Видео:Надежда Крупская, малоизвестные факты биографии, о которых умалчивали в советские временаСкачать
КРУПСКАЯ
Расстановка ударений: КРУ`ПСКАЯ
КРУПСКАЯ (Ульянова) Надежда Константиновна [14(26).2.1869, Петербург, — 27.2.1939, Москва], сов. гос. и парт. деятель, активный участник росс. революц. движения, доктор педагогич. наук (1936), почётный чл. АН СССР (1931), жена и соратница В. И. Ленина. Член Коммунистич. партии с 1898. К. — один из создателей сов. системы народного образования, крупнейший теоретик сов. педагогики, один из организаторов политико-просветит. работы, автор ряда трудов по вопросам нар. образования и коммунистич. воспитания, в к-рых она отстаивала и развивала ленинские идеи в области нар. образования и социалистич. культуры. Под редакцией и непосредственным руководством К. выходили журн. «Народное просвещение», «Помощь самообразованию», «Коммунистическое просвещение», «Красный библиотекарь», «Изба-читальня» и др.
Н. К. Крупская
Наряду с общими вопросами теории социалистич. культуры разрабатывала проблемы сов. книговедения. К. рассматривала книгу как могучее орудие образования, воспитания и культуры, особенно выделяя мировоззренческий, воспитательный и познавательный аспекты. Считая науку и литературу важнейшими факторами, формирующими мировоззрение, К. уделяла большое внимание теоретич. и методич. вопросам учебной, научно-популярной и художественной литературы. Для формирования теоретич. основ и практики подготовки учебников имели огромное значение многочисленные статьи, рецензии и выступления К. В разработке проблем научно-популярной литературы К. опиралась на указания В. И. Ленина по вопросам популяризации научных знаний. Теоретич. основу научно-популярной литературы она видела в установлении диалектич. связи между предметами и явлениями. Художественную литературу К. рассматривала как фактор идеологич. и эстетич. воспитания трудящихся. К. разрабатывала вопросы методики чтения и самообразования, связывая самообразовательную работу с воспитанием культуры чтения. К. активно работала в различных издательских комиссиях, анализировала издательские планы. Мысли и предложения К. сыграли серьёзную роль в улучшении сов. издательского дела и нашли отражение в важнейших партийно-правительств. документах, определяющих его развитие в стране. Критика, к-рую направляла К. в адрес изд-в, во многом способствовала улучшению их работы. Многие критические замечания и конкретные предложения К. до сих пор сохраняют свою практическую ценность.
К. принадлежит выдающаяся роль в становлении и развитии сов. библиотечного дела и библиотековедения. В 1917 — 39 сначала как правительственный комиссар по внешкольному образованию, затем как председатель Главполитпросвета и, наконец, как заместитель народного комиссара просвещения РСФСР, К. стояла во главе библиотечного дела и непосредственно руководила осуществлением ленинской программы библиотечного строительства. При её непосредственном участии создавались важные партийно-правительственные документы по библиотечному делу: декрет СНК «О централизации биолиотечного дела в РСФСР» (1920), пост. ЦК РКП (б) «О деревенских библиотеках и популярной литературе для снабжения библиотек» (1925), пост. ЦИК СССР «О библиотечном деле в Союзе ССР» (1934) и др. Талантливый интерпретатор и пропагандист ленинских идей в области библиотечного дела, К. является автором сборника «Что писал и говорил Ленин о библиотеках», многократно переиздававшегося в СССР и за рубежом. Работы К. содержат принципиально новую, целостную концепцию библиотечного дела в условиях социалистич. общества. К. постоянно подчёркивала, что самое важное в библиотечной работе — это подбор книг, «. потому что если библиотека может принести огромную пользу, то она может принести и большой вред» (Крупская Н. К., О библиотечном деле, сб., 1957, с. 229). В её работах имеются важные указания по теории и методике изучения читателей, пропаганде книги, комплектованию и организации фондов и мн. др. По инициативе и под руководством К. осуществлялись такие библиотечные мероприятия, как библиотечный поход (1929), всесоюзная библиотечная перепись (1934) и др.
Значителен вклад К. в разработку вопросов советской рекомендательной библиографии, к-рую она рассматривала как действенное средство пропаганды книги, руководства чтением и комплектованием библиотек. Под руководством К. развёртывалась библиографич. деятельность Главполитпросвета. По её инициативе и при поддержке выходили журналы рекомендательной библиографии » Что читать» и «В помощь сельскому библиотекарю и читателю». Наиболее подробно разработан К. вопрос о роли рекомендательной библиографии в самообразовании. К. активно участвовала в подготовке и проведении 1-го (1924) и 2-го (1926) Всероссийских библиографич. съездов. См. также Ленин В. И. и книга.
Соч.: Педагогические соч., т. 1 — 11, М., 1957 — 63; О Ленине. Сб. ст., [2 изд., М., 1965]; Ленин и партия, М., 1963.
Лит.: Кржижановский Г. М., Друг и помощник Ленина. Избранное, М., 1957; Н. К. Крупская. Библиография трудов и литературы о жизни и деятельности, М., 1973; Арефьева Е. П., Роль Н. К. Крупской в становлении советского издательского дела, в сб.: Книга. Исследования и материалы, в. 38, М., 1979; Н. К. Крупская и современные проблемы библиотечного строительства в СССР, М., 1980; Н. К. Крупская о библиотечном деле. Библ. указатель. 1917 — 39, М., 1980.
- Книговедение: энциклопедический словарь/ Ред. коллегия: Н. М. Сикорский (гл. ред.) и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1982, — 664 с. с илл., 12 л. илл.
Видео:Надежда Крупская могла стать художницей. Семьдесят лет и один день (1989)Скачать
Словари
— Первая леди в России с октября 1917 года.
— Советский партийный деятель, жена Ленина.
— Советский педагог по имени Надежда Константиновна.
— По словам Похлёбкина, она сама считала себя сладкоежкой и приучила к сладкому вождя.
— В 1938 году в Ленинграде новую фабрику по производству шоколадных конфет назвали её именем.
— Эта бывшая учительница рабочей школы редактировала журналы «Изба-читальня», «Народный учитель», «Народное просвещение».
— В целях конспирации она носила два партийных «псевдонима» — «Рыба» и «Минога».
КРУ́ПСКАЯ Над. Конст. (1869-1939) — жена В. И. Ульянова (Ленина), обществ. и гос. деятель СССР. Род. в С.-Петербурге, в обедневшей дворян. семье. В юности приобщилась к рев. идеям, непродолжит. время была толстовкой. В 90-е гг. увлеклась марксист. идеями, вела пропаганду среди рабочих, участвовала в создании петерб. «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 К. была арестована, 6 мес. сидела в тюрьме, затем была выслана на 3 года в Сибирь, в село Шушенское Минусинского округа. Здесь вышла замуж за В. И. Ульянова, с к-рым познакомилась еще в С.-Петербурге. В 1891 эмигрировала, стала секр. газ. «Искра». В конце 1905 возвратилась в Россию, работала секр. Центр. к-та РСДРП. С 1908 К. вновь за границей. В апр. 1917 вместе с В. И. Ульяновым (Лениным) приехала в Петроград, работала в разных структурах большевист. партии, была избрана в Выборгскую районную думу. После Окт. рев-ции 1917 стала чл. коллегии Наркомпроса. С 1920 К. — пред. Главполитпросвета, с 1924 — чл. Центр. контрольной комиссии, а с 1927 — чл. Центр. к-та Всесоюз. коммунистич. партии (большевиков). С 1929 — зам. наркома просвещения РСФСР. В 20-30-е гг. К. много внимания уделяла жен. и молодежному движениям, публиковалась в обществ.-политич. периодике. Объективно способствовала формированию культа Ленина в сов. общ-ве. В последние годы жизни находилась в пассивной оппозиции И. В. Сталину.
Кру́пская Надежда Константиновна (1869-1939), политический деятель, почётный член АН СССР (1931). Жена В. И. Ленина. Член Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». С 1917 член коллегии, с 1929 заместитель наркома просвещения РСФСР. С 1920 председатель Главполитпросвета при Наркомпросе. С 1927 член ЦК ВКП(б). Труды по педагогике, истории партии.
КРУПСКАЯ Надежда Константиновна — КРУ́ПСКАЯ Надежда Константиновна (1869-1939), советский политический деятель, почетный член АН СССР (1931). Жена В. И. Ленина (см. ЛЕНИН Владимир Ильич) . Член Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». С 1917 член коллегии, с 1929 заместитель наркома просвещения РСФСР. С 1920 председатель Главполитпросвета при Наркомпросе. Член ЦКК с 1924, член ЦК партии с 1927. Труды по педагогике, истории КПСС.
КРУ́ПСКАЯ Надежда Константиновна [14 (26) февраля 1869, Санкт-Петербург — 27 февраля 1939, Москва], жена В. И. Ленина (см. ЛЕНИН Владимир Ильич), советский политический деятель, занималась вопросами педагогики. После венчания взяла официально фамилию мужа (Ульянова), но всегда выступала под своей девичьей.
Из бедной дворянской семьи. Отец — офицер (умер, когда Крупской было 14 лет), мать — бывшая гувернантка.
Крупская училась в Петербурге в частной гимназии княгини Оболенской, дружила с А. Тырковой-Вильямс, будущей женой П. Б. Струве (см. СТРУВЕ Петр Бернгардович). Окончила гимназию с золотой медалью, увлекалась Л. Толстым (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич), была «толстовкой». В гимназии подрабатывала уроками. Училась на Бестужевских курсах.
С 1891 по 1896 год занималась с рабочими в воскресных школах и на рабочих курсах. Крупская становится марксисткой, участвует в создании «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 году арестована и выслана на 3 года в село Шушенское Минусинского округа. Там выходит замуж за В. И. Ленина. Член РСДРП(б) с 1898 г. В 1901-1905 и с 1908 по 1917 годы в эмиграции (секретарь партийных изданий и помощник Ленина).
В эмиграции много изучает и конспектирует литературу по педагогике. Сохранилось 27 тетрадей ее конспектов различных зарубежных теоретиков педагогики. Работает над книгой «Народное образование и демократия», вышедшей осенью 1917. В ней изложена главная теоретическая идея Крупской о необходимости «трудового метода обучения», важности «производительного труда» в школе как экономически необходимого для страны. Эти постулаты станут базой для реализации программы большевиков в области реформы школы. Педагогического обоснования самих постулатов в работе нет. Идейный пафос работ Крупской направлен против либералов-кадетов, стремившихся реформировать школу, превратить ее в социальный институт гражданского общества, в котором не власть реализует свои политические цели, а общество заказывает объем и качество необходимого образования. Эта идея Крупской сыграла роковую роль в разрушении российской школьной системы. Ее используют пролеткультовско-анархистские деятели в попытках изменить представление о школе как социальном институте трансляции знаний подрастающему поколению. Особо радикальные намерения пролеткультовско-анархистских деятелей превратить школу в «средоточие жизни в целом», в некое «детское царство» Крупская не поддерживала. Однако идеи единой трудовой политехнической школы, по сути своей либеральные, трактовала упрощенно. Ее идея производительного труда школьников как экономической необходимости для страны способствовала формированию тоталитарного характера советской власти и ее образовательной системы.
В ноябре 1917 года становится правительственным комиссаром и членом Государственной комиссии по просвещению. Заведовала внешкольным отделом Наркомпроса (народного комиссариата просвещения). В апреле 1918 Крупская назначена заместителем наркома просвещения, однако, уже в мае отказалась от этого поста. Инициировала создание и возглавила Главполитпросвет, в котором сосредоточила организацию идеологической и политической пропаганды идей советской власти.
В 1919 участвовала в подготовке программы РКП(б), способствовавшей возвращению школе идеологических функций, а знаниям — политического характера. В этом смысле она является основоположником советской педагогики формирования личности нового социалистического общества, инварианта авторитарной традиционной школы. Советская школа откажется от либеральных представлений о ней как образовательном центре, обеспечивающем учащегося объективными и независимыми знаниями. Крупская была инициатором чистки школьных библиотек как председатель Центральной библиотечной комиссии Наркомпроса РСФСР, курировала списки запрещенных книг.
В 1920-е годы Крупская возглавляет научно-педагогическую секцию Государственного Ученого Совета, является членом редколлегий многих педагогических журналов. Председатель общества педагогов-марксистов при Коммунистической Академии. С 1924 — член ЦК РКП(б), с 1927 — член Центральной контрольной комиссии, член ВЦИК и Совета культурного строительства при Президиуме ВЦИК.
В 1929, после отставки Луначарского (см. ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич) становится заместителем наркома по просвещению. Возглавляет Библиотечное управление Наркомпроса.
Участник всех партийных съездов. Известен ее конфликт со Сталиным в период болезни Ленина в 1922-1923 гг. В 1925-1926 гг. входила в зиновьевско-каменевскую оппозицию (так называемую «новую (см. НОВАЯ ОППОЗИЦИЯ)» — выступали за опору на зажиточных крестьян, утверждали невозможность построения социализма в одной стране; после поражения на XIV съезде партии объединились с Троцким, но Крупская из группы вышла). Не поддерживала сталинский террор, лично заступаясь за Н. И. Бухарина (см. БУХАРИН Николай Иванович), И. А. Пятницкого (см. ПЯТНИЦКИЙ Иосиф Аронович) и др. Большое внимание уделяла пропаганде идей Ленина. В 1935 награждена орденом Ленина. Присуждена степень доктора педагогических наук без защиты диссертации. Почетный член АН СССР (1931).
Умерла на следующий день после своего 70-летнего юбилея от неясного желудочного заболевания. Существует мнение, что отравлена Сталиным. Похоронена у Кремлевской стены.
КРУПСКАЯ Надежда Константиновна (1869-1939) — политический деятель, почетный член АН СССР (1931). Жена В. И. Ленина. Член Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». С 1917 член коллегии, с 1929 заместитель наркома просвещения РСФСР. С 1920 председатель Главполитпросвета при Наркомпросе. Член ЦКК с 1924, член ЦК партии с 1927. Труды по педагогике, истории КПСС.
Видео:Надежда Константиновна КрупскаяСкачать
КРУПСКАЯ [Ульянова] Надежда Константиновна
Расстановка ударений: КРУ`ПСКАЯ [Ульянова] Надежда Константиновна
КРУПСКАЯ (Ульянова) Надежда Константиновна (26.2.1869 — 27.2.1939), видный деятель партии и Сов. гос-ва, соратник и жена В. И. Ленина. Д-р педагогич. наук (1936). Почётный чл. АН СССР (1931). Чл. Коммунистич. партии с 1898. После Окт. революции возглавила внешкольный отдел Наркомпроса РСФСР, куда входил киноподотдел; с 1920 пред. Главлитпросвета, к-рому был подведомствен Всероссийский фотокиноотдел; с 1929 зам. наркома просвещения РСФСР. К. много сил и внимания уделяла идейному и организац. становлению сов. кино. В годы Гражд. войны непосредственно участвовала в национализации кинопредприятий, в годы нэпа и первых пятилеток активно боролась за претворение в жизнь ленинских директив по киноделу. В книгах, статьях и выступлениях К. подчёркивала необходимость использования кино в единой трудовой школе, в деле политехнизации обучения, в развитии культурных навыков трудящихся деревни и нац. окраин. Особое внимание К. уделяла науч.-популяр. и док. кино. Советы и критич. замечания К. имели важное значение для создания образа В. И. Ленина на сов. киноэкране. Педагогия. сочинения, т. 1 — 11, М.. 1957-63.
Семенов В., У истоков сов. кино, «СЭ», 1969, №4; Кресин М., Самые первые дни, в сб.: Жизнь в кино, М., 1971. B.C. Листов.
- Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.
Полная биография Крупской Надежды Константиновны — перейти.
🔥 Видео
StaFFорд63 - Дым мой круговорот ✵Скачать
9. Обобществление Н. К. КрупскойСкачать
Психиатрическая больница. Жизнь пациентов. Документальный фильмСкачать
1919г. Агитпароход "Красная звезда". Н.К. Крупская.Скачать
Не упадите! НАСТОЯЩИЕ ИМЕНА Российских Знаменитостей и ЗВЁЗД шоу бизнесаСкачать
Супер сильный уличный удар 999 разрушаем автомат | Super strong street blow 999 destructible machineСкачать
Вариативность ударения в русском языке – Александр ПиперскиСкачать
Простые правила – дебетовая картаСкачать
Метод МакаренкоСкачать
Голоса людей. Выпуск #2 // аудио автографСкачать
Инакомыслие Ленина в царской России...Скачать
РОЛИК по №8. Грамматические ошибки. Вся теория.Скачать
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ КАЧЕСТВЕННЫЙ ШОКОЛАД | ТЕСТИРУЕМ РУССКИЙ АМЕРИКАНСКИЙ И ШВЕЙЦАРСКИЙ ШОКОЛАДСкачать
Как это по-русски? - На какой слог ставится ударение в слове "договор"?Скачать
Встреча с российской журналисткой и телеведущей Татьяной ЧерняевойСкачать
Бразилия в книгах: презентация Якова ФридманаСкачать