- Сказка про ударение. учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Сказки о Русском Языке, царе Великом и Могучем, да о дочерях его Премудрых. Лингвистические сказки
- Оглавление
- Грамматические сказки. Волшебник Ударение
- Грамматические сказки
- 🎥 Видео
Видео:Изучаем ударение. Русский языкСкачать
Сказка про ударение.
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему
Занимательный материал для использования на уроках обучения грамоте и русского языка в 1 классе.
Видео:Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школаСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_pro_udarenie.doc | 22 КБ |
Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
Предварительный просмотр:
СКАЗКА ПРО УДАРЕНИЕ.
В некотором царстве, в некотором государстве под названием « Гласное» жили царь и царица и была у них дочка-буковка А. Вот однажды в честь дня рождения Буковки А царь решил устроить пир и пригласить гостей дорогих.
В назначенный день стали собираться гости. На пир пришли и подружки принцессы Буковки И, Е, Ю, Я, Э, У, О, Ы и уважаемые Слоги и Звуки с подарками для дочери царя. А вот ударение позвать забыли.
В разгар бала в дверь громко постучали. Это было Ударение. Оно было очень сердитое и крикнуло: «Я вам сейчас покажу, как веселиться без меня!»
И стало Ударение по словам ударять где не надо, со слога на слог перепрыгивать. А потом и вовсе ушло жить в другое государство.
И началась в стране Гласных неразбериха. Огромный ЗАмок превратился в маленький замОк, только люди воды в крУжки наберут, а они кружкАми становятся, по морю плавали пирОги, и вдруг поплыли пирогИ, географический Атлас превратился в атлАс, утюг вместо того, чтобы пАрить брюки, стал парИть в облаках, белОк стал бЕлкой и поскакал в лес, мукА превратилась в мУку.
Тут к счастью мимо проезжал принц Буква Ё. Он то и навёл порядок в государстве, так как всегда в словах был ударный.
Всё в государстве стало по-прежнему. Только ударение всё таки затаило обиду и иногда подшучивает над словами. То твОрог, то творОг,
Видео:Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.
Урок по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова с использованием информационных технологий » Ударение. Смыслоразличительная рольударения в слове » проводится в первом классе в период обучения грамоте. .
Тема урока: Ударение (общее понятие). Способы выделения ударения. Слогообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов.
Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие об ударении, научить обозначать ударение в словах, произносить слова правильно.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы «.
Урок — сказка. Тема: обобщение знаний о безударных гласных проверяемых ударением.
воспитывать патриотизм на основе русского — народного фольклора;закрепить понятие антонимы;познакомить с новым словарным словом;формировать навыки нахождения проверочных слов;формировать навыки .
План — конспект урока по теме «Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения» .1 класс
Разработка урока по русскому языку по теме «Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения.» 1 класс.
«Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Урок – путешествие по сказке»
Второй урок по теме «Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением» во 2 классе. Дети знакомы с правилами проверки безударных гласных, способами подбора проверочных слов.На уроке.
Конспект открытого урока «Зачем читать лингвистические сказки? Что в них можно узнать ? И.М. Подгаецкая «Ударение»» (2 класс УМК «Система РО Эльконина-Давыдова»)
Литературное чтение конспект открытого урока «Зачем читать лингвистические сказки? Что в них можно узнать ? И.М. Подгаецкая «Ударение»» (2 класс УМК «Система РО Эльконина-Давыдова»).
КСП по обучению грамоте на тему: «Ударение. Развитие речи. А. Смурага «Лесная сказка»»
Все учащиеся смогут:Ответить на поставленный учителем вопрос: «Умеете ли вы придумывать или составлять рассказы?»Повторить слово «сорока» на трех языках и запомнить.Ориентирова.
Видео:Что такое ударение ?Скачать
Сказки о Русском Языке, царе Великом и Могучем, да о дочерях его Премудрых. Лингвистические сказки
Юный друг!Ты, конечно, любишь волшебные сказки. Открыв эту книгу, ты попадёшь в Лингвистическое царство, по которому ты сможешь совершить сказочное путешествие и познать некоторые тайны Русского Языка, царя этой волшебной страны. Ты узнаешь, из чего слова русские рождаются, подружишься с Частями речи. Царевна Орфография научит тебя правильно писать слова, а царевна Пунктуация – правильно расставлять в предложении знаки препинания. Желаю тебе увлекательного и познавательного путешествия!
Оглавление
- Сказки о Русском Языке, царе Великом и Могучем, да о дочерях его Премудрых – Грамматике, Морфологии, Орфографии и Пунктуации
- СКАЗКИ О ЗВУКАХ ДА БУКВАХ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ
- СКАЗКИ О ЧАСТЯХ СЛОВА, ИЗ КОТОРЫХ СЛОВА РУССКИЕ РОЖДАЮТСЯ
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказки о Русском Языке, царе Великом и Могучем, да о дочерях его Премудрых. Лингвистические сказки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
СКАЗКИ О ЗВУКАХ ДА БУКВАХ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ
Сказка о том, как буквы своё место в жизни искали
Давно это было, ещё в древние времена.
Жили-были гласные и согласные буквы, да вот только порядка у них и мира между ними не было. Всё время буквы спорили, кому за кем становиться, каждая буква хотела на первом месте стоять.
— Нам надо всем построиться по порядку, и каждому нашему домику присвоить номер, и тогда нас легко будет найти в нашем городе, — предложила буква А.
— Первыми должны стоять гласные, — сказали гласные буквы.
— Нет, согласные, — спорили с ними согласные буквы. — Да без нас вы ни одного слова не произнесёте! Вы, например, можете каплю превратить в птицу? А мы можем! А в некоторых словах, так нас, согласных, по сто букв бывает!
— Приведите хоть один пример. Что это за слова такие, в которых сто согласных букв? — спрашивали их гласные.
— А вы у учеников спросите — они всё знают!
— Зато мы поём хорошо! А вы петь не умеете! — парировали гласные.
Буква Я была известной зазнайкой и хвастунишкой. Всё время себя нахваливала: «Я самая умная! Я самая красивая! Я самая важная буква!». А однажды буква Я так заявила: «Без меня вам не прожить!» Так долгое время буквы всё ссорились и спорили. А Мягкий знак, известный мягкостью своего характера, предложил: «Пойдёмте к царю нашего государства, и пусть он нас рассудит».
Приходят буквы к Русскому Языку. Рассказали буквы государю о своём споре. А Русский Язык им и говорит:
— Чтобы вы больше не ссорились, определю каждой букве своё место, построю вас по порядку, который вы будете отныне и во веки вечные строго соблюдать. Порядок этот назову азбукой.
— Но ведь всё начинается в этом мире с меня! Я должна стоять первая! — продолжала настаивать на своём буква Я.
Рассердился Русский Язык на букву Я за её зазнайство и сказал: «Каждая буква нужна и важна! А ты отправляйся-ка в конец азбуки и подумай о своём поведении!» И отправил Русский Язык букву Я в самый конец азбуки. Оттуда не будет слышно её хвастовства.
С тех пор буква Я в азбуке, которую теперь алфавитом называют, самая последняя стоит. А буквы с тех пор больше не ссорились. Дружно живут в алфавите, а «встанут в ряд — вмиг заговорят». Люди даже про них такую загадку придумали — Белое поле, чёрное семя, кто его сеет, тот разумеет. Услышал эту сказку детский поэт Борис Заходер, очень рассмешила его эта история, и поэт написал стихотворение о буквах и о букве Я, букве-зазнайке:
Жили в азбуке у нас Буквы. Жили, не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится, там и дело спорится.
Только раз все дело стало из-за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала, взбунтовалась буква Я!
«Я, — сказала буква Я, — главная-заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду. Быть желаю на виду!»
Говорят ей: «Встань на место!»
Отвечает: «Не пойду! Я ведь вам не просто буква.
Я — местоимение. Вы в сравнении со мною —
Недоразумение! Не более — не менее!»…
Тут вся азбука пришла в страшное волнение.
— Фу-ты, ну-ты, — фыркнул Ф, от обиды покраснев.
— Срам! — сердито С сказала.
— Воображала! Это всякий так бы мог!
Может, я и сам — предлог!
— Попробуй, потолкуй с такой особой!
— Нужен к ней подход особый, —
вдруг промямлил Мягкий Знак.
А сердитый Твердый Знак, молча показал кулак.
— Ти-и-ше, буквы! Стыдно, знаки! —
— Не хватало только драки! А еще Согласные!
Надо раньше разобраться! А потом уже и драться!
Мы же грамотный народ! Буква Я сама поймет:
Разве мыслимое дело всюду Я совать вперед?
Ведь никто в таком письме
не поймет ни «бе» ни «ме»!
Я затопала ногами:
— Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!
Буквы тут переглянулись.
Все — буквально! — улыбнулись.
И ответил дружный хор:
— Хорошо, идем на спор.
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку,
Правда, стало быть, твоя!
— Чтобы я да не сумела,
Я ж, не кто-нибудь, а Я!
…Буква Я взялась за дело:
целый час она пыхтела, и кряхтела, и потела,
написать она сумела только: «…яяяяя!»
Как зальется буква X: «Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!»
О — От смеха покатилась!
А — За голову схватилась.
Б — Схватилась за живот…
Буква Я сперва крепилась, а потом как заревет:
— Я, ребята, виновата! Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята, даже сзади буквы Ю!
— Что ж, — решил весь алфавит, —
если хочет — пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы — вместе!
В том, чтоб все — От А до Я — жили, как одна семья!
Буква Я всегда была всем и каждому мила.
Но советуем, друзья, помнить место буквы Я!
Сказка про звуки и буквы
В сказочной стране Русский Язык есть городок, и называется он Буквоград. В этом городке всего 33 домика, в которых живут звуки. Каждый домик имеет свою особенную архитектуру. Называют домики буквами.
Ранним утром из домиков раздаются разные звуки: «А-А-А! О-О-О! И-И-И! Ы-Ы-Ы! У-У-У! Э-Э-Э!». Это проснулись гласные звуки и начали петь. Гласные звуки очень любят петь, у них красивые голоса. Дружно живут гласные звуки, их ровно 6. Любят гласные звуки петь дуэтом со звуком Й и получается у них: «ЙА! ЙО! ЙЭ! ЙУ!». Из других же домиков слышится шипение: «Ш-Ш-Ш. Ж-Ж-Ж. Щ-Щ-Щ. Ч-Ч-Ч». В этих домиках живут согласные звуки, которые называют шипящими.
Из других домиков раздаются тихие отрывистые звуки, похожие на глухой стук: «П. Т. К. С. Ф. Ш.» — эти звуки называют глухими согласными. А напротив глухих согласных живут их друзья, звонкие согласные. Их голоса можно услышать издалека: «Б. Д. Г. З. В. Ж». Эти согласные неразлучные друзья, очень похожи друг на друга, в конце слова произносятся одинаково, из-за этого их называют ещё парными. На улице Непарной в остальных домиках поселились только глухие звуки: [Х], [Ц], [Ч], [Щ] — всего их 4; и только звонкие согласные звуки: [Л], [М], [Р], [Н], [Й] — всего их 5. Согласных звуков в русском языке намного больше, чем гласных, поэтому и домиков у них больше — 21!
А на окраине этого городка, вдали от всех, стоят ещё два домика. Да только никогда звуки из этих домиков не раздаются. Поэтому прозвали эти домики-буквы мёртвыми. А называются буквы Твёрдый (Ъ) и Мягкий знак (Ь). Об этих буквах я расскажу в следующей сказке.
Сказка о Твёрдом и Мягком знаке
Давно это было. В одной волшебной стране, в загадочной стороне, в городе Буквограде, жили-были два брата. Два родных брата, а характер у них разный. У одного — покладистый, мягкий, поэтому и назвали его Мягкий знак. А у другого — напористый, твёрдый, — его назвали Твёрдый знак.
Однажды загоревал Мягкий знак и говорит Твёрдому знаку:
— Горько мне, что нас называют мёртвыми буквами, и зачем мы живём на этом белом свете? Мы не можем начать слово, не обозначаем никаких звуков.
— Пойдём к царевне нашей Орфографии и узнаем у неё своё предназначение, — предложил ему Твёрдый знак.
Отправились братья в дорогу. Долго ли шли, коротко ли, но пришли к царевне Орфографии, младшей дочери Великого и Славного царя Русского Языка. Поведали Знаки царевне о своей печали, а Орфография им и отвечает: «Вас называют мёртвыми буквами, потому что вы не обозначаете звуков. Но наделю вас силой волшебной. Отныне ты, Мягкий знак, будешь обозначать мягкость согласных букв в конце слова — боль, соль — и сможешь изменять значение слова! Ты сможешь угол превратить в уголь, мел — в мель! Ты будешь обозначать мягкость согласных звуков и стоять перед твёрдыми согласными в середине слова: просьба, письмо. Ещё будет у вас одно предназначение! Наделю вас силой разделительной, и будете вы, как пограничники, разделять в словах гласные буквы от согласных, чтобы они не сливались, и не меняли значение слова. Без тебя, Мягкий знак, семья может превратиться в семя! А это, знаешь ли, не порядок! Ты, Мягкий знак, будешь разделять гласные И, Ю, Я, Ё, Е от согласных в середине корня и на конце корня перед окончанием: пЬеса, вЬюга, листЬя, муравЬи, белЬё, варенЬе. Ну а ты, Твёрдый знак, встанешь после приставок, которые заканчиваются на согласную букву, перед гласными Я, Ё, Е, Ю: подЪехал, предЪюбилейный, обЪявление, сЪёмка. Не печальтесь, друзья, о вас ещё легенды будут складывать!». Выдала Орфография братьям удостоверения, подтверждающие их назначение, и Указ издала, чтобы отныне не ссорились между собой гласные и согласные буквы да не вносили в слова путаницу и раздор, а подчинялись Мягкому и Твёрдому знаку.
Во избежание беды великой строго-настрого Орфография запретила Мягкому знаку вставать в сочетания букв РЩ, ЩН, НЩ, ЧК, ЧН, НЧ, ЧТ. А на память дала ему древнее писание, которое испокон веков было: «СОЧЕТАНИЯ БУКВ РЩ, ЩН, НЩ, ЧК, ЧН, НЧ, ЧТ пишутся без Ь. »
Сказка о том, как между буквами гласными спор вышел
В некотором царстве, царя Русского Языка государстве, живут звуки Согласные да Гласные. Гласные звуки весёлые, дружные, да затейники такие, выйдут на полянку — начнут хороводы водить. А сойдутся вместе с согласными звуками, так и песни разные начнут петь. У гласных — красивые, звонкие голоса, потому их и назвали Гласными звуками. Смотрят на них Гласные и Согласные буквы, слушают да начнут записывать их песни. Однажды между гласными буквами А и О спор вышел. Услышали они, как звуки пели:
— Вода, кругом вода!
— А Буква А и говорит:
— В слове «вада», я буду стоять.
— Это, по какому такому праву? — спросила Буква О.
— У тебя, что слух плохой? Ты разве не слышишь: «вада, кругом вада!», так звуки гласные поют, — ответила Буква А.
— Что-то тебя слишком много в одном слове! Нет! В первом слоге встану я — «вода»! — воскликнула Буква О.
Услышала их спор царевна Орфография и поспешила к ним на помощь. С собой взяла своего помощника — Ударение.
— Не ссорьтесь, Гласные буквы! — сказала Орфография, стараясь примирить их. — Дело в том, что в русском языке гласные звуки бывают ударными и безударными. Ударные звуки всегда произносятся понятно и отчётливо, потому что на них падает ударение.
— Да, да, — сказало Ударение, — у меня не забалуешь! Взмахну своей волшебной палочкой, так звук гласный перестаёт народ честной путать и произносится так, как вы и должны писать слово!
— Ну, всё правильно, я и стою во втором слоге слова «вода», потому что мой звук под ударением, — сказала Буква А.
— А в первом слоге слова «вода» должна стоять я! — сказала Буква О, надеясь на поддержку царевны правил написания букв.
— В этом спорном случае вам нужно поступить так: изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы ударение падало на спорный звук. И сразу всё станет понятно, какая буква должна писаться в слове, потому что безударный звук станет ударным, — подсказала буквам Орфография. — Например, вода — воды.
— Если вы будете соблюдать это правило, то никогда больше не будете спорить и ссориться, — пояснило Ударение. — А ещё проверочное слово должно быть близким по значению!
— А-а-а, теперь всё понятно! — воскликнули Гласные буквы. Поблагодарили буквы гласные царевну Орфографию и Ударение за столь мудрый и справедливый совет. Побежали и рассказали другим Гласным об этом правиле написания безударных гласных букв, чтобы и они больше не спорили и не ссорились.
Сказка про глухие и звонкие согласные буквы
В Орфографическом царстве, в Фонетическом государстве, живут согласные буквы и звуки. Живут — горя не знают. Но бывает, что и спорить начнут, отношения выяснять.
Однажды между парными звонкими и глухими согласными буквами произошёл спор: «В таких словах как ДУБ, ЛЕВ, АРБУЗ, ВРАГ, НАРОД нужно писать на конце букву звонкого согласного звука», — твердили звонкие согласные. «Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную», — не соглашались Глухие.
В этот самый момент, воспользовавшись ссорой, которая между парными согласными произошла, пробралась в их город Ошибка, всеми ненавистная. Ошибка-то и больше раззадорила глухие согласные, всё нашёптывала им, на ссору подбивая: «Не сдавайтесь, глухие, докажите этим звонарям, что вы тоже имеете право на конце корня писаться…»
— Ну, попробуйте доказать, что в словах ДУБ, ЛЕВ, АРБУЗ, ВРАГ, НАРОД нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, — напирали Глухие буквы.
Звонкие согласные сначала растерялись, не знали, какие доводы привести, чтобы доказать глухим согласным буквам свою правоту, ведь и правда, при произношении в конце этих слов слышатся глухие звуки. Царевна Орфография услышала про раздор, который между согласными вышел, да, во избежание смуты великой и порядка ради, издала Закон о правописании Звонких и Глухих согласных. И отправила согласным звонким и глухим верного подданного своего — Всемогущее Правило. Оно-то, Всемогущее Правило, и прояснило всю ситуацию, зачитало закон царевны Орфографии: «Чтобы не допустить в написании слов врага нашего — Ошибку, отныне и во веки веков написание парных звонких и глухих согласных — следует проверять! Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук! Какой звук слышится перед гласным, букву того и следует писать на конце слова. Вот примеры — слушайте и не говорите, что не слышали! Гриб — грибы; зуб — зубы; мороз — морозы; глаз — глаза, город — города. И прочее, и прочее, и прочее».
Услышали сей Закон парные согласные, стали выполнять его, не нарушая. Благодаря этому закону, и поныне живут глухие и звонкие буквы и звуки в мире и согласии. А коварная Ошибка сбежала, едва увидев Всемогущее Правило. Побежала к ученикам, может, кто-нибудь ещё не знает этого правила. Тогда Ошибка проберётся к ним в тетрадки, и будет там жить-поживать и «двойки» ученикам получать.
Сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок: чтоб Ошибку победить, надо правила учить!
Сказка про Ударение
Однажды Ударные гласные звуки пожаловались на свою тяжёлую и «травмоопасную» жизнь Безударным гласным:
— Ох, и противное же это Ударение! — сказали Ударные гласные звуки.
— Разве? Мы этого не замечали, — поддержали разговор Безударные гласные.
— А вы встаньте на наше место, тогда узнаете, как больно оно «ударяет». И зачем только Ударение живёт в нашем царстве? — спросили Ударные гласные звуки. — Ведь нет от него никакой пользы — одни страдания! Мы думаем, что нужно изгнать Ударение из царства Русского Языка! Пойдёмте к Русскому Языку — помощи просить.
Близко видать, да далеко шагать… Пошли Ударные и Безударные гласные на поклон к царю своему, Великому и Прекрасному Русскому Языку. «О Великий и Могучий Русский Язык! Избавь нас от страданий, которые терпим от Ударения ежеминутно, изгони ты его из царства своего», — взмолились Гласные буквы. А Русский Язык им и отвечает:
— Не могу я этого сделать, потому что всё, что есть в моём царстве, необходимо и важно!
— В чём же важность и значимость этого хулигана Ударения? Ведь оно только и знает, что драться да прыгать в словах с места на место!
— Роль Ударения велика! Вам оно помогает звучать без фальши, отчётливо и понятно, под ударением голос ваш чище. А ещё Ударение вносит ясность в значение слов, которые пишутся одинаково, но значение у них разное! Живут в моём царстве такие слова — замок, мука, белки, да и много других, я их назвал омографы. Но стоит Ударению переместиться в этих словах с одного слога на другой, с одной гласной на другую, как тут же слово меняет своё значение! Был красивый старинный замок, — ударение перескочит на второй слог, и получится крепкий и надёжный замок! И наоборот, белая пшеничная мука превратится в тяжёлую муку! А географический атлас Ударение может превратить в ткань — нежный, красивейший атлас! А если не поймёте роль Ударения в слове, то ни за что не отгадаете загадку:
Мы очень милые зверьки,
Мы любим рощицу зелёную.
Но переставьте ударение,
И превратимся мы в еду, сырую и варёную.
Да и чтобы понять смысл написанного, необходимо уметь правильно расставлять в словах ударение. Убедитесь сами! Где нужно поставить ударение в выделенных словах, чтобы был понятен смысл четверостишия?
На путях я вижу сорок
Резво скачущих сорок.
Этот вид мне очень дорог
средь невидимых дорог. (И. Соколов-Микитов)
Поняли гласные буквы всю важность смыслоразличительной роли Ударения в русском языке и подружились с Ударением. Да и все слова стали относиться к нему с почтением и уважением.
Почему ЖИ-ШИ пишутся с буквой И, ЧА-ЩА с буквой А и ЧУ-ЩУ с буквой У
Когда-то давным-давно, ещё в древнерусском языке, шипящие звуки [ж] и [ш] были только мягкими согласными и дружбу водили с такой же красивой и нежной гласной И, а букву Ы на дух не переносили, совсем знать её не хотели. Буква Ы всегда дружила только с твёрдыми согласными. Но шло время, и звуки [ж] и [ш] изменились, отвердели (стали твёрдыми согласными), но с буквой И — «не разлей вода», так о неразлучных друзьях говорят.
А Ошибка всё не унимается! Подбивает букву Ы, чтобы она эту дружбу крепкую разрушила:
— Ты, буква Ы, не сдавайся! Это в древние времена, когда звуки [ж] и [ш] мягкими были, Орфография приказала буквам Ж и Ш с буквой И дружбу водить! С тех пор немало воды утекло! Другие времена настали. Они твёрдыми стали, но не современные какие-то, всё по-старому пишутся. Пойди к ним и отвоюй своё место! Ведь твоё право после твёрдых согласных стоять! — подговаривает букву И Ошибка. — А я уж в тетрадках у школьников орудовать буду!
Послушала буква Ы Ошибку. Отправилась к буквосочетаниям ЖИ и ШИ, уж она их и упрашивала, и даже угрожала тем, что всё время преследовать их будет, а Ошибка ей в этом поможет. Да только ЖИ и ШИ ей ответили: «Не предадим мы дружбу старинную». И всем сказали: «ЖИ и ШИ пишите только с буквой И! Живот. Машина». А навязчивую букву Ы не пускают, как бы она к ним в слово ни просилась! Так ЖИ и ШИ и по сей день всегда пишутся с буквой И. Вот уж правду говорят: «Настоящая дружба в огне не горит и в воде не тонет!»
Поняла Ошибка, что её коварный план не удался, так она за буквосочетания ЧА — ЩА и ЧУ — ЩУ принялась. Не может Ошибка пережить, что буквы Ч и Щ с буквами А и У в мире и согласии живут. Не может Ошибка спокойно наблюдать за их тёплыми чувствами, которые между ними ещё в древние времена возникли! Они всегда вместе, часто прогуливаются в чаще, в реке ловят щуку. И чувствуют они себя при этом совершенно счастливыми! Стала тогда Ошибка подговаривать гласные буквы Ю и Я — дружбу их разбить.
Взялись было буквы Ю и Я за дело. Стали уговаривать ЧА и ЩА, ЧУ и ЩУ дружить с ними, пообещали им, что будут подчёркивать их нежность и мягкость! А шипящие Ч и Щ им отвечают: «Да мы и так всегда мягкие!». Буквы Я и Ю даже романсы исполняли в их честь: «Ах, какие же они прекрасные, эти мягкие шипящие!». Но никакие их признания в любви, обещания, уговоры и подарки не разрушили дружбы старинной и не разлучили буквы ЧА и ЩА, ЧУ и ЩУ. Эти буквосочетания так ответили буквам Я и Ю: «Старый друг — лучше новых двух!»
Видео:УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать
Грамматические сказки. Волшебник Ударение
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Видео:Слова-ловушки - Лингвистическая сказка - Значения слова БРАК - С добрым утром, малыши!Скачать
Видео:А. A. Зализняк: История русского ударенияСкачать
Грамматические сказки
Однажды А и О гуляли по лесу, собирали ягоды. И вдруг так рассорились, что даже птицы разлетелись, звери разбежались, всем стало стыдно за них, противно слушать, как они ругались.
А с чего это они поссорились? Дело в том, что когда О и А стоят без ударения, то каждая хочет занять место другой. Вот и начинается…
К счастью, на помощь пришёл волшебник Ударение. Стоит ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она вдруг станет слышать ясно, не может быть ни малейшего сомнения в её написании.
Об этом узнали дети, которые проходили мимо и тоже собирали ягоды. Они очень захотели подружиться с волшебником, чтобы уметь всегда правильно
писать гласные. Договорились они всегда звать его на помощь, когда в словах встречаются безударные гласные А или О (да и другие тоже, как, например, Е – И).
Именно с тех пор и пишут дети грамотно, а главное, буквы не ссорятся. А чего им ссориться, если существует волшебник Ударение! Надо только вовремя позвать его на помощь.
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:
— Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд ЗАМÓК и сказал:
— Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это просто чёрточка!
Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез ЗАМÓК, и возник ЗÁМОК. Слова зашумели. Тогда вышли вперёд БЕЛКИ и сказали:
— Мы самые главные части любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает.
Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые БÉЛКИ. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо ÁТЛАС получился АТЛÁС, вместо КÁПЕЛЬ – КАПÉЛЬ, вместо ДОРÓГА – ДОРОГÁ, ГОРОДÁ – ГÓРОДА. И сколько ещё таких слов облюбовало на своём пути Ударение! Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.
🎥 Видео
Почему русское ударение такое сложное?Скачать
Как правильно ставить ударения - Орфоэпическая сказку - С добрым утром, малыши!Скачать
Русский язык 49. Ударение. Ударные и безударные слоги — Шишкина школаСкачать
Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать
Вариативность ударения в русском языке – Александр ПиперскиСкачать
☀️С добрым утром, малыши! Ударение в слове "создал" - Слова-ловушкиСкачать
А. А. Зализняк: Эпизод из истории русского ударенияСкачать
Учим ставить в слове ударение. Обучение грамоте.Скачать
А.А. Зализняк. Живые механизмы современного русского ударенияСкачать
НачАлся или началсЯ| ударение ? #урокиречи #говориправильноСкачать
Лингвистическая сказка " Правописание корней ГОР-ГАРСкачать
Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать