Кто впервые использовал терминологическое словосочетание стертая дизартрия

Видео:Стертая дизартрия. Как определить?Скачать

Стертая дизартрия.  Как определить?

Характеристика стертой дизартрии
статья

Кто впервые использовал терминологическое словосочетание стертая дизартрия

История стертой дизарии

Проявления стертой дизартрии

Характеристика: общей моторики, мелкой моторики, особенностей артикуляционного аппарата, особенностей звукопроизошения, просодических компонентов

СРАВНИТЕЛЬНАЯ Характеристика стертой дизартрии и дислалии

Видео:Стертая дизартрия: как узнать ее у ребенка?Скачать

Стертая дизартрия: как узнать ее у ребенка?

Скачать:

ВложениеРазмер
stertaya_dizartriya.docx28.3 КБ

Видео:Дизартрия что это и как исправить?Скачать

Дизартрия что это и как исправить?

Предварительный просмотр:

Впервые вопрос о нетипичных нарушениях произношения, для коррекции которых необходимы длительные занятия, был поставлен во второй половине XIX века Г. Гуцманом, который отметил общие признаки таких расстройств, проявлявшихся в «смытости, стертости артикуляции». В 1879 году А. Куссмаулем был детально описан ряд форм расстройств речи, среди которых он изучил особый род нарушений звукопроизношения у детей и назвал их «дизартрия». Им были выделены различные проявления дизартрии: расстройство артикуляции и расстройство дикции. Первое назвали дизартрией, а второе — дисфазией. В дальнейшем различными отечественными и зарубежными авторами было отмечено, что существует группа детей с нарушениями формирования звуковой стороны речи, симптоматика и природа которых не соответствует ни дислалии, ни дизартрии.

Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой, которая характеризует проявления «стертой дизартрии» как легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью преодоления. По ее мнению, обычно эти дети большинство изолированных звуков могут произносить правильно, но в речевом потоке слабо автоматизируют их и недостаточно дифференцируют.

Позднее М.П. Давыдовой было предложено несколько измененное определение стертой дизартрии: «нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата, а также слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры. Можно отнести к легкой стертой псевдобульбарной дизартрии». Недостатки произношения носят самый разный характер, и все же основной признак этого нарушения — смазанность, размытость, нечеткость артикуляции, которые особенно резко обнаруживаются в потоке речи.

Иное определение подобного нарушения речи предложено А.Н. Корневым. Он определяет это расстройство как избирательные, негрубые, но довольно стойкие нарушения звукопроизношения, которые сопровождаются легкими, своеобразными нарушениями иннервационной недостаточности артикуляционных органов. Корнев считает, что эта категория нарушений произносительной стороны речи занимает промежуточное положение между дислалией и дизартрией, что терминологическое обозначение данного речевого нарушения не отражает клиническую и нозологической самостоятельности данной группы. Для подобного типа нарушения речи Корневым предложен термин «вербальная диспраксия». -(нарушение целенаправленного действия при сохранности составления его элементарных движений.)

В отечественной логопедии термин «артикуляционная диспраксия развития» используется мало, его обычно применяют для определения механизмов некоторых форм речевого недоразвития, в том числе и стертой дизартрии. Для описания указанных нарушений и их обозначения предлагают различные термины: артикуляторная диспраксия, центральная органическая или осложненная дислалия, апраксическая дизартрия. И.Б. Карелиной введена новая терминология, где стертая дизартрия трактуется как минимальные дизартрические расстройства — МДР.

Проявления стертой дизартрии

ОБЩАЯ МОТОРИКА. Моторика у детей несколько отстает в своем развитии, отличается сниженными пластичностью и грациозностью. Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» — сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» — поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики.

У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д»-«б»; гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).

ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА. У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате.

Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.

Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т.е. посинение кончика языка). Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.

Апраксия- ( невозможность осуществить сложный двигательный акт или произвольное движение руками и органами артикуляции). В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии.

Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика.

При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения — например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

Основной симптом стертой дизартрии представляет собой стойкое нарушение звукопроизношения, которое с трудом поддается коррекции. Для детей со стертой дизартрией характерна полиморфность нарушения фонетической стороны речи. Чаще всего это проявляется в наличии искажения, а также отсутствия различных групп звуков, реже — в заменах звуков. Для них характерны следующие виды звукопроизносительных нарушений: межзубный сигматизм свистящих и шипящих, боковой сигматизм свистящих и шипящих, ротацизм, лямбдацизм, реже — дефекты оглушения, озвончения.

Чаще всего страдают звуки, связанные с тонкими движениями кончика языка.

Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.

Фонематическое восприятие парциально нарушено и касается тех звуков, которые искажены или отсутствуют в устной речи. Особым свойством фонематического восприятия при дизартрии является то, что дети хорошо слышат ошибки звукопроизношения в чужой речи и не ощущают своих.

ПРОСОДИКА. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Голос у таких детей тихий, хриплый, иногда сиплый. Страдают голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. В развернутом высказывании отмечается некоторая его аритмия, связанная с ошибками последовательности произнесения слогов в словах. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает.

Интонация несколько обеднена. Между фразами отсутствует пауза. Особенно затруднена повествовательная интонация.

У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся.

Особенностью психического развития таких детей является неточность оптико-пространственного гнозиса, затрудненное формирование ориентировки в схеме тела. Большинство детей неточно определяет цвета, не знает их оттенков, внимание недостаточно устойчиво.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ Характеристика стертой дизартрии и дислалии

При диагностике отличить дизартрию от сходных с ней нарушений часто бывает очень трудно, поскольку ряд симптомов дизартрии по форме почти идентичен симптомам иных расстройств речевой деятельности. О.А. Токарева отмечает, что в практике логопедической работы с детьми часто встречаются легкие (стёртые) формы дизартрии, которые, в отличие от дислалий, имеют более грубые проявления нарушений звукопроизношения и требуют более длительного логопедического воздействия.

Дизартрия, минимальные проявления

Раннее речевое развитие

Более поздние сроки формирования речевой функции

Физический (анатомический компонент)

Часто короткая подъязычная связка, т.к. сосательные движения в период гуления и лепета и артикуляторная тренировка ослаблены

Видео:Стертая дизартрия у детейСкачать

Стертая дизартрия у детей

Понятие «стертая дизартрия» в отечественной логопедии.

Кто впервые использовал терминологическое словосочетание стертая дизартрия Анастасия Пелин
Понятие «стертая дизартрия» в отечественной логопедии.

Стертая дизартрия — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. [2.]

Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

Диагностика стертой дизартрии и методики коррекционной работы разработаны пока недостаточно. В работах Г. В. Гуровец, Р. И. Мартыновой, О. В. Правдиной, О. А. Токаревой и др. рассматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых наблюдается «смытость», «стертость» артикуляции. Авторы отмечают, что стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию. Все чаще поднимаются вопросы диагностики, логопедической работы и дифференциации обучения в группах дошкольников со стертой дизартрией. Проблемы диагностики и организации логопедической помощи детям со стертой дизартрией остаются актуальными, учитывая этот дефект. [19.]

Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты, которые могут воздействовать внутриутробно, в момент рождения (затяжные,стремительные роды) и в раннем возрасте (заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, энцефалит и др.) При дизартрии на разных уровнях нарушена передача импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов. В связи с этим, к мышцам (дыхательным, голосовым, артикуляторным) не поступают нервные импульсы, нарушается функция основных черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи (тройничный, лицевой, подъязычный, языкоглоточный, блуждающий нервы).[6.] Так, например, нарушение троичного нерва приводит к трудностям в открывании и закрывании рта, жевании, глотании, движениях нижней челюсти. Лицевой нерв иннервирует мимическую мускулатуру лица. При поражении — лицо амимично, маскообразно, тяжело зажмурить глаза, нахмурить брови, надуть щеки. При поражении подъязычного нерва ограничивается подвижность языка, возникают затруднения в удержании языка в заданном положении. При поражении языкоглоточного нерва возникает носовой оттенок голоса, наблюдается снижение глоточного рефлекса, отклонение маленького язычка в сторону. Блуждающий нерв иннервирует мышцы мягкого неба, глотки, гортани, голосовых складок, дыхательную мускулатуру. Поражение ведет к неполноценной работе мышц гортани и глотки, нарушению функции дыхания [ 4.]

По мнению Е. Ф. Архиповой [2.] ,в раннем периоде развития ребенка эти нарушения проявляются следующим образом :

·Грудной возраст: вследствие паретичности мышц языка, губ затруднено грудное вскармливание — к груди прикладывают поздно (3-7 сутки, отмечается вялое сосание, частые срыгивания, поперхивание.

· На раннем этапе развития речи у детей может отсутствовать лепет, появляющиеся звуки имеют гнусавый оттенок, первые слова появляются с опозданием (к 2-2,5 годам). При дальнейшем развитии речи грубо страдает произношение практически всех звуков.

Е. Ф. Архипова[2.] предлагает следующую классификацию дизартрии.По локализации поражения:

При поражении периферического двигательного нейрона и его связи с мышцей возникает периферический паралич. При поражении центрального двигательного нейрона и его связи с периферическим нейроном развивается центральный паралич. Периферический паралич характеризуется отсутствием или снижением рефлексов, мышечного тонуса, атрофией мышц. Все это объясняется прерывом рефлекторной дуги. Центральный паралич возникает при поражении центрального двигательного нейрона в любом его участке (двигательная зона коры головного мозга, ствол головного мозга, спинной мозг). Прерыв пирамидного пути снимает влияние коры головного мозга, что ведет к усилению возбудимости периферического сегментарного аппарата. Для центрального паралича характерна мышечная гипертония, гиперрефлексия, наличие патологических рефлексов и патологических синкинезий. При периферическом параличе страдают произвольные и непроизвольные движения, при центральном — преимущественно произвольные. Для периферического паралича характерно диффузное нарушение артикуляционной моторики, при центральном — нарушены тонкие дифференцированные движения.Наблюдаются различия и в мышечном тонусе: так, при периферическом параличе тонус отсутствует, при центральном — преобладают элементы спастичности. При периферическом параличе (бульбарная дизартрия) артикуляция гласных сводится к нейтральному звуку, гласные и звонкие согласные оглушены. При центральном параличе (псевдобульбарная дизартрия) артикуляция гласных отодвинута назад, согласные могут как озвончаться, так и оглушаться.

По степени выраженности:

· анартрия — полная невозможность произносительной стороны речи

· дизартрия (выраженная) — ребенок пользуется устной речью, но она нечленораздельная, малопонятная, грубо нарушено звукопроизношение а также дыхание, голос, интонационная выразительность

· стертая дизартрия — все симптомы (неврологические, психологические, речевые) выражены в стертой форме. Стертую дизартрию можно перепутать с дислалией. Их отличие в том, что у детей со стертой дизартрией проявляется неврологическая очаговая микросимптоматика.

По проявлениям (построена на основе синдромологического подхода):

· спастико-паретическая дизартрия

· спастико-ригидная дизартрия

· спастико-гиперкинетическая дизартрия

· спастико-атактическая дизартрия

· атактико-гиперкинетическая дизартрия

Данная классификация учитывает и дифференцирует неврологическую симптоматику. Определить форму дизартрии может только невропатолог. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то,что страдает вся произносительная сторона речи. А так же дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме.

Исследования О. В. Правдиной [21. ] детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии.Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия, ринофония, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертая дизартрия.

У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате. Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в том,что: мышцы лица при пальпации вялые,лицо гипомимично; позу закрытого рта дети не удерживают; губы вялые; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, вялый, кончик языка малоактивный,язык находится на дне рта. [27.]

Губы у ребенка постоянно находятся в полуулыбке. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. [ 13.]

При стертой дизартрии апраксия выявляется одновременно в невозможности выполнения произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу. [13. ]

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т. е. посинение кончика языка, а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата. [7.]

Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика. [7.]

Девиация, т. е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки. [7.]

Общая моторика. Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т. п.Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т. д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений. [16.]

Мелкая моторика рук. Дети со стертой дизартриейпоздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» — сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» — поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики. [16.]

На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т. к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Со слов мам, многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы. У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д»«б»; гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.). [24.]

При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т. е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения — например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т. д.При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи. [24.]

Просодика. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса,имитируя голоса животных: коровы, собаки и т. п.).

У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем, у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т. к. произносят слова они скандированно, т. е. по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики.

Общее речевое развитие. Детей со стертой дизартрией условно можно разделить на три группы. [1.]

Первая группа. Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики. Эта группа очень похожа на детей с дислалией. Часто логопеды их ведут как дислаликов и только в процессе логопедической работы, когда нет положительной динамики при автоматизации звуков, возникает подозрение, что это стертая дизартрия. Чаще всего это подтверждается при глубоком обследовании и после консультации у невролога. Эти дети имеют хороший уровень речевого развития, но многие из них испытывают трудности при усвоении, различении и воспроизведении предлогов. Дети путают сложные предлоги, испытывают проблемы в различении и использовании приставочных глаголов. Вместе с тем они владеют связной речью, имеют богатый словарь, но могут испытывать затруднения при произнесении слов сложной слоговой структуры (например, сковорода, скатерть, пуговица, снеговик и т. п.). Кроме того, многие дети испытывают трудности с пространственной ориентацией (схема тела, понятия «внизу-вверху» и т. д.). [1.]

Звукопроизношение. При первоначальном знакомстве с ребенком звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия.При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т. е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличие от дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Некоторые дети обращаются в поликлинику после занятий с логопедом. Родители задают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил, не используются в речи ребенка. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих. Дети со стертой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.

Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных. [12.]

Таким образом, детям со стертой дизартрией дошкольного возраста свойственна определенная симптоматика.

Е. Ф. Соботович и А. Ф. Чернопольская выделяют четыре группы детей со стертой дизартрией.

Это дети с недостаточностью некоторых моторных функций артикуляторного аппарата: избирательной слабостью, паретичностью некоторых мышц языка. Асимметричная иннервация языка, слабость движений одной половины языка обусловливают такие нарушения звукопроизношения, как боковое произношение мягких свистящих звуков [с, ] и [з, ], аффрикаты [ц], мягких переднеязычных [т, ] и [д, ], заднеязычных [г], [к], [х], боковое произношение гласных [э], [и], [ы].

Асимметрическая иннервация передних краев языка вызывает боковое произношение всей группы свистящих, шипящих, звуков [р], [д], [т], [н]; в других случаях это приводит к межзубному и боковому произношению этих же звуков. Причинами этих нарушений, по мнению Соботович, являются односторонние парезы подъязычного (XII) и лицевого (VII) нервов, которые носят стертый невыраженный характер. У небольшой части детей этой группы наблюдается фонематическое недоразвитие, связанное с искаженным произношением звуков, в частности, недоразвитием навыков фонематического анализа и фонематических представлений. В большинстве случаев у детей отмечается соответствующий возрасту уровень развития лексико-грамматического строя речи.

У детей этой группы не выявлено патологических особенностей общих и артикуляционных движений. Во время речи отмечается вялость артикуляции, нечеткость дикции, общая смазанность речи. Основную трудность для этой группы детей представляет произнесение звуков, требующих мышечного напряжения (сонорные, аффрикаты, согласные, особенно взрывные). Так, звуки [р], [л] дети часто пропускают, заменяют щелевыми, либо искажают (губно-губной ламбдацизм, при котором смычка заменяется губно-губной фрикацией); одноударный ротацизм в результате трудностей вибрации кончика языка. Отмечается расщепление аффрикат, которые чаще всего заменяются щелевыми звуками. Нарушение артикуляторной моторики в основном отмечается в динамических речедвигательных процессах. Общее речевое развитие детей часто соответствует возрасту. Неврологическая симптоматика проявляется в сглаженности носогубной складки, наличии патологических рефлексов (хоботковый рефлекс, девиации языка, асимметрии движений и повышенном тонусе мышц. По мнению Е. Ф. Соботович и А. Ф. Чернопольской, у детей 1 и 2 групп имеет место стертая псевдобульбарная дизартрия.

У детей отмечается наличие всех необходимых артикуляторных движений губ и языка, однако наблюдаются трудности в нахождении позиций губ и особенно языка по инструкции, по подражанию, на основе пассивных смещений, т. е. при выполнении произвольных движений и в овладении тонкими дифференцированными движениями. Особенностью произношения у детей этой группы является замена звуков не только по месту, но и по способу образования, которая носит непостоянный характер. В этой группе у детей отмечается фонематическое недоразвитие различной степени выраженности. Уровень развития лексико-грамматического строя речи колеблется от нормы до выраженного ОНР. Неврологическая симптоматика проявляется в повышении сухожильных рефлексов с одной стороны, повышенном или пониженном тонусе с одной или двух сторон. Характер нарушений артикуляторных движений рассматривается авторами как проявления артикуляторной диспраксии. У детей данной группы, по мнению авторов, имеет место стертая корковая дизартрия.

Эту группу составляют дети с выраженной общей моторной недостаточностью, проявления которой разнообразны. У детей обнаруживаются малоподвижность, скованность, замедленность движений, ограниченный объем движений. В других случаях имеют место проявления гиперактивности, беспокойства, большое количество лишних движений.Эти особенности проявляются и в движениях артикуляторных органов: вялость, скованность движений, гиперкинезы, большое количество синкинезий при выполнении движений нижней челюстью, в лицевой мускулатуре, невозможность удержания заданного положения. Нарушения звукопроизношения проявляются в замене, пропусках, искажении звуков. При неврологическом обследовании у детей данной группы выявлены симптомы органического поражения центральной нервной системы (девиация языка, сглаженность носогубных складок, снижение глоточного рефлекса и т. д.). Уровень развития фонематического анализа, фонематических представлений, а также лексико-грамматического строя речи варьируется от нормы до существенного ОНР. Данная форма нарушений определяется как стертая смешанная дизартрия.

Критериями дифференциации групп служат качества произносительной стороны речи: состояние звукопроизносительной, просодической стороны речи,а также уровень сформированности языковых средств: лексики, грамматического строя, фонематического слуха. Оцениваются общая и артикуляционная моторика.Общим для всех групп детей является стойкое нарушение звукопроизношения: искажение, замена, смешение, трудности автоматизации поставленных звуков.Для всех детей этих групп характерно нарушение просодики: слабость голоса и речевого выдоха, бедность интонаций.

Таким образом, дети со стертой дизартрией представляют собой неоднородную группу.

Конспект индивидуального занятия по логопедии «Автоматизация звуков [Р]-[Р’]» Коррекционно-образовательные цели. Совершенствование грамматического строя речи (работа над словообразованием учить образовывать прилагательные.

Консультация для педагогов. Понятие «благоприятная визуальная среда» Современный ритм жизни требует от дошкольников повышенного интеллектуального и психоэмоционального напряжения. Очень часто родители, мечтая.

Консультация для родителей. Дизартрия. Причины. Симптомы. Коррекция и методы лечения Часто дети смешно коверкают и перекручивают слова! Однако, с течением времени, речь у ребёнка может не исправится. В последнее время дизартрия.

Мифы логопедии (лекция для родителей с использованием мультимедиа) Цель лекции : знакомство с профессией логопеда. Задачи: в доступной форме исправить общераспространенные представления, возможные заблуждения.

Кто впервые использовал терминологическое словосочетание стертая дизартрияНаглядно-игровые средства в логопедии Игра – основной вид деятельности дошкольника. С использованием игровых моментов усвоение даже сложного материала происходит без особого.

НОД по логопедии. Предупреждение дислексии и дисграфии «Как хорошо уметь читать!» Обобщающее занятие по предупреждению дислексии и дисграфии. Цель: 1. Развивать у детей пространственные ориентировки,.

Понятие и сущность педагогической культуры родителей В словаре «Семейное воспитание» педагогическая культура родителей определяется как составная часть общей культуры человека, в которой воплощен.

Понятие культурно-гигиенических навыков и их значение в жизни человека Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья. Воспитание.

Понятие элементарных математических представлений Понятие элементарных математических представлений. Понятие математических представлений включает в себя представления о пространстве, форме,.

Статьи по логопедии периодической литературы Нарушение речи — достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Многолетняя практика показывает, что при систематической.

Видео:Дизартрия (стертая дизартрия) - детский невролог Алла Ильяшенко. Здоровый интерес. Выпуск 234Скачать

Дизартрия (стертая дизартрия) - детский невролог Алла Ильяшенко. Здоровый интерес. Выпуск 234

Кто впервые использовал терминологическое словосочетание стертая дизартрия

В последние годы отмечается повышение интереса среди отечественных и зарубежных специалистов различного профиля к проблеме диагностики и коррекции стертой дизартрии.

Опыт практической и исследовательской работы ученых показывает, что очень часто практикующие логопеды испытывают затруднения в диагностике легких форм дизартрии, ее дифференциации от других речевых расстройств, в частности — дислалии, в определении путей коррекции и объема необходимой логопедической помощи детям со стертой дизартрией (Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко, М.А. Поваляева, М.Б. Эйдинова и др.).

В литературе имеются многочисленные указания на то, что в практике логопедической работы встречаются недостатки произношения, которые по своему внешнему проявлению напоминают дислалию, но имеют длительную и сложную динамику устранения (О.А.Токарева, Л.В. Мелихова, И.И. Панченко, Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская, Р.И. Мартынова, Л.В.Лопатина, В.А. Киселева, Э.Я. Сизова, Е.Н. Винарская, Н.В. Серебрякова и др.)

Термин «стертая дизартрия» впервые был предложен О.А. Токаревой, которая характеризует проявления «стертой дизартрии» как легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью преодоления. По ее мнению, обычно эти дети большинство изолированных звуков могут произносить правильно, но в речевом потоке слабо автоматизируют их и недостаточно дифференцируют.

Позднее М.П. Давыдовой было предложено несколько измененное определение стертой дизартрии: «нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата, а также слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры, можно отнести к легкой псевдобульбарной дизартрии». Она отмечает, что в практике школьных логопедических пунктов преобладает легкая, так называемая стертая дизартрия. Недостатки произношения носят самый разный характер, и все же основной признак этого нарушения – смазанность, размытость, нечеткость артикуляции, которые особенно резко обнаруживаются в потоке речи.

Л.В. Лопатина определяет минимальную степень выраженности дизартрических расстройств (стертую дизартрию) как «…речевое нарушение центрального генеза, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (артикуляция, дикция, голос, мимика, мелодико-интонационная сторона речи)». По словам Л.В. Лопатиной, при стертой дизартрии все симптомы проявляются в нерезко выраженной форме. Ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие фонетические нарушения, которые отрицательно влияют на формирование других сторон речи.

Иное определение подобного нарушения речи предложено А.Н. Корневым. Он определяет это расстройство как избирательные, негрубые, но довольно стойкие нарушения звукопроизношения, которые сопровождаются легкими, своеобразными проявлениями иннервационной недостаточности артикуляционных органов. При этом нет тотальных полиморфных нарушений звукопроизношения, как при дизартрии у детей с детскими церебральными параличами, нет нарушений тонуса и сократительной способности артикуляционных мышц. Автор считает, что эта категория нарушений произносительной стороны речи занимает промежуточное положение между дислалией и дизартрией, что терминологическое обозначение данного речевого нарушения не отражает клинической и нозологической самостоятельности данной группы. Для подобного типа нарушения речи А.Н. Корневым предложен термин «вербальная диспраксия».

Для подобных нарушений в англоязычной литературе (Б.Ж. Монделарес) было введено понятие «речевая или артикуляционная диспраксия развития» (Developental apraxia of speech – DAS). Определяют DAS как нарушение контроля за речевыми движениями. Б.Ж. Монделаерс пользуется таким определением изучаемого речевого нарушения: «Диспраксия – это расстройство речи нейрогенного происхождения, но в отличие от дизартрии это расстройство связано не только с двигательными нарушениями».

Природа двигательных нарушений при стертой дизартрии остается недостаточно раскрытой, вследствие чего исследователи для их обозначения предлагают различные термины: артикуляторная диспраксия (Морлей, 1957), центральная, органическая или усложненная дислалия (М. Зееман, 1961).

В отечественной логопедической литературе термин «артикуляционная диспраксия развития» используется мало, его обычно применяют для определения механизмов некоторых форм речевого недоразвития, в том числе и стертой дизартрии.

В детской патопсихологии данную патологию определяют как одну из степеней выраженности дизартрии, которая характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, обусловленными наличием очаговой неврологической микросимптоматики. В основе нарушения артикуляции при этом расстройстве могут лежать легкие остаточные нарушения иннервации мышц артикуляционного аппарата, которые выявляются только при углубленном неврологическом исследовании.

Проведенные И.Б. Карелиной исследования, изложенные в диссертационной работе «Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами», позволили автору ввести новую терминологию, трактуя стертую дизартрию как минимальные дизартрические расстройства (МДР).

Впервые попытка классификации форм стертой дизартрии была сделана Е.Н. Винарской и А.М. Пулатовым на основе классификации дизартрии, предложенной О.А. Токаревой. Авторами выделена легкая псевдобульбарная дизартрия и отмечено, что пирамидные спастические параличи у большинства детей сочетаются с разнообразными гиперкинезами, обостряющимися в процессе речи. На слух такая речь звучит невнятно, монотонно и невыразительно, нередко она характеризуется повышенной громкостью, замедленностью и напряженностью. В данной классификации на первый план выступает лишь степень нарушения, но не учитываются механизмы и нозология.

В исследованиях Е.Ф. Соботович и А.Ф. Чернопольской впервые отмечено, что недостатки звуковой стороны речи у детей со стертой дизартрией проявляются не только на фоне неврологической симптоматики, но и на фоне нарушения двигательной стороны процесса звукопроизношения. Определена типология расстройств в зависимости не только от неврологической симптоматики, двигательных нарушений, но и фонематического и общего развития при различных формах дизартрии легкой степени. Авторы выделили следующие виды стертой дизартрии:

· нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата (стертая псевдобульбарная дизартрия);

· слабость, вялость артикуляционной мускулатуры (стертая псевдобульбарная дизартрия);

· затруднения в выполнении произвольных двигательных актов (корковая дизартрия);

· различные формы моторной недостаточности (смешанные формы дизартрии).

Попытка классифицировать стертую дизартрию с позиции нейролингвистического и нейропсихологического подходов была сделана А.Н. Корневым. В качестве теоретической основы данной классификации была использована теория Н.А. Бернштейна об уровневой организации движений и их развитии в онтогенезе.

Анализ литературных источников показывает, что все авторы имеют единую точку зрения – диагностика стертых проявлений дизартрии требует специального углубленного комплексного обследования с обязательным привлечением к нему врача – невропатолога.

Особенно тщательно это положение обосновала Р.И. Мартынова, которая провела сравнительную медико-педагогическую характеристику детей, страдающих дислалией и стертой дизартрией, рассмотрела их психолого-педагогические особенности. Автор исследовала физический, неврологический и психолого-педагогический статусы.

Исследования В.А. Киселевой доказывают, что у всех детей со стертой дизартрией отмечаются разнообразные просодические расстройства (темпа, ритма, голоса, интонирования, речевого и неречевого дыхания).

Г.В. Чиркина отмечает, что основным дефектом у детей со стертой дизартрией является нарушение фонетической стороны речи, характеризуя рассматриваемую патологию отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Она указывает, что при стертой дизартрии «…трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных движениях языка, губ. Расстройство жевания и глотания выявляются неярко, в редких поперхиваниях. Произношение у таких детей нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики, речь насколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков».

Говоря о нарушении двигательных функций артикуляционного аппарата у детей с данной патологией, Л.В. Мелехова отмечает неточность, слабость движений органов артикуляционного аппарата, их быструю истощаемость. При этом автор указывает, что эти нарушения обнаруживаются нередко лишь в динамике логопедической работы. Среди двигательных расстройств Р.А. Белова-Давид называет и такие, как трудность нахождения определенных положений губ, языка, необходимых для произношения звуков.

По мнению ряда авторов (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Соботович), стертая дизартрия представляет собой сложный речевой дефект, в структуре которого, наряду с выраженными фонетическими нарушениями, отмечаются особенности в развитии лексико-грамматической стороны речи.

У большинства детей со стертой дизартрией отмечаются нарушения чтения и письма (фонематическая и оптическая дислексия, артикуляторно-акустическая, акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, оптическая дисграфия).

С точки зрения Г.В. Чиркиной, недостатки произношения у детей со стертой дизартрией оказывают неблагоприятные влияния на фонематическое развитие. Большинство детей со стертой дизартрией испытывают некоторые трудности в звуковом анализе. При письме у них встречаются специфические ошибки замены звуков.

Таким образом, патология двигательного звена, приводя к возникновению в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии ведущих фонетических расстройств, задерживает в целом формирование речевой функциональной системы и овладение всеми элементами языка (фонематическими, лексическими, грамматическими) и обуславливает их качественное своеобразие.

В исследовании В.А. Киселевой, направленном на изучение стертых дизартрий, отмечается, что этиология стертых дизартрий связывается с органическими причинами, действующими на фоне мозговых структур в пренатальный, натальный и постнатальный периоды.

В связи с этим в процессе осуществления дифференциальной диагностики в первую очередь необходимо обратить внимание на причинную обусловленность возникновения нарушений звукопроизношения, тщательно проанализировав анамнестические данные, выявив неблагоприятные факторы внутриутробного и раннего развития ребенка.

В ходе изучения анамнеза детей со стертой дизартрией чаще всего выявляются такие неблагополучные факторы пренатального периода, как токсикоз беременности, хронические заболевания матери, инфекционные заболевания (особенно в первой половине беременности), недоношенность, резус-конфликтная ситуация и другие виды несовместимости крови матери и плода.

Среди вредностей натального периода отмечаются стремительные или затяжные сухие роды, явления асфиксии новорожденных различной степени выраженности. Наиболее часто встречающейся патологией в родах является слабость родовой деятельности матери, угрожающая асфиксией плода и требующая применения разнообразных средств родовспоможения.

В ранний постнатальный период отмечаются различные заболевания – соматические и инфекционные, особенно с высокой температурой, которые отрицательно влияют на психомоторное и речевое развитие.

Во многих случаях в анамнезе имеет место цепочка вредностей пренатального, натального и постнатального периодов. Воздействие этих неблагоприятных факторов приводит к возникновению ряда специфических особенностей в развитии детей.

В ранний период развития у детей со стертой формой дизартрии отмечаются двигательное беспокойство, нарушения сна, частый, беспричинный плач. Кормление таких детей носит ряд особенностей: наблюдается быстрая утомляемость при сосании, малыши рано отказываются от груди, за обедом такой ребенок долго сидит с набитым ртом, плохо пережевывает и неохотно глотает пищу. Частые поперхивания, обильные срыгивания при кормлении указывают на возможность паретического состояния мышц, иннервируемых языкоглоточным нервом. Родители детей со стертой дизартрией отмечают, что в дошкольном возрасте дети предпочитают каши, бульоны, пюре твердым продуктам.

Анамнез детей с дизартрией легкой степени отягощен. Большинство детей до 1 — 2 лет наблюдаются у детского невропатолога, в дальнейшем, после 3-4 лет, ребенок снимается с диспансерного наблюдения. Дети, как правило, соматически ослаблены, часто болеют простудными заболеваниями.

Раннее речевое развитие у значительной части детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно замедлено. Отмечаются задержки в период гуления. Первые слова появляются к 1 году, фразовая речь формируется к 2 — 3 годам. При этом довольно долго речь детей остается неразборчивой, неясной, понятной только родителям.

Формирование моторных функций чаще всего незначительно задержано, особенно страдает ползание. Ребенок со стертой дизартрией несколько позднее своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегает. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок долго не может научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках.

Общая моторная сфера детей со стертой формой дизартрии характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкенезии), нарушения мышечного тонуса.

Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется у дошкольников с данным нарушением при выполнении сложных движений, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений.

У детей с легкими проявлениями дизартрии наблюдаются также и нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Пальцевые пробы выполняются неполноценно, наблюдаются значительные затруднения.

Анализ литературных источников показывает, что все авторы имеют единую точку зрения – диагностика стертых проявлений дизартрии требует специального углубленного комплексного обследования с обязательным привлечением к нему врача – невропатолога.

Особенно тщательно это положение обосновала Р.И. Мартынова, которая провела сравнительную медико-педагогическую характеристику детей, страдающих дислалией и стертой дизартрией, рассмотрела их психолого-педагогические особенности. Автор исследовала физический, неврологический и психолого-педагогический статусы.

В физическом статусе отмечается отставание в физическом развитии (это, как правило, общая физическая слабость, маленький рост, узкая грудная клетка, двигательная недостаточность, проявляющаяся в нарушениях равновесия и координации движений).

В психологическом статусе возможны нарушения эмоционально-волевой сферы, которые проявляются в пугливости, повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. У одних детей отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность; у других, напротив, − вялость, пассивность, безынициативность и двигательная расторможенность. Для них характерны повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивое, рассеянное внимание, трудности в переключении, ослабленная память.

Результаты обследования врачей различных профилей позволили В.А. Киселевой сделать вывод о том, что « …для детей со стертой формой дизартрии характерны: лицевые асимметрии, асимметрии глазных щелей, лопаток, наличие кифосколиоза, неправильного роста зубов, дистонии концевых фаланг, наличие пигментных пятен, невусов, ангиом».

В вегетативной нервной системе изменения проявляются в потливости верхних и нижних конечностей, в цианичности языка, повышенной саливации.

«Нарушение функции двигательных нервов, участвующих в артикуляции, наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции, − указывает Л.В. Лопатина, − приводят к качественно неоднородным нарушениям движений мимической, лицевой мускулатуры артикуляционного аппарата, которые характеризуются быстрой истощаемостью, низким качеством, не имеют достаточной точности, плавности, выполняются с недостаточной мышечной силой и не в полном объеме».

У детей со стертой дизартрией оказываются нарушенными как статика, так и динамика артикуляторных движений. Среди движений, отражающих состояние статической координации, наиболее сложными для выполнения являются произвольные движения языка, что проявляется либо в некоторой скованности движений, невозможности выполнения более сложных движений, либо в двигательном беспокойстве, в наличии гиперкинезов языка, в трудности или невозможности нахождения и удержания заданного положения, в наличии синкенезий. Среди движений, отражающих состояние динамической координации, сложными для выполнения являются задания, связанные с переключением движений. Переключение движения часто совершается с трудом, при длительных поисках артикуляции, в неполном объеме, медленном темпе, с появлением сопутствующих движений в мимической мускулатуре, с нарушением легкости и плавности, запоминания и воспроизведения двигательного ряда, с возникновением персевераций и перестановок.

Еще более сложной оказывается возможность одновременного выполнения движений. В большинстве случаев совершаются быстрые, беспорядочные движения языком, которые часто заменяются движениями головы вперед, отмечается нарушение координации с выпадением отдельных звеньев движений.

Таким образом, дети со стертой дизартрией демонстрируют устойчивый симптомокомплекс, характеризующийся специфической системной задержкой формирования как вербальных, так и невербальных психических процессов. Ведущими в структуре речевого дефекта у детей данной категории являются нарушения фонетической стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.

🔍 Видео

Логопедическая коррекция дизартрии у детейСкачать

Логопедическая коррекция дизартрии у детей

Дизартрия - что делать, если детский логопед не может помочьСкачать

Дизартрия - что делать, если детский логопед не может помочь

Дизартрия ("стертая")Скачать

Дизартрия ("стертая")

Откровенные истории о своих детях: Никита, 6 лет, дизартрияСкачать

Откровенные истории о своих детях: Никита, 6 лет, дизартрия

Дизартрия (тестируем ребенка)Скачать

Дизартрия (тестируем ребенка)

Дизартрия что это такое? Причины и особенности леченияСкачать

Дизартрия  что это такое? Причины и особенности лечения

Дизартрия. Нарушение речи дизартрия. Практический пример дизартрии.Скачать

Дизартрия. Нарушение речи дизартрия. Практический пример дизартрии.

Дизартрия. Предпосылки заболевания и лечение.Скачать

Дизартрия. Предпосылки заболевания и лечение.

Дизартрия ? Как её узнать ? ☺️🤗#галинахоменко#логопед #логопедонлайн #логопеддефектологСкачать

Дизартрия ? Как её узнать ? ☺️🤗#галинахоменко#логопед #логопедонлайн #логопеддефектолог

ЧТО ТАКОЕ ДИЗАРТРИЯ У РЕБЁНКА И КАК ЕЁ РАСПОЗНАТЬ?Скачать

ЧТО ТАКОЕ ДИЗАРТРИЯ У РЕБЁНКА И КАК ЕЁ РАСПОЗНАТЬ?

ДИЗАРТРИЯ/КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫЯВИТЬ ДИЗАРТРИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТСкачать

ДИЗАРТРИЯ/КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫЯВИТЬ ДИЗАРТРИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

9 Дизартрия Структура дефекта Степени выраженностиСкачать

9  Дизартрия  Структура дефекта Степени выраженности

ДИЗАРТРИЯ У ДЕТЕЙ - ЧТО ЭТО / КОРРЕКЦИЯ / ПРИЧИНЫСкачать

ДИЗАРТРИЯ У ДЕТЕЙ - ЧТО ЭТО / КОРРЕКЦИЯ / ПРИЧИНЫ

дизартрия у ребенка. С чего начать лечение?Скачать

дизартрия у ребенка. С чего начать лечение?

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?
Поделиться или сохранить к себе: