- Конспект урока по русскому языку на тему «Логическое ударение. Порядок слов в предложении. Интонация».
- «Календарь счастливой жизни: инструменты и механизм работы для достижения своих целей»
- Логическое ударение. методическая разработка
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок русского языка на тему «Слог. Ударение». 5-й класс
- 📹 Видео
Видео:Как правильно расставить логические ударения?Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему «Логическое ударение. Порядок слов в предложении. Интонация».
Видео:Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
«Календарь счастливой жизни:
инструменты и механизм работы
для достижения своих целей»
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Исхак Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Гимназия №3», г. Казань, РТ.
Конспект урока по русскому языку на тему: «Логическое ударение. Порядок слов в предложении. Интонация».
Цель урока : формирование умения выделять наиболее важное слово в предложении с помощью логического ударения и порядка слов; формирование умения выразительно читать текст.
Дать понятие об интонации и ее основных элементах.
Учить устанавливать зависимость между интонацией и смыслом предложения; смыслом предложения и логическим ударением.
Дать понятие о прямом и обратном порядке слов.
Интерактивный комплекс (ноутбук, проектор);
-Откройте тетради, запишите число, классная работа и название новой темы (на слайде) «Логическое ударение. Порядок слов в предложении. Интонация». Но прежде чем мы начнем изучение новой темы, давайте вспомним тему прошлого урока. Что такое словосочетание? Давайте вспомним, как определяется тип связи слов в словосочетании?
Давайте выполним задание. Определите вид связи слов в словосочетаниях. Запишите только вид. (На слайде словосочетания, по щелчку появляются ответы).
Наука побеждать – примыкание
Глядя в глаза – управление
Весьма неглупый – примыкание
Его костюм – примыкание
Что-то нашел – управление
Чей-то успех – согласование
Благополучно избежать – примыкание
Какой-то случай – согласование
Красивая картина – согласование
Читать газету – управление
Давайте проверим – 1 ошибка- оценка 5, 2-4, 3-3.
У кого нет ошибок? Замечательно! 1 ошибка? У кого 2? 3? Молодцы, ребята!
-Переходим к новой теме.
(На слайде) Логическое ударение — это выделение посредством ударения какого-либо слова в предложении сильнее всех остальных слов.
Я прочту вам отрывок из стихотворения Лермонтова «На севере диком…» (стихотворение на слайде):
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета , как ризой, она.
Вам понравилось, как я прочитала? Что же не так с прочитанным текстом?
Устная речь отличается подвижностью логических ударений. Можно лишь усилением голоса добиться выделения смыслового центра предложения. Давайте верно выделим логическое ударение.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
Давайте потренируемся и попробуем перемещать логическое ударение. Запишите предложение, к доске:
На болоте росли камыши. Какие орфограммы мы видим в этом предложении? (Словарное слово камыши, болото и корень с чередованием рос-раст-ращ). Давайте поставим логическое ударение на каждое из этих слов и прочитаем полученные варианты.
Если ударение на первом слове, то вопрос: где росли?, на втором – что делали камыши?, на третьем – что росло?
Давайте еще немного потренируемся… (на слайде текст) Прочитайте про себя фрагмент текста русской народной сказки «Иван-царевич и Серый Волк» и расставьте логическое ударение. Затем прочитайте вслух этот фрагмент текста с выражением, с нужной интонацией:
Тут они Елену Прекрасную спрятали в лесной избушке. Серый волк перевернулся через голову и сделался точь-в-точь Еленой Прекрасной. Повел его Иван-царевич к царю Кусману. Царь обрадовался, стал его благодарить:
— Спасибо тебе, Иван-царевич, что достал мне невесту. Получай златогривого коня с уздечкой.
Иван-царевич сел на этого коня и поехал за Еленой Прекрасной. Взял ее, посадил на коня, и едут они путем-дорогой.
А царь Кусман устроил свадьбу, пировал весь день до вечера, а как надо было спать ложиться, повел он Елену Прекрасную в спальню, да только лег с ней на кровать, глядит — волчья морда вместо молодой жены! Царь со страху свалился с кровати, а волк удрал прочь.
Нагоняет серый волк Ивана-царевича и спрашивает:
— О чем задумался, Иван-царевич?
— Как же мне не думать? Жалко расставаться с таким сокровищем — конем златогривым, менять его на Жар-птицу.
— Не печалься, я тебе помогу.
Продолжим изучение новой темы. Запишите предложение (на слайде): Волга глубже Дона
Определите роль существительных. Переставьте их местами, что получилось? Дон глубже Волги. Изменился смысл предложения?
Давайте сделаем вывод: Порядок слов нередко определяет смысл высказывания
Порядок слов может иметь и другое значение, давайте запишем (слайд): Москва – столица России. Поменяйте слова в предложении, изменился смысл высказывания?
Давайте сделаем вывод: Таким образом, порядок слов наряду с логическим ударением помогает выделять главное слово в предложении, не меняя смысл высказывания.
Но, несмотря на значительную свободу порядка слов, следует отметить, что все же каждому члену предложения свойственно занимать то или иное место. Такой порядок слов называют прямым, а отступление от него называют обратным порядком слов.
(Слайд) Как в художественной речи называют обратный порядок слов? Инверсией.
Запишем пример (на слайде): Под небом голубым есть город золотой – Под голубым небом есть золотой город.
1. Подлежащее – сказуемое: море волнуется.
2. Согласованное определение – определяемое слово: беспокойное море волнуется.
3. Определяемое слово – несогласованное определение: волны моря разыгрались.
4. Сказуемое – дополнение: я любуюсь морем .
1. Сказуемое – подлежащее: волнуется море.
2. Определяемое слово – согласованное определение: море беспокойное волнуется.
3. Несогласованное определение – определяемое слово: моря волны разыгрались .
4. Дополнение – сказуемое: я морем любуюсь.
Спишите таблицу в тетрадь (со слайда).
Очень часто в поэтических произведениях автор использует инверсию для выделения каких-либо элементов предложения, придания предложению особого смысла, для точной эмоциональной передачи задуманного автором. Когда будете анализировать стихотворения по литературе, не забывайте об этом.
(Слайд) Итоговый вывод: порядок слов выполняет три функции: 1) выполняет синтаксическую функцию – различает члены предложения, 2) служит для передачи смысла предложения, 3) выполняет стилистическую функцию и придает эмоциональную окраску
Сделать упр. (слайд)
А) Выпишите предложения с обратным порядком слов (инверсией).
На такое рассуждение барин совершенно не нашелся что отвечать. Но в это время, казалось, как будто сама судьба решилась над ним сжалиться. Издали послышался собачий лай. Обрадованный Чичиков дал приказание погонять лошадей.
Б) Соберите предложение, используя прямой порядок.
Подбежал, в капральском мундире, молодой, к Пугачеву, малый, проворно
(Слайд) Ответы: А) На такое рассуждение барин совершенно не нашелся что отвечать. Но в это время, казалось, как будто сама судьба решилась над ним сжалиться. Издали послышался собачий лай.
Б) Молодой малый в капральском мундире проворно подбежал к Пугачеву.
Молодцы! Продолжаем. Послушайте историю:
Весть о том, что в актовом зале члены кружка «Электроник» будут демонстрировать «мыслящий» компьютер с синтезатором речи, разнеслась по всей школе. Под сдержанные аплодисменты староста кружка сдернул, будто со статуи, покрывало. Взорам ребят открылось сооружение из металла и пластмассы, напоминающее фигуру инопланетянина.
Усевшийся в первом ряду какой-то ученик от удивления выронил коробочку с плакатными перьями, которую держал в руках.
«ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ», – монотонно отчеканил вдруг робот, сверкнув глазами-лампочками. Староста кружка покраснел и, наклонившись к руководителю, прошептал: «Мы не учли. ».
Учитель русского языка: Что не учли ребята, изобретая компьютер с синтезатором речи?
Ребята сразу отмечают: паузы. Я замечаю, что пауз недостаточно. Эту фразу, расставив паузы, можно представить по-разному (слайд):
1. Те перья поднимите тоже.
2. Те перья подними, те тоже.
3. Те перья под ними, те тоже.
4. Теперь я под ними, те тоже.
5. Теперь я, поднимите тоже.
6. Теперь я, подними те тоже.
7. Теперь я, под ними те тоже.
Учитель русского языка: Откуда этот разнобой и неразбериха?
Предлагаю еще раз понаблюдать за словом. Поворачиваюсь спиной, чтобы выражение на лице не являлось для них подсказкой, и произношу слово хорош (вначале с восхищением, а затем с насмешкой).
И восьмиклассники уже легко находят ответ: все дело в интонации.
— Какова же роль интонации? (слайд)
Делаем вывод, что интонация и ее роль настолько велики, что интонация может иногда рассказать больше, чем слова. Именно поэтому мы довольно часто доверяем интонации больше, чем прямому смыслу фразы. Особая роль интонации в общении осознавалась людьми с давних пор. Так, сохранилось свидетельство о том, что древнегреческий философ Сократ высказывал свое мнение о человеке только после того, как слышал его голос.
Задание на слайде
Произнесите строку из стихотворения А.С. Пушкина «Осень»: Унылая пора! Очей очарованье! с разной эмоциональной окраской:
1. Так, как будто вы сильно расстроены и вот-вот заплачете.
2. Так, как произнес бы человек, который сидит в помещении один и ему скучно.
3. Как профессиональный фигурист перед выходом на лед в предвкушении выступления.
4. Как человек, который очень любит осень и восхищается всеми ее прелестями.
(Ученица читает наизусть:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса)
— Какой из всех вариантов больше всего подходит к тому настроению, которое хочет передать поэт? (Ребята отвечают: четвертый вариант).
Продолжая такой анализ, мы еще раз подчеркиваем, что голос способен передать точный смысл фразы, увидеть возможные смысловые варианты ее, показываем, что интонация помогает различать чувства и настроение.
-Сделать выводы: для чего нужно логическое ударение? Порядок слов? Интонация?
Давайте немного отдохнем и выполним занимательное упражнение (слайд):
Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Сыновья призадумались: статуя из золота требует больших затрат. Однако, один из сыновей нашел решение, не нарушая завета отца, но и оставшись при деньгах. Найдите и вы решение.
Домашнее задание: на следующем уроке мы займемся описанием памятника архитектуры. Выберете любой памятник архитектуры, не обязательно из Казани, знать историю создания, автор и тд.
Видео:Интонация Логическое ударение. Уроки русского языкаСкачать
Логическое ударение.
методическая разработка
В статье приводятся виды работ по обучению логическому ударению слабослышащих и глухих детей, освещаются особенности овладения данной категорией детей логическим ударением.
Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logicheskoe_udareniedokument_microsoft_office_word_4.docx | 88.31 КБ |
Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах
Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.
Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№44 - Слог. Ударение. Орфоэпия.)Скачать
Предварительный просмотр:
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КГБОУ «ОЗЁРСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ»
ЮРИНА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА
I. Что такое логическое ударение,
его роль и значение в речи.
Логическое ударение – это выделение слова, наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. Логическое ударение имеет большое значение для выразительного чтения. Подобно тому, как невозможно произнести слово, не выделив в нем ни одного слога, точно так же нельзя произнести такт или фразу, не выделив в такте одного слова, а во фразе несколько слов, сколько в ней тактов. Фраза, прочитанная без выделения голосом слова, несущего основной смысл, звучит неясно, ее сущность не доходит быстро до сознания слушателей.
К.С. Станиславский называл логическое ударение «указательным пальцем», отмечающим самое главное слово в предложении.
Чтобы правильно поставить логическое ударение, необходимо очень внимательно ознакомиться с текстом, вникнуть в его содержание, понять, что в нем главное, основное, о чем, как и с какой целью ведется в нем рассказ автором.
Так, в стихотворении А.Пушкина «Осень» автор рисует осеннее состояние природы и те чувства, которые возникают с наступлением осени. Поэтому при чтении следует выделить логическим ударением именно те слова, при помощи которых поэт наиболее ярко воссоздает картину осени и передает чувства, связанные с ее приближением:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень,
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Постановка логического ударения без предварительного осмысления текста, без продумывания и сознательного произнесения каждой отдельной фразы его может привести к искажению смысла, а следовательно, и к неверному восприятию читаемого. Так, если в рассказе В.Осеевой «Просто старушка» вопрос девочки: «Это твоя бабушка?» — произнести с выделением не слова «твоя», а слово «бабушка», то смысл произведения будет передан неверно, так как главное в рассказе не в том, бабушка ли это, мама или еще кто из родственников мальчика, а в том, что он уступил место посторонней, незнакомой старушке, проявив вежливость в отношении к старшим.
Логическим ударением может быть выделено любое слово во фразе в зависимости от ее смысла и осознанного намерения читающего обратить внимание слушателя на то или иное слово.
Возьмем фразу: «У меня вчера очень болела голова».
Произнесем ее с выделением различных слов и посмотрим, как эта фраза будет восприниматься.
У меня вчера очень болела голова (у меня, а не у кого-то другого).
У меня вчера очень болела голова (вчера, а не в другое время).
У меня вчера очень болела голова (не просто болела, а очень сильно).
У меня вчера очень болела голова (был не здоров, а болел).
У меня вчера очень болела голова ( голова, а не что-то другое)
II. Правила постановки логических ударений.
Существуют правила постановки логических ударений, которые помогают в ряде случаев находить наиболее важные в смысловом отношении слова.
Логическим ударением выделяются:
— Новые понятия, явления, действующие лица, о которых говорится впервые:
Был мальчик , звали его Филипп.
( Л.Толстой «Филиппок».)
Сверкнула молния , прогремел гром.
— Слова, содержащие противопоставление:
У меня будет отпуск не в этом году, а в будущем. – этот год противопоставлен будущему;
В наших жилах кровь , а не водица. – «кровь» противопоставлена «водице»;
Хороша страна Болгария , а Россия лучше всех.
— Подлежащее (если наибольшее значение имеет предмет, лицо) или сказуемое (если наибольшее значение имеет процесс, действие) в нераспространенном предложении:
Подули студеные ветры .
Поля опустели ; обнажились леса.
( И. Соколов-Микитов «Зима вьюжная»)
Побежали оба Мороза…
(«Два мороза».)
— Существительное, стоящее после прилагательного:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит.
( А. Пушкин «Зимнее утро»)
Однако, если читающий хочет особо выделить признаки предмета, особенность действующего лица, подчеркнуть исключительность явления, события, логическое ударение может быть сделано на прилагательном.
— Прилагательное (или несколько прилагательных), стоящее после существительного:
Мороз десятиградусный
Трещит в аллеях парка.
(З. Александрова «Лыжники»)
— Пояснение при глаголе:
Мигом команда моя разбежалась…
( Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»).
— Слова, выражающие сравнения:
Нашу речку, словно в сказке,
за ночь вымостил мороз.
(С.Маршак «Елка».)
— Слова, обозначающие перечисление или счет:
Проходят, встают предо мною
Деревни, поля и леса,
И месяц над самой трубою,
И липа напротив крыльца.
(М. Исаковский «У самой границы»)
— Обращение, стоящее в начале фраз
Соседка , слышала ль ты добрую молву?
(И.Крылов «Мышь и крыса»)
— Если обращение стоит в середине или в конце фразы, то оно логическим ударением не выделяется:
Не ешь меня, косой зайчик, я тебе песенку спою!
(Русская народная сказка «Колобок»)
Не плачь, зайчик!
(Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»)
— Слова, выражающие короткое, быстрое действие, такие, как хвать, брык, толк, глядь и т.д:
Баран разбежался – да бац, бац , начал осаживать волка по бокам.
(Русская народная сказка «Зимовье зверей»)
— Слова, выражающие вопрос:
Кто там?
— Прилагательное с существительным, если они обозначают главное лицо, предмет, явление:
Поздняя осень .
Или:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна .
(А.Пушкин.)
Приведенные правила облегчат подготовку к выразительному чтению. Однако, если читающий хочет выделить какое-либо слово, которое, по его мнению, имеет важное значение, то от этих правил допустимо отступление, если оно не противоречит замыслу автора, идее произведения и не искажает смысл текста.
Так, в двустишии из стихотворения М.Лермонтова «Смерть поэта»:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет –
логическое ударение можно сделать не на существительном «сердце», а на прилагательном «пустое», если читающий хочет особо отметить бездушие убийцы.
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
III. Способы выделения логического ударения.
В устной и письменной речи существуют различные способы выделения логического ударения.
1. Произнесение логически ударного слова более громким голосом.
2. Логическое ударение выделяется повышением и понижением тона голоса.
3. Логическое ударение выделяется с помощью паузы перед выделяемым словом.
4. Главное слово выделяется замедлением темпа произнесения.
Часто мы используем в речи не один способ выделения слова, а одновременно несколько способов.
В письменной речи:
1. Лексический способ.
2. Графический способ.
Основные лексические средства, работающие на выделение слова в тексте:
1. Выделяющие частицы: это, именно, как раз, исключительно, единственно, только, лишь, даже, и.
Эти частицы всегда выделяют следующее за ними слово. Давайте понаблюдаем за поведением логического ударения в предложениях: «Я вчера ездил к бабушке» и « Это я вчера ездил к бабушке». Нетрудно заметить, что частица это заставляет нас логически выделить слово я.
2. Частицы ли, же, -то выделяют предшествующее им слово.
Сравните: «Когда мы пойдем в зоопарк?» – «Когда же мы пойдем в зоопарк?»; «Ты написал сочинение?» – «Ты ли написал сочинение?»; «В те времена крестьяне читать не умели» – «В те времена крестьяне читать -то не умели».
Пропуск выделяющей частицы, как и неправильное ее употребление, создают смещенное логическое ударение, затемняют смысл текста.
Сравним предложения: «Только он заходил в ту комнату» – «Он заходил только в ту комнату» – «Он заходил в ту комнату»; «Такая статья и была написана мною» – «Такая статья была написана и мною».
Пропуск нужной частицы, точнее, ее неупотребление в необходимых случаях, служит серьезным препятствием к пониманию смысла предложения. Сравните: Лишь в восемь часов работа была закончена.
В восемь часов работа была закончена.
3. Усилители наречного типа.
В этой роли выступают наречия меры и степени: весьма, чрезвычайно, необычайно, совершенно, абсолютно и т.п. Сравните: «Я вчера был в театре» – «Я вчера действительно был в театре»; «Точное слово подобрала сейчас Валентина» – « Очень точное слово подобрала сейчас Валентина».
4. Повторение слова (буквальное или вариативное).
Например: «Я понял, понял жизни ад», «От искр всю ночь, всю ночь светло», «Только зачем, зачем ты поддаешься влиянию этого человека?». Вариативные повторы: давным-давно, один-одинешенек, всего-навсего, криком кричит.
В предложении «Она написала не статью, а книгу о воспитании детей» слово «книгу» выделено противопоставлением, поэтому логическое ударение воспринимается именно на этом слове. Обычные средства противопоставления – не …, а; как …, так и… и т.п.
Графические средства передачи логического ударения:
1. Выделяющие шрифты .
Курсив, полужирный шрифт, ПРОПИСНЫЕ буквы. Сюда же можно отнести графическое выделение слова р а з р я д к о й и подчеркивание, с помощью де-фи-сов между слогами или б-у-к-в-а-м-и).
2. Знак ударения – акýт.
Иногда возникают ситуации, когда предложение написано так, как оно и должно быть написано, а логическое ударение не воспринимается читателем сразу, приходится перечитывать. Что делать? – перестановка слов порождает корявую, искусственную фразу, добавить лексический усилитель не удается, выделяющий шрифт перебарщивает, чересчур уж выделяет, а этого вроде не требуется… Единственное средство в таких случаях – знак ударения. Написано: «Конец показывает, что каждый может», «Сокол против воробьев, а против кошки – мышь». (Пословицы.) Варианты исправления: «Конец показывает, чтó каждый может», «Сóкол против воробьев, а против кошки – мышь».
3. Восклицательный знак (а также два или три восклицательных знака в скобках). «Перед тем, как отправиться с детьми в трёхдневный поход, воспитатель провел семь (!) тренировок по восхождению на гору».
Логическое ударение слову придает именно конечная позиция. Если мы пишем: «Человек сидел в кресле» – значит, хотим подчеркнуть, что человек сидел именно в кресле, а не на стуле и не на полу. Стоит написать «В кресле сидел человек», как выделяется слово «человек» (то ли его, этого человека, вообще не должно было быть, то ли в кресле мог сидеть и кто-нибудь другой).
IV. Особенности овладения логическим ударением
глухими и слабослышащими школьниками.
Овладение словесным и логическим ударением представляет серьезные трудности для глухих и слабослышащих детей и достигается лишь постепенно, в результате специальных упражнений и постоянного контроля над их речью со стороны педагогов.
Восприятие на слух логического ударения слабослышащими школьниками возможно. Но в то же время вне зависимости от степени остатков слуха школьники практически не выделяют в своей речи логического ударения. Для их речи характерно равноударное произношение всех слов в предложении.
При овладении логическим ударением у детей встречаются следующие затруднения:
1. Недопонимание смысла читаемого текста, непонимание, о чем идет речь.
2. Нет навыка и умения – выделить голосом нужное слово.
Работа над логическим ударением глухих школьников ведется поэтапно.
Цель работы: научить детей выделять голосом логическое ударение в устной речи.
Предлагается следующая последовательность работы.
На I этапе работы над логическим ударением следует начинать с вопросов и ответов учащихся.
На доске записывается предложение, затем доска делится на две части: в одной пишутся вопросы к предложению, в другой – ответы. Педагогом используются организационные вопросы и ответы. Например: Сначала слухо-зрительно. Какое сегодня число? Какой сейчас урок? Что мы будем делать на уроке? Какое у вас сейчас настроение?
Учитель ставит цель перед детьми: сегодня они будут учиться слушать и выделять голосом главные слова в вопросах и ответах. Затем вслух читает первое вопросительное предложение. Выясняет, понимают ли это предложение учащиеся. После этого учитель в микрофон, закрыв лицо экраном, произносит первое вопросительное предложение, выделяя голосом смысловое содержание вопроса. Учащиеся отвечают на вопрос.
Учитель выясняет, какое слово главное при ответе на первый вопрос, подчеркивает его и предлагает послушать, как нужно ответить на вопрос, выделяя голосом первое слово в предложении.
Затем предлагает учащимся повторить вопрос и ответ, воспроизведя логическое ударение. Аналогичная работа проводится с остальными вопросами и ответами.
На II этапе дети учатся воспринимать на слух логическое ударение с голоса учителя, определять, какое слово, ориентируясь на смысл вопроса, необходимо выделить в ответе, самим воспроизводить логическое ударение в вопросе и ответе.
На III этапе дети работают над логическим ударением в связном тексте. Учитель читает текст, выделяя голосом ударные слова, учащиеся воспринимают на слух, подчеркивают их карандашом. Затем осуществляется проверка правильности чтения текста учащимися. Кроме того, ведется работа по выделению логического ударения в самостоятельной речи.
Вывод: систематическая работа над логическим ударением формирует умение определять на слух и воспроизводить в речи логическое ударение.
Работа над логическим ударением продолжается на протяжении всего обучения. Это длительный процесс требующий систематичности и постоянного контроля учителя, так как у детей с недостатками слуха отсутствует самоконтроль.
V. Практическая часть.
Упражнения в постановке логического ударения.
Чтобы правильно поставить логическое ударение, нужно внимательно прочитать текст и вникнуть в его содержание, потому что постановка логического ударения зависит от смысла высказывания.
1). Прочитайте данные предложения и расставьте логические ударения в первой их части. А поможет вам правильно это сделать слово во второй части предложения.
Вы сегодня приедете или кто другой?
Вы сегодня приедете или завтра?
Вы сегодня приедете или не приедете?
2). О чем спрашивается в предложении «Дети завтра пойдут в цирк?» Прочитайте это предложение по–разному, в зависимости от того, что хочет узнать автор.
3). На доске или на карточке написаны предложения:
Дети идут в кино. Дети идут в кино. Дети идут в кино.
Учитель читает предложения, выделяя голосом указанное слово. Дети объясняют смысл предложений. Затем произносят предложения (сопряжено, отраженно, самостоятельно).
4). На доске написано предложение.
Скоро наступит жаркое лето.
Учитель предлагает ответить на вопросы: «Когда наступит жаркое лето?», «Какое лето скоро наступит?».
Педагог обращает внимание на то, что смысл предложений меняется из-за усиления громкости и протяжности голоса.
Учитель читает предложения. Дети слушают и выделяют слово, на котором сделано логическое ударение.
5). Дети самостоятельно читают предложения, делая логическое ударение.
6). Дети самостоятельно читают предложения, делая логическое ударение то на одном, то на другом слове, объясняя смысл сказанного.
Например, предложение Петя починил лыжи можно прочитать по-разному, делая логическое ударение на разных словах.
Чтобы показать, кто починил лыжи, надо сделать логическое ударение на слове Петя:
Петя починил лыжи.
Чтобы показать, что сделал Петя с лыжами, надо сделать логическое ударение на слове починил:
Петя починил лыжи.
Чтобы показать, какую вещь починил Петя, надо сделать логическое ударение на слове лыжи:
Петя починил лыжи.
Задания для самостоятельной работы.
Задание 1: Прослушай предложение и выдели голосом главное слово.
Цель: Научить ребенка делать логическое ударение во фразе.
Инструкция: Педагог читает предложение ровным голосом, не выделяя слова. Ребенку предлагается самостоятельно сделать ударение на любом слове, какое он считает нужным по смыслу и объяснить, почему он выбрал это слово.
Мы с мамой пойдем в лес.
Задание 2: Выдели в этом и последующем предложении поочередно каждое слово и обрати внимание, как меняется высказываемая мысль.
Цель: Учить детей делать ударение на каждом слове во фразе. Обращать внимание на то, как меняется основная высказываемая мысль.
Девочка играет в саду с куклой.
(играет девочка, а не мальчик)
Девочка играет в саду с куклой.
(не просто унесла ее туда)
Девочка играет в саду с куклой.
(а не в лесу)
Девочка играет в саду с куклой.
(а не с другой игрушкой)
Задание 3: Прочти фразы, поочередно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом. Проследи и объясни изменение смысла фразы.
Цель: Учить детей делать ударение на каждом слове во фразе. Обращать внимание на то, как меняется основная высказываемая мысль.
Шуба висела на вешалке.Дети поехали на экскурсию.
Мальчик прочитал интересную книгу.
Старик посадил яблоню.
Задание 4: Прочти стихотворение, делая логические ударения.
Цель: Учить детей определять главное слово во фразе, исходя из текста.
Инструкция: Прочти про себя текст, определи какие слова главные по смыслу, подумай, как лучше можно выделить слова.
– замедлить это слово,
– прочесть это слово громче,
– изменить высоту голоса,
– сделать паузу перед (или после) слова.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Задание 5. Ответить на вопросы, подчеркивая голосом выделенные слова.
Кто играл вальс? Что делала Лена?
Что играла Лена?
Кто ест морковку? Что делает Сережа? Что ест Сережа?
Кто убирает класс? Что делает дежурный? Что убирает дежурный?
Лена играла вальс. Лена играла вальс. Лена играла вальс .
Сережа ест морковку. Сережа ест морковку. Сережа ест морковку .
Дежурный убирает класс. Дежурный убирает класс. Дежурный убирает класс.
Задание 6. Прочитать предложения с правильной интонацией. Поставить вопрос к каждому предложению и к выделенным словам.
Саша катался на коньках . Рита катала Мишу на санках. Мила и Лена катались на лыжах. Малыши лепили бабу. Ребята убирали снег.
Задание 7 . Прочитать предложения с правильной интонацией, выделяя голосом слова, наиболее важные по смыслу.
Моя мама — доярка. Больше всех дает молока Буренка. Самая красивая корова — Зорька. У Зорьки есть теленок Буян.
Задание 8 . Прочитать стихотворения, подчеркивая голосом выделенные слова.
Под крымское солнце на Черное море
Ребята приехали с Белого моря.
Приехали белые с Белого моря,
Уехали черные с Черного моря.
Ледоход ! Лед идет! Вышел на берег народ, Смотрит, как река играет, Лед в кусочки разбивает . Льдины прыгают, кружатся , Друг на друга громоздятся, Друг за другом вдаль спешат, И грохочут, и трещат.
Я пройдусь по лесам,
Много птичек есть там;
Все порхают, поют,
Гнезда теплые вьют.
Там я пчелок найду:
И шумят, и жужжат,
И работать спешат.
Я пройдусь по лугам,
Мотылёчки есть там;
Как красивы они
В эти майские дни.
Задание 9 . Прочитать пословицы и загадки. Подчеркнуть голосом важные по смыслу слова. Объяснить смысл пословиц.
Верному другу цены нет. Хороша помощь вовремя. Друзья познаются в беде. Мал золотник, да дорог. Долг платежом красен. Что посеешь, то и пожнешь. Красна девушка с косами, а солдат с орденами. Кто храбро врага бьет, о том слава не умрет. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. Не красна изба углами, а красна пирогами. Под лежачий камень и вода не течет.
Жить — людям служить. Хорошо тот воспитан, кто трудом испытан. Не то хорошо, что сделано быстро, а то хорошо, что сделано надолго. Сыпь коню мешком, так не будешь ходить пешком. Не гони коня кнутом, а гони овсом. Ты за ней — она от тебя. Ты от нее — она за тобой. (Тень.) Все его любят, а поглядят на него, так каждый морщится. (Солнце.) Два братца через грядку глядят, друг друга никогда не видят. (Глаза.) Ношу их много лет, а счета им не знаю. (Волосы.) Сам вода да по воде плавает. (Лед.)
VI. Конспекты занятий.
Тема: Логическое ударение.
Цель: Познакомить уч-ся с логическим ударением. Учить выделять его в речи. Способствовать формированию выразительной речи.
Оборудование. Таблицы, карточки.
II. Установка цели урока. Сегодня будем учиться выделять логическое ударение в речи.
III. Работа по теме урока.
1. Послушай, как говорит учитель. Повтори тихо, громко [1] .
а А о О па ПА по ПО паПАпаПАпаПАпаПА
2. Послушай, как говорит учитель. Скажи вместе с учителем.
Понедельник, вторник, . . . . ., .. ., . . воскресенье; 1, 2, 3, 4, 5.
5. Скажи, постепенно изменяя силу голоса от тихого к громкому.
Понедельник, . . ; 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
6. Скажи, постепенно изменяя силу голоса от громкого к тихому.
7. Послушай, как говорит учитель. Скажи вместе с учителем. Скажи сам(а).
ТАТА тата ПАПА пришёл. СЕГОДНЯ четверг? Да, . Нет, .. . . тата ТАТА Пришла МАМА. Сегодня ЧЕТВЕРГ? ТАТА тата?
ПАПА пришёл? СНЕГ идёт? ДОЖДЬ идёт? Тата ТАТА? Пришла МАМА? Снег ИДЕТ? Дождь ИДЕТ?
Итог. –Что мы сейчас делали?
-Мы говорили громко, тихо. Мы выделяли голосом главные слова в предложении.
Вывод: Выделение голосом слов, важных по смыслу, называется логическжм ударением. Эти слова произносятся замедленно и с большей громкостью.
8. Прочитай предложение. Составь вопрос по образцу. Ответь кратко.
Урок начался. УРОК начался? Урок НАЧАЛСЯ?
Учительница в классе. . . . .
Сегодня был диктант. . . . .
9. Послушай, как говорит учитель. Повтори. Выделяй в вопросе слова, важные по смыслу. Ответь кратко.
Ты ОТВЕЧАЛ сегодня на уроке?
На КАКОМ уроке ты отвечал?
Тебе ПОСТАВИЛИ оценку?
КАКУЮ оценку тебе поставили?
10. Послушай, как говорит учитель. Дай полный и краткий ответ, выделяя гол слова, важные по смыслу.
КТО учит уроки? ШКОЛЬНИКИ.
ШКОЛЬНИКИ учат уроки.
Что ДЕЛАЮТ школьники? УЧАТ.
Школьники УЧАТ уроки.
ЧТО учат школьники? УРОКИ.
Школьники учат УРОКИ.
11. Прочитай вопросы. Скажи ответы. Выделяй голосом слова, важные по смыслу.
КТО ходил в лес? Ребята ходили в лес.
Что ДЕЛАЛИ ребята?
КУДА ходили ребята?
Кто катается на коньках? Брат катается на коньках.
На чём катается брат?
Что делает брат?
12. Задай вопрос к каждому слову в предложении. Ответь, выделяя голосом важные по смыслу слова.
Ученики записали домашнее задание.
Сестра вытирала посуду.
13. Послушай, как говорит учитель. Повтори. Выделяй голосом важные по смыслу слова.
Прилетела цапля К ОЗЕРУ, вошла в воду ПО КОЛЕНИ, наклонила ГОЛОВУ и притаилась. А глаза ЗОРКИЕ — ВСЕ видят. Вот плывёт краснопёрая ПЛОТИЧКА. Цапля КЛЮНУЛА, но МИМО. Плотичка ведь БЫСТРАЯ — УВЕРНУЛАСЬ. Цапля СНОВА замерла. ЖДЕТ. Тут плывёт неповоротливый КАРАСИК и МУХ ловит. А цапля его ХВАТЬ — и ГОТОВО! ТРЕПЕЩЕТСЯ в цаплином клюве карасик. А цапля ПОДПРЫГНУЛА раза три, ВЗМАХНУЛА крыльями и ПОЛЕТЕЛА.
Чему сегодня учились? — Мы учились выделять логическое ударение.
Какие слова выделяются логическим ударением? – Главные слова в предложении.
Для чего нужно выделять логическое ударение? – Чтобы говорить выразительно. Чтобы лучше понимать смысл предложения.
Тема. Работа над логическим ударением в диалоге.
Цель: Формирование выразительности речи.
Задачи: Формировать практические навыки выделения логического ударения в самостоятельной речи.
Оборудование. Таблицы, карточки.
II. Установка цели.
-Сегодня будем учиться выделять логическое ударение в диалоге.
-Что такое логическое ударение?
-Логическое ударение – это выделение в речи важных по смыслу слов в предложении.
-Как произносятся в предложении важные по смыслу слова (слова, на которые падает логическое ударение)?
— В предложении важные по смыслу слова произносятся громче, чем остальные.
Прочитайте эти вопросы и ответы. Говорите громче слова, на которые падает логическое ударение. Обратите внимание на то, как нужно произносить подчёркнутые слова.
Как тебя зовут? Меня зовут . .
В каком классе ты учишься? Я учусь в … классе.
Какая сегодня погода? Сегодня пасмурная погода.
Сколько у тебя сегодня уроков? У меня сегодня шесть уроков.
Почему ты не гулял(а) вечером? Потому что у меня болела голова.
Послушайте, как учитель читает вопросы и ответы. Прочитайте их сами. Правильно расставляйте логическое ударение — главные по мысли слова (они подчёркнуты) произносите громче.
— Куда вы вчера ходили?
— Где работает твоя мама?
— Сколько человек в вашей семье?
— Как зовут твою маму?
— В каком классе учится твоя младшая сестра?
Прочитайте предложения. Обратите внимание на то, как логическое ударение меняет смысл предложения.
Ты сегодня пойдёшь в библиотеку? (а не твой товарищ)
Ты сегодня пойдёшь в библиотеку? (пойдёшь или нет)
Ты сегодня пойдёшь в библиотеку? (а не завтра)
Ты сегодня пойдёшь в библиотеку? (а не на стадион)
Расспроси товарища (подругу) о его (её) биографии. Скажи, какие слова в каждом вопросе требуют логического ударения.
Где ты родился(ась)? Когда ты родился(ась)? Где работают твои родители? Есть ли у тебя братья и сёстры? В каком году ты поступил(а) в школу? В какую школу ты поступил(а)? В каком году ты закончишь школу?
5. Задайте товарищу (подруге) пять вопросов о том, как он(а) провел(а) выходной день.
Помните о логическом ударении.
6. Прочитайте вопрос и ответьте на него. Определите, на какие слова падает логическое ударение. Говорите в правильном темпе.
Как называется город, в котором ты живёшь?
Ваш город большой?
Какие в нём улицы, дома?
Есть ли в вашем городе парк? Какой он?
Почему тебе нравится ваш город?
Есть ли в вашем городе театр?
Есть ли в вашем городе троллейбусы?
Итог. Как выделяется логическое ударение в диалоге?
Когда задают вопрос, логическое ударение падает на вопросительное слово. В ответе — на ответное слово.
Тема. Логическое ударение в повествовательном предложении (сообщении).
Цель: Формирование выразительности речи.
Формировать практические навыки выделения логического ударения в речи.
Оборудование. Карточки, таблички.
II. Установка цели.
-Будем учиться выделять логическое ударение в сообщениях.
— Что такое логическое ударение? (- Выделение голосом важных по смыслу слов).
— На какое слово может падать логическое ударение? (- На любое).
IV. Работа по теме урока.
1. Прочитайте предложения. Правильно выделяйте голосом слова, на которые падает логическое ударение.
Я занимаюсь в драматическом кружке.
Я очень люблю читать книги о животных.
Я интересуюсь разными журналами.Я стараюсь хорошо говорить.
С окружающими я общаюсь только устно.
Я часто хожу в кинотеатр.
Поставьте вопросы к данным предложениям. Определите слова, на которые падает логическое ударение.
2. Мальчик пишет письмо сестрёнке. Как вы думаете, какие вопросы он задаст ей в письме? Задайте эти вопросы. Выделите голосом слова, на которые падает логическое ударение. Как вы будете произносить эти слова?
3. Прочитайте предложения. Выделяйте голосом слова, на которые падает логическое ударение. Поставьте вопрос к каждому предложению.
Ребята поймали птичку.
Ребята поймали птичку.
Ребята поймали птичку .
4. Напишите предложение три раза. В каждом предложении подчеркните слова, на которые может падать логическое ударение. Попросите товарища проверить вашу работу. Выделяйте голосом (говорите громче) слова, на которые падает логическое ударение.
Я вчера был(а) в кино.
5. Прочитайте предложения. Определите, на что нужно обратить главное внимание в каждом предложении. Выделяйте слова, на которые падает логическое ударение, голосом. Говорите в правильном темпе.
У меня болит голова. Дайте мне, пожалуйста, таблетку от головной боли. Я не выучил(а) стихотворения. Мою учительницу зовут . . Я люблю кататься на лыжах. Мне нездоровится.
6. Итог урока. Чему сегодня учились? Как мы выделяем голосом логическое ударение? Что было для вас трудно?
Тема. Логическое ударение как выразительное средство: роль, значение.
Цель: Формирование выразительной речи.
1.Сформировать понятие о логическом ударении и его роль в выражении своих мыслей.
2. Формировать умение слышать и передавать оттенки речи, умение понимать смысловые отношения в частях предложения.
3. Закрепить умение графического выделения логического ударения.
II. Установка цели урока.
Чему мы должны научиться на уроке?
1.Ставить логическое ударение в предложении.
2.Выяснить для чего нужно логическое ударение.
III. Вводная часть.
-Что такое логическое ударение?
-Это выделение слов, важных по смыслу.
IV. Работа по теме урока.
1. Составьте предложение по картинке:
Мороз нарисовал узоры на стёклах. Прочитайте.
2. Попробуйте задать вопрос к этому предложению.
— Кто нарисовал узоры на стёклах? (Мороз нарисовал узоры на стёклах), читаем вслух ответ.
— Что нарисовал мороз на стёклах? (Мороз нарисовал узоры на стёклах), читаем вслух.
— Где мороз нарисовал узоры? (Мороз нарисовал узоры на стёклах), читаем вслух.
— Что сделал мороз? (Мороз нарисовал узоры на стёклах), читаем вслух.
— Почему одно предложение мы по разному читали? Каждый раз выделяли главное слово.
— Для чего нужно уметь ставить в предложениях логическое ударение? (при выразительном чтении, когда задаём вопрос или хотим что то выяснить)
— Как мы выделяем на письме логическое ударение?
-Мы подчёркиваем главные слова одной чертой.
3. Прочитайте предложение на карточке и выделите чертой главные слова.
Береги уши от мороза!
— На какое слово можно ещё поставить ударение? У кого другие варианты?
Вывод: На какое слово в предложении может падать логическое ударение?
4. Вам нужно составить предложение по имеющимся ответам. Прочитайте эти ответы.
— Какое предложение было?
Видел в зоопарке белого медведя?
-Почему на один вопрос дали 4 ответа? (выделяли слово, на которое хотели обратить внимание)
— Прочитайте предложение с логическим ударением так, чтобы можно было ответить.
— Запишите это предложение и поставьте логическое ударение. Как можно выделить логическое ударение на письме? (- Подчеркнуть одной чертой нужное слово).
5. Работа с отрывком из стихотворения А. С Пушкина:
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?
— Кто автор? Какая это сказка?
— Выделим в этом стихотворении логическое ударение. (Прочитать и подчеркнуть выделенные слова).
— С каким понятием познакомились на уроке? (логическое ударение)
— Что же такое логическое ударение? (выделением голосом слова, на которое хотят обратить внимание)
— Где нам может пригодиться умение ставить логическое ударение?
— Будете ли вы применять новое умение в устной речи?
— Какое задание вам понравилось?
— Какое задание оказалось трудным?
Тема. Логическое ударение в вопросительном предложении .
Цель . Формирование выразительной, внятной речи.
Задачи: Способствовать развитию умения выделять главное слово в предложении; воспроизводить при чтении и в речи логическое ударение.
Расширять практические навыки постановки логического ударения в вопросительных предложениях.
Оборудование. Карточки, таблички.
II. Работа по теме.
-Сегодня будем отрабатывать логическое ударение в вопросительных предложениях.
1. Послушайте, как я скажу: Кто читает книгу? Что делает Катя? Что читает Катя?
Катя читает книгу? Катя читает книгу ? Катя читает книгу?
Какие слова я выделяла? Повторите так же. Для чего мы выделяли эти слова? Эти слова важные по смыслу в этих предложениях.
2. Читаем правило: Логическое ударение в вопросительном предложении находится на вопросительном или другом важном по смыслу слове. Голос повышается на ударном слоге этого слова.
3. Прочитайте, выделите логическое ударение.
Лена ушла домой.
Лена ушла домой? -Да, Лена. –Нет, не лена, а Таня.
Лена ушла домой? -Да, ушла. –Нет, не ушла.
Лена ушла домой ? -Да, домой. -Нет, не домой, а в школу.
4. Послушайте, как я скажу, а затем повторите, выделяя слова с логическим ударением. Повторите несколько раз.
Какое число было вчера?
Какое сегодня число?
Какое число будет завтра ?
Ты сегодня придёшь?
Ты сегодня придёшь?
Ты сегодня придёшь?
5. Прочитайте по ролям, выделяя логическое ударение.
Видео:Логическое ударение в русском языке (Logical accent in Russian language)Скачать
Урок русского языка на тему «Слог. Ударение». 5-й класс
Класс: 5
Цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: понимание роли русского ударения как силового, разноместного и подвижного, понимание cмыслоразличительной роли ударения и изменение лексического значения слова в зависимости от ударения.
Задачи: знать понятие слога, ударных и безударных слогов, отличительные особенности русского ударения (его разнообразие и подвижность); уметь сопоставлять словесное и логическое ударения; выстраивать композицию рассуждения.
Создать условия для формирования УУД:
- Личностные: организовать деятельность по осознанию учащимися практической значимости изучаемого материала.
- Метапредметные:
- Р: научится ставить цели, направленные на открытие нового знания об ударении, на основе соотнесения того, что уже известно; под руководством учителя планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей: понимать и доказывать, что русское ударение является силовым, разноместным, подвижным, что в русском языке ударение выполняет смыслоразличительную роль; осуществлять контроль своих действий, научиться самостоятельно оценивать качество и уровень усвоения знаний.
- К: осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности, уметь видеть ситуацию с разных позиций и уметь договариваться с людьми иных позиций.
- П: способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие познавательного интереса через создание проблемной ситуации, организацию работы в парах и группах; развитие логических операций.
- Предметные: дать понятие о том, что русское ударение является силовым, разноместным и подвижным; доказывать, что ударение выполняет смыслоразличительную функцию, соблюдать нормы ударения в речи, развивать умение читать и анализировать лингвистический текст; научить сопоставлять значение, структуру и правописание слов, закрепить навыки правописания изученных орфограмм.
Тип занятия: урок открытия нового знания.
Оборудование: ноутбук, проектор, настенный экран, разрезные пословицы, карточки для самостоятельной работы.
Ход учебного занятия
I. Организационный момент.
Ребята посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу частичку своего хорошего настроения, пожелайте удачи. Садитесь.
Сегодня на нашем занятии вам придётся поработать, засучив рукава. Зарубите себе на носу: в случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте вас ждёт успех! Ребята, не показался ли вам, мой настрой на работу необычным? Какие мои фразы содержали призыв к активной работе?
Какую тему мы повторили? Как называются такие устойчивые сочетания слов? Видите, ребята, сколько в русском языке много красивых слов и выражений!
II. Проверка домашнего задания.
Игра “Мозговый штурм”.
1. Раздел языкознания, изучающий звуки речи, называется . . (фонетика)
2. В роли органов речи выступают . . (легкие, горло, гортань, голосовые связки, ротовая и носовая полость, язык, губы, зубы)
3. Звуки речи делятся на. и . . (согласные и гласные)
4. Гласные звуки состоят из . . (голоса)
5. Согласные звуки состоят из (голоса) . и (шума). или только из. .(шума)
III. Актуализация опорных знаний.
Орфографический диктант. Запишите слова, устно подберите к ним проверочные слова.
Промерзать, поздний, дочь, ночка, легкий, разделить.
Взаимопроверка (по парам) (учащиеся друг у друга проверяют тетради)
На какое правило орфограммы в словах? Посчитайте сколько звуков и букв в первых трех словах? Почему количество букв и звуков не совпадает?
Итак, давайте сравним наши слова, обращая внимание на их звуковой и буквенный состав. Чем слова отличаются друг от друга (количеством звуков и букв).
— Чем еще слова отличаются друг от друга (разные части речи)
IV. Постановка темы и цели занятия.
Разделите первых три слова на слоги? Чем отличаются слова? (количеством слогов.) Все ли слоги мы произносим одинаково? (нет.) А как мы произносим слоги? (некоторые произносятся сильно, выделяем голосом; некоторые — слабо). А как называется слог, который произноситься более сильно? слабо? (ударный, безударный). Ребята, вы уже умеете делить слова на слоги, определять ударный слог. А как вы думаете, всё ли вы знаете про ударение или остались какие-то еще тайны, неизвестные нам? А хотите узнать?
Как вы думаете, какая тема нашего урока? (слог, ударение).
Какие цели, согласно нашей теме, мы поставим сегодня перед собой? (расширить и углубить знания об ударении, будем учиться ставить правильно ударение в словах, делить слова на слоги, будем составлять лингвистический рассказ про ударение)
Как мы будем получать знания? Каким способом? (будем добывать знания путем работы в парах, в группах, будем себя оценивать и др.)
V. Первичное усвоение новых знаний. Работа по карточкам в 2 группах.
Чтобы поближе познакомиться с темой урока, давайте разделимся с вами на 2 группы и попробуем составить вместе лингвистический рассказ об ударении. При работе в группе вы можете пользоваться своими знаниями, правилом в учебнике на стр. 73, а также советом товарища. Учащиеся заполняют карточки в группах.
Все слова в русском языке делятся на . . Слог может состоять из . звука или из сочетания согласного и . звуков. Слоги бывают . и . . |
Если ударный слог отличается от безударного большей силой и отчетливостью, то тогда такое ударение называют . .
В русском языке ударение может падать на любой слог (на 1, 2, 3 и т. д). Такое ударение называют. .
Как известно, не имеют ударения . . . например, под . . и . не . .
А еще русское ударение может быть . . оно может передвигаться в одном и том же слове с одного. на . например, волнА, вОлны.
Ребята, какую новую информацию об ударении вы узнали из нашего рассказа? (ударение в одном и том же слове может быть подвижным, ударение не имеют служебные части речи)
Я называю слова. Если в слове ударение падает на 1 слог, поднимаете руки вверх, если ударение падает на второй слог – руки в стороны, если на 3 слог — приседаете. Сосна (2), ветер (1), молоко (3), ромашка (2), улица (1), пароход (3).
VI. Первичная проверка понимания
Ребята, как вы думаете, а от разной постановки ударения может в слове измениться смысл? (да, нет). Давайте проверим.
Работа в парах (по 1 слову каждой паре).
По классу развешены слова. Каждая пара может выбрать себе слово, с которым они хотят поработать (1 человек из пары выбирает слово)
Выша задача: составить с этим словом 2 предложения, так чтобы в одном предложении ударение в этом слове падало на первый слог, а во втором предложении – на второй слог.
Стены, руки, ноги, замки, ирис, волны, доски, кружки.
Итак, к какому выводу мы пришли? (от места ударения зависит смысл слова). Здесь, какой был вид ударения? (подвижное)
Ребята, скажите, а если мы не знаем, как правильно произноситься слово, кто нам может помочь? (орфоэпический словарь). При выполнении следующего задания нам и поможет наш словарь.
Работа с учебником. Упр. 202. Дифференцированная работа. Работа со словарем.
Прочитайте задание из учебника. Предлагаю выполнить задание по выбору.
1 уровень: Запишите слова, пользуясь орфоэпическим словарем, поставьте в них ударение.
2 уровень: Запишите слова, пользуясь орфоэпическим словарем, поставьте в них ударение. Составьте с этими словами словосочетания.
Кто выполнял первое задание, проверьте себя по доске и поставьте себе на полях оценку.
Прочитайте правильно эти слова. Кто выполнял второе задание, назовите словосочетания с этими словами. Поставьте себе оценку на полях.
Ребята, в русском языке ударение может быть не только разноместным, подвижным, но есть еще один вид ударения. А как он называется, попробуем выяснить, выполнив следующее задание.
Работа в 3 группах (устно) (по рядам).
Каждой группе я раздаю разрезанную пословицу, вам нужно ее собрать (учащиеся собирают пословицу, кто быстрее). Прочитайте эту пословицу выразительно. Береги землю родимую, как мать любимую.
О чем эта пословица? (какова тема пословицы) (о Родине) — Как вы ее понимаете?
Задание первой группе: Прочитайте пословицу, выделяя голосом первое слово в пословице. Задание второй группе: Прочитайте пословицу, выделяя голосом второе слово в пословице. Задание третьей группе: Прочитайте пословицу, выделяя голосом третье слово в пословице
Изменился ли смысл пословицы (изменился).
О чем мы сообщаем в первом случае? Во втором? В третьем?
Таким образом, . выделение голосом некоторых наиболее важных слов тоже представляет собой особый вид ударения, с которым можете познакомиться на с. 74.
Как называется этот вид. Что вы о нем узнали? Прочитайте.
На письме этот вид ударения выделяется особым знаком — . .
VII. Первичное закрепление. Работа по карточкам “Ударение”. Самостоятельная работа.
Проверим ваши знания. Выполним задание по карточке.
1. Как называется ударение в словах, если оно может падать на любой слог в одном и том же слове (волна, волны). ______________________________ (подвижное)
2. Какой вид ударения в словах: поздно, страна, пережить _________________(разноместное)
3. Как называется вид ударения, когда голосом выделяется какое-нибудь одно слово, наиболее важное по смыслу _____________ (логическое)
VIII. Итог занятия. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке (по алгоритму). Какой оценкой вы себя оцениваете? Чему научились на уроке (ставить ударение). Что узнали нового об ударении? Какое бывает ударение? (разноместное, подвижное, логическое)
Оцените степень сложности заданий на уроке. Как изученный материал может вам пригодиться при решении жизненных задач?
IX. Домашнее задание: п. 29, выучить правила. По выбору выполнить письменно: с. 73 упр. 198 или с. 74 упр. 204.
📹 Видео
Порядок слов в предложении Интонация Логическое ударениеСкачать
Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Порядок слов в предложении. Интонация, логическое ударениеСкачать
Как сделать речь интереснее. Логические ударенияСкачать
Логические ударенияСкачать
Предложение. Интонация. Логическое ударение. Видеоурок по русскому языку 1 классСкачать
Русский язык/5-9 кл/Логическое ударение/26.03.22Скачать
Занятия для дошкольников | Обучение грамоте | Занятие 5. УдарениеСкачать
Слоги и ударение русский языкСкачать
УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать
"Логическое ударение"Скачать
Русский язык 5 класс. Слог. Ударение. Орфоэпия.Скачать
5 класс Слог ударениеСкачать
Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать