Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Тема: «Словосочетание в предложении»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тема: «Словосочетание в предложении»
Видео:Русский язык 4 класс (Урок№65 - Текст. Предложение. Словосочетание.)Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 344.56 КБ |
prezentatsiya.ppt | 1.12 МБ |
Видео:4 класс. Русский язык. СловосочетаниеСкачать
Предварительный просмотр:
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Конспект урока по русскому языку
Тема: Словосочетание в предложении
- закрепить знания учащихся о способах связи слов в словосочетаниях;
- проверить умения учащихся различать способы связи слов в словосочетаниях;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе
- повторить изученное о словосочетании и о способах связи слов в словосочетаниях;
- совершенствовать каллиграфический навык письма;
- совершенствовать орфографическую зоркость;
- учить обобщать, делать выводы;
- развивать умение работать с различными источниками информации;
- формировать умение целенаправленно работать в парах;
Коммуникативные УУД: развитие связной монологической и диалогической речи, умение слушать, высказывать свое мнение, работать в сотрудничестве
Регулятивные УУД: постановка темы урока, цели деятельности, внутренний план действий, самоконтроль, самооценка
Личностные УУД: воспитание чувства прекрасного, любви к природе, искусству, родному языку, к Родине
Тип урока : урок – закрепление.
Вид урока: урок – путешествие
I. Организационный момент
Здравствуйте, давайте улыбнёмся друг другу. Проверьте свою готовность к уроку. Настроим нашу работу следующим образом. «Разминка пальцев». Желаю (большой) успеха (указательный) большого (средний) во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).
Фронтальная форма работы. Настрой на работу
Актуализация опорных знаний
— Откройте тетради запишите число – классная работа. Сейчас мы проведём небольшой диктант (2 человека у доски)
Идти вверх, сверкать везде, оборона Мурманска, труд хлебороба, победа над фашизмом, личная свобода, металлический забор, столица России
— Обратите внимание на экран ( Слайд 2 ), прочитайте что написано и скажите как это можно назвать, почему и чем они отличаются (1-е предложение, 2-е словосочетание)
Фронтальная форма работы
Постановка целей и задач урока
— Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Слайд 3)
-Как вы думаете, какую работу мы будем выполнять. Чему мы будем учиться на уроке? ( Учиться распространять простые предложения с помощью словосочетаний)
Фронтальная форма работы Целеполагание
Изучение нового материала
Перед вами представлен ряд станций
(Слайд 4), которые мы должны будем вместе пройти: теоретическая, схематическая, практическая, игровая, конструкторская, итоговая.
Также у вас на столах есть карточки-путеводители, в которых вы по прохождении каждой станции будете оценивать свою работу (Приложение 1).
1) Станция “Теоретическая”.
1. Отметь объедения слов, которые являются словосочетаниями (Слайд 5)
2. Сколько типов связи слов в словосочетании есть в русском языке? (Слайд 6)
3. Тип связи в словосочетании «интересный фильм»? (Слайд 7)
4. Тип связи в словосочетании «бегает быстро» (Слайд 8)
5. Тип связи в словосочетании «гуляет с сестренкой» (Слайд 9)
Оцените себя в листах оценивания.
2) Станция “Схематическая”. (Слайд 10)
Задание : составь и запиши словосочетания по предложенным схемам, определи тип связи составленных тобой словосочетаний.
Предмет (какой?)… действие (как?)…
Действие (когда)… предмет (какая?)…
Действие (с кем?) . действие (кому?)…
Приведи примеры. Проверка
Оцените себя в листах оценивания.
3) Станция “Практическая”. (Слайд 11)
Каждая группа по цепочки дополняет предложения и определяет тип связи, доказывая свой выбор. Запишите полученные предложения.
ДУЕТ (в парке, с запада) ВЕТЕР. (примыкание)
ЛЕТЯТ (желтые, березовые, сухие) ЛИСТЬЯ. (согласование)
ОНИ (тихо, медленно, плавно) КРУЖАТ. (примыкание)
МАМА (с сыном, с подругой) ГУЛЯЕТ. (управление)
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 65. Текст. Предложение. Словосочетание
Вопросы, рассматриваемые на уроке
На этом уроке мы систематизируем полученные в начальной школе знания о тексте, предложении и словосочетании. Повторим основные правила пунктуации и потренируемся применять их на практике
Текст – это высказывание, в котором два или несколько предложений связаны по смыслу и объединены общей темой.
Описание – тип текста, в котором описываются люди, животные, события.
Повествование – тип текста, в котором повествуется, рассказывается о чём-либо.
Рассуждение – тип текста, в котором что-либо объясняется или доказывается.
Повествовательное предложение содержит повествование, сообщение, рассказ о чём-либо.
Вопросительное предложение содержит вопрос.
Побудительное предложение содержит побуждение (просьбу, требование, приказ).
Восклицательное предложение – предложение с яркой эмоциональной окраской. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак.
Простое предложение – предложение, в котором одна грамматическая основа.
Сложное предложение – предложение, в котором две или несколько грамматических основ.
Распространённое предложение – предложение, в котором есть второстепенные члены.
Нераспространённое предложение – предложение, в котором есть только главные члены.
Главное слово – слово в словосочетании, от которого ставится вопрос.
Зависимое слово – слово в словосочетании, к которому ставится вопрос.
• Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с. С. 8-41
• Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. С. 7-29.
• Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
• Успенский Л.В. Слово о словах. – М.: АСТ; Зебра Е, 2009. – 496 с. С. 419-426
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Тема нашего урока: «Текст. Предложение. Словосочетание».
Текст – это высказывание, в котором два или несколько предложений связаны по смыслу и объединены общей темой. Прочтите предложения.
На горе стоит дом.
Почему некоторые слова называют словарными?
Эти три предложения не составляют текста. Они никак не связаны между собой, да и темы разные. Составим текст с каждым из этих предложений.
На горе стоит дом. Из трубы тянется уютный дымок. Рядом с домом пасутся корова с телёнком.
О чём этот текст? О доме и его окрестностях. К этому тексту можно задать вопрос: какой? Это описание.
Теперь возьмём предложение: Лев зарычал.
И составим текст с ним.
Лев зарычал. Посетители сразу отпрянули от клетки. Но лев только сверкнул глазами и ушёл в дальний угол вольера.
Этот текст – повествование. Он рассказывает о неких событиях и к нему можно задать вопрос: что произошло?
И, наконец третье предложение.
Почему некоторые слова называют словарными? Так обычно говорят о словах, которые пишутся не по правилам или их трудно проверить. Написание таких слов лучше всего проверить по словарю. Поэтому их так и называют – словарные.
В этом тексте нечто объясняется, доказывается. Такой текст называется «рассуждение». К нему можно задать вопрос: «Почему?».
Итак, тексты бывают трёх типов: повествование, описание и рассуждение (Конечно, в любом тексте нам может встретиться и сочетание этих типов в разных пропорциях).
У предложений тоже выделяют виды. Например, в зависимости от цели высказывания.
Вспомним: по цели высказывания предложения бывают повествовательными (например, На горе стоит дом.), вопросительными (Почему некоторые слова называют словарными?) и побудительными (Не подходите близко к леткам с хищниками!).
По интонации (или еще говорят: по эмоциональной окраске) предложения могут быть восклицательными и невосклицательными (Например: Не рвите цветы на клумбах! Передайте, пожалуйста, соль).
Лев сверкнул глазами и ушёл в дальний угол вольера.
При разборе предложения по членам сначала надо выделить грамматическую основу: подлежащее и сказуемое.
О ком говорится в этом предложении? О льве. Слово Лев стоит в именительном падеже – это подлежащее. Лев что сделал? Сверкнул и ушёл. Это сказуемые. Они однородные, так как относятся к одному слову и являются одним членом предложения.
Запятая между ними не ставится, так как они связаны союзом И. Остальные члены предложения: глазами, в угол, вольера, дальний – второстепенные.
Это предложение повествовательное, невосклицательное. Простое (так как в нём одна грамматическая основа) и распространённое, так как, в нём есть второстепенные члены предложения).
Сравним это предложение вот с таким:
Лев зарычал, и посетители сразу отпрянули от клетки.
В этом предложении тоже есть союз И, но перед ним мы видим запятую. Это потому, что данное предложение – сложное. В нём две грамматические основы: Лев зарычал и Посетители отпрянули. Важно отличать сложное предложение от простого предложения с однородными членами.
Выпишем все словосочетания из этих двух предложений.
отпрянули от клетки,
Почему мы не выписали сочетания:
лев зарычал, посетители отпрянули, сверкнул и ушёл?
Основа предложения не является словосочетанием, потому что она уже составляет предложение. А однородные члены также не считают словосочетанием, потому что в словосочетании всегда есть главное и зависимое слово. От главного слова можно поставить к зависимому вопрос.
Отпрянули (как?) сразу
в угол (какой?) дальний.
Однородные члены предложения потому и называются однородными, что они равноправны, у них нет главного и зависимого слова, поэтому они не образуют словосочетания.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.
1. Выберите, о каком типе текста здесь говорится:
Есть тексты, в которых о чём-то повествуется, рассказывается. К такому тексту можно задать вопросы: когда? где? что произошло? Эти текст-_________.
Правильный ответ 2) Повествование.
2. Составьте из данных слов предложение с однородными подлежащими и наберите его.
Слова для справок:
Грачи, скворцы и жаворонки улетают зимой в южные страны.
Видео:Русский язык 4 класс (Урок№12 - Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое слово.)Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему «Предложение и словосочетание. Урок 1» (4 класс)
Конспект урока по русскому языку
Тема: Предложение и словосочетание.
Цели: повторить признаки предложения; закреплять умение выделять словосочетания из предложения; развивать познавательный интерес, умение обобщать и анализировать; воспитывать интерес к урокам русского языка.
Тип урока : закрепление изученного материала.
— знают основные понятия темы: словосочетание, простое предложение, распространенное предложение;
— различают типы подчинительной связи словосочетание.
познавательные — структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
коммуникативные — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
регулятивные — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
личностные — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
I . Организационный момент
II . Актуализация знаний
— Прочитайте слова. (На карточках.)
— Почему слова записаны в два столбика? (В первом столбике записаны слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением, а во втором — слова с безударными гласными, проверяемыми ударением.)
— Назовите проверочные слова для слов второго столбика.
— Запишите слова под диктовку.
Холодок, колосок, голова, борода, веселить, хлопотливый, борозда, далеко, голодание, трепетание, вечера.
(Проверка по образцу, самооценка.)
— Составьте словосочетания с этими словами.
— Почему вы считаете, что это не предложения? (Не выражают законченную мысль.)
— Дополните словосочетания до предложений.
— Как вы думаете, какую тему мы будем повторять на уроке, какие умения закреплять?
— Какие цели поставите перед собой в связи с темой?
IV . Работа по теме урока
Работа по учебнику
(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)
— Докажите, что это предложение.
— Как предложение обозначается на письме?
— Назовите орфограммы, которые встретились в предложении.
— Прочитайте предложение орфографическим способом.
— Расскажите его друг другу в парах. (Письмо по памяти. Самопроверка по учебнику.)
— Подчеркните основу предложения. Можно ли её назвать словосочетанием? (Нет. Это нераспространённое предложение.)
— Как выписать словосочетания из предложения? (1. Ставим вопросы от подлежащего. 2. Ставим вопросы от сказуемого. 3. Ставим вопросы от второстепенных членов.)
— Выпишите все словосочетания из предложения. (Проверка. Один ученик читает словосочетания, остальные проверяют.)
VI . Продолжение работы по теме урока
Между берёзками рос могучий дуб. Кабаны часто питались его плодами. В его ветвях соловей напевал свои песни. Дуб защищал птичку от палящего солнца, листьями укрывал в ненастные дни. Лишь бы не кончалась соловьиная песня!
Только с дятлом не дружил дуб, не любил его стука. Скоро у дерева от червяков и жучков опала листва, кора испортилась.
Доброе сердце было у дятла. Пожалел он горемыку, очистил долгожителя от вредителей.
VII . Подведение итогов урока
— Какую тему мы повторяли сегодня на уроке?
— Кто доволен своими знаниями по этой теме?
— Оцените свою работу на уроке.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
🔍 Видео
Простые и сложные предложения. Чем отличается простое предложение от сложного?Скачать
Словосочетание. Видеоурок 4.1. Русский язык 4 классСкачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Cловосочетание | Русский язык 4 класс #7 | ИнфоурокСкачать
Русский язык. 4 класс. Составление словосочетаний и предложений с именами существительнымиСкачать
Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать
Русский язык 3 класс (Урок№13 - Знания по разделу «Текст. Предложение. Словосочетание».)Скачать
Русский язык 3 класс (Урок№80 - Текст. Предложение. Словосочетание.)Скачать
Русский язык 4 класс (Урок№23 - Фразеологизмы.)Скачать
Связь слов в предложенииСкачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Русский язык. 4 класс. Составление словосочетаний, предложений с местоимениямиСкачать
Русский язык. 4 класс. Составление словосочетаний, предложений с именами числительными /25.12.2020/Скачать
"Словосочетание", Русский язык 4 класс ч.1, Школа РоссииСкачать