Леон абгарович орбели ударение

Содержание
  1. Словари
  2. Леон абгарович орбели ударение
  3. Фонетический разбор «орбели леон абгарович»
  4. Фонетический разбор «орбели»:
  5. «Орбели»
  6. Характеристики звуков
  7. Фонетический разбор «леон»:
  8. Характеристики звуков
  9. Фонетический разбор «абгарович»:
  10. «Абгарович»
  11. Характеристики звуков
  12. Смотрите также:
  13. Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
  14. Морфологический разбор «орбели леон абгарович»
  15. Фонетический разбор «орбели леон абгарович»
  16. Значение «орбели леон абгарович»
  17. Карточка «орбели леон абгарович»
  18. Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
  19. Что такое фонетический разбор?
  20. Фонетическая транскрипция
  21. Как сделать фонетический разбор слова?
  22. Пример фонетического разбора слова
  23. Фонетика и звуки в русском языке
  24. Гласные звуки в словах русского языка
  25. Фонетика: характеристика ударных гласных
  26. Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
  27. Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
  28. При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
  29. Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
  30. Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
  31. Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
  32. Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
  33. Позиционное оглушение/озвончение
  34. Мягкие согласные в русском языке
  35. Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
  36. Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
  37. Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Видео:6.1-2. Архитектура 15 векаСкачать

6.1-2. Архитектура 15 века

Словари

Орбе́ли Леон Абгарович (1882-1958), физиолог, один из создателей эволюционной физиологии, академик (1935) и вице-президент (1942-46) АН СССР, академик АН Армянской ССР (1943) и АМН СССР (1944), Герой Социалистического Труда (1945), генерал-полковник медицинской службы (1944). Брат И. А. Орбели. Труды по физиологии вегетативной нервной системы, боли, анализаторов, подкорковых центров. Развил новое направление — эволюционную физиологию. Ряд работ по подводной и авиационной физиологии. Государственная премия СССР (1941).

ОРБЕЛИ Леон Абгарович — ОРБЕ́ЛИ Леон Абгарович (1882-1958), российский физиолог, один из создателей эволюционной физиологии, академик (1935) и вице-президент (1942-46) АН СССР, академик АН Армении (1943), АМН (1944), Герой Социалистического Труда (1945), генерал-полковник медицинской службы (1944). Брат И. А. Орбели (см. ОРБЕЛИ Иосиф Абгарович). Труды по физиологии вегетативной нервной системы, боли, анализаторов, подкорковых центров. Развил новое направление — эволюционную физиологию. Ряд работ по подводной и авиационной физиологии. Государственная премия СССР (1941).

ОРБЕ́ЛИ Леон Абгарович (25 июня 1882, Цахкадзор — 9 декабря 1958), российский и армянский физиолог, один из создателей эволюционной физиологии, академик (1935) и вице-президент (1942-46) АН СССР.

Детство, юность и студенческие годы

Отец — юрист, был мировым судьей в Эривани (ныне Ереван), затем прокурором в Кутаиси. Родители принадлежали к древним княжеским фамилиям. В семье было еще два сына: Рубен и Иосиф (см. ОРБЕЛИ Иосиф Абгарович), будущий академик и директор Эрмитажа. С 1889 семья проживала в Тбилиси, где в 1899 Леон окончил гимназию с золотой медалью и поступил в Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге.

Студентом 3-го курса он начал регулярно работать под руководством И. П. Павлова (см. ПАВЛОВ Иван Петрович) в Отделе физиологии Института экспериментальной медицины (ИЭМ, с 1932 — ВИЭМ). Здесь в 1903 за исследование под названием «Сравнение работы пепсиновых желез до и после перерезки блуждающих нервов» был награжден золотой медалью. В 1904 окончивший с отличием академию Орбели назначен врачом в госпиталь в Кронштадте. В феврале 1905 его перевели служить в Петербург, где он продолжил научные исследования в ИЭМе у Павлова.

Научная и педагогическая деятельность

В 1908 Орбели защитил докторскую диссертацию о зрительных условных рефлексах. В 1909 Орбели был на 2 года командирован в лучшие физиологические лаборатории Европы: у Э. Геринга (см. ГЕРИНГ Эвальд) — стажировался по сенсорной физиологии, у Э. Брюкке — по физиологии возбуждения гладких мышц, у Д. Ленгли — в области физиологии вегетативной нервной системы; у Дж. Баркрофта (см. БАРКРОФТ Джозеф) изучал дыхательные свойства крови; у З. Гартена осваивал методику работы на струнном гальванометре; побывал на Неаполитанской биологической станции. Зарубежная стажировка оказала большое влияние на становление ученого, которое отчетливо просматривается во всей его последующей деятельности.

По возвращении в Петербург Орбели был избран приват-доцентом, а затем и доцентом кафедры физиологии Военно-медицинской академии, и начал читать курсы нервно-мышечной физиологии, общей физиологии органов чувств и вести практические занятия. С 1913 он преподавал и на Высших женских курсах. В июле 1917 его избрали членом совета ИЭМа, а на 1 Всероссийском съезде физиологов — членом правления и секретарем Общества русских физиологов им. И. М. Сеченова.

В 1918 Орбели возглавил физиологическое отделение Естественно-научного института им. П. Ф. Лесгафта (см. ЛЕСГАФТ Петр Францевич). В 1918-25 гг. он заведовал кафедрами физиологии в Институте физического образования им. П. Ф. Лесгафта, в 1920-31 гг. — в Петроградском медицинском институте, в 1925-50 гг. — в Военно-медицинской академии. С 1933 Орбели руководил Отделом эволюционной физиологии и специальной физиологии ВИЭМа.

В 1935 Орбели был избран академиком АН СССР. Павлов высоко оценил его в своем представлении к званию академика: «Леон Абгарович . прошел ряд выдающихся физиологических школ за границей и мою. Это вооружило его большим количеством разнообразных физиологических методов и дало возможность стать твердою ногою во многих областях физиологии. В настоящее время. им. решается положительно вопрос фундаментальный, но упорно не дававшийся физиологам в течение больше полустолетия, вопрос о трофической иннервации». Речь идет об изучении Орбели функций симпатической нервной системы.

После кончины И. П. Павлова, с 1936 по 1950 г. Орбели возглавлял Физиологический институт АН СССР, куда вошла и Лаборатория физиологии животных АН СССР, созданная им в 1935 в Москве. В 1939 на основе двух подразделений ВИЭМа — биологической станции и отдела эволюционной и специальной физиологии — он создал и возглавил Институт эволюционной физиологии и патологии высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова в Колтушах.

К 1950 Орбели занимал должности начальника ВМА, руководителя Отделения биологических наук АН СССР, был лауреатом премии им. И. П. Павлова (1937) и Государственной премии (1941), Героем Социалистического Труда (1945) и кавалером других правительственных наград, почетным доктором и академиком ряда зарубежных академий.

После Павловской сессии

После объединенной сессии АМН СССР и АН СССР в 1950 по вопросам учения о высшей нервной деятельности Орбели был снят со всех административных постов и руководил только лабораторией в Институте им. П. Ф. Лесгафта и академической группой для индивидуальной работы, которая в 1954 была реорганизована в лабораторию эволюционной физиологии АН СССР.

7 марта 1956 Орбели выступил с программным докладом «Основные задачи и методы эволюционной физиологии» на 1-м совещании по эволюционной физиологии. В том же году он стал директором созданного им Института эволюционной физиологии им. И. М. Сеченова АН СССР.

Научная деятельность Орбели весьма многообразна. В докторской диссертации (1908) он представил результаты изучения образования условных рефлексов с зрительного анализатора у собаки, где показал, что условный раздражитель действует наиболее сильно в первые секунды своего предъявления, и обнаружил факт почти полного отсутствия у собак цветного зрения. В 1913-23 гг. он провел ряд важных исследований по вопросам пищеварения, а несколько позже — по физиологии почек. С начала 20-х гг. Орбели перешел к изучению механизмов спинномозговых координаций.

В обширных работах по физиологии мозжечка Орбели с сотрудниками показал, что мозжечок вместе с большими полушариями управляет функциональным состоянием низших отделов мозга. Эти исследования привели Орбели к оценке хода функциональной эволюции центральной нервной системы и мышечной ткани. Исходя из работ Павлова о трофических нервах сердца, Орбели в 1922 приступил к исследованию влияния симпатической нервной системы на скелетную мускулатуру. В 20-30 гг. последовал ряд его замечательных работ по симпатической иннервации скелетных мышц, ЦНС, органов чувств. Эти работы Орбели и его коллег легли в основу теории адаптационно-трофического действия симпатической нервной системы. Также Орбели внес большой вклад в решение проблем боли, военную медицину.

Орбели с коллегами выполнил также основополагающий цикл работ по физиологии органов чувств. В последние годы жизни большой круг его работ и руководимого им коллектива был посвящен изучению высшей нервной деятельности человека в норме и патологии, ее изменениям в онтогенезе. Труды Орбели, выстроенные в эволюционном аспекте, в значительной степени определили развитие эволюционной физиологии. Важные исследования Орбели касались вопросов жизнедеятельности организма в экстремальных условиях (авиационная физиология, изучение физиологических функций при повышенном атмосферном давлении, физиология водолазов и др.).

Орбели был прекрасным знатоком истории развития отечественной и зарубежной физиологии и биологии. Им написан ряд исторических очерков о научных школах И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Дж. Ленгли, развитии физиологии и медицины в университетах Европы и США и др.

Организатор науки и педагог

Орбели — выдающийся организатор научного дела, глава оригинальной и обширной физиологической школы, воспитатель большой группы опытных исследователей. Становление научной школы Орбели, которая насчитывала при его жизни около ста ученых, было неразрывно связано с его педагогической деятельностью. Важнейшей особенностью этой школы с момента ее формирования был эволюционный подход к изучению любого явления в организме, традиционный для воспитанника научной школы Павлова. Коллективный творческий процесс в научных исканиях отличал школу Орбели от школы его учителя. Благодаря вниманию Орбели к индивидуальным вкусам и научным интересам молодых коллег сохранялась свобода их творчества и обеспечивался большой «выход» сильных учеников.

Отличительными чертами школы Орбели стали особое внимание к проблемам физиологии человека и неизменная настойчивость в практическом использовании теоретических разработок. Будучи вице-президентом АН СССР в трудное для страны военное время, Орбели много сделал для большей отдачи отечественной медицины. «. нигде так не переплетаются интересы теории и практики, как в этом эволюционном изучении физиологии. Нет науки теоретической и прикладной, есть одна наука и должна быть одна наука. Практика должна помогать теории, теория должна помогать практике», — писал он.

ОРБЕЛИ Леон Абгарович (1882-1958) — российский и армянский физиолог, один из создателей эволюционной физиологии, академик (1935) и вице-президент (1942-46) АН СССР, академик АН Армении (1943), АМН (1944), Герой Социалистического Труда (1945), генерал-полковник медицинской службы (1944). Брат И. А. Орбели. Труды по физиологии вегетативной нервной системы, боли, анализаторов, подкорковых центров. Развил новое направление — эволюционную физиологию. Ряд работ по подводной и авиационной физиологии. Государственная премия СССР (1941).

ОРБЕ́ЛИ Леон (Левон) Абгарович (1882-1958) -физиолог, акад. АН СССР (с 1935, чл.-корр. с 1932), акад. АН Арм. ССР (с 1943), действ. чл. Академии мед. наук (с 1944). Брат И. А. Орбели. Ученик и последователь И. И. Павлова.

Род. в семье, принадлежавшей к старинному армянскому роду. Учился в Тифлисской г-зии. В 1899 поступил в Военно-мед. академию в Пб. (окончил в 1904), проф. с 1925 по 1950. С 1907 начал работу в Ин-те эксперимент. мед., учрежденном И. И. Павловым. Дир. Физиологич. ин-та АН СССР (1936-50). Развил новое науч. направление — эволюционную физиологию. Способствовал решению вопроса о роли симпатических нервов в организме чел. Ввел новые представления о функции мозжечка (регулирование вегетативной функции, помимо управления моторной координацией). В исследовании центр. нервной системы уделял внимание влиянию подкорковых центров на функциональное состояние коры головного мозга. Исследовал состояние физиологии чел. в экстремальных условиях (проблемы авиационной физиологии и медицины, водолазное дело). Возглавил первую в СССР лабораторию возрастной физиологии. Руководил исследованиями физиологии и патологии высшей нервной деят-ности чел. Чл. Парижского биологич. об-ва (1930) и др. заруб. АН и об-в.

Соч.: Избр. труды: В 5 т. М.; Л., 1961-68.

Лит.: Лейбсон Л. Г. Леон Абгарович Орбели. Л., 1973; Его же. Академик Л. А. Орбели: Неопубл. главы биогр. Л., 1990; Его же: Трагические страницы жизни Л. А. Орбели / Репрессированная наука. Л., 1991. С. 283-296; Леон Абгарович Орбели, 1882-1958: [Библиография] / Сост. И. Г. Бебих. М., 1994.

Видео:Сама Бильбао-и-Леон – о причинах ренессанса «атома»Скачать

Сама Бильбао-и-Леон – о причинах ренессанса «атома»

Леон абгарович орбели ударение

Орбели Леон (Левой) Абгарович – физиолог, академик Академии наук СССР, академик Академии медицинских наук СССР, вице-президент АН СССР, академик-секретарь Отделения биологических наук АН СССР, начальник Военно-медицинской академии РККА имени С.М.Кирова, директор Физиологического института имени И.П.Павлова АН СССР, директор Института эволюционной физиологии и патологии высшей нервной деятельности имени И.П.Павлова АМН СССР, генерал-полковник медицинской службы.

Родился 25 июня (7 июля) 1882 года в поселке Дарачичаг у города Цахкадзор, ныне Котайкская область Республики Армения. Из старинного знатного рода, а по матери также из рода князей Аргутинских. Армянин. Беспартийный.

Окончил 3-ю Тифлисскую гимназию в 1899 г. В 1904 окончил Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге. На первом курсе обучения познакомился с великим русским физиологом И.П. Павловым, стал работать в его лаборатории, участник многочисленных опытов и исследований. Независимо от перипетий жизни, Орбели оставался ближайшим другом и соратником академика Павлова до последних дней его жизни. Ещё будучи студентом, в 1903 году получил первую награду за труды по физиологии.

С 1904 года — в Русском императорском флоте, врач в Николаевском военном госпитале в Кронштадте, затем — в Петербургском морском госпитале. В 1907 году вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя науке. С 1907 по 1920 годы работал в физиологическом отделе Института экспериментальной медицины, причем с 1911 года – помощник заведующего этого отдела — И.П. Павлова. С 1909 по 1911 годы проходил научную стажировку в Англии, Германии и Италии. В 1911 году назначен приват-доцентом кафедры физиологии Военно-медицинской академии, а с 1913 года он — штатный доцент этой кафедры.

Орбели сразу принял Октябрьскую революцию и принимал самое активное участие в создании советской высшей школы. В первые годы Советской власти он был профессором Сельскохозяйственного, 1-го медицинского и Химико-фармацевтического институтов в Ленинграде, заведующим Физиологическим отделением и заместителем директора по научной части Научного института им. П.Ф. Лесгафта, профессором физиологии и проректором по учебной работе Института физического образования имени П.Ф. Лесгафта. С 1918 года — в Красной Армии.

В 1918—1957 руководил физиологической лабораторией Научного института имени П.Ф. Лесгафта. В 1917 – 1937 годах — член редколлегии «Физиологического журнала». В 1920 — 1931 годах — профессор 1-го Ленинградского медицинского института. С 1925 по 1950 годы профессор, начальник кафедры Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова.

С 1936 по 1950 годы был директором Физиологического института им. И.П. Павлова АН СССР и Института эволюционной физиологии и патологии высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова (1939 — 1950 г.). С 1937 по 1950 годы — ответственный редактор «Физиологического журнала».

Выдающийся ученый Л.А. Орбели является автором более 130 фундаментальных и крупных научных работ. Он создал новое научное направление — эволюционную физиологию, впервые получил объективные данные о зрительной функции животного, зависящей от деятельности полушарий головного мозга. Орбели обосновал учение об адаптационно-трофической функции симпатической нервной системы и об адаптационно-трофической роли вегетативной нервной системы. Вместе с сотрудниками сделал важные открытия в области механизмов высшей нервной деятельности, сравнительной и возрастной физиологии условных рефлексов, влияния внешних факторов на высшую нервную деятельность и других. Создатель и глава крупнейшей научной школы в советской физиологии.

В годы Великой Отечественной войны с мая 1942 по январь 1946 года занимал пост вице-президента АН СССР. С 1943 по 1950 годы — начальник Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова. В военные годы им проводилось изучение механизмов травматического шока, «воздушной контузии», способов ликвидации контрактур (стягивание и ограничение подвижности мышц и суставов), каузалгий (жгучие боли, вызванные повреждениями периферических нервов), происходящих вследствие ранений. Много работал и добился важных результатов, исследуя проблемы боли, физиологии и патологии органов чувств, влияния на организм человека повышенного и пониженного барометрического давления, которые нашли практическое применение в военной медицине и в организации условий военной службы (например, в авиации и на подводном флоте).

Полученные им результаты Орбели обобщал и организовывал внедрение в практику военной медицины. Количество раненых, жизни которых были спасены благодаря самоотверженной работе ученого, невозможно оценить даже приблизительно. Кроме научных исследований по этим и многим другим темам, академик сам прооперировал сотни раненых. Велики и его организаторские заслуги, в частности на посту начальника Военно-медицинской академии. Постоянно увеличивая число подготовленных медиков для фронта, академия одновременно стала центром обобщения и пропаганды передового опыта. В 1944 году принимал самое активное участие в создании Академии медицинских наук СССР и в том же году избран её академиком.

За выдающиеся достижения в области советской медицины Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июня 1945 года генерал-полковнику медицинской службы Леону Абгаровичу Орбели присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

После Победы продолжал плодотворную научную работу. Однако в 1948 году подвергся давлению в связи с преследованиями генетики в СССР. При этом не только отказался уволить сторонников генетики Менделя из возглавляемых им институтов, но и принял на работу уволенных из других научных учреждений. Особенно жесткой критике Л.А. Орбели подвергся на Объединенной сессии Академии наук и Академии медицинских наук СССР в июле 1950 г. Его несправедливо обвинили в отходе от учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Он был освобожден от руководства почти всеми возглавляемыми им учреждениями. Ему было оставлено лишь заведование физиологической лабораторией Естественнонаучного института им. П.Ф. Лесгафта.

В этой тяжелейшей ситуации академик Орбели вёл себя с исключительным достоинством, не признал приписываемых ему заблуждений и не «покаялся» публично в них. В 1954 году доброе имя ученого было восстановлено. Академик Л.А. Орбели был назначен заведующим Лабораторией эволюционной физиологии, которая в марте 1956 году была преобразована в Институт эволюционной физиологии имени И.М. Сеченова АН СССР и Л.А. Орбели стал его первым директором. На этом посту он работал до конца дней.

Действительный член Академии наук СССР (1935). Действительный член Академии медицинских наук СССР (1944). Член-корреспондент АН СССР (1931). С 1939 по 1948 г. – академик-секретарь Отделения биологических наук АН СССР. Доктор медицинских наук (1934). Доктор медицины (1908).

При жизни получил широкое международное признание. Избран действительным членом академии «Леопольдина» (Германия), Медицинской академии в Париже, членом-корреспондентом Парижского биологического общества, почетным членом Американского и Британского (1948) физиологических обществ, Нью-Йоркской (1947) и Румынской (1947) медицинских академий, Карлова (Пражского) университета и многих других. Удостоен золотой медали им. И.И. Мечникова АН СССР (1946), премии имени И.П. Павлова АН СССР (1937).

Жил в Ленинграде. Скончался 9 декабря 1958 года. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

Воинские звания:
дивврач (24.01.1936),
корврач (1941),
генерал-лейтенант медицинской службы (1.02.1943),
генерал-полковник медицинской службы (25.05.1944).

Награждён 4 орденами Ленина (2.03.1944, 21.02.1945, 10.06.1945, 1.08.1957), 2 орденами Красного Знамени (3.11.1944, 24.06.1948), 2 орденами Трудового Красного Знамени (16.08.1936, 1952), орденом Красной Звезды (18.09.1943), медалями, в том числе «За оборону Ленинграда», иностранными наградами.

Лауреат Сталинской премии СССР (1941). Заслуженный деятель науки РСФСР (1934).

В память о выдающемся ученом Академия наук СССР учредила премию за труды по физиологии имени Л.А. Орбели, которая вручается ежегодно. В Санкт-Петербурге установлен памятник ученому у здания Института эволюционной физиологии им. И.М. Сеченова. Одна из улиц города носит имя ученого, а на зданиях научных учреждений, где он трудился, установлены несколько мемориальных досок в его честь. Также имя Л.А. Орбели присвоено Институту физиологии Национальной Академии наук Армении. В родном селе открыт мемориальный музей Л.А. Орбели, в городе Цахкадзор — дом-музей братьев Орбели.

Талантливыми учеными были и оба родных брата Л.А. Орбели. Иосиф Абгарович Орбели (1887-1961) – выдающийся востоковед, академик, первый президент Академии наук Армянской ССР, директор Государственного Эрмитажа. Рубен Абгарович Орбели (1880 -1943) – юрист, археолог и основатель подводной археологии в СССР, погиб от голода вскоре после эвакуации из блокадного Ленинграда. Дочь академика Мария Леоновна работала в Радиевом институте Академии наук СССР и скончалась в 1949 году от лучевой болезни, полученной во время опытов с радиоактивными материалами.

Видео:Мощный левый удар на скачке...не все могли устоять! Владимир Николаевич Енгибарян.Скачать

Мощный левый удар на скачке...не все могли устоять! Владимир Николаевич Енгибарян.

Фонетический разбор «орбели леон абгарович»

Видео:СССР / Про Великую Отечественную: Операция Багратион, направление главного удара - 2Скачать

СССР / Про Великую Отечественную: Операция Багратион, направление главного удара - 2

Фонетический разбор «орбели»:

Видео:Советская школа вольной борьбы ӏ USSR OLDSCHOOL WRESTLINGСкачать

Советская школа вольной борьбы ӏ USSR OLDSCHOOL WRESTLING

«Орбели»

Видео:Почему у россиян ПРАВАЯ РУКА БОЛЬШЕ ЛЕВОЙСкачать

Почему у россиян ПРАВАЯ РУКА БОЛЬШЕ ЛЕВОЙ

Характеристики звуков

Видео:Олимпиев Всеволод Иванович Часть 1. Проект "Я помню" Артема Драбкина. Артиллеристы.Скачать

Олимпиев Всеволод Иванович Часть 1. Проект "Я помню" Артема Драбкина. Артиллеристы.

Фонетический разбор «леон»:

Видео:Бородино. Реконструкция 2022 года. Роль М.Б. Барклая-де-Толли в войне 1812 года.Скачать

Бородино. Реконструкция 2022 года. Роль М.Б. Барклая-де-Толли в войне 1812 года.

Характеристики звуков

Видео:Телеканал "Россия" - 1812: Бой под СалтановкойСкачать

Телеканал "Россия" - 1812: Бой под Салтановкой

Фонетический разбор «абгарович»:

Видео:Самая противоречивая либеральная партия. Полная история «Союза правых сил»Скачать

Самая противоречивая либеральная партия. Полная история «Союза правых сил»

«Абгарович»

Видео:Террористы: "подрыв устоев" в политике и эстетике 1869-1900-х годовСкачать

Террористы: "подрыв устоев" в политике и эстетике 1869-1900-х годов

Характеристики звуков

Видео:Ларионов Виктор - Боевая вылазка в СССР (читает Роман Волков)Скачать

Ларионов Виктор - Боевая вылазка в СССР (читает Роман Волков)

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»

Морфологический разбор «орбели леон абгарович»

Фонетический разбор «орбели леон абгарович»

Значение «орбели леон абгарович»

Карточка «орбели леон абгарович»

Видео:Убежище судного дня #наука #историяСкачать

Убежище судного дня #наука #история

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Аа«а»Бб«бэ»Вв«вэ»Гг«гэ»
Дд«дэ»Ее«е»Ёё«йо»Жж«жэ»
Зз«зэ»Ии«и»Йй«й»Кк«ка»
Лл«эл»Мм«эм»Нн«эн»Оо«о»
Пп«пэ»Рр«эр»Сс«эс»Тт«тэ»
Уу«у»Фф«эф»Хх«ха»Цц«цэ»
Чч«чэ»Шш«ша»Щщ«ща»ъ«т.з.»
Ыы«ы»ь«м.з.»Ээ«э»Юю«йу»
Яя«йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Видео:Мужчина который держал в страхе весь советский союз!Скачать

Мужчина который держал в страхе весь советский союз!

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч’о́рный’]
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар’]
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Видео:Как привязанности влияют на героев боевиков?Скачать

Как привязанности влияют на героев боевиков?

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Видео:Новости 21. События в Биробиджане и ЕАО (23.01.2024)Скачать

Новости 21. События в Биробиджане и ЕАО (23.01.2024)

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Видео:Новости 21. События в Биробиджане и ЕАО (22.01.2024)Скачать

Новости 21. События в Биробиджане и ЕАО (22.01.2024)

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Видео:Ударные группы армейской авиации.Скачать

Ударные группы армейской авиации.

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Видео:Евлампиев в РХГА о ГегелеСкачать

Евлампиев в РХГА о Гегеле

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’ у ´сл’и], ключ [кл’ у ´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Видео:Заступник командира батальйону з артилерії 67 ОМБр Роман Безкостий про українське суспільство #shotsСкачать

Заступник командира батальйону з артилерії 67 ОМБр Роман Безкостий про українське суспільство #shots

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа д о ‘ма].
  • Новые дома [но’выэ д а ма’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [г о ‘ры] — [г а ра’];
  • он — онлайн = [ о ‘н] — [ а нла’йн]
  • свид е т е льница = [св’ид’ э ‘т’ и л’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
  • е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [ йо´ жыц:а], ёлочный [ йо´ лач’ный], ёжик [ йо´ жык], ёмкость [ йо´ мкаст’];
    • — ювелир [ йув ’ил’и´р], юла [ йу ла´], юбка [ йу´ пка], Юпитер [ йу п’и´т’ир], юркость [ йу ´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [ йэ´ л’], езжу [ йэ´ ж:у], егерь [ йэ´ г’ир’], евнух [ йэ´ внух];
    • — яхта [ йа´ хта], якорь [ йа´ кар’], яки [ йа´ ки], яблоко [ йа´ блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — пр иё мник [пр’ийо´мн’ик], п оё т [пайо´т], кл юё т [кл’у йо ´т];
    • — аю рведа [а йу р’в’э´да], п ою т [па йу ´т], тают [та´ йу т], каюта [ка йу ´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад йу ‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’ йу´ ], деревья [д’ир’э´в’ йа ], друзья [друз’ йа´ ], братья [бра´т’ йа ], обезьяна [аб’из’ йа´ на], вьюга [в’ йу´ га], семья [с’эм’ йа´ ]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
    • лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’ йи н’и´т], изъявить [из йи в’и´т’], объявление [аб йи вл’э´н’ийэ], съедобный [с йи до´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’ йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’ йи’ х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’ йи ], нет семьи [с’им’ йи´ ], судьи [су´д’ йи ], ничьи [н’ич’ йи´ ], ручьи [руч’ йи´ ], лисьи [ли´с’ йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павил ьо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтал ьо н, шампин ьо н, шин ьо н, компан ьо н, медал ьо н, батал ьо н, гил ьо тина, карман ьо ла, мин ьо н и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [ж о´ лтый], шёлк [ш о´ лк], целый [ц э´ лый], рецепт [р’иц э´ пт], жемчуг [ж э´ мч’ук], шесть [ш э´ ст’], шершень [ш э´ ршэн’], парашют [параш у´ т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’ о´ фка], лёгкий [л’ о´ хк’ий], опёнок [ап’ о´ нак], актёр [акт’ о´ р], ребёнок [р’иб’ о´ нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’ э´ н’], зеркало [з’ э´ ркала], умнее [умн’ э´ йэ], конвейер [канв’ э´ йир];
    • я – [а]: котята [кат’ а´ та], мягко [м’ а´ хка], клятва [кл’ а´ тва], взял [вз’ а´ л], тюфяк [т’у ф’ а´ к], лебяжий [л’иб’ а´ жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’ у´ ф], людям [л’ у´ д’ам ], шлюз [шл’ у´ с], тюль [т’ у´ л’], костюм [кас’т’ у´ м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [ат э´ л’], бретелька [бр’ит э´ л’ка], тест [т э´ ст], теннис [т э´ н:ис], кафе [каф э´ ], пюре [п’ур э´ ], амбре [амбр э´ ], дельта [д э´ л’та], тендер [т э´ ндэр], шедевр [шэд э´ вр], планшет [планш э´ т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — з е рно [з’ и рно´], з е мля [з’ и мл’а´], в е сёлый [в’ и с’о´лый], зв е нит [з’в’ и н’и´т], л е сной [л’ и сно´й], м е телица [м’ и т’е´л’ица], п е ро [п’ и ро´], прин е сла [пр’ин’ и сла´], в я зать [в’ и за´т’], л я гать [л’ и га´т’], п я тёрка [п’ и т’о´рка]

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: б анан — б елка,
    • [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
    • [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
    • [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
    • [з] — [з’]: з вон — з ефир,
    • [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
    • [л] — [л’]: л одка — л юкс,
    • [м] — [м’]: м агия — м ечты,
    • [н] — [н’]: н овый — н ектар,
    • [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
    • [р] — [р’]: р омашка — р яд,
    • [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
    • [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
    • [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
    • [х] — [х’]: х орек — х ищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
  • перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ н’з ’ийа], рецензия [р’ицеэ н’з ’ийа], пенсия [пэ н’с’ ийа], ве [н’з’] ель, лице́ [н’з’] ия, ка [н’д’] идат, ба [н’д’] ит, и [н’д’] ивид, бло [н’д’] ин, стипе [н’д’] ия, ба [н’т’] ик, ви [н’т’] ик, зо [н’т’] ик, ве [н’т’] илъ, а [н’т’] ичный, ко [н’т’] екст, ремо [н’т’] ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стака нч ик [стака′н’ч’ик], сме нщ ик [см’э′н’щ’ик], по нч ик [по′н’ч’ик], каме нщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульва рщ ина [бул’ва′р’щ’ина], бо рщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жи знь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» — как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [ щ’: о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’э щ’ ч’ исла´], с чем-то [ щ’ч’ э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ ч’: ик], моло дч ик [мало´ ч’: ик], о тч ёт [а ч’: о´т].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:] : счастье [ щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’и щ’: а´н’ик], разносчик [разно´ щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:] : резчик [р’э´ щ’: ик], грузчик [гру´ щ’: ик], рассказчик [раска´ щ’: ик];
  • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [му щ’: и´на];
  • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′ щ’: итый];
  • стч → [щ’:] : жёстче [жо´ щ’: э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´ щ’: ик], бороздчатый [баро´ щ’: итый];
  • сщ → [щ’:] : расщепить [ра щ’: ип’и′т’], расщедрился [ра щ’: э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’] : отщепить [а ч’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [а ч’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ ч’щ’ этна], тщательно [ ч’щ’ ат’эл’на];
  • тч → [ч’:] : отчет [а ч’: о′т], отчизна [а ч’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ ч’: и′тый];
  • дч → [ч’:] : подчёркивать [па ч’: о′рк’иват’], падчерица [па ч’: ир’ица];
  • сж → [ж:] : сжать [ ж: а´т’];
  • зж → [ж:] : изжить [и ж: ы´т’], розжиг [ро´ ж: ык], уезжать [уйи ж: а´т’];
  • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ ш: ый], расшитый [ра ш: ы´тый];
  • зш → [ш:] : низший [н’и ш: ы′й]
  • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [ шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [ шт о н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’и ч’т а´т’ил’], почта [по´ ч’т а], предпочтение [пр’итпа ч’т ’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´ шн а′], скучно [ску´ шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´за ч’н ый], дачный [да´ ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн] : ме стн ый [м’э´ сн ый], тростник [тра с’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов ле стн ица, че стн ый, изве стн ый, радо стн ый, гру стн ый, уча стн ик, ве стн ик, нена стн ый, яро стн ый и прочих;
    • стл → [сл] : сча стл ивый [щ’:а сл ’и´вый’], сча стл ивчик, сове стл ивый, хва стл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск] : гига нтск ий [г’ига´ нск ’ий], аге нтск ий, президе нтск ий;
    • стьс → [с:] : ше стьс от [шэ с: о´т], взъе стьс я [взйэ´ с: а], кля стьс я [кл’а´ с: а];
    • стс → [с:] : тури стс кий [тур’и´ с: к’ий], максимали стс кий [макс’имал’и´ с: к’ий], раси стс кий [рас’и´ с: к’ий], бе стс еллер, пропаганди стс кий, экспрессиони стс кий, индуи стс кий, карьери стс кий;
    • нтг → [нг] : ре нтг ен [р’э нг ’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыба ться [улыба´ ц: а], мы ться [мы´ ц: а], смотри тся , сгоди тся , поклони ться , бри ться , годи тся ;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: де тс кий [д’э´ ц к’ий], бра тс кий [бра´ ц кий];
    • тс → [ц:] / [цс] : спор тс мен [спар ц: м’э´н], о тс ылать [а цс ыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: бра тц а [бра´ ц: а], о тц епить [а ц: ып’и´т’], к о тц у [к а ц: у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн] : по здн ий [по´ з’н’ ий], звё здн ый [з’в’о´ зн ый], пра здн ик [пра′ з’н ’ик], безвозме здн ый [б’извазм’э′ зн ый];
    • ндш → [нш] : му ндш тук [му нш ту´к], ла ндш афт [ла нш а´фт];
    • ндск → [нск] : голла ндск ий [гала´ нск ’ий], таила ндск ий [таила´ нск ’ий], норма ндск ий [нарма´ нск ’ий];
    • здц → [сц] : под у здц ы [пад у сц ы´];
    • ндц → [нц] : голла ндц ы [гала´ нц ы];
    • рдц → [рц] : се рдц е [с’э´ рц э], се рдц евина [с’и рц ыв’и´на];
    • рдч → [рч’] : се рдч ишко [с’э рч ’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: по дц епить [па ц: ып’и´т’], два дц ать [два´ ц: ыт’];
    • дс → [ц] : заво дс кой [зава ц ко´й], ро дс тво [ра ц тво´], сре дс тво [ср’э´ ц тва], Кислово дс к [к’иславо´ ц к];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц] : со лнц е [со´ нц э], со лнц естояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здра вств уйте [здра´ ств уйт’э], чу вств о [ч’у´ ств а], чу вств енность [ч’у´ ств ’инас’т’], бало вств о [бала ств о´], де вств енный [д’э´ ств ’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

Поделиться или сохранить к себе: