Видео:Вводные слова, словосочетания и предложения (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Итоговый тест курса История России 7 класс (по Торкунову)
А 1. От имени царя Федора Иоанновича управлял брат царицы. Кто это был?
A) Василий Шуйский
Б) Борис Годунов
B) Михаил Романов
Г) Алексей Адашев
А 2. В 1597 году был издан указ об «урочных летах», по которому:
A) крестьянам запрещалось менять хозяев в Юрьев день
Б) был ограничен переход крестьян в Юрьев день
B) был введен пятилетний срок сыска беглых крестьян
Г) помещикам разрешалось в определенное время переводить крестьян на оброк
А 3. Причиной Смуты на Руси не являлось следующее:
A) последствия разорения страны после опричнины
Б) династический кризис
B) голод 1601-1603 гг.
Г) неудачная внешняя политика Бориса Годунова
А 4 . Укажите, при чьем правлении был заключен договор, на основании которого польские войска вошли в Москву и власть фактически перешла в руки польского воеводы:
A) Лжедмитрий I Б) Василий Шуйский B) «Семибоярщина» Г) Б. Годунов
А 5. В XVII в. в крепостной зависимости от помещика находились:
Б) черносошные крестьяне
B) частновладельческие крестьяне
А 6. Круг приближенных и доверенных лиц царя Ивана IV
а) Народное Вече б) Избранная Рада в) Государственная Дума г) Синод
А 7. Опричнина была направлена против
а) дворянской оппозиции
б) взбунтовавшихся крестьян
в) жителей национальных окраин
г) строптивого боярства
А 8. Появление мануфактур в XVII в. свидетельствовало о:
A) господстве феодальных отношений
Б) зарождении капиталистических отношений
B) продолжении процесса закрепощения крестьян
Г) превращении России в передовую промышленную держав
А 9. Установите соответствие между датой и событием
А) смерть матери Ивана IV Елены Глинской
Б) венчание Ивана IV на царство
В) 1-ый Земский Собор
Г) принятие нового Судебника
Д) принятие Уложения о службе
Е) проведение опричнины
1) 16 января 1547г.
А 10. Годы 1497, 1581, 1597, 1649 отражают основные этапы:
A) борьбы России за выход к морю
Б) образования Российского централизованного государства
B) борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость
Г) закрепощения крестьян.
А 11 . Расположите по порядку. Установите хронологическую последовательность событий — этапов закрепощения крестьян:
A) «Судебник» Ивана IV — подтверждение права перехода в Юрьев день и увеличение платы за «пожилое».
Б) Указы Михаила Федоровича — увеличение срока государственного сыска беглых крестьян до 9, а затем до) 5 лет.
B) Указ Федора Иоанновича «Об урочных летах».
Г) Указ о заповедных летах Ивана IV.
Д) Соборное Уложение Алексея Михайловича Тишайшего – установление бессрочного сыска беглых крестьян.
Е) «Судебник» Ивана III — введение Юрьева дня и выплаты пожилого.
А 12. Политическое развитие России в XVII в. характеризовалось:
A) усилением самодержавной власти
Б) установлением ограниченного самодержавия
B) учреждением системы министерств
Г) усилением роли Боярской думы
А 13. В середине XVII в. Земские соборы перестали собираться, так как в России:
A) были решены основные вопросы внешней политики
Б) возросло значение Боярской думы
B) это было решено Соборным уложением
Г) формировался абсолютизм
А 14. Какой ряд дат отражает события во внешней политике России XVII в.?
A) 1632-1634, 1654-1667, 1686
B) 1649,1653, 1667
Г) 1613, 1652-1666, 1682
А 15. Большая роль в деятельности Избранной рады принадлежала
а) Алексею Адашеву
б) Александру Меньшикову
в) Андрею Курбскому
г) Борису Годунову
В 1. Оцените утверждения:
Ответьте «Да» или «Нет».
1. Под именем Лжедмитрия I скрывался беглый монах Григорий Отрепьев.
2. Лжедмитрия I поддерживал шведский король Сигизмунд.
3. Католическая церковь поддерживала Лжедмитрия I, который обещал после восшествия на престол ввести на Руси католичество.
4. Когда Лжедмитрий I вступил на русские земли, в городах стали организовывать ополчение для защиты.
5. После взятия Лжедмитрием I Москвы в апреле 1605 года, Борис Годунов был казнен.
6. Царя Василия Шуйского поддерживала русская православная церковь, его поддерживал народ.
7. Лжедмитрий I легко взошел на русский престол потому, что его поддерживал народ.
8. Среди восставших в армии Болотникова были не только крестьяне и холопы, но и казаки, стрельцы и дворяне.
9. Василий Шуйский стал царем потому, что происходил из рода Рюриковичей
10. После смерти Бориса Годунова правил его сын Федор.
В 2. Установите соответствие между понятием и определением:
1. Принудительные работы крестьян на земле помещика
2. Форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти владельца
3. Находящийся в бегах, спасающийся бегством; человек, самовольно, тайно бежавший из места жительства
Г) Крепостное право
4. Не уплаченная в срок часть налога или других государственных, общественных сборов
5. Перелом, переворот, решительная пора переходного состояния
В 3. Заполните пропуски в тексте « Начало царствования Ивана IV » используя данные ниже подсказки.
В отличие от опекунов не принимавших участия в воспитании юного великого князя, митрополит Макарий старался внушить молодому Ивану мысль об особом предназначении правителя- быть наместником Бога на земле. По его замыслу подросший Иван IV должен был принять титул (___) , чтобы с одной стороны возвыситься над боярами и (____) , а с другой- стать вровень с великими (____) – императором Священной Римской империи и турецким султаном. Морозным днём 16 января (___) года в Успенском соборе Московского Кремля был совершен обряд (____).
Подсказки:
1. 1547 г., 2. 1549 г. 3. Сильвестр 4. Боярская Дума 5. Избранная рада
6. Венчание на царство 7. Князь 8 Монарх 9. Шапка Мономаха
В 4. Исключите лишнее понятие. Объясните свой выбор
1. Дворяне, духовенство, посадские, стрельцы, крестьяне.
2. Патриарх, епископ, купечество, архиепископ, митрополит.
3. Дворянство, духовенство, крестьянство.
В 5. Заполните пропуски в предложениях
Заполните пропуски в предложениях, используя слова в скобках.
Россия XVII века по политическому устройству была (1. )монархией, но до середины века значительную роль играл (2. ) орган- (3. ), которые созывались по мере необходимости. Царь также советовался с (4. ), в состав которой, наряду со старой боярской(5. ) вошли неродовитые (6. ). Органами центрального управления оставались (7. ), во главе которых стояли бояре, (8. ). Местная власть осуществлялась (9. ), назначаемыми правительством. Посадскими и сельскими (10. ) руководили выборные (11. ). В черносошных местностях большую власть имели (12 . ) – сборщики денег на уплату налогов и общественные нужды.
(Боярской Думой, общинами, земские соборы, дьяки, дворяне, целовальники, самодержавной, власти, воеводами, аристократией, сословно-представительный, приказы, старосты)
С 1. Лингвистический конструктор
Используя все предложенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий, и запишите сами понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды.
1 — это (власти, для исполнения, акт, высшим, государственной, являющийся, принимаемый, гражданами, нормативно-правовой, органом, обязательным, страны).
2 — это (выборное, для ведения, дел, небольшого, лицо, или назначаемое, общества).
3 — это (вопросов, лиц, собрание, или выборных, рассмотрения, организации, и разрешения, должностных, для, и управления).
4 — это (начала X V I I I , органы, в России, управления, XVI, центрального, веков).
Видео:Поиски минимальной синтаксической единицы. Часть 1. Словосочетание или?..Скачать
Методические рекомендации по подготовке заданий школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2008-09 уч. года (стр. 3 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 |
(1761 – 1762) = (1762 – 1796)
Павел I
Ответ: Иван V , Елизавета, Петр II , Петр III , Екатерина II , 1769 – 1801.
2. Составьте генеалогическую таблицу, используя ВСЕ предложенные имена.
Петр I , Михаил Романов, Филарет, Алексей Михайлович, Наталья Нарышкина, Мария Милославская, Иван, Софья, Елизавета Петровна, Алексей, Евдокия Лопухина.
Филарет
Мария Милославская = Алексей Михайлович = Наталья Нарышкина
= Петр I = Екатерина I
Лопухина
1. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.
1. Русь, установленный, дань, княжение, Киевская, размер, времен, Ольга.
2. Глава, управление, Древний, выборный, в, городской, Новгород.
3. Высокий, хан, в, ордынский, покоренные, ранг, земли, представитель, чиновник.
1. Урок – в Киевской Руси со времен княжения Ольги установленный размер дани.
2. Посадник — выборный глава городского управления в Древнем Новгороде.
3. Баскак — ордынский чиновник высокого ранга, представитель хана в покоренных землях.
2. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия.
1. Накопления, истории, дисциплина, развитие, изучающая, общество, знаний, человеческого, о, история, историческая, и.
2. Географические, изучающий, происхождение, их, названия, и, ономастики, раздел.
3. Уходящий, заработки, на, деревни, крестьянин, работы, сезонные, из, на.
1. Историография – историческая дисциплина, изучающая развитие и накопление знаний по истории человеческого общества.
2. Топонимика – раздел ономастики, изучающий географические названия и их происхождения.
3. Отходник – крестьянин, уходящий из деревни на заработки на сезонные работы.
Сопоставление события (имен, терминов) отечественной и зарубежной истории
1.Среди исторических деятелей, перечисленных ниже, трое – современники. Укажите их.
2) Андрей Рублёв
3) Шведский король Карл XII
5) Леонардо да Винчи
2.Напишите имя одного из исторических деятелей зарубежной Европы – современника последнего правителя из династии Ивана Калиты.
В учебниках чаще всего называют таких современников Фёдора Иоанновича:
Вильгельм Оранский, Папа Сикст V, Генрих Наварский, Мария Стюарт, Стефан Баторий, Екатерина Медичи, Генрих III, Папа Климент VIII, Монтень, Френсис Дрейк, король Филипп II.
3. Среди исторических деятелей, названных ниже, трое – современники. Укажите их.
Распределение информационных единиц
1. Перед вами 8 изображений. Если применить единый критерий классификации, их можно сгруппировать в четыре группы, по два изображения в каждом. Подпишите каждое изображение. Предложите свой принцип классификации. Результаты оформите в таблицу.
Даются следующие изображения:
1) Восстание декабристов на Сенатской площади.
2) Композитор на дежурстве в блокадном Ленинграде.
4) Император Александр II
5) Император Александр I .
6) Покушение на Александра II .
7) На Дороге жизни через Ладожское озеро.
8) на экзамене в Лицее.
1) Восстание декабристов на Сенатской площади.
2) Композитор на дежурстве в блокадном Ленинграде.
4) Император Александр II
5) Император Александр I .
6) Покушение на Александра II .
7) На Дороге жизни через Ладожское озеро.
8) на экзамене в Лицее.
Принцип группировки: событие и исторический деятель, с деятельностью которого это событие связано.
2. Журналист, пишущий на исторические темы, изложил основные факты биографии . Однако некоторые эпизоды имеют отношение не к Столыпину, а к двум другим известным политическим деятелям России начала ХХ в. В статье 10 предложений. Они пронумерованы. В заголовки второй и третьей колонок приведенной таблицы впишите имена этих деятелей. Порядковые номера предложений впишите в соответствующие колонки таблицы.
Видео:Лингвистические трудности в языке документа. Способы и средства, облегчающие текст письмаСкачать
Тестовые задания по теме «От язычества к крещению Руси»
Для проверки знаний учащихся были использованы задания в форме ЕГЭ в трёх частях – А, В и С. Часть А предполагает использование тестов с одним правильным ответом. Часть В – задания повышенного уровня сложности: вставить пропущенный термин, вписать дату или имя, задания на соответствие и т.п. Часть С – работа с первоисточниками и ответы на вопросы по предложенным текстам. Задания для учащихся даны в большем количестве, чем можно использовать на одном уроке. Учитель сам определяет, какие вопросы соответствуют уровню подготовки учащихся конкретного класса и пройденному материалу и готовит проверочную работу по данной теме.
ЧАСТЬ А
№ п/п | Вопросы | Варианты ответов |
1 | В какой форме передавались из поколения в поколение мифы русского народа в древности: | а) в устной форме б) через летописи в) с помощью миниатюр |
2 | Что является главным отличием славянского язычества от античного или скандинавского: | а) жертвоприношения б) жрецы – посредники между богом и человеком в) отсутствие главного бога среди других |
3 | Как славяне называли бога Солнца: | а) Велес б) Стрибог в) Перун |
4 | Что послужило предпосылкой принятия христианства на Руси: | а) стремление европейских государств расширить своё влияние на русских землях б) волхвы объявили волю богов в) стремление русского князя объединить славянские племена |
5 | Какое событие произошло в 980 г.: | а) отменено полюдье б) объявление Перуна главным богом всех славян в) принятие христианства на Руси |
6 | Принятию христианства Русью предшествовал поход князя Владимира: | а) в Хазарию б) в Волжскую Булгарию в) в Херсон (Херсонес) |
7 | Принятие христианства киевским князем Владимиром как государственной религии произошло: | а) в 980 г. б) в 988 г. в) в 996 г. |
8 | Согласно русским летописям, причина выбора Владимиром христианства по византийскому образцу была связана: | а) с влиянием Византии на русских князей б) с крещением княгини Ольги в) с красотой богослужения |
9 | Русь приняла православие из: | а) Польши б) Византии в) Болгарии |
10 | К направлениям деятельности князя Владимира не относятся: | а) принятие христианства б) строительство оборонительной линии для защиты от набегов кочевников в) уравнение в правах язычников и христиан |
11 | Прозвище Красное Солнышко носил киевский князь: | а) Владимир Всеволодович Мономах б)Ярослав Владимирович Мудрый в) Владимир Святославич |
12 | Князь Владимир и его дружина приняли обряд крещения в городе: | а) Константинополе б) Новгороде в) Херсоне (Корсуни) |
13 | Первым каменным храмом Руси после принятия христианства стал: | а) Софийский собор б) церковь Успения Богородицы в) Успенский собор |
14 | Последствием принятия христианства на Руси НЕ БЫЛО: | а) укрепление государства и власти князя б) приобщение Руси к византийской культуре в) изоляция Византии от европейского сообщества |
15 | Принятие Русью христианства по византийскому образцу способствовало: | а) сближение с Западной Европой б) развитие связей с арабским миром в) прекращению связей с Европой |
16 | Церковь Успения Богородицы называли Десятинной церковью потому, что: | а) князь Владимир дал на её содержание десятую часть своих доходов – десятину б) церковь имела 10 куполов в) для церкви выделили 10 гектар земли |
ЧАСТЬ В
1. Укажите предпосылки принятия Русью христианства: | а) многобожие препятствовало объединению племён б) соседние европейские страны были христианскими в) формировался путь «из варяг в греки» г) усиливающееся неравенство в Древней Руси требовало освящения и укрепления существующего порядка д) Русь соперничала с Византией за Дунайские княжества |
2. Верны ли следующие утверждения: |
а) Складывание единого государства требовало отказа от многобожия.
б) Сохранение языческих культов не объясняло причины неравенства людей.
2. Верно только Б
3. Верны оба утверждения
4. Оба утверждения не верны
«Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные люди…И, притащив, кинули его в Днепр». Автор описывает:
б) крещение киевлян князем Владимиром
в) поход князя Владимира на Херсон (Корсунь)
г) поездка княгини Ольги в Константинополь
а) Церковь содействовала распространению византийской культуры и образованности среди славян.
б) Церковь способствовала усилению разобщённости между племенами.
2. Верно только Б
3. Верны оба утверждения
4. Оба утверждения не верны
а) Христианство обещало вечное спасение и блаженство в загробной жизни
б) Христианство допускало отпущение грехов.
2. Верно только Б
3. Верны оба утверждения
4. Оба утверждения не верны
6. Найдите соответствие:
Изречение: | Событие: |
а) «Когда повадится волк к овцам, то всё стадо перетаскает». | 1) Принятие христианства. |
б) «Крестил Путята мечом, а Добрыня – огнём». | 2) Попытка Святослава перенести столицу Древней Руси. |
в) «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Придите княжить и володети нами». | 3) Восстание древлян. |
г) «Откуда есть пошла Русская земля». | 4) Призвание варягов на Русь. |
д) «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей, туда стекаются все блага…». | 5) Создание «Повести временных лет». |
7. Заполнить пропуски в предложениях, используя слова в скобках:
Князь_________________, внук ______________, сын_______________, не зря получил почётное прозвище ______________, ведь он крестил Русь. Первая попытка религиозной _____________была предпринята им в _______ году, но оказалась неудачной. Вторая, в ______году, стала важным деянием князя ____________. Тогда же им была пожалована церкви ___________своих доходов на постройку первого ____________ храма на Руси – церкви _____________, названной_______________. Народные____________называют князя ________________, потому что он не только совершал _______ против врагов земли русской, строил города и_______________, но и создал первую в русской истории «_____________________» – линию оборонительных пунктов против __________________________________.
Ответы: Князя Святослава, 988, реформы, Десятинной, Красное Солнышко, засечную черту, кочевников, каменного, крепости, Владимир I, Успения Богородицы, былины, походы, Святой, десятина, 986, княгиня Ольга.
8.Напишите правильно исторические термины:
1) Р…лигия – вера в сверхъестественные существа, обожествление сил природы и поклонение им.
2) Хр…ст…анство – мировая религия, ставшая государственной на Руси.
3) Св…ще…..ики – служители церкви.
4) Кр…щ…ние – обряд принятия христианства.
5) М…н…теи…м – система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге.
9. Соотнесите имя языческого божества и занятия, которым это божество покровительствовало:
Божество | Занятия, которым это божество покровительствовало |
1. Перун | а) Бог ветра и повелитель вихрей. |
2. Хорс | б) Божество, связанное с персидским Симургом – вещей птицей |
3. Даждьбог | в) Бог грозы, бог – воин,, отражающий злые силы, перед ним клялись на оружии |
4. Стрибог | г) Женское божество, помогает при засухе, связано с прядением и ткачество |
5. Симаргл | д) Бог солнца |
6. Мокошь | е) Бог солнца, сын бога огня, приносит удачу |
10. Выпишите причины и последствия принятия христианства:
Причины | Последствия |
- Расширение и укрепление международных связей и повышение международного авторитета Древнерусского государства.
- В обществе утверждалось неравенство, которое требовало объяснения.
- Строительство церквей, появление монастырей.
- Европейский мир принял христианство, а Древнерусское государство оставалось языческой окраиной.
- Борьба с язычеством.
- Приобщение к христианству означало приобщение к развитой культуре.
- Христианская религия развивала и укрепляла нравственные устои общества.
- Процесс развития государственности, укрепления единства государства.
- Сохранение двоеверия на длительное время.
- Отрицательное отношение к созданию скульптурных изображений.
- Появление церковной иерархии.
11. Двухвариантные тесты (ответьте «да» или «нет»):
а) Князь Владимир крестился, как и его бабка, княгиня Ольга, в Константинополе (да – нет)
б) Принятие Русью христианства означало переход Руси в политическую зависимость от Византии (да – нет)
в) Первую религиозную реформу князь Владимир пытался провести в 896 году, включив шесть языческих богов в государственный пантеон и сделав главным бога Перуна (да – нет)
г) Киевляне воспротивились реформе язычества и потребовали введения христианства (да – нет)
д) В русских былинах князя Владимира называют Владимир Красное Солнышко (да – нет)
12. Разгадайте путаницу (переставьте буквы, и у вас получится слово):
а) Киевский князь, получивший прозвища «Святой» и «Красное Солнышко» («ЛИВИМРАД»)
б) Мировая религия, ставшая государственной на Руси («ТРОВСИНИТСАХ») –
в) Языческое культовое сооружение, где приносились жертвы богам («ПЕЩАКИ») –
г) Христианское вероучение оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия н.э. («СИВАРОПЕВАЛ») –
д) Ныне не существующая река, правый приток Днепра, в месте её впадения в Днепр в 988 г. было проведено крещение Руси («АНПАЙОЧ») –
е) Название древнегреческого города на юго-западном побережье Крыма, где был крещён Владимир Святой («СЕХРОСЕН») –
ж) Славянский бог грома и молний, покровитель княжеской дружины («НЕРУП») –
з) Имя полученное князем Владимир при крещении («ЛАЙВИИС»)–
и) Система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге («ЗОТОМЕМИН) –
13. Выберите из словосочетаний те, которые отмечают значение принятия Русью христианства:
А) расцвет материальной культуры
Б) развитие международной торговли
В) рост имущественного неравенства
Г) изменение нравов и морали
Д) укрепление княжеской власти
Е) развитие производительных сил
Ж) распространение грамотности
З) появление славянской письменности
И) сплочение восточнославянских племён в единую древнерусскую народность
К) укрепление международного положения Руси
Л) образование государства Древняя Русь
4. Лингвистический конструктор. Используя все предложенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Напишите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды.
1) _________________________ – это ________________________________________
(основанная, о едином, религиозных, боге, верований, на представлении, система).
2) _________________________ – это ________________________________________
(вероучение, на востоке, империи, первого, тысячелетия н.э., в течение, оформившееся, христианское, Римской).
3) _________________________ – это ________________________________________
(за власть, правителями, борьба, родами, между).
4) _________________________ – это ________________________________________
(где, богам, культовое, приносились, языческое, жертвы, сооружение).
5) _________________________ – это ________________________________________
(вождь, титул, государственного, правитель, позднее, или, племени, дворянский, образования, государства).
15. Составить чайнворд «Язычество древних славян». Последняя буква слова является первой буквой следующего слова:
- Древние верования славян (Язычество).
- Славянский бог веселья, блаженства и пиров, спутник богини Лады (Ослад)
- Об этом боге напоминают слова «диво», «удивление» (Див).
- Чародей, колдун, знахарь у славян (Волхв).
- Покровитель домашних животных и бог богатства (Велес).
- Верховный владыка вселенной (Сварог).
- Дух, живший в овине или на гумне, наблюдал за порядком, оберегал от пожара (Гуменник).
- Недобрый дух, сама тонешенька, малешенька, голова с наперсточек, туловище не толще соломинки (Кикимора).
- Чудесная птица, жительница славянского рая (Алконост).
- Языческий обряд жертвоприношения (Треба).
- Предмет с магическим действием, охраняет от бедствий (Амулет).
- Один из главных богов балтийских славян (Триглав).
- Человек-оборотень, способен превращаться в волка, при затмении съедает луну или солнце, после смерти становится упырём (Волколак).
- Богиня весны и плодородия (Кострома).
- Крылатая змея, которую нельзя поразить стрелой, а можно только сжечь (Аспид).
- Бесплотное, сверхъестественное существо (Дух).
- Солнечное божество славян, идол которого был поставлен князем Владимиром на холме среди главных идолов, память о котором сохранилась в слове «хороший» (Хорс).
- Божество – воплощение огня, зажигающего сердца воинов храбростью (Симаргл).
- Бог дружбы, согласия, искренности, имя которого созвучно слову «ладонь» (Лад).
- Богиня, покровительствующая рождению ребёнка и воспитанию младенцев (Дидилия).
16. Даны 5 подсказок. Угадайте, о ком идёт речь:
– Мифы представляли его кузнецом и пахарем, статным, высокого роста, с чёрными волосами и длинной золотой бородой;
– По свидетельству летописца, его деревянное изображение имело на серебряной голове золотые усы;
– Его жена покровительствовала браку и семейному счастью, хотя её имя дословно переводится как «мать наполненных корзин»;
– По преданию, его стрелы возвращались на поверхность земли лишь через три или семь лет;
– В отличие от своих близнецов в других странах его никогда не назначали самым старшим.
17. Выполнить задание:
После крещения Руси языческие верования частично слились с христианством. Сам древнерусский человек и не подозревал, что в его вере есть что-то языческое. Он считал себя настоящим православным. Зато византийские послы сразу же замечали языческие вкрапления и говорили о двоеверии славян. Даже в «Слове о полку Игореве» – памятнике литературы XII века – очень много языческого. Из него мы узнаём, что ветры – внуки Стрибога; движущееся по небу солнце – это Хорс; певец Боян назван внуком Велеса; Дажьбог – защитником Руси. Не только в литературе, но и в быту языческие боги были живы.
Определите, каких языческих богов и божеств могли изображать на следующих памятниках материальной культуры: кровля избы; диадема княгини; резьба на лавке; височные кольца; навершие жезла; резьба фасада избы; полотенца; колты (подвески).
ЧАСТЬ С
1. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и ответьте на вопросы:
«И когда пришёл, повелел опрокинуть идолы, – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Вчера ещё был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли ещё они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. Затем послал Владимир по всему городу со словами: «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг». Приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, приводить людей на крещение по всем городам и сёлам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них как о мёртвых».
Вопросы:
- Сформулируйте основную идею прочитанного.
- Как вы оцениваете отношение Владимира к языческим богам?
- Каково отношение к языческим богам у людей?
- Сделайте вывод о том, как было проведено крещение киевлян? Как это могло отразиться на нравственном развитии людей и древнерусского общества?
- Почему храмы стали ставить на месте кумиров?
Можно ли на основании этого отрывка сделать вывод о значении крещения Руси?
2. Прочитайте отрывок из «Ипатьевской летописи» и ответьте на вопросы:
«996 год. После освящения церкви святой Богородицы в Киеве князь Владимир так сказал: «даю церкви сей от имени моего и от городов моих десятую часть», и написал клятву, положил ее в церкви со словами: «Если кто нарушит, да будет проклят».
А в церковном Уставе князь Владимир написал: «И с княжения в соборную церковь от всякого княжа суда десятую векшу, а от торгу десятую неделю, а из домов на всякое лето десятое от всякого стада и от всякого жита».
Вопросы:
- Объясните, чем было вызвано такое внимание князя к церковным делам?
- Какую обязанность населения по отношению к церкви ввёл князь?
- Как могло повлиять такое нововведение на положение различных слоёв общества Древней Руси?
- Как введённые обязанности могли сказаться на процессе принятия христианства крестьянами, горожанами?
Список использованной литературы:
1. Данилов А. История России с древнейших времён до конца XVI века: 6 кл.: Поурочные разработки: Пособие для учителя. М., 2007.
2. Дмитриева Е. Россия: рабочая тетрадь. СПБ, 2002.
3. Драхлер А. Отечественная история с древнейших времён до наших дней. М.,2001. Игры и занимательные задания по истории. Авторы-сост. М.Субботина и др. М., 2003.
4. Кишенкова О., Иоффе А. Тестовые задания по истории России: Часть 1. 10. кл. М., 2009.
5. Коваль Т. История России с древнейших времён до конца XVI века: Задания, задачи. М., 2004.
6. Набатова О. Конспекты уроков для учителя истории: История России с древнейших времён до начала XVI века. 6 – 7 классы.: Методическое пособие. М., 2003.
7. Основы духовно-нравственной культуры народов России. ОРКСЭ. Книга для учителя. 4 – 5 классы: справочные материалы: под ред. В.Тишкова, Т.Шапошниковой. М., 2012.
8. Пазин Р. История. 10-11 кл. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. 400 заданий высокого уровня сложности (С4 – С5): Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону. 2013.
9. Румянцев В. Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII век. М., 2002.
10. Саплина Е., Саплин А. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 кл. Рабочая тетрадь. М., 2013.
11. Симонова Е. История России. 6 кл. 36 диагностических вариантов. М., 2012.
🔥 Видео
ТЕСТ НА ГРАМОТНОСТЬ. Неуч не пройдетСкачать
Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Лингвистический анализ рассказов - Мира БергельсонСкачать
Техники нлп для начинающих. Разговорный гипноз. Мартин Лейвиц. [Аудиокнига]Скачать
Фразовый конструктор, учим связанной речи.Скачать
Word embeddings для векторизации текста | Обработка естественного языкаСкачать
ПросторечиеСкачать
Лекция. Векторные представления слов, Bag of Words. Латентный семантический анализСкачать
Просторечие в современном русском языкеСкачать
Как общаются конструкторыСкачать
Приветственное слово И. И. Климовой/Конференция "Лингвистика дистанцирования - 2021"Скачать
Обучение лексической стороне речиСкачать
Конструктор рабочих программ по учебным предметамСкачать
Я. Г. Тестелец. Генеративная грамматика и грамматика конструкций — два взгляда на синтаксисСкачать
Разговорные выражения, связанные с инструментамиСкачать
Ключевые слова к статье. Для авторов и библиотекарейСкачать