Киреевский ударение в фамилии

Видео:Делает ли ОБРАЗОВАНИЕ человека СЧАСТЛИВЫМ? :: профессор Осипов А.И.Скачать

Делает ли ОБРАЗОВАНИЕ человека СЧАСТЛИВЫМ? :: профессор Осипов А.И.

Словари

Кирей — производная форма имени Кирилл (с греческого «маленький господин). В старину рассеянных дразнили; «Эх ты, Кирей, не нашел дверей». (Ф) См. Кириллов Читатель из Тулы просит объяснить фамилию, которую носила его мать, ее предком был Семен Киреев. По семейным преданиям, он происходил из татар и был Гиреев (отчество от Гирей). Это возможно. Такое имя существовало у крымских татар. Непонятное для русских имя могли переосмыслить по звуковому сходству со знакомой формой Кирей (из церковных имен Кир, Кирик, Кириан, Кирилл). (Н) Фамилии Киреев и Киреевский произошли от собственного имени Кирей — Гирей, часто встречающего у крымских ханов. Возможно это прозвище связано с именованием тюркского племени кераит. См. Гиреев (Б) Киреевы — Киреевские. От Мисюра Киреева — литовского татарина, купленного князем Василием I в начале XV века. Его внук «татарин Кирей Кривой» бежал в 1440-е годы к польско-литовскому королю Казимиру и в 1471 году был его послом к Ахмату (ПСРЛ, 25, с. 395). Из этого рода происходит польско-литовская фамилия Киреевских, перешедших на русскую службу на рубеже XVI — XVII вв. и утвержденных в российском дворянстве в 1618 году (ОГДР, III, с. 64). Впоследствии — известные общественные деятели, учёные ОС. 87, с. 578). Киреевы. От казанцев Киреевых Ягиша и Салтана, перешедших на русскую службу в середине XVI века. Их потомки приняли христианство, стали служилыми; например, Мамай Иванович Киреев в 1568 году в Ярославле (Веселовский 1974, с. 140), Петр и Алексей Прокофьевичи Ки-реевы, служилые в Казани I (ПКК, с. 122); Григорий Киреев — подьячий Сибирского приказа в 1683 — 1691 гг. Происхождение фамилии от тюрко-индоевропейского прозвища керай «герой» (Баскаков 1979, с. 17)

Кире́евский Иван Васильевич (1806-1856), российский философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства. Брат П. В. Киреевского. В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел источник кризиса «европейского просвещения» и господства отвлечённого мышления в немецкой идеалистической философии. Задачей самобытной русской философии считал переработку «европейской образованности» в духе учений восточных отцов Церкви.

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич — КИРЕ́ЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806-1856), российский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства (см. СЛАВЯНОФИЛЫ). Брат П. В. Киреевского (см. КИРЕЕВСКИЙ Петр Васильевич). В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел источник кризиса «европейского просвещения» и господства отвлеченного мышления в немецкой идеалистической философии. Задачей самобытной русской философии считал переработку «европейской образованности» в духе учений восточной патристики (см. ПАТРИСТИКА).

КИРЕ́ЕВСКИЙ Иван Васильевич [22 марта (3 апреля) 1806, Москва — 11 (23) июня 1856, Санкт-Петербург], русский религиозный философ, литературный критик, один из лидеров славянофильства.

Из дворян. Брат П. В. Киреевского (см. КИРЕЕВСКИЙ Петр Васильевич). Получил прекрасное домашнее образование, занимался с профессорами Московского университета. Большое влияние на Киреевского оказала его мать, А. П. Елагина (см. ЕЛАГИНА Авдотья Петровна). Отец, отставной секунд-майор, во время Отечественной войны 1812 в своем имении устроил госпиталь для больных и раненых и умер, заразившись тифом. В 1817 Авдотья Петровна вторично вышла замуж. В 1822 семья переехала в Москву, и Киреевский выдержал экзамен при университете. С 1824 служил в Архиве министерства иностранных дел. В 1823 стал членом «Общества любомудров (см. ЛЮБОМУДРЫ)». В 1828 обратил на себя внимание критической статьей «Нечто о характере поэзии Пушкина», опубликованной в журнале «Московский вестник». Для завершения образования Киреевский в 1830 уезжает за границу. В Германии слушал лекции Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих), Шеллинга (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм), Шлейермахера (см. ШЛЕЙЕРМАХЕР Фридрих). Вернувшись в Россию, начал издавать журнал «Европеец» (1832), где опубликовал программную статью «Девятнадцатый век», посвященную характеристике «жизни европейского просвещения», а также «Обозрение русской литературы за 1831 г.» (с разбором «Бориса Годунова» Пушкина) и несколько обзоров и рецензий (среди них — «Горе от ума» на московском театре»). На 3-м номере «Европеец» был запрещен Николаем I (по обвинению в пропаганде недозволенных идей). Эта кара произвела на Киреевского гнетущее впечатления и привела к тому, что более десяти лет он почти ничего не публиковал. В 1834 женился на А. П. Арбениной, которая сыграла существенную роль в его духовной эволюции, повороту к православию. Проводя лето с семьей в имении Долбино, Киреевский сблизился со старцами расположенной неподалеку Оптиной пустыни (см. ОПТИНА ПУСТЫНЬ), особенно с Макарием Оптинским. В 1845 редактировал журнал «Москвитянин». В 1852 опубликована одна из последних статей Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» («Московский сборник», т.1), в которой он приходит к выводу, что истинное просвещение — еще не решенная задача, как для Запада, так и для России. Киреевский связывал отрицательный опыт западного развития прежде всего с рационализмом. Оценивая попытки преодоления рационализма в Европе (Паскаль (см. ПАСКАЛЬ Блез), Шеллинг), он считал, что их неудача была предопределена. Философия зависит от характера господствующей веры. На католическо-протестантском Западе (обе эти конфессии, согласно ему, глубоко рационалистичны) критика рационализма приводит либо к обскурантизму и «невежеству», либо, как это PۑÑǐؐېޑQ̠с Шеллингом, к попыткам создать новую, «идеальную» религию. Самому Киреевскому будущая «новая», христианская философия виделась в формах православного, «истинного» осуществления принципа гармонии веры и разума. В то же время он не считал бессмысленным опыт европейского философского рационализма: «Все ложные выводы рационального мышления зависят только от его притязания на высшее и полное познание истины». В религиозной антропологии Киреевского главенствующее место занимает идея цельности духовной жизни. Именно «цельное мышление» позволяет личности и обществу («все, что есть существенного в душе человека вырастает в нем только общественно») избежать ложного выбора между невежеством, которое ведет к «уклонению разума и сердца от истинных убеждений», и «отделенным логическим мышлением», способным отвлечь человека от всего в мире, кроме его собственной «физической личности». Культ телесности и культ материального производства ведет к духовному порабощению человека. Он считал, что принципиально изменить ситуацию может только перемена «основных убеждений», «изменение духа и направления философии». Как и Хомяков (см. ХОМЯКОВ Алексей Степанович) в учении о соборности, Киреевский связывал возможность рождения нового философского мышления не с построением философских систем, а с общим поворотом в общественном сознании, «воспитанием общества».

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806-56) — российский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства. Брат П. В. Киреевского. В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел источник кризиса «европейского просвещения» и господства отвлеченного мышления в немецкой идеалистической философии. Задачей самобытной русской философии считал переработку «европейской образованности» в духе учений восточной патристики.

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1800-1856), русский философ, литературный критик. Родился в Москве 22 марта 1800 в дворянской семье. С 1824 служил в архиве министерства иностранных дел. В 1823 стал членом «Общества любомудров». Для завершения образования в 1830 уехал за границу. В Германии слушал лекции Гегеля, Шеллинга, Шлейермахера. Вернувшись в Россию, начал издавать журнал «Европеец» (1832), вскоре запрещенный. В 1845 редактировал журнал «Москвитянин». Как и Хомяков, Киреевский был склонен связывать отрицательный опыт развития западного общества прежде всего с рационализмом. Оценивая попытки преодоления рационализма в Европе (Паскаль, Шеллинг), он считал, что их неудача была предопределена: философия зависит от «характера господствующей веры» и на католическо-протестантском Западе (обе эти конфессии, согласно славянофилу, глубоко рационалистичны) критика рационализма приводит либо к обскурантизму и «невежеству», либо, как это случилось с Шеллингом, к попыткам создать новую, «идеальную» религию. Киреевский ориентировался на православный теизм, и будущая «новая» философия виделась ему в формах православного, «истинного» осуществления принципа гармонии веры и разума, в корне отличного от его католической, томистской модификации. В то же время Киреевский отнюдь не считал бессмысленным опыт европейского философского рационализма: «Все ложные выводы рационального мышления зависят только от его притязания на высшее и полное познание истины». В религиозной антропологии Киреевского главенствующее место занимает идея цельности духовной жизни. Именно «цельное мышление» позволяет личности и обществу («все, что есть существенного в душе человека, вырастает в нем только общественно») избежать ложного выбора между невежеством, которое ведет к «уклонению разума и сердца от истинных убеждений», и логическим мышлением, способным отвлечь человека от всего важного в мире. Вторая опасность для современного человека, если он не достигнет цельности сознания, особенно актуальна, полагал Киреевский, ибо культ телесности и культ материального производства, получая оправдание в рационалистической философии, ведет к духовному порабощению человека. Принципиально изменить ситуацию может только перемена «основных убеждений», «изменение духа и направления философии». Как и Хомяков в учении о соборности, Киреевский связывал рождение нового мышления не с построением систем, а с общим поворотом в общественном сознании, «воспитанием общества». Как часть этого процесса общими («соборными»), а не индивидуальными интеллектуальными усилиями и должна была войти в общественную жизнь новая, преодолевающая рационализм, философия. Умер Киреевский в Петербурге 11 июня 1856.

Киреевский И.В. Сочинения, тт. 1-2. М., 1911 Четвериков С. Оптина пустынь: Исторические очерки и личные воспоминания. Париж, 1926

КИРЕ́ЕВСКИЙ Ник. Вас. (1798-1870) — помещик, знаменитый охотник. К. имел поместье Шаблыкино в Орловской губ., к-рое он за полвека сумел превратить в изв. на всю Россию центр не только охотн., но и культ. жизни. В числе гостей К. были И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, худ. Р. К. Жуковский, литераторы-охотники Е. А. Пракудин-Горский, Л. Н. Ваксель и др. О своих охотах К. написал кн. «Сорок лет постоянной охоты. Из воспоминаний старого охотника» (1860).

Кире́евский Пётр Васильевич (1808-1856), российский фольклорист, археограф, публицист. Брат И. В. Киреевского. Славянофил. «Песни, собранные Киреевским» (публ.: в. 1-10, 1860-74; новая серия, в. 1-2, 1911-29) включают тысячи текстов (лирические и исторические песни, былины).

КИРЕЕВСКИЙ Петр Васильевич — КИРЕ́ЕВСКИЙ Петр Васильевич (1808-56), российский фольклорист, археограф, публицист. Брат И. В. Киреевского (см. КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич). Славянофил (см. СЛАВЯНОФИЛЫ) . «Песни, собранные Киреевским» (опубликованы: в. 1-10, 1860-74; новая серия, в. 1-2, 1911-29) включают тысячи текстов (лирические и исторические песни, былины).

КИРЕЕВСКИЙ Петр Васильевич (1808-56) — российский фольклорист, археограф, публицист. Брат И. В. Киреевского. Славянофил. «Песни, собранные Киреевским» (опубликованы: в. 1-10, 1860-74; новая серия, в. 1-2, 1911-29) включают тысячи текстов (лирические и исторические песни, былины).

Киреевский ударение в фамилии

Иван Васильевич Киреевский.

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806 — 56), религиозный философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства (смотри Славянофилы). В работах «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России» (1852), «О необходимости и возможности новых начал для философии» (1856) и др. отход от религиозных начал и утрату духовной цельности считал источником кризиса «европейского просвещения» и господства отвлеченного мышления в немецкой идеалистической философии. Задачей самобытной русской философии считал переработку «европейской образованности» в духе учений восточной патристики.

Видео:Война - мир с Леваном Пирвели: ужас Давоса, Париж & Баку, Хезболла, Трамп и другое. 21.01.24Скачать

Война - мир с Леваном Пирвели: ужас Давоса, Париж & Баку, Хезболла, Трамп и другое. 21.01.24

Фамилия Киреевский

Киреевский – мужская русская, украинская, белорусская или польская, реже литовская, словацкая, словенская, хорватская, чешская, македонская, болгарская, еврейская фамильная модель, образованная от топонимов, названий мест (Вишневец → Вишневецкий, поместье за болотами → Заболоцкий), от фамилий помещиков (Строганова холоп → Строгановский), либо фамилии польского, западно-украинского либо западно-белорусского происхождения имеющие ударение на предпоследнем слоге (Потоцкий).

Видео:ДРЕВНЕРУССКОЕ ИМЯ | и почему меня зовут Микитко сын АлексеевСкачать

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИМЯ | и почему меня зовут Микитко сын Алексеев

Национальность

Русская, украинская, белорусская, польская, литовская, словацкая, словенская, хорватская, чешская, македонская, болгарская, еврейская.

Видео:яф#2. Как ПУШКИН изменил русский язык НА САМОМ ДЕЛЕСкачать

яф#2. Как ПУШКИН изменил русский язык НА САМОМ ДЕЛЕ

Происхождение фамилии с суффиксами -ский/-цкий

Как возникла и откуда произошла фамилия Киреевский? Киреевский – русская, украинская, белорусская или польская, реже литовская, словацкая, словенская, хорватская, чешская, македонская, болгарская, еврейская фамильная модель, образованная от топонимов, названий мест, от фамилий помещиков, либо фамилии польского, западно-украинского либо западно-белорусского происхождения имеющие ударение на предпоследнем слоге.

Значение и история возникновения фамилии с суффиксами -ский/-цкий:

  • От топонимов.
    Например, Дубово → Дубовский, Стеблевка → Стебливский и т.п.
  • От названий мест.
    Например, Терек → Терский, на лугу → Луговский и т.п.
  • От от фамилий помещиков.
    Например, Краснов → Красновский, Кучков → Кучковский и т.п.
  • От фамилий польского, западно-украинского либо западно-белорусского происхождения имеющие ударение на предпоследнем слоге.
    Например, Заблоцкий, Красинский и т.п.

Видео:рн#12. ЛОЖИТЬ вместо КЛАСТЬ? Слово древнее (⩾1000 лет), а гнать на него начали не так уж и давноСкачать

рн#12. ЛОЖИТЬ вместо КЛАСТЬ? Слово древнее (⩾1000 лет), а гнать на него начали не так уж и давно

История

Данный тип фамилий охватывает приблизительно до 10% белорусов и распространён по всей территории страны, с максимальным сосредоточением в Гродненской области (до 25%) с постепенным убыванием на восток. Однако в минимальном количестве 5—7% жителей, такие фамилии представлены в Беларуси в каждом населённом пункте.

Фамилии заканчивающиеся на -ский/-цкий считаются изначальными для обширного культурного ареала, они характеры для украинского, белорусского и польского языков. Суффиксы -ский/-цкий является общеславянским по происхождению. Но подобные фамилии изначально были у польской аристократии, и образовывались как правило от названия имений. Такое происхождение придавало фамилиям социальную престижность, в результате чего данный суффикс распространился в других социальных слоях, утвердившись в итоге как преимущественно польский суффикс. В результате сначала в Польше, затем на Украине, в Беларуси и Литве, которые входили в состав Речи Посполитой, суффикс -ский/-цкий распространялся также в низших социальных слоях и разных этнических группах. Престиж фамилий на -ский/-цкий, которые считались польскими и шляхетными, был столь высок, что данный словообразовательный тип распространился и на патронимические фамилии. К примеру, некто Милко становился Милковским, Кернога → Керножицким, а Скорубо → Скорубским. В Белоруссии и на Украине у магнатов Вишневецких, Потоцких часть их бывших крестьян получила фамилии своих владетелей (Вишневецкий, Потоцкий). Значительная часть фамилий на -ский/-цкий в Беларуси не имеет топонимической основы, данными суффиксами нередко оформлялись заурядные крестьянские имена.

Практически все фамилии на -ский/-цкий значатся в гербовниках Речи Посполитой. История многих семей берёт начало в глубокой древности, к примеру Бельские ведут род от Гедимина, а Глинские от Мамая и т. д. Остальные семьи хоть и менее знатные и древние, но тоже оставили свой след в истории. Например, было пять шляхетских семейств с фамилией Козловский, различного происхождения с гербами Ястребец, Лис, Вежи, Слеповрон и Подкова. Практически то же самое можно сказать о знатности фамилий на -ович/-евич. Например, известны два дворянских рода Климовичей гербов Ясеньчик и Костеша, и два рода Макаревичей гербов Лис и Самсон. Однако ближе к началу XX века фамилии в значительной степени утратили свою сословную окраску.

У поляков фамилии на -ский/-цкий составляют 35,6% (на севере Польши до 50%). У восточных украинцев – 4-6%, у западных – 12-16%. У словаков они составляют 10% (Есенский, Ваянский), у чехов – 3% (Добровский, Палацкий). Незначительна доля этих фамилий у словенцев (словен. Pleterski, Ledinski), хорватов (Зрински, Слюньски), сербов. У болгар – около 18% (Левский, Раковский). У македонцев фамилии этого типа охватывают половину населения. Есть они также у лужичан (в.-луж. Kubaš-Worklečanski, Grojlich-Bukečanski). У русских фамилии на -ский/-цкий принадлежали особым социальным группам: дворянам (в подражание княжеским и шляхетским), духовенству (часто из названий церквей и селений), с XIX века – разночинцам. Ср. княжеские и боярские фамилии – Шуйский, Вяземский, Курбский, Оболенский, Волконский; фамилии русского духовенства – Цевницкий, Сперанский, Преображенский, Покровский. Во второй половине XIX века они начали распространяться и у крестьян, но у них подобных фамилий было очень мало. На Севере России они встречаются во много раз чаще, чем в других областях. Наибольшая в России частота фамилий на -ский находится на северо-востоке Вологодской области, в которой они охватывают 8–12% всего сельского населения (Военгский, Едемский, Корельский), тогда как в юго-западных районах количество их редко превышает 1%. У крестьян такие фамилии могли также появиться от своего бывшего владельца, особенно в вотчинах крупных магнатов. В XX веке у тульских и орловских колхозников можно было встретить аристократические фамилии Трубецкой, Оболенский и др. Тысячи украинских крестьян имели такие фамилии, как Калиновский, Ольшанский, Потоцкий и др. Исконно русские фамилии на -ский позднее слились и практически были поглощены аналогичными польскими, украинскими и белорусскими фамилиями, такими как Борковский, Чайковский, Ковалевский, Лозинский, Томашевский. В литовскую антропонимию под польским влиянием также вошли фамилии на -ский/-цкий. Самые распространённые фамилии в Литве: Казлаускас (лит. Kazlauskas), Янкаускас (лит. Jankauskas), Петраускас (лит. Petrauskas), восходят к фамилиям Козловский, Янковский, Петровский. В некоторой степени это относится и к латышской антропонимии в Латгалии (Домбровскис (латыш. Dombrovskis), Янковскис (латыш. Jankovskis) — Домбровский, Янковский). Фамилии на -ский/-цкий под славянским влиянием появились также у евреев, белорусских татар, цыган и других народов, живших на территории Польши, Литвы, Белоруссии, Украины и России.

Видео:ЦЕРКОВНОСЛАВЯНИЗМЫ в русском языкеСкачать

ЦЕРКОВНОСЛАВЯНИЗМЫ в русском языке

Склонение

Склонение фамилии Киреевский по падежам (мужской род)

Именительный падеж (кто?)Киреевский
Родительный падеж (кого?)Киреевского
Дательный падеж (кому?)Киреевскому
Винительный падеж (кого?)Киреевского
Творительный падеж (кем?)Киреевским
Предложный падеж (о ком?)Киреевском

Видео:рн#13. КУШАТЬ или ЕСТЬ? Кушай, кушай, грамотеев не слушай!Скачать

рн#13. КУШАТЬ или ЕСТЬ? Кушай, кушай, грамотеев не слушай!

Транслитерация (фамилия латинскими буквами)

Транслит фамилии Киреевский на латинице – Kireevskii.

Видео:Вот как надо стихи сдавать! Прикол в школе)))Скачать

Вот как надо стихи сдавать! Прикол в школе)))

Ударение

Ударение в фамилии Киреевский не регламентируется правилами русского языка. Точно ответить затруднительно. Лучше уточнить произношение у носителя фамилии.

Видео:Что на самом деле сделали Кирилл и Мефодий? Мультфильм на полторы минутыСкачать

Что на самом деле сделали Кирилл и Мефодий? Мультфильм на полторы минуты

Источники

Другие значения и истории происхождения фамилий на сайте в нашем справочнике в алфавитном порядке:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Видео:рн#7. На границе БЕЛАРУСИ и БЕЛОРУССИИ. История обоих словСкачать

рн#7. На границе БЕЛАРУСИ и БЕЛОРУССИИ. История обоих слов

Киреевские, Кереевские, Кириевские

Киреевские, Кереевские, Кириевские

Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.

КИРЕЕВЫ — КИРЕЕВСКИЕ.
От Мисюра Киреева — литовского татарина, купленного князем Василием I в начале XV века.
Его внук «татарин Кирей Кривой» бежал в 1440-е годы к польско-литовскому королю Казимиру и в 1471 году был его послом к Ахмату.
Из этого рода происходит польско-литовская фамилия Киреевских, перешедших на русскую службу на рубеже XVI — XVII вв. и утвержденных в российском дворянстве в 1618 году.
Впоследствии — известные общественные деятели, учёные (ОС. 87, с. 578).

Описание герба см. текст >>>
Том и лист Общего гербовника III, 64
Часть родословной книги VI
Подданство
Царство Русское
Российская империя

Киреевские (Кереевские, Кириевские) — русский дворянский род столбового дворянства.[1]

Род происходит от Мисюра Киреева — литовского татарина, купленного князем Василием I в начале XV века.

Его внук татарин Кирей Кривой бежал в 1440-е годы к польско-литовскому королю Казимиру и в 1471 году был его послом к хану Ахмату.

Из этого рода происходит польско-литовская фамилия Киреевских, перешедших на русскую службу на рубеже XVI-XVII веков и утверждены в российском дворянстве в 1618 году (ОГДР. III. №64)[2].

Немир Фёдорович Киреевский был воеводой (1614—1625) в Валуйках, Лебедяни и Одоеве, а в 1616 состоял при посольстве в Англию. Его брат Григорий Фёдорович был осадным головой в Гремячем (1616), а в 1627—1651 составил межевые книги по Данкову, Сапожку, Ряжску и Рязани. Василий Семёнович Киреевский в 1618 был пожалован вотчиной; его сыновья Иван и Тимофей участвовали в польских походах, а также в походах чигиринском и против Стеньки Разина.

Род Киреевских был внесён в VI часть родословной книги Орловской, Курской, Московской, Калужской[3] и Тульской губерний (Гербовник, III, 64).

Герб Киреевский 1785 г.

В Гербовнике Анисима Титовича Князева 1785 года имеется две печати с изображением гербов Киреевских:

Герб Ивана Васильевича Киреевского: в серебряном поле щита, имеющего овальную форму, изображен белый одноглавый орёл с распростёртыми крыльями, стреляющий из лука. Голова орла повёрнута в правую сторону и из головы выходит три стрелы, остриём вверх. Щит помещен на княжескую мантию и увенчан обыкновенной дворянской короной.

Герб Киреевского (имя и отчество отсутствуют): в белом поле, из облака в нижнем правом углу выходит рука в чёрном, держащая остриём вверх серое копьё, на котором скрещены два серых копья, остриями вверх. Справа от копья серебряный полумесяц, а слева — серебряная же, восьмиконечная звезда. Над копьём красная шапка княжеского достоинства. Вокруг фигур пальмовые ветви, скрещенные внизу и перевязанные лентой[4].

Киреевский Алексей Немирович — стряпчий с платьем в 1627-1629г., дворянин московский в 1636-1668 г., походный дворянин царицы Натальи Кирилловны в 1676 г.

Киреевские: Михаил, Игнатий и Мелентий Львовичи, Василий Семенович — белёвские городские дворянине в 1627-1629 г.

Киреевский Григорий Григорьевич, Иван Игнатьевич, Истома и Михаил Григорьевичи, Никита Суетинович — патриаршие стольники в 1629-1631 г.

Киреевские: Андриан Дмитриевич, Григорий Фёдорович, Иван Васильевич, Игнатий
Кириллович, Михаил, Петр и Никифор Семеновичи, Немир и Роман Фёдоровичи, Пётр
Дмитриевич, Юрий Митрофанович, Фёдор Михайлович — московские дворяне в 1627-1690 г.

Киреевские: Афанасий Дмитриевич, Дмитрий Семёнович, Иван Иванович, Михаил Михайлович — стольники в 1629-1692 г.

Киреевский Фёдор Иванович — стольник царицы Евдокии Фёдоровны[5].

Киреевский Иван Васильевич (1806—1856) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист.

Киреевский Пётр Васильевич (1808—1856) — публицист, археограф и фольклорист.

‡Сост. граф Александр Бобринский. Дворянские роды, внесенные в Общий Гербовник Всероссийской Империи: в 2-х т. – СПб, тип. М. М. Стасюлевича, 1890. Автор: Бобринский, Александр Алексеевич (1823—1903). Киреевские. Часть II. стр. 60.
‡ПСРЛ. 25. стр. 395.// EdwART, 2009 г: Татарские, тюркские, мусульманские фамилии//ОГДР. Часть III. № 64
‡Н.Булычов. Калужская губерния. Список дворян, внесенных в дворянскую родословную книгу по 1-е октября 1908 года и перечень лиц, занимавших должности по выборам дворянства с 1785 года. — Калуга: Типо-Литография Губернского Правления, 1908. — С. 215—216. — 444 с.
‡Сост. А.Т. Князев. Гербовник Анисима Титовича Князева 1785 года. Издание С.Н. Тройницкий 1912г. Ред., подгот. текста, послесл. О.Н. Наумова. — М. Изд. “Старая Басманная”. 2008г. Киреевские. стр. 96. ISBN 978-5-904043-02-5.
‡Алфавитный указатель фамилий и лиц, упоминаемых в Боярских книгах, хранящихся в I-ом отделении московского архива министерства юстиции, с обозначением служебной деятельности каждого лица и годов состояния, в занимаемых должностях. М., Типогр: С. Селивановского. 1853г. Киреевские. стр. 182-183.

Киреевские // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Киреевский Николай Васильевич

Николай Васильевич Киреевский (1797—1870) — русский писатель, кавалергард.

Николай Киреевский был единственным сыном в семье Василия Александровича Киреевского и Елизаветы Фёдоровны Киреевской (урождённой Стремоуховой). Елизавета Фёдоровна Киреевская молиться о наследнике ездила в село Лески, где в то время служил дед писателя Н. С. Лескова — отец Дмитрий. После рождения сына владелица Шаблыкино подарила церкви в Лесках икону Пресвятой Богородицы в ризах и с серебряными венцами, с короной и жемчужным ожерельем за 2000 рублей[1].

Из камер-пажей 28 февраля 1815 года Н. В. Киреевский поступил в Кавалергардский полк корнетом.

В 1821 году ротмистр Н. В. Киреевский вышел в отставку и поселился в имении матери Шаблыкино, которое унаследовал после её смерти. Оставшуюся жизнь он посвятил обустройству имения и охоте. Шаблыкино превращается в своеобразную «охотничью столицу» Орловской губернии, а её хозяин становится охотником, известным на всю Россию. В 1857 году им был создан здесь великолепный памятник садово-паркового искусства, подробное описание которого дано Н. А. Основским в журнале «Садоводство» (т.4, июль 1857), а виды парка были отображены в картинах художника Р. К. Жуковского.

В 1833 году Н. В. Киреевский начал в Шаблыкино постройку Георгиевского храма, который был освящён лишь в 1853 году архиепископом Смарагдом.

В 1856 году им были изданы воспоминания «Сорок лет охоты».

В 1861 году пожертвовал средства на расширение здания Орловской гимназии.

Умер 20 февраля (4 марта) 1870 года и был похоронен в Шаблыкино.

Николай Васильевич Киреевский стал прототипом героев произведений Тургенева[2] и Толстого[3].

‡История Шаблыкино, парк Н. В. Киреевского
‡Александр Михайлыч Г., «богатый помещик и охотник» из рассказа «Гамлет Щигровского уезда»
‡Дядюшка «Чистое дело, марш!» в романе «Война и мир»
Литература[править | править код]
Неделин В. М., Ромашов В. М. Архитектурные древности Орловщины. Книга 2 (ушедшее). — Орёл: Вешние воды, 2009. — С. 166—169. — 192 с. — ISBN 978-5-87295-207-7.

«Замечательные чудаки и оригиналы» (СПб., изд-во А. С. Суворина, 1898).
Обзор книги Р. К. Жуковского «Виды парка при селе Шаблыкино Орловской губернии в имении Н. В. Киреевского»
Сборник биографии кавалергардов

Киреевский Иван Васильевич

— один из основателей славянофильства, родился в Москве 22 марта 1806 г.

Происходил из семьи столбовых дворян Белевского уезда Тульской губернии, где находилось и родовое имение Киреевских, село Долбино.

На шестом году Киреевский лишился отца, умершего от тифозной горячки во время ухода за ранеными русскими и французскими. Киреевский остался на попечении матери, Авдотьи Петровны (см. Елагина ). Через несколько месяцев по смерти отца Киреевского, в Долбино приехал близкий родственник матери Киреевского, поэт Жуковский , и прожил здесь почти два года, до конца 1815 года; воспитание своих внуков-племянников Жуковский хотел сделать «одним из главных дел своей жизни». Хотя это намерение ему не удалось осуществить, тем не менее между ним и племянниками установилась на всю жизнь прочная привязанность. Настроение Жуковского должно было повлиять на Киреевского в том же патриотическом духе, как и впечатления 12-го года; вкус к литературным занятиям был также развит в Киреевском Жуковским, советовавшим матери пустить всех детей по писательской дороге. Десяти лет Киреевский прочитал уже лучшие произведения русской и французской литературы, двенадцати лет — хорошо знал по-немецки. Последним влиянием, испытанным в детстве, было для Киреевского влияние отчима, Алексея Андреевича Елагина, за которого его мать вышла в 1817 г. В библиотеке отца Киреевский нашел философские произведения Локка и Гельвеция; но отчим направил его от английского эмпиризма и французского сенсуализма к немецкой метафизике. Вместо прежних литературных бесед деревенские вечера в Долбине стали наполняться философскими спорами и рассуждениями….

Киреевский Петр Васильевич

— брат Ивана Васильевича , родился 11 февраля 1808 г., умер в один год с И. В. (1856, 25 октября). По воспитанию и по образу мыслей был похож на старшего брата, по характеру был еще менее общителен и более замкнут в себе. Эту особенность своего характера признавал, еще в 1830 г., сам Киреевский. Он постоянно оставался на втором плане при своем более блестящем брате. Шеллинг, знавший обоих Киреевских, считал П. В. умнее брата; но общее мнение склонялось в пользу последнего, хотя Петру Киреевскому и отдавали преимущество в твердости характера. Действительно, Киреевский был еще нетерпимее, чем И. В., и это качество, в свою очередь, затрудняло для него общение с людьми. Вероятно, по этим причинам мы и знаем очень мало про внутреннюю жизнь Киреевского. В литературе, кроме нескольких мелких статей, он выступил только с одной значительной статьей (в «Москвитянине», 1845), в которой обнаружил хорошее знакомство с древней историей славян и на основании этого знакомства положил первое основание теории патриархального быта. К родовой теории западников эта теория стояла ближе, чем к общинной теории славянофильства. Прочное имя Киреевский приобрел как собиратель народных песен.

Золотой список
Подпись Асинкрита Киреевского под наказом дворянства Дмитровского уезда
ФИО: Киреевский (Киреевской) Асинкрит (м.)
Годы жизни: ок. 1717-?
Ранг:
Капитан,
«К повышению чина достоин» (на 1761 г.)[1];
секунд-майор (на 1767 г.) [2].

Подписал:
Наказ дворян Дмитровского уезда[2].

Среди подписавших наказ Дмитровского уезда были однополчане А. Киреевского: Салтыков Василий Богданович и Орлов Николай Александрович [1] Упомянут также среди лейб-гвардейцев Засецкий Андрей (в списке подписавших наказ Дмитровского уезда есть коллежский асессор Засецкий Андрей — то же ли это лицо?).

Образование (в т.ч. грамотность):
«Грамоте читать и писать умеет» [1].

Военная служба:
В лейб-гвардии Семеновском полку с 1737 г., с 1747 г. — подпрапорщик [3], [2].
«В службу вступил 1 января 1737 года солдатом, в 1741 году лейб-гвардии капралом, в 1746 году произведен в подпрапорщики, в 1747 году в каптенармусы, 12 февраля 1748 года выпущен из гвардии в армию подпоручиком, 29 августа 1748 года произведен в поручики, 25 апреля 1755 года в капитаны.

Капитан (на 1761 год) Ревельского драгунского полка.
Находится в Богульминской слободе «для произведения следствия над капитаном Новокрещеновым»» [1].

Был под судом/следствием:
«Под судом не был» [1].

Имения:
По В. С. Кусову на 1767-1770-е гг. в Московской губ. земель у него нет.

Вероятные родственники:
Среди владельцев земель в Дмитровском уезде есть титулярный советник Киреевский Дмитрий Петрович[4], [5].

Фрагменты текстов, цитаты:
«Капитан (на 1761 год) Ревельского драгунского полка (в Вашем списке под № 67 на 1767 год секунд-майор) Асикрит (?) Киреевский.

Из российских дворян.
В службу вступил 1 января 1737 года солдатом, в 1741 году лейб-гвардии капралом, в 1746 году произведен в подпрапорщики, в 1747 году в каптенармусы, 12 февраля 1748 года выпущен из гвардии в армию подпоручиком, 29 августа 1748 года произведен в поручики, 25 апреля 1755 года в капитаны.
Грамоте читать и писать умеет.
Под судом не был. К повышению чина достоин. Находится в Богульминской слободе «для произведения следствия над капитаном Новокрещеновым». РГВИА. Ф. 490. Оп. 3. Д. 200 (Списки о старшинстве и достоинстве офицеров, вахмистров и сержантов армейских, гарнизонных и ландмилицких полков за 1761 год). Л. 326 об.–327. (Послужные списки дворян, РГВИА. Сост. А.А. Вершинин).
Прочее: Киреевский Асигкрит Иванович (1779) классн.чин.(1779) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 79-220 80-219 81-164].
Примечания

‡1,0 1,1 1,2 1,3 РГВИА. Ф. 490. Оп. 3. Д. 200. (Списки о старшинстве и достоинстве офицеров, вахмистров и сержантов армейских, гарнизонных и ландмилицких полков за 1761 год). Л. 326 об.–327. (Послужные списки дворян, РГВИА. Сост. А.А. Вершинин).
‡2,0 2,1 Сб. РИО. Т. 8. СПб., 1869. С. 510.
‡Геруа А. Суворов-солдат 1742-1754. (Итоги архивных данных о его службе нижним чином). Под редакцией Н. А. Епанчина. СПб., 1900. C. 78.
‡Кусов В. С. Земли Московской губернии в XVIII в. Карты уездов. Описание землевладений. Т. 1-2. М., 2004. Т.1. С. 215. (Дмитровский уезд).
‡Кусов В. С. Земли Московской губернии в XVIII в. Карты уездов. Описание землевладений. Т. 1-2. М., 2004. Т. 1. С. 220. (Дмитровский уезд).

🌟 Видео

Лекция О. Карпачевой «Байрон: шальной, дурной и опасный для общения» («Романтизм как обман зрения»)Скачать

Лекция О. Карпачевой «Байрон: шальной, дурной и опасный для общения» («Романтизм как обман зрения»)

А был ли Рюрик? / Дилетанты / Игорь Данилевский и Виталий Дымарский // 26.08.2022Скачать

А был ли Рюрик? / Дилетанты / Игорь Данилевский и Виталий Дымарский // 26.08.2022

рн#14. НЕТУ слова НЕТУСкачать

рн#14. НЕТУ слова НЕТУ

Микитко сын Алексеев (о славянских языках и о культуре)Скачать

Микитко сын Алексеев (о славянских языках и о культуре)

Следствие ведут ЗнаТоКи: Дело № 10 "Ответный удар", мудрость директора свалки (исп. Менглет Г.П.)Скачать

Следствие ведут ЗнаТоКи: Дело № 10 "Ответный удар", мудрость директора свалки (исп. Менглет Г.П.)

История России для "чайников" - 18 выпуск - Возвышение Москвы (часть 1)Скачать

История России для "чайников" - 18 выпуск - Возвышение Москвы (часть 1)

рн#9. ОДЕТЬ — НАДЕТЬ. Как давно и почему их путают?Скачать

рн#9. ОДЕТЬ — НАДЕТЬ. Как давно и почему их путают?

Чеченский отряд и диверсия на территории России | НОВОСТИСкачать

Чеченский отряд и диверсия на территории России | НОВОСТИ

НЕВЕСТА ИЗБИЛА ЖЕНИХА НА СВАДЬБЕ .Скачать

НЕВЕСТА ИЗБИЛА ЖЕНИХА НА СВАДЬБЕ  .

Неправильная «Молитва» Лермонтова. Из курса «Неизвестный Лермонтов»Скачать

Неправильная «Молитва» Лермонтова. Из курса «Неизвестный Лермонтов»
Поделиться или сохранить к себе: