- Разработка урока по русскому языку «Синтаксис и культура речи» план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок по теме «Словосочетание и предложение».
- Просмотр содержимого документа «Урок по теме «Словосочетание и предложение».»
- Конспект урока русского языка в 10 классе на тему: «Принципы русской пунктуации. Типы и виды словосочетаний. Простое предложение»
- 🎥 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Разработка урока по русскому языку «Синтаксис и культура речи»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheska_razrabotka_otkrytogo_uroka_v_10_klasse_po_russkomu_yazyku._sintaksis_i_kultura_rechi.doc | 111.5 КБ |
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях».
Цели урока : закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи слов в словосочетаниях; совершенствовать речевую компетентность учеников.
Вступительное слово учителя.
Цель занятий по русскому языку — закрепить и углубить лингвистические знания, научиться применять их на практике, подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ. На уроках мы повторяем пройденное, закрепляем и углубляем знания обо всех уровнях языка. В тестах большое внимание уделяется теории языка. Начнём повторение с синтаксиса. Тема сегодняшнего урока звучит так:
Синтаксис и культура речи. Словосочетание.
Типы связи слов в словосочетаниях.
Запись темы урока в тетради.
— Определите цели нашего урока, исходя из темы.
Вспомним, что изучает синтаксис.
-Синтаксис изучает словосочетание и предложение.
2. Теоретический материал по теме «Типы связи слов в словосочетаниях» (мультимедийная презентация. Слайды 1-4).
3. Закрепление и систематизация знаний учащихся по теме урока.
Примечание : (на столах у учащихся лежит раздаточный материал: правило-подсказка, задания, образец выполнения заданий).
Учащийся комментирует свой ответ по образцу, данному учителем.
- определите тип связи слов в данных словосочетаниях:
в соседней комнате (согласование), ответил резко (примыкание), хлынет потоками (управление), театральный занавес (согласование), внезапно замаячившего (примыкание), украдкой зевая (примыкание), мое сердце (согласование), глубоко несчастлив (примыкание), связанный словом (управление), помогать отцу (управление), очень нежно (примыкание), морской берег (согласование), перельется через край (управление).
Образец ответа № 1 :
словосочетание всей истории.
- Главное слово истории (от него можно задать вопрос какой? (всей) ; это вопрос согласования.
- Зависимое слово – местоимение.
- Оба слова склоняются: всеми историями
Следовательно, тип связи – согласование.
Образец ответа № 2 :
словосочетание пришедшее из галактик
- Есть предлог – это управление .
- Зависимое слово – существительное; его форма не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: пришедшим из галактик, пришедшему из галактик.
Образец ответа № 3 :
словосочетание наполняясь одновременно
- Зависимое слово – наречие, следовательно, это примыкание.
- Выберите из данных примеров только словосочетания.
Последний звонок, около дома, решать задачу, действовать решительно, бегущая строка, подключение к сети, кто следующий, очень хорошо, скоро зима, читать лёжа, бороться и искать.
— Почему не являются словосочетаниями некоторые примеры?
Ответ ученика . Около дома — это существительное с предлогом, кто следующий, скоро зима- это предложения, состоящие только из грамматической основы, бороться и искать- это однородные члены.
— Делаем вывод, что не все слова образуют словосочетания.
НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ:
1) сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой;
2) сочетание слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака;
3) подлежащее и сказуемое: Наступила ночь;
4) составные словоформы: будет писать, более прочный;
5) ряды однородных членов: молоко и хлеб, найти и прочитать.
- Прочитайте текст и решите задание (тексты с заданиями распечатаны)
(1) Странники не понимали, откуда появился этот всадник. (2) Конь, на котором он скакал, издалека казался просто огромным. (3) Куда, в какие края спешил русский богатырь? (4) 0 каких бедах прознал и стремительно помчался на выручку? (5) 0 чем думал он сейчас? (6) Мирная жизнь, пашня, пахнущая теплым хлебом, старики — родители и молодая жена-красавица — всё осталось где-то в прошлом. (7) Да и не к лицу добру молодцу дома отсиживаться, коли беда нагрянула, о какой раньше не слышали.
(8) Все эти мысли долго не давали покоя богомольцам, которые взглядом проводили удальца и помолились за его удачу.
(9) А в монастыре, куда они пришли, увидели открытые ворота и переглянулись: что-то случилось.
1. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
2. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
3. Укажите тип связи в словосочетании (НА) КОТОРОМ СКАКАЛ (2 предложение).
4. Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
5. Из предложения 3 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
6. Укажите тип связи в словосочетании (В) КАКИЕ КРАЛ (3 предложение).
7. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
8. Укажите тип связи в словосочетании ПОМЧАЛСЯ НА ВЫРУЧКУ (4 предложение).
9. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
10. Из предложения 5 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Ответы: 1. Откуда появился; 2. Этот всадник; 3. Управление;
4. Издалека казался; 5. Куда спешил; 6. Согласование; 7. (о) каких бедах;
8. Управление; 9. Стремительно помчался; 10. О чем думал
Примечание: правильные ответы проецируются на интерактивную доску через мультимедийный проектор. Учащиеся осуществляют самопроверку.
4. Слово учителя.
В работе над текстом часто приходится сталкиваться с вопросами управления — выбором нужной падежной формой и подходящего предлога. Действительно, перед нами встаёт вопрос, как правильнее сказать: предостеречь от кого? (чего?) или предостеречь против кого? (чего?). В чем смысловое различие между сочетаниями удостоить чего? – удостоить чем?
Управление – вид подчинительной связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже. Например, глагол тормозить требует после себя Винительного падежа, а глагол препятствовать – Дательного.
Пример: плохая погода тормозила (что?) продвижение отряда вперед.
плохая погода препятствовала (чему?) продвижению отряда вперед.
Рассмотрим трудные случаи управления слов в словосочетании (использование мультимедийной презентации, слайд 4-5).
- Анализ таблицы «Трудные случаи управления»
(раздаточный материал. Теория.).
Дополните до словосочетаний. Определите способ связи.
Заплатить (за что?) за проезд в автобусе – оплатить (что?) проезд в автобусе.
Полон (чего?) впечатлений – наполнен (чем ?) фруктами.
Вера (во что?) в успех – уверенность (в чем?) в своих силах .
Упрекать (в чем?) в бесконечности – попрекать (чем?) куском
Беспокоиться (о чем? о ком?) о сыне – тревожиться (за что? за кого?) за здоровье сына
Доволен (чем?) результатом – рад (чему?) приезду.
Предостеречь (от чего?) от ошибок – предупредить (о чем?) о поездке
Удивляться (чему?) мужеству твоему – восхищаться (чем?) восходом солнца.
Итак, что нужно знать, чтобы не ошибиться в выборе нужного сочетания слов?
- основные значения падежей и предлогов,
- лексическое значение слов.
5. Тестовая работа по теме: «Типы связи слов в словосочетаниях» (по вариантам)
6.Подведение итогов урока:
Какой материал, повторенный сегодня на уроке, по-прежнему вызывает трудности?
7. Домашнее задание:
-Дополните до словосочетаний, определите типы связи слов в словосочетании.
— решение тестовых заданий
-повторить теоретический материал по теме: «Простое осложнённое предложение. Односоставное предложение».
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Урок по теме «Словосочетание и предложение».
Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Словосочетание и предложение». На уроке применяется парная работа, индивидуальная работа с карточками, приём «Согласен-не согласен».
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Словосочетание и предложение».»
Урок русского языка в 10 классе.
Тема: Словосочетание и предложение.
Образовательные: обобщение и систематизация знаний по указанной теме, закрепление умения устного и письменного разбора синтаксических конструкций, совершенствование пунктуационных навыков, орфографических навыков,
повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы связи слов в словосочетании.
Развивающие: развитие самостоятельной , познавательной деятельности и творческого мышления.
Воспитательные: воспитание ответственности за качество своих знаний, умения сплочённо и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.
Тип урока: обобщающий
Вид урока: урок практических работ
Форма работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах
Организационный момент. Мотивация и целеполагание.
Только те, кто не боится больших неудач, смогут достичь большого успеха.
1. Работа с эпиграфом урока.
Как вы думаете, о чем эти строки?
2. На уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.
Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Словосочетание. Простое предложение». Цель урока определяем так: привести в систему наши знания, сделать твердый шаг на пути познания русского языка.
Ребята, какие вопросы по данной теме встречаются в тестовых заданиях?
— Определите задачи урока. (закрепить умения выделять словосочетания из предложения, определять способы связи слов в словосочетании; повторить типы простых предложений).
II. Актуализация опорных знаний.
1. Орфографический диктант с взаимопроверкой.(1 вариант)
(По)прежнему, крепко(накрепко), когда(нибудь), справ — , налев — , в(третьих), изредк — , до(ныне), на(глухо), без(устали), по(осеннему), по(казахски), где(то), в(доволь), на(отмашь), замуж — , вскач — , точь(в)точь.
В(течени-) многих лет, в(следстви-) непогоды, не(смотря) на жару, в(виду) болезни, включить в( следстви-) новые документы, имей это в( виду), поговорить на(счет) похода. Что (бы) такое приготовить, что(бы) угодить гостям. Я очень устал, мои друзья то(же) держались из последних сил. На нем было то( же) пальто, что и в прошлом году.
( По-прежнему, крепко-накрепко, когда-нибудь, справа, налево, в-третьих, изредка, доныне, наглухо, без устали, по-осеннему, по-казахски, где-то, вдоволь, наотмашь, замуж, вскачь, точь-в-точь.
В течение многих лет, вследствие непогоды, несмотря на жару, ввиду болезни, включить в следствие новые документы, имей это в виду, поговорить насчет похода. Что бы такое приготовить, чтобы угодить гостям. Я очень устал, мои друзья тоже держались из последних сил. На нем было то же пальто, что и в прошлом году).
3. Индивидуальная работа по карточке. Правописание н-нн в прилагательных и причастиях.
Безветренный день, , бульонный кубик, разорванный рукав, нежданный дождь, груженная кирпичом баржа, сумка нагружена, посаженный дуб, балованный ребенок, глаженые-переглаженые брюки, позолоченное кольцо, глиняный горшок, вороной конь.
4. Повторение по теме «Синтаксис» . Прием «Согласен — не согласен»
Задание: вам даётся тезис. Он может быть правильным или неправильным. Соответственно вы либо соглашаетесь (+), либо не соглашаетесь (-)
1. Предложение – это самая меньшая синтаксическая единица.
2. Словосочетание состоит из основного и зависимого слова.
3. Предложения могут быть простыми и сложными.
4. К односоставным предложениям относятся предложения определённо-личные, неопределённо-личные, назывные и распространённые.
5. Неполные предложения – это такие предложения, в которых нет зависимых слов.
6. Сложные союзные предложения могут быть сложносочинёнными, сложноподчинёнными.
7. Сложноподчинённые предложения употребляются с подчинительными союзами и союзными словами, состоят из главной и придаточной части.
8. Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей, придаточная часть чаще относится к глаголу.
9. Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы обстоятельства и относятся чаще ко всему главному предложению.
10. Есть сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными.
( Ключ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
III. Закрепление знаний , умений, навыков.
— Что изучает синтаксис? (Синтаксис изучает строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений.
— Что изучает пунктуация? (Правила постановки знаков препинания).
— Что называется словосочетанием? (Словосочетание состоит из двух и более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, и служит для более точного названия предметов).
— Приведите примеры. (заниматься спортом, русская природа, страстно увлекался).
Виды словосочетаний
Виды связи в словосочетании
IV. Практикум по определению способов связи слов в словосочетаниях.
1. Выборочно-распределительный диктант (работа в паре)
Задание: данные словосочетания распределить в три столбика, учитывая способ связи слов в словосочетаниях. Ответ аргументируйте.
Громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, совершить прыжок, стало свежо, говоришь шёпотом, ночёвка в лесу, рисовать карандашом, светит ярче, моя профессия, желанным гостем, три товарища, ягоды крыжовника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь, очень хорошо, новое шоссе, отвлеченный взгляд, серый пиджачок.
Видео:ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать
Конспект урока русского языка в 10 классе на тему: «Принципы русской пунктуации. Типы и виды словосочетаний. Простое предложение»
Тема : Принципы русской пунктуации. Типы и виды словосочетаний. Простое предложение.
Образовательные: обобщение и систематизация знаний по указанной теме, закрепление умения устного и письменного разбора синтаксических конструкций, совершенствование пунктуационных навыков, орфографических навыков, повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы связи слов в словосочетании.
Развивающие: развитие самостоятельной познавательной деятельности и творческого мышления.
Воспитательные: воспитание ответственности за качество своих знаний, умения сплочённо и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.
Тип урока: повторительно –обобщительный
Вид урока : урок- практикум
I .Организационный момент. Мотивация и целеполагание.
Только те, кто не боится больших неудач, смогут достичь большого успеха.
1.Работа с эпиграфом урока.
Как вы думаете, о чем эти строки?
2. На уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.
Сегодня у нас повторительно — обобщающий урок по теме ( запись в тетрадь ) « Принципы русской пунктуации. Типы и виды словосочетаний. Простое предложение ». Цель урока определяем так: привести в систему наши знания, сделать твердый шаг на пути познания русского языка.
— Определите задачи урока (закрепить умения выделять словосочетания из предложения, определять способы связи слов в словосочетании; повторить типы простых предложений).
II. Актуализация опорных знаний.
1. Орфографический диктант с взаимопроверкой .(1 человек у доски)
(По)прежнему, крепко(накрепко), когда(нибудь), справ — , налев — , в(третьих), изредк — , до(ныне), на(глухо), без(устали), по(осеннему), по(казахски), где(то), в(доволь), на(отмашь), замуж — , вскач — , точь(в)точь, (в)течени- многих лет, (не)смотря на непогоду
( По-прежнему, крепко-накрепко, когда-нибудь, справа, налево, в-третьих, изредка, доныне, наглухо, без устали, по-осеннему, по-казахски, где-то, вдоволь, наотмашь, замуж, вскачь, точь-в-точь, в течение многих лет, несмотря на непогоду) Проверка: 20-17 б – «5», 16-13- «4», 12-9- «3», 8-5 – «2», 4-0- «1». Выставление оценки.
2. Индивидуальная работа по карточке «Правописание н-нн в прилагательных и причастиях»
Безветренный день, бульонный кубик, разорванный рукав, нежданный дождь, груженная кирпичом баржа, сумка нагружена, посаженный дуб, балованный ребенок, глаженые брюки, позолоченное кольцо, глиняный горшок, вороной конь.
Проверка: 12-10 б – «5», 9-7- «4», 6-4- «3», 4-0- «2». Выставление оценки.
3. Повторение по теме «Синтаксис» . Прием «Согласен — не согласен»
Задание: вам даётся тезис. Он может быть правильным или неправильным. Соответственно вы либо соглашаетесь (+), либо не соглашаетесь (-)
1. Предложение – это самая меньшая синтаксическая единица.
2. Словосочетание состоит из основного и зависимого слова.
3. Предложения могут быть простыми и сложными.
4. К односоставным предложениям относятся предложения определённо-личные, неопределённо-личные, назывные и распространённые.
5. Неполные предложения – это такие предложения, в которых нет зависимых слов.
6. Сложные союзные предложения могут быть сложносочинёнными, сложноподчинёнными.
7. Сложноподчинённые предложения употребляются с подчинительными союзами и союзными словами, состоят из главной и придаточной части.
8. Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей, придаточная часть чаще относится к глаголу.
9. Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы обстоятельства и относятся чаще ко всему главному предложению.
10. Есть сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными.
Ключ ( 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
— — + — — + + — — + ) Проверка: разделите на 2, поставьте оценку.
III. Закрепление знаний, умений, навыков.
— Что изучает синтаксис? (Синтаксис изучает строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений.
— Что изучает пунктуация? (Правила постановки знаков препинания).
— Что называется словосочетанием? (Словосочетание состоит из двух и более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, и служит для более точного названия предметов).
— Приведите примеры (заниматься спортом, русская природа, страстно увлекался).
Именные Глагольные Наречные
Виды связи в словосочетании
Согласование Управление Примыкание
На зарядку, 10 класс!
Мы присядем все сейчас.
Высоко поднимем руки.
Будем жить всегда без скуки.
Повернёмся вправо, влево.
Вновь работать будем смело.
1. Выборочно-распределительный диктант ( работа в паре)Задание: данные словосочетания распределить в три столбика, учитывая способ связи слов в словосочетаниях. Ответ аргументируйте. Напрмер: серый пиджак (согл., т.к. главное слово- пиджак -сущ., согл. в роде, числе и падеже с прил.)
Громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, совершить прыжок, стало свежо, говоришь шёпотом, ночёвка в лесу, рисовать карандашом, светит ярче, моя профессия, желанным гостем, три товарища, ягоды крыжовника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь, очень хорошо, новое шоссе, отвлеченный взгляд.
Сходить за багажом
Проверка: 20-17 б – «5», 16-13- «4», 12-9- «3», 8-5 – «2», 4-0- «1». Выставление оценки.
2. Задание: подчеркните те сочетания слов, которые не являются словосочетаниями.
Последний звонок, решать задачу, около дома , кто пришел , действовать решительно, шла пританцовывая , очень хорошо, читать лежа, феноменальная сила, стяжать славу, летит и кружится , на том же месте, весна стучится
— Почему некоторые примеры не являются словосочетаниями?
(Около дома — это существительное с предлогом; кто пришел, весна стучится -основа предложения, подлежащее и сказуемое; летит и кружится- два независимых слова, соединенных сочинительной связью.
Проверка: 5-«5», 4- «4», 3- «3», 2- «2», 1- «1»
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ≠ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ( качались волны)
СЛОВО С ПРОИЗВ. ПРЕДЛОГОМ ≠ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ( возле стола )
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ≠ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (добрый и ласковый).
3. Составление схемы-кластера « Основные виды предложения»
По цели высказывания
По интонации По наличию второстепенных членов
По наличию или отсутствию членов
предложения По строению грамматической основы
По количеству грамматических основ
4. Выполнение упражнений. Задание: выписать из предложения все возможные словосочетания, выполнить синтаксический разбор предложения.
1) Я лежу, и огненные птицы кружатся подолгу надо мной (Л. Романов).
2)Разговор показался интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли. (Л.Толстой)
V. Подведение итогов. Рефлексия.
— Что повторили на уроке? Что называется словосочетанием?
-Назовите основные виды простого предложения.
— Что для вас было сложным в этой теме?
— К чему следует вернуться еще раз?
2. Выставление оценок. Суммируйте оценки за все виды заданий и определите средний балл
VI. Домашнее задание: Выписать из романа Л. Толстого «Война и мир» односоставные предложения (10),охарактеризовать их.
🎥 Видео
Что такое словосочетаниеСкачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА | как это делаю яСкачать
Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Связь слов в предложенииСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Русский язык 10 класс (Урок№10 - Морфемика и орфография.)Скачать
Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать
Русский язык| Подлежащее и способы его выраженияСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемоеСкачать