Конспект словосочетание строение словосочетаний 5 класс

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Словосочетание
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

— Взгляните в окно на то, какая погода на улице: осень, хмурое небо, дождь, слякоть. А я предлагаю всем нам отправиться в лето, на море. (Слайд №1)

— Посмотрите на экран, скажите, что вы видите на слайде? Давайте запишем эти слова: Солнце, море, пляж, погода, отдых.

— А теперь давайте подберем к ним имена прилагательные, глаголы, которые помогут нам описать все увиденное. (Синее море, яркое солнце, отдых на море, лежать на пляже, тихая погода, плавать в море, белые облака). Итак, что мы с вами сделали? (Составили словосочетания).

— Давайте попробуем определить тему нашего урока.

Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_v_5kl.doc77.5 КБ
slovosochetanie_5_kl.pptx1.17 МБ

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме «Словосочетание», 5 класс.

Тип урока : Урок первичного усвоения новых знаний.

  • дать понятие словосочетания;
  • научить отличать словосочетания от слова;
  • сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;
  • находить главное и зависимое слово;

1.Приветствие детей. Поприветствуем друг друга, улыбнёмся, поздороваемся с гостями и пожелаем всем хорошего настроения.

2. Вхождение в тему (открываем тетради…)

— Взгляните в окно на то, какая погода на улице: осень, хмурое небо, дождь, слякоть. А я предлагаю всем нам отправиться в лето, на море. ( Слайд №1 )

— Посмотрите на экран, скажите, что вы видите на слайде? Давайте запишем эти слова: Солнце, море, пляж, погода, отдых .

— А теперь давайте подберем к ним имена прилагательные, глаголы, которые помогут нам описать все увиденное. ( Синее море, яркое солнце, отдых на море, лежать на пляже, тихая погода, плавать в море, белые облака ). Итак, что мы с вами сделали? ( Составили словосочетания ).

— Давайте попробуем определить тему нашего урока. ( Словосочетание ). ( Слайд № 2 )

3. Установка учебной проблемы

В слове «словосочетание» есть приставка СО и корень ЧЕТ. Значит, словосочетание — это когда «вместе» «пара» слов

Перед вами пары слов . Можно ли сказать, что перед нами словосочетания? (Нет)

— Сконструируйте из каждой пары словосочетание.

— Какие результаты вы получили? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

(Последние пары слов никак не объединяются в словосочетания. Слова не подходят друг к другу по смыслу).

-А что скажете про первые пары? (Они подходят по смыслу, но их приходится изменять. )

Мы столкнулись с тем, что не всегда два расположенных рядом слова образуют словосочетание. Попробуйте сформулировать основные задачи, которые нам предстоит решить на уроке.

Что будем узнавать Чему научимся, что будем делать

Что такое сл-соч.

(Выяснить, какие сочетания слов могут образовывать словосочетания? Как правильно сконструировать словосочетание?)

Чему научимся, что будем делать

Как вы думаете, что может стать результатом нашей работы?

А поможет нам найти ответы, конечно, учебник, и у вас на столах лежат желтые листы — это информационные тексты.

Итак, читаем информацию и отвечаем на вопрос: что такое сл-соч.

Работа в группах!

5. Этап осмысления новых сведений, выведения способов их практического применения.

1) Работа в группах.

Задание для 1 группы: » Найди пару«

Подберите к каждому слову из первого столбика походящую по смыслу пару из второго столбика.

Сделайте вывод: Как устанавливается смысловая связь между словами в словосочетании?

Задание для 2 группы: «Лингвистический конструктор».

Прочитайте пары слов.

Сконструируйте из каждой пары слов словосочетание.

Сделайте вывод: Что необходимо сделать, чтобы сконструировать словосочетание?

Задание для 3 группы: «Наведи порядок»

Прочитайте словосочетания. Распределите их в два столбика.

ЗИМНЯЯ ВЬЮГА,ОХОТНИК УВИДЕЛ , УСТНЫЙ ОТВЕТ, МАМА УЛЫБАЕТСЯ, ОН ПРИЕХАЛ , ЗНАЛ ДАВНО.

По какому признаку вам удалось разделить словосочетания на 2 группы? Расскажите о своих выводах.

2) Обсуждение полученных результатов.

-Предлагаю группам рассказать , что у них получилось в ходе исследования. (см. слайды)

-Смысловая связь между словами в словосочетании устанавливается с помощью вопроса, который можно задать от одного слова к другому.

-Чтобы сконструировать словосочетания, приходится менять окончания, добавлять предлоги.

Дополнение учителя: То есть, мы используем для связи слов определенные грамматические правила, а значит, устанавливаем грамматическую связь между словами.

Вывод 3 группы : в одной группе словосочетания , А В ДРУГОЙ – ГРАМ.ОСНОВА

Какой вывод делает 3 гр.( см . слайд )

— Обобщим информацию, которую мы получили о словосочетании в ходе наших исследований.

(Словосочетание — это два слова, между которыми существует смысловая и грамматическая связь. Слова в словосочетании могут быть выражены существительными, прилагательными, глаголами, наречиями. Предлоги могут использоваться для связи слов).Гр. основа не явл-ся сл-соч.

3) Работа с материалом учебника.

— Достаточно ли полным получилось наше определение? Предлагаю обратиться к нашему учебнику . Изучите определение, данное в учебнике. Выясните, какая ещё важная информация о словосочетании не была нами получена в ходе самостоятельных наблюдений.

(В словосочетании одно из слов является главным, другое зависимым. От главного к зависимому можно задать вопрос).

4) Составление опорной схемы.

-Теперь самое время составить схему, которая поможет дать полное и безошибочное определение словосочетания.

(Вместе с учащимися составляем опорную схему. 2-3 ученика пробуют, опираясь на неё, рассказать о словосочетании.

6. Этап закрепления новых знаний и первоначальной отработки способов действия с ними.

А)-Потренируемся устанавливать смысловую и грамматическую связь в различных словосочетаниях. Поучимся находить главное и зависимое слово.

Выполним упражнение из учебника № 271 с.84 (по 1 сл-соч.) укажите в словосочетании главное и зависимое слово

Б) поработаем с предложением, найдем сл-соч. Алгоритм действия!

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Словосочетание. Строение словосочетания»

Конспект словосочетание строение словосочетаний 5 класс

Конспект урока по русскому языку для 5 класса на тему :

«Словосочетание. Строение словосочетания»

Полиенко Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

Тема урока: « Словосочетание. Строение словосочетания »

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: открытие новых знаний.

Цель урока: формирование учебных знаний и умений по теме: «Словосочетание. Строение словосочетания».

уточнить и расширить знания и умения учащихся по теме «Словосочетание. Строение словосочетания».

развивать интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать память и мышление, речь (строить монологическое высказывание на лингвистическую тему), умения выделять главное, находить свои ошибки;

формировать любовь к русскому языку, учить корректно исправлять ошибки одноклассников.

знать, что такое словосочетание, его строение смысловую и грамматическую связи в словосочетании;

уметь составлять словосочетания, выделять их в предложении, находить главное и зависимое слова в словосочетании, выделять их графически;

уважительное отношение к родному языку;

самооценка учебной деятельности;

умение связывать цель деятельности с мотивом;

уметь ставить и формулировать цель деятельности;

планировать последовательность действий;

осуществлять самоконтроль и самооценку; сравнивать, определять понятие, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;

извлекать необходимую информацию из различных источников (средства наглядности и текстовые носители);

организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками;

владеть устной и письменной речью.

Формы деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Основные понятия темы: словосочетание, главное и зависимое слова, смысловая и грамматическая связи.

Межпредметные связи: литература.

Оборудование урока: к омпьютер, проектор, экран, презентация, карточки, записи на доске, учебник «Русский язык». 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2018.

I. Организационный момент. (Проверка домашнего задания по рядам).

— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в хорошем настроении. Мы начинаем урок русского языка.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы .

-Чтобы определить тему нашего урока, необходимо ответить на вопросы.

— Посмотрите на экран (слайд 1) , скажите, что вы видите на слайде? Назовите изображенное на рисунке существо одним словом ( рак) .

— А теперь давайте подберем к слову «рак » имена прилагательные, которые помогут нам точнее описать увиденное (слайд 2) . Что мы с вами составили? (Словосочетания).

— Сегодня на уроке мы будем изучать словосочетания. Запишем тему урока: «Словосочетание. Строение словосочетания» (слайд 3) .

— Проанализируйте название темы урока, определите цели нашего занятия. (Сначала отвечают ученики, затем учитель).

— Сегодня на уроке мы узнаем, что такое словосочетание, его основные признаки, научимся находить словосочетания в предложении, отработаем умения определять главное и зависимое слово; обозначать их графически.

III. Открытие новых знаний.

— Посмотрите на слайд (слайд 4) . и ответьте на вопросы. Сколько предметов, изображенных на рисунках, можно назвать словом «рак» ? (Один). А сколько можно назвать предметов сочетаниями: «речной рак» «большой рак» ? (Один.)

— Что же конкретнее, точнее называет предмет: слово или словосочетание?

C делаем вывод: «Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет».

— Давайте рассмотрим, как строятся словосочетания (слайд 5) . Чтобы ответить на этот вопрос, определите главное и зависимое слово в названных словосочетаниях. Для этого задайте вопрос. Слово, от которого задаем вопрос, является главным, второе – зависимым.

— Итак, мы с вами установили смысловую связь. При разборе словосочетания над главным словом ставится значок и стрелка с вопросом к зависимому слову. (Учитель показывает образец графического обозначения главного и зависимого слова).

Сделаем вывод : словосочетание состоит из двух частей: главной, от которой ставится вопрос, и зависимой, которая отвечает на этот вопрос.

IV . Первичное закрепление с комментированием.

Моделирование словосочетаний (слайд 6) .

Работа с карточкой. Прочитайте.

Наловить, раки; корзина, раки, с; шептались, корзина, в; костяной, клешни; длинный, усы; вытаскивали, раки; вылезли, дорожку, на; горный, раки.

Проблемный вопрос: Почему эти сочетания слов нельзя назвать словосочетаниями? (Они не связаны между собой).

Восстановим ее. Как это можно сделать? (Изменить окончания, вставить предлоги). Составьте возможные словосочетания, запишите их, показав стрелками зависимость между частями словосочетания. Почему нельзя составить словосочетания из двух последних слов? (Это случайный подбор слов; сочетание их лишено смысла, поэтому они не образуют словосочетания.)

Сделаем вывод: «Главное и зависимое слова связаны по смыслу и грамматически. Смысловая устанавливается по вопросам».

Итак, дайте определение, что же такое словосочетание? (Словосочетание — это сочетание слов. Оно состоит из двух частей: главной, от которой ставится вопрос, и зависимой, которая отвечает на этот вопрос. Главное и зависимое слова связаны по смыслу и грамматически. Смысловая устанавливается по вопросам).

2) Работа с учебником.

— Давайте теперь обратимся к учебнику и сравним наш вывод с материалом учебника. Откроем страницы 61, 62, прочитаем то, что выделено розовым цветом. Все ли мы сказали? Кто самый внимательный? Какая информация оказалась новой для вас? ( Слова связаны между собой грамматически: с помощью окончания или окончания с предлогом ).

V . Включение нового способа действий в систему знаний.

1) Работа с текстом (слайд 7).

Внимательно прослушайте сказку М.М. Пришвина, приготовьтесь её пересказать.

Всю ночь бабушка с внучкой вытаскивали раков, наловили целую большую корзину и утром собрались назад, за десять верст к себе в деревню.

Солнышко взошло, бабушка с внучкой идут, распарились, разморились. Им уже не до раков, только бы добраться домой.

Раки в корзине шептались за спиной бабушки.

О чем они шепчутся? — спросила Зиночка.

А раки совсем не шептались. Они только терлись друг об друга шершавыми костяными бочками, клешнями, усиками, шейками, и от этого казалось, будто от них шепот идет. Не умирать раки собирались, а жить хотели. Каждый рак все свои ножки пускал в ход, чтобы хоть где-нибудь найти дырочку. Вот один рак вылез, за ним другой, и пошло: из корзинки на бабушкину юбку, с юбки — на дорожку, с дорожки — в траву, а из травы — рукой подать речка. (По М. Пришвину).

Понравилась вам сказка М.М. Пришвина. Как можно озаглавить ее? (О чем шепчутся раки).

— О чём в ней говорится? Над чем она заставляет задуматься? Обоснуйте свое мнение.

4) Работа с предложением (слайд 8) .

Раки в корзине шептались за спиной бабушки.

— Выпишите все возможные словосочетания. Сделайте вывод о том, что не является словосочетанием . (Грамматическая основа не является словосочетанием).

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом к себе прижмем,

А потом их разведем,

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей.

VII . Закрепление изученного (слайд 9) .

1) Игра «Сколько словосочетаний в тексте?» ( Работа с карточкой).

Прочитайте предложения, подчеркивая основы. Выпишите словосочетания, укажите главное и зависимое слово.

М.М. Пришвин придумал сказку о хитрых раках, которым удалось ускользнуть из корзины бабушки и внучки. Писатель учит нас быть добрыми, знать и понимать природу, беречь её и любить.

Сколько словосочетаний вы выписали?

2) Проверка работы.

VIII . Контроль изученного.

1) Самостоятельная работа (слайд 10) .

— А сейчас я предлагаю решить тест и самостоятельно оценить его.

1. В каком словосочетании неверно выделено главное слово?

А) Шагать быстро;

Б) серебристая река;

В) мокрый от дождя;

Г) задорно танцевать.

2. В каком словосочетании неверно выделено главное слово?

А) Играть в снежки;

Б) подвижные дети;

В) смотри т далеко;

Г) гуляешь с друзьями.

3. Какое сочетание слов не является словосочетанием?

А) Посетить музей;

Б) выставочный зал;

В) недалеко от дома;

Г) школа закрылась.

4. Какое сочетание слов не является словосочетанием?

Б) лежит и мечтает;

В) игра в волейбол;

Г) помощь родителям.

2) Самопроверка и самооценка (слайд11).

Критерии оценивания теста.

Ошибки отсутствуют — «5».

IX . Обобщение и систематизация полученных знаний.

— Над какой темой мы сегодня работали? Что нового узнали?

2) Задание «Закончи предложения» (слайд 12).

Смысловая связь в словосочетании устанавливается…

Не являются словосочетанием…

-Что на уроке получилось лучше всего?

4) Объявление оценок.

X . Домашнее задание (слайд 13).

1. Правило на с. 61, 62. (для всех).

2. Задание на выбор.

а) Выполни упражнение 28 (по заданию).

б) Спиши из книги, которую читаешь сейчас, 1 понравившееся предложение, подчеркни в нем грамматическую основу и выпиши все словосочетания, графически обозначив их строение.

Наловить, раки; корзина, раки, с; шептались, корзина, в; костяной, клешни; длинный, усы; вытаскивали, раки; вылезли, дорожку, на; горный, раки.

Составьте возможные словосочетания, запишите их, показав стрелками зависимость между частями словосочетания. Почему нельзя составить словосочетания из двух последних слов?

Задание. Прочитайте предложения, подчеркивая основы. Выпишите словосочетания, укажите главное и зависимое слово.

М. М. Пришвин придумал сказку о хитрых раках, которым удалось ускользнуть из корзины бабушки и внучки. Писатель учит нас быть добрыми, знать и понимать природу, беречь её и любить.

Сколько словосочетаний в предложениях?

Задание. Закончите следующие предложения.

Смысловая связь в словосочетании устанавливается…

Не являются словосочетанием…

О чем шепчутся раки

Всю ночь бабушка с внучкой вытаскивали раков, наловили целую большую корзину и утром собрались назад, за десять верст к себе в деревню.

Солнышко взошло, бабушка с внучкой идут, распарились, разморились. Им уже не до раков, только бы добраться домой.

Раки в корзине шептались за спиной бабушки.

О чем они шепчутся? — спросила Зиночка.

А раки совсем не шептались. Они только терлись друг об друга шершавыми костяными бочками, клешнями, усиками, шейками, и от этого казалось, будто от них шепот идет. Не умирать раки собирались, а жить хотели. Каждый рак все свои ножки пускал в ход, чтобы хоть где-нибудь найти дырочку. Вот один рак вылез, за ним другой, и пошло: из корзинки на бабушкину юбку, с юбки — на дорожку, с дорожки — в траву, а из травы — рукой подать речка.

1 . В каком словосочетании неверно выделено главное слово?

А) Шагать быстро;

Б) серебристая река;

В) мокрый от дождя;

Г) задорно танцевать.

2. В каком словосочетании неверно выделено главное слово?

А) Играть в снежки;

Б) подвижные дети;

В) смотри т далеко;

Г) гуляешь с друзьями.

3. Какое сочетание слов не является словосочетанием?

А) Посетить музей;

Б) выставочный зал;

В) недалеко от дома;

Г) школа закрылась.

4. Какое сочетание слов не является словосочетанием?

Б) лежит и мечтает;

В) игра в волейбол;

Г) помощь родителям.

Критерии оценивания теста.

Ошибки отсутствуют — «5».

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2018.

Русский язык. 5 класс. Технологические карты уроков по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. Составитель Цветкова Г.В. — Волгоград: Учитель, 2014. – 315 с.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Словосочетание. Средства грамматической связи слов в словосочетании

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Словосочетание как единица синтаксиса.
  2. Средства связи слов в словосочетании.
  3. Разбор словосочетания.

Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.

Подчинительная связь – связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.

Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.

Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже.

Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу.

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1//Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – С. 61 – 65, 65 – 66.

1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1/Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – С. 148.

2. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1/ Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. — С. 121.

3. Постникова И. И., Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов./ Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: «Просвещение», 2007. – С. 232 – 248.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.

Подчинительная связь связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому задаётся вопрос.

Наслаждаться (чем?) – тишиной.

Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в названии предметов (номинативная функция), но словосочетание делает это более детально. Сравните: «стол – деревянный стол, ученический стол, кухонный стол».

От слова словосочетание отличается тем, что состоит из двух и более самостоятельных слов. Значение словосочетаний складывается из значений слов, которые входят в его состав.

От предложения словосочетание отличается тем, что не является самостоятельной единицей общения: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями. Словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Подморозило.), а словосочетание нет.

Как из слов «восхищаться, картина, сидеть, урок» построить словосочетания? Для этого надо связать слова по смыслу и грамматически. Грамматическим средством связи является окончание или окончание и предлог.

Восхищаться (чем?) картиной.

Сидеть (где?) на уроке.

Наречия с главным словом соединяются только по смыслу, так как наречие – неизменяемая часть речи. Бежать (как?) быстро.

Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слова.

Рассмотрим предложение. «Первый луч солнца выглянул из-за тучи». В этом предложении выделяются следующие словосочетания: луч (какой?) первый, луч (чего?) солнца, выглянул (откуда?) из-за туч. Грамматическая основа луч выглянул не является словосочетанием. Также не является словосочетанием имя и фамилия (Иванов Саша учится в пятом классе)

Чтобы вычленить словосочетания из предложения надо:

  1. выделить грамматическую основу;
  2. выделить словосочетания, имеющие отношение к подлежащему;
  3. выделить словосочетания, имеющие отношение к сказуемому;
  4. выделить словосочетания группы второстепенных членов.

Модель словосочетания показывает, какое слово является главным, какое – зависимым и какими частями речи они выражены.

Любимый урок – прил. + сущ.

Помощь брату – сущ. + сущ.

Поехать на автобусе – гл. + сущ.

Со строением словосочетаний связано грамматическое значение. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:

  1. определительные: предмет и его признак – «солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку»;
  2. объектные: действие и предмет, на который оно направлено – «стремиться к знаниям, защищать Родину; действие и орудие действия – стучать молотком»;
  3. обстоятельственные: действие и место, время, причина совершения действия – «уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одеться модно».

Словосочетания могут иметь различную модель, но выражать одинаковые значения, т.е. быть синонимичными. Например, деревянный стол (прил.+ сущ) – стол из дерева (сущ.+ сущ.), мамина книга (прил.+ сущ) – книга мамы (сущ.+ сущ), идти радостно (гл.+ наречие) – идти с радостью (гл. + сущ.). Вместе с моделью словосочетания меняется и тип подчинительной связи: согласование – управление, примыкание – управление.

По тому, какой частью речи выражено главное слово, принято выделять именные, глагольные и наречные словосочетания. Рассмотрим несколько словосочетаний. Пятый класс – главное слово выражено именем существительным, следовательно, это именное словосочетание; высокий дом – именное; бежать быстро – главное слово выражено глаголом, следовательно, это глагольное словосочетание; читать книгу – глагольное; очень холодно – главное слово выражено наречием, следовательно, это наречное словосочетание; необычайно интересно – наречное.

Чтобы выполнить разбор словосочетания, надо

  1. назвать главное и зависимое слово, поставить вопрос;
  2. определить, какими частями речи выражены главное и зависимое слово;
  3. назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог);
  4. определить модель словосочетания;
  5. определить тип связи.

Конспект словосочетание строение словосочетаний 5 класс

Теоретический материал для углублённого изучения

Виды связи слов в словосочетаниях

Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Например, «в новом доме» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., П.п.); «деревянного стола» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., Р.п.).

Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже. Например, «видеть (что?) дом» (В.п.); «сидеть (на чём?) на траве (П.п.)».

Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу. Например, «бегать быстро», «учиться отлично».

При определении вида связи в словосочетании удобно пользоваться таблицей, в которой отражены вопросы от главного слова к зависимому и модель словосочетания.

Формы связи зависимого слова от главного

Зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное

Зависимое слово ставится при главном в определённом падеже

Зависимое слово связано с главным только по смыслу

💡 Видео

Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать

Русский 5 Словосочетание  Разбор словосочетания

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать

5 класс. Русский язык. Словосочетания

Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Урок по теме "Словосочетание. Виды словосочетаний по главному слову", 5 классСкачать

Урок по теме  "Словосочетание. Виды словосочетаний по главному слову", 5 класс

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языку

Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание
Поделиться или сохранить к себе: