что не может не вызвать восхищения. Для окружающих они навсегда остались влюблёнными и свободными, что и стало поводом для рождения легенды.

Сюжетная линия

В первой части произведения Макар рассуждает о том, какие бывают люди, в чём их предназначение и как, по его мнению, нужно жить. Затем до собеседников доносится сильный и звучный голос красавицы Нонки — дочери старика. Это становится поводом к началу размышлений о любви, которая не всегда приносит счастье, а часто заставляет человека становиться рабом своей страсти. Макар предлагает собеседнику послушать одну быль и обещает, что если тот её запомнит, сможет на всю жизнь остаться «вольной птицей».

Лойко зобар ударение в фамилии

Лойко Зобар — красавец, удалец и любимец многих женщин. Любая была готова пойти за ним, но сердце молодого цыгана молчало. Встретив Радду, он понял, что только эта строптивая цыганка достойна быть его женой. Отец девушки дал разрешение на то, чтобы Лойко взял её в жёны, но только если сможет. Когда цыган стал просить руки девушки, она обвила его ноги кнутом, и молодой человек упал, ударившись затылком о землю.

Следующим сюжетным поворотом стало условие, поставленной Раддой. По её словам, выполнив это требования, Лойко сможет овладеть ею. Цыган должен был поклониться ей в ноги на глазах у всего табора. Такого унижения Лойко не мог стерпеть. Когда наступил кульминационный момент, он вонзил нож в сердце строптивой красавицы.

Никто не ожидал этого, ни у одного человека не поднялась рука, чтобы связать Лойко. Первым опомнился отец Радды — солдат Данило. Он подобрал нож, который умирающая дочь отбросила в сторону, посмотрел на кровь и вонзил клинок в спину Зобару. Этот поступок был не просто местью за гибель дочери. Глава семейства прекрасно понимал, что Лойко не сможет без Радды, как и она не хотела жить без него. Так влюблённые отправились на небеса, где, как считалось, соединяются души.

Характеристики главных героев

Первым Максим Горький описывает пожилого рассказчика — Макара Чудру. По возрасту это уже пожилой человек — ему 58 лет. Однако автор делает акцент на его внешнем виде: мощный, крепкий, как могучий дуб, и гордый своей силой.

Лойко зобар ударение в фамилии

С позиции мудрого учителя Макар ведёт с молодым человеком философский диалог, больше похожий на монолог. Старый цыган убеждён, что человек сам волен выбирать, как ему жить и распоряжаться судьбой. Все условности, навязанные обществом, необходимость следовать правилам, работать и подчиняться закону Божьему, Макар считает глупостью. Независимость — вот главная ценность, олицетворением которой стал для Макара Лойко Зобар.

Молодой, талантливый и гордый цыган показан как положительный герой. Для него не имело значения, что скажут люди, он умел радоваться жизни во всех её красках и наслаждаться просторами. Даже конокрадство — любимое занятие Зобара — Горький показывает с непривычной стороны. Молодой цыган показан не вором, а удалым человеком, любящим гарцевать на непокорных скакунах.

С учётом характера Лойко его поступок выглядит вполне естественно: гордый юноша не мог унизиться перед своей возлюбленной, но его сердце не выдержало бы и тоски по ней. Он выбрал единственный возможный путь — лишить жизни непокорную цыганку, понимая, что после этого гибель настигнет и его самого.

Лойко зобар ударение в фамилии

Темы и проблематика

Максим Горький раскрывает несколько ключевых тем и поднимает проблемы, актуальные во все времена. Это и есть вечные ценности, по поводу которых спорят философы на протяжении многих веков. Глубина рассказа — главный критерий, позволяющий отнести его к классическим произведениям. Темы, раскрытые в произведении «Макар Чудра»:

Лойко зобар ударение в фамилии

  1. Смысл жизни. Повествование заставляет задуматься о вещах, которые по-настоящему важны. На примере цыган рассказчик доносит до слушателя свою точку зрения, а последний проникается этими убеждениями настолько, что в конце ему представляется, как сама природа воспевает свободу.
  2. Любовь. По мнению автора, это прекрасное чувство стоит того, чтобы за него умереть. Когда любовь и свободолюбие вступают в противоречие, наступает конфликт, и разрешить его может только смерть.
  3. Природа. В «Макаре…» она показана разной. Перепаханное поле символизирует рабство, а бескрайняя степь — свободу. Непокорённая природа завораживает красотой, а когда человек пытается подчинить её своей воле, он понемногу теряет силы и умирает.
  4. Свобода. Высшие ценности для кочевых народов — независимость от материальных благ и возможность беспрепятственно перемещаться по миру, постигая мудрость и наслаждаясь разнообразием пейзажей.

М. Горький предлагает читателю поразмыслить над двумя проблемами. Первая — противостояние рабства и свободы, вторая — невозможность любить. Молодые люди оказались перед неразрешимым выбором. В ситуации, когда гордость и любовь начинают борьбу, ни одно чувство не может победить. И Лойко, и Радда это понимали. Можно сказать, что они сознательно выбрали смерть.

Лойко зобар ударение в фамилии

Конфликт между свободой и рабством выражается в позиции Макара. Традиционному образу жизни, основанному на накоплении богатства, он противопоставляет возможность обладать нематериальными ценностями.

Позиция писателя

Большинству читательской аудитории было сложно понять позицию М. Горького, которая заключалась в стремлении к свободной жизни. Большое влияние на мировоззрение писателя оказали беседы с революционером-народником. Одна из граней произведения — скрытый бунт против существующего в то время политического строя. М. Горькому были близки революционные идеи, но писать об этом открыто не представлялось возможным. Как мог, он показал своё неприятие рабской покорности.

«Человек — это звучит гордо», — так скажет М. Горький позднее. Однако уже в молодости его возмущали и удивляли многие качества людей, например:

Лойко зобар ударение в фамилии

  • малодушие;
  • завистливость;
  • трусость;
  • погоня за материальными ценностями;
  • тщеславие.

Вместо того чтобы высмеивать эти пороки, талантливый автор показывает народ, которому они чужды, и на этом фоне ещё отчётливее видны недостатки общества того времени. Но проходят десятилетия, а всё остаётся по-прежнему, поэтому «Макар Чудра» очень актуален и сегодня. При любых обстоятельствах человек должен сохранять чувство собственного достоинства, не терять индивидуальности и не предавать своих идеалов.

По мотивам этого произведения снят фильм «Табор уходит в небо». Сейчас творчество Горького незаслуженно забыто. Только благодаря школьной программе учащиеся читают отрывки из его книг и повестей онлайн, составляют подробные цитатные планы и анализируют характеры персонажей.

Поделиться или сохранить к себе: