Композитум или композитум ударение

Содержание
  1. Фонетический разбор слова «композитум»
  2. Фонетический разбор «композитум»:
  3. «Композитум»
  4. Характеристики звуков
  5. Смотрите также:
  6. Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
  7. Морфологический разбор слова «композитум»
  8. Фонетический разбор слова «композитум»
  9. Карточка «композитум»
  10. Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
  11. Что такое фонетический разбор?
  12. Фонетическая транскрипция
  13. Как сделать фонетический разбор слова?
  14. Пример фонетического разбора слова
  15. Фонетика и звуки в русском языке
  16. Гласные звуки в словах русского языка
  17. Фонетика: характеристика ударных гласных
  18. Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
  19. Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
  20. При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
  21. Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
  22. Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
  23. Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
  24. Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
  25. Позиционное оглушение/озвончение
  26. Мягкие согласные в русском языке
  27. Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
  28. Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
  29. Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
  30. Антигомотоксическая терапия при нейрогенной дисфункции мочевого пузыря
  31. Материалы и методы исследования
  32. Результаты исследований
  33. Коррекция дисбиоза
  34. Коррекция рН мочи и лечение инфекционных заболеваний мочевых путей
  35. Коррекция вегетативной нервной регуляции
  36. Гиперрефлекторный мочевой пузырь
  37. Гипорефлекторный мочевой пузырь
  38. НДМП в сочетании с циститом
  39. НДМП и конституциональные типы
  40. НДМП и нарушения эндокринной системы
  41. Церебрум Композитум Н : инструкция по применению
  42. Состав
  43. Лекарственная форма
  44. Фармакологическая группа
  45. Показания
  46. Противопоказания
  47. Способ применения и дозы
  48. Побочные реакции

Видео:Что такое ударение ?Скачать

Что такое ударение ?

Фонетический разбор слова «композитум»

Видео:ТЕСТ НА УДАРЕНИЕ | Русский языкСкачать

ТЕСТ НА УДАРЕНИЕ | Русский язык

Фонетический разбор «композитум»:

Видео:ЦеребрумСкачать

Церебрум

«Композитум»

Видео:Русский язык 10 класс (Урок№5 - Ударение. Фонетика и орфография.)Скачать

Русский язык 10 класс (Урок№5 - Ударение. Фонетика и орфография.)

Характеристики звуков

Видео:Русский язык. Фонетика. УдарениеСкачать

Русский язык. Фонетика. Ударение

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»

Морфологический разбор слова «композитум»

Фонетический разбор слова «композитум»

Карточка «композитум»

Видео:html кавычки и другие знаки в кодеСкачать

html кавычки и другие знаки в коде

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Аа«а»Бб«бэ»Вв«вэ»Гг«гэ»
Дд«дэ»Ее«е»Ёё«йо»Жж«жэ»
Зз«зэ»Ии«и»Йй«й»Кк«ка»
Лл«эл»Мм«эм»Нн«эн»Оо«о»
Пп«пэ»Рр«эр»Сс«эс»Тт«тэ»
Уу«у»Фф«эф»Хх«ха»Цц«цэ»
Чч«чэ»Шш«ша»Щщ«ща»ъ«т.з.»
Ыы«ы»ь«м.з.»Ээ«э»Юю«йу»
Яя«йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Видео:Вариативность ударения в русском языке – Александр ПиперскиСкачать

Вариативность ударения в русском языке – Александр Пиперски

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч’о́рный’]
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар’]
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Видео:Свои яйцеклетки. Как получить СВОИ ЯЙЦЕКЛЕТКИ и забеременеть? ДЕГИДРОЭПИАНДРОСТЕРОН (ДГЭА)Скачать

Свои яйцеклетки. Как получить СВОИ ЯЙЦЕКЛЕТКИ и забеременеть?  ДЕГИДРОЭПИАНДРОСТЕРОН (ДГЭА)

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Видео:АБдукция или АДдукция? Как правильно?Скачать

АБдукция или АДдукция? Как правильно?

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Видео:GUNA 11 11 2017 Имунология ч 6 Лекция Северинова С А Клинические случаиСкачать

GUNA 11 11 2017 Имунология ч 6  Лекция Северинова С А  Клинические случаи

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Видео:Естественная метаболическая терапия при заболеваниях сердечно-сосудистой системыСкачать

Естественная метаболическая терапия при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Видео:Рак крови, чем можем помочь?Скачать

Рак крови, чем можем помочь?

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’ у ´сл’и], ключ [кл’ у ´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Видео:Гомотоксикология спинаСкачать

Гомотоксикология спина

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа д о ‘ма].
  • Новые дома [но’выэ д а ма’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [г о ‘ры] — [г а ра’];
  • он — онлайн = [ о ‘н] — [ а нла’йн]
  • свид е т е льница = [св’ид’ э ‘т’ и л’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
  • е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

Видео:Языкознание для всех! Фонетика 1. Акустическая структура звукаСкачать

Языкознание для всех! Фонетика 1. Акустическая структура звука

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [ йо´ жыц:а], ёлочный [ йо´ лач’ный], ёжик [ йо´ жык], ёмкость [ йо´ мкаст’];
    • — ювелир [ йув ’ил’и´р], юла [ йу ла´], юбка [ йу´ пка], Юпитер [ йу п’и´т’ир], юркость [ йу ´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [ йэ´ л’], езжу [ йэ´ ж:у], егерь [ йэ´ г’ир’], евнух [ йэ´ внух];
    • — яхта [ йа´ хта], якорь [ йа´ кар’], яки [ йа´ ки], яблоко [ йа´ блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — пр иё мник [пр’ийо´мн’ик], п оё т [пайо´т], кл юё т [кл’у йо ´т];
    • — аю рведа [а йу р’в’э´да], п ою т [па йу ´т], тают [та´ йу т], каюта [ка йу ´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад йу ‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’ йу´ ], деревья [д’ир’э´в’ йа ], друзья [друз’ йа´ ], братья [бра´т’ йа ], обезьяна [аб’из’ йа´ на], вьюга [в’ йу´ га], семья [с’эм’ йа´ ]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
    • лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’ йи н’и´т], изъявить [из йи в’и´т’], объявление [аб йи вл’э´н’ийэ], съедобный [с йи до´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’ йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’ йи’ х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’ йи ], нет семьи [с’им’ йи´ ], судьи [су´д’ йи ], ничьи [н’ич’ йи´ ], ручьи [руч’ йи´ ], лисьи [ли´с’ йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павил ьо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтал ьо н, шампин ьо н, шин ьо н, компан ьо н, медал ьо н, батал ьо н, гил ьо тина, карман ьо ла, мин ьо н и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [ж о´ лтый], шёлк [ш о´ лк], целый [ц э´ лый], рецепт [р’иц э´ пт], жемчуг [ж э´ мч’ук], шесть [ш э´ ст’], шершень [ш э´ ршэн’], парашют [параш у´ т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’ о´ фка], лёгкий [л’ о´ хк’ий], опёнок [ап’ о´ нак], актёр [акт’ о´ р], ребёнок [р’иб’ о´ нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’ э´ н’], зеркало [з’ э´ ркала], умнее [умн’ э´ йэ], конвейер [канв’ э´ йир];
    • я – [а]: котята [кат’ а´ та], мягко [м’ а´ хка], клятва [кл’ а´ тва], взял [вз’ а´ л], тюфяк [т’у ф’ а´ к], лебяжий [л’иб’ а´ жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’ у´ ф], людям [л’ у´ д’ам ], шлюз [шл’ у´ с], тюль [т’ у´ л’], костюм [кас’т’ у´ м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [ат э´ л’], бретелька [бр’ит э´ л’ка], тест [т э´ ст], теннис [т э´ н:ис], кафе [каф э´ ], пюре [п’ур э´ ], амбре [амбр э´ ], дельта [д э´ л’та], тендер [т э´ ндэр], шедевр [шэд э´ вр], планшет [планш э´ т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — з е рно [з’ и рно´], з е мля [з’ и мл’а´], в е сёлый [в’ и с’о´лый], зв е нит [з’в’ и н’и´т], л е сной [л’ и сно´й], м е телица [м’ и т’е´л’ица], п е ро [п’ и ро´], прин е сла [пр’ин’ и сла´], в я зать [в’ и за´т’], л я гать [л’ и га´т’], п я тёрка [п’ и т’о´рка]

Видео:02. Русский язык 8 класс - Фонетика. Лексика. Орфография.Скачать

02. Русский язык 8 класс - Фонетика. Лексика. Орфография.

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: б анан — б елка,
    • [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
    • [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
    • [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
    • [з] — [з’]: з вон — з ефир,
    • [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
    • [л] — [л’]: л одка — л юкс,
    • [м] — [м’]: м агия — м ечты,
    • [н] — [н’]: н овый — н ектар,
    • [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
    • [р] — [р’]: р омашка — р яд,
    • [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
    • [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
    • [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
    • [х] — [х’]: х орек — х ищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Видео:Бытовая предметная лексика - Борис ИомдинСкачать

Бытовая предметная лексика - Борис Иомдин

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
  • перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Видео:Заболевания женской МПС-Баранова-2013-10-22Скачать

Заболевания женской МПС-Баранова-2013-10-22

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ н’з ’ийа], рецензия [р’ицеэ н’з ’ийа], пенсия [пэ н’с’ ийа], ве [н’з’] ель, лице́ [н’з’] ия, ка [н’д’] идат, ба [н’д’] ит, и [н’д’] ивид, бло [н’д’] ин, стипе [н’д’] ия, ба [н’т’] ик, ви [н’т’] ик, зо [н’т’] ик, ве [н’т’] илъ, а [н’т’] ичный, ко [н’т’] екст, ремо [н’т’] ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стака нч ик [стака′н’ч’ик], сме нщ ик [см’э′н’щ’ик], по нч ик [по′н’ч’ик], каме нщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульва рщ ина [бул’ва′р’щ’ина], бо рщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жи знь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» — как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [ щ’: о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’э щ’ ч’ исла´], с чем-то [ щ’ч’ э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ ч’: ик], моло дч ик [мало´ ч’: ик], о тч ёт [а ч’: о´т].

Видео:Органическое поражение мозга, психоз, ЭСТ и снижение интеллектаСкачать

Органическое поражение мозга, психоз, ЭСТ и снижение интеллекта

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:] : счастье [ щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’и щ’: а´н’ик], разносчик [разно´ щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:] : резчик [р’э´ щ’: ик], грузчик [гру´ щ’: ик], рассказчик [раска´ щ’: ик];
  • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [му щ’: и´на];
  • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′ щ’: итый];
  • стч → [щ’:] : жёстче [жо´ щ’: э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´ щ’: ик], бороздчатый [баро´ щ’: итый];
  • сщ → [щ’:] : расщепить [ра щ’: ип’и′т’], расщедрился [ра щ’: э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’] : отщепить [а ч’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [а ч’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ ч’щ’ этна], тщательно [ ч’щ’ ат’эл’на];
  • тч → [ч’:] : отчет [а ч’: о′т], отчизна [а ч’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ ч’: и′тый];
  • дч → [ч’:] : подчёркивать [па ч’: о′рк’иват’], падчерица [па ч’: ир’ица];
  • сж → [ж:] : сжать [ ж: а´т’];
  • зж → [ж:] : изжить [и ж: ы´т’], розжиг [ро´ ж: ык], уезжать [уйи ж: а´т’];
  • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ ш: ый], расшитый [ра ш: ы´тый];
  • зш → [ш:] : низший [н’и ш: ы′й]
  • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [ шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [ шт о н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’и ч’т а´т’ил’], почта [по´ ч’т а], предпочтение [пр’итпа ч’т ’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´ шн а′], скучно [ску´ шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´за ч’н ый], дачный [да´ ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Видео:Лекция 7. Часть 1. Лекарственные формы.Скачать

Лекция 7. Часть 1. Лекарственные формы.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн] : ме стн ый [м’э´ сн ый], тростник [тра с’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов ле стн ица, че стн ый, изве стн ый, радо стн ый, гру стн ый, уча стн ик, ве стн ик, нена стн ый, яро стн ый и прочих;
    • стл → [сл] : сча стл ивый [щ’:а сл ’и´вый’], сча стл ивчик, сове стл ивый, хва стл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск] : гига нтск ий [г’ига´ нск ’ий], аге нтск ий, президе нтск ий;
    • стьс → [с:] : ше стьс от [шэ с: о´т], взъе стьс я [взйэ´ с: а], кля стьс я [кл’а´ с: а];
    • стс → [с:] : тури стс кий [тур’и´ с: к’ий], максимали стс кий [макс’имал’и´ с: к’ий], раси стс кий [рас’и´ с: к’ий], бе стс еллер, пропаганди стс кий, экспрессиони стс кий, индуи стс кий, карьери стс кий;
    • нтг → [нг] : ре нтг ен [р’э нг ’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыба ться [улыба´ ц: а], мы ться [мы´ ц: а], смотри тся , сгоди тся , поклони ться , бри ться , годи тся ;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: де тс кий [д’э´ ц к’ий], бра тс кий [бра´ ц кий];
    • тс → [ц:] / [цс] : спор тс мен [спар ц: м’э´н], о тс ылать [а цс ыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: бра тц а [бра´ ц: а], о тц епить [а ц: ып’и´т’], к о тц у [к а ц: у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн] : по здн ий [по´ з’н’ ий], звё здн ый [з’в’о´ зн ый], пра здн ик [пра′ з’н ’ик], безвозме здн ый [б’извазм’э′ зн ый];
    • ндш → [нш] : му ндш тук [му нш ту´к], ла ндш афт [ла нш а´фт];
    • ндск → [нск] : голла ндск ий [гала´ нск ’ий], таила ндск ий [таила´ нск ’ий], норма ндск ий [нарма´ нск ’ий];
    • здц → [сц] : под у здц ы [пад у сц ы´];
    • ндц → [нц] : голла ндц ы [гала´ нц ы];
    • рдц → [рц] : се рдц е [с’э´ рц э], се рдц евина [с’и рц ыв’и´на];
    • рдч → [рч’] : се рдч ишко [с’э рч ’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: по дц епить [па ц: ып’и´т’], два дц ать [два´ ц: ыт’];
    • дс → [ц] : заво дс кой [зава ц ко´й], ро дс тво [ра ц тво´], сре дс тво [ср’э´ ц тва], Кислово дс к [к’иславо´ ц к];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц] : со лнц е [со´ нц э], со лнц естояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здра вств уйте [здра´ ств уйт’э], чу вств о [ч’у´ ств а], чу вств енность [ч’у´ ств ’инас’т’], бало вств о [бала ств о´], де вств енный [д’э´ ств ’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

Видео:Якубчик Н Н Биорегуляционный подход в гинекологииСкачать

Якубчик Н Н  Биорегуляционный подход в гинекологии

Антигомотоксическая терапия при нейрогенной дисфункции мочевого пузыря

Нейрогенная дисфункция мочевого пузыря (НДМП) — собирательное понятие, объединяющее большую группу нарушений его резервуарной и эвакуаторной функции, которые развиваются вследствие поражения механизмов регуляции мочеиспускания различного генеза и на разли

Neurogenic dysfunction of bladder (NDB) is a collective notion which combines a great number of disorders in its reservoir and evacuation function which develops as a result of affection of urination regulation mechanisms of different genesis at different levels. Functional correction of NDB must be directed to the optimisation of metabolism in organism and support of functional condition of organs responsible for homotoxin evacuation.

Нейрогенная дисфункция мочевого пузыря (НДМП) — собирательное понятие, объединяющее большую группу нарушений его резервуарной и эвакуаторной функции, которые развиваются вследствие поражения механизмов регуляции мочеиспускания различного генеза и на различном уровне (корковые, спинальные центры, периферическая иннервация) [2]. Нарушения в рефлекторной дуге «кора головного мозга — мочевой пузырь» (МП) могут быть органического или функционального характера. При обследовании большинства больных анатомический дефект в нервной системе, как правило, не обнаруживается, что позволяет говорить о функциональном характере НДМП.

Согласно литературным данным [3], причинами функциональных расстройств акта мочеиспускания и уродинамики являются:

  • несинхронное созревание систем регуляции акта мочеиспус­кания;
  • дисфункция вегетативной нервной системы (ВНС);
  • дисфункция нейроэндокринной регуляции МП;
  • нарушение чувствительности рецепторов МП;
  • нарушение биоэнергетики детрузора.

При этом ведущая роль принадлежит гипоталамо-гипофизарной недостаточности с задержкой созревания высших центров вегетативной регуляции нижнего отдела мочевого тракта и гормональной регуляции. По-видимому, долгосрочная нейроэндокринная регуляция функции МП тесно связана с регуляцией процессов обмена в организме и в особенности с регуляцией водно-солевого обмена гипоталамо-гипофизарной областью головного мозга и ВНС. Регуляторной роли ВНС принадлежит важное, если не решающее, значение в поддержании постоянства внутренней среды организма, т. е. гомеостаза [1]. Ее роль тесно переплетается с эндокринной регуляцией гомеостаза, особенно это касается действия половых гормонов.

Учитывая преимущественное представление в клетках МП нервных окончаний парасимпатического отдела ВНС, проявления НДМП связаны в основном с нарушением контроля функций МП со стороны парасимпатического отдела ВНС. Считается, что, несмотря на присутствие в клетках МП нервных окончаний симпатического отдела ВНС, нарушения в симпатической иннервации не приводят к выраженным нарушениям мочеиспускания [1].

Регулирующая роль ВНС в процессах метаболизма тесно связана также с иммунной системой через систему цитокинов, к которым относятся интерлейкины, лимфокины, монокины, интерфероны и ростовые факторы [4]. Цитокины способствуют обмену информацией между клетками иммунной, гормональной и нервной систем. По-видимому, особенности обменных процессов в организме нарушают процессы обмена информацией, осуществляемой цитокинами, и ослабляют иммунологическую защиту организма. Это приводит к снижению устойчивости организма к инфекционным агентам и на уровне мочеполовой системы манифестирует в виде пиелонефрита, цистита, уретрита, вульвовагинита.

Больные с НДМП функционального характера наиболее часто впервые обращаются к урологу или нефрологу, так как в клинике преобладает нефроурологическая симптоматика в виде нарушений акта мочеиспускания, которые проявляются в виде гипер- или гипорефлекторного мочевого пузыря.

Гипорефлекторный тип МП проявляется редкими моче­испусканиями с ослаблением или отсутствием позыва, увеличением объема выделенной мочи, иногда недержанием мочи по типу парадоксального недержания.

Гиперрефлекторный МП проявляется усилением позыва на мочеиспускание, поллакиурией, дизурией, часто дневным и/или ночным недержанием мочи. У большинства больных нарушения акта мочеиспускания проявляются как гиперрефлекторный мочевой пузырь. Как правило, у больных с НДМП выявляются различные жалобы на дисфункцию желудочно-кишечного тракта и гепатобилиарной системы, а также головные боли по типу мигренеподобных, нарушения сна, кардиологические жалобы, различные поведенческие отклонения. У большинства больных с этой патологией по данным УЗДГ определяются сосудистые нарушения в головном мозге и вертебробазилярной области, а также нарушения периферического кровообращения. У части детей присутствует аллергический компонент с кожными проявлениями, сезонным обострением симптоматики со стороны ЛОР-органов и эпизодами астматического бронхита. По-видимому, такая взаимосвязь осуществляется через влияние гистамина, рецепторы к которому обнаружены на мембранах мышечных клеток МП, а также с недостаточной активностью гистаминазы, синтезируемой в почках и расщепляющей гистамин.

Материалы и методы исследования

Проведенные нами исследования у более чем 100 детей с признаками НДМП позволили диагностировать функциональный характер НДМП.

Диагностика основывалась на данных УЗИ органов брюшной полости и мочеполовой системы с обязательным определением объема МП до и после акта мочеиспускания, урофлюорометрии. По показаниям у части больных была проведена экскреторная урография, цистография и цистоскопия. Лабораторные исследования включали исследование утренней порции мочи общей и из средней струи, определение кишечной и мочевой флоры, при необходимости исследование мазков из уретры и влагалища, проведение полимеразной цепной реакции на выявление хламидий, уреаплазм и цитомегаловируса. Определялась функция почек по данным пробы Зимницкого и клиренсовыми методами. Определялся электролитный состав крови и мочи. В суточной моче определялись ферменты — холинэстераза и лактатдегидрогеназа, щелочная фосфатаза, мочевая кислота, оксалаты, цистин, антикристаллообразующая способность мочи, тест на перекиси и кальцифилаксию. У большинства больных проведено УЗДГ сосудов шеи и головного мозга, электроэнцефалография, ЭХО-графия мозга.

Результаты исследований

Проведенные исследования показали, что у 80% детей диагностировался гиперрефлекторный МП и только у 20% — гипорефлекторный МП. Необходимо подчеркнуть, что больные с гипорефлекторным МП, как правило, активно не предъявляли жалоб на нарушения акта мочеиспускания и признаки гипорефлекторного МП в основном диагностировались по данным УЗИ и урофлюорометрии. У 2/3 больных определялись нарушения того или иного вида солевого обмена, что проявлялось в виде повышенной экскреции с мочой кальция, оксалатов, уратов, фосфатов, снижения антикристаллобразующей способности мочи с появлением в моче кристаллов солей, положительные тесты на кальцифилаксию и присутствие перекисей в моче. Таким образом, диагностировался симптомокомплекс метаболических нарушений с формированием дисметаболической нефропатии с НДМП.

Нарушения уродинамики, кровообращения и присоединение метаболических нарушений на фоне изменений рН мочи способствуют присоединению инфекции мочевых путей по типу цистита, уретрита и вульвовагинита, которые определялись у 1/3 больных.

У взрослых больных основной причиной НДМП были инфицирование урогенитальной системы и формирование мочекаменной болезни. У большинства этих больных выявлены те или иные нарушения кровообращения в вертебробазилярной области, сосудах головного мозга, по типу ангиоспазма, и нарушения венозного оттока. У части больных отмечались отклонения со стороны эндокринной системы в виде гипотиреоза, узлового зоба, климактерического синдрома у лиц женского пола. У мужчин выявлялись признаки простатита, а несколько больных имели аденому простаты I степени.

Электропунктурная диагностика по методу Фолля, проведенная нами более чем у 100 больных с жалобами на боли в животе и пояснице, на отклонения в акте мочеиспускания, головные боли, повышенную утомляемость, проявления аллергии, выявила различные сочетанные отклонения со стороны органов и систем в зависимости от преимущественной иннервации тем или иным отделом вегетативной нервной системы.

При диагностике биологически активных точек (БАТ) МП, как правило, выявлялись повышение или снижение активности БАТ тела МП, мочепузырного треугольника, пузырного сплетения, дна, шейки и сфинктера МП. Как правило, эти отклонения сочетались с изменениями активности в БАТ почек, уретры и органов половой системы. У части больных отмечались отклонения в БАТ щитовидной, паращитовидной желез, гипоталамо-гипофизарной области, надпочечников и тимуса.

Проведенные нами исследования позволяют предполагать, что в основе выявленных метаболических нарушений лежат конституционально-генетические особенности процессов метаболизма в организме, сопровождающиеся усилением процессов катаболизма и приводящие к возникновению эндогенного «метаболического» стресса. Развитие НДМП является проявлением недостаточной адаптации почек и МП к продуктам или гомотоксинам «метаболического» стресса, выводимых из организма через мочевую систему.

В свете вышеизложенного коррекция НДМП функционального характера должна быть направлена на оптимизацию обменных процессов в организме и поддержку функционального состояния органов, ответственных за выведения гомотоксинов. Комплекс терапевтических мероприятий должен включать:

1) коррекцию дисбактериоза и ликвидацию нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта, гепатобилиарной системы и поджелудочной железы;
2) лечение инфекции мочевых путей с коррекцией и поддержанием нейтрального рН мочи;
3) коррекцию вегетативной нервной регуляции МП;
4) коррекцию нейроэндокринной регуляции МП;
5) коррекцию энергетического статуса МП;
6) коррекцию иммунного статуса;
7) коррекцию периферического кровообращения.

Всем этим требованиям отвечает антигомотоксическая терапия с применением комплексных антигомотоксических препаратов. Согласно работам профессора Х. Хайне действие антигомотоксических препаратов соответствует функциональной модели поведения цитокинов и направлено на коррекцию информационного обмена, осуществляемого в матриксе [4]. Эти препараты позволяют одновременно воздействовать на разные звенья метаболической цепи и восстанавливать нарушенное равновесие в нейроэндокринной регуляции обменных процессов, нормализуя функцию МП, а также других органов и систем. В каждом случае препараты подбирались в соответствии с результатами тестирования их по методу Фолля и выбирались те препараты, которые нормализовали все или большинство отклоненных показателей. Применение такого подхода для коррекции НДМП позволяло разработать схему индивидуального лечения каждого больного, состоящую из нескольких курсов по 2–3–4 препарата в каждом, последовательно сменяющих друг друга до полного исчезновения клиники заболевания, восстановления показателей БАТ и нормализации показателей функционального состояния МП по данным ультразвукового исследования и биохимических показателей.

Коррекция дисбиоза

Лечение НДМП должно всегда начинаться с управления симбиозом и коррекции дисбиоза. Коррекция дисбактериоза кишечника проводится в зависимости от данных бактериологического исследования. Наиболее часто определяется недостаточность кишечной флоры в виде уменьшения общего количества кишечной палочки, снижения количества бифидо- и лактофлоры. С этой целью подключаются такие препараты, как Бифилиз, Бифидумбактерин, Лактобактерин, Бификол, Бифиформ, Линекс, средство Примадофилюс (биологически активная добавка). Рекомендуется употребление биойогуртов и бифидокефиров, домашнее приготовление кефира с закваской Нарине. Одновременно назначаются препараты:

  • Нукс вомика-Гомаккорд по 10 капель 3 раза в день;
  • Мукоза композитум по 1 ампуле 1–3 раза в неделю.

Коррекция рН мочи и лечение инфекционных заболеваний мочевых путей

При щелочной реакции мочи происходит кристаллизация фосфатных солей и облегчается инфицирование мочеполовых путей. Чрезмерно кислая моча раздражает слизистую мочевых протоков и способствует кристаллизации уратов.

В обоих случаях усиливается кристаллизации солей кальция, особенно оксалата кальция. Повышенная экскреция кристаллов солей способствует десквамации почечного и пузырного эпителия и внедрению инфекционных агентов в подслизистую.

По нашим данным для поддержания рН мочи, близкой к нейтральной, и устранения инфекции мочевых путей необходимы следующие препараты, содержащие Berberis vulgaris:

  • Берберис-Гомаккорд по 10 капель 3 раза в день;
  • Ренель по 1 таблетке 3 раза в день;
  • Солидаго композитум С по 1 ампуле 2–3 раза в неделю;
  • Популюс композитум СР по 10 капель 3 раза в день.

Препарат Лимфомиозот (по 10–15 капель 3 раза в день) способствует подкислению мочи, очищению мезенхимы почек и улучшению выведения токсинов через лимфатическую систему.

Все перечисленные препараты также обладают противовоспалительным, диуретическим и иммуномодулирующим действием.

Коррекция вегетативной нервной регуляции

Основываясь на патогенезе НДМП, связанном с нарушением регуляторного влияния на функцию МП парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, медиатором для которого является ацетилхолин, антигомотоксическое лечение должно базироваться на применении препаратов, содержащих атропин. Однако эти же препараты будут воздействовать и на симпатический отдел ВНС, так как ацетилхолин является медиатором для пресинаптических волокон симпатического отдела ВНС.

Хелидониум-Гомаккорд Н по 10 капель 3 раза в день. Препарат содержит белладонну в аккордах Д10, Д30, Д200, Д1000. Сочетание этих потенций придает препарату мощное конституциональное воздействие и оказывает, по-видимому, нормализующее влияние не только на гепатобилиарную систему. Не исключено, что нормализация функционального состояния направлена именно на те органы, регуляция которых осуществляется преимущественно парасимпатической вегетативной системой.

Спигелон по 1 таблетке 3 раза в день. Препарат содержит белладонну в потенции Д3 и обладает обезболивающим и седативным действием. Способствует восстановлению вертебробазилярной недостаточности.

Траумель С по 1 таблетке или 10 капель 3 раза в день. Желательно сочетание с инъекциями по 1 ампуле 1–3 раза в неделю. Препарат содержит белладонну в потенции Д4 и обладает противовоспалительным, антиэкссудативным, иммуностимулирующим, регенерирующим, обезболивающим, венотонизирующим действием. Кроме того, в его состав входит зверобой, показанный при повреждениях периферической и центральной нервной системы.

Вибуркол по 1–2–3 свечи в день. Препарат содержит белладонну в потенции Д2 и обладает выраженным седативным, противовоспалительным, противосудорожным, спазмолитическим и анальгезирующим действием. Кроме того, он имеет в своем составе подорожник, который обладает положительным терапевтическим эффектом при энурезе. Желательно его применение у детей, особенно с признаками лимфатизма и экссудативного диатеза.

Мукоза композитум по 1 ампуле 1–2 раза в неделю. Содержит белладонну в потенции Д10. Препарат оказывает мощное воздействие на слизистые за счет содержания органопрепаратов, регулирует цикл лимонной кислоты, влияет на функцию селезенки.

Спаскупрель по 1 таблетке 3 раза в день. Препарат содержит в своем составе сульфурную соль атропина в потенции Д6. Снимает спазмы гладких мышц полых органов и поперечнополосатой мускулатуры, обладает противосудорожным и седативным действием. Не исключено, что препарат влияет на процессы антиоксидантной защиты, так как содержит сульфат меди, кофактора супероксиддисмутазы.

Гиперрефлекторный мочевой пузырь

При впервые внезапно возникших жалобах и отсутствии признаков инфицирования мочи можно начать лечение с седативных и спазмолитических препаратов — Валерианахель и Спаскупрель, Лимфомиозот как лимфодренажное средство и Нукс вомика-Гемаккорд для коррекции дисбиоза и как дренажное средство. Курс лечения 20–25 дней. При положительной динамике можно закрепить эффект восстановленного метаболического равновесия и повысить энергетический потенциал, проведя второй курс лечения продолжительностью 20–25 дней.

В этот период назначают препараты Хелидониум-Гомаккорд Н и Коэнзим композитум № 5. У часто болеющих детей, имеющих проблемы с носоглоткой, можно подключить Эхинацея композитум СН. У детей с признаками обменных расстройств в виде диcметаболической нефропатии назначается Ренель или Берберис-Гомаккорд.

При отсутствии или недостаточности положительного эффекта назначается третий курс лечения на 20–25 дней, состоящий их более мощных седативных средств, влияющих на метаболические процессы в головном мозгу. Это такие препараты, как Нервохель и Церебрум композитум Н, Спигелон и Эскулюс композитум, которые назначаются для улучшения кровотока в вертебробазилярной области. Дополнительно можно сделать 5 инъекций Коэнзим композитум в сочетании с Гепар композитум, или Мукоза композитум, или Дискус композитум, чередуя их по дням недели.

Гипорефлекторный мочевой пузырь

Исходя из гомеопатического принципа подобия, у части больных достигается хороший эффект при назначении препаратов, содержащих белладонну, — Хелидониум-Гомаккорд Н, Траумель С, Спаскупрель, Мукоза композитум. Снижение энергетических процессов при гипорефлекторном МП выдвигает на первый план применение «энергетиков» — Коэнзим композитум и Убихинон композитум. По показаниям назначаются Эхинацея композитум СН, Энгистол, Галиум-Хель, Гепар композитум, Дискус композитум, Церебрум композитум Н, Тестис композитум, Эскулюс композитум и др.

НДМП в сочетании с циститом

У взрослых пациентов НДМП, как правило, возникает вследствие цистита, в связи с чем наиболее актуально применение Популюс композитум СР, Солидаго композитум С, Бербарис-Гомаккорд, Ренель, Мукоза композитум. Обязательно подключение дренажных средств — Хепель, Нукс вомика-Гомаккорд и Лимфомиозот, а также «энергетиков» — Коэнзим композитум и Убихинон композитум.

При инфицировании мочевых путей стафилококком, стрептококком, синегнойной палочкой подключаются инъекции Эхинацея композитум СН. При наличии инфицирования кишечной палочкой и склонности к жидкому стулу подключается Мукоза композитум или Гепар композитум.

При наличии хламидийной, уреаплазменной и микоплазменной инфекции присоединяется Энгистол.

НДМП и конституциональные типы

У детей с лимфатическим диатезом всегда имеет смысл подключить Лимфомиозот, Калькохель, Вибуркол. У детей с признаками псорической конституции — Нервохель, Тонзилла композитум, Псоринохель; с признаками сикотической или люезиновой конституции — Церебрум композитум Н, Псоринохель; с аллергическими проявлениями — Гепар композитум и Убихинон композитум; с признаками нервно-артритического диатеза — Берберис-Гомаккорд, Эскулюс композитум, Убихинон композитум.

НДМП и нарушения эндокринной системы

У женщин в климактерическом периоде назначаются Климакт-Хель, Нервохель, Овариум композитум. У молодых женщин с нарушениями менструального цикла — Гормель СН, Гинекохель, Овариум композитум.

У мужчин НДМП чаще всего сочетается с аденомой простаты, поэтому обязательно подключение таких препаратов, как Сабаль-Гомаккорд, Тестис композитум. Лица мужского пола хорошо реагируют на Бербарис-Гомаккорд, что, по-видимому, связано с образованием большого количества кислых валентностей в связи с действием андрогенов и кортизона. При гипотиреозе или узловатом зобе, после исключения аутоиммунного тиреоидита, назначают Лимфомиозот, Эскулюс композитум, Солидаго композитум, Галиум-Хель, Коэнзим композитум, Убихинон композитум, Церебрум композитум Н.

Понятно, что перечень препаратов велик и надо в каждом конкретном случае подбирать индивидуальные схемы лечения.

И в заключение хотелось бы обратить внимание на следующий момент. При отсутствии эффекта после трех курсов лечения необходимо более углубленное обследование больного!

Опубликовано в журнале «Биологическая терапия» № 2/2002

Литература

  1. Вейн А. М. Вегетативные расстройства. М., 2000.
  2. Вишневский Е. Л. Диагностика и лечение нейрогенных дисфункций мочевого пузыря у детей. В кн.: Ребенок и лекарство. 2000, т. 2, с. 215–229.
  3. Папаян А. В., Савенкова Н. Д. Нейрогенная дисфункция мочевого пузыря. В кн.: Клиническая нефрология детского возраста. СП: СОТИС, 1997. Гл. 13, с. 546–573.
  4. Хайне Х. Биология стресса // Биологическая медицина. 2002, март, с. 7–12.

М. Д. Карвэ* , 1
В. С. Дмитриева**

* ЗАО «Медицинские услуги» Детский Центр диагностики и лечения им. Н. А. Семашко, Москва
** ФГБУ ГНИЦ ПМ МЗ РФ, Москва

Церебрум Композитум Н : инструкция по применению

Состав

Действующие вещества: 2,2 мл раствора содержат: Acidum phosphoricum D10 — 22 мг, Aconitum napellus D6 — 22 мг, Aesculus hippocastanum D4 — 22 мг, Ambra grisea D10 — 22 мг, Anamirta cocculus D4 — 22 мг, Arnica montana D28 — 22 мг, Bothrops lanceolatus D10 — 22 мг, Сеrebrum suis D8 — 22 мг, Cinchona pubescens D4 — 22 мг, Conium maculatum D4 — 22 мг, Embryo totalis suis D10 — 22 мг, Gelsemium sempervirens D4 — 22 мг, Hepar suis D10 — 22 мг, Hyoscyamus niger D6 — 22 мг, Kalium bichromicum D8 — 22 мг, Kalium phosphoricum D6 — 22 мг, Magnesium phosphoricum D10 — 22 мг, Manganum phosphoricum D8 — 22 мг, Medorrhinum Nosode D13 — 22 мг, Placenta totalis suis D10 — 22 мг Ruta graveolens D4 — 22 мг, Selenium D10 — 22 мг, Semecarpus anacardium D6 — 22 мг, Strychnos ignatii D8 — 22 мг, Sulfur D10 — 22 мг, Thuja occidentalis D6 — 22 мг

Вспомогательные вещества: натрия хлорид, вода для инъекций.

Лекарственная форма

Раствор для инъекций.

Фармакологическая группа

Комплексный гомеопатический препарат.

Показания

Комплексное лечение заболеваний нервной системы функционального и органического происхождения: повышенного психического напряжения, раздражительности, невротических реакций, состояний после физического и психического истощения симптомов тревоги и двигательного беспокойства; сотрясения головного мозга, энцефалопатии различного происхождения; психозов, абстинентного синдрома и алкогольного делирия; задержки умственного и физического развития у детей, неврозов, депрессий; нейроциркуляторной дистонии, состояния после инсульта, артериосклероза; детского церебрального паралича, болезни Паркинсона, рассеянного склероза, расстройств памяти, в т.ч. гериатрических изменений.

Противопоказания

Повышенная чувствительность к компонентам препарата, к растениям семейства сложноцветных. Гиперчувствительность к хинина.

Способ применения и дозы

Разовая доза: взрослым и детям старше 12 лет — 2,2 мл, детям до 1 года — 0,4 мл, от 1 года до 3 лет — 0,6 мл, от 3 до 6 лет — 1 мл, от 6 до 12 лет — 1,5 мл. Применять разовую дозу 1-3 раза в неделю в виде внутримышечных, подкожных, внутрикожных, внутривенных (струйно) инъекций, а также в акупунктурные точки.

Курс лечения — 3-6 недель.

Побочные реакции

В редких случаях возможны реакции гиперчувствительности, включая сыпь, лихорадка, зуд, изменения в месте введения.

Поделиться или сохранить к себе: