- Логическое ударение и паузирование
- ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ
- ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ
- Речь актера. Логическая пауза и ударение
- Логическое ударение в речи
- Логическое ударение в речи
- Логическое ударение в речи — один из ключевых компонентов интонации
- Паузы и логические ударения: немного об эмоциональном ударении
- Паузы и логические ударения как способ скрасить нашу речь
- 📹 Видео
Видео:Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Логическое ударение и паузирование
Каждое отдельное предложение нашей звучащей речи делится по смыслу на группы, состоящие из одного или нескольких слов. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами.
В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть выделено в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется логическим ударением.
В звучащей речи каждый речевой такт отделен от другого остановками различной длительности. Эти остановки называются логическими паузами.
Внутри речевого такта не может быть паузы, и все слова, составляющие речевой такт, произносятся слитно. На письме тот или иной знак препинания указывает обычно на логическую паузу. Но логических пауз в предложении может быть значительно больше, чем знаков препинания.
Логические паузы могут быть различной длительности. Кроме них, встречаются люфтпаузы (паузы для добора воздуха— «воздушные») и, наконец, паузы психологические.
Обозначение логических пауз:
’ — люфтпауза, служащая для добора дыхания или выделения важного слова, стоящего после нее;
/ — пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой по смыслу предложениями;
// — более длительная пауза (между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками).
(,) – отсутствие паузы, знак препинания не читается.
Интонация перед каждой логической паузой повышается, в конце предложения на завершающей точке – понижается.
Логические паузы организуют речь — выстраивают предложение, помогают глубже вникнуть в его смысл. Логические паузы делят фразу на определенные группы слов — речевые такты, и они же одновременно связывают речевые такты, объединяют их в целое предложение.
Хотя пауза есть некоторый перерыв в звучании, с ней не должна обрываться главная мысль предложения. Если мысль оборвется вместе с паузой, то в тексте образуется «дырка» и речь потеряет смысл.
Логические паузы могут совпадать со знаками препинания, но могут быть и не отмечены на письме. Как правило, паузы между предложениями бывают более длительными.
Люфтпауза очень короткая, ее лучше использовать как дополнительную паузу перед словом, которое мы хотим почему-либо выделить. Такая пауза может помочь уточнению.
Психологическая пауза не подчиняется законам логического чтения текста. Она всецело относится к области словесного действия. Психологические паузы чаще всего вводятся в текст актером в процессе работы над ролью.
ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ
Вводные слова и вводные предложения придают мысли тот или иной оттенок. К вводным словам относятся, следующие: «конечно», «вероятно», «несомненно», «впрочем», «очевидно», «кажется». Часто единичные вводные слова не выделяются ни паузой, ни ударением, запятая после вводного или перед ним не читается. Вводное слово обычно входит в тот речевой такт, которому оно предшествует, в середине или в конце которого стоит.
«Вы так быстро меняете свои решения, / что (,) пожалуй (,) завтра же захотите уехать от меня».
Так же, как вводное слово читаются деепричастия и односложные (короткие) деепричастные обороты.
«Мать и сын (,) кланяясь, / вышли за барином».
Так же читаются вводные предложения.
«В нашей обширной стране /обыкновенный автомобиль, / предназначенный, по мысли пешеходов, для мирной перевозки людей и грузов, /принял грозные очертания / братоубийственного снаряда».
Внутри простого предложения могут встретиться сравнительные обороты со словами «как», «точно», «словно». При сравнительном обороте то, с чем сравниваем, всегда получает ударение. Очень часто перед сравнительным оборотом может не быть паузы, запятая «не читается».
«Она вновь исчезла из комнаты, / ловко перепрыгивая через спящих, /бесшумная, / легкая (,) как мотылек».
Когда обращение стоит в начале предложения, оно обычно получает второстепенное ударение и отделяется паузой от последующих слов (запятая после него «читается»).
«Читатель, / знакомы ли тебе те небольшие дворянские усадьбы, /которыми двадцать пять, / тридцать лет тому назад / изобиловала наша Великорусская Украина?»
Если обращение находится в середине предложения, то бывает, что запятая, предшествующая ему, «не читается», а запятая после обращения «читается».
Скажите, пожалуйста (,) Дарья Ивановна, / сколько вам тогда было лет?»
Если обращение стоит в конце предложения, то обычно оно отделяется паузой от предшествующих слов — запятая «читается». Главное же ударение падает не на обращение, а на предыдущие слова, несущие смысловую нагрузку.
«— Как я рад, / дорогой Максим Максимыч! / Ну (,) как вы поживаете?— / сказал Печорин».
ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ
Ударением называется выделение с помощью звуковых средств слова или группы слов среди других слов в предложении или в группе предложений. Цель ударения — выделить наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие суть того, о чем говорится в предложении или в целом отрывке.
Выделено слово может быть с помощью усиления или ослабления звука, повышения или понижения тона на ударяемом слове, замедления темпа речи при произнесении слова.
«Теперь конец СЕНТЯБРЯ, /а ветлы еще не пожелтели».
В предложении может быть одно главное ударение и несколько второстепенных. Иначе говоря, одно сильное и одно или несколько средних и слабых ударений. Фраза с одинаковыми ударениями на всех словах ничего не значит, она бессмысленна, так же как и фраза, в которой нет ни одного ударного слова. Одно и то же предложение, в зависимости от перемещения в нем логических ударений, может каждый раз наполняться новым смыслом. Это будет зависеть от того, что хочет сказать говорящий.
Обозначения.
Главное слово в речевом такте обозначается ___________
Самое главное слово во всем предложении ==========
«Кривые переулки Арбата I были засыпаны снегом»
______ =====
В этом предложении два речевых такта. В каждом из них есть свое тактовое ударение: в первом такте— «Арбата», во втором— «снегом». «Арбата» здесь выделяется ударением второстепенным, а главным, несущим смысл ударением выделено слово «снегом».
«Набежало /и встало стеной / огромное вечное море».
_________ ______ =====
Обращаем внимание на то, что в русской речи почти всегда самые важные, главные ударные слова стоят в конце речевого такта или предложения.
То, что Станиславский называет «бескрасочной интонацией», есть монотон — речь на одной высоте. Монотонная речь сама по себе однообразна и может утомить слушателя, но если ее применить как контраст по отношению к главной части предложения, она, напротив, поможет это ударение выделить. Сила речи не в громкости, а в звуковых контрастах.
Как же определить место ударения в предложении?
Прежде всего надо понять, какую мысль нужно высказать, что сообщить слушателю. В то же время существует целый ряд обязательных ударений, свойственных нашему языку, и существуют правила их постановки. Нельзя полагаться только на свой вкус,— это загромоздит речь случайными ударениями и совершенно затемнит смысл.
Правила, не связанное с синтаксисом русского языка, а относящееся к правилам логики речи.
Это правило, требующее постановки ударения на новом понятии — первом упоминании в тексте какого-либо действующего лица, предмета или явления. Новое понятие почти всегда получает главное ударение, так как оно как бы знакомит нас с новым героем или новым явлением.
Закон нового понятия.
«Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы…»
При инверсии (когда слова идут в предложении наоборот) на определениях выраженных прилагательным
«Снег, / игольчатый и рыхлый,/ падал гроздьями».
Противопоставления
Противопоставляемые слова интонационно выделяются. Противопоставление обычно имеет две части. В одной что-то отрицается, ради утверждения чего-то в другой. Независимо от того, в каком порядке расположены части противопоставления, то, что утверждается, выделяется сильнее и обязательно понижением голоса как главное ударение.
«Я б не стал курить махорку, /а достал бы я «Казбек»».
Сравнения.
При сравнении обычно выделяется только то, с чем сравнивается предмет. Союзы, при помощи которых образуется сравнительный оборот, не могут быть ударными.
«Всегда скромна, /всегда послушна,/ Всегда, как утро, весела,/ Как жизнь поэта, простодушна,/ Как поцелуй любви, мила».
Нераспространенное предложение (только подлежащие и сказуемое).
В нераспространенных предложениях, которые обычно состоят из подлежащего и сказуемого, как правило, ударение ставится на последнее слово. Следовательно, при прямом порядке слов в таких предложениях ударным становится сказуемое, а в инверсированных предложениях – подлежащее. Когда подлежащее и сказуемое являются новыми понятиями, они оба выделяются.
Пояснительные слова при глаголе.
Если в предложении имеются дополнения или обстоятельства, поясняющие глагол, то ударение получают именно они, а не глагол. Сами же глаголы выделяются только в нераспространенных предложениях, когда они стоят на втором месте, а также при противопоставлении и перечислении. Наречия при глаголе требуют ударения, если они по смыслу почти заменяют глагол. Но качественные наречия не требуют ударения.
«Я всю дорогу / бегом бежала. Но: Я всю дорогу / бежала».
Здесь выделено наречие бегом, и глагол бежала. Слово «бегом» по смыслу может заменить глагол «бежать».
Перечисление. Однородные члены предложения.
Перечислению свойственен особый «ход голоса» — повышение и логическая перспектива. На перечисляемых словах голос все время повышается, показывая, что мысль еще не окончена и будет продолжена, и только на последнем из них, если оно заканчивает фразу, голос понижается.
«Мелькают мимо будки,/ бабы,/
Определения, выраженные существительным в родительном падеже.
«Из окон соседа / раздавалась музыка».
Обращение.
Обращение в начале фразы выделяется логическим ударением и паузой. В середине и в конце фразы обращение не требует ударения и является частью речевого такта.
«Прошу тебя (,) доченька, / не уходи».
Видео:Как правильно расставить логические ударения?Скачать
Речь актера. Логическая пауза и ударение
Что такое логическая пауза и ударение?
Какое значение имеют они в речи?
Кроме грамматических пауз, в устной разговорной речи встречается ряд дополнительных пауз, способствующих более точной передаче мысли.
Они называются «логическими паузами»; а часть мысли, заключенную между двумя такими паузами, называют «речевым звеном».
В речевом звене слова группируются по смыслу вокруг одного, наиболее важного, значительного слова.
Так, в простом предложении обычно два речевых звена: в одном из них слова группируются вокруг подлежащего, в другом – вокруг сказуемого.
Возьмем, например, такую фразу:
«В каждом произведении сценического искусства существует как бы несколько смысловых слоев»
(Г.Бояджиев «Душа театра»).
В этой фразе два речевых звена, четко отделяемых в устной речи логической паузой (на письме мы обозначаем ее вертикальной чертой).
В более распространенном простом предложении и, тем более,
в сложном предложении речевых звеньев больше и выделять их сложнее:
надо учитывать дополнительные оттенки мысли, наличие разнообразных по содержанию речевых звеньев, которые могут состоять только из второстепенных членов предложения.
Логическая пауза – одно из важных выразительных средств речи. Место и длительность логических пауз могут быть различными, в зависимости от сверхзадачи, контекста, условий общения.
Вместе с тем в расстановке логических пауз наблюдается известная закономерность.
Так, логическими паузами всегда отделяются друг от друга части сложного предложения, хотя пауза не обязательно оказывается точно на стыке между ними.
Иногда логическая пауза совпадает с грамматической паузой, иногда не совпадает.
В каждом речевом (логическом) звене слова группируются вокруг главного слова. Такое слово называется «ударным», так как произносится оно обычно с некоторым усилением голоса.
Фраза может состоять из одного или нескольких речевых звеньев. Эти звенья неоднородны по своей значимости; следовательно, и ударные слова разных речевых звеньев неодинаковы.
Слова, несущие основную мысль фразы, выделяются сильнее; слова, являющиеся центрами «дополнительных» речевых звеньев, выделяются менее акцентированно.
Наибольшее усиление приходится на главные слова целого смыслового куска.
Кроме того, существует еще одна закономерность русской речи: более сильное логическое ударение в речевом звене падает на его последнее слово.
Эта общая тенденция сохраняется и при необходимости в особом смысловом выделении какого-то слова внутри речевого звена (синтагмы), — тогда последнее слово синтагмы все равно будет выделено, но с меньшей силой.
Если внимательно прислушаться к разговорной речи, можно заметить, что выделение главных по мысли слов происходит не столько путем простого усиления голоса, сколько путем его повышения или понижения.
Силовое ударение – самое примитивное и наименее выразительное. Соединение его с повышением или понижением тона делает речь более мелодичной, богатой, плавной. Логическое ударение и должно складываться из усиления голоса и изменения тона.
Даже в длинной фразе чаще всего бывает одно самое важное слово (редко два или три); все остальные слова дополняют, поясняют его и, следовательно, выделяются с меньшей силой.
Выделение главных по мысли слов зависит прежде всего от контекста, от тех действенных задач, которые вытекают из содержания.
В русском языке существует ряд синтаксических особенностей, помогающих найти главные слова речевых звеньев. Рассмотрим некоторые из них.
Сильное выразительное средство языка – противопоставление.
Противопоставляемые слова обладают способностью перетягивать на себя ударение.
Каждое из правил постановки логического ударения имеет оговорку: «если здесь нет противопоставления».
На противопоставлении построены многие пословицы:
«Ученье свет – неученье тьма»;
«Что посеешь, то и пожнешь» и т.д.
Как видим, логическое ударение несут на себе оба противопоставляемых слова.
Вот два примера, иллюстрирующих мысль о перетягивании логического ударения с других главных слов на противопоставление:
«Он понял, что между надменным, стоящим перед ним в хохлатой парчовой скуфейке, в золотистом китайском халате, опоясанном турецкой шалью, и им, бедным кочующим артистом, в истертом галстуке и поношенном фраке, — ничего не было общего».
(А.С.Пушкин «Египетские ночи»).
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»).
Противопоставление не всегда четко выражено грамматически – в виде парных слов, противоположных по значению.
Развернутое суждение может содержать в себе противопоставляемые по смыслу явления.
Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или даже из одного слова.
Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами, или синтагмами (речевыми звеньями).
В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, так называемыми логическими паузами.
Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно.
Паузы могут совпадать со знаками препинания — грамматическими паузами, но могут быть и там, где на письме таковых нет.
Логические паузы бывают соединительными и разделительными.
Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза, или пауза для добора воздуха. В тексте люфтпауза обозначается знаком ‘.
Надо сказать и о так называемой психологической паузе, которую можно обозначить многоточием или совсем не обозначать.
Соединительная пауза между речевыми тактами
обозначается одной вертикальной чертой — |,
более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами — ||.
И, наконец, разделительная логическая пауза, которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных композиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами — |||.
Вот как можно расставить в тексте логические паузы:
«Тогда обнаружится, | что первой предпосылкой освобождения женщины | является возвращение всего женского пола к общественному производству, | что, в свою очередь, требует, | чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества. || С переходом средств производства в общественную собственность | индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. || Частное домашнее хозяйство | превратится в общественную отрасль труда. || Уход за детьми | и их воспитание станут общественным делом; || общество будет одинаково заботиться обо всех детях, | будут ли они брачными | или внебрачными.» || (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, с. 77—78.).
Логическое (или смысловое) ударение — это опора мысли, как говорил К. С. Станиславский, — это «указательный палец», который выделяет главное слово в фразе или группу слов в предложении.
Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов.
Например: «Поезд ПРИШЕЛ», «ПРИШЕЛ поезд».
Слово, на которое ставится логическое ударение, выделено прописными.
Интонация произношения реплик должны, как в жизни соответствовать эмоциональному «заряду» и транслировать необходимую эмоцию, как «орудие» которым ведется конфликт к победе».
Прежде всего, зритель должен считывать внутренний диалог героя, так как сопереживание персонажу можно передать только «заразив его эмоциями, яркими, правдивыми и по-настоящему ЕСТЕСТВЕННЫМИ, для внутреннего самочуствия, мыслительного процесса и понимания: почему? и зачем? — персонаж говорит именно эти слова, с именно такой интонацией и его мимика или поддерживает транслируемую информацию или отрицает, то есть помогает «прочитать» внутренний диалог героя.
Видео:Интонация Логическое ударение. Уроки русского языкаСкачать
Логическое ударение в речи
Видео:РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Порядок слов в предложении. Интонация, логическое ударениеСкачать
Логическое ударение в речи
Интонация незаменима в вербальном общении, и если бы её не существовало, люди бы попросту друг друга не понимали.
С её помощью мы можем различать эмоции собеседника, узнавать его личное отношение к тому, что он говорит, выделять главное из речи и многое другое.
Представьте себе ситуацию: вы посетили лекцию профессора, который вёл её совершенно безэмоционально — он просто бубнел полтора часа. Что у вас отложится в памяти после неё? Ответ: ничего. Если вы не робот, идеально запоминающий информацию, то вы сразу же всё забудете. Отсюда напрашивается вывод, что интонация, прежде всего, необходима для того, чтобы мы понимали речь друг друга, а уже после — для ее окрашивания эмоционально.
Видео:Порядок слов в предложении Интонация Логическое ударениеСкачать
Логическое ударение в речи — один из ключевых компонентов интонации
Что такое логическое ударение? Постараемся объяснить это простыми словами. Логическое ударение в речи необходимо для того, чтобы выделить какое-то слово или фразу из общего текста, подчеркнув их значимость. Рассмотрим пример: фраза «я куплю тебе мороженое» может быть произнесена в 5 разных ударениях, отчего поменяется её эмоциональный окрас.
Можно сказать: «Я куплю тебе мороженое» (не Маша, не Дима и не Петя, а именно Я). Или так: «я КУПЛЮ тебе мороженое (тогда вы подчеркнёте, что именно купите лакомство, а не украдёте его у прохожего и т.д.). Обратите внимание, что логические ударения в тексте можно выделить, просто написав нужное слово или фразу с заглавных букв. Однако же во время устного общения, подчеркнуть значимость слова или отдельной фразы можно лишь выдержав паузу: «Я куплю..тебе…мороженое» — помедлив после «куплю» и перед «мороженое», вы подчеркнёте слово «тебе», тем самым дав понять своему собеседнику, что именно ему достанется лакомство. Вот, что такое логическое ударение.
Видео:Как сделать речь интереснее. Логические ударенияСкачать
Паузы и логические ударения: немного об эмоциональном ударении
Как выделять логические ударения в тексте и речи вы уже поняли, а теперь стоит упомянуть об эмоциональном (его ещё называют эмфатическим) ударении. По сути, это разновидность логического ударения, но со своими нюансами.
Важнейшее отличие эмоционального ударения от логического заключается в нестандартном использовании гласных и согласных звуков.
К примеру, сказав: «Какой прекрааасный день»,- вы подчеркнёте интонацией свою положительную эмоцию. Это значит, что день вам и вправду нравится, и ваш собеседник сразу же это поймёт. Что касается отрицательных эмоций, то они в устной речи передаются посредством удлинения согласных. Например, «какой же ты всё-таки м-м-мерзавец». Вы наверняка не раз слышали, как недовольный чем-либо человек растягивает согласные звуки. Теперь же вы знаете, почему так происходит.
Видео:Логические ударенияСкачать
Паузы и логические ударения как способ скрасить нашу речь
Из статьи вы поняли всю значимость интонации и логических ударений. Правильная их постановка поможет вам лучше коммуницировать с людьми, а также выступать публично с большей убедительностью. Учитесь проявлять свои эмоции в речи, и вы научитесь располагать к себе людей, будет это деловая встреча, публичное выступление или привычное межличностное общение!
📹 Видео
Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ / КАДЫРОВА АЗИЗАСкачать
Логическое ударениеСкачать
Предложение. Интонация. Логическое ударение. Видеоурок по русскому языку 1 классСкачать
О разновидностях логических ударений. Смысловые, фразовые и тактовые ударения.Скачать
Русский язык/5-9 кл/Логическое ударение/26.03.22Скачать
Логическое ударение ПаузаСкачать
09 Что такое логическое ударение. Речевой интенсив. Острые языки.Скачать
Эхо-техника (логическое ударение)Скачать
Как правильно расставить логические ударенияСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№12 - Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры.)Скачать
«Старая школа». Логическое ударение (Анонс)Скачать
"Логическое ударение"Скачать