- Синтаксические отношения между компонентами словосочетания.
- Смысловые отношения в словосочетаниях
- Атрибутивные (определительные) отношения
- Объектные отношения
- Обстоятельственные отношения
- Субъектные отношения
- Комплетивные (восполняющие) отношения
- Семантика словосочетаний. Субъектные и комплетивные синтаксические отношения. Три фактора зависимости синтаксических отношений в словосочетании
- Семантика словосочетаний
- Субъектные и комплетивные синтаксические отношения
- Три фактора зависимости синтаксических отношений в словосочетании
- Анализ словосочетания
- Схема анализа словосочетания
- 📸 Видео
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Синтаксические отношения между компонентами словосочетания.
Синтаксические отношения в словосочетании – это отношения между главным и зависимым компонентами словосочетания.Все многообразие синтаксических отношений может быть сведено к следующим основным видам:
— Атрибутивные, или определительные, отношения устанавливаются в словосочетаниях в том случае, если зависимый компонент указывает на признак, качество предмета и отвечает в большинстве случаев на вопросы какой? чей?
Возможность задать вопрос — дополнительный способ определения синтаксических отношений, основной же способ состоит в анализе роли зависимого компонента.
Атрибутивные отношения возникают при семантико-грамматическом взаимодействии имен существительных с:
1) именами прилагательными: красивая девушка, медвежья берлога, активное участие;
2) согласуемыми местоимениями: моя книга, какой-то предмет, каждый человек;
3) порядковыми числительными: первый год, шестая квартира;
4) полными формами причастий: любящая женщина, написанная статья, отредактированная рукопись.
5) с предложными и беспредложными формами существительных: письмо из Воронежа, привычка с детства, варенье из яблок; ворота гостиницы;
6) с наречиями: яйца всмятку, дом напротив, шашлык по-кавказски;
7) с инфинитивом: желание учиться, необходимость отдохнуть.
Объектные отношениявозникают в таких словосочетаниях, где зависимый компонент обозначает предмет приложения действия или признака, названного главным словом, и отвечает на вопросы косвенных падежей, например: читать книгу, готовый к экзамену, склонный к полноте. Зависимый компонент может обозначать также орудие действия, например: есть ложкой, шить иглой, вязать коклюшками.
Главное слово в таких словосочетаниях обычно бывает выражено глаголами, причастиями и деепричастиями, прилагательными, словами категории состояния: клеить обои, читая книгу, привычный к шуму, рад встрече, можно всем. Реже это наречие (наперерез машине) или существительные со значением процессуальности (лечение больного, чтение книги, развитие болезни, выпуск продукции, проверка готовности). Такие существительные, как правило, можно заменить глаголами с постфиксом -ся: больной лечится, книга читается, продукция выпускается, готовность проверяется и т.п.
Позицию зависимого слова обычно занимает имя, чаще всего существительное, реже – инфинитив: ехать к матери, позвонить ему; попросил (о чем?) повторить, подать обедать (подать обед).
Субъектные отношения связаны с особым типом глагольных предложений, а также со страдательными оборотами. Такие словосочетания опираются на лексико-грамматическую природу глаголов страдательного залога и страдательных причастий. Зависимая форма имени существительного в них (творительный падеж) обозначает производителя действия или носителя состояния. Например: приезд гостей, приятно друзьям, строится плотниками, читаемая мною. В большинстве случаев такие словосочетания можно трансформировать в предикативные единицы: гости приехали, плотники строят, я читаю.
По аналогии с глагольными могут быть образованы и некоторые субстантивные словосочетания с субъектными отношениями: освобождение врачебной комиссией, обсуждение правительством. Субъектные отношения свойственны и некоторым словосочетаниям с зависимым словом в форме родительного падежа, например: приезд отца, отъезд командира, появление автомобиля. В таких случаях также устанавливается отношение «действие и действующее лицо или предмет».
Обстоятельственные отношения свойственны словосочетаниям глагольным, так как различные обстоятельственные значения всегда сопутствуют тем или иным действиям и состояниям и опираются на лексическое значение процессуальности. Обстоятельственные отношения конкретизируются как:
— определительно-обстоятельственные: бежать быстро, говорить взволнованно;
— временные: приехать вечером, возвратиться через год;
— пространственные: идти лесом, находиться неподалеку, жить в гостинице;
— причинные: ошибиться по незнанию, сказать по ошибке;
— целевые: упасть нарочно, сказать в шутку, прийти на свидание.
Комплетивные (восполняющие) отношения – это отношения, при которых главное слово является информативно недостаточным и требует необходимого пояснения (восполнения) зависимой словоформой.
Главное слово обычно выражено местоимением, числительным, информативно недостаточным глаголом, например: несколько человек, много раз, два друга, становиться грустным.
Комплетивные отношения редко существуют изолированно, в чистом виде. Чаще всего они сосуществуют с какими-либо другими отношениями, например: подплыть к берегу, находиться в доме – отношения комплетивные и обстоятельственные; увлекаться живописью, завязать дружбу – отношения комплетивные и объектные.
Аппозитивные отношения – это отношения между существительным и существительным параллельного ряда, стоящими в одном и том же падеже, например: река Волга, физик-ядерщик, газета «Известия», студент Иванов, судьба-злодейка, дуб-богатырь и т.п.Существительное с определяющим значением является приложением. Давая другое название предмету в широком понимании этого слова, приложение уточняет его со стороны качества, социальной принадлежности, возраста, национальности, профессии, специальности и т. д. Как видим, здесь нет грамматического выражения зависимости, как в словосочетаниях с атрибутивными отношениями, главное слово определяется семантически, а не формально. В косвенных падежах между компонентами может быть несоответствие, например: на реке Томь, у озера Байкал, но в начальной форме падеж компонентов всегда совпадает.
6. Виды подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
Согласование – это такой вид синтаксической связи, когда зависимое слово уподобляется по форме главному, а именно приобретает те же формы рода, числа и падежа, которые свойственны главному слову.
Различают полное и неполное согласование.
Полное согласование – это согласование, при котором используются все возможные морфологические средства уподобления форм зависимого слова формам господствующего слова (согласование в роде, падеже и числе).
Неполное согласование – это согласование, при котором использованы не все возможные морфологические средства уподобления форм зависимого слова формам главного слова. Ср.: Вижу мальчика улыбающимся (согласование определения улыбающимся с определяемым существительным мальчика в роде и числе, но не в падеже).- Вижу мальчика улыбающегося.
Управление – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово(имя существительное, местоимение или субстантивированное слово)ставится в определённой падежной форме(без предлога или с предлогом), обусловленной грамматическими и семантическими особенностями главного слова.
По показателям связи различают беспредложное управление (помогает детям, читает книгу, удостоен награды) и предложное управление (нужный для работы, думает о будущем, ответил из вежливости).
По характеру связи между главным и зависимым словами принято различать сильное и слабое управление.
При сильном управлении главное слово нуждается в распространении и допускает только одну форму зависимого слова: испытывать станок, проверять работу, интересоваться искусством, требовать ответа, бояться опасности.
При слабом управлении связь между главным и зависимым словом не является обязательной: Солнце закатилось за лесом. – Солнце закатилось; Занятия окончились в 2 часа. – Занятия окончились.
Примыкание – это такой вид подчинительной синтаксической связи, когда зависимость подчинённого слова не выражается ни формами слов, ни служебными словами. Примыкающие зависимые слова являются неизменяемыми.
В качестве зависимого компонента словосочетания выступают:
— наречия: много работать, беззаботно смеяться;
— инфинитив: попросил позвонить, наука побеждать;
— деепричастие: смотрел не мигая, рассказывал улыбаясь;
— неизменяемые прилагательные: платье беж, цвет хаки:
— простая форма сравнительной степени прилагательного: палка толще, дело поважнее;
— притяжательные местоимения 3-го лица: его учебник, ихвещи.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Смысловые отношения в словосочетаниях
Словосочетания по смысловым отношениям между компонентами делятся на 5 видов.
- атрибутивные,
- объектные,
- обстоятельственные,
- субъектные,
- комплетивные.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Атрибутивные (определительные) отношения
Главное слово называет предмет, отвлеченное действие или отвлеченный признак, а зависимое слово дает характеристику этому предмету, действию, признаку. Такие смысловые отношения выражаются при помощи смыслового вопроса от главного слова к зависимому: какой? как? каким образом? в какой степени?
Примеры: вкусный компот, буран с севера, звезды с неба, возможность приехать, искренне радоваться.
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Объектные отношения
Главное слово действие или признак, а зависимое — предмет или лицо, то есть объекты, охваченные действием или признаком. При таком типе отношений используются смысловые вопросы косвенных падежей.
Примеры: вызывать родителей, воспитание мужества, заклеивая камеру, попросить уйти, далекий от реальности.
Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Обстоятельственные отношения
Главное слово называет действие, а зависимое слово называет обстоятельство, при котором протекает это действие. Зависимое слово отвечает на вопросы: каким образом? когда? где? куда? почему? с какой целью?
Примеры: приехать вовремя, поет из-за грусти, поздоровался из вежливости.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Субъектные отношения
Главное слово обозначает отвлеченное действие или признак, а зависимое слово в родительном падеже обозначает того, кто совершает действие или обладает признаком.
Примеры: чириканье воробьев, блеск огней, приезд комиссии.
Зависимое слово может использоваться в дательном падеже со значением субъекта. Примеры: маме весело, братику больно.
Данные словосочетания легко перестроить в предложение, а родительный и дательный падеж заменить именительным падежом: чириканье воробьев — воробьи чирикают.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Комплетивные (восполняющие) отношения
Значение главного слова требует восполнения от зависимого слова своего значения. Наблюдается в цельных словосочетаниях, в которых нельзя поставить смысловой вопрос.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Семантика словосочетаний. Субъектные и комплетивные синтаксические отношения. Три фактора зависимости синтаксических отношений в словосочетании
Словоформы, составляющие словосочетание, находятся в определенных синтаксических отношениях, которые строятся на основе взаимодействия лексических значений этих слов и их форм.
Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Семантика словосочетаний
Словоформы, составляющие словосочетание, находятся в определенных синтаксических отношениях, которые строятся на основе взаимодействия лексических значений этих слов и их форм. Все многообразие этих отношений обобщенно сводится к основным:
- 1) атрибутивным,
- 2) объектным,
- 3) обстоятельственным.
Атрибутивные синтаксические отношения существуют между предметом и признаком в широком смысле, отвечают на вопросы какой, чей, который, имеют место в именных словосочетаниях.
Объектные синтаксические отношения обозначают отношения между действием и предметом, отвечают на вопросы косвенных падежей, возможны в глагольных словосочетаниях и именных с отглагольными существительными или прилагательными.
Обстоятельственные синтаксические отношения обозначают отношения между действием и признаком, действием и состоянием, признаком и признаком, отвечают на вопросы собственно обстоятельственных наречий, возможны в глагольных и именных (с прилагательным) словосочетаниях.
Семантические разновидности обстоятельственных синтаксических отношений аналогичны разрядам собственно обстоятельственных наречий.
Видео:Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Субъектные и комплетивные синтаксические отношения
В лингвистической литературе выделяются также субъектные и комплетивные (восполняющие) синтаксические отношения,
1) синтаксические отношения меры и
2) синтаксические отношения степени.
- 1. Субъектные синтаксические отношения обнаруживаются в конструкциях со страдательным оборотом, в которых творительный падеж имени имеет значение субъекта, например: посаженный отцом, воспитанный няней, опрокинутый ветром и т.п.
- 2. Комплетивны е синтаксические отношения возникают вследствие потребности некоторых слов иметь дополнительное (обязательное) смысловое уточнение, при этом зависимая словоформа восполняет информативно недостаточный стержневой компонент, например: слыть чудаком, назваться груздем, отличаться выносливостью, сделаться заметным и т.п.
- 3. Определительные синтаксические отношения, это отношения, при которых предмет, явление, признак определяются со стороны своего внешнего или внутреннего свойства, качества, а также получают различные обстоятельственные характеристики.
Синтаксические отношения меры раскрывают внутренний количественный признак предметов, действий, состояний в стержневом компоненте, выраженном существительным или глаголом, в семном составе которых обязательна сема величины (количественная сема) измеряемого пространства, времени, веса, объема, стоимости (качественные семы) и т.д. Для синтаксических отношений меры обязательным является семантическое согласование качественно-количественных сем стержневого и зависимого компонентов, например: интервал в десять секунд, двухминутный интервал, небольшой интервал, два метра, десять часов, несколько тысяч рублей и т.п.
На уровне предложения синтаксические отношения меры проявляются в определении, сказуемом и обстоятельствах меры.
Синтаксические отношения степени являются субъективными и возникают между предметом и признаком в динамичном состоянии, между действием и признаком в динамичном состоянии, являются разновидностью атрибутивных (в широком смысле) и обстоятельственных синтаксических отношений, сравните: невыносимые разочарования, обморочный восторг, огромный кот, широченный мост, стремительно мчаться, невероятно разволноваться и т.п.
Видео:Проверяем свойства отношенийСкачать
Три фактора зависимости синтаксических отношений в словосочетании
Итак, синтаксические отношения в словосочетании зависят от
- 1) общих лексико-грамматических свойств сочетающихся частей речи и их категориальных значений,
- 2) от лексического значения сочетающихся слов,
- 3) от контекста, более широкого, чем словосочетание.
Видео:Синтаксические отношения и виды синтаксической связи словСкачать
Анализ словосочетания
При анализе словосочетания следует помнить, что словосочетание как синтаксическая единица существует в предложении и, характеризуя ее, нельзя не учитывать окружающего контекста, поскольку семантика словосочетания так же, как и слова, обусловлена не только внутренними семантическими отношениями между компонентами (для слова это есть словарное значение), но и внешними отношениями с другими словами в предложении, поэтому значение словосочетания должно специально уточняться.
Схема анализа словосочетания
- 1. Начальная форма (определяется по начальной форме стержневого компонента).
- 2. Структурный тип (простое, сложное, комбинированное).
- 3. Лексико-грамматический тип словосочетания, структурная схема (способ выражения главного и зависимого компонентов).
- 4. Тип по степени спаянности компонентов (свободное, несвободное; установить причину, по которой словосочетание является несвободным: информативная недостаточность стержневого компонента или структурная обусловленность).
- 5. Семантика словосочетания (определить синтаксические отношения между компонентами, используя метод вопросов; если вопрос невозможен, проанализировать набор основных сем в обоих компонентах и установить сему согласования; указать внутреннее и контекстное значение словосочетания).
- 6. Форма словосочетания (определить вид синтаксической связи, степень связи, способы выражения синтаксических отношений: форма компонентов в составе словосочетания, предлоги, порядок слов).
В общей языковой системе синтаксическая сторона занимает особое место — это явление высшего порядка, ибо для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала, необходимо правильное и четкое установление связи между словами, группами слов. Как бы ни был богат словарный запас языка, в конечном счете, он всегда поддается инвентаризации. Но «язык неистощим в соединении слов». Именно в строе языка, т.е. в его грамматике (и в первую очередь в синтаксисе), заложено основание его национальной специфики. Известно, что многие слова русского языка имеют иноязычное происхождение, однако они спокойно уживаются с исконно русскими словами. Время сделало вполне русскими такие, например, слова, как свекла, кровать, деньги и др., и именно потому, что они подчинились правилам сочетаемости слов русского языка. В грамматической оформленности слова синтаксическая сторона всегда стоит на первом месте: так, многие морфологические свойства слова появляются в результате специфики функционирования его в предложении, яркий пример тому — история формирования и развития наречий.
Синтаксическая структура русского языка обогащается и совершенствуется. В результате постоянного взаимодействия отдельных элементов в общей синтаксической системе языка появляются параллельные синтаксические конструкции для выражения одного и того же содержания. Структурная вариативность приводит, в свою очередь, к стилистической дифференцированности.
26.08.2016, 5473 просмотра.
📸 Видео
Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Синтаксис. Словосочетание, его роль в языке. Главное и зависимое словоСкачать
Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать
Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Отношения: виды, различия. Основы коммуникации. Стань мастером построения любых отношений!Скачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
ОТНОШЕНИЯ – древний смысл слова! Что такое отношения?ОСОЗНАНКАСкачать