- Сергей Есенин — Край ты мой заброшенный: Стих
- Анализ стихотворения «Край ты мой заброшенный» Есенина
- Край ты мой заброшенный…
- Статьи раздела литература
- Стихотворение и анализ «Край ты мой заброшенный…»
- Краткое содержание
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы и настроение
- Основная идея
- Средства выразительности
- 📺 Видео
Видео:Проект "Живая поэзия". Сергей Есенин. "Край ты мой заброшенный..." Читает Сергей Безруков.Скачать
Сергей Есенин — Край ты мой заброшенный: Стих
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.
Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.
В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.
Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?
Видео:Край ты мой заброшенный - Сергей ЕсенинСкачать
Анализ стихотворения «Край ты мой заброшенный» Есенина
Есенин очень рано покинул родное село и в целях реализации своих поэтических планов и надежд переехал в Москву. Многое в городе не нравилось деревенскому поэту, но он понимал, что только здесь может добиться славы и известности. К тому же он получал возможность прославить родные места на всю страну. Есенин ненадолго возвращался в деревню и с грустью замечал, что его примеру следуют многие молодые люди. Урбанизация вплотную подошла к русской глубинке. Раннее творчество поэта по большей части проникнуто светлыми и радостными чувствами, но в стихотворении «Край ты мой заброшенный…» (1914 г.) автор печально размышляет над неуклонным процессом вымирания деревни.
Произведение написано очень простым и доступным языком. Заметно глубоко личное отношение автора. Он называет родной край пустырем. В тексте даже не упоминаются люди. Лишь по отдельным приметам можно догадаться об их отсутствии («сенокос некошеный»). В деревне осталось всего пять изб, которые «забоченились». Среди жителей остались одни старики, которые уже не способны поддерживать дома в нормальном состоянии и тихо доживают свой век.
Есенин всегда восхищался русской природой, но из стихотворения становится понятно, что он не представлял себе пейзаж без человека. По мнению поэта, люди являются составной частью природы. Их отсутствие вносит нарушение в естественную гармонию. Автор замечает «плесень сизую», которая нарушает картину. В окна домов свободно бьются вороны, которые всегда олицетворяли собой смерть и нечистую силу.
Такая безрадостная атмосфера заставляет автора усомниться в реальности «жисти» родного края. Возможно, она просто «сказ ковыля», который поведал его одинокому путнику. Есенин боится, что в следующий свой приезд может вообще не найти человеческих следов. Как бы не притягивала его к себе городская жизнь, он всегда помнил о своих глубоких деревенских корнях. Исчезновение малой родины представлялось ему величайшей трагедией.
Впоследствии предсказание Есенина воплотилось в жизнь. Его село не подверглось физическому уничтожению, но советская власть настолько изменила прежний деревенский уклад, что это можно было считать духовной смертью. Спустя 10 лет поэт не узнал Константиново и ощутил себя тем самым одиноким путником.
Видео:С.А. Есенин " Край ты мой заброшенный " | Учи стихи легко | Караоке | Аудио Стихи Слушать ОнлайнСкачать
Край ты мой заброшенный…
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.
Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.
В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.
Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?
Видео:Сергей Есенин Край ты мой заброшенный Учить стихи легко Аудио Стихи Слушать ОнлайнСкачать
Статьи раздела литература
- E-mail: cultrf@mkrf.ru
- Обратная связь
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Видео:Край ты мой заброшенныйСкачать
Стихотворение и анализ «Край ты мой заброшенный…»
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь.
Лес да монастырь.
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
Ветер плесень сизую
В окна бьют без промаха
Как метель, черемуха
Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Краткое содержание
С. Круглова. Русь. 2014
Произведение начинается с рассказа о родных местах поэта. Для него отчий дом – это сенокос нескошенный, пустырь, монастырь и лес. Поэт видит, что в родной деревне остались всего лишь пять покосившихся избёнок, их соломенные крыши покрылись налётом плесени. Избёнки представляются ему бесценными. Солома на крышах похожа на священные ризы. В какой-то миг поэту кажется, что всё происходящее не имеет к действительности никакого отношения: он проснётся – и всё изменится к лучшему.
История создания
Произведение увидело свет в 1914 г. Оно отличается от других стихов, написанных Есениным тогда же. Раньше автор писал стихотворные строки, воспевающие радость жизни в деревне: он любовался природными пейзажами села. Это стихотворение совершенно иное: оно буквально пропитано чувством безысходной грусти, переживанием за русскую деревню. По завершении войны деревня пришла в упадок. Поэт долгое время верил в то, что новая власть исправит положение, но быстро утратил эту наивную веру.
Жанр, направление, размер
Стихотворение представляет образец пейзажной лирики. Размер его – хорей с перекрёстной рифмой. Для поэзии Есенина характерно использование разных стихотворных размеров, но именно хорей с перекрёстной рифмовкой помог передать душевное отчаяние, овладевшее лирическим героем при виде родного села.
Композиция
Произведение включает в себя пять строф-четверостиший:
- Первые четыре четверостишия – описание заброшенного деревенского пейзажа, навевающего ужас отчаяния на лирического героя.
- В пятом четверостишии поэт задаётся риторическим вопросом, обозначает философский взгляд на трагическое будущее деревни.
Произведение написано в форме обращения поэта к родной деревне. Он взирает на неё глазами хозяина, не упуская ни единой детали. Автор делает вывод о «беспризорности» села.
Образы и символы
Чтобы передать чувство тоски и безнадёжности от вида заброшенной деревни, Есенин использует широкую образную палитру:
- образ избы и образ русской женщины – философский символ мировоззрения, жизненного уклада, быта. Изба для автора, как отдельная жизнь, настоящая и мудрая. Образ избы параллелен образу русской женщины – хозяйки и труженицы;
- образ черёмухи – символ красивой невесты, молодой девушки, облачённой в нарядное платье. Поэт сравнивает черёмуху с метелью, а цветы черёмухи – со снегом. Это навевает ноты уныния и грусти;
- образ чёрного ворона символизирует смерть, угасание жизни;
- образ монастыря появляется не случайно: в это время Есенин был серьёзно увлечён идеями христианства.
Темы и настроение
Ключевая тема – деревенская разруха, плачевное состояние деревни. Поэт тревожится за будущее своего села. Не случайно, деревенская тема – основная в ранней лирике Есенина. Реалии города, в которых жил поэт, существенно отличались от искренней простоты сельской жизни. Ужиться в чуждой для него городской среде Есенин пытался всю жизнь. За годы войны родное село изменилось в худшую сторону настолько, что при встрече с ним поэт теряет чувство родины, гармонии, уюта.
Основная идея
Основная идея, которую пытался донести Есенин – мысль о том, что любые надежды на лучшее могут рухнуть в любую минуту. Поэт долгое время надеялся, что с приходом новой власти после окончания войны жизнь в родной деревне станет лучше. Но, видя убогую картину малой родины, он убеждается в том, что ошибался.
Средства выразительности
В произведении автором представлены следующие средства выразительности, служащие инструментом для передачи основной темы стихотворения:
- эпитеты – «край заброшенный», «сизая плесень»;
- метафоры – «рукав черёмухи», «ветер окропил мох», «солома – риза»;
- просторечия – «сказ», «жисть», «забоченились»;
- возвышенная лексика – «окропил», «заревая»;
- аллитерация – в третьей строфе со звуком «с» поэт создаёт эффект шелеста порывов ветра;
- ассонанс – в первой строфе звук «ы» придаёт строчкам эффект печали, пустынности.
📺 Видео
Н.Кадышева и А.Буйнов - Край ты мой, заброшенныйСкачать
ЧЕРИМ НАХУШЕВ. КРАЙ ТЫ МОЙ, ЗАБРОШЕННЫЙ..Скачать
Надежда Кадышева и ансамбль Золотое кольцо - Край ты мой заброшенныйСкачать
Край ты мой заброшенныйСкачать
Поэма памяти Сергея Есенина: I. Край ты мой заброшенныйСкачать
Есенин Сергей Край ты мой заброшенный Читает Лев ЛитвиновСкачать
Край ты мой заброшенныйСкачать
Свиридов Г.В. Поэма памяти Сергея Есенина. 1 часть. Край ты мой заброшенныйСкачать
Край ты мой заброшенныйСкачать
Край ты мой заброшенный...Скачать
G. Sviridov. Poem to the Memory of Sergei Yesenin / Георгий Свиридов. Поэма памяти Сергея ЕсенинаСкачать
Г.Свиридов. Край ты мой заброшенный. Олег ТрофимовСкачать
Последняя поэма. Проект #Музыкавместе. #10песенатомныхгородовСкачать
Край ты мой любимыйСкачать
Край ты мой, край // Land, you are my Land // Belarusian opposition + Belarusian patriotic songСкачать