- Какие сочетания слов не являются словосочетанием?
- Пожалуйста помогите, нету времени решать, а сделать надо. Задание 1: Выбери строчку, в которой на месте
- Урок-обобщение по теме «Словосочетание»
- Презентация к уроку
- Ход урока
- I. Оргмомент, актуализация знаний.
- II. Актуализация прежних знаний.
- III. Итог урока. Рефлексия.
- 📹 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Какие сочетания слов не являются словосочетанием?
Словосочетание составляют слова, связанные подчинительной связью грамматически и по смыслу. Не все сочетания слов удовлетворяют этим требованиям и являются словосочетаниями.
Как правило, словосочетание состоит из главного и зависимого слова, которые связаны подчинительной связью по смыслу и грамматически. От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
Не все сочетания слов являются словосочетаниями. Например, нельзя назвать словосочетанием подлежащее и сказуемое , так как они составляют грамматическую основу предложения и между ними существует равноправная связь:
Во-вторых, сочетания служебных слов (союзов, частиц, предлогов) со знаменательными не являются словосочетаниями, например:
- тоже нарисую, также присяду (союз и глагол);
- какой чудесный, словно шёлковый (частица и прилагательное);
- будто прислушивается (частица и глагол).
Нужно обратить особое внимание на сочетания существительных или местоимений (субстантивированных частей речи) с производными предлогами, которые легко спутать с другими частями речи, например:
Не являются словосочетаниями сложные и составные формы будущего времени и повелительного наклонения глагола, составные степени сравнения прилагательных и наречий, например:
- буду петь, будешь верить, пускай говорит, пусть напишет, давай построим, давайте подумаем;
- более красивый, менее сонный, наиболее сильный, наименее тонкий, самая внимательная, громче всех.
Ряды однородных членов предложения , соединенные сочинительной связью, также не назовём словосочетаниями:
Устойчивые словосочетания, или фразеологические обороты , не членятся на составляющие их слова. Они являются одним членом предложения. Фразеологизм обычно можно заменить словом-синонимом, например:
- не размыкать уст — молчать;
- повесить нос — расстроиться;
- кривить душой — обманывать;
- ни свет ни заря — рано.
Соответственно фразеологизм не является словосочетанием.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Пожалуйста помогите, нету времени решать, а сделать надо.
Задание 1: Выбери строчку, в которой на месте
пропусков должна стоять буква И.
А) выберу, собирательный, блестящий.
Б) сочетать, расст..латься, зам..рать.
В)проб..раться, заж..гать, прид..раться.
Г) выж..чь, приб..рать, зап..реть.
Задание 2. Выбери строчку, в которой на месте пропусков должна стоять буква А.
А) кл..няться, уг..р, к..саться.
Б) заг..релый, з..ренька, г..реть.
В)пол..гать, к..саться, р..сла.
Г) к..сание, р..стение, мром..чить.
Задание 3: Выбери строчку, в которой чередующаяся гласная буква в корне зависит от ударения.
А)загар, поклон, выпирать.
Б)прикоснуться, выращивать, заря.
В)выбирать, обмакнуть, выстилать.
Г)утварь, творение, творчество.
Задание 4: Выбери строчку, в которой во всех словах орфограмма «Чередование гласных в корнях слов».
А)мирный, росток, растирать.
Б)расстилать, вымирать, разгораться.
В)очаровательный, полоскать, обежать.
Г)водоросли, замереть, достижения.
Выполните задания 1 – 6. Выберите один правильный ответ.
1. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
а) в хвойном лесу в) лететь над лесом
б) через весь лес г) лес да поле
2. В каком словосочетании способ связи – согласование?
а) низко лететь в) вдали от берега
б) на белом снегу г) читать про себя
3. В каком словосочетании способ связи – управление?
а) осевший снег в) бежать не оглядываясь
б) ничего не знаю г) прибить крепко
4. В каком словосочетании способ связи – примыкание?
а) ярко-голубой фон в) легко на душе
б) пахнет грибами г) живая сказка
5. В каком словосочетании нарушена грамматическая связь?
а) под мягким одеялом в) звонко петь
б) поддержать друга г) оплатить за проезд
6. Какое словосочетание является лишним в данном ряду?
а) стоять на мосту в) директор школы
б) начало весны г) сидеть не шевелясь
Выполните задания 7 – 10. Ответ запишите словами.
7. За¬ме¬ни¬те сло¬во¬со¬че¬та¬ние «бре¬вен¬ча¬тый домик», по¬стро¬ен¬ное на
ос¬но¬ве со¬гла¬со¬ва¬ния, си¬но¬ни¬мич¬ным сло¬во¬со¬че¬та¬ни¬ем со свя¬зью
управ¬ле¬ние. На¬пи¬ши¬те по¬лу¬чив¬ше¬е¬ся сло¬во¬со¬че¬та¬ние.
8. За¬ме¬ни¬те сло¬во¬со¬че¬та¬ние «гудок па¬ро¬хо¬да», по¬стро¬ен¬ное на ос¬но¬ве
управ¬ле¬ния, си¬но¬ни¬мич¬ным сло¬во¬со¬че¬та¬ни¬ем со свя¬зью со¬гла¬со¬ва¬ние.
На¬пи¬ши¬те по¬лу¬чив¬ше¬е¬ся сло¬во¬со¬че¬та¬ние.
9. За¬ме¬ни¬те сло¬во¬со¬че¬та¬ние «увлечённо читал», по¬стро¬ен¬ное на ос¬но¬ве
при¬мы¬ка¬ния, си¬но¬ни¬мич¬ным сло¬во¬со¬че¬та¬ни¬ем со свя¬зью управ¬ле¬ние.
На¬пи¬ши¬те по¬лу¬чив¬ше¬е¬ся сло¬во¬со¬че¬та¬ние.
10. За¬ме¬ни¬те сло¬во¬со¬че¬та¬ние «гля¬дел с ува¬же¬ни¬ем», по¬стро¬ен¬ное на
ос¬но¬ве управ¬ле¬ния, си¬но¬ни¬мич¬ным сло¬во¬со¬че¬та¬ни¬ем со свя¬зью
при¬мы¬ка¬ние. На¬пи¬ши¬те по¬лу¬чив¬ше¬е¬ся сло¬во¬со¬че¬та¬ние.
Прочитайте текст. Выполните задания 11 – 15. Ответ запишите словами или цифрами.
(1) Лес уже сбросил листву. (2) Дни наступили пасмурные, но тихие. (3) Настоящие осенние дни. (4) Изредка пробежит легкий ветерок по разноцветным листьям. (5) Спускаемся по лесной тропинке вниз вдоль молодых кустов орешника. (6) Вокруг тишь. (7) Не слышно пения птиц. (8) На багряных листьях повисли капельки росы.
11. Из предложений 2 – 4 выпишите словосочетание со связью
примыкание.
12. Из предложений 6 – 8 выпишите словосочетание со связью
согласование.
13. Среди предложений 1 – 3 найдите предложение, в котором есть
словосочетание со связью управление. Запишите номер
предложения.
14. Сколько словосочетаний со связью примыкание есть
в предложениях 3 – 5? Ответ запишите цифрой.
15. Сколько словосочетаний в предложении 8? Ответ запишите
цифрой.
В)пробИраться, зажИгать, придИраться.
А) клАняться, угАр, кАсаться.
3: зависит от ударения.
Г) утварь, творение, творчество.
4: «Чередование гласных в корнях слов».
Б) расстилать, вымирать, разгораться.
1. не является словосочетанием
г) лес да (=и) поле (однородные)
б) на белом снегу×
б) ничего не знаю×
в) легко (как?) на душе×
5. нарушена грамматическая связь
г) оплатить за проезд —
оплатить (что?) проезд
6. Какое словосочетание является лишним в данном ряду?
г) сидеть× не шевелясь
(примыкание, остальные — управление)
7. бревенчатый домик× — домик× из брёвен
8. гудок парохода — пароходный гудок
9. увлечённо читал — читал с увлечением
10. глядел с уважением —
Ответ запишите словами или цифрами.
(1) Лес уже сбросил листву. (2) Дни наступили пасмурные, но тихие. (3) Настоящие осенние дни. (4) Изредка пробежит легкий ветерок по разноцветным листьям. (5) Спускаемся по лесной тропинке вниз вдоль молодых кустов орешника. (6) Вокруг тишь. (7) Не слышно пения птиц. (8) На багряных листьях повисли капельки росы.
изредка пробежит — 4
на багряных листьях — 8
13. управление. сбросил листву — 1 предл.
14. примыкание — 2
15. Сколько словосочетаний в предложении 8?
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Урок-обобщение по теме «Словосочетание»
Презентация к уроку
Цель: обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Словосочетание».
Задачи урока:
- повторить и обобщить знания обучающихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании;
- проверить умения определять тип связи в словосочетании;
- проверить умения выделять в предложении словосочетание с определённым типом связи
- развивать мышление и общеучебные навыки;
- развивать познавательную самостоятельность;
- формировать умение анализировать языковой материал;
- воспитать уважительное отношение к чужому мнению, к культуре учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная
Метод: словесный, поисковый.
Оборудование:
- Компьютер, ноутбук;
- Мультимедийный проектор;
- Раздаточный материал;
- Учебник русского языка для 8 класса под ред. С.Г. Бархударова.
Видео:Басня: Заяц и лев с матом (до слез, смешной, ржач, прикол, юмор, с матом, веселый)Скачать
Ход урока
I. Оргмомент, актуализация знаний.
(слайд 1)
Мы завершаем работу с наименьшей синтаксической единицей языка – словосочетанием и сегодня на уроке повторим и обобщим знания, полученные по этой теме. Исходя из темы и вида урока, постарайтесь определить его цели.
( Ученики вместе с учителем определяют цели урока)
II. Актуализация прежних знаний.
– Что изучает синтаксис? (Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение и текст.)
– Что такое словосочетание? (Словосочетание – сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу или грамматически и подчинительной связью.)
– Из чего состоит словосочетание? (Из главного слова и зависимого)
– Назовите виды словосочетаний по главному слову? (Именные, глагольные и наречные)
– Назовите типы связи в словосочетаниях? (Согласование, управление и примыкание)
– Что такое согласование? Управление? Примыкание? (Согласование – это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное. Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога. Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив)(слайд 2)
– Что не является словосочетанием? (слайд 3)
- Основа предложения (мальчик уехал),
- Однородные члены (быстрый и внимательный),
- Предлоги со словами (в течение часа),
- Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)
- Фразеологические обороты (сел в калошу)
Задание 1: Подчеркните синтаксические конструкции, которые являются словосочетаниями. ( слайд 4)
Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приёма, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, во время игры.
(Хвойный лес, настольные часы, часы приёма, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере). (слайд 5)
– Какие сочетания вы не выделили? Почему?
НЕ являются словосочетаниями: (слайд 6)
Существительные с предлогом: возле леса, в течение часа, вследствие засухи, во время игры. Главные члены предложения: лес шумит, часы остановились, следствие закончено. Нет зависимости между словами, кроме сочинительной связи: лес да поле, от засухи и зноя.
Задание 2. Найдите ошибки в определении типа словосочетания по главному слову. Подчеркните эти словосочетания. (слайд 7)
Летний день, исполненный мастером, второй по росту
Любуясь красотами, уважать старших, умелый в работе
Неожиданно быстро, где-то далеко, задело кого-то
Задание 3. В каких словосочетаниях неверно определен способ подчинительной связи?
(слайд 8)
Согласование: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, листья дуба, сельские жители.
Управление: говорить о делах, отзываться с восторгом, сделать умышленно, посоветовать другу, встретиться с братом.
Примыкание: рычать по-звериному, сегодня вечером, откровенное признание, говорить громко, поступать по-дружески.
Задание 4. Выпишите из предложения словосочетания и определите способ связи. ( слайд 9)
- Во флигеле налево помещалась крохотная фабрика дешевых обоев.
- Было последнее утро растянувшегося на два месяца затишья.
- Я взял наугад толстую книгу в потрескавшемся чёрном переплёте.
Задание 5. Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи. (слайд 10)
В это время проводится индивидуальная работа, по одному с каждого ряда работают с интерактивным тестом по компьютеру (приложение 3)
- Большинство иностранцев считают, что русские мало улыбаются (примыкание).
- Человек мнителен, тревожен и замкнут, болезненно реагирует на малейшие неудачи (примыкание).
- Оттуда открывается изумительный вид на Волгу, красота неописуемая (управление).
- В этом случае “плоды учения ”еще более очевидны (согласование).
- Эти чувства в нас не убиты – они подавлены (управление).
- Но и те и другие были снисходительны к ошибкам своего кандидата (согласование).
Задание 6. Преобразуйте словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.
Подготовка к ГИА. (слайд 11)
– Можем ли мы, изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи?
– Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями, как в предстоящем экзамене в 9 класс. Советы. (слайд 12) Бумажный вариант на столах. (приложение 1)
Групповая работа. Раздаточный материал на столах. (приложение 2)
III. Итог урока. Рефлексия.
(слайд 13)
Наш урок подходит к концу.
– Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? А каждый из вас?
– Довольны ли вы своей работой на уроке?
– Какие задания вызвали наибольшие затруднения?
– Какие мысли вы вынесли с урока?
– Согласны ли вы со словами: “Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию только в составе предложения”?
Домашнее задание. (слайд 14)
Составьте тестовую проверочную работу по теме “Словосочетание”.
📹 Видео
ЛЮБИТЕЛИ ДЕТЕКТИВОВ БУДУТ В ВОСТОРГЕ! Дом на Краю Леса. Все серии подряд. РУССКИЕ СЕРИАЛЫСкачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Мишка Косолапый по Лесу Идет - Песни Для ДетейСкачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Илья Муромец и Соловей Разбойник | МультфильмСкачать
как быстро выучить стих #shortsСкачать
🥐как быстро выучить стих🥐Скачать
Девочка ошиблась?Скачать
Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 классСкачать
Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать
НЕРЕАЛЬНО КРУТОЙ ФИЛЬМ! "Дом на Краю Леса" Российские детективы новинки, сериалы hd, фильмыСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
ЧТО ТАКОЕ ЛЕС? Буквица объяснит! Почему лес это храм природы?Скачать