Литературные ударения это определение

Видео:КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР? | ЕГЭ Литература | ВебиумСкачать

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР? | ЕГЭ Литература | Вебиум

Литературные ударения

Актуальной проблемой в современном обществе является формирование языковой компетентности личности, овладение будущими специалистами системой норм современного русского литературного языка, повышение уровня их коммуникативных умений и навыков.

Особенно остро эта проблема проявляется в Донбассе – многонациональном регионе, где преобладают русский и украинский языки. В условиях двуязычия соблюдение единообразия в произношении имеет большое значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи, внимание слушателей отвлекается различными ошибками произношения и высказывание не воспринимается во всей полноте содержания.

К нормам произношения гласных относят нормы ударения. Они изучаются наукой акцентологией.

К трудностям русского ударения относятся: 1) нефиксированность и подвижность; 2) наличие профессиональных и стилистически окрашенных типов произнесения слов; 3) наличие акцентологических вариантов; 4) колебания в постановке ударений; 5) ударение в именах собственных; 6) ударение в существительных иноязычного происхождения; 7) ударение в глаголах на -ировать; 8) ударение в сложных словах; 9) ударение в омонимах и др. Рассмотрим эти особенности акцентологии на конкретных примерах.

1. В некоторых языках ударение фиксированное (например, на последнем слоге – во французском языке). Русское ударение нефиксированное (разноместное) и подвижное (перемещается в разных грамматических формах одного и того же слова: доска – доски). Вследствие этого могут возникать пары слов, в которых одно несёт нормативное ударение и используется в литературном языке, а другое – ударение, встречающееся в профессиональной речи, например: алкоголь – алкоголь, шприцы – шприцы (у медиков); компас – компас (у моряков); добыча – добыча, рудник – рудник (у горняков); шасси – шасси (у лётчиков).

2. Разное ударение имеют слова, принадлежащие разным стилям речи (просторечному, нейтральному, книжному): кладбище (нейтр.) – кладбище (устар., поэтич.); девица (нейтр.) – девица (народно-поэтич.); шёлковый (нейтр.) – шелковый (народно-поэтич.).

Профессиональные, просторечные и устаревшие варианты не являются нормативными.

3. В русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, это акцентологические варианты. Иногда они равноправны, например: пиццерия и пиццерия. Но чаще один вариант становится предпочтительнее другого. Например: творог – основной (предпочтительный) вариант, творог – дополнительный; нет творога – нет творога (доп.); тефтели – тефтели (доп.); искристый – искристый (доп.); баржа – баржа (доп.).

Как отмечает И. Б. Голуб, двоякое ударение в форме множественного числа бледны и блед­ны, близки и близки, вредны и вредны, голодны и голодны, густы и густы, дружны и дружны, жирны и жирны, пусты и пусты, тесны и тесны, тупы и тупы, холодны и холодны.

4. Во многих словах сегодня наблюдаются колебания в постановке ударения: джинсовый – джинсовый, металлургия – металлургия, по волнам – волнам, петля – петля, сажень – сажень.

Однако в подавляющем большинстве случаев в нарицательных существительных только один вариант произношения является нормативным: агрономия, алфавит, баловать, валовой, вероисповедание, гражданство, дефис, диспансер, жалюзи, завидно, изыск.

Необходимо запомнить: валовой (доход, продукт); уставный (фонд, капитал); опт – оптом – оптовый – оптовик; дебитор – должник, дебиторская задолженность (сумма долгов); дебет – левая сторона бухгалтерских счетов.

5. Следует помнить о правильном произношении общеизвестных имён собственных, таких, например, как Сергий Радонежский, Сальвадор Дали, Пикассо, Алексий, Ставропольский край, Никарагуа, Перу, Сидней, Шри-Ланка, Флорида и т. д.

В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение: Ньютон – Ньютон, Рембрант – Рембрант, Линкольн – Линкольн и т.д.

В именах собственных иноязычного происхождения ударение обычно неподвижно, например: Мориак – у Мориака, Бальзак – у Бальзака, Познань – в Познани.

6. В существительных иноязычного происхождения правильно поставить ударение можно, зная происхождение слова. Например, пуловер, потому что слово пришло из английского языка (pullover – «свитер, любая вязаная одежда, натягиваемая через голову»), нувориш – из французского (nouveauriche – букв. «новый богач»). Д. Д. Данцев, Н. В. Нефедова обращают внимание и на слово мизерный – из французского (misеʹr – «бедный»). Ср. также: импичмент, дефис, саммит, маркетинг, диспансер, хаос (беспорядок), некролог, квартал, генезис, биогенез, феномен, эксперт, каталог.

7. В глаголах на —ировать более продуктивным считается вариант с ударением на и. В словах же, вошедших в русский язык только в прошлом веке, ударение часто падает на последний слог. Ср.: блокировать – маркировать; национализировать – премировать; приватизировать – нормировать; экспортировать – бомбардировать.

8. В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное, т. е. побочное (на первой части длинного сложного слова): картофелекопалка, суперобложка, энергосистема, телепередача, нефтепровод, машиностроение, среднесуточный, книгоиздательский.

Следует запомнить: нефте- (трубо-, газо-) провод (название действия), но: провод (проволока).

Среди сложных слов есть и одноударные: самостоятельный, межреспубликанский и др.

9. Ударение в русском языке может выполнять смысловые и грамматические функции. С его помощью различаются омонимы (разные по значению слова, совпавшие по написанию, но не по произношению): ирис – ирис, замок – замок, мука – мука, угольный – угольный, атлас – атлас, хлопок – хлопок, орган – орган. Неправильная постановка ударения влечет за собой искажение смысла. Ср.: ледник (в горах) – ледник (погреб); парить (репу) – парить (в облаках); рефлекторный (от рефлектор) – рефлекторный (от рефлекс); наголо (держать шашки) – наголо (остричь); броня (защитная облицовка из стали) – броня (закрепление чего-либо, за кем-нибудь).

Определенную трудность представляет и правильная постановка ударения в отдельных грамматических формах.

1. Ударение в кратких формах прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени всегда стоит на основе. И только в форме единственного числа женского рода оно переносится на окончание: создан – создана – созданы; взят – взята – взяты; занят – занята – заняты; начат – начата – начаты.

2. Во многих глаголах в прошедшем времени только в форме женского рода ударение стоит на окончании: отнять – отнял – отнялаотняли; понять – понял – поняла – поняли; начать – начал – начала – начали; но: класть – клал – клала – клали.

Как отмечает И. Б. Голуб, двоякое ударение имеют глаголы: дожил и дожил, допил и допил, задал и задал, нажил и нажил, отнял и отнял, отпил и отпил, подал и подал, поднял и поднял, продал и продал, прожил и прожил, пролил и пролил, роз­дал и роздал.

3. Глаголы, образованные от прилагательных, обычно имеют ударение на последнем слоге: глубокий – углубить; лёгкий – облегчить; бодрый – ободрить, подбодрить.

4. Некоторые глагольные формы необходимо произносить так: включим приёмник (включу, включишь, включит, включим, включите, включат), вручат орден (вручу, вручишь, вручит, вручите, вручат), позвоним завтра (позвоню, позвонишь, позвонит, позвоним, позвоните, позвонят).

5. Место ударения в отглагольных существительных, как правило, совпадает с местом ударения в исходном глаголе: обеспечивать – обеспечение; сосредоточивать – сосредоточение; упрочить – упрочение; упорядочить – упорядочение.

6. Место ударения в форме родительного падежа множественного числа может быть различным – на окончании либо на основе:

1) область – областей; ведомость – ведомостей; ступень – ступеней (в развитии чего-либо); но: ступеней (в лестнице);

2) доска – досок; сирота – сирот; отрасль – отраслей; мощность – мощностей; прибыль – прибылей; дно – доньев; торт – тортов; порт – портов.

Следует запомнить: среда – среды – по средам [6].

7. Многие односложные имена существительные мужского рода имеют в косвенных падежах единственного числа ударение на окончании, например: бинт – бинта, штрих – штриха, зонт – зонта.

8. В винительном падеже единственного числа существительные женского рода имеют ударение то на окончании, то на корне. Ср.:

С ударением на окончании произносятся некоторые имена существительные женского рода при употреблении с предлогами в и на в обстоятельственном значении: на груди, на двери, в ночи, в сети, в чести.

9. Иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ними существительное (или числительное) оказывается безударным. Чаще всего ударение перетягивают на себя предлоги на, за, под, по, из, без, например:

на: на воду, на ногу, на руку, на спину, на зиму, на душу, на стену, на голову, на сторону, на берег, на год, на дом, на нос, на ухо, на день, на два, на шесть, на сто;

за: за воду, за ногу, за волосы, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, за город, за ночь, за два, за шесть, за сто;

под: под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер;

без: без вести, без толку, без году неделя.

10. В соответствии с нормой буква ё всегда принимает на себя ударение. Ликвидация точек в печатном тексте привела к тому, что многие слова стали произноситься с е, а ударение перешло на случайный слог. Правильно произносить: свёкла, жёлчь, жёлчный, новорождённый, заворожённый.

Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения, поэтому социальная роль правильного произношения очень велика, особенно в настоящее время в нашем регионе, где устная русская речь является средством самого широкого общения.

Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

1.7. Ударение

Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.

В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Логическое ударениеСловесное ударение
(или просто ударение)
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Например, в стихотворении А. Ахматовой «Му­жество» (1942 г.) строки

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.

произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы.

это выделение слога в слове.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные.

Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле.

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.

1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на пред­последний слог, в чешском языке – на первый слог.

В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.

2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты.

3. Именно ударение может:

отличать одно слово от другого;

Ср.: а́тлас – атла́с.

быть показателем грамматической формы слова.

4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́зыка.

6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное.

Литературные ударения это определение

7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся).

Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.

При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.

Видео:Как определить стихотворный размер? [IrishU]Скачать

Как определить стихотворный размер? [IrishU]

Литературное ударение

Словесное ударение в русском языке характеризуется разноместностью (может стоять на любом слоге и любой части слова: номвости, наумка, обучемние, буржуазимя и т.д.) и подвижностью(в разных грамматических формах слова может переходить с одного слога на другой: головам, гомлову; примнял, принялам; смемлый, смелам и т.д.).

Предлоги, союзы и частицы обычно не имеют на себе самостоятельного ударения и примыкают к самостоятельным частям речи: за горомй, не былам, отемц бы, придёт ли, садимсь же. В некоторых случаях ударение переходит на предлог: помд гору, нам пол, зам ночь. Таким образом, самостоятельные и служебные слова имеют одно словесное ударение, составляя единое по звучанию фонетическое слово.

Примечание. Небольшое число служебных частей речи имеют слабое ударение, не изменяют качества «ударного» гласного. Это союзы но, словно, точно, то. то. некоторые предлоги, не нарушающие смысловой связи с наречиями (вдоль, напротив, кроме, рядом с, между и т.д.), частица ну.

Сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. могут иметь, кроме основного, побочное (или второстепенное) ударение, условно обозначаемое знаком гравис (`). Но среди сложных слов много и одноударных: предвоемнный, самостоямтельный, автомашимна, общежимтие и т.д.

Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное — вторым (ближе к концу слова): клямтвопреступлемние, омколоземмный, стромйотрямд, самолётостроемние, вомдонепроницамемый, гламвврамч, мемжобластномй, сумперобломжка, вимце-президемнт, эмкс-чемпиомн и др.

Правильный выбор места ударения в слове имеет большое значение в работе над культурой устной речи. Ниже приведены примеры, в которых наиболее часто встречается ошибочное ударение. Это могут быть как отдельные слова, так и некоторые грамматические формы слов:

1) Имена нарицательные:

агемнт, агрономмия, алфавимт, апомкриф, апостромф, аремст, асимметримя, баловамть(ся), бамрмен, бесомвщина, бламговест, бомчковое, бравумрный, бряцамние, валовыме, валомм валимт, вероисповемдание, верховемнство, вемчеря, гемнезис, граждамнство, гротемсковый, грунтовыме, даламй-ламма, дефимс, диамспора, диоптримя, диспансемр, домгмат, дремвко, духовнимк, жалюзим, жерлом, завимдно, знаммение, изымск, имконопись, иконопимсец, исконим, исчемрпать, каталомг, камтарсис, каучумк, кладовамя, клобумк, коломсс, коллампс, коклюмш, крамшение, кремемнь, кумхонный, мамркетинг, мастерским, мессимя, мимикримя, многочасовыме, мусоропровомд, намемрение, недвимжимость, недремамнное(око), немнецкий, непроторённый, несказамнно, неуставныме (отношения), нефтепровомд, новорождённый, обеспемчение, обесцемнить, облегчимть, ободримть, образовамнщина, односостамвное, оптомвый, освемдомиться, омтзыв (на рукопись), отзымв (депутата), откумпорить, отчамсти, паммятуя, пимхта, платом, повторённый, подромстковый, предвосхимтить, принумдить, приобретемние, разгосудамрствление, санитаримя, скроменный, созымв, сосредотомчение, сремдства, столямр, стамтус, статумт, сторимцей, табум, тамомжня, тамомженный, торгим, танцомвщица, тотемм, травянимстый, углубимть, украимнский, умемньшить, упромчение, факсиммиле, феемрия, феноммен(явление), хвомя, хломпковое, ходамтайство, ценовамя, христианимн, шассим, щавемль, экспемрт, языковамя (норма), языкомвая (колбаса).

Во многих словах наблюдаются колебания в постановке ударения: равноправные варианты — джимнсовый и джинсомвый,заимндевелый и заиндевемлый, комбамйнер и комбайнёр, металлургимя и металлумргия, промполис и пропомлис, петлям и пемтля, рожемница и роженимца, ржамветь иржавемть, самжень и сажемнь, твомрог и творомг, фамнза и фанзам; варианты — при нормативном ударении амвгустовский допустимо августомвский, при рамкушка допустимо ракумшка,при нормативном ударении индустримя — устарелое индумстрия,

2) Имена собственные:

Айгим, Емвно, Аземф, Амбэ, Комбе, Елимн Пелимн, Заходемр, Пемрес де Куэмльер, Стемйнбек, Сэмлинджер, Руамль Аммундсен, Бальмомнт, Воронцомва-Дамшкова, Капимца, Семргий Рамдонежский, Серафимм Саромвский, Сальвадомр Далим, Иеремимя, Пикассом, Зосимма. Алексимй, Игнамтий Лойомла, протопомп Аввакумм, Юлиамн Тумвим, Соколомв-Микитомв, Самюдис, Анамдырь, Балашимха, Велимкий Умстюг, Кимжи, Рамдонеж, гора Намродная, Ставропомльский край, Ганномвер, Чемтьи-Минеми, Апокамлипсис, Калимгула, Моломх, Камрнеги-холл, Комедим Франсемз. Метропомлитен-Омпера, Мьянмам, Никарамгуа, Перум, Квебемк, Симдней, Массачумсетс, Миссумри, Форомс, Шри-Ланкам.

В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение: Ньюмтон (но традиционно: Ньютомн), Реммбрандт (но традиционно: Рембрамндт), Лимнкольн (но традиционно: Линкомльн), Дэмвид Компперфилд (но традиционно: Давимд Копперфимльд).

🎦 Видео

ОПРЕДЕЛЯЕМ СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫСкачать

ОПРЕДЕЛЯЕМ СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ

Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать

Русскйй язык. Ударение в русском языке. Видеоурок

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать

Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский язык

Как определить стихотворный размер? // 2 супер способаСкачать

Как определить стихотворный размер? // 2 супер способа

Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать

Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?

Средства художественной выразительности: эпитет, олицетворение, аллегория, сравнение, метафораСкачать

Средства художественной выразительности: эпитет, олицетворение, аллегория, сравнение, метафора

Как запомнить сложные ударения? | Оксана КудлайСкачать

Как запомнить сложные ударения? | Оксана Кудлай

Ударения на ЕГЭ: разбор 4 задания за 10 минутСкачать

Ударения на ЕГЭ: разбор 4 задания за 10 минут

Вебинар #3 проекта «Языковая арт-резиденция»: «Азбука художественного перевода»Скачать

Вебинар #3 проекта «Языковая арт-резиденция»: «Азбука художественного перевода»

Что такое ударение ?Скачать

Что такое ударение ?

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языку

Изучаем ударение. Русский языкСкачать

Изучаем ударение. Русский язык

Как правильно определить стихотворный размер в ЕГЭ по литературе?Скачать

Как правильно определить стихотворный размер в ЕГЭ по литературе?

Литература 6 класс (Урок№12 - Двусложные и трёхсложные размеры стиха.)Скачать

Литература 6 класс (Урок№12 - Двусложные и трёхсложные размеры стиха.)

Как запомнить стихотворные размеры навсегда? | Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапестСкачать

Как запомнить стихотворные размеры навсегда? | Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест

ЕГЭ по Литературе 2022. Теория - Системы стихосложения, дольник, акцентный стих, белый стих, верлибрСкачать

ЕГЭ по Литературе 2022. Теория - Системы стихосложения, дольник, акцентный стих, белый стих, верлибр
Поделиться или сохранить к себе: