Кулунчакова ударение любовь алексеевна

Содержание
  1. Мать писателя А. И. Куприна
  2. Любовь Кулунчакова, мать Куприна
  3. Фонетический разбор слова «кулунчакова»
  4. Фонетический разбор «кулунчакова»:
  5. «Кулунчакова»
  6. Характеристики звуков
  7. Смотрите также:
  8. Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
  9. Морфологический разбор слова «кулунчакова»
  10. Фонетический разбор слова «кулунчакова»
  11. Карточка «кулунчакова»
  12. Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
  13. Что такое фонетический разбор?
  14. Фонетическая транскрипция
  15. Как сделать фонетический разбор слова?
  16. Пример фонетического разбора слова
  17. Фонетика и звуки в русском языке
  18. Гласные звуки в словах русского языка
  19. Фонетика: характеристика ударных гласных
  20. Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
  21. Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
  22. При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
  23. Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
  24. Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
  25. Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
  26. Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
  27. Позиционное оглушение/озвончение
  28. Мягкие согласные в русском языке
  29. Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
  30. Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
  31. Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Видео:Василий Поленов и Наталья Якунчикова. Больше, чем любовьСкачать

Василий Поленов и Наталья Якунчикова. Больше, чем любовь

Мать писателя А. И. Куприна

Любовь Алексеевна Кулунчакова (1838–1910),
мать Александра Куприна

Любовь Алексеевна, мать Куприна, происходила из рода татарских князей Кулунчаковых из города Керенска (ныне Вадинск). Ее предки играли видную политическую роль в жизни Касимовского царства, которое было основано в 1452 году при Василии II. В конце XVIII века род Кулунчаковых был внесён в родословной книги дворянства Пензенской губернии. Описывая Наровчатский уезд, Александр Куприн отмечал: «Что же касается до помещиков, то почти все они состояли из татарских князей». По утверждениям историков, Наровчат в XIV веке был центром одного из улусов Золотой Орды, основанной ханом Батыем.

Отец Л. А. Куприной — Алексей Николаевич Кулунчаков служил в канцелярии города Наровчата той же губернии. Любовь Алексеевна и её ближайшие родственники числились дворянами, наровчатскими помещиками. «Дочь из дворян канцеляриста» — записано в свидетельстве о крещении Любови Алексеевны; «дочь наровчатского помещика» — указано в свидетельстве о браке.

С распространением русского влияния на Восток татарские князья, находящиеся на государевой службе, были вынуждены принимать православие. Часто выходцы из татарской знати женились на русских. Бабушкой А. И. Куприна была русская дворянка Е. Г. Александровская. Любовь Алексеевна рано потеряла родителей. Поэтому вместе со старшим братом Аркадием они воспитывалась в доме своего дяди. В 1859 году 16-летнюю княжну выдали замуж за потомственного дворянина Ивана Ивановича Куприна, секретаря мирового судьи в Наровчате.

В августе 1861 года родилась их первая дочь — Софья, в декабре 1863 года — Зинаида, в 1866 году — Иннокентий, в 1869 году — Борис (оба умерли в младенчестве). «Когда я вышла замуж, — писала Любовь Алексеевна М. К. Давыдовой, — у меня родились две девочки. Но моему мужу и мне хотелось иметь сына. И вот тут нас стало преследовать несчастье. Один за другим рождались мальчики и вскоре умирали. Только один дожил до двух лет, и тоже умер. Когда я почувствовала, что вновь стану матерью, мне советовали обратиться к одному старцу, слывшему своим благочестием и мудростью. Старец помолился со мной и затем спросил, когда я разрешусь от бремени. Я ответила — в августе. «Тогда ты назовешь сына Александром. Приготовь хорошую дубовую досточку, и, когда родится младенец, пускай художник изобразит на ней точно по мерке новорожденного образ святого Александра Невского. Потом ты освятишь образ и повесишь над изголовьем ребенка. И святой Александр Невский сохранит его тебе». Любовь Алексеевна сделала все, как сказал старец.

В августе 1870 года родился здоровый крепкий мальчик, будущий писатель. Рождение долгожданного сына стало знаковым событием для Любови Алексеевны. С этого момента и до конца своих дней вся её жизнь будет принадлежать Александру.

26 августа (7 сентября) 1871 года Иван Иванович Куприн умер от холеры, когда сыну не исполнилось и одного года. У матери оставалось только два маленьких имения, и этого было недостаточно, чтобы дать детям столичное образование, как она мечтала. Любовь Алексеевна — женщина амбициозная, целеустремлённая «с сильным характером и высоким благородством» — понимая, что в провинции для её сына нет блестящего будущего, в 1874 году продает свой дом в Наровчате и переезжает в Москву, где останавливается у своих дальних родственников. Мало кто догадывался, какой материнский подвиг совершила Любовь Алексеевна, которой было на тот момент всего тридцать пять лет.

В Москве она развивает невероятную деятельность: используя свое аристократическое происхождение устраивает старшую дочь Зинаиду в Московский Институт благородных девиц, а младшую Софью — в Петербургский институт принцессы Ольденбургской. Сама вместе с маленьким Сашей поселяется во Вдовьем доме на Кудринской и устраивается домашним учителем музыки и языка.

Когда Саше исполнилось пять лет, Любовь Алексеевна определяет сына в Разумовский пансион (для сирот), который был знаменит своей суровой дисциплиной. В 1880 году она сумела перевести его во вторую Московскую гимназию, которая через два года была преобразована во 2-й Московский Кадетский корпус. В те времена Кадетские корпуса были единственной возможностью для обнищавших чиновников и дворян дать детям хорошее образование. Обучение в корпусе было бесплатным, кадетов содержало государство.

Только летом во время каникул вся семья уезжала в своё пензенское имение. В воспоминаниях Куприна это были самые счастливые дни его детства.

Мать — дальновидный стратег — просчитывает каждый свой шаг. Судьба детей зависела только от ее решительных действий. Она была авторитарной, жёсткой матерью, не позволяла никакого проявления слабости, жалости ни к себе, ни к детям. Куприн-ребёнок почитал мать как «верховное существо». У Любови Алексеевны были грандиозные планы по поводу будущего сына. Она мечтала, чтобы Александр восстановил былое величие княжеское рода Кулунчаковых.

В 12 лет Александр написал свои первые рассказы, посвященные матери. С 1887 года он уже славился среди студентов как поэт и хороший рассказчик.

Через некоторое время Любовь Алексеевна смогла выдать замуж дочерей: Зинаиду — за Станислава Ната, а Софью — за Ивана Мажорова. Александр стараниями матери в 1888 году поступил в Александровское юнкерское училище. Восемнадцатилетний Куприн был крепким, атлетически сложенным юношей, неутомимым танцором, пылко влюбляющимся в каждую хорошенькую барышню. «Он смел, силен, ловок в драках, удачлив в любовных приключениях».

В 1889 году в журнале «Русский сатирический листок» был напечатан первый рассказ Куприна. Еще в Кадетском корпусе у Александра родилась глубокая настоящая любовь к литературе. Мать с радостью приветствовала его первые пробы пера и всячески способствовала раскрытию литературного таланта сына.

Многим исследователям до сих пор не понятно, почему, выдав замуж дочерей, Любовь Алексеевна не переехала жить к одной из них и до конца дней своих оставалась жить во Вдовьем доме. Известно, что дочь Зинаида проживала с мужем в Коломне, в собственном доме. А Софья с семьей — в Сергиевом Посаде, где, по воспоминанием внука, Л. А. Куприна, «мы занимали тогда большую квартиру — целый этаж в обширном деревянном доме. Куприну, приезжавшему к старшей сестре, отводилась одна из лучших комнат, выходившая окнами в тенистый липовый сад».

Сам Куприн так объяснял своей невесте, почему его мать остается во Вдовьем доме: «У нее очень энергичный и властный характер… Не подумайте, что это какая-нибудь богадельня или приют для нищих старух. Таких домов только два. Здесь живут дворянки-вдовы». Предположим, что у Любови Алексеевны был такой тяжелый характер, что она подолгу не могла ужиться ни с одной из дочерей. Но может быть существовала еще одна более важная причина, о которой не догадывался даже Куприн? Мать писателя специально сохраняла и сама оплачивала место во Вдовьем доме, чтобы иметь возможность помогать сыну, как в свое время это делала Гениальная Мать Гоголя для своего сына. Любовь Алексеевна продолжала жить в этом заведении, чтобы записывать «фольклор Вдовьего дома», истории женщин, проживающих в нем, изучать их характеры, наблюдать за привычками, взаимоотношениями с родственниками и посетителями, — собирать сюжеты и создавать основы для будущих рассказов сына.
Особая примета раннего творчества Куприна — большой тематический диапазон. А главную ценность писателя составляла «сочная бытопись».

Любовь Алексеевна была для писателя не только матерью, но и умным, желанным собеседником. Она обладала крепким и пытливым умом, для своего круга была женщиной образованной, любила книги и следила за событиями общественной жизни. «Все политические и литературные движения России она переживала, всегда становясь на сторону нового, молодого», она неизменно оставалась «современным человеком», — говорил о ней Куприн. Впечатлительная, с живым поэтическим воображением, Любовь Алексеевна имела тонкое эстетическое чутье и прекрасно знала живой разговорный язык. По словам писателя, его мать обладала редким «интеллигентным вкусом» и тонкой наблюдательностью.

По единодушному мнению исследователей именно мать, княжна Любовь Кулунчакова, оказала огромное влияние не только на раннее творчество Александра Куприна, но и на всю его жизнь.

Не подлежит сомнению, что мать первая пробудила в Куприне любовь к меткому и образному слову, от нее он унаследовал тонкую восприимчивость, живое воображение и ту горячность, которую он назвал проявлением «стихийной татарской натуры».

Семейные предания о князьях Кулунчаковых, легенды и мифы, которые Александр Куприн часто слышал от матери, сформировали его мировоззренческую ориентацию на восточную тематику, которой он будет увлечен в зрелые годы.

Куприн очень гордился своим происхождением по матери от татарских князей и даже от знаменитого Тамерлана — «Хромого Таймура». Одно время он даже одевал восточный халат и всюду носил татарскую тюбетейку. В доме писателя в Гатчине на балконе развивался стяг, на котором был нарисован жеребенок на фоне зеленого луга. В письме И. А. Бунину он объяснял: «Это знамя дворянского духа принцессы Кулунчаковой; золотой жеребенок на фоне зеленого луга — это герб».

На протяжении всей жизни авторитет матери в глазах сына был непоколебим. По словам писателя, даже в унылой обстановке Вдовьего дома она сохранила властность, подчеркивая свое княжеское происхождение.

В 1910 году Куприн жил в Одессе. Его финансовое положение было плачевным. А в это время умирала его горячо любимая мама. Мысль о болезни и возможной смерти матери уже давно терзала Куприна и была невыносима. Он писал ей незадолго до ее смерти: «Я же дал тебе обещание, что не я тебя, а ты меня похоронишь…», «я всегда (как и ты) чувствую тебя на расстоянии, потому что, согласись, нет у нас с тобою более близких людей, чем ты и я».

В это время Куприн работал над романом «Яма», причем работа шла тяжело, ему нужен умный, чуткий и любящий советник. «Ты мне сейчас очень нужна, — пишет он матери. — Ни твой опыт, ни твой ум, а твой инстинктивный вкус, которому я верю больше, чем всей теперешней критике».

Л. А. Куприна умерла 14 июня 1910 года в Москве в возрасте более семидесяти лет. После смерти матери Куприн в беседе с журналистом так говорил о Любови Алексеевне: «Расскажешь или прочтешь ей что-нибудь, она непременно выскажет свое мнение в метком, сильном, характерном слове. Откуда только она брала такие слова?! Сколько раз я обкрадывал её, вставляя в свои рассказы ее слова и выражения».

Часто и с гордостью он упоминал о Любови Алексеевне в своих произведениях и в частных письмах. У шестидесятилетнего Куприна образ матери по-прежнему вызывал восторженные признания. В своём позднейшем автобиографическом романе «Юнкера» он называет мать Александрова не иначе, как «обожаемая».

В своих поздних произведениях писатель создал бессмертный образ княжны Любови Алексеевны Кулунчаковой — «мудрой матери», «татарской княжны».

Видео:Яков Серебрянский. Любить Яшу. Засекреченная любовьСкачать

Яков Серебрянский. Любить Яшу. Засекреченная любовь

Любовь Кулунчакова, мать Куприна

Любовь Алексеевна Кулунчакова (1838–1910),
мать Александра Куприна

Любовь Алексеевна, мать Куприна, имела древние ордынские корни. «Отец очень гордился своим татарским происхождением по материнской линии. – писала дочь Куприна, Ксения Александровна. – Он считал, что основоположником их рода был татарский князь Кулунчак, пришедший на Русь в XV веке в числе приверженцев казанского царевича Касима — брата казанского царевича Махмубека. Несколько поколений Кулунчаковых жили в Касимове. Во второй половине XVII века прадеду Александра Ивановича были пожалованы поместья в Наровчатском уезде Пензенской губернии. Согласно семейным преданиям, разорение предков произошло из-за буйных нравов, расточительного образа жизни и пьянства».

Гордость Куприна своим происхождением от татарских князей передалась ему от матери, Любови Алексеевны. С детства он слушал семейные предания «о прекрасном прапрадедовском конном заводе», о «бабушкиных великолепных имениях, деревне Щербаковке и селе Зубове, проигранных и прокученных буйными предками».

Кулунчаковы играли видную политическую роль в жизни Касимовского царства, основанного в 1452 году при Василии II. Дальним предком Любови Алексеевны был князь Бехан, в XIV веке владевший городом Сараклыч (современный Саров, бывший Арзамас-16). От Бехана пошли татарские рода Тенишевы, Кугушевы, Еникеевы, Акчурины, Ишеевы и Кулунчаковы. Со временем представители этих фамилий поступили на государеву службу и приняли православие. Многие татарские мурзы крестились вынужденно, так как в ином случае они теряли земли и титул.

В конце XVIII века род Кулунчаковых был внесён в родословной книги дворянства Пензенской губернии. Описывая Наровчатский уезд, Куприн отмечал: «Что же касается до помещиков, то почти все они состояли из татарских князей». По утверждениям историков, город Наровчат в XIV веке был центром одного из улусов Золотой Орды, основанной ханом Батыем.

Часто выходцы из татарской знати женились на русских. Матерью Л. А. Куприной была русская дворянка Е. Г. Александровская. Отец — Алексей Николаевич Кулунчаков служил в канцелярии города Наровчата. Любовь Алексеевна и её ближайшие родственники числились дворянами. «Дочь из дворян канцеляриста» — записано в свидетельстве о крещении Любови Алексеевны; «дочь наровчатского помещика» — указано в свидетельстве о браке.

Родители дали ей хорошее домашнее образование. Но обедневшие князья Кулунчаковы не могли дать дочери хорошего приданого. Поэтому в 1859 году 16-летнюю княжну выдали замуж за мелкого чиновника — секретаря мирового судьи в Наровчате, потомственного дворянина Ивана Ивановича Куприна.

В августе 1861 года родилась их первая дочь — Софья, в декабре 1863 года — Зинаида, в 1866 году — Иннокентий, в 1869 году — Борис (оба сына умерли в младенчестве). «Когда я вышла замуж, — писала Любовь Алексеевна М. К. Давыдовой, — у меня родились две девочки. Но моему мужу и мне хотелось иметь сына. И вот тут нас стало преследовать несчастье. Один за другим рождались мальчики и вскоре умирали. Только один дожил до двух лет, и тоже умер. Когда я почувствовала, что вновь стану матерью, мне советовали обратиться к одному старцу, слывшему своим благочестием и мудростью».

«Старец помолился со мной и затем спросил, когда я разрешусь от бремени. Я ответила — в августе. “Тогда ты назовешь сына Александром. Приготовь хорошую дубовую досточку, и, когда родится младенец, пускай художник изобразит на ней точно по мерке новорожденного образ святого Александра Невского. Потом ты освятишь образ и повесишь над изголовьем ребёнка. И святой Александр Невский сохранит его тебе”». Любовь Алексеевна сделала всё, как сказал старец.

В августе 1870 года в семье Куприных родился здоровый крепкий мальчик, будущий писатель. Рождение сына Александра мать приняла как подарок небес.

Через год после этого радостного события внезапно скончался от холеры отец семейства. В 31 год вдова с тремя малолетними детьми осталась в тяжёлом материальном положении. Всё, что у неё было, это два маленьких имения, не приносящие дохода.

Больше всего на свете княжна Кулунчакова мечтала, чтобы её дети получили самое лучшее образование. Любовь Алексеевна, женщина целеустремлённая, «с сильным непреклонным характером и высоким благородством», в 1874 году продала свой дом в Наровчате и с семьёй переехала в Москву. Поначалу она остановилась у дальних родственников мужа.

В Москве Любовь Кулунчакова развила активную деятельность. Используя своё аристократическое происхождение, она сумела добиться бесплатного обучения для дочерей. Зинаида поступила в Московский Институт благородных девиц, а Софья — в Санкт-Петербургский институт принцессы Ольденбургской. Мать Куприна сама подготовила дочерей к вступительным экзаменам. Обе девочки успешно выдержали испытания и поступили в соответствующие их возрасту классы.

Выполнив свой первый долг перед дочерьми, Любовь Алексеевна вместе с маленьким Сашей поселилась во Вдовьем доме на Кудринской площади и устроилась работать домашним учителем музыки и русского языка. Несомненно, она сама занималась первоначальным образованием сына.

Когда Саше исполнилось пять лет, Любовь Алексеевна поместила его в Разумовский пансион (для сирот), который был знаменит своей суровой дисциплиной. В 1880 году ей удалось перевести сына во вторую Московскую гимназию, вскоре преобразованную во 2-й Московский Кадетский корпус. В те времена Кадетские корпуса были единственной возможностью для обнищавших чиновников и дворян дать детям хорошее образование. Обучение в корпусе было бесплатным, кадетов содержало государство.

Только летом во время каникул вся семья уезжала в своё пензенское имение. В воспоминаниях Куприна это были самые счастливые дни его детства.

Мать — дальновидный стратег — просчитывала каждый свой шаг. Судьба детей зависела только от её решительных действий. Она была авторитарной, жёсткой матерью, не позволяла никакого проявления слабости, жалости ни к себе, ни к детям. Куприн-ребёнок почитал мать как «верховное существо». У Любови Алексеевны были грандиозные планы по поводу будущего сына. Она мечтала, чтобы Александр восстановил былое величие княжеское рода Кулунчаковых.

В 12 лет Александр написал свои первые рассказы, посвященные матери. С 1887 года он уже славился среди студентов как поэт и хороший рассказчик.

После окончания институтов благородных девиц обе сестры Куприна были выданы замуж: Зинаида — за Станислава Ната, а Софья — за Ивана Мажорова. Так Любовь Алексеевна выполнила свой второй материнский долг перед дочерьми.

Осенью 1888 года по просьбе матери А. И. Куприн поступил в Третье Александровское юнкерское училище. Восемнадцатилетний Куприн был крепким, атлетически сложенным юношей, неутомимым танцором, пылко влюбляющимся в каждую хорошенькую барышню. «Он смел, силён, ловок в драках, удачлив в любовных приключениях».

В следующем году в журнале «Русский сатирический листок» был напечатан первый рассказ Александра, за что в училище его посадили на двое суток в карцер. Будущий офицер, по мнению начальства, не должен заниматься писательством.

Позже писатель вспоминал, как, получив за рассказ гонорар в размере десяти рублей (по тем временам большая сумма), на радостях купил матери «козловые ботинки», а на оставшийся рубль помчался в манеж погарцевать на лошади (Куприн очень любил лошадей и считал это «зовом предков»).

Ещё в Кадетском корпусе у Александра родилась глубокая настоящая любовь к литературе. Мать с радостью приветствовала его первые пробы пера и всячески способствовала раскрытию литературного таланта сына.

К сожалению, юнкер Куприн, как это иногда случается с повзрослевшими детьми, стал дерзить матери, припоминать ей свои детские обиды, говорить обидные слова. И только став писателем, Александр Иванович осознал, на какие жертвы пошла его мама ради лучшего будущего своих детей: «Старших сестёр надо было устраивать на стипендию в институт, меня – в сиротский пансион, потом – на казённый счёт в кадетский корпус и военное училище. Каких унизительных хлопот ей это стоило и как, должно быть, страдало её самолюбие! Но я понял это только впоследствии…»

Многим исследователям до сих пор не понятно, почему, выдав замуж дочерей, Любовь Алексеевна не переехала жить к одной из них и до конца дней своих оставалась во Вдовьем доме. Известно, что дочь Зинаида проживала с мужем в Коломне, в собственном доме. А Софья с семьёй — в Сергиевом Посаде, где, по воспоминанием внука Л. А. Куприной, «мы занимали тогда большую квартиру — целый этаж в обширном деревянном доме. Писателю, приезжавшему к старшей сестре, отводилась одна из лучших комнат, выходившая окнами в тенистый липовый сад».

Сам Куприн так объяснял своей невесте, почему его мать остаётся во Вдовьем доме: «У неё очень энергичный и властный характер… Не подумайте, что это какая-нибудь богадельня или приют для нищих старух. Таких домов только два. Здесь живут дворянки-вдовы».

Возможно, первой причиной, по которой Любовь Алексеевна оставалась во Вдовьем доме, была её мечта жить вместе с сыном. Женитьба Александра на Марии Давыдовой, дочери владелицы издательства «Мир Божий», стала одним из самых счастливых событий в её жизни, так как это приближало исполнение её заветной мечты. Мать благословила молодых иконой Александра Невского, той самой, которая была заказана при рождении Куприна.

После свадьбы сына Любовь Алексеевна стала подолгу жить в его семье. Правда, поскольку писатель долгое время не имел собственного дома и вёл кочевой образ жизни, она путешествовала вместе с ним. В 1906 году А. И. Куприн забрал мать из Москвы и вместе с женой и маленькой дочерью поселился в усадьбе Ф. Д. Батюшкова, в селе Даниловское Новгородской губернии.

Любовь Алексеевна обожала свою невестку и первую дочь Александра — внучку Лидию (Люлюшеньку). Мария Карловна быстро нашла общий язык со свекровью. Они были похожи по характеру; обе были сильными целеустремленными натурами. Мать и жена не просто мечтали, но и многое сделали, чтобы Александр Куприн стал знаменитым писателем.

Любовь Алексеевна тяжело переживала уход Александра из семьи. Она долго не хотела признавать его вторую жену Елизавету Гейнрих и свою внучку Ксению, рождённую в новом браке.

В 1909 году писатель сделал попытку сблизить двух своих самых любимых женщин — мать и вторую жену. Ради сына, приступившего к написанию романа «Яма», Любовь Алексеевна согласилась приехать к нему в Житомир. Там вместе с его новой семьёй она провела всё лето. Правда, отношения между свекровью и невесткой не стали ни теплее, ни ближе. Осенью мать Куприна вновь вернулась в Москву, во Вдовий дом.

Вторая причина, по которой Любовь Алексеевну тянуло в это богоугодное заведение, — это страстное желание быть полезной сыну. Мать Куприна специально сохраняла и сама оплачивала место во Вдовьем доме, чтобы записывать «тамошний фольклор», истории вдов-аристократок, проживающих в нём, изучать их характеры, наблюдать за привычками, взаимоотношениями с родственниками и посетителями, — создавать и давать сыну уже готовые сюжеты — основу его будущих рассказов.

Не случайно особая примета раннего творчества Куприна, принёсшая ему мировую известность, была «сочная бытопись». Как известно, писатель был хорошим психологом. Свои наблюдения человеческих характеров он перенёс в литературу, чем обогатил и украсил её.
Однако, было ли время у юнкера Куприна, неутомимого танцора, влюблявшегося в каждую хорошенькую девушку, наблюдать и изучать человеческие характеры? А у Любови Алексеевны было много времени и достойных персонажей во Вдовьем доме. Куприну оставалось лишь изучать заготовки матери и создавать на их основе свои шедевры.
По словам писателя, его мать обладала редким «интеллигентным вкусом и тонкой наблюдательностью».

Любовь Алексеевна была Гениальной матерью, верным соратником сына и его самым строгим критиком.

Мать Куприна обладала высоким интеллектом, увлекалась театром, любила книги и следила за событиями общественной жизни. «Все политические и литературные движения России она переживала, всегда становясь на сторону нового, молодого», она неизменно оставалась «современным человеком», — говорил о ней Куприн. Любовь Алексеевна имела тонкое эстетическое чутьё и прекрасно знала живой разговорный язык.

По единодушному мнению исследователей именно мать, княжна Любовь Кулунчакова, оказала огромное влияние не только на раннее творчество Александра Куприна, но и на всю его жизнь.

Не подлежит сомнению, что мать первая пробудила в Куприне любовь к меткому и образному слову, от неё он унаследовал тонкую восприимчивость, живое воображение и ту страстность, которую он назвал проявлением «стихийной татарской натуры». В романе «Юнкера» писатель говорит о своём герое Александрове, в котором легко узнаётся он сам: «Отношения между ним и его матерью были совсем необыкновенными. Они обожали друг друга. Но одинаково, по-азиатски, были жестоки, упрямы и нетерпеливы в ссоре. Однако понимали друг друга на расстоянии».

Семейные предания о князьях Кулунчаковых, легенды и мифы, которые Александр Куприн часто слышал от матери, сформировали его мировоззренческую ориентацию на восточную тематику, которой он увлёкся в зрелые годы.

Писатель очень гордился своим происхождением по матери от татарских князей и даже от знаменитого Тамерлана — «Хромого Таймура». Одно время он даже одевал восточный халат и всюду носил татарскую тюбетейку. В доме Куприна в Гатчине на балконе развивался стяг, на котором был нарисован жеребёнок на фоне зелёного луга. В письме И. А. Бунину он объяснял: «Это знамя дворянского духа принцессы Кулунчаковой; золотой жеребёнок на фоне зелёного луга — это герб».

В этом стяге как бы отображалась материнская натура. Как и все в роду Кулунчаковых, Любовь Алексеевна с детства питала страсть к лошадям и верховой езде.

В автобиографическом романе «Юнкера» писатель так передаёт воспоминания своей матери: «Дядюшка твой, а мой брат, совсем не почтенный Аркадий Алексеевич, был самый отчаянный татарин и самый страстный лошадник во всей Пензенской и Тамбовской губерниях. он уверял всех, что во мне зарыт талант дикой, неподражаемой и несравненной наездницы. Был у меня какой-то прирождённый, потомственный дар к лошадям. Я их всегда любила, и они меня любили и слушались. Поедет он (Аркадий), бывало, далеко, в киргизские степи и пригонит оттуда большой косяк тамошних лошадей неуков. На них он и начал развивать мой замечательный лошадиный дар. Уж и что со мной эти киргизы выделывали! Теперь и вспомнить страшно. А уж признаться по правде, должна сказать, что эти Аркашины лошадиные зверства были для меня приятней всякой книжки и слаще всех конфет».

На протяжении всей жизни авторитет матери в глазах сына был непоколебим. По словам писателя, даже в унылой обстановке Вдовьего дома Любовь Алексеевна сохранила властность, подчеркивая своё княжеское происхождение.

В 1910 году Куприн проживал в Одессе. Его финансовое положение было плачевным. В это время умирала его горячо любимая мама. Мысль о болезни и возможной смерти матери уже давно терзала писателя и была невыносима. Он писал ей незадолго до её кончины: «Я же дал тебе обещание, что не я тебя, а ты меня похоронишь…», «я всегда (как и ты) чувствую тебя на расстоянии, потому что, согласись, нет у нас с тобою более близких людей, чем ты и я».

Работа над романом «Яма» шла тяжёло, Куприну был необходим умный, чуткий и любящий советник. «Ты мне сейчас очень нужна, — писал он матери. — Ни твой опыт, ни твой ум, а твой инстинктивный вкус, которому я верю больше, чем всей теперешней критике».

Л. А. Куприна умерла 14 июня 1910 года в Москве в возрасте более семидесяти лет. После смерти матери писатель в беседе с журналистом так говорил о Любови Алексеевне: «Расскажешь или прочтешь ей что-нибудь, она непременно выскажет своё мнение в метком, сильном, характерном слове. Откуда только она брала такие слова?! Сколько раз я обкрадывал её, вставляя в свои рассказы её слова и выражения».

Часто и с гордостью он упоминал о Любови Алексеевне в своих произведениях и в частных письмах. У шестидесятилетнего Куприна образ матери по-прежнему вызывал восторженные признания. В романе «Юнкера» мать Александрова называется не иначе, как «обожаемая».

В своих поздних произведениях писатель создал бессмертный образ княжны Любови Алексеевны Кулунчаковой — «мудрой матери», «татарской княжны».

Видео:Все побеждает любовь (1987 год) драмаСкачать

Все побеждает любовь (1987 год) драма

Фонетический разбор слова «кулунчакова»

Видео:Николай Римский-Корсаков и Надежда Пургольд. Больше, чем любовьСкачать

Николай Римский-Корсаков и Надежда Пургольд. Больше, чем любовь

Фонетический разбор «кулунчакова»:

Видео:Исаак Левитан и Софья Кувшинникова. Больше, чем любовьСкачать

Исаак Левитан и Софья Кувшинникова. Больше, чем любовь

«Кулунчакова»

Видео:Романс о влюбленных 1974Скачать

Романс о влюбленных 1974

Характеристики звуков

Видео:Любовь под вязами. Телеспектакль по пьесе Юджина О’Нила (1991)Скачать

Любовь под вязами. Телеспектакль по пьесе Юджина О’Нила (1991)

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»

Морфологический разбор слова «кулунчакова»

Фонетический разбор слова «кулунчакова»

Карточка «кулунчакова»

Видео:«Святая любовь». А.И. Куприн. Аудиокнига. Читает Владимир Антоник.Скачать

«Святая любовь». А.И. Куприн. Аудиокнига. Читает Владимир Антоник.

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Аа«а»Бб«бэ»Вв«вэ»Гг«гэ»
Дд«дэ»Ее«е»Ёё«йо»Жж«жэ»
Зз«зэ»Ии«и»Йй«й»Кк«ка»
Лл«эл»Мм«эм»Нн«эн»Оо«о»
Пп«пэ»Рр«эр»Сс«эс»Тт«тэ»
Уу«у»Фф«эф»Хх«ха»Цц«цэ»
Чч«чэ»Шш«ша»Щщ«ща»ъ«т.з.»
Ыы«ы»ь«м.з.»Ээ«э»Юю«йу»
Яя«йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Видео:Александр Куприн - Олеся - АудиоКнигаСкачать

Александр Куприн - Олеся - АудиоКнига

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч’о́рный’]
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар’]
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Видео:Илья Мечников и Ольга Белокопытова. Больше, чем любовьСкачать

Илья Мечников и Ольга Белокопытова. Больше, чем любовь

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Видео:Людмила Пахомова-Александр Горшков. Вальс "Маскарад". 1976г.Скачать

Людмила Пахомова-Александр Горшков. Вальс "Маскарад". 1976г.

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Видео:Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Больше, чем любовьСкачать

Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Больше, чем любовь

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Видео:Эфир от 18.07.2011: «Святая любовь» КупринаСкачать

Эфир от 18.07.2011: «Святая любовь» Куприна

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Видео:Александр Иванович Куприн. На покое. аудиокнига.Скачать

Александр Иванович Куприн.  На покое.  аудиокнига.

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’ у ´сл’и], ключ [кл’ у ´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Видео:Гранатовый браслет. Александр КупринСкачать

Гранатовый браслет. Александр Куприн

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа д о ‘ма].
  • Новые дома [но’выэ д а ма’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [г о ‘ры] — [г а ра’];
  • он — онлайн = [ о ‘н] — [ а нла’йн]
  • свид е т е льница = [св’ид’ э ‘т’ и л’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
  • е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

Видео:Александр Куприн. «Наталья Давыдовна». АудиокнигаСкачать

Александр Куприн. «Наталья Давыдовна». Аудиокнига

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [ йо´ жыц:а], ёлочный [ йо´ лач’ный], ёжик [ йо´ жык], ёмкость [ йо´ мкаст’];
    • — ювелир [ йув ’ил’и´р], юла [ йу ла´], юбка [ йу´ пка], Юпитер [ йу п’и´т’ир], юркость [ йу ´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [ йэ´ л’], езжу [ йэ´ ж:у], егерь [ йэ´ г’ир’], евнух [ йэ´ внух];
    • — яхта [ йа´ хта], якорь [ йа´ кар’], яки [ йа´ ки], яблоко [ йа´ блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — пр иё мник [пр’ийо´мн’ик], п оё т [пайо´т], кл юё т [кл’у йо ´т];
    • — аю рведа [а йу р’в’э´да], п ою т [па йу ´т], тают [та´ йу т], каюта [ка йу ´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад йу ‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’ йу´ ], деревья [д’ир’э´в’ йа ], друзья [друз’ йа´ ], братья [бра´т’ йа ], обезьяна [аб’из’ йа´ на], вьюга [в’ йу´ га], семья [с’эм’ йа´ ]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
    • лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’ йи н’и´т], изъявить [из йи в’и´т’], объявление [аб йи вл’э´н’ийэ], съедобный [с йи до´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’ йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’ йи’ х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’ йи ], нет семьи [с’им’ йи´ ], судьи [су´д’ йи ], ничьи [н’ич’ йи´ ], ручьи [руч’ йи´ ], лисьи [ли´с’ йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павил ьо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтал ьо н, шампин ьо н, шин ьо н, компан ьо н, медал ьо н, батал ьо н, гил ьо тина, карман ьо ла, мин ьо н и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [ж о´ лтый], шёлк [ш о´ лк], целый [ц э´ лый], рецепт [р’иц э´ пт], жемчуг [ж э´ мч’ук], шесть [ш э´ ст’], шершень [ш э´ ршэн’], парашют [параш у´ т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’ о´ фка], лёгкий [л’ о´ хк’ий], опёнок [ап’ о´ нак], актёр [акт’ о´ р], ребёнок [р’иб’ о´ нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’ э´ н’], зеркало [з’ э´ ркала], умнее [умн’ э´ йэ], конвейер [канв’ э´ йир];
    • я – [а]: котята [кат’ а´ та], мягко [м’ а´ хка], клятва [кл’ а´ тва], взял [вз’ а´ л], тюфяк [т’у ф’ а´ к], лебяжий [л’иб’ а´ жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’ у´ ф], людям [л’ у´ д’ам ], шлюз [шл’ у´ с], тюль [т’ у´ л’], костюм [кас’т’ у´ м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [ат э´ л’], бретелька [бр’ит э´ л’ка], тест [т э´ ст], теннис [т э´ н:ис], кафе [каф э´ ], пюре [п’ур э´ ], амбре [амбр э´ ], дельта [д э´ л’та], тендер [т э´ ндэр], шедевр [шэд э´ вр], планшет [планш э´ т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — з е рно [з’ и рно´], з е мля [з’ и мл’а´], в е сёлый [в’ и с’о´лый], зв е нит [з’в’ и н’и´т], л е сной [л’ и сно´й], м е телица [м’ и т’е´л’ица], п е ро [п’ и ро´], прин е сла [пр’ин’ и сла´], в я зать [в’ и за´т’], л я гать [л’ и га´т’], п я тёрка [п’ и т’о´рка]

Видео:«Миллионер». А.И. Куприн. Читает Владимир Антоник. АудиокнигаСкачать

«Миллионер». А.И. Куприн. Читает Владимир Антоник. Аудиокнига

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: б анан — б елка,
    • [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
    • [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
    • [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
    • [з] — [з’]: з вон — з ефир,
    • [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
    • [л] — [л’]: л одка — л юкс,
    • [м] — [м’]: м агия — м ечты,
    • [н] — [н’]: н овый — н ектар,
    • [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
    • [р] — [р’]: р омашка — р яд,
    • [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
    • [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
    • [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
    • [х] — [х’]: х орек — х ищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Видео:Александр Иванович Куприн. Гранатовый браслет. аудиокнига.Скачать

Александр Иванович Куприн.  Гранатовый браслет. аудиокнига.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
  • перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Видео:«Гранатовый браслет». А.И. Куприн.Скачать

«Гранатовый браслет». А.И. Куприн.

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ н’з ’ийа], рецензия [р’ицеэ н’з ’ийа], пенсия [пэ н’с’ ийа], ве [н’з’] ель, лице́ [н’з’] ия, ка [н’д’] идат, ба [н’д’] ит, и [н’д’] ивид, бло [н’д’] ин, стипе [н’д’] ия, ба [н’т’] ик, ви [н’т’] ик, зо [н’т’] ик, ве [н’т’] илъ, а [н’т’] ичный, ко [н’т’] екст, ремо [н’т’] ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стака нч ик [стака′н’ч’ик], сме нщ ик [см’э′н’щ’ик], по нч ик [по′н’ч’ик], каме нщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульва рщ ина [бул’ва′р’щ’ина], бо рщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жи знь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» — как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [ щ’: о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’э щ’ ч’ исла´], с чем-то [ щ’ч’ э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ ч’: ик], моло дч ик [мало´ ч’: ик], о тч ёт [а ч’: о´т].

Видео:Несрочная весна. Серия 1. Художественный фильм (1989)Скачать

Несрочная весна. Серия 1. Художественный фильм (1989)

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:] : счастье [ щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’и щ’: а´н’ик], разносчик [разно´ щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:] : резчик [р’э´ щ’: ик], грузчик [гру´ щ’: ик], рассказчик [раска´ щ’: ик];
  • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [му щ’: и´на];
  • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′ щ’: итый];
  • стч → [щ’:] : жёстче [жо´ щ’: э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´ щ’: ик], бороздчатый [баро´ щ’: итый];
  • сщ → [щ’:] : расщепить [ра щ’: ип’и′т’], расщедрился [ра щ’: э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’] : отщепить [а ч’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [а ч’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ ч’щ’ этна], тщательно [ ч’щ’ ат’эл’на];
  • тч → [ч’:] : отчет [а ч’: о′т], отчизна [а ч’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ ч’: и′тый];
  • дч → [ч’:] : подчёркивать [па ч’: о′рк’иват’], падчерица [па ч’: ир’ица];
  • сж → [ж:] : сжать [ ж: а´т’];
  • зж → [ж:] : изжить [и ж: ы´т’], розжиг [ро´ ж: ык], уезжать [уйи ж: а´т’];
  • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ ш: ый], расшитый [ра ш: ы´тый];
  • зш → [ш:] : низший [н’и ш: ы′й]
  • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [ шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [ шт о н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’и ч’т а´т’ил’], почта [по´ ч’т а], предпочтение [пр’итпа ч’т ’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´ шн а′], скучно [ску´ шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´за ч’н ый], дачный [да´ ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн] : ме стн ый [м’э´ сн ый], тростник [тра с’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов ле стн ица, че стн ый, изве стн ый, радо стн ый, гру стн ый, уча стн ик, ве стн ик, нена стн ый, яро стн ый и прочих;
    • стл → [сл] : сча стл ивый [щ’:а сл ’и´вый’], сча стл ивчик, сове стл ивый, хва стл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск] : гига нтск ий [г’ига´ нск ’ий], аге нтск ий, президе нтск ий;
    • стьс → [с:] : ше стьс от [шэ с: о´т], взъе стьс я [взйэ´ с: а], кля стьс я [кл’а´ с: а];
    • стс → [с:] : тури стс кий [тур’и´ с: к’ий], максимали стс кий [макс’имал’и´ с: к’ий], раси стс кий [рас’и´ с: к’ий], бе стс еллер, пропаганди стс кий, экспрессиони стс кий, индуи стс кий, карьери стс кий;
    • нтг → [нг] : ре нтг ен [р’э нг ’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыба ться [улыба´ ц: а], мы ться [мы´ ц: а], смотри тся , сгоди тся , поклони ться , бри ться , годи тся ;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: де тс кий [д’э´ ц к’ий], бра тс кий [бра´ ц кий];
    • тс → [ц:] / [цс] : спор тс мен [спар ц: м’э´н], о тс ылать [а цс ыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: бра тц а [бра´ ц: а], о тц епить [а ц: ып’и´т’], к о тц у [к а ц: у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн] : по здн ий [по´ з’н’ ий], звё здн ый [з’в’о´ зн ый], пра здн ик [пра′ з’н ’ик], безвозме здн ый [б’извазм’э′ зн ый];
    • ндш → [нш] : му ндш тук [му нш ту´к], ла ндш афт [ла нш а´фт];
    • ндск → [нск] : голла ндск ий [гала´ нск ’ий], таила ндск ий [таила´ нск ’ий], норма ндск ий [нарма´ нск ’ий];
    • здц → [сц] : под у здц ы [пад у сц ы´];
    • ндц → [нц] : голла ндц ы [гала´ нц ы];
    • рдц → [рц] : се рдц е [с’э´ рц э], се рдц евина [с’и рц ыв’и´на];
    • рдч → [рч’] : се рдч ишко [с’э рч ’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: по дц епить [па ц: ып’и´т’], два дц ать [два´ ц: ыт’];
    • дс → [ц] : заво дс кой [зава ц ко´й], ро дс тво [ра ц тво´], сре дс тво [ср’э´ ц тва], Кислово дс к [к’иславо´ ц к];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц] : со лнц е [со´ нц э], со лнц естояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здра вств уйте [здра´ ств уйт’э], чу вств о [ч’у´ ств а], чу вств енность [ч’у´ ств ’инас’т’], бало вств о [бала ств о´], де вств енный [д’э´ ств ’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

Поделиться или сохранить к себе: