Леон баттиста альберти ударение

Содержание
  1. Словари
  2. Леон Баттиста Альберти биография и творчество
  3. биография
  4. Первые годы
  5. Учебный процесс
  6. Высшее образование
  7. Рейд по литературе
  8. Возвращение во Флоренцию
  9. Налет на архитектуру
  10. Посвящение архитектуре
  11. смерть
  12. завод
  13. диалоги
  14. В живописи
  15. Работы по астрономии и географии
  16. Десять книг по архитектуре
  17. Базилика Санта-Мария-Новелла
  18. Базилика Святого Андрея
  19. Фонетический разбор «альберти леон баттиста»
  20. Фонетический разбор «альберти»:
  21. «Альберти»
  22. Характеристики звуков
  23. Фонетический разбор «леон»:
  24. Характеристики звуков
  25. Фонетический разбор «баттиста»:
  26. «Баттиста»
  27. Характеристики звуков
  28. Смотрите также:
  29. Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
  30. Морфологический разбор «альберти леон баттиста»
  31. Фонетический разбор «альберти леон баттиста»
  32. Карточка «альберти леон баттиста»
  33. Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
  34. Что такое фонетический разбор?
  35. Фонетическая транскрипция
  36. Как сделать фонетический разбор слова?
  37. Пример фонетического разбора слова
  38. Фонетика и звуки в русском языке
  39. Гласные звуки в словах русского языка
  40. Фонетика: характеристика ударных гласных
  41. Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
  42. Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
  43. При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
  44. Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
  45. Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
  46. Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
  47. Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
  48. Позиционное оглушение/озвончение
  49. Мягкие согласные в русском языке
  50. Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
  51. Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
  52. Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Видео:6.1-2. Архитектура 15 векаСкачать

6.1-2. Архитектура 15 века

Словари

Альбе́рти Леон Баттиста (Alberti) (1404-1472), итальянский учёный, архитектор, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения. Теоретические трактаты («О статуе», 1435; «О живописи», 1435-1436; «О зодчестве», опубликовано в 1485) обобщили опыт современного ему искусства и гуманистической науки в области изучения античного наследия. В архитектуре использовал античную ордерную систему, мотивы древнеримских триумфальных арок и аркад (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472-1494; дворец Ручеллаи во Флоренции, 1446-1451).

АЛЬБЕРТИ Леон Баттиста — АЛЬБЕ́РТИ (Alberti) Леон Баттиста (1404-72), итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) . Теоретические трактаты («О статуе», 1435, «О живописи», 1435-36, «О зодчестве»; опубликован в 1485) обобщили опыт современного ему искусства и гуманистической науки в области изучения античного наследия. В архитектуре использовал античную ордерную систему (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472-94, дворец Ручеллаи во Флоренции, 1446-51).

АЛЬБЕ́РТИ (Alberti) Леон Баттиста (18 февраля 1404, Генуя — апрель 1472, Рим), итальянский гуманист, философ, архитектор, художник, теоретик искусства.

Родился в семье знатного флорентийского изгнанника. Учился у известного гуманиста Гаспарино да Барцицца в Падуе, затем в Болонье у Франческо Филельфо (см. ФИЛЕЛЬФО Франческо) и в университете, по окончании которого стал доктором канонического и гражданского права. Несколько лет служил у церковных иерархов, а с 1432 и до конца жизни занимал место аббревиатора (своего рода нотариуса) при папской курии.

Литератор и архитектор

Литературное наследие Альберти весьма разнопланово: к 1425 относится комедия «Филодокс» (1890), затем были написаны трактаты «Деифира» (1481) и «О преимуществах и тяготах занятия науками» (1890); первые три книги диалогов «О семье» (1844) составлены в 1432-1434, в 1440 или в 1441 к ним добавлена еще одна; в 1435 сочинены трактаты «О статуе» (1568) и «О живописи» (1540), гораздо позже, в 1449 , созданы «Десять книг о зодчестве» (1485); между 1434 и 1443 появились трактаты «О праве» (1890) и «Первосвященник», «Жизнеописание Св. Потита» (1568), диалоги «Теодженио» (1490) и «О спокойствии души» (1844); после 1443 написан аллегорический трактат «Мом, или о государе» (1520), в 1449 — «Математические забавы» (1568); к наиболее значительным произведениям последующих лет относятся «Застольные беседы» (1890) и «Домострой» (1848). По проекту Альберти в 1446-51 Б. Росселлино (см. РОССЕЛЛИНО) выстроил палаццо Ручеллани — новый тип особняка-палаццо, в оформлении фасадов церквей Сан-Франческо в Римини и Сан-Андреа в Мантуе Альберти использовал мотивы древнеримской архитектуры (триумфальные арки и аркады).

Круг занятий и увлечений

Хотя большую часть жизни Альберти провел в Риме и других городах Италии и лишь время от времени наведывался во Флоренцию, именно под воздействием импульсов культурной и художественной среды этого города складывалось его мировоззрение, все более и более расширялся круг его занятий и увлечений. Человек разносторонних дарований и широкой культуры, Альберти известен прежде всего как выдающийся теоретик искусства и архитектуры; вместе с тем, он и зодчий-практик, автор знаменитых архитектурных проектов, занимался живописью, ваянием и иными видами искусства, причем не только изобразительного — он хорошо разбирался в музыке и прекрасно играл на органе. Как писателя-гуманиста его внимание одинаково привлекали и жизнь общества, и устои семейных отношений, и проблемы человека, и принципы хозяйствования, и вопросы этики, политики, права, психологии. Он обнаруживал большие познания в математике, оптике, механике, задумывал и проектировал различные приборы и инструменты, посвящал специальные работы выведению ценных пород лошадей, тайнам женского туалета, шифрам, графологии. Под стать этой всеохватности интересов и творческих устремлений сама личность Альберти, эмблематичная для всего ренессансного гуманизма. Безмерным трудолюбием и упорством он добивался необыкновенных успехов в физической подготовке и воинских упражнениях, в совершенстве усваивал любую отрасль науки и искусства, формировал свой нравственный облик, настойчиво воспитывал в себе человеколюбие, обходительность, щедрость, сдержанность — таким, ставшим уже для современников человеком-легендой, запечатлен он в биографии 15 в., авторство которой не без основания приписывают самому же Альберти.

Альбе́рти Леон Баттиста (1404—1472), итальянский учёный, архитектор, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения. Теоретические трактаты («О статуе», 1435, «О живописи», 1435—36, «О зодчестве»; опубликованы в 1485) обобщили опыт искусства и гуманистической науки в области изучения античного наследия. В архитектуре использовал ордерную систему, мотивы древнеримских триумфальных арок и аркад (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472—94; дворец Ручеллаи во Флоренции, 1446—51).

АЛЬБЕРТИ Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista)

(1404-1472), итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства и гуманист. Родился 14 февраля 1404 в Генуе, учился в Венеции, Падуе, окончил Болонский университет. В 1432, после поездки во Францию, Бельгию и Германию, он стал секретарем папы и занимал эту должность до 1464. Большую часть своей жизни Альберти прожил в Риме, с 1434 по 1443 работал во Флоренции и Ферраре. С юности Альберти проявлял интерес к гуманистическим дисциплинам, искусствам, математике и естественным наукам, владел греческим, писал трактаты на латыни и итальянском языке. Его главный труд О семье, четыре книги об организации семейной жизни во всех ее аспектах, был задуман в 1433 и завершен в 1441. В 1435 во время пребывания во Флоренции Альберти написал свой знаменитый трактат О живописи, посвященный флорентийскому архитектору Филиппо Брунеллески. Между 1428 и 1443 он создал много других произведений, отличающихся разнообразием жанров и новизной идей и интерпретаций. Среди них любовная лирика и диалоги; комедия и сатирические произведения, написанные в подражание Лукиану; басни; трактаты по этике, скульптуре, коневодству, земледелию, юриспруденции; сочинения о браке и об обязанностях высшего духовенства. Возможно, ему принадлежит и первая грамматика итальянского языка. По возвращении в Рим в 1443 Альберти посвятил себя преимущественно занятиям математикой и архитектурой; он составил описание города и приступил к созданию своего главного труда О зодчестве, который был закончен в 1452 и опубликован в 1485. Этот трактат по теории архитектуры, состоящий из 10 книг, принес ему славу «флорентийского Витрувия» и, как и сами постройки автора, оказал огромное влияние на развитие архитектуры Ренессанса. С начала 1450-х годов и до конца жизни Альберти работал как архитектор по заказам пап, аристократии и богатых горожан. Среди его архитектурных произведений — церковь Сан Франческо в Римини (по заказу Сиджизмондо Малатеста); палаццо Ручеллаи, церковь Сан Панкрацио и фасад церкви Санта Мария Новелла во Флоренции (по заказу Джованни Ручеллаи); церкви Сан Себастиано и Сант Андреа в Мантуе и апсида церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (по заказу Лодовико Гонзага). Папа Николай V пользовался советами Альберти при создании проекта перестройки Рима.

во Флоренции. 1456-1470.

во Флоренции. Фасад закончен в 1470 г.

в Римини. Начато в 1450.

Широта интересов и высокая образованность Альберти считается типичным примером «универсальной личности» эпохи Возрождения. Его теоретические трактаты по живописи и архитектуре способствовали новому восприятию этих сфер человеческой деятельности как свободных искусств, а написанные им литературные произведения и труды по этике дали новый импульс развитию итальянского языка и литературы.

Леон Батиста Альберти. Под ред. В.Н.Лазарева. М., 1977

Альберти (Alberti) Леон Баттиста (1404 — 1472)

Итальянский ученый, архитектор, музыкант, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения. Получил гуманитарное образование в Падуе, изучал право в Болонье. Выступал в защиту народного (итальянского) языка как литературного. Жил во Флоренции и Риме.

Общий порок всякого невежества — говорить будто то, чего не знаешь, не существует вовсе.

Видео:Филиппо Брунеллески и Леон АльбертиСкачать

Филиппо Брунеллески и Леон Альберти

Леон Баттиста Альберти биография и творчество

Леон Баттиста Альберти (1404-1472) был итальянским писателем, художником, архитектором, художником и криптографом. Кроме того, он преуспел в применении математики благодаря образованию, полученному от отца с детства..

Он родился в итальянском городе Генуя. С раннего возраста он начал получать серию знаний, которые помогли ему стать тем, что многие считают представителем человека эпохи Возрождения..

Леон баттиста альберти ударение

Исследования, которые он проводил в литературе, позволили ему разработать серию текстов, которые стали ссылкой, чтобы следовать с течением времени. Среди них была книга В живописи, это заложило основы стиля эпохи Возрождения. Баттиста Альберти также стал частью папского двора.

С другой стороны, его решение заняться архитектурой — профессией, которую он разрабатывал не менее 20 лет — сделало его примером для других архитекторов. Он стал одним из самых ярких представителей эпохи Возрождения.

Он умер в 68 лет и оставил наследство, за которым последовали другие самые выдающиеся художники того времени, как и Леонардо да Винчи.

  • 1 Биография
    • 1.1 Первые годы
    • 1.2 Учебный процесс
    • 1.3 Высшее образование
    • 1.4 Вторжение в литературу
    • 1.5 Возвращение во Флоренцию
    • 1.6 Рейд по архитектуре
    • 1.7 Посвящение архитектуре
    • 1.8 Смерть
  • 2 работы
    • 2.1 Диалоги
    • 2.2 В живописи
    • 2.3 Работы по астрономии и географии
    • 2.4 Десять книг по архитектуре
    • 2.5 Базилика Санта-Мария-Новелла
    • 2.6 Базилика Святого Андрея
  • 3 Ссылки

Видео:06_Леон Баттиста АльбертиСкачать

06_Леон Баттиста Альберти

биография

Первые годы

Баттиста Альберти родился 14 февраля 1404 года в итальянском городе Генуя. Он принадлежал к семье, которая имела важную покупательную способность, потому что его родители были профессионалами банковского дела и коммерции во Флоренции, Италия.

Его отец, Лоренцо Альберти, был сослан вместе со своей семьей из Флоренции, поэтому архитектор родился в другом регионе, к которому принадлежали его родители. Они были изгнаны олигархическим правительством.

Вскоре после рождения ребенка семья переехала в Валенсию, где выросла Баттиста Альберти. Альберти и его брат Карло были незаконнорожденными детьми своего отца; однако, они были единственным потомком человека, который сделал их его единственными наследниками.

Существует мало информации, связанной с биологической матерью Баттисты Альберти, но известно, что отец молодых людей женился на женщине в 1408 году, которая была его мачехой и помогала им в учебе..

Учебный процесс

Знание, которое имел его отец для его отношений с финансовым миром, послужило Баттисте Альберти к приобретению важных математических навыков. Отец Альберти отвечал за передачу своим детям всех возможных знаний, обучая их с самого раннего возраста..

Его ранние отношения с математикой дали будущему архитектору страсть к числам и практическому применению математических принципов.

Формально получил образование, склонное к гуманистической сфере. Примерно в 10 лет молодого человека отправили в школу-интернат в Падуе, где он получил классическое обучение. Там он получил образование в литературных вопросах; его обращение с литературой глубоко обогатило его гуманистическую сторону.

Высшее образование

После завершения базовых исследований в школе Баттиста Альберти переехал учиться в Болонский университет. Несмотря на это, этот образовательный процесс не был выполнен с энтузиазмом Альберти, потому что его отец недавно скончался и был переполнен несколькими личными проблемами.

Это не помешало ему закончить учебу в Болонском институте, месте, где он оставался семь лет своей жизни. В 1428 году он получил докторскую степень по каноническому праву; позже он вернулся к интересу к литературе.

Пять лет спустя, в 1432 году, он стал секретарем Папской канцелярии в Риме, Италия, которая предложила поддержку нескольким гуманистам. Кроме того, он рассчитывал на комиссию, которая отвечала за переписывание биографий святых и мучеников.

На протяжении всей своей жизни он занимал важные роли, связанные с предметом религии, и, по-видимому, поддерживал безбрачие на протяжении многих лет..

Рейд по литературе

Исследования, которые он проводил по гуманистическим вопросам, дали Баттисте Альберти знания и литературную культуру, необходимые для того, чтобы они могли развивать тексты, которые превзошли с течением времени..

Известно, что одной из первых разработанных им работ была латинская комедия, которая была усовершенствована тогдашним писателем, когда ему было около 20 лет..

Литература древнего Рима позволила ему расширить свое видение городского мира. В своих текстах он применял свой личный след с точки зрения эмоциональности и интеллекта; однако он использовал концепцию и идеи классической интеллигенции.

Возвращение во Флоренцию

Спустя годы, когда Баттисте Альберти было приблизительно 30 лет, он смог вернуться во Флоренцию с папским судом Эугенио IV после снятия запрета на его въезд в регион. Это произошло после восстановления семьи Медичи.

Вернувшись в город, к которому принадлежали его родители, Батиста Альберти начал укреплять отношения со скульптором Донателло и архитектором Брунеллески, что привело его к систематизации взглядов художника. Оба художника вошли в историю как два самых влиятельных итальянских художника своего времени.

Новые знания Альберти позволили ему написать книгу В живописи, в 1435 году.

Налет на архитектуру

Когда Баттиста Альберти провел 30 лет, Леонелло д’Эсте предложил посвятить себя архитектуре. Работая архитектором, он приложил немало усилий, чтобы оживить классицизм, создав триумфальную арку в миниатюре в Ферраре. На этой работе он разместил статую отца д’Эсте.

Арка была не единственной работой, которую леонец призвал Баттиста Альберти выполнить. Он также сделал реставрацию классического текста Витрувия, который был архитектором и теоретиком архитектуры..

Альберти не отказался от интереса к классике с его работами в архитектуре. Во время своей работы он изучал практику как архитектуры, так и инженерии в древности. Он продолжал учиться, когда он отправился в Рим с папским судом в 1443 году.

Четыре года спустя, в 1447 году, Баттиста Альберти стал архитектурным советником папы Николая V благодаря значительному объему знаний, которые он приобрел за эти годы..

Посвящение архитектуре

В период с 1450 по 1460 годы работа архитекторов заставляла Баттиста Альберти работать. В течение этого периода он совершил многократные поездки в итальянские города эпохи Возрождения, чтобы развивать свои знания о профессии..

За последние 20 лет своей жизни он выполнил несколько архитектурных проектов в нескольких выдающихся зданиях, среди которых были фасады Санта-Мария-Новелла и фасад El Palazzo Rucellai. Использование адекватных пропорций и чувство измерения, выраженное в их работе, были отличительными в их работе..

Преданность архитектора торговле позволила ему стать примером для подражания, будучи главным теоретиком архитектуры эпохи Возрождения, а также одним из самых ярких представителей этого движения..

смерть

Леон Батиста Альберти умер в возрасте 68 лет 25 апреля 1472 года в Риме. Пока точные причины его смерти неизвестны. Однако к моменту его смерти новый художник начал приобретать актуальность: Леонардо да Винчи, которому на тот момент было 20 лет..

Да Винчи следовал за Баттистой Альберти в нескольких аспектах его работы, включая концепцию живописи как науки.

Видео:Дионис - Греческий Бог с маленьким секретиком!Скачать

Дионис - Греческий Бог с маленьким секретиком!

завод

диалоги

На протяжении всей своей жизни Баттиста Альберти писал несколько диалогов о моральной философии; первый был Договор о семье. Он основывал свое этическое мышление и свой литературный стиль.

Тексты были написаны на местном языке, чтобы городская публика, не владеющая латынью, могла понять документ.

Диалоги давали советы по поддержанию денежно-кредитной стабильности, противостоянию бедствий и процветания, общего блага и сельского хозяйства. Он также затронул личные вопросы, такие как дружба и семья.

Они обработали новый язык для времени, в котором это было написано и издано; его содержание было дидактическим. Эти тексты адресованы идеалам этики древнего мира, поэтому он стремился продвигать мораль, основанную на идеале труда: добродетель возникает из усилий, труда и производства.

Склонность этих диалогов к трудовой этике стала заметной в городском обществе того времени, как в центральной, так и в северной Италии, которая приняла тексты положительно.

В живописи

Считается одной из самых важных книг Баттисты Альберти, В живописи Он был написан в 1435 году. В нем были впервые изложены правила рисования трехмерной сцены на двухмерной плоскости, представленной на плоской поверхности, такой как бумага или стена..

Инструкции из книги оказали непосредственное влияние на художников того времени, особенно на тех, кто разрабатывал итальянские картины или работал с рельефами, что означало основу для стиля ренессанса.

Принципы, изложенные в работе В живописи они все еще являются основой для рисования сегодня.

Работы по астрономии и географии

В какой-то момент своей жизни Баттиста Альберти встретил флорентийского космографа Паоло Тосканелли, который стал важной фигурой в астрономии, вплоть до того, что дал карту Христофору Колумбу, чтобы он руководил им во время своей первой поездки..

В то время наука астрономии была тесно связана с геометрией, поэтому писатель приобрел важные знания в этих областях..

Информация, которую он получил со временем, позволила ему внести важный вклад. Среди них географический договор, который стал первым произведением такого рода, существовавшим с древних времен..

В нем он установил топографические и картографические правила для изучения земной территории, в частности города Рима. Эта работа была важным вкладом в науку того времени; его влияние по сравнению с тем, что было В живописи для рисования.

Критики считают, что трактат Баттисты Альберти был фундаментальным для создания точных картографических методов, которые позволили точно знать репрезентации определенных территорий в конце XV и начале XVI веков..

Десять книг по архитектуре

Благодаря отношениям архитектора с Папой Римским возникли первые римские проекты эпохи Возрождения, среди которых была реконструкция Сан-Педро и Ватиканского дворца..

Спустя годы, в 1452 году, Альберти посвятил Николасу V Десять книг по архитектуре: работа, которая показала его исследования Витрувия. Работа дала ему титул «Флорентийский Витрувианец» и стала эталоном для архитектуры того времени благодаря достижениям в области машиностроения, которые содержали.

Кроме того, он разработал эстетическую теорию, основанную на пропорции и гармонии архитектурных произведений, которая поддерживала стиль классицизма.

Базилика Санта-Мария-Новелла

Одной из его самых сложных работ был дизайн фасада базилики Санта-Мария-де-Новелла. Задача работы была в основном в виде конструкции: на нижнем уровне места были три двери и шесть готических ниш из полихромного мрамора; кроме того, у него была распродажа.

Battista Alberti включил классический дизайн вокруг структуры портика и включил пропорции с работами пилястр, карнизов и фронтона.

Работа Альберти особенно выделялась для сохранения визуальной формы уровней центрального корабля и боковых коридоров, которые находились на более низком уровне..

Базилика Святого Андрея

Считающаяся самой важной работой Баттисты Альберти, работа базилики Сан-Андрес, расположенной в Мантуе, началась в 1471 году (за год до смерти архитектора). Использование триумфальной арки (как в ее фасаде, так и в ее интерьере) оказало большое влияние на другие сооружения с течением времени.

Работа архитектора была сосредоточена на дизайне, поэтому он оставил этап строительства и надзора в руках ветеранов-строителей..

Видео:Занятие 1 (фрагмент): Трактат Альберти - великая реформа изобразительного искусстваСкачать

Занятие 1 (фрагмент): Трактат Альберти - великая реформа изобразительного искусства

Фонетический разбор «альберти леон баттиста»

Видео:【4K】Пешеходная экскурсия по ФЛОРЕНЦИИ с субтитрамиСкачать

【4K】Пешеходная экскурсия по ФЛОРЕНЦИИ с субтитрами

Фонетический разбор «альберти»:

Видео:Безумный преследователь жестоко расправился с терапевтом на вызове | Убийство Елены ФедоровойСкачать

Безумный преследователь жестоко расправился с терапевтом на вызове | Убийство Елены Федоровой

«Альберти»

Видео:И. Кутнов «Ариадна как “спящая красавица”: к истории образа» (28.11.2021)Скачать

И. Кутнов «Ариадна как “спящая красавица”: к истории образа» (28.11.2021)

Характеристики звуков

Видео:АриаднаСкачать

Ариадна

Фонетический разбор «леон»:

Видео:Військова - про втрати у боях з росіянамиСкачать

Військова - про втрати у боях з росіянами

Характеристики звуков

Видео:АУСЛЕНДЕР: Почему БТР Эйтан удивил весь фронтСкачать

АУСЛЕНДЕР: Почему БТР Эйтан удивил весь фронт

Фонетический разбор «баттиста»:

Видео:ВЫБИРАЕМ ДАТУ! Артур Бетербиев ВЫБИРАЕТ ДАТУ БОЯ С Дмитрием Биволом ЗА АБСОЛЮТ / Бивол - БетербиевСкачать

ВЫБИРАЕМ ДАТУ! Артур Бетербиев ВЫБИРАЕТ ДАТУ БОЯ С Дмитрием Биволом ЗА АБСОЛЮТ / Бивол - Бетербиев

«Баттиста»

Видео:Картины гениального художника, фантастически рисующего свет и женщин.Скачать

Картины гениального художника, фантастически рисующего свет и женщин.

Характеристики звуков

Видео:Физиократы - почему они актуальны сегодня? | Олег АбелевСкачать

Физиократы - почему они актуальны сегодня? | Олег Абелев

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»

Морфологический разбор «альберти леон баттиста»

Фонетический разбор «альберти леон баттиста»

Карточка «альберти леон баттиста»

Видео:Иранская ракетная атака: "по Израилю" и не толькоСкачать

Иранская ракетная атака: "по Израилю" и не только

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Аа«а»Бб«бэ»Вв«вэ»Гг«гэ»
Дд«дэ»Ее«е»Ёё«йо»Жж«жэ»
Зз«зэ»Ии«и»Йй«й»Кк«ка»
Лл«эл»Мм«эм»Нн«эн»Оо«о»
Пп«пэ»Рр«эр»Сс«эс»Тт«тэ»
Уу«у»Фф«эф»Хх«ха»Цц«цэ»
Чч«чэ»Шш«ша»Щщ«ща»ъ«т.з.»
Ыы«ы»ь«м.з.»Ээ«э»Юю«йу»
Яя«йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Видео:ОФИЦИАЛЬНО!? БОЙ Артур Бетербиев - Дмитрий Бивол СОСТОИТСЯ 1 ИЮНЯ? / ПРОГНОЗЫ БОКСЕРОВ НА БОЙСкачать

ОФИЦИАЛЬНО!? БОЙ Артур Бетербиев - Дмитрий Бивол СОСТОИТСЯ 1 ИЮНЯ? / ПРОГНОЗЫ БОКСЕРОВ НА БОЙ

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч’о́рный’]
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар’]
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Видео:ДАТА БОЯ! Дмитрий Бивол И Артур Бетербиев ВЫБИРАЮТ ДАТУ НА БОЙ ЗА АБСОЛЮТ / Бивол - Бетербиев БОЙСкачать

ДАТА БОЯ! Дмитрий Бивол И Артур Бетербиев ВЫБИРАЮТ ДАТУ НА БОЙ ЗА АБСОЛЮТ / Бивол - Бетербиев БОЙ

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Видео:ВИЗАНТИЯ в период Македонской династии. Василий I. Константин Багрянородный. Василий II БолгаробойцаСкачать

ВИЗАНТИЯ в период Македонской династии. Василий I. Константин Багрянородный. Василий II Болгаробойца

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Видео:БИВОЛ ПОРАЗИЛ МИНУТУ НАЗАД! Дмитрий Бивол РАСКРЫЛ ДЕТАЛИ БОЯ С Артуром Бетербиевым ЗА АБСОЛЮТСкачать

БИВОЛ ПОРАЗИЛ МИНУТУ НАЗАД! Дмитрий Бивол РАСКРЫЛ ДЕТАЛИ БОЯ С Артуром Бетербиевым ЗА АБСОЛЮТ

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Видео:Тропарь мученице Татиане Римской, диаконисе, глас 4Скачать

Тропарь мученице Татиане Римской, диаконисе, глас 4

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’ у ´сл’и], ключ [кл’ у ´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа д о ‘ма].
  • Новые дома [но’выэ д а ма’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [г о ‘ры] — [г а ра’];
  • он — онлайн = [ о ‘н] — [ а нла’йн]
  • свид е т е льница = [св’ид’ э ‘т’ и л’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
  • е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [ йо´ жыц:а], ёлочный [ йо´ лач’ный], ёжик [ йо´ жык], ёмкость [ йо´ мкаст’];
    • — ювелир [ йув ’ил’и´р], юла [ йу ла´], юбка [ йу´ пка], Юпитер [ йу п’и´т’ир], юркость [ йу ´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [ йэ´ л’], езжу [ йэ´ ж:у], егерь [ йэ´ г’ир’], евнух [ йэ´ внух];
    • — яхта [ йа´ хта], якорь [ йа´ кар’], яки [ йа´ ки], яблоко [ йа´ блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — пр иё мник [пр’ийо´мн’ик], п оё т [пайо´т], кл юё т [кл’у йо ´т];
    • — аю рведа [а йу р’в’э´да], п ою т [па йу ´т], тают [та´ йу т], каюта [ка йу ´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад йу ‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’ йу´ ], деревья [д’ир’э´в’ йа ], друзья [друз’ йа´ ], братья [бра´т’ йа ], обезьяна [аб’из’ йа´ на], вьюга [в’ йу´ га], семья [с’эм’ йа´ ]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
    • лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’ йи н’и´т], изъявить [из йи в’и´т’], объявление [аб йи вл’э´н’ийэ], съедобный [с йи до´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’ йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’ йи’ х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’ йи ], нет семьи [с’им’ йи´ ], судьи [су´д’ йи ], ничьи [н’ич’ йи´ ], ручьи [руч’ йи´ ], лисьи [ли´с’ йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павил ьо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтал ьо н, шампин ьо н, шин ьо н, компан ьо н, медал ьо н, батал ьо н, гил ьо тина, карман ьо ла, мин ьо н и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [ж о´ лтый], шёлк [ш о´ лк], целый [ц э´ лый], рецепт [р’иц э´ пт], жемчуг [ж э´ мч’ук], шесть [ш э´ ст’], шершень [ш э´ ршэн’], парашют [параш у´ т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’ о´ фка], лёгкий [л’ о´ хк’ий], опёнок [ап’ о´ нак], актёр [акт’ о´ р], ребёнок [р’иб’ о´ нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’ э´ н’], зеркало [з’ э´ ркала], умнее [умн’ э´ йэ], конвейер [канв’ э´ йир];
    • я – [а]: котята [кат’ а´ та], мягко [м’ а´ хка], клятва [кл’ а´ тва], взял [вз’ а´ л], тюфяк [т’у ф’ а´ к], лебяжий [л’иб’ а´ жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’ у´ ф], людям [л’ у´ д’ам ], шлюз [шл’ у´ с], тюль [т’ у´ л’], костюм [кас’т’ у´ м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [ат э´ л’], бретелька [бр’ит э´ л’ка], тест [т э´ ст], теннис [т э´ н:ис], кафе [каф э´ ], пюре [п’ур э´ ], амбре [амбр э´ ], дельта [д э´ л’та], тендер [т э´ ндэр], шедевр [шэд э´ вр], планшет [планш э´ т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — з е рно [з’ и рно´], з е мля [з’ и мл’а´], в е сёлый [в’ и с’о´лый], зв е нит [з’в’ и н’и´т], л е сной [л’ и сно´й], м е телица [м’ и т’е´л’ица], п е ро [п’ и ро´], прин е сла [пр’ин’ и сла´], в я зать [в’ и за´т’], л я гать [л’ и га´т’], п я тёрка [п’ и т’о´рка]

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: б анан — б елка,
    • [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
    • [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
    • [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
    • [з] — [з’]: з вон — з ефир,
    • [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
    • [л] — [л’]: л одка — л юкс,
    • [м] — [м’]: м агия — м ечты,
    • [н] — [н’]: н овый — н ектар,
    • [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
    • [р] — [р’]: р омашка — р яд,
    • [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
    • [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
    • [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
    • [х] — [х’]: х орек — х ищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
  • перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ н’з ’ийа], рецензия [р’ицеэ н’з ’ийа], пенсия [пэ н’с’ ийа], ве [н’з’] ель, лице́ [н’з’] ия, ка [н’д’] идат, ба [н’д’] ит, и [н’д’] ивид, бло [н’д’] ин, стипе [н’д’] ия, ба [н’т’] ик, ви [н’т’] ик, зо [н’т’] ик, ве [н’т’] илъ, а [н’т’] ичный, ко [н’т’] екст, ремо [н’т’] ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стака нч ик [стака′н’ч’ик], сме нщ ик [см’э′н’щ’ик], по нч ик [по′н’ч’ик], каме нщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульва рщ ина [бул’ва′р’щ’ина], бо рщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жи знь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» — как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [ щ’: о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’э щ’ ч’ исла´], с чем-то [ щ’ч’ э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ ч’: ик], моло дч ик [мало´ ч’: ик], о тч ёт [а ч’: о´т].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:] : счастье [ щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’и щ’: а´н’ик], разносчик [разно´ щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:] : резчик [р’э´ щ’: ик], грузчик [гру´ щ’: ик], рассказчик [раска´ щ’: ик];
  • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [му щ’: и´на];
  • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′ щ’: итый];
  • стч → [щ’:] : жёстче [жо´ щ’: э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´ щ’: ик], бороздчатый [баро´ щ’: итый];
  • сщ → [щ’:] : расщепить [ра щ’: ип’и′т’], расщедрился [ра щ’: э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’] : отщепить [а ч’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [а ч’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ ч’щ’ этна], тщательно [ ч’щ’ ат’эл’на];
  • тч → [ч’:] : отчет [а ч’: о′т], отчизна [а ч’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ ч’: и′тый];
  • дч → [ч’:] : подчёркивать [па ч’: о′рк’иват’], падчерица [па ч’: ир’ица];
  • сж → [ж:] : сжать [ ж: а´т’];
  • зж → [ж:] : изжить [и ж: ы´т’], розжиг [ро´ ж: ык], уезжать [уйи ж: а´т’];
  • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ ш: ый], расшитый [ра ш: ы´тый];
  • зш → [ш:] : низший [н’и ш: ы′й]
  • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [ шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [ шт о н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’и ч’т а´т’ил’], почта [по´ ч’т а], предпочтение [пр’итпа ч’т ’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´ шн а′], скучно [ску´ шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´за ч’н ый], дачный [да´ ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн] : ме стн ый [м’э´ сн ый], тростник [тра с’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов ле стн ица, че стн ый, изве стн ый, радо стн ый, гру стн ый, уча стн ик, ве стн ик, нена стн ый, яро стн ый и прочих;
    • стл → [сл] : сча стл ивый [щ’:а сл ’и´вый’], сча стл ивчик, сове стл ивый, хва стл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск] : гига нтск ий [г’ига´ нск ’ий], аге нтск ий, президе нтск ий;
    • стьс → [с:] : ше стьс от [шэ с: о´т], взъе стьс я [взйэ´ с: а], кля стьс я [кл’а´ с: а];
    • стс → [с:] : тури стс кий [тур’и´ с: к’ий], максимали стс кий [макс’имал’и´ с: к’ий], раси стс кий [рас’и´ с: к’ий], бе стс еллер, пропаганди стс кий, экспрессиони стс кий, индуи стс кий, карьери стс кий;
    • нтг → [нг] : ре нтг ен [р’э нг ’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыба ться [улыба´ ц: а], мы ться [мы´ ц: а], смотри тся , сгоди тся , поклони ться , бри ться , годи тся ;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: де тс кий [д’э´ ц к’ий], бра тс кий [бра´ ц кий];
    • тс → [ц:] / [цс] : спор тс мен [спар ц: м’э´н], о тс ылать [а цс ыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: бра тц а [бра´ ц: а], о тц епить [а ц: ып’и´т’], к о тц у [к а ц: у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн] : по здн ий [по´ з’н’ ий], звё здн ый [з’в’о´ зн ый], пра здн ик [пра′ з’н ’ик], безвозме здн ый [б’извазм’э′ зн ый];
    • ндш → [нш] : му ндш тук [му нш ту´к], ла ндш афт [ла нш а´фт];
    • ндск → [нск] : голла ндск ий [гала´ нск ’ий], таила ндск ий [таила´ нск ’ий], норма ндск ий [нарма´ нск ’ий];
    • здц → [сц] : под у здц ы [пад у сц ы´];
    • ндц → [нц] : голла ндц ы [гала´ нц ы];
    • рдц → [рц] : се рдц е [с’э´ рц э], се рдц евина [с’и рц ыв’и´на];
    • рдч → [рч’] : се рдч ишко [с’э рч ’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: по дц епить [па ц: ып’и´т’], два дц ать [два´ ц: ыт’];
    • дс → [ц] : заво дс кой [зава ц ко´й], ро дс тво [ра ц тво´], сре дс тво [ср’э´ ц тва], Кислово дс к [к’иславо´ ц к];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц] : со лнц е [со´ нц э], со лнц естояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здра вств уйте [здра´ ств уйт’э], чу вств о [ч’у´ ств а], чу вств енность [ч’у´ ств ’инас’т’], бало вств о [бала ств о´], де вств енный [д’э´ ств ’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

Поделиться или сохранить к себе: