- Лексические единицы русского языка, систематизация единиц
- Содержание:
- Лексическая система современного русского языка: из каких элементов она состоит, каковы основные лексические единицы
- Лексические единицы русского языка
- Русский язык. 10 класс
- Лексические единицы языка
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Охрана труда
- Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Охрана труда
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Направленности и профили обучения
- Полюби свой труд и живи с избытком
- Артериальная гипертензия эндокринного генеза: Акромегалия, гипертиреоз, гипотиреоз
- Александр Николаевич Островский Снегурочка
- УСТНАЯ ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ
- Человек и его сущность
- Толерантность – дорога к миру
- Африка
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- 📹 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Лексические единицы русского языка, систематизация единиц
Содержание:
Язык — это не хаотическое нагромождение слов, а выстроенная веками структура взаимоотношений между элементами. Системность проявляется на разных уровнях, мы рассмотрим уровень лексический.
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Лексическая система современного русского языка: из каких элементов она состоит, каковы основные лексические единицы
Лексическая система языка — это объединение структурных элементов, организованных и связанных определенными устойчивыми отношениями. Это открытая структура, так как лексический состав постоянно изменяется, находясь под воздействием различных исторических и социальных факторов.
Внутри системы образуются группы слов, объединение которых основано на:
- Тематике — названия предметов мебели, природных явлений, действий и т.д.;
- Грамматических признаках — части речи;
- Сходстве или противоположности — синонимы и антонимы;
- Словообразовательной схеме — сложные слова, приставочные образования и т.д.;
- Использовании в речи — публицистическая, разговорная, поэтическая лексика и т.д.;
- Происхождении — заимствования или исконные слова.
Лексическая система современного русского языка включает лексическую сочетаемость слов — возможность соединяться с другими словами. Сочетаемость бывает свободной — рука может связываться с прилагательными длинная, мягкая, теплая, загорелая; стеклянный — сосуд, взгляд; или связанной — например, каштановый относится только к цвету волос.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Лексические единицы русского языка
Лексические единицы русского языка — это не только слово, но и словарные группы. При этом основной единицей все же остается слово. Оно имеет свои критерии как базовой меры оценки:
- Нерасчлененность в исходной форме. Не рассматриваются в качестве единиц формы: ни к кому, будет читать, в тетради. Базовая форма — кто, читать, тетрадь.
- Вариативность слова в плане фонетики (було(ч)ная — було(ш)ная) и выражения аспектов значения: встать впереди — стоять впереди меня; войти в зал — зал аплодировал.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Русский язык. 10 класс
Конспект урока
Тема: «Единицы языка. Языковая норма»
Перечень рассматриваемых вопросов
- Что такое единицы языка?
- Какую роль играют единицы языка в различении смысла?
- Как зависит единица языка от контекста?
- Как соотносятся единицы языка между собой?
- Что такое языковая норма?
Глоссарий по теме
Предложение – основная единица синтаксиса, служащая целям общения.
Словосочетание – синтаксическая единица, представляющая собой сочетание двух или более самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.
Слово – основная единица языка, которая служит для именования различных предметов, явлений действительности и выражения отношений между ними и обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков.
Морфема – минимальная значимая единица языка.
Слог – минимальная произносительная единица речевого потока.
Звуки речи – минимальные единицы речевого потока.
Синтаксис – раздел языкознания, изучающий законы построения связной речи.
Лексика – совокупность слов, образующих словарный состав языка.
Морфемика – раздел языкознания, описывающий типы морфем, их отношения друг к другу и слову в целом.
Фонетика – раздел лингвистики, изучающий звуковые средства и звуковой строй языка.
Языковая норма – совокупность наиболее устойчивых языковых единиц и правил их употребления, принятых в каком-либо обществе в определённую эпоху.
Литература по теме
Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009, 287 с.
Русский язык. Школьный энциклопедический словарь / Под ред. С. В. Друговейко-Должанской, Д. Н. Чердакова. СПб.: СПбГУ, 2014, 583 с.
1. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М.: Московская международная школа переводчиков, 1994, 400 с.
Материал для самостоятельного изучения
На каждом уровне языковых единиц существуют нормы, определенные лингвистами и зафиксированные в словарях. Эти нормы – весь их комплекс образует литературный язык – подвижны и изменяются со временем. Речь идет об орфоэпических (произносительных), словообразовательных, лексических, стилистических, синтаксических нормах.
В любом языке, и в русском в том числе, есть составляющие элементы, которые мы называем единицами языка. Наименьшей единицей, не обладающей значимостью, является звук. В свое время делались попытки (не лингвистами, а поэтами) придавать значимость звуку. Французский символист Артюр Рембо написал сонет «Гласные», в котором привязывал отдельные звуки к определенному значению. Русский футурИст Велимир Хлебников создал стихотворение «Слово о Эль», объясняя значение этого звука.
Когда судов широкий вес
Был пролит на груди,
Мы говорили: видишь, лямка
Однако сравнение фонетических систем разных языков свидетельствует о том, что сам по себе отдельный звук никакого определенного значения не имеет. Зато в потоке речи звуки играют смыслоразличительную роль.
Скажем, звуки [м], [мь], [ы] не значат ничего, но слово «мысли» мы отличаем от хлопьев «мюсли» именно потому, что в определенной конфигурации звуков слышим [м], а не [мь], а также [ы], а не [у]. По той же причине мы различаем слова, состоящие из одних и тех же звуков, но расположенных в разном порядке: «сокол» и «колос», например.
Есть еще одна единица языка – слог. В потоке речи мы произносим не отдельные звуки, а именно слоги. Слогообразующим элементом является гласный, к которому могут присоединяться согласные – один (ра-) или несколько (ржа-). Слог может обойтись и совсем без согласных, но гласный в нем непременно присутствует. Сам по себе слог, как и звук, не имеет значения, но в качестве морфемы (раз-, холм, -ян) он значение обретает.
Итак, минимальная значимая единица языка – это морфема. К морфемам относятся корни, приставки, суффиксы и окончания. Ясно, что значимость их – разного порядка. Корень прямо обращает нас к значению слова в целом. Приставка может поменять это значение на противоположное (сравните: вход – выход), может иметь грамматическое значение (например, с помощью приставок образуются видовые пары глаголов: делать – сделать). Суффикс «рассказывает» нам о морфологии – к какой части речи относится слово (скажем, бег – это действие, но со значением предметности, а бегать – действие, выраженное глаголом) и, кроме того, может указывать на грамматические признаки слова (например, род: ученик – ученица), на то, что речь идет о профессии (строитель, переводчик), может играть формообразующую роль («л» в глаголах прошедшего времени). С помощью окончания мы узнаем всё, что нам нужно, о грамматических особенностях слова: о его принадлежности к определенной части речи, роде, числе, падеже.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Найдите соответствия между двумя множествами:
- Разделы лингвистики: синтаксис, лексикология, морфемика, фонетика.
- Единицы языка: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение.
В первом множестве приведены некоторые разделы языкознания, изучаемые в школьном курсе. Обращаем внимание на то, что в учебниках раздел науки о значениях слов называется не «Лексикология», а «Лексика», однако слово «лексика» обозначает не раздел лингвистики, а словарный состав языка, поэтому мы, чтобы сделать множество более корректным, используем другое слово. Если ранжировать уровни, то ответ будет выглядеть так: единицей фонетики является звук, морфемики – морфема, лексикологии – слово, синтаксиса – словосочетание и предложение.
Прочитаем стихотворение поэта Алексея Крученых, товарища Велимира Хлебникова по футуризму, написанное так называемым «заумным» языком:
На каких уровнях языка работает поэт? Можно ли сказать, что он пишет по-русски? Приведите аргументы.
Ответ на второй вопрос однозначен и содержится в условиях: стихи написаны «заумью», в них не используются слова русского языка. Правда, в нескольких случаях возникают совпадения. Так, слово «дыр» совпадает с формой родительного падежа множественного числа слова «дыра», «вы» – с формой личного местоимения 2-го лица (именительный падеж, множественное число), «со» – с предлогом «с», который перед словами, начинающимися на согласные (например, «со мной»), иногда распространяется гласным звуком. Однако эти совпадения случайны и не являются значимыми.
Теперь отвечаем на первый вопрос. Начинаем с нижних уровней языка. Поэт работает на фонетическом уровне (в данном случае этот уровень играет ведущую роль); о морфемном уровне мы ничего сказать не можем, так как «заумь» не имеет ни морфологической, ни грамматической системы; используется лексический уровень (пробелы в тексте свидетельствуют о том, что имеются разные лексические единицы); синтаксический уровень также в наличии, потому что произведено некое высказывание, хотя смысл его остаётся непонятным.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Прочитайте в следующем издании – «Русский язык. Школьный энциклопедический словарь» – статьи, фрагменты из которых использованы в «Глоссарии». Напишите академическое эссе «Для чего языку нужны единицы?».
Видео:Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)Скачать
Лексические единицы языка
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Лексические единицы языка
Единицы языкового состава: морфемы, слова, словосочетания.
Морфема и слово могут совпадать.
Словоформы: аналитические (will work, a cat), синтетические (worked, cats), немаркированные – без грамматических показателей (work, cat)
Лексема – абстрактная единица морфологического анализа, инвариант словоформ.
Словоформы одной лексемы представляют собой словоизменительную парадигму (work – works, worked, had worked, had been working…)
Описание слайда:
Значение слова
Звукографическая форма + предмет + понятие о нем = слово.
Грамматическое значение слова – значение одной словоформы.
Chairs, children, phenomena – грамматическое значение.
множественного числа
Грамматическое значение дает слову возможность занять место в коммуникации.
Лексическое значение слова – общее для всех форм, соотносится с предметом.
Описание слайда:
Лексическое значение слова
Денотативное значение — общее логическое понятие (ядро).
Коннотативное значение – дополнительное значение (периферия).
Notorious: д.з. widely known, к.з. for something bad (-)
Celebrated: д.з. widely known, к.з. for special achievements (+)
К.з. – базовое у междометий, но отсутствует у ряда слов (see, know)
Д.з. и к.з. могут сливаться, так как ядро представляет собой оценку (murder, dirt…)
К.з. может зависеть от субъективного отношения говорящего (Orthodox, сommunist…)
Описание слайда:
Мотивировка слов
Мотивировка – причина выбора формы для передачи понятия.
Фонетическая мотивировка: звукоподражательные слова our, cuckoo, splash, buss… Звучание объясняет значение слова.
Морфологическая мотивировка – через составляющие морфемы: loudspeaker = loud+speak+er (как+что делает+исполнитель).
Семантическая мотивировка: новое значение объясняется через старое, часто происходит метафорический/метонимический перенос: barking cough (звуковое сходство кашля с лаем), snowdrop (сходство цветка с комочком снега), buttercup (лютик напоминает масленку).
Описание слайда:
Деэтимологизация слова
Фонетическая причина: из-за фонетических процессов слово упрощается (window = норвежские vindr – wind и auga – eye).
Морфологическая: выпадение из языка морфемы (nostril=nosu «nose» + þyrel «hole“ – утрачена морфема þyrel).
Неузнавание морфем: (parachute = parer, франц. «предотвращать» + chute, франц. «падение»).
Семантическая причина: изменение значение компонентов слова (sweetmeat – конфета, т.к. до среднеанглийского периода слово “meat” означало любую еду, не только мясо).
Описание слайда:
Ложная (народная) этимология
Обусловлена стремлением носителей языка восстановить утраченную внутреннюю форму.
Основана на сходстве звучания и смежности значения.
Reindeer – объясняется как rein (упряжка) + deer (олень).
На самом деле hrenn (древнесканд. «олень») + deer (древнеангл. «животное».)
Описание слайда:
Неязыковые причины изменения значения
Появление нового денотата, т.е., обозначаемого предмета (core – прежде «ядро плода», в дальнейшем – новое значение «сердечник», «стержень»).
Изменение понятия о существующих денотатах (atom – прежде относилось к любому малому предмету, в дальнейшем обрело терминологическое значение).
Изменение денотата (to sail – прежде «плыть под парусом», в дальнейшем – любое плавное передвижение).
Описание слайда:
Языковые причины изменения значения
Борьба синонимов – новые слова вытесняют прежние виную сферу либо меняют и значение: (foe стало поэтизмом, потому что широкое применение нашло заимствование “enemy”; “starve” в древнеанглийском означало любую смерть, затем под давлением “to die” его значение сузилось до «умирать от голода», а затем превратилось в «голодать»).
Эллипсис – сокращение словосочетание; оставшееся слово принимает на себя значение словосочетания: a weekly (paper), a musical (show).
Описание слайда:
Сдвиг значения при импликационном переносе наименования
Импликационный перенос значения основан на логической посылке, при нем подразумевается связь между частью и целым.
Метонимия (youth: (1) period of life. (2) person in this period;
paper (1) substance: (2) document written on it).
Синекдоха (часть вместо целого и наоборот: The Crown – Monarchy)
Конверсия – взгляд на признак с разных сторон (He is sad – испытывает печаль; His story is sad – вызывает печаль).
Описание слайда:
Сдвиг значения при квалификационном переносе наименования
Предполагается наличие общего признака у разных денотатов.
Метафорический перенос: back – back of a boot; eye (of a needle)
Синэстезия – сходство денотатов по их восприятию: sharp – sharp voice, sharp pain, sharp mind, sharp feeling.
Функциональный перенос – общее наименование денотатов ввиду сходной функции: leg – leg of a table; caterpillar (насекомое) – caterpillar (гусеницы трактора и т.д.).
Описание слайда:
Результаты изменения значения
Расширение значение (holiday – изначально “holy day”, т.е., религиозный праздник, позже – любой праздник, а также выходной).
Сужение значения, часто в результате борьбы синонимов (hound –изначально любая собака, в дальнейшем, под влиянием синонима “dog” – гончая).
Сдвиг значения (конверсия: beauty – изначально только качество, позже, человек, обладающий этим качеством; функциональный перенос: caterpillar)
Описание слайда:
Ухудшение/улучшение значения
Ухудшение значение: нейтральное обозначение социального статуса в villain (слуга) превратилось в оценочное (негодяй).
Улучшение значения (boy: в среднеанглийском – слуга + чурбан, необразованный человек, позже улучшилось до нейтрального «мальчик).
Описание слайда:
Типы значений многозначного слова
Свободное значение слова – основное (make – делать).
Связанные значения слова:
Грамматически связанное (в грамматической структуре Complex Object, make somebody do something, make – значение «заставлять).
Лексически связанное (mouth реализует одно из своих значений, «устье», в сочетании со словом “river).
Фразеологически связанное значение (blank – свободное значение «пустой», а значение, обозначающее отсутсвие появляется в устойчивых сочетаниях “blank verse”, “blank despair”, “blank wall”).
Описание слайда:
Виды многозначности
Грамматическая: The tiger is old («the» имеет уточняющую функцию); The tiger is a cat-like animal («the» имеет обобщающую функцию).
Лексическая полисемия – способность одного слова служить для обозначения разных объектов/явления.
Моносемия для языка не характерна.
Многозначность не равна широкозначности. Широкозначное слово однозначно вне контекста, но соотносится с разными объектами:
Thing – любой материальный или нематериальный объект (НО: make things worse – обстоятельства, sweet little thing – человек, swimming things — принадлежности).
Описание слайда:
Пути накопления вторичных значений
Цепочечный и радиальный способы.
Цепочечный — brand: 1) burning or charred log or stick; 2) mark made by hot iron; 3) stigma (позор); 4) trade-mark; 5) particular kind of goods.
Радиальный – table: 1) еда 2) таблица 3) плита 4) доска для настольных игр 5) скрижаль…
Описание слайда:
Омонимия
Сходство форм при разном содержании.
Омофоны: звучание одинаковое, написание разное (road – rode [rəud])
Омографы: написание одинаковое, звучание разное (minute [‘mɪnɪt] – минута, [maɪ’n(j)uːt] – мельчайший)
Абсолютные омонимы: одинаковое и написание, и звучание (fine [faɪn] – (1) прекрасный, (2) тонкий).
Полные омонимы совпадают во всех формах, частичные омонимы – в некоторых словоформах.
Описание слайда:
Причины распада полисемии
Вступление лексико-семантических вариантов в грамматические и лексические сочетания. При уточнении значения расходятся (his industry and thrift – его усердие и бережливость vs cotton industry)
Устаревание исходного значения (stock – базовое значение «ствол» исчезло, в результате, stock – (1) род, (2) род оружия (3) фонды – омонимы.
Графическое размежевание значений (flour, flower восходят к лат. florem – цветок, но со временем разошлись орфографически).
Разное семантическое развитие вследствие иноязычного происхождения слова (box «коробка» заимств. из франц., а значение «вид спорта» развилось уже в английском).
Описание слайда:
Контекст
Выбор нужного значения многозначного слова зависит от контекста.
Многозначное слово – ядро, вокруг – слова-индикаторы.
Микроконтекст (минимальное окружение единицы), макроконтекст (окружение, позволяющее установить функцию слова в тексте в целом).
При грамматическом контексте индикатор – грамматическая функция (ill: если функция предикатива (to fall ill) – «заболеть»; если функция аттрибутива (ill luck) – плохой).
При лексическом контексте важно значение слов-индикаторов. Mouth: если индикатор “animal” – значение «морда», если есть индикаторы, типа “cave”, “river” – значение «выход».
При неязыковом контексте индикатор – тема (minute – минута либо частица).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
- Сейчас обучается 85 человек из 41 региона
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Сейчас обучается 344 человека из 67 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
- Сейчас обучается 171 человек из 47 регионов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Направленности и профили обучения
Полюби свой труд и живи с избытком
Артериальная гипертензия эндокринного генеза: Акромегалия, гипертиреоз, гипотиреоз
Александр Николаевич Островский Снегурочка
УСТНАЯ ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ
Человек и его сущность
Толерантность – дорога к миру
Африка
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5274025 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября
Время чтения: 1 минута
В Иркутской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
📹 Видео
Что такое словосочетаниеСкачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Лексика и фразеология | Русский язык ЕГЭ, ЦТСкачать
Слово. Значение слова. Лексическое и грамматическое значение словаСкачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетанийСкачать
Слово - основная единица языка. Лексическое значение слова. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»Скачать
Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Что такое лексическое значение слова?Скачать
РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Словосочетание как единица синтаксисаСкачать
Поиски минимальной синтаксической единицы. Часть 1. Словосочетание или?..Скачать