Y. Проверка самостоятельной работы ( слайд 10)
Учитель: с какими трудностями вы столкнулись?
У чащиеся заслушивают полученные результаты совместной работы и оценивают их.
Учитель: какую цель мы ставили сегодня на уроке?
Ученик: привести в систему и углубить сведения о словосочетании и типах связи слов в словосочетании.
Учитель: какую проблему помогает решить данная цель?
Ученик: предупредить ошибки по данной теме.
YI . Физминутка (упражнение для профилактики нарушения зрения) (слайды 11-14) (1мин.)
YII. Распределительный диктант. (3 мин.)
- Работа по учебнику стр. 227, упр. 329. (с комментированием у доски)
YIII. Групповая работа учащихся с тестами (5 — 7мин.)
Отработка задания ЕГЭ.
А теперь мы подошли к формулировке задания в тесте ЕГЭ. Дело в том, что задание в последних тестах 2011 года звучит, например, так: «Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью примыкание». Номер предложения и способ связи, разумеется, может быть любым. Какие шаги нужно предпринять, чтобы выполнить это задание? ( Записываем их в тетрадь ) (слайд 15)
— выделить грамматическую основу, т.к. она не может быть словосочетанием.
— исходя из заданного задания обращаем внимание на главное ИЛИ зависимое слово (ищем нужные части речи). Не забываем, что слова в словосочетании МОГУТ БЫТЬ РАЗОРВАНЫ другими словами!
— проводим проверку, правильно ли выделено словосочетание (смотри схему).
Сейчас все вместе мы работаем пошагово над следующим заданием. Возьмите листок с надписью «Практикум № 2».
1. Из предложения выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.
Первая основа — кто-то сказал; вторая основа – не будь; третья – не было бы. Так как при примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи, найдем в нем наречие (деепричастий и неопределенной формы глагола в предложении нет). Единственное наречие есть в первом простом предложении — недавно. Оно связано со сказуемым: сказал (когда?) недавно. Следовательно, ответ запишем так, как эти слова употреблены в предложении: недавно сказал.
2 Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.
3 Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
При том сражении русская армия одновременно потеряла лучших воинов и приобрела лучшие страницы летописи и победы.
4 Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?
5 Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Весьма часто холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь .
IX. Рефлексия. А теперь ту же работу выполняете самостоятельно по «Тренажёру». (слайд 16-26) (5 мин.)
1 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Другие подходят к детективу серьёзнее , признают за ним право на нравственный урок, убеждающий читателя в неизменном торжестве добра над злом, которое не остаётся безнаказанным.
2 Из предложений 10-13 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
10 Мы говорим это в то время, когда миллионы книг печатаются и ежегодно фонтаны печатных страниц з амерзают , подобно снежным горам.
11 В этом лабиринте бумажных ледников снежная слепота может поразить неопытного путника.
12 Но зорок библиотекарь, как истинный хранитель Знания.
13 Он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана.
3 Из предложения выпиши словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
Сама история и вызвала к жизни музеи.
4 Из предложения выпиши словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Все надеялись на лучшее , однако наши надежды не оправдались.
5 Из предложений 11,12 выпиши словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
11 А глянет солнце – свет во сто крат умножается.
12 В такой час чувствуешь себя на земле именинником.
6 Из предложения выпиши словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Моё увлечение спортом пригодилось очень скоро.
7 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись.
8 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее.
9 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.
10 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Тогда как во время современного перелёта из Москвы в Париж пассажир только успевает сочинить телеграмму о благополучном отлёте и благополучном приземлении.
Способ проверки по «ключу»
Каков процент выполнения данного задания?
IX. Подведение итогов урока. (3 мин.)
Мы сегодня неплохо поработали. Но давайте критически отнесёмся к своим знаниям. Ответьте письменно на вопрос: «Каковы мои шансы при выполнении этого задания теста и почему?» (Листочки потом сдаются учителю).
Видео:Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Словосочетание как синтактическая единица. 11-й класс
Класс: 11
Блок уроков “Словосочетание как синтаксическая единица” относится к начальному этапу повторения раздела “Синтаксис и пунктуация” по курсу русского языка в 11 классе (по учебнику Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В.). Уроки проводятся с использованием интерактивной доски. К оборудованию можно отнести также справочники, словари, энциклопедии.
Цель блока: повторение синтаксических единиц, терминов; формирование аналитических навыков разбора словосочетаний в рамках подготовки к ЕГЭ.
Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Урок 9/1
Планы-конспекты уроков
I. Актуализация имеющихся знаний по теме.
1) Прочитать слова (выведенные на интерактивную доску) правильно, расставив ударение (с помощью электронного маркера)
/Случай, удобнее, начать, позвонили, алфавит, бряцать, вчистую, ободрить, аналог, щавель, рассредоточение, разомкнутый, тренировать, экскурс, уведомить, призыв, первенство, приданое, пингвин, баловать, блокировать/
2) Упр. 533 (стр. 386) пунктуационный разбор (схемы подробные) – 6 предложений. (Индивидуально, 2 человека)
II. Синтаксическая пятиминутка.
*Записать только характеристику предложений по структуре:
1) Плох тот народ, который не помнит, не ценит, не любит своей истории. (СПП с придат.опред.) 2) По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла. (ССП, 2 осл. дееприч. оборотом.) 3) Музыка хороша тем, что соединяет людей в одном и том же чувстве. (СПП с придат. изъясн.) 4) Если надо родиться поэтом, то надо родиться и народным, чтобы выразить своею личностью характеристические свойства своих соотечественников. (СПП с придат. 1 усл., 2 цели) 5) Скоро все угомонились: притихли птицы, застыл воздух, потух костер (СБП со значением перечисления) 6) И моховые болота, и пни – всё хорошо под сиянием лунным… (простое с обобщ. словом).
*Укажите свойства знаков препинания (многофункциональные – многозначные и дифференцирующие). Приведите примеры.
*Какой документ регламентирует постановку знаков препинания?
*Назовите принципы русской пунктуации.
III. Изучение нового материала.
1. Анализ примеров (выведенных на интерактивную доску из отдельных слов).
— Из предложения выписать все возможные словосочетания. Разобрать их.
Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу.
2. Работа с учебником, стр. 240-241 по вопросам:
— Что же такое словосочетание?
— По слитности компонентов какие выделяются словосочетания?
— По структуре? — По главному слову?
3. Работа с текстом (по индивидуальным листам и карточкам).
— Прочитать текст. Какова тема, основная мысль? Объяснить знаки препинания.
— Из предложений текста выписываем словосочетания, разбираем их.
/Пример: Часа три назад, когда я в ожидании парохода укладывался спать на берегу, вода была далеко, за старой лодкой, лежащей на берегу вверх днищем. Теперь ее уже взмывало и покачивало приливом. Вся река торопилась куда-то, пенилась по всей ширине и приплёскивала почти к самым моим ногам. Река, очевидно, взыграла. Резвые струи бежали, толкались, кружились, свёртывались воронками, развивались опять и бежали дальше. По всей реке неслись клочья желтовато-белой пены. По берегам зелёный лопух, схваченный водой, тянулся из нее, тревожно размахивая не потонувшими еще верхушками. На том берегу весело кудрявились ракиты, молодой дубняк и вётлы. За ними темные ели рисовались зубчатою чертой, далее высились величавые сосны. (По В. Короленко.)/
IV. Подведение итогов урока, проверка уровня усвоенности темы, устно; пояснение домашнего задания (Упр. 358).
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Урок 10 /2
I. Проверка домашнего задания (устно, фронтально).
— Назовите глагольные словосочетания? Именные? Наречные?
II. Повторение (с использованием интерактивной доски, фрагментов ЕГЭ).
Прочитайте текст. Выполните задания.
(1) Спят все животные, ничего удивительного в этом нет. (2) Но у дельфинов всё необычно, а сон — особенно. (3) Может быть, дельфины вообще не спят? (4) Это маловероятно, поскольку ни у кого нет сомнений в том, что спят все млекопи-тающие. (5) Наверное, дельфины спят небольшими урывками, а при каждом вздохе пробуждаются на несколько секунд, чтобы всплыть к поверхности воды.
1. Укажите место, которое должна занимать выпущенная из текста фраза: /Неясность давала простор несметному количеству гипотез/
а) между 1 и 2; б) между 2 и 3; в) между 3 и 4; г) между 4 и 5.
2. К какой части речи относится выделенное слово в предложении 2?
3. Каким членом предложения является выделенное слово в предложении 4?
4. Из предложения 4 выпишите слово, которое относится к той же части речи, что и слово что в этом предложении.
5. В каком словосочетании в качестве зависимого выступает неизменяемое слово:
а) небольшими урывками; б) несколько секунд; в) всплыть к поверхности; г) вообще не спят.
III. Изучение нового материала.
1. Работа с учебником, стр. 241-243 по вопросам и заданиям к параграфу.
2. Упр. 359. (устно).
4. Работа с текстом на интерактивной доске: выписать словосочетания с типом связи управление(5), примыкание (3), согласование(5), подчеркнуть маркером, разобрать, выделить цветом…
/На вырубке белели доски, свежие бревна и срубы, а в нескольких саженях от них торчали из воды верхушки затонувших мостков. И весь этот мирный пейзаж на моих глазах как будто оживал, переполняясь шорохом, плеском и звоном буйной реки. Плескались шаловливые струи, ударяя в борта старой лодки, а шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев пены. И мне казалось, что когда-то я уже видел все это: реку с кудрявыми берегами, и простую сельскую церковь над кручей, и шалаш. (По В. Короленко)/
IV. Подведение итогов урока (устно); пояснение домашнего задания.
Упр. 360 (указать тип связи в полученных словосочетаниях).
Подготовиться к проверочной работе на тему: “Тип связи в словосочетаниях”.
Урок 11/3
I. Проверка домашнего задания (и на обычной, и на интерактивной доске).
1. Из предложения выписать словосочетания все, разобрать их.
1-й вариант: Мальчик читал с неохотой, но очень любил слушать рассказы отца, который, побывав на войне, не утратил ни бодрости духа, ни веры в красоту жизни, он любил рассказывать и не тяготился жадным любопытством своего сына.
2-й вариант: Когда стало светать, мы тотчас отправились в путь, чтобы не мешкая дойти до отмеченного на карте пункта, где нас ожидал опытный проводник.
2. Определите тип связи в словосочетаниях (на интерактивной доске).
II. Закрепление, систематизация знаний по блоку уроков.
1. Упр. 362. (по заданиям учебника).
2. Проверочная работа (на интерактивной доске выделение цветом).
1. В каком словосочетании выделенное слово не является главным:
а) в ученических работах; б) материал для романа; в) снизили себестоимость; г) читая предложение.
2. Укажите словосочетание со связью “согласование”:
а) несколько книг; б) веселые песни; в) ярко светит; г) не считаясь с трудностями.
3. В каком ряду у всех словосочетаний один тип связи:
а) каждому человеку машущий руками; б) стихи Пушкина, построили дом; в) говорить смеясь, не глядя по сторонам;
г) посаженные деревья, хорошо подготовленный.
4. В каком словосочетании допущена ошибка в выборе формы управления:
а) тревожиться за близких; б) уверенность в победу; в) поразиться известию; г) размышлять о будущем.
5. Изданного предложения выпишите словосочетание (-я) со связью “примыкание”. /Цель жизни тогда становится путеводной звездой для человека, когда постоянно отодвигается/
III. Подведение итогов изучения темы по блоку уроков.
Домашнее задание: упр. 364 (разобрать словосочетания по плану).
Видео:Литература 11 класс (Урок№22 - Н.А.Клюев. Жизнь и творчество.)Скачать
Конспект урока русского языка «Словосочетание» (11 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цели урока: Обобщение знаний по теме «Словосочетания»; отработка умения определять виды и связи слов в словосочетаниях; закрепление навыков правописания.
I . Проверка домашнего задания
1. Разученный диктант по у пр. 224
2. Фронтальный опрос по теме предыдущего урока.
— Что изучает пунктуация?
— Назовите принципы русской пунктуации.
II. Работа по теме урока
1. Повторение и обобщение знаний.
— Что такое словосочетание? (Это соединение двух и более знаменательных слов на основе грамматической связи. Наряду с предложением словосочетание является основной единицей синтаксиса и выделяется из предложения.)
— По каким законам происходит соединение слов в словосочетание? (По законам подчинения, поэтому в нём различают главное слово и зависимое.)
— Назовите виды словосочетаний. От чего зависит вид словосочетания?
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, выделяются следующие словосочетания:
• именные: яркие цветы (главное слово — существительное), очень скромный (главное слово — прилагательное), две подруги (главное слово — числительное); кто-то из ребят (главное слово — местоимение);
• глагольные: смотрит вдаль (главное слово — глагол);
• наречные: вместе с сестрой (главное слово — наречие).
— Назовите виды связи между словами в словосочетаниях.
Согласование — это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже: утренней зарёю ( зарёю (какой?) — согласование в женском роде, единственном числе, творительном падеже.
Управление — это такой вид связи, при которой главное слово управляет падежной формой зависимого слова: осыпались с яблони (главное слово требует постановки зависимого в родительном падеже).
Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово присоединяется к главному по смыслу: стремительно неслись (к главному слову присоединяется зависимое, представленное наречием).
— Является ли словосочетанием подлежащее и сказуемое? (Нет, это предложение.)
— А что ещё не является словосочетанием? (Слова с предлогами — за домом ; слова, соединённые сочинительной связью, — умный и обаятельный .)
2. Синтаксический разбор предложения.
Качались волны, шитые шелками, лиловым, красным, жёлтым, золотым, и, проблистав над синью янтарями, сгущало небо свой жемчужный дым. (В. Брюсов)
— Обоснуйте постановку знаков препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, укажите части речи, составьте схему предложения.
— Объясните правописание гласных после шипящих.
• волны шитые — главное слово — волны
• шитые шелками — главное слово — шитые
• шелками лиловым — главное слово — шелками
• шелками красным — главное слово — шелками
• шелками жёлтым — главное слово — шелками
• шелками золотым — главное слово — шелками
• проблистав над синью — главное слово — проблистав
• проблистав янтарями — главное слово — проблистав
• свой дым — главное слово — дым
• жемчужный дым — главное слово — дым
• сгущало дым — главное слово — сгущало
— На какие группы можно разделить словосочетания по характеру выражения главного слова? ( Именные, глагольные, наречные .)
— Словосочетания какого вида вы писали? ( Именные, глагольные .)
• Именные: волны шитые, шелками лиловым, шелками красным, шелками жёлтым, шелками золотым, свой дым, жемчужный дым.
• Глагольные: шитые шелками, проблистав над синью, проблистав янтарями, сгущало дым.
— Почему словосочетания шитые шелками, проблистав над синью, проблистав янтарями относятся к глагольным словосочетаниям? (Шитые — причастие, особая форма глагола; проблистав — деепричастие, неизменяемая форма глагола.)
— Определите виды связи словосочетаний, выписанных вами.
• Управление ( шитые шелками, сгущало дым, проблистав‚ над синью, проблистав янтарями ).
• Согласование ( шелками лиловым, шелками красным, шелками жёлтым, шелками золотым, свой дым, жемчужный дым ).
3. Выборочно-распределительный диктант .
(Под диктовку учителя учащиеся записывают словосочетания, распределяя их в три колонки.)
Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночёвка в лесу, золочёное кольцо, три шофёра, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипячённое молоко, отвлечённый взгляд, говоришь шёпотом, раскорчёванные пни, совершить прыжок, серый пиджачок, рисовать карандашом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлечённо, упасть навзничь.
— Объясните правописание гласных после шипящих.
4. Самостоятельная работа по упр. 209, 210, 211 с последующей взаимопроверкой под руководством учителя.
III. Итоги урока
— Дайте определение словосочетания.
— Назовите виды словосочетаний.
— По какому принципу они подразделяются?
— Назовите словосочетания в зависимости от вида связи.
1. Подготовить связный ответ о словосочетаниях.
2. Выполнить упр. 212, 213, 215, 216.
Ответы к упражнению 212:
Проявить интерес к проблемам учащихся, вызывать интерес у читателей; защищать интересы учащегося на совете старшеклассников, учитывать интересы учащихся в проведении праздничного огонька; скрывать своё мнение о руководителе группы, высказывать мнение по поводу дня самоуправления, игнорировать мнение друзей о книге; давать надежду оступившемуся, утратить надежду на исправление, оправдать надежды товарищей на победу.
🎦 Видео
Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
Учительница Русского языка в Морской школеСкачать
Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Русский язык 11 класс (Урок№1 - Официально-деловой стиль.)Скачать
Русский язык 11 класс (Урок№14 - Литературный язык и язык художественной литературы.)Скачать
Все способы словообразованияСкачать
Русский язык 4 класс (Урок№12 - Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое слово.)Скачать
Русский язык 11 класс (Урок№9 - Публицистический стиль.)Скачать
Русский язык 11 класс (Урок№13 - Культура разговорной речи.)Скачать
|