- Смысловые отношения в словосочетаниях
- Атрибутивные (определительные) отношения
- Объектные отношения
- Обстоятельственные отношения
- Субъектные отношения
- Комплетивные (восполняющие) отношения
- Вавилова Е. Н. Синтаксис современного русского языка
- Главная > Документ
- Отношения между компонентами словосочетания
- 📽️ Видео
Видео:Русский язык 9 класс (Урок№15 - Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения.)Скачать
Смысловые отношения в словосочетаниях
Словосочетания по смысловым отношениям между компонентами делятся на 5 видов.
- атрибутивные,
- объектные,
- обстоятельственные,
- субъектные,
- комплетивные.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Атрибутивные (определительные) отношения
Главное слово называет предмет, отвлеченное действие или отвлеченный признак, а зависимое слово дает характеристику этому предмету, действию, признаку. Такие смысловые отношения выражаются при помощи смыслового вопроса от главного слова к зависимому: какой? как? каким образом? в какой степени?
Примеры: вкусный компот, буран с севера, звезды с неба, возможность приехать, искренне радоваться.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Объектные отношения
Главное слово действие или признак, а зависимое — предмет или лицо, то есть объекты, охваченные действием или признаком. При таком типе отношений используются смысловые вопросы косвенных падежей.
Примеры: вызывать родителей, воспитание мужества, заклеивая камеру, попросить уйти, далекий от реальности.
Видео:Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношенияСкачать
Обстоятельственные отношения
Главное слово называет действие, а зависимое слово называет обстоятельство, при котором протекает это действие. Зависимое слово отвечает на вопросы: каким образом? когда? где? куда? почему? с какой целью?
Примеры: приехать вовремя, поет из-за грусти, поздоровался из вежливости.
Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Субъектные отношения
Главное слово обозначает отвлеченное действие или признак, а зависимое слово в родительном падеже обозначает того, кто совершает действие или обладает признаком.
Примеры: чириканье воробьев, блеск огней, приезд комиссии.
Зависимое слово может использоваться в дательном падеже со значением субъекта. Примеры: маме весело, братику больно.
Данные словосочетания легко перестроить в предложение, а родительный и дательный падеж заменить именительным падежом: чириканье воробьев — воробьи чирикают.
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Комплетивные (восполняющие) отношения
Значение главного слова требует восполнения от зависимого слова своего значения. Наблюдается в цельных словосочетаниях, в которых нельзя поставить смысловой вопрос.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Вавилова Е. Н. Синтаксис современного русского языка
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
4. Синтаксические (смысловые) отношения в словосочетании
Структура: Главное слово + Зависимое слово
1) а трибутивные смысловые отношения (определительные /какой, чей?)
любая часть речи
* красивая одежда, твоя книга, первая встреча, брат подруги,
желание учиться, кофе по-турецки
При атрибутивных смысловых отношениях зависимое слово является определением (синтаксическая функция, член предложения)
Некоторые ученые выделяют так называемые оппозитивные смысловые отношения. Например, утес-великан, озеро Байкал . Их тоже можно назвать атрибутивными.
2) субъектные смысловые отношения. Они характерны для словосочетаний, в которых
существительное в Родительном падеже (кого? чего?)
обозначает субъект, который выполняет действие, названное существительным, главным словом.
* бег спортсмена, разлив реки, приезд брата
В таких словосочетаниях зависимое слово является определением.
В некоторых учебниках (Н.С.Валгина) субъектные отношения понимаются шире: к субъектным относятся словосочетания, которые состоят из причастий и существительных в Творительном падеже (кем? чем?).
*построенный студентами, проверенный учителями.
3) объектные смысловые отношения
обозначает объект, на который направлено это действие
*купить книгу, написать
обозначает предмет, с помощью которого осуществляется действие. В таком случае употребляется Творительный орудийный (чем?)
* пилить пилой, писать ручкой
обозначает объект, на который направлен этот признак
*гордый победой, счастливый в любви, надежный в дружбе
При объектных отношениях зависимое слово в предложении является дополнением.
4) адвербиальные (обстоятельственные) смысловые отношения. Возникают между компонентами: а)
наречие, существительное, местоимение, инфинитив
дает различную характеристику этому действию
* жить в общежитии, приехать вечером, сказать по ошибке, поехать отдыхать, бежать быстро
Эти отношения могут конкретизироваться как пространственные, временные, причинные, целевые, определительно-обстоятельственные.
б) Они могут возникать также, если
обозначает степень проявления признака
*очень красивый, весьма недурной
При адвербиальных смысловых отношениях зависимое слово в предложении является обстоятельством.
5) комплетивные (восполняющие) смысловые отношения характерны для словосочетаний, в которых наблюдается семантическая зависимость компонентов.
*назвался груздем, два листа, слыть простаком
В совокупности компоненты словосочетания выполняют одну синтаксическую функцию (один член предложения).
Синкретизм смысловых отношений. Это соединение, объединяющее смысловые отношения. Возникает в словосочетаниях, где главное слово имеет сложную семантику (предмет и действие).
* любовь к Родине (атрибутивные и объектные отношения),
ночевка в лесу (атрибутивные и адвербиальные)
5. Способы синтаксической связи
Синтаксические связи — это формы выражения смыслов. Существуют на разных уровнях (в словосочетаниях, в простых и сложных предложениях).
Сочинительная связь (только в пределах предложения) – связь между однофункциональными по своему синтаксическому статусу единицами (*между одинаковыми членами предложения).
Подчинительная связь — связь между синтаксическими единицами, когда один из компонентов выступает как главный.
Способы связи в словосочетании (и в сложном предложении):
1) согласование – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется форме главного в одноименных грамматических категориях, т.е. роде, числе, падеже.
Согласование может быть полным (*зеленая трава, маленький мальчик) или неполным.
*После беседы с ним она ходила какой-то грустной.
Особая разновидность – в приложении (полное и неполное *на озере Байкал).
2) управление – это такой вид подчинительной связи, при которой главное слово требует от зависимого определенной формы (*падежа), отличной от формы главного компонента.
Виды управления различаются
А) по характеристике главного слова:
— приглагольное (* купить книгу, подъехать к дому );
— приименное (* стакан воды, два брата, вид спорта, покорный судьбе)
— принаречное (* украдкой от родителей, наедине с братом, вниз головой ).
Б) В зависимости от наличия или отсутствия предлога в управляемой форме может быть управление:
— предложное (* любовь к родине, вернуться на родину );
— беспредложное (* написать письмо, понятный всем, полный надежды ).
—вариативное (* соскучился о тебе, по тебе ..)
В) Управление может быть сильным и слабым .
—При сильном управлении главное слово требует для зависимого определенную падежную форму:
а) переходный глагол + имя в Винительном падеже (* подарить подарок );
б) переходный глагол с отрицанием + имя в Родительном/Винительном падеже (* не видел книгу /и );
в) числительное + зависимое слово (при комплетивных отношениях * пять человек );
г) если предлог соответствует приставке глагола (* дойти до дома, зайти за угол );
д) косвенно-переходный глагол + имя в Творительном падеже (* дирижировать оркестром ).
—При слабом управлении падежная форма зависимого слова не определяется лексико-грамматическими свойствами главного слова.
* подарить подарок – сильное управление; подарить в 2 часа – слабое управление.
3) примыкание – это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (неизменяемая часть речи) выражает свою зависимость от главного только местоположением и смыслом. Примыкают наречия, деепричастия, инфинитив.
* читать вслух, приехать поздно, сидеть согнувшись, хотеть учиться, очень хороший
1) форма зависимого слова /окончания/ * директор школы, изучать лингвистику ;
2) предлог /уточняет значение падежных форм/ * любовь к родине , разлука с родиной ;
3) в предложении — союзы (при однородных членах предложения)
4) порядок слов (* сравните: хорошая погода / Погода хорошая! ). Падежные зависимые формы ( говорить с другом ), зависимый инфинитив ( пойти обедать ), обстоятельственные наречия ( остаться здесь ) обычно находятся в постпозиции.
5) в предложении – интонация. В словосочетании — только при примыкании, как средство обнаружения главного и зависимого слова.
Главное слово — Зависимое слово
Возникает на основе смысловых отношений между компонентами
Оно носит обобщающий характер и зависит от структуры словосочетания и пр.
морфологический способ выражения
Внизу обозначаем части речи
Стрелка обозначает подчинительный способ связи.
Указываем средства связи.
Указываем количество компонентов /объем словосочетания
*Разбор: красный шар берег моря
прил. + сущ. сущ. + сущ. в Р.п.
признак предмет предмет признак
2. Дополнительный материал:
Смысловые отношения в конструкциях на уровне предложения.
1. Смысловые отношения в предложении.
1) Форма предложения – это его грамматическая основа. В двусоставных предложениях – это подлежащее и сказуемое, в односоставных предложениях — один главный член предложения.
Значение грамматической основы складывается из субъекта и его предикативного признака. То есть субъект — носитель предикативного признака. Следовательно, основные синтаксические отношения — субъектно-предикативные смысловые отношения (в двусоставных и односоставных предложениях).
Подлежащее отличается от субъекта тем, что оно является элементом структуры (формы), а субъект — это элемент семантики (грамматического значения) предложения. В некоторых односоставных предложениях субъект не выражен формально.
*Поют. Потеплело. В аудитории жарко.
Итак, форма предложения – грамматическая основа, смысловые отношения — субъектно-предикативные .
2) обособленные члены предложения.
Смысловые отношения в них — полупредикативные (значение добавочного сообщения), имеют потенциальную возможность стать основными.
* бежит, подпрыгивая * Снег, мягкий и пушистый, падал вокруг.
3) однородные члены предложения.
Смысловые отношения равноправия .
* Мальчик купил книгу и тетрадь.
Они занимают одинаковую синтаксическую позицию (член предложения — дополнение).
4) уточняющие члены предложения. Это такие члены предложения, которые уточняют семантику слов с более общим значением
* Там, вдали за рекой.
Смысловые отношения пояснительные .
5) Парцеллированные члены предложения. Смысловые отношения присоединительные .
Парцелляция возникает в процессе речевой деятельности, когда говорящий хочет выделить какой-то элемент, он выносит его за структуру предложения. *Продается квартира. Недорого.
6) Вводные единицы. Смысловые отношения — соотносительные (соотношение высказывания с мыслями говорящего).
* Зима, к счастью, была не очень холодной.
7) Обращение — фатические смысловые отношения — контактоустанавливающие.
*Девушка, скажите, пожалуйста, который час?
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
1. Что такое словосочетание?
2. Чем отличается словосочетание от предложения, от сочетания слов?
3. Какие существуют классификации словосочетаний?
4. Какие существуют типы словосочетаний по главному слову
5. Что такое словосочетание простое и сложное, синтаксически свободное и несвободное?
6. Каковы синтаксические отношения между словами, входящими в словосочетание?
7. Какие существуют виды синтаксической связи (в словосочетании и предложении)?
8. Что такое полное и неполное согласование?
9. Что такое сильное и слабое управление?
10. Что такое примыкание?
11. Составьте план данного раздела.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА
1. Предложение. Основные признаки.
Основные признаки предложения – это
Грамматическая основа (ГО) — это форма. Содержание предложения, его грамматическое значение — это предикативность. Наиболее обоснованно предикативность определил В.В.Виноградов: «Значение и назначение предикативности заключается в соотнесенности предложения к действительности». Это соотнесённость проявляется в следующих грамматических категориях:
Ученики Виноградова (напр., Н.Ю.Шведова) рассматривают предикативность как модально-временную характеристику (т.е. лицо).
Модальность — это соотнесённость содержания предложения к действительности с точки зрения отношения говорящего к тому, что он сообщает, обращая внимание на сообщение как реальное/нереальное.
Таким образом, модальность – это реальность/нереальность события + отношение к нему говорящего. Следовательно, модальность разграничивается на
Объективная модальность — это соотнесённость содержания предложения к действительности с точки зрения реальности/нереальности события.
Для выяснения объективной модальности прежде всего используется морфологический способ (анализируется форма наклонения). Изъявительное наклонение указывает на реальность события. Повелительное и условное /сослагательное наклонение указывают на нереальность события. Следовательно, объективная модальность, в свою очередь, делится на реальную и нереальную.
Второй способ определения модальности — конструктивный (конструктивно-синтаксический). Имеются в виду конструкции, в которых сказуемые имеют нулевые показатели.
* У лукоморья дуб зеленый. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека..
Нулевой показатель указывает на реальные события (модальность объективная, реальная).
Это отношение говорящего к тому, что он сообщает. Он не только передает информацию, но и передает свое отношение к ней.
Средствами выражения прежде всего являются:
— вводные единицы (* к счастью, к сожалению )
— логическое ударение на каком-либо компоненте
*Девочка умна. Девочка умна!
— частицы, междометия * умна -то , Ах! Увы !
— так называемые специализированные предложения, которые характеризуются субъективной модальностью. *Всем женихам жених.
На основе этих двух типов модальности ученые пришли к мнению, что в предложении может быть два типа содержания:
1. Объективное содержание — диктум .
Для того чтобы определить диктум, нужно соотнести высказывание с действительностью и определить фрагмент реальности. Например:
— местоположение * у магазина
— обладание * У него 2 книги.
— явление природы *Наступила зима .
Субъективное содержание — модус.
Через модус Говорящий реализует свои интенции — намерения (то есть желание выразить: к кому обращена речь? с какой целью? каков может быть результат? где можно использовать?).
Кроме того, через модусную характеристику можно выявить личные качества автора, связанные с характером мышления, уровнем интеллектуального развития и т.д.
2. Структурная схема
Кроме названных признаков предложение обладает способностью к абстрагированию, т.е. предложение имеет структурную схему. Структурная схема — это отвлеченный образец, по которому построено предложение.
* Птицы поют. Студенты опаздывают. и т.п.
Схема: Им.п. существительного + спрягаемая форма глагола (деятель и его состояние/процесс).
Схема: Им.п. существительного (указание на наличие предмета, явления).
Парадигма — это система форм предложения. Полная парадигма простого предложения семичленна (имеет 7 форм). Какие компоненты входят в парадигму?
-3 времени реального наклонения (индикатива):
настоящего * Дочь играет .
прошедшего * Дочь играла.
будущего времени * Дочь будет играть.
+ 4 компонента нереального наклонения:
сослагательное: * Дочь играла бы.
долженствования * Играй, дочь.
желательность * Поиграла бы дочь.
побудительное наклонение * Пусть играет дочь. (АГ — 70)
3. Строение, грамматическое значение, лексическое наполнение предложения.
ГО (грамматическая основа = главные члены предложения)
2) значение структурной схемы (*деятель и его состояние)
* Завод работает — конкретное действие
* Мальчик смеется — эмоциональное состояние (эти два примера разграничиваются на лексическом уровне).
Грамматическое значение + Лексическое наполнение предложения = Семантическая структура предложения.
Видео:РУССКИЙ ЯЗЫК 9 класс: Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССПСкачать
Отношения между компонентами словосочетания
Отношения между компонентами словосочетания
Смысловые отношения
атрибутивные (определительные какой /, чей?) главное слово существительное
обозначает предмет зависимое слово — любая часть речи обозначает признак: красивая мама, твоя книга, брат подруги
субъектные какой? главное слово существительное (отглагольное) обозначает действие зависимое слово сущ. в Р.п. (кого? чего?) обозначает субъект, который выполняет действие, названное сущ., гл. словом: бег спортсмена, разлив реки, приезд брата
объектные (вопросы косв.падежей)
главное слово — глагол обозначает действие
зависимое слово — существительное, местоимение обозначает объект, на который направлено это действие: купить книгу, написать письмо
зависимое слово сущ., местоим. (чем?) обозначает предмет, с помощью которого осуществляется действие: пилить пилой, писать ручкой
главное слово — прилагательное обозначает признак
зависимое слово — сущ., местоим. обозначает объект, на который направлен этот признак: гордый победой, надежный в дружбе
адвербиальные (обстоятельственные)
главное слово — глагол обозначает действие
зависимое слово — наречие, сущ., местоим., инфинитив дает различную характеристику этому действию: жить в палатке, приехать днем, бежать быстро
главное слово — прилагательное обозначает признак
зависимое слово — наречие обозначает степень проявления признака: очень красивый, весьма недурной
комплетивные (восполняющие) характерны для словосочетаний, в которых наблюдается семантическая зависимость компонентов; компоненты словосочетания — один член предложения: назвался груздем, два листа, слыть простаком
Атрибутивные, или определительные, отношения устанавливаются в словосочетаниях в том случае, если зависимый компонент указывает на признак, качество предмета и отвечает в большинстве случаев на вопросы какой? чей?
Субъектные отношения связаны с особым типом глагольных предложений, а также со страдательными оборотами. Такие словосочетания опираются на лексико-грамматическую природу глаголов страдательного залога и страдательных причастий. Зависимая форма имени существительного в них (творительный падеж) обозначает производителя действия или носителя состояния и отвечает на вопросы Р .п. кого? чего?
Объектные отношения возникают в таких словосочетаниях, где зависимый компонент обозначает предмет приложения действия или признака, названного главным словом, и отвечает на вопросы косвенных падежей, например: купить книгу, надежный в дружбе. Зависимый компонент может обозначать также орудие действия, например: пилить пилой.
Адвербиальные (обстоятельственные) отношения свойственны словосочетаниям глагольным, так как различные обстоятельственные значения всегда сопутствуют тем или иным действиям.
Комплетивные (восполняющие) отношения – это отношения, при которых главное слово является информативно недостаточным и требует необходимого пояснения (восполнения) зависимой словоформой (назвался груздем, слыть простаком).
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.Тест на тему Словосочетание
Тест на тему Синтаксические связи и синтаксические отношения в словосочетании
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. “Синтаксис словосочетания“, перейти на стр. “Предложение в таблицах“, “Члены предложения в таблицах“, “Пунктуация в таблицах“, “Синтаксический и пунктуационный разбор в таблицах“, на главную
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
📽️ Видео
Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 классСкачать
Сочинительные союзы. Смысловые отношения в сложносочинённом предложенииСкачать
СловосочетаниеСкачать
Синтаксические отношения и виды синтаксической связи словСкачать
Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Сложносочиненное предложение | Русский языкСкачать
Сложноподчиненное предложение | Русский языкСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Виды синтаксической связи (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Русский язык | Средства связи предложений в тексте. Часть 1Скачать