Классификация словосочетаний по стержневому слову

Видео:Классификация словосочетаний по главному словуСкачать

Классификация словосочетаний по главному слову

Классификация словосочетаний по стержневому слову

Эта классификация предполагает определение главного (стержневого) слова и его грамматическогостатуса. С этой точки зрения словосочетания бывают:

1.Субстантивные. Главное слово — существительное (сиреневый туман, в синем небе, дом у дороги)

2.Адъективные. Главное слово — прилагательное (очень сильный, болен гриппом).

3.Нумеративные. Главное слово — числительное (пять человек, много книг).

4. Местоименные. Главное слово — местоимение (кто-то из женщин).

5. Глагольные. Главное слово — глагол в спрягаемой или неспрягаемой форме (говорил быстро, летящий в облаках, посеяв морковь).

6.Наречные. Главное слово — наречие (очень медленно, слишком напряжённо).

1. Укажите глагольное словосочетание.

встреча с трудящимися

наблюдающий за звёздами *

2. Определите тип словосочетания по стержневому слову

Выберите. субстантивное адвербиальное нумеративное глагольное

Выберите. субстантивное адвербиальное нумеративное глагольное

Выберите. субстантивное адвербиальное нумеративное глагольное

Выберите. субстантивное адвербиальное нумеративное глагольное

3 Охарактеризуйте словосочетание много пресмыкающихся по стержневому слову

Классификация словосочетаний по степени связанности компонентов

По степени связанности компонентов словосочетания бывают: свободные, фразеологически связанные и синтаксически связанные.

Фразеологически связанными называются словосочетания, которые представляют собой фразеологизм: спустя рукава, лебединая песня, взать быка за рога и т. д.

Синтаксически связанные словосочетания представляют собой смысловые единства, которые в составе членов предложения нельзя разрывать по смыслу, т.е. при разборе предложения по составу, их следует указывать как один член предложения. Запомните эти структуры!

1. Счётный оборот (пять подруг, много друзей, около сотни книг, коробка конфет, бочка мёду и пр.)

2.Выделительный оборот (один из них; кто-то из детей, кто-нибудь из нас и пр.);

3.Оборот со значением совместности (отец с матерью, дед с приятелем, сестра с племянником и пр.);

4.Развёрнутая метафора (в саду горит костёр рябины красной);

5.Словосочетания с местоимением (что-то новое, он сам и пр.);

6. Причастные, деепричастные и сравнительные обороты.

При анализе предложения эти компоненты нельзя разрывать, они являются одним членом предложения:

Народу на площади собралось много.

Если словосочетание не входит ни в одну из названных групп, то оно свободное.

1. Укажите строчку, в которой указан оборот со значением совместности

Полкан и Барбос

размером с аршин

2 Укажите строчку, в которой указан выделительный оборот

вернулся из Москвы

люди из захолустья

варенье из малины

3. Укажите тип каждого синтаксически связанного словосочетания.

около сотни коров

Выберите. сравнительный оборот выделительный оборот счётный оборот оборот со значением совместности

Выберите. сравнительный оборот выделительный оборот счётный оборот оборот со значением совместности

первый с четвертым

Выберите. сравнительный оборот выделительный оборот счётный оборот оборот со значением совместности

сверкают как бриллианты

Выберите. сравнительный оборот выделительный оборот счётный оборот оборот со значением совместности

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ПО ХАРАКТЕРУ СТЕРЖНЕВОГО СЛОВА.

В зависимости от принадлежности стержневого слова к той или иной части речи словосочетания делятся на глагольные, субстантивные, адъективные, наречные.

Глагольные словосочетания. В глагольных словосочетаниях в роли главного слова выступает глагол. Например: слушать радио, строить дом, думать об экзамене.

Глагольные словосочетания образуют самую большую группу словосочетаний, так как у глагола самые богатые валентные свойства.

Зависимое слово в глагольных словосочетаниях может быть выражено:

а) именем существительным в косвенных падежах с предлогом и без предлога: учить детей, строить школу, стучать в окно.

б) наречием: учиться хорошо, возвратиться поздно;

в) инфинитивом: просить подождать, ехать отдыхать;

г) деепричастием: идти не оглядываясь;

д) местоимением: слушать его.

К глагольным словосочетаниям относятся и словосочетания с причастиями и деепричастиями в роли главного слова, поскольку это глагольные формы: сияющий от счастья, почерневший от пыли, вспоминая о прошлом. В таких словосочетаниях выделяются две начальные формы: сиять от счастья – сияющий от счастья; вспоминать о прошлом – вспоминая о прошлом.

Субстантивные словосочетания. К субстантивным словосочетаниям относятся такие, в которых в роли главного слова выступают имена существительные: заячьи следы, эта река, первое занятие, ветка березы.

Зависимое слово в субстантивных словосочетаниях может быть выражено:

а) именем существительным во всех косвенных падежах, с предлогом и без предлога: сочинение ученика, письмо другу, любовь к человеку;

б) именем прилагательным: пасмурным днем, ударный труд, жаркое лето, высокая мечта;

в) местоимением: наш класс, этот доклад, мой дом ;

г) порядковым числительным: седьмой вагон;

д) причастием: написанная статья, забитые гвозди;

е) наречием: дверь налево, чай вприкуску, судак по-польски;

ж) инфинитивом: счастье жить, мастер говорить.

Адъективные словосочетания. В адъективных словосочетаниях в роли главного слова выступает имя прилагательное. Зависимое слово в адъективных словосочетаниях может быть выражено:

а) именем существительным в родительном, дательном и творительном падежах без предлога и во всех косвенных падежах с предлогами: мягкий по натуре, славный делами, умный от природы, внимательный к людям;

б) местоимением: нужный мне, близкий нам, дружеский со всеми;

в) наречием: поразительно резкий, очень добрый.

Наречные словосочетания. В наречных словосочетаниях в качестве главного слова выступает наречие. Зависимое слово может быть выражено:

а) наречием: очень хорошо, удивительно точно;

б) именем существительным: обидно до слез, белее снега;

в) субстантивированным словом: далеко от родных.

ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ПО ХАРАКТЕРУ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ (КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ПО ЗНАЧЕНИЮ).

Между компонентами словосочетания устанавливаются различные семантико-синтаксические отношения, определяемые их лексическими и грамматическими значениями.

Различают следующие типы синтаксических отношений:

а) атрибутивные (определительные);

Атрибутивные отношения складываются на основе значения предметности стержневого компонента и значения признака зависимого компонента: высокий человек, деревянный стол, третий участок.

В качестве стержневого компонента словосочетаний, выражающих атрибутивные отношения, выступают имена существительные или субстантивированные слова, в качестве зависимого – прилагательные (серьезная работа, местоимения (твоя школа), порядковые числительные (пятый маршрут), причастия (выполненное задание); наречия (поездка налегке), инфинитивы (приказ выступать).

Разновидностями атрибутивных отношений являются объектно-атрибутивные, в которых значение признака передается путем указания на принадлежность, материал, наличие или отсутствие каких-либо предметов и т.д.: двери комнаты, перекрытия из железобетона, женщина с зонтиком, троллейбус без кондуктора, и обстоятельственно-атрибутивные, в которых значение признака передается путем указания на обстоятельства, сопровождающие предмет : критика снизу, езда верхом, отдых летом.

Классификация словосочетаний по стержневому слову

Объектные отношения складываются на основе значения действия как процесса и значения объекта, на который направлено действие. Такие отношения передаются прежде всего сочетанием переходного глагола в качестве стержневого компонента и существительного в винительном падеже (родительном) без предлога в качестве зависимого компонента: читать газету, писать статью, рисовать картину; других глаголов и других существительных в косвенных падежах: рассуждать о жизни, прийти с товарищем.

В словосочетаниях, передающих объектные отношения, в роли зависимого компонента, кроме имен существительных, могут выступать местоимения (встретить его, искать их), числительные (узнать двоих), субстантивированные слова (читать избранное, уважать смелого).

Обстоятельственные отношения создаются на основе значений действий, состояний, признаков, сопровождаемых теми или иными обстоятельствами. Обстоятельственные отношения устанавливаются в глагольных, именных и наречных словосочетаниях: работать с огоньком, говорить медленно, свободный по субботам.

Субъектные отношения возникают в словосочетаниях, в которых зависимое существительное называет производителя действия, обозначаемого стержневым словом – причастием, отглагольным существительным, категорией состояния: воспитанный родителями, приход весны, рассказ учителя, данный им, освобожденный солдатами, приезд отца, страшно мне, весело ребятишкам.

Комплетивные отношения (восполняющие) возникают в результате смысловой недостаточности стержневого слова: два друга, много слов, стая птиц. Эти отношения характерны для синтаксически несвободных словосочетаний.

ПАРАДИГМЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

У большинства типов словосочетаний главное слово является изменяемым

(кроме наречных словосочетаний и тех, у которых главным словом является слово категории состояния).

Вследствие изменения главного слова по свойственным ему грамматическим категориям создается система форм словосочетания – парадигма словосочетания. Так, в субстантивном словосочетании новая тетрадь главное слово – имя существительное – изменяется по падежам и числам, в результате чего образуется следующая парадигма этого словосочетания:

Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому словуЕдинственное число Множественное число

Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому словуИ.п. – новая тетрадь новые тетради

Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову Р.п. – новой тетради новых тетрадей

Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову Д.п. – новой тетради новым тетрадям

Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову В.п. – новую тетрадь новые тетради

Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову Т.п. – новой тетрадью новыми тетрадями

П.п. – о новой тетради о новых тетрадях

Если в словосочетаниях главным словом является глагол, то парадигма такого словосочетания образуется в результате изменения глагола по грамматическим категориям наклонения, времени, лица, числа, рода (в прошедшем времени) и вида; формы действительного причастия и формы деепричастия также входят в парадигму глагольного словосочетания. Например: изменение главного слова (глагола) по категориям наклонения и времени образует следующую парадигму глагольного словосочетания:

Классификация словосочетаний по стержневому слову

1) Классификация словосочетаний по стержневому словуиграть в шахматы

2) Классификация словосочетаний по стержневому словуиграю в шахматы

3) Классификация словосочетаний по стержневому словуиграл в шахматы

4) Классификация словосочетаний по стержневому словубуду играть в шахматы

5) Классификация словосочетаний по стержневому словуиграл бы в шахматы

6) играй в шахматы

В результате же изменения глагола в настоящем времени по лицам и

числам образуется следующая парадигма словосочетания играть в шахматы:

Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову Единственное число Множественное число

Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову1-ое лицо – играю в шахматы играем в шахматы

Классификация словосочетаний по стержневому слову2-ое лицо – играешь в шахматы играете в шахматы

Классификация словосочетаний по стержневому слову3-е лицо – играет в шахматы играют в шахматы

Таким образом, полная парадигма словосочетания играть в шахматы образуется следующими его формами:

Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову

Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову1) играть в шахматы; 2) играю в шахматы; 3) играл в шахматы;

Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову4) буду играть в шахматы; 5) играл бы в шахматы; 6) играй в шахматы;

7) играешь в шахматы; 8) играет в шахматы; 9) играем в шахматы;

Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову10) играете в шахматы; 11) играют в шахматы; 12) будешь играть в шахматы; 13) будет играть в шахматы; 14) будем играть в шахматы;

Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову15) будете играть в шахматы; 16) будут играть в шахматы;17) играла в шахматы; 18) играло в шахматы; 19) играли в шахматы; 20) играющий в шахматы; 21) игравший в шахматы; 22) играя в шахматы.

Глагольные словосочетания имеют самую разветвленную парадигму по сравнению с другими типами словосочетаний. Кроме того, парадигма глагольных словосочетаний существенно отличается, например, от субстантивных словосочетаний: в глагольных словосочетаниях при изменении их главных слов зависимые слова своей формы не меняют – в субстантивированных же словосочетаниях при изменении их главных слов зависимые слова также изменяют свою форму.

Наречные словосочетания, вследствие неизменяемости главного слова – наречия, не имеют парадигмы. Лишь некоторые наречные словосочетания имеют парадигму, состоящую из формы положительной степени и формы сравнительной степени:

Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову

Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому словудалеко от родины – дальше от родины

слева от окна – левее от окна.

Словосочетания, в которых главное слово является словом категории состояния на – о, имеют парадигму, состоящую из двух форм: формы положительной степени и формы сравнительной степени:

Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову

Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому словууютно с костром – уютнее с костром

трудно без друзей – труднее без друзей

Если в словосочетании главным словом является количественное числительное, то парадигма такого словосочетания состоит всего из двух падежных: из форм именительного и винительного падежей (внешне эти формы совпадают). Так словосочетания три книги, десять домов и т.п. имеют парадигму:

Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову

Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому словуИ.п. – три книги, десять домов

В.п. – три книги, десять домов

Если количественное числительное имеет форму именительного или винительного падежа, то такое количественное числительное будет главным словом в количественно-именном словосочетании. Если же количественное числительное имеет форму любого другого падежа, то оно является зависимым словом, а главным будет имя существительное.

Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову

Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому словуНапример: Р.п. – трех книг, десяти домов

Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову Д.п.- трем книгам, десяти домам

Т.п. – тремя книгами, десятью домами

Классификация словосочетаний по стержневому слову Классификация словосочетаний по стержневому слову П.п. – о трех книгах, о десяти домах.

Как показывают примеры, в родительном, дательном, творительном и предложном падежах зависимое слово – имя числительное – имеет ту же падежную форму, что и главное слово – имя существительное.

У словосочетания, имеющего парадигму, принято отмечать начальную форму. Чтобы поставить словосочетание в начальную форму, необходимо поставить в начальную форму главное слово словосочетания. Так, для субстантивного словосочетания начальной формой будет форма именительного падежа единственного числа главного слова (фруктовый сад, широкая река, картофельное поле); для адъективного словосочетания – форма именительного падежа единственного числа мужского рода (серый от пыли, синий в полоску); для глагольного словосочетания – форма инфинитива главного слова (думать о будущем, построить завод). Если главное слово выражено особой формой глагола – причастием, то у такого словосочетания можно отметить две начальные формы: 1) форму именительного падежа единственного числа мужского рода причастия (построивший завод, радостно улыбающийся) и 2) форму инфинитива глагола, от которого образовано данное причастие (построить завод, радостно улыбаться); если главное слово выражено деепричастием, то начальной формой будет форма инфинитива глагола, от которой образовано деепричастие: читая книгу – читать книгу, услышав крики — услышать крики.

СХЕМЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

Словосочетания строятся по определенным схемам. Таких схем насчитывается несколько десятков. По ним можно построить бесчисленное множество конкретных словосочетаний.

Схема словосочетания – это отвлеченный образец, после заполнения которого конкретными словами образуются конкретные словосочетания. Схема словосочетания представляет собой запись, которая показывает:

1) какими частями речи выражены компоненты словосочетания;

2) какой компонент словосочетания является главным, а какой

3) морфологическую форму главного компонента (если его форма

определяет форму зависимого компонента) и морфологическую форму зависимого компонента (если он является изменяемым);

4) расположение компонентов относительно друг друга.

Таким образом, дать схему словосочетания – это значит отразить

Классификация словосочетаний по стержневому словуосновные структурные признаки словосочетания. Например, словосочетание новая тетрадь построено по схеме:

прилагат. ж.р., ед.ч., им. пад. + существ. ж.р., ед. ч., им. пад.

Классификация словосочетаний по стержневому словуУлыбающиеся лица

прич. мн.ч., им. п. + сущ. мн.ч., им.пад.

Классификация словосочетаний по стержневому словуДве книги

колич. числит. в им./ вин. пад. + сущ. в род. пад., ед. ч.

Вопросы и задания для самопроверки:

1.Какие бывают словосочетания по составу? Какие словосочетания

по составу выделяет «Грамматика–70»?

2. Какими способами образуются сложные словосочетания ?

3. Можно ли упростить сложное словосочетание? Если да, то каким

4. Все ли сложные словосочетания можно упростить?

5. Как определяется тип словосочетания? Какие выделяют типы

словосочетаний по способу выражения главного слова?

6. Какими частями речи может распространяться имя

существительное? Приведите примеры.

7. Какими частями речи может распространяться имя прилагательное?

8. Какими частями речи может распространяться глагол? Приведите

9. Какими частями речи могут распространяться наречия и слова

10. Какая часть речи в русском языке является наиболее активной по

своей способности распространяться другими частями речи?

11. Какие смысловые отношения устанавливаются между компонентами словосочетания?

12. Что такое парадигма словосочетания?

13. В чем состоит отличие парадигм субстантивных словосочетаний типа интересный рассказ, моя тетрадь, зеленеющее поле, первый вагон от парадигм субстантивных словосочетаний типа ветка сирени, дом с колоннами, прогулка пешком, приказ наступать?

УПРАЖНЕНИЕ 1

Выделите простые и сложные словосочетания.

1. Какая восхитительная сказка бывает в лесу, когда со всех этажей леса

свешиваются, сходятся, переплетаются ветви, еще не одетые, но с цветами-сережками или с зелеными длинными напряженными почками. Жгутики зеленые черемухи, в бузине красная кашица с волосками, в ранней иве, из-под ее прежнего волосатого вербного одеяльца выбиваются мельчайшие желтенькие цветочки, составляющие потом в целом как бы желтого, только что выбившегося из яичной скорлупы цыпленка. Даже стволы пестрых елей покрылись, как шерстью, зелеными хвоинками, а на самом верхнем пальце самой верхней мутовки явно показывается новый узел будущей мутовки (Пришвин). 2. На стенах веерами висели открытки золотоволосых девушек с розовыми носами и глазками цвета капусты (Паустовский). 3. В могучей тишине пустынного острова, среди первобытной полярной природы невольно замирал дух, сдавливало дыхание, человек становился маленьким, ничтожным, одной из снежинок (Первенцев). 4. Комиссар, очень похожий на вдруг постаревшего артиста Чиркова, выслушал доклад лейтенанта, пожал руку, указал, куда сесть…(Б.Васильев). 5. Под седлами чернели черпаки с красными звездами по углам (Закруткин).

УПРАЖНЕНИЕ 2

Выпишите в две колонки простые и сложные словосочетания.

Установите, каким способом образованы сложные словосочетания.

Майское утро, доброе сердце матери, сделать попытку скрыться, не пройти мимо главного, старый пятиэтажный дом, говорить громким голосом, стоять рядом с домом, почерк сестры, встретить с открытой душой, красивая шкатулка из дерева, очень быстро, говорить громким голосом, старинная посуда из серебра, узнать правду от друга, иметь возможность наблюдать, работать спустя рукава, достойный высокой оценки, купить газету в киоске, бабочка с желтыми крылышками, заинтересовать детей рассказом.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Из данных предложений выпишите сложные словосочетания.

В полдень Никита прилег около маленького ручья, текущего из родника по дну балки. Он задремал на земле под солнцем, в сентябрьской траве, уже уставшей расти здесь с давней весны. Пыль лета высоко стояла в воздухе, сделав более неясным и слабым небесный свет. Вдруг Никита поднялся и сел. Ему приснился страшный сон, что его душит своей горячей шерстью маленькое, упитанное животное, вроде полевого зверька, откормившегося чистой пшеницей (Платонов).

УПРАЖНЕНИЕ 4

Образуйте сложные словосочетания, распространив данные глаголы двумя знаменательными словами. При этом зависимые слова должны обозначать:

1) время и объект. Образец: купить – утром газету.

Написать, срубить, переделать, разнести, думать;

2) объект и место: Образец: посадить – сирень под окном.

Поставить, отправить, перенести, строить;

3) место и причину. Образец: вернуться – вернуться домой из-за дождя.

Переехать, опоздать, работать, сойти, остаться;

4) место и цель. Образец: прийти – прийти на завод работать.

Вернуться, прибежать, улететь, спуститься, подойти.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Охарактеризуйте данные словосочетания по способу выражения

Ответить на письмо, совершенно случайно, удивительно тонкий, тяжелый камень, две телеграммы, вернувшись из поездки, вялый от усталости, весело с друзьями, стремительно победить, каждый из нас, заметив ошибку, весь белый, тепло у костра, третий от окна, его книга, кто-то в сапогах, легкая спортивная куртка, очень удачно, дать отпор противнику, опоздав на поезд, бег по кругу, несколько листов, уверенный в успехе, мало зелени, чуть-чуть надломленный, большинство выступающих.

УПРАЖНЕНИЕ 6

Образуйте глагольные словосочетания, распространив приведенные ниже глаголы:

1. Распространите именами существительными.

Шить, позаботиться, бороться, наткнуться, перебежать.

2. Распространите наречиями.

Лететь, рассказывать, созреть, покачиваться, ослабить, переписать,

3. Распространите инфинитивом.

Прийти, уехать, попросить, посоветоваться, стремиться, намереваться.

УПРАЖНЕНИЕ 7

Выпишите и сгруппируйте словосочетания по выражению в них главного слова той или иной частью речи (глагольные, субстантивные, адъективные, наречные).

1. В толпе идущих на станцию пригородной дорогой она шла медленным, но спорным, нисколько не отстающим шагом своих негнущихся ног, вполне готовая и к поездке в вагоне электрички, и к посадке в вагон

московского трамвая, и к долгой зиме со всеми ее метелями и морозами (Сергеев-Ценский). 2. Еще несколько дней провела Аксинья в дороге (Шолохов). 3. Какая-то красивая дама громко беседовала с военным в красной фуражке (Чехов). 4.Буря длилась двое суток (Паустовский).

УПРАЖНЕНИЕ 8

В приведенных ниже словосочетаниях определите смысловые отношения.

1)Красное яблоко: главное слово обозначает предмет, зависимое – признак: смысловые отношения определительные;

2) открыть двери: главное слово обозначает процесс, зависимое предмет: смысловые отношения объектные;

3) откровенно ответить: главное слово обозначает процесс, зависимое признак: смысловые отношения обстоятельственные;

4) найденный охотником: главное слово обозначает признак по действию, зависимое – субъекта, то есть лицо, которое совершило действие: отношения объектные.

1. Яркая звезда, заходящее солнце, угольки костра, мост без перил.

2. Посадить яблоню, начертить схему, помочь товарищу.

3. Медленно спускаться, прийти домой, очень тонкий, жить у моря.

4. Созданный художником, исполняемый оркестром, не спится мне.

5. Портфель брата, первый рейс, прочитать статью, прочитать быстро, красный от мороза, написанный осенью, наша работа, журчанье ручейка, блокнот для записей, написать сестре, сломанный ветром, предельно ясный, листья березы.

УПРАЖНЕНИЕ 9

В данных словосочетаниях определите смысловые отношения, поставьте вопрос от главного компонента к зависимому.

Моя шапка, кирпичный завод, прочитать детям, рев медведя, седой от инея, добраться вплавь, его работа, заплакать от горя, прийти попрощаться, родиться в Омске, хорошая сумка, копье из железа.

УПРАЖНЕНИЕ 10

Определите значение данных словосочетаний.

Интересная книга, веселый человек, синее небо, седые волосы, овальный стол, усы колечком, пятилетний мальчик, старое дерево, моя тетрадь, земля колхоза, перстень с камнем, девушка в очках, лицо со шрамом, ящик из фанеры, чаша из серебра, синева неба, красота лица, свет луны, звуки гитары, крыша дома, ствол ружья, ветка черемухи, лай собак, ящик для писем, студент педуниверситета, артист театра, уголь из Донбасса, вологодские кружева, дом у дороги, дверь в столовую, Харьков сегодня, мыть посуду, пить воду, подмести пол, готовить завтрак, рассуждать о поэзии, почувствовать опасность, сообщить мне, подарить невесте, отправить отцу, писать карандашом, рыть лопатой, моргать глазами, сделать из металла, обильный ягодами, полезный детям, строгий к себе, согретый солнцем, обдуваемый ветром, создаваемый людьми, охраняемый государством, размытый дождем, покрытая снегом, скучно мне, страшно мальчику, весело ребятишкам, стыдно проказнику, прийти пешком, сообщить по телефону, очень приятно, слишком шумно, сладкий до приторности, отдыхать в беседке, знакомый с детства, дежурить до утра, бороться до победы, серый от пыли, удобный для работы, развернуть для чтения.

УПРАЖНЕНИЕ 11

Дайте парадигмы приведенных ниже субстантивных словосочетаний, изменяя главные слова по грамматическим категориям падежа и числа, и глагольных словосочетаний, изменяя главные слова по грамматическим категориям лица и числа (в настоящем времени). Обратите внимание на формы зависимых слов при изменениях главных. Сделайте вывод об особенностях парадигмы субстантивных и глагольных словосочетаний.

1. Большой пень, новое здание, темная ночь.

2. Строить мост, косить комбайном, увидеть на стене.

УПРАЖНЕНИЕ 12

Дайте парадигмы приведенных ниже словосочетаний, изменяя их главные слова по грамматическим категориям падежа и числа. Обратите внимание на форму зависимого слова. Сделайте вывод.

Его книга, ее поступок, их продукция, твоя книга, мой поступок, наша продукция.

УПРАЖНЕНИЕ 13

Дайте схемы приведенных ниже словосочетаний.

Большая семья, дом у реки, плавно снижаться, мой карандаш, доступный школьникам, ночью холодно, каждый из нас, ученик с развитой речью, проживающий в Харькове, три вопроса, выйдя из театра.

УПРАЖНЕНИЕ 14

Из данных предложений выпишите столбиком все словосочетания и рядом дайте схему каждого словосочетания.

Железнодорожный путь здесь пересекала сельская грунтовая дорога, шедшая в город. На этой земляной дороге лежали пучки соломы и сена, упавшие с возов, ивовые прутья и конский навоз. Обычно эта дорога была безлюдной, кроме двух базарных дней в неделю (Платонов).

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Классификация словосочетаний по стержневому слову

1. В формально-грамматическом направлении словосочетание – любое грамматически оформленное соединение слов, предложение – частный случай словосочетания.

2. В теории В.В. Виноградова словосочетание – особая синтаксическая единица, представляющая собой результат синтаксического распространения знаменательного слова. Поэтому словосочетание существует только на основе присловной подчинительной связи и имеет номинативную функцию.

3. В синтаксисе В.А. Белошапковой словосочетание противопоставлено предложению (простому) как единица непредикативная единице предикативной. При таком подходе к словосочетаниям относятся не только подчинительные, но и сочинительные соединения слов как непредикативные образования.

Покажем эти различные трактовки словосочетания на простых примерах:

2. Летящая птица

3. Птицы и звери.

С точки зрения формально-грамматической все три примера представляют собой словосочетания. В синтаксисе В.А. Белошапковой к словосочетаниям относятся непредикативные образования (т.е. 2) и 3)) В теории В.В. Виноградова к словосочетаниям следует отнести только пример 2) – как подчинительное сочетание, результат распространения слова.

Каждая из концепций имеет свои основания и право на существование. Но самой объективной, отражающей природу синтаксических единиц является концепция В.В. Виноградова. Поэтому именно она получила наибольшее распространение в синтаксической науке и в учебной практике.

Словосочетание в теории В.В. Виноградова. Синтаксическая валентность слова. Правила образования словосочетаний

Итак, в теории В.В. Виноградова словосочетание – это распространенное слово. Знаменательные слова обладают свойством синтаксической сочетаемости или синтаксической валентности. Это значит, что слово в силу своих категориальных свойств сочетается с определенными словоформами. Синтаксическая валентность слова определяется рядом факторов, которые В.В. Виноградов назвал правилами образования словосочетаний. Перечислим эти факторы, или правила.

1) Общая категориальная характеристика слова, принадлежность его к определенной части речи. Например, имена существительные сочетаются с прилагательными ( N + Adj ), глаголы сочетаются с наречиями ( V + Adv ) и с падежными или предложно-падежными формами существительных ( V + N 4, V + N 5, V + C N 5 и др.).

2) Частные морфологические свойства слова. Например, переходные глаголы сочетаются с формой винительного падежа со значением прямого объекта: V + N 4 (писать письмо, собирать грибы, изучать историю), компаратив любой части речи сочетается с формой родительного падежа: Comp + N 2 (быстрее ветра, страшнее смерти).

3) Словообразовательные связи слова. Например, имена существительные, образованные от переходных глаголов, сочетаются с родительным падежом: N + N 2 (составление программы, сбор урожая) или с предложно-падежной формой «с + дат. падеж», если существительное обозначает проявление отношения: N + К N 2 (любовь к родителям, презрение к предателю).

4) Принадлежность слова к определенной семантической группе. Например, глаголы со значением опасения сочетаются с родительным падежом: V + N 2 (бояться, опасаться, остерегаться кого-то/чего-то); глаголы речемыслительной деятельности сочетаются с предложно-падежной формой «о + предл. пад.»: V + O N 6 (рассказывать, беседовать, сообщить, думать, размышлять о ком-то/чем-то) и др.

5) Морфемная структура слова, конкретно – наличие в слове приставки, предопределяющей определенную зависимую предложно-падежную форму. Например, приставка «с-», имеющая значение направления сверху вниз, предполагает зависимую предложно-падежную форму «с + род. пад.» (спуститься с лестницы, спрыгнуть с обрыва, сбежать с пригорка ), приставка «при-» предсказывает предложно-падежную форму «к + дат. пад.» (прибить, прикрепить, примкнуть к чему-то).

6) Наконец, фактором, предопределяющим синтаксическую валентность слова, может быть индивидуальное лексическое значение слова. Например: надеяться на лучшее, верить в себя, превосходство над противником, преимущество перед кем-то.

Типология словосочетаний: типы словосочетаний по главному компоненту и по структуре

1. Типы словосочетаний по морфологической принадлежности главного слова

Любое знаменательное слово сочетается с определенным кругом распространяющих его (зависимых) словоформ. Следовательно, типология словосочетаний по главному слову должна соответствовать классификации знаменательных слов как частей речи. На самом деле вопрос этот гораздо сложнее. Существуют бесспорные, общепризнанные типы словосочетаний по главному компоненту: глагольные (вербальные): заметить ошибку, уехать во Францию, тренироваться на стадионе, с главным словом существительным (субстантивные): вишневый сад, дом с мезонином, встреча выпускников, с главным словом прилагательным (адъективные): необыкновенно талантливый, темный от загара, полный решимости и с главным словом наречием (адвербиальные): очень тихо, слишком откровенно, далеко от дома. Конечно, у разных частей речи разные сочетательные свойства и возможности. Самая широкая сочетаемость у глагола и имени существительного, гораздо более ограниченная у прилагательного и наречия, в особенности сочетаемость ограниченна у слов с некачественным значением.

Кроме бесспорных четырех основных типов словосочетаний, есть и такие, само выделение которых или причисление к тому или иному типу является проблематичным. Рассмотрим спорные случаи.

1) Существуют ли словосочетания на основе местоимений? На этот вопрос следует ответить отрицательно: местоимения, местоименные слова не обозначают предметов, признаков, а указывают на них. Поэтому не могут распространяться как слова личные местоимения, нельзя сказать «умный он», «несчастный я» (Правда, в художественном тексте возможно окказиональное употребление таких словосочетаний: Не понять не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня — Симонов). И тем не менее некоторые местоимения образуют словосочетания. Это неопределенные местоимения «что-то», «кто-то», «некто» и др. Например: некто в сером, что-то непонятное. Такие словосочетания семантически нечленимы, тем не менее мы можем представить их структуру как Pron + Adj . Но можно такие словосочетания объединить с субстантивными N + Adj , как это сделано в «Русской грамматике» 1980 г.

2) Следующий вопрос касается словосочетаний имен числительных. Не вызывает сомнений способность числительных сочетаться с формами существительных. Но известно, что сочетаемость эта необычная, единой парадигмы такие словосочетания не имеют: в именительном и винительном падежах числительное является главным словом в словосочетании с существительным Numer + N 2 (три страницы), а в косвенных падежах главным становится существительное N + Numer ( Adj ) – трех страниц, трем страницам, тремя страницами..

3) Наконец, спорным является вопрос о словосочетании компаратива: особый тип словосочетания или это одно из словосочетаний наречия? Основанием для признания компаративного словосочетания отдельным типом является синтаксическая валентность, свойственная именно компаративу, — это зависимая словоформа N 2, характерная не для наречия (или прилагательного), а именно для компаратива (данная словоформа выражает объект сравнения): умнее других, белее снега, стройнее тополя. Напомним, что именно характерная синтаксическая сочетаемость является одним из важнейших оснований для выделения компаратива в особую часть речи.

2. Типы словосочетаний по составу (по количеству компонентов).

Данная классификация представлена в «Русской грамматике» 1980 г. По этому признаку словосочетания делятся на простые, сложные и комбинированные.

Простые словосочетания, в свою очередь, делятся на двучленные и трехчленные. Двучленные словосочетания образуются на основе одиночной сильной или слабой связи. Например: солнечный день, строить дом, идти пешком, звонок из редакции. Трехчленные словосочетания образуются на основе двойной сильной связи. Например: снабдить экспедицию снаряжением, вбить гвоздь в стену.

Сложные словосочетания образуются на основе двух и более связей, исходящих от одного главного слова. Например: новая квартира со всеми удобствами, взять письмо со стола, лежать на диване с книгой.

Комбинированные словосочетания образуются на основе связей. исходящих от разных стержневых слов. Например: увлеченно читать интересную книгу, удобный для работы стол, хороший друг моего отца.

Словосочетание как синтаксическая конструкция: формальная и семантическая характеристика

1. Структура словосочетания (структурная схема, модель).

Рассмотрим структуру простого (двукомпонентного) словосочетания. Каждый из компонентов – главный и зависимый – имеет свои релевантные признаки.

Для главного компонента релевантна прежде всего принадлежность к части речи. Главный компонент – это слово (!), и ни в коем случае не словоформа. Соответственно он изображается в модели символом части речи: V (глагол), N или S (существительное), Adj (прилагательное), Adv (наречие). Кроме того, релевантными могут быть частные категориальные свойства слова (см. Правила образования словосочетаний): частная морфологическая особенность, семантика и др. Поэтому в записи модели словосочетания следовало бы отмечать и эти признаки, например, переходность глагола, семантические, морфемные особенности. Допустим, так: Vtrans (переходный глагол) + N 4 (читать книгу), Vfaz (фазисный глагол) + inf (начать рассказывать). Но в сложившейся практике частные категориальные признаки не принято записывать. При этом мы, конечно, имеем их в виду для характеристики главного компонента.

Для зависимого компонента релевантна словоформа. В записи модели она обозначается в соответствии с синтаксической связью: при согласовании – часть речи ( Adj ), поскольку эта словоформа уподобляется форме главного слова; при управлении — падежная или предложно-падежная форма; при примыкании – неизменяемая часть речи или особая неизменяемая словоформа. Например, словосочетание «мой дом» имеет модель N + Adj , словосочетание «его дом» имеет модель N + N 2, словосочетание «способный понять» — Adj + Inf и т.д.

2. Парадигма словосочетания. Словосочетание существует в парадигме. Формами словосочетания являются формы главного компонента. Таким образом, парадигма словосочетания совпадает с парадигмой главного слово. Это двенадцать форм нормального имени существительного или 6 форм существительного Singularia или Pluralia tantum , 24 формы имени прилагательного (плюс краткие формы для качественных прилагательных). Проблему составляет компаратив, который имеет характерную именно для этой формы сочетаемость. Например, прилагательное «быстрый» имеет парадигму из 24 форм положительной степени. Компаратив «быстрее» образует словосочетания, подобно всякому компаративу, с существительным в родительном падеже («быстрее ветра»), и это словосочетание уже не входит в парадигму прилагательного.

Особым образом стоит вопрос о парадигме количественных и собирательных числительных. Числительные в сочетании с именами существительными представляют собой не одну парадигму, а совмещение двух разных парадигм: N + N 2 (три товарища) и N + Numer ( Adj )/(трех товарищей, трем товарищам и т.д.).

3. Синтаксическое значение словосочетания (типы синтаксических отношений в словосочетаниях). В словосочетании возможны только отношения субординативного типа. Синтаксические отношения и их классификации было рассмотрены в соответствующей теме. Повторим только то, что актуально для словосочетания, а именно виды субординативных отношений: определительные, объектные, обстоятельственные, восполняющие. Первые три типа проявляются в частных разновидностях.

— признак и его носитель (определительно-субъектные): совет врача, распоряжение директора, свежесть лица, белизна снега. Такие словосочетания легко трансформируются в предложения: Врач посоветовал, Директор распорядился, Снег белый;

— часть и целое: рукав пальто, ступенька лестницы;

— принадлежность предмета лицу: дом отца, поэма Пушкина;

— отношение лица к учреждению, организации: директор завода, студент университета

Функционирование словосочетания в предложении

Словосочетание – особая синтаксическая конструкция, которая существует автономно от предложения на основе синтаксической валентности слова. Но в то же время словосочетание употребляется в предложении. В одних случаях словосочетание входит в состав предложения без изменений. Например: Темные окна дрожали от сырого восточного ветра. В предложение включены три словосочетания: «темные окна», «дрожать от ветра», «сырой восточный ветер».

В других случаях словосочетание претерпевает те или иные изменения:

а) Изменения могут быть связаны с коммуникативным заданием, с актуальным членением: изменяется порядок компонентов словосочетания, происходит нарушение их контактности:

Ср.: Он пил некипяченое молоко и Молоко он пил некипяченое; Вокруг него образовалась странная компания и Странная образовалась вокруг него компания. При этом словосочетание не разрушается, его можно «восстановить», потому что сохраняются те же самые синтаксические отношения – субординативные определительные.

б) Изменения могут носить конструктивный характер: изменяются синтаксические отношения — словосочетание разрушается. Например: Очередь, серая, каменная, была несокрушима, как греческая фаланга (Ильф и Петров). Между компонентами «очередь» и «серая, каменная» отношения уже не субординативные определительные, а полупредикативные, что выражается порядком слов и интонацией

в) Может происходить расширение сочетаемости слова в предложении, снятие ограничений на сочетаемость. Например, в русском языке есть глаголы, выражающие адресованное действие, адресат выражается дательным падежом: вручить подарок юбиляру, написать письмо матери. В предложении адресат может появляться и у таких глаголов, значение которых не предполагает адресата: нарисовать, сшить (Мать сшила дочке платье, Нарисуй мне ёжика). Пример из стихотворения А. Твардовского: Паровозы, горячась, грохочут под уклон (ср.: мчатся под уклон).

г) В предложении словосочетание может употребляться в неполном составе: пропускается зависимый компонент или главный компонент. В первом случае главное слово может не иметь необходимых распространителей. Например, глагол жаловаться имеет две валентности — два распространителя с объектным значением: жаловаться кому-то на что-то. Но вполне возможно такое предложение: Нужно лечиться, а не жаловаться. В других случаях возможен пропуск главного компонента: У Тани не было ручки, и я дала ей свою.

Семантическая структура словосочетания

В семантическом аспекте словосочетание выражает пропозицию, если содержит предикатное слово. Актантная структура обычно представлена не полностью. Например: вставить стекло в раму. Предикат «вставить» имеет два объектных актанта, субъектный актант в словосочетании не представлен. Посещение общежития деканом. В этом словосочетании представлены и объектный актант («общежития»), и субъектный («деканом»). Открытие Америки. Представлен только объектный актант. Если в составе словосочетания нет предикатного слова, то нет и пропозитивного значения: крыша дома, хрустальная ваза.

Существуют словосочетания, пропозитивную семантику которых создает предлог-суперпредикат. Например, предлог «для» имеет значение предназначения: альбом для марок = ‘альбом, предназначенный для марок’. Предлог «без» соответствует по значению глаголам с отрицанием «не иметь, не быть»: дверь без замка = ’дверь, не имеющая замка‘.

Подведем итог. Словосочетание – это номинативная синтаксическая единица, существующая на основе синтаксическое валентности слова. В грамматическом аспекте словосочетание – особая, элементарная синтаксическая конструкция, имеющая формальную модель и синтаксическое значение. Словосочетание – не коммуникативная единица, но оно включается в состав предложения и может претерпевать изменения, коммуникативно обусловленные. В семантическом плане словосочетание отражает пропозицию, если содержит предикатное слово или предлог с предикатным значением.

🌟 Видео

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Russian Studies P-10 M-04. Классификация словосочетаний по главному словуСкачать

Russian Studies P-10 M-04. Классификация словосочетаний по главному слову

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетанияСкачать

Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетания

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.

5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать

5 класс. Русский язык. Словосочетания

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.

Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)

Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание
Поделиться или сохранить к себе: