- Колебания и нормы в системе словосочетания
- «Синтаксические нормы русского языка Практическое пособие для студентов Составитель Хорошева А.Б. Краснодар 2015 Содержание Предисловие 3 КОЛЕБАНИЯ И НОРМЫ В СИСТЕМЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ 4 . »
- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
- КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
- КОЛЕБАНИЯ И НОРМЫ В СИСТЕМЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ 4
- КОЛЕБАНИЯ И НОРМЫ В СИСТЕМЕ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 8
- КОЛЕБАНИЯ И НОРМЫ В СИСТЕМЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
- КОЛЕБАНИЯ И НОРМЫ В СИСТЕМЕ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Нормативное построение словосочетаний
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Орфоэпическая разминка (Слайд 1,2)
- III. Стадия вызова.
- IV. Стадия осмысления.
- V. Стадия осмысления. Практическая направленность изученной темы.
- VI. Самостоятельная работа по вариантам. Тест (Приложение 4)
- VII. Итоги урока. Рефлексия.
- VIII. Домашнее задание
- 📸 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Колебания и нормы в системе словосочетания
Современная русская система словосочетания — плод многовекового развития. Важно иметь в виду, что в языке новое никогда не вытесняет старое полностью, а сосуществует с ним, лишь постепенно вытесняя, причем иногда старое видоизменяется и продолжает существовать в обновленном виде. Так происходит и в системе словосочетания. Поэтому в се современном состоянии можно различить и то, что сохранилось с глубокой древности, и то, что возникло, скажем, в XVIII в., и совсем молодые явления, которые начали развиваться несколько десятков лет назад.
Например, модель словосочетания переходный глагол + существительное в вин. п. (читать книгу, строить дом) существует намного дольше, чем сам русский язык: она сформировалась еще в ту эпоху, когда предки современных индоевропейских народов говорили на общем гтраиндоевропейском языке; после его распада она сохранилась в праславянском языке, а позже была усвоена старославянским и унаследована древнерусским языком. Точно так же она сохранилась и в других современных языках, восходящих к праиндоевропейскому, — поэтому мы встречаемся с ней и при изучении многих иностранных языков, и иностранцы, изучающие русский язык, усваивают эту модель без затруднений.
А вот модель переходный глагол + существительное в род. п. с окончанием -у (со значением части: например, налить чаю, насыпать сахару) возникла значительно позже, уже в русском языке, в результате распада древнерусской системы склонения существительных, когда вместо пяти типов склонения постепенно сформировались современные три и некоторые древние окончания, в том числе -у, оказались «не у дел». Именно в этот период — а происходило это в течение нескольких веков, начиная с X—XI и кончая XIV— XV вв., — окончание -у постепенно приобрело способность присоединяться не только к тем существительным, которым оно было свойственно изначально, но и ко многим другим (и не только в значении части), в результате чего сформировалась данная модель. Не удивительно, что аналогичную модель можно встретить только в некоторых славянских языках, связанных с русским отношениями близкого родства, но она отсутствует, например, в английском.
Еще моложе модель существительное + существительное в род. п. с предлогом из <мандарины из Греции, посылка из дому). Она сформировалась в течение двух последних столетий в результате стяжения, сопровождаемого выпадением слова:
мандарины, привезенные из Греции —» мандарины из Греции;
посылка, присланная из дому —> посылка из дому;
указание, пришедшее из ректората —> указание из ректората.
В том случае, если новая модель не дублирует по значению и условиям употребления другие, уже существующие, она постепенно находит свою нишу и утверждается в языке; конфликтной ситуации при этом не возникает. Например, значение, выражаемое моделью мандарины из Греции, можно было и раньше передать при помощи другой модели: греческие мандарины] однако такая синонимическая замена возможна не всегда; например, нельзя сказать *ректоратское указание, а словосочетание ректорское указание (ср.: указание ректора) имеет другое значение. Поэтому новая модель в этом случае быстро нашла себе место в языке.
Совсем иное положение складывается тогда, когда новая модель полностью или почти синонимична уже существующей. В подобных случаях старое и новое вступают в конкуренцию — и возникают варианты, доставляющие немало трудностей говорящим и пишущим. Как правильно сказать или написать: искал выход или искал выхода! Настал предел терпения или настал предел терпению! Письмо другу или письмо к другу! Именно подобные вариантные случаи будут в центре нашего внимания.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
«Синтаксические нормы русского языка Практическое пособие для студентов Составитель Хорошева А.Б. Краснодар 2015 Содержание Предисловие 3 КОЛЕБАНИЯ И НОРМЫ В СИСТЕМЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ 4 . »
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края
«Краснодарский информационно-технологический техникум»
Синтаксические нормы русского языка
Практическое пособие для студентов
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
КОЛЕБАНИЯ И НОРМЫ В СИСТЕМЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ 4
Виды подчинительной связи между словами 4 Ошибки управления в структуре словосочетаний 5 УПРАЖНЕНИЯ 6
Видео:Синтаксические нормы и ошибкиСкачать
КОЛЕБАНИЯ И НОРМЫ В СИСТЕМЕ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 8
Порядок слов в предложении 8 Согласование подлежащего и сказуемого. 9 Нормативное построение предложений с причастными оборотами 9 Нормативное построение предложений с деепричастными оборотами 10 Неправильное понимание значения словоформы 10 УПРАЖНЕНИЯ 12 Литература: 15 Предисловие Дисциплина «Русский язык и культура речи» является частью основной профессиональной образовательной программы и введена за счет часов вариативной части ОПОП.
Практическое пособие разработано для студентов всех специальностей Краснодарского информационно-технологического техникума с целью формирования компетенций по разделу «Синтаксические нормы русского языка» и составлена в соответствии с требованиями к знаниям и умениям ФГОС поколения.
Пособие состоит из двух разделов: «Колебания и нормы в системе словосочетания», «Колебания и нормы в системе простого предложения». Для каждой синтаксической единицы в соответствии со структурно-семантическим подходом дается анализ ее структуры (грамматической формы) и содержания (грамматического значения).
В разделе «Колебания и нормы в системе словосочетания» рассматриваются сведения о видах подчинительной связи, основные ошибки управления, возникающие в словосочетаниях, и способы их устранения.
В разделе «Колебания и нормы в системе простого предложения» излагаются сведения об осложненных простых предложениях. Рассматриваются проблемы, возникающие при нарушении порядка слов в предложении, неправильном согласовании подлежащего и сказуемого, нарушениях в употреблении вставных конструкции и падежных омоформ.
Пособие включает в себя краткий теоретический материал, который сопровождается практическими заданиями, и призвано помочь освоению наиболее часто встречающихся трудностей при изучении синтаксических норм русского литературного языка.
Видео:ЦТ А27. Синтаксические нормыСкачать
КОЛЕБАНИЯ И НОРМЫ В СИСТЕМЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически: зеленые глаза; писать письма; трудно передать.
Не являются словосочетаниями:
1) сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет и т.п.;
2) сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову и т.п.;
3) подлежащее и сказуемое: Наступила ночь;
4) составные словоформы: более светлый, будет ходить.
Виды подчинительной связи между словами
Существует три главных вида подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление, примыкание.
Согласованием называется такой вид подчинительной связи слов, когда зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: молодая березка, кипящая вода, наш друг, первый снег и т.п.
Главное слово: существительное.
Зависимое слово: прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.
При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, морскому берегу и т.д.
Управлением называется такой вид подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова; веря (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассниками; доволен (кем?) тобой; связанный (из чего?) из шерсти; двое (из кого?) из них (из пяти) и т.п.
Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.
Зависимое слово: существительное, местоимение, числительное.
При изменении формы главного слова зависимое не изменяется: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы отцу и т.д.
Примыканием называется такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать;
собираться уехать; идти не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться и т.п.
Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.
Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное).
Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, ее слова, их дети. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу его, окликнул ее, вызвал их.
Можно дать следующие практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа:
1) чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово, отвечающее на вопрос какой?, а затем найти слово, от которого оно зависит;
2) чтобы найти словосочетание с управлением, необходимо найти слово (с предлогом или без), отвечающее на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установить главное слово, чаще всего это глагол или существительное;
3) найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем слово, от которого оно зависит.
Компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетание помогает вопрос. Например, в предложении И голос у [мамы] был нежный и бархатный, как будто нарочно созданный для таких чудесных песен (Л.Чарская) находим словосочетание с управлением – созданный (для чего?) для песен.
Ошибки управления в структуре словосочетаний
I. Ошибки в конструкциях с двумя глаголами:
Во избежание ошибок необходимо при одном глаголе употреблять существительное, а при другом — местоимение, например: Композитор знакомится и внимательно изучает фольклор’— Композитор знакомится с фольклором и внимательно изучает его.
• Мы любим и гордимся Родиной. — Мы любим Родину и гордимся ею.
• Мы познакомились и внимательно изучили тесты. — Мы познакомились с тестами и внимательно изучили их.
II. В результате совпадений форм разных падежей или разных значений формы одного падежа возникают омонимические выражения, затрудняющие понимание смысла. Во избежание этого следует перестроить предложения, например:
• Чтение Тургенева продолжалось около часа. (Читал Тургенев или читали его произведения?) — Чтение произведений Тургенева продолжалось около часа. Тургенев продолжал чтение около часа.
• Девочка несколько раз перечитывала письмо матери. (От матери, для матери, к матери?) — Девочка несколько раз перечитывала матери письмо(…написанное матери. написанное матерью).
• Обвинение врача было необоснованным. (Кем был врач — обвинителем или обвиняемым?) — Обвинение, предъявленное врачом (предъявленное врачу), было необоснованным.
III. Изредка встречается омонимия управления и согласования. Во избежание двусмысленности предложение необходимо перестроить, например:
• Сестра Валерия отвечала тихо, но твердо. (Сестра человека по имени Валерий или женщина по имени Валерия?) — Валерия отвечала тихо, но твердо. Его сестра отвечала тихо, но твердо.
• Что показывают данные обследования? (Данные = материалы или данные = эти?) Что показывают эти обследования? Что показывают материалы (результаты) обследования?
1. Раскройте скобки, образуйте нужную падежную форму существительных.
I. 1. Согласно (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание).
2. Благодаря (выступление, успех, знание, предупреждение).
3. Вопреки (просьба, предположение, уговор, здравый смысл, советы врача).
4. Наперекор (судьба, воля родителей, обстоятельства).
2. Исправьте ошибки в употреблении предложно-падежных форм.
1. Предоставить Сергеевой Л.М. неоплачиваемый отпуск согласно личного заявления.
2. Он часто теряет вещи благодаря своей рассеянности.
3. Из-за эффективного лечения больной быстро поправился.
4. Из-за скромности он никому не расскажет о своём успехе.
5. Школьники не ходили на уроки за счёт сильных морозов.
6. Мы приехали с целью оказания помощи.
7. В целях повышения квалификации его направили на курсы.
8. В силу недостаточности освещения многие растения гибнут.
9. По окончанию работы все должны собраться в зале.
10. Вследствие запланированной работы, некоторым придётся работать сверхурочно.
3. Найдите ошибки в управлении. Исправьте предложения.
1. Если на неё приглядеться, она не такая уж молодая.
2. Большое внимание он уделял на тесную связь между качеством работы и дисциплиной.
3. Легкомысленное отношение к энергоресурсам повлекло к огромным затратам.
4. Согласно заявления его перевели на другую работу.
5. Нельзя ли сделать два снимка: один – в профиль, другой – в анфас?
6. Возникшие благодаря этому серьёзные трудности совпали с тяжелыми стихийными бедствиями.
7. Мцыри никогда не оставляло сильное желание к свободе.
8. Его замечания ни на чём не обоснованы.
9. Книга представляет из себя результат многолетних наблюдений биолога.
10. Ответ по его заявлению был получен немедленно.
11. Составлен график по погашению задолженности по детским пособиям.
12. Мыслимо ли равнодушие педагога за судьбу воспитанников!
13. Состояние с подготовкой молодых специалистов остаётся неудовлетворительным.
14. По истечению положенного срока дивизия вернётся в Омск.
15. В книге дана характеристика развитию самоуправления за последние десять лет.
16. С подростками регулярно проводятся беседы по морали и нравственности.
17. Тогда от разъярённого зверя отнимали бочку.
18. Пора подвести итоги о работе коллектива.
19. Молодому композитору характерно использование фольклорных мотивов в творчестве.
20. Прототипом Базарову является Печорин.
21. Согласно распоряжения директора курение в институте запрещено.
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
КОЛЕБАНИЯ И НОРМЫ В СИСТЕМЕ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Существует устойчивое представление о том, что порядок слов в русском языке свободный. Если бы он был действительно свободным, не вставал бы вопрос ни об ошибках в порядке слов, ни о таком стилистическом приеме, как инверсия. Правильнее было бы сказать, что порядок слов в русском языке гибкий: не только грамматический, но и смысловой. Например, известная строчка из Некрасова В лесу раздавался топор дровосека возможна с другим порядком слов: Топор дровосека раздавался в лесу и др. Порядок слов определяет смысл этих предложений: у Некрасова сообщается о том, что происходило в лесу, во втором варианте – где раздавался топор дровосека.
В каждом конкретном случае порядок слов зависит как от грамматической природы слов в предложении, так и от смысла всего предложения.
Всякое предложение состоит из словосочетаний, организованных одним из следующих способов: согласование – утренняя заря, управление – читать письмо, примыкание
– весело смеялась; в пределах словосочетания действует грамматический порядок слов.
Он предопределен грамматической природой вступающих в словосочетание слов.
Неправильный порядок слов в предложении является синтаксической ошибкой:
«Раскольников не только убил старуху-процентщицу, но и ее сестру»; «Студенты прослушали спецкурс по фонетике профессора Иванова» (какова, интересно, была его фонетика?); «Открыта новая гостиница для командированных со всеми удобствами».
И если мы не будем следовать норме, то в нашей речи появятся такие предложения:
«Была организована выставка работ воспитателей, родителей, детей из природного материала» (получается, что дети из природного материала).
— Общее дополнение при двух управляющих словах. Ошибка появляется в том случае, если глаголы управляют разными падежами: «Любить и наслаждаться природой»
(любить природу и наслаждаться ею), «Смотреть и любоваться картиной» (смотреть на картину и любоваться ею)), «Ухаживать и содержать дочь» (ухаживать за дочерью и содержать ее).
— Нагромождение (нанизывание) в пределах предложения одних и тех же падежных форм: «Для решения задачи ускорения подъема уровня сельского хозяйства следует увеличить вложения в сельскохозяйственное производство»; «Степь» — это итог сложных исканий Чехова своей творческого почерка». Подобное нанизывание родительных падежей характерно для канцелярского стиля.
— Соединение в качестве однородных членов предложения слов, выражающих вещественно неоднородные понятия: «Изучать менеджмент и засолку огурцов». Иногда этот прием осознанно используется для создания комического эффекта: «Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь…»(А. Чехов).
— Не всегда слова разных частей речи могут образовывать ряд однородных членов, например, не сочетаются существительные и неопределенная форма глагола: «Я люблю игру на фортепьяно и петь в хоре», «Он попросил чаю и переночевать в доме». Ошибкой является соединение в качестве однородных синтаксических конструкций члена предложения и придаточного предложения: «Он посмотрел фильм, нашумевший в кинематографических кругах и который только что вышел на экран».
— Соотнесение управляющего слова с разными однородными членами, находящимися в сочинительной связи: «Народ требовал ликвидации преступности и зарплаты».
— Ошибочная смысловая связь слов может возникнуть в результате того, что местоимение КОТОРЫЙ обычно формально относится к ближайшему предшествующему существительному: «Пригнали с поля коров крестьян, которых срочно надо было доить».
— Употребление после подлежащего-существительного местоимения третьего лица он, они: «Ларины, они были представителями поместного дворянства», «Чернышевский, он был революционер-разночинец».
Согласование подлежащего и сказуемого.
Сказуемое употребляется в единственном числе:
— при подлежащем, выраженным собирательным существительным (Молодежь собралась; Родня его не любила);
— при подлежащем, выраженном местоимением кто или производными от него (Кто-то терем прибирал);
— при подлежащем, выраженном местоимением что или производными от него ( Что-то большое и темное стояло в центре зал);
— при подлежащем, выраженном собирательным существительным с количественным значением (большинство, часть, ряд) (Большинство поддержало докладчика; Большинство команды поддержало докладчика.
Сказуемое ставится во множественном числе в следующих случаях:
— между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения, особенно причастный оборот с причастием во множественном числе, придаточное предложение с союзным словом который во множественном числе: Большинство людей, смотревших фильм, высоко оценили работу актеров; Большинство зрителей, которые смотрели фильм, высоко оценили работу актеров.
— при существительном есть несколько управляемых слов во множественном числе:
Большинство рабочих, инженеров и служащих завода поддержали директора.
— при подлежащем есть однородные сказуемые: Большинство студентов сдали зачеты и подготовились к экзаменам.
— в предложении используется составное именное сказуемое, причем именная часть выражена прилагательными или причастиями: Большинство детей были нарядны и веселы.
Начальное существительное воспринимается как подлежащее не только в предложениях, в которых оба варианта представляются читающему одинаковыми по смыслу (Холм закрыл лес), но и в предложениях, в которых один из двух смыслов оказывается явно неприемлемым: Лето сменяет осень. Валентина же испортила мать. Омоформа Валентина первоначально воспринимается как обозначение женщины (она — им. пад.), тогда как автор имел в виду мужчину (его — вин. пад.).
Дело в том, что существительное перед глаголом воспринимается в именительном падеже под влиянием преобладающих в русском языке конструкций с прямым порядком слов.
Чем больше слов стоит между ошибочно понятым существительным и сигналом ошибки (словом, вносящим ясность), тем серьезнее оказывается ошибка.
«Дом народного творчества решил организовать в начале будущего года в нашем городе комитет по культуре». Лишь последнее сочетание комитет по культуре указывает на то, что сочетание дом народного творчества, стоящее в начале предложения, является подлежащим, а не дополнением в вин. падеже.
То же происходит, если перед сказуемым ставится дополнение, выраженное:
— местоимением (Всё передовое преследовало царское правительство;.
— прилагательным: (В современной речи русский часто вытесняет английский;
Доброе пробуждает прекрасное.).
Таким образом любое слово — существительное, местоимение, числительное, прилагательное, — совпадающее по форме в именительном и винительном падежах, стоящее в начале предложения, первоначально воспринимается в именительном падеже (подлежащее), даже если оно употреблено в винительном (дополнение).
Омоформа именительный-винительный воспринимается как именительный не только в начале предложения, но и в середине его и даже в конце. Приведем несколько примеров:
Отвечая на вопросы, лектор сказал, что искусство, как и сны, создает реальный мир. Существительное искусство первоначально воспринимается в именительном падеже, хотя употреблено автором в винительном.
Проколол иглой листок тонкой сосенки росток (Т. Сумманен). Вначале читающему кажется, что листок сам своим острием что-то проколол, а затем выясняется, что листок был проколот иглой сосенки.
В 1875 году дом Плантена приобрел город Антверпен и превратил его в музей. Это предложение вызывает недоумение (каким образом можно приобрести город?) Схема действий по устранению ошибок в употреблении омоформы деятель-объект
1. Поставить слово, употребленное в значении дополнения, после слова, употребленного в значении подлежащего.
2. Заменить активную конструкцию пассивной (не изменяя порядка слов).
3. Ввести перед дополнение определяющее слово.
4. Придать омоформе, ошибочно воспринимаемой в значении; деятеля, значение истинного деятеля.
Примеры применения этого общего приема.
1. Инстинкт должен контролировать разум.Разум должен контролировать инстинкт (подлежащее поставлено ранее дополнения).
2. Мрачное настроение может вызвать туман.Мрачное настроение может быть вызвано туманом (активная конструкция заменена пассивной).
3. Николаева лечит дочь Розы Омаровны.Больного Николаева. лечит дочь Розы Омаровны (введено определяющее слово).
4. Караван судов сопровождал отряд эсминцев.Караван судов шел в сопровождении отряда эсминцев (слову караван придано значение деятеля).
1. Найдите в данных предложениях случаи двусмысленности, связанные с порядком слов. Отредактируйте предложения.
1. Перед нами новая интересная игрушка для детей из пластмассы.
2. В стихотворениях употребляются обращения к неодушевлённым предметам с целью повышения их выразительности и эмоциональности. 3. Иванов отказался со всеми студентами сдавать экзаменационную сессию. 4. Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой. 5. Газета назвала этот указ горькой пилюлей сторонников шоковой терапии, которая должна быть проглочена. 6. Шестилетним деревенским мальчишкой он бежал босиком по распутице, чтобы увидеть вблизи севший самолёт. 7. В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей. 8. Социологическое изучение журналистов продолжается. 9. Зёрна поджариваются обязательно на глазах у гостей в глиняной печке.
2. Поставьте сказуемое в нужную форму. Укажите возможные варианты.
1. В конкурсе участвовал… тридцать один студент. 2. Три скамейки стоял… у окна. 3. Большинство произведений поэта посвящен… теме любви. 4. Не то снег, не то град выпад… с минуты на минуту. 5. Любопытство, а не жажда познания взял… верх. 6. Или я, или мой заместитель обязательно буд… на совещании. 7. До зарплаты остал…сь тысяча рублей. 8. В Лужники пришл… более 80 тысяч зрителей. 9. Ряд предприятий сумел… встроиться в послекризисную экономику страны. 10. Часть книг, журналов и газет был… списан… за ненадобностью. 11. Подсчитали, что для работ потребу…ся 2 тонны цемента.
12. При появлении спортсменов полстадиона встал… и зааплодировал…. 13. человек тридцать стоял… на площади и наблюдал… за непонятным свечением в ночном небе.
14. Немало людей, считающих себя демократами и гуманистами, полага…, что отменять смертную казнь в России преждевременно.
3. Найдите ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Исправьте предложения.
1. В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви. 2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки. 3. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас. 4. Арендаторов следовало переселить в новые дома, отвечавшие бы всем нуждам людей. 5. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.
6. Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой. 7. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев. 8. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз. 9.
Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится. 10. Проявленная инициатива мастером помогла быстро справиться с аварией. 11. Прошедшие обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав. 12. Нам надо выяснить причины отставания недавно преуспевающей бригады. 13. Приспособления, применяющиеся ранее, были весьма ненадёжными в эксплуатации. 14. Большую часть языка составляет общеупотребительная лексика, то есть употребляющаяся всеми говорящими. 15. Казалось, мы находимся не на электростанции, ежечасно пожиравшей сотни пыльного торфяного топлива, а в хирургическом кабинете. 16. Ничего другого, двигавшего бы дело вперёд, никто из участников совещания не предложил. 17. В таком же положении находились жители прибрежных районов, отрезанных наводнением и спасающихся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 18. Представитель администрации заявил, что зерна, могущего быть отправленным на элеватор, имеется свыше 40 тонн. 19. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без средств к существованию. 20. Краска на штукатурке пузырится, опалённая солнцем. 21. Смешанный дождь с сажей разводит смутную слякоть. 22. Островский показал в Катерине борющийся характер против отживших устоев.
4. Найдите ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов. Исправьте предложения.
1. Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства». 2. Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение. 3. Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды. 4. Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится. 5. Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания городаспутника. 6. Прочитав рекомендованную литературу, студентам стали ясны их собственные ошибки в построении предложений и употреблении иноязычных слов. 7. Мастер жил в подвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце. 8.
Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму боя. 9. Поднявшись на вершину, не слышно ни одного звука из долины. 10. Убежав из дома, мальчик был вскоре найден родителями. 11. Пройдя несколько комнат, я был встречен самим графом. 12. Глуповцы были изумлены, услыхав мерный звон колокола. 13. Бросившись в воду, мы на ходу скидывали с себя обувь и платье. 14. Он ушёл, закончив ремонт и когда проверил работу двигателя. 15. Начав читать новую книгу, она затягивает меня и заставляет думать. 16. Убедившись в своей беспомощности, герою пришлось перерезать верёвку. 17. Потеряв на войне мужа, у неё не было желания заводить новую семью.
5. Руководствуясь общим смыслом предложения, найдите подлежащее. Отредактируй предложения (Образец: Стулья заменяли ящики из-под консервов – Стулья заменили ящиками из-под консервов.)
1. Слова Бернала подтвердили многочисленные исследования. 2. Новые белые автомобили с красным крестом получили многие санатории. 3. Соединенные Штаты прежде всего привлекают богатые нефтяные запасы этого района. 4. Связь слов определяет их значение. 5. И вот уже лес изуродовал новый песчаный карьер. 6. Маленькие оси часов вертятся на еще меньших рубиновых подставочках, которые не побеждают годы. 7. Традиционные таблицы уже заменяют диафильмы. 8. Пусть мои эмоции дополнят цифровые данные. 9. Наводнение в Колхиде вызвало уникальное атмосферное явление, которое бывает, как говорится, раз в тысячу лет. 10. Приятные воспоминания прервали взрывы бомб за соседним холмом. 13. Села и рабочие поселки обслуживают кинопередвижки. 14.
Народные войска встречали тысячи жителей города. 15. Этикетки на многих бутылках украшают золотые медали. 16. Учитель показал на примерах, что законченность мысли передает интонация.
6. Найдите синтаксические ошибки (употребление причастных и деепричастных оборотов, сочетаемость слов, неправильный выбор формы), отредактируйте предложения.
1. У нас нет спортсмена, выиграющего эту эстафету. 2. Мы ознакомились с материалами доклада, пришедшего к нам по почте. 3. Письма, отправляющиеся в редакцию журнала, необходимо подписывать. 4. Материалы, предоставляющие издательству, следует присылать до 10 числа каждого месяца. 5. В тексте, составленным Вами, допущены некоторые неточности. 6. Приведенные факты в статье следует учитывать при работе. 7. Моя подруга, не сумевшая поехать на юг и отдыхавшая в подмосковном пансионате, бывшем раньше пионерским лагерем и оказавшемся не вполне отвечавшим ее запросам, не очень довольна прошедшим летом. 8. Заявление, сделанное председателем комитета, занимающимся этими вопросами, было опубликовано в печати. 9. Студентов, не сдавших своевременно книги в библиотеку и которые не оформили зачетные книжки, просьба срочно подойти в деканат. 10. На совещании, которое было посвящено новым формам проведения экзамена в этом учебном году, был сделан ряд сообщений, которые нас заинтересовали.
11. Нам сообщили, что в результате пожара, начавшегося из-за человека, курившего сигарету и бросившего к нам на веранду окурок, тлевший там недолго и вызвавшего пожар, сгорел наш дачный дом. 12. Двор был очень красивым, все дома окружали деревья. 13.
Купя продукты, я сразу иду домой, готовлю ужин, а засим отдыхаю спя. 14. Выйдя на пенсию, у меня наконец появилось много свободного времени, которое я могу посвятить себе.
15. Закончив обучение в нашей школе, все ученики отправляются в высшие учебные заведения. 16. Отказавшись от премии, у него появилось чувство свободы. 17. Не закончив университет, ему предложили работу за границей. 18. Предлагая покупателю косметические средства, следует помнить о необходимости самому изучить ассортимент товаров.
19. Все стены оформляли плакаты и стенды. 20. Читав специальную литературу, Иванов пришел к выводу о создании нового отдела, нужного для развития производства.
Литература:
1. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл. — М., 2008.
2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка.- М., 2007.
3. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: учебник.- М., 2013
4. Мучник Б.С. Культура письменной речи. Формирование стилистического мышления.- М., 1996
5. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов /Под ред. Проф. В.Д. Черняк. М., 2010.
6. Сборник упражнений и тестовых заданий по культуре речи : учебное пособие / Под. ред. Проф В. Д. Черняк. — СПб, М., 2009
7. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи.- М., 2011.
«НОЯБРЬСКИЙ ИНСТИТУТ НЕФТИ И ГАЗА (филиал) ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по специальности 131018 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений СМК ППССЗ-177-2013 ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 131018 РАЗРАБОТКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ Квалификация техник-технолог Форма обучения: очная Нормативный срок обучения на базе среднего общего образования 2 года 10месяцев. »
«Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 N (ред. от 15.01.2015) Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (Зарегистрировано в Минюсте России 24.02.2014 N 31402) Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 Документ предоставлен КонсультантПлюс (ред. от 15.01.2015) Дата сохранения: 17.08.2015 Об утверждении Порядка организации и. »
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ КОМИТЕТ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ СФК 2 «ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ» (утвержден постановлением Коллегии Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики от 25.03.2015 № 22) ИЖЕВСК Содержание Общие положения. 1. Общая характеристика контрольного мероприятия. 2. Организация контрольного мероприятия. 3. Подготовительный этап контрольного мероприятия. 4. Основной этап контрольного мероприятия. 5. »
«Project 144742-TEMPUS-2008-DE-JPHES Educational Centers’ Network on Modern Technologies of Local Governing Проект ECESIS программы Tempus Материалы координационной встречи в Кобленце 29 июня 10 июля 2009 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение. ECESIS – проект, направленный на повышение уровня знаний сотрудников органов местного самоуправления в области информационного менеджмента. I. Встреча представителей администраций в Кобленце I.1. Анализ нужд администраций. II. Встреча представителей университетов в. »
«Рабочая программа по предмету «Литература» 10-11 классы (Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования) БУП 2004 г. (редакция 04.03. 2015 г.) Составитель: учитель русского языка и литературы М.Л. Якунина МБОУ Лицей «Эврика» 2015 г. Структура рабочей программы Программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели 1. среднего общего образования с учётом специфики учебного. »
«Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Детский дом «Аистенок» Калтанского городского округа Согласно Утверждаю Замдиректора по ВР Директор МКОУ «Детский дом «Аистенок» МКОУ «Детский дом «Аистенок» Порываева Э.Н. Комякова И.В. от « 29 » августа 2014 года От « 29 » августа 2014 года Программа по самообразованию Тема: «Гендерный подход в подготовке воспитанников к передаче в замещающую семью». »
«ПРОЕКТ УТВЕРЖДЕНО РЕШЕНИЕМ УЧЕНОГО СОВЕТА НИУ «МЭИ» № от 2014 г. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МЭИ» ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА «МЭИ» Ректор ФГБОУ ВПО «НИУ «МЭИ» _ Н.Д. Рогалев «_» 2014 г. м.п. Москва СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ Руководитель работы Ректор НИУ «МЭИ» Рогалев Н.Д. »
«ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ Оглавление Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р «О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг.» Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 2018 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р) I. Общие положения II. Анализ текущей ситуации по формированию системы оплаты труда. »
«ql Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1176 (ред. от 25.11.2014) Об утверждении государственной программы Краснодарского края Доступная среда ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 октября 2013 г. N 1176 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ДОСТУПНАЯ СРЕДА (в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.12.2013 N 1533, от 15.07.2014 N 668, от 24.10.2014 N. »
«Положение о втором конкурсе «Красноярский молодежный форум», направленном на поддержку инициативы молодёжных и детских объединений, в рамках грантовой программы Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития» на 2015 год Конкурс проводится в соответствии с Законом Красноярского края «О краевых социальных грантах» и поддерживает проекты, направленные на поддержку инициатив молодёжных и детских объединений, реализуемых на территории Красноярского края.1. Общие положения 1.1. Настоящее. »
«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей и подростков, имеющих высокие интеллектуальные способности, гимназия № 10 ЛИК города Невинномысска АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ МБОУ ГИМНАЗИИ № 10 ЛИК г. НЕВИННОМЫССКА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ В 2014-2015 УЧЕБНОМ ГОДУ Утвержден на административном совещании МБОУ гимназии № 10 ЛИК г. Невинномысска Протокол № от 30. 06. 2015 г. Невинномысск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей и подростков. »
«ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ о деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дом детского творчества «На реке Сестре» в 2014-2015 учебном году Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Курортного района г.Санкт-Петербурга Дом детского творчества «На реке Сестре» Уважаемые обучающиеся, родители, друзья и партнеры ДДТ На реке Сестре! Мы представляем вашему вниманию открытый отчет о деятельности нашего. »
«Федеральное агентство железнодорожного транспорта Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВО УрГУПС) Утверждаю: Ректор А.Г.Галкин «_01_»092014 г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Направление подготовки (специальность) 190600.68 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (код, наименование направления подготовки, специальности) Профиль. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» ПФ КемГУ (Наименование факультета (филиала), где реализуется данная дисциплина) Рабочая программа дисциплины (модуля) «Основы дипломатического протокола» (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 46.03.02/034700.62 «Документоведение и архивоведение» (шифр, название направления). »
«Содержание стр Паспорт Программы развития Введение 1 Раздел Анализ потенциала развития ДОО Анализ актуального уровня развития ОО 1.1. 9 Результативность реализации ООП ДО 1.2. 9 Качество образовательного процесса 1.3. 10 Качество условий организации образовательного 1.4. 10 процесса Дополнительное образование 1.5. 1 Качество воспитательной работы 1.6. 1 Инновационная деятельность 1.7. 14 Управление качеством образовательного процесса 1.8. 15 SWOT-анализ потенциала развития образовательной 1.9. »
«Основная образовательная программа основного общего образования Разработчики программы: методическое объединение учителей английского языка, испанского языка, словесности, математического, естественнонаучного циклов, заместителем директора по УВР, представителями родительской общественности Содержание Общие положения 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 1.2.1. Общие. »
«Министерство образования и науки Российской Федерации Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского «Утверждаю» Проректор по учебной и методической деятельности В.О. Курьянов «»2014 года ПРОГРАММА по профессионально-ориентированным дисциплинам для абитуриентов, поступающих по образовательным программам высшего образования магистратуры направления подготовки 35.04.01 «Лесное дело» Симферополь 2014 г. Разработчики программы: декан лесного, садово-паркового и охотничьего хозяйства. »
«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа с. Ершовка Вятскополянского района Кировской области Рассмотрено Утверждаю: Педсовет № 10 от 27.06.2014г Директор: Ложкина Н.А Приказ №68-од от 10.07.2014г Рабочая программа по математике для 5 класса Составитель: Бареева А. Г., учитель математики высшая категория Ершовка, 2014 год 1. Пояснительная записка.Рабочая программа составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного. »
«Учебный план ГБОУ Гимназии № 1518 г. Москвы на 2014-2015 уч.год Учебный план ГБОУ Гимназии № 1518 г. Москвы на 2014-2015 уч.год -Приказа Департамента образования города Москвы от 11 мая 2010 года № 958 «Об утверждении Московского базисного учебного плана» (с изменениями и дополнениями в приказах ДОгМ № 1341 от 9 сентября 2010 года, № 327 от 4 мая 2011 года);Приказа МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего. »
«R A/49/ ОРИГИНАЛ: АНГЛИЙСКИЙ ДАТА: 5 ОКТЯБРЯ 2011 Г. Ассамблеи государств-членов ВОИС Сорок девятая серия заседаний Женева, 26 сентября 5 октября 2011 г.ОБЩИЙ ОТЧЕТ принят Ассамблеями СОДЕРЖАНИЕ Пункты ВВЕДЕНИЕ. ПУНКТЫ СВОДНОЙ ПОВЕСТКИ ДНЯ Пункт 1: ОТКРЫТИЕ СЕССИЙ Пункт 2: ВЫБОРЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ Пункт 3: ПРИНЯТИЕ ПОВЕСТКИ ДНЯ Пункт 4: ОТЧЕТ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА Пункт 5: ОБЩИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ A/49/18 стр. РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Пункт 6: ДОПУСК НАБЛЮДАТЕЛЕЙ Пункт 7: СОСТАВ. »
2016 www.programma.x-pdf.ru — «Бесплатная электронная библиотека — Учебные, рабочие программы»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Видео:Все способы словообразованияСкачать
Нормативное построение словосочетаний
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами продолжим подготовку к ЕГЭ и будем работать над темой “Синтаксис и пунктуация”. Начнём урок с орфоэпической разминки.
II. Орфоэпическая разминка (Слайд 1,2)
Цель: подготовка к ЕГЭ, проверить владение орфоэпическими нормами.
Каталог, краны, договорённость, гражданство, партер, столяр, таможня, щавель, значимый, кухонный, сливовый, оптовый, эксперт, цемент, досуг, жалюзи, банты, шарфы, статуя, лыжня.
(Взаимопроверка Слайд 3)
Вывод: совершенствовать владение орфоэпическими нормами.
III. Стадия вызова.
Вопросы учителя к классу
- Ребята, а что можно составить из предложенных слов? (словосочетания)
- А что такое словосочетание? (Это соединение двух или более знаменательных слов на основе грамматической связи. Наряду с предложением словосочетание является основной единицей синтаксиса и выделяется из предложения)
- А зачем нам надо знать закон, по которому стоятся словосочетания? (Для того, чтобы правильно строить словосочетания, в соответствии с нормами современного русского языка, выделять главное и зависимое слово).
- Вспомните, на какие группы делятся словосочетания в зависимости от характера главного слова? Приведите примеры. (Именные, глагольные, наречные).
- Необходимо ли знать вид подчинительной связи в словосочетании? Для чего? (Да, для того, чтобы правильно составлять словосочетания и из словосочетаний – предложения, не делать ошибок).
- Назовите виды подчинительной связи между словами в словосочетаниях.
(пока обучающиеся устно отвечают на поставленный вопрос, проверяя себя Слайды 4 – 11; один обучающийся составляет кластер “Виды связи слов в словосочетании”
- Проверка кластера консультантами.
- Итак, мы с вами вспомнили, что знаем о словосочетании. Остается сформулировать тему урока. (Правильное построение словосочетание)
Тема урока открывается на доске “Нормативное построение словосочетаний”.
IV. Стадия осмысления.
А теперь мы напишем выборочно-распределительный диктант для подтверждения нашего прогноза и для отработки умения определять вид подчинительной связи между словами в словосочетаниях. Объясните правописание гласных после шипящих. (Данные словосочетания распределить в три столбика: согласование, управление, примыкание. Работа у доски).
Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночёвка в лесу, золочёное кольцо, три шофёра, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипячённое молоко, говорить шёпотом, очень хорошо, рисовать карандашом, упасть навзничь.
- Внимание на экран (Слайд 12). Перед вами текст и задание. Выполните, пожалуйста.
Было так тихо, как только бывает в лесу зимою в безветренный день. Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их книзу, придавая им чудесный, праздничный и холодный вид. По временам срывалась с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось, как она, падая, с легким треском задевала за другие ветви. Снег розовел на солнце и синел в тени. (А.И.Куприн “Олеся”)
- Словосочетания какого вида вы выписали?
- Какой вид подчинительной связи вы указали?
V. Стадия осмысления. Практическая направленность изученной темы.
Ребята, а где можно использовать полученные знания о словосочетаниях? (В ЕГЭ)
- Давайте обратимся к заданиям, которые могут встретиться в ЕГЭ, задания, проверяющие владения синтаксическим нормами. Эти задания помогут подготовиться к ЕГЭ.
Внимание на экран (Слайд 13,14)
1. Укажите пример с ошибкой в управлении
1.1. Преимущество перед ними
1.2 Согласно договору
1.3. Показать о чём-то
1.4. Огорчён чем-то
2. Укажите пример с нарушением норм согласования
2.1. Благодаря осадкам в виде снега и дождя, выпавшим зимой, в почве сохранилось много влаги.
2.2. Будущий певец приехал в столицу с сорока рублями в кармане.
2.3. Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате.
2.4. Вернувшись из ссылки, писателя ждали новые невзгоды.
Задание В3, которое связано с умением находить в тексте словосочетания и определять типе связи с них, либо в предложенных словосочетаниях.
(Работа с тестами ЕГЭ по группам Приложение 3)
Ребята, ЕГЭ – это не единственная ситуация, при которой требуется знать вид связи слов в словосочетании. Предлагаю вам “Коллекцию ошибок” (Слайд 15,16)
- На окошке авиакассы мы обнаружили надпись: “Предъявляйте документ, удостоверяющую личность”.
- В компьютерной игре “Золотой телёнок” в титрах надпись “Граждане! Такси свободен!”
- В меню кафе “Бульвар”: “Свежевыжатый сок из апельсин”.
- В сотовом телефоне “Точка создание не выбрана”.
- Ошибка сделана в связи с тем, что нарушено согласование слов “документ” и “удостоверяющий”.
- Несклоняемое существительное “Такси” – ср.р. согласуется с прилагательным “свободные”.
- Существительное “сок” требует от существительного во мн.ч. “апельсины” формы Р.п. – “апельсинов”.
- Ошибка в управлении: “Точка создания”.
Какой вывод напрашивается?(Во взрослой жизни, кем бы вы ни стали – программистами, экономистами, официантами, менеджерами, – быть безграмотным не престижно!
VI. Самостоятельная работа по вариантам. Тест (Приложение 4)
VII. Итоги урока. Рефлексия.
Какие виды подчинительной связи слов в словосочетании мы повторили?
Для чего нам это надо знать?
Где будем использовать полученные знания?
Чему вы научились на уроке?
Что осталось непонятным?
VIII. Домашнее задание
Упр.210 или составить карточку (презентацию) из тестов ЕГЭ по теме урока.
По желанию: пополните “Коллекцию ошибок”.
- Вовк С.М. “Вид подчинительной связи в словосочетании” Урок по технологии РКМЧП. Газета “Русский язык” , №2, 2011г.
- Единый государственный экзамен 2011.Русский язык.Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ– М.:2011.
- Золотарёва И.В., ДмитриеваЛ.П. “Поурочные разработки по русскому языку 10 класс”. М.:2009
- Куприн А.И. Повести и рассказы. Том 1. М.:2003
- Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы М.: Просвещение, 2006
- СенинаН.А. “Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: Части А,В,С (модели сочинений). 10–11 классы.-Учебное пособие– Ростов-на-Дону:2011.
📸 Видео
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Русский язык. Подготовка к ЦТ. А27. Синтаксические нормы.Скачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Синтаксическая норма| Русский языкСкачать
Русский язык | Говорим правильно! Основные ошибки по русскому языку. Нормы русского языкаСкачать
Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Русский язык. Выпуск 12. Синтаксические нормы.Скачать