Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
Словари
Касли́ — город (с 1942) в России, Челябинская область, среди озёр Большой и Малый Касли и др., в 25 км от железнодорожной станции Маук. 19,4 тыс. жителей (1998). Заводы: машиностроительный, радиозавод, швейная фабрика. Краеведческий музей. Возник в 1747.
КАСЛИ — КАСЛИ́, город (с 1942) в Российской Федерации, Челябинская обл., на оз. Б. Касли, в 25 км от железнодорожной станции Маук. Население 19 тыс. человек (2002). Заводы: металлургический (см. Каслинское литье (см. КАСЛИНСКОЕ ЛИТЬЕ)), машиностроительный, радиозавод, швейная фабрика. Краеведческий музей. Возник в сер. 18 в.
КАСЛИ — город (с 1942) в Российской Федерации, Челябинская обл., на оз. Б. Касли, в 25 км от железнодорожной станции Маук. 21,2 тыс. жителей (1992). Заводы: металлургический (см. Каслинское литье), машиностроительный, радиозавод, швейная фабрика. Краеведческий музей. Возник в сер. 18 в.
сущ., кол-во синонимов: 1
— Город в Челябинской области.
КА́СЛИНСКИЙ -ая, -ое.
◊ Ка́слинское литьё. Художественные изделия из чугуна с чётким силуэтом и тщательно отделанными деталями (скульптура, решётки, мебель). ● По названию города Касли в Челябинской области, где с 19 в. на металургическом заводе сложилось такое литьё.
касли́нский (от Касли́; касли́нское литьё)
касли́нский; касли́нское литьё
Касли́нское литьё — художественные изделия (скульптура, решётки, мебель) из чугуна, производящиеся в г. Касли. Традиции каслинского литья (чёткость силуэта, тщательная отделка деталей) сложились в XIX в.: скульптура по моделям П. К. Клодта, Е. А. Лансере и др., ныне — по моделям современных, в том числе местных, скульпторов.
КАСЛИНСКОЕ ЛИТЬЕ — КАСЛИ́НСКОЕ ЛИТЬЕ, производство художественных изделий из чугуна — садовой мебели, решеток, надгробий, скульптуры, бытовых предметов — на чугунолитейном заводе в городе Касли (см. КАСЛИ). При их производстве используются сложные технологии формовки и отливки изделий с их последующей ручной чеканкой.
Завод был заложен в 1747 Яковом Коробковым, а уже в 1752 перекуплен Н. Н. Демидовым (см. Демидовы (см. ДЕМИДОВЫ)). Завод, войдя в Кыштымский горный округ, специализировался на выплавке чугуна и производстве полосного железа. В начале 19 в. чугунолитейное производство в Каслях было приобретено купцом 1-й гильдии Л. Расторгуевым, и с этого времени здесь начинается производство художественных изделий. Уже в 1830-е гг. Касли становятся известны как центр отливки высокохудожественных решеток, оград, половых плит с орнаментальными рельефами, а также надгробных памятников. В 1845 на заводе было организовано производство садово-парковой мебели и декоративных предметов интерьера — ажурных тарелок и подсвечников. В это же время появляются первые образцы скульптуры малых форм — как правило небольших фигурок, укрепленных на пресс-папье. В 1850-1860-е гг. количество художественных изделий и их доля в ассортименте каслинского завода неуклонно увеличивается. Качество изделий резко возросло после перевода в конце 1850-х гг. с Кушвинского завода опытных чеканщиков и формовщиков. Качество отливок каслинского завода не уступало уже в это время аналогичным изделиям из бронзы, что заслуженно отмечалось золотыми медалями Всероссийских, а впоследствии и Всемирных выставок.
Влияние скульпторов на формирование художественного литья
Важная роль в формировании образа каслинского художественного литья принадлежит скульпторам, выпускникам Петербургской Академии художеств — М. Д. Канаеву и Н. Р. Баху. В 1876 Канаев создал заводскую художественную школу, где обучали рисунку, лепке, формовке и чеканке чугунного литья. По его предложению ассортимент каслинских изделий обогатился отливками в чугуне произведений известнейших русских скульпторов: П. К. Клодта (см. КЛОДТ Петр Карлович), И. П. Витали (см. ВИТАЛИ Иван Петрович), Е. А. Лансере (см. ЛАНСЕРЕ Евгений Александрович), А. Л. Обера, Н. И. Либериха. В 1880-е гг. на заводе начинают работать скульпторы — выпускники заводской школы: В. Ф. Торокин, Д. И. Широков, К. Д. Тарасов и др.
В 1900 в Каслях создают чугунный павильон для Всемирной парижской выставки. Выполненный по проекту архитектора Е. Е. Баумгартена, павильон представлял собой ажурную чугунную комнату, в которой были выставлены около 1,5 тысяч лучших образцов «кабинетных» вещей каслинского литья — скульптура, подсвечники, ажурные вазы и тарелки, шкатулки, письменные приборы. Эти изделия были удостоены золотой медали и «Гран-при» выставки.
В 1914, в связи с переходом завода на выпуск военной продукции, литье художественных изделий в Каслях прекращается.
Возрождение художественного литья
В начале 1920-х гг., после долгого перерыва, в Каслях были созданы первые художественные отливки — мемориальные доски с портретами К. Маркса, К. Либкнехта, А. Луначарского и др. революционеров. В 1922 в городе Касли был установлен памятник героям революции, отлитый на заводе. Важная роль в возрождении художественного литья принадлежит скульптору К. А. Клодту, внуку П. К. Клодта. Он вновь открыл заводскую школу, в которую принимались дети рабочих, при его непосредственном участии были сделаны отливки бюста В. И. Ленина и ряд декоративно-прикладных произведений.
Только в 1934 на заводе организуется регулярный выпуск художественного литья. В первую очередь это мелкая пластика и барельефы — произведения революционной тематики, созданные по моделям скульпторов Н. Горского, Н. А. Андреева (см. АНДРЕЕВ Николай Андреевич), Н. В. Томского (см. ТОМСКИЙ Николай Васильевич), И. Рабиновича (см. РАБИНОВИЧ Исаак Моисеевич (театральный художник)). В это же время увеличивается выпуск архитектурного литья, которое было использовано при строительстве набережных и мостов, в оформлении общественных зданий и Московского метрополитена.
В 1941 выпуск художественных изделий на заводе был прерван, но уже в 1944 восстановлен. Ассортимент каслинских изделий в эти годы расширяется темой Отечественной войны. В 1950-1970-е гг. на каслинском заводе работают известные скульпторы П. А. Баландин, М. Г. Манизер (см. МАНИЗЕР Матвей Генрихович), Е. А. Янсон-Манизер; на заводе появляется большая группа скульпторов-заводчан — П. С. Аникин, А. В. Чиркин, А. С. Гилев, В. П. Игнатьев и др., чьи произведения органично вошли в традиционное русло каслинского литья. В конце 1980-х гг. ассортимент каслинского завода включал 130 произведений, среди которых работы, выполненные по моделям 19 в. и современных скульпторов.
КА́СЛИНСКОЕ ЛИТЬЁ — худож. ремесло, литье из чугуна камерной скульптуры, посуды, утвари, архитект. деталей, решеток, надгробий, предм. садового быта (столики, скамейки, кресла, вазы), корпусов часов и др. разл. бытовых предм. с ажурным орнаментом и рельефами, производящихся в г. Касли́ на вост. склонах Урала (ныне Челябинская обл.). Каслинский чугунолитейный завод осн. в 1747, вскоре был приобретен Демидовыми и в 1-й пол. 19 в. стал центром рус. худож. литья. Стиль К. Л. определила и наибольшую известность приобрела настольная скульптура, украшавшая интерьер с эпохи поздней эклектики, создававшая чувство уюта. Она получила широчайшее распространение в быту всех слоев населения. В сер. 19 в. были многократно повторены уменьшенные копии конных групп П. К. Клодта с Аничкова моста, модели гр. Ф. П. Толстого и др. Многие популярные скульптуры классицизма, повторенные в дешевом тиражировании и ставшие частью небогатого интерьера, «опростились», приобрели черты нар. ремесла. Параллельно этому процессу фольклоризации шла разработка оригинальных моделей К. Л., исполнение к-рых отличалось высоким мастерством: тщательная отливка, моделировка форм, тонкая обработка. Характерн. чертами К. Л. являются графичность силуэтов, сочетание тщательно проработ. деталей и гладких поверхностей с игрой световых бликов. Эти изделия были гордостью России и неоднократно получали высокие оценки на междунар. выставках. Одним из высших достижений К. Л. было изготовление настольных скульптур по моделям Е. А. Лансере 1880-90-х гг. (напр., «Тройка», «Джигитовка»). Они во множестве наполняли собою интерьеры самых аристократич. домов. Модели для К. Л. делали Р. Р. Бах, Н. Либерих, М. Д. Канаев (первый скульптор, работавший на з-де), мастер завода В. Ф. Торокин («Старуха за прялкой», «Крестьянин на пашне») и др. Прославился «Чугунный павильон» Всемирной выставки в Париже 1900 по проекту арх. Е. Баумгартена. После 1917 происходит падение кач-ва, потеря худож. значения изделий К. Л. В сов. время з-д работал по моделям Н. А. Андреева, И. С. Ефимова, Н. В. Томского и др.; выполнялись портреты В. И. Ленина, И. В. Сталина и др. вождей ком. партии, скульптурная группа «Гимн Советского Союза», жанровые и анималистич. скульптуры, архит. изделия для парков, обществ. зданий, станций метрополитена, Всесоюзной с.-х. выставки, для мостов и набережных разл. городов, но К. Л. как особый вид худож. ремесла практич. прекратило свое существование.
Лит.: Пешкова И. М. Иск-во каслинских мастеров. Челябинск, 1983.
Каслинское литье. Возок
Каслинское литье. П.К. Клодт. «Лошади». Отливка. 1915.
КАСЛИНСКОЕ ЛИТЬЁ, художественные изделия из чугуна (скульптура, решетки, мебель, спортивные призы), производящиеся на Каслинском машиностроительном заводе в городе Касли (Челябинская область). Традиции каслинского литья (четкость силуэта, тщательная отделка деталей) сложились в 19 в. Скульптура изготовляется по моделям известных русских скульпторов (П.К. Клодт, Е.Е. Лансере и др.) и местных мастеров.
КАСЛИНСКОЕ литье — производство художественных изделий из чугуна — садовой мебели, решеток, надгробий, скульптуры, бытовых предметов — на чугунолитейном заводе в городе Касли. При их производстве используются сложные технологии формовки и отливки изделий с их последующей ручной чеканкой. История завода Завод был заложен в 1747 Яковом Коробковым, а уже в 1752 перекуплен Н. Н. Демидовым (см. Демидовы). Завод, войдя в Кыштымский горный округ, специализировался на выплавке чугуна и производстве полосного железа. В начале 19 в. чугунолитейное производство в Каслях было приобретено купцом 1-й гильдии Л. Расторгуевым, и с этого времени здесь начинается производство художественных изделий. Уже в 1830-е гг. Касли становятся известны как центр отливки высокохудожественных решеток, оград, половых плит с орнаментальными рельефами, а также надгробных памятников. В 1845 на заводе было организовано производство садово-парковой мебели и декоративных предметов интерьера — ажурных тарелок и подсвечников. В это же время появляются первые образцы скульптуры малых форм — как правило небольших фигурок, укрепленных на пресс-папье. В 1850-1860-е гг. количество художественных изделий и их доля в ассортименте каслинского завода неуклонно увеличивается. Качество изделий резко возросло после перевода в конце 1850-х гг. с Кушвинского завода опытных чеканщиков и формовщиков. Качество отливок каслинского завода не уступало уже в это время аналогичным изделиям из бронзы, что заслуженно отмечалось золотыми медалями Всероссийских, а впоследствии и Всемирных выставок. Влияние скульпторов на формирование художественного литья Важная роль в формировании образа каслинского художественного литья принадлежит скульпторам, выпускникам Петербургской Академии художеств — М.
Д. Канаеву и Н. Р. Баху. В 1876 Канаев создал заводскую художественную школу, где обучали рисунку, лепке, формовке и чеканке чугунного литья. По его предложению ассортимент каслинских изделий обогатился отливками в чугуне произведений известнейших русских скульпторов: П. К. Клодта, И. П. Витали, Е. А. Лансере, А. Л. Обера, Н. И. Либериха. В 1880-е гг. на заводе начинают работать скульпторы — выпускники заводской школы: В. Ф. Торокин, Д. И. Широков, К. Д. Тарасов и др.Чугунный павильон В 1900 в Каслях создают чугунный павильон для Всемирной парижской выставки. Выполненный по проекту архитектора Е. Е. Баумгартена, павильон представлял собой ажурную чугунную комнату, в которой были выставлены около 1,5 тысяч лучших образцов «кабинетных» вещей каслинского литья — скульптура, подсвечники, ажурные вазы и тарелки, шкатулки, письменные приборы. Эти изделия были удостоены золотой медали и «Гран-при» выставки.В 1914, в связи с переходом завода на выпуск военной продукции, литье художественных изделий в Каслях прекращается. Возрождение художественного литья В начале 1920-х гг., после долгого перерыва, в Каслях были созданы первые художественные отливки — мемориальные доски с портретами К. Маркса, К. Либкнехта, А. Луначарского и др. революционеров. В 1922 в городе Касли был установлен памятник героям революции, отлитый на заводе. Важная роль в возрождении художественного литья принадлежит скульптору К. А. Клодту, внуку П. К. Клодта. Он вновь открыл заводскую школу, в которую принимались дети рабочих, при его непосредственном участии были сделаны отливки бюста В. И. Ленина и ряд декоративно-прикладных произведений. Только в 1934 на заводе организуется регулярный выпуск художественного литья. В первую очередь это мелкая пластика и барельефы — произведения революционной тематики, созданные по моделям скульпторов Н. Горского, Н. А. Андреева, Н. В. Томского, И. Рабиновича. В это же время увеличивается выпуск архитектурного литья, которое было использовано при строительстве набережных и мостов, в оформлении общественных зданий и Московского метрополитена.В 1941 выпуск художественных изделий на заводе был прерван, но уже в 1944 восстановлен. ассортимент каслинских изделий в эти годы расширяется темой Отечественной войны. В 1950-1970-е гг. на каслинском заводе работают известные скульпторы П. А. Баландин, М. Г. Манизер, Е. А. Янсон-Манизер; на заводе появляется большая группа скульпторов-заводчан — П. С. Аникин, А. В. Чиркин, А. С. Гилев, В. П. Игнатьев и др., чьи произведения органично вошли в традиционное русло каслинского литья. В конце 1980-х гг. ассортимент каслинского завода включал 130 произведений, среди которых работы, выполненные по моделям 19 в. и современных скульпторов.Литература:Соболев Н. Н. Художественное чугунное литье в русском искусстве. М., 1940.Зотов Б. Н. Художественное литье. М., 1959. Основы художественного ремесла / Под ред. В. А. Барадулина М.: Просвещение, 1979.Гилев А. С. Актуальные проблемы каслинского литья // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л., 1981.Каслинское художественное литье: Каталог выставки. М., 1988.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский КАСЛРИ (Кестльри) (Castlereagh) Роберт Стюарт — маркиз Лондондерри (Londonderry), виконт (1769-1822), военный министр Великобритании в 1805-06 и 1807-09, министр иностранных дел в 1812-22; тори. На Венском конгрессе 1814-15 заключил тайный договор с Австрией и Францией, направленный прежде всего против России. Поддерживал деятельность Священного союза.
Видео:Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнениеСкачать
Ударение в слове касли
Видео:Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать
Значение слова касли
г., р-ный ц. в Челяб. обл. Расположен в 138 км к С. от Челяб. среди оз. Большие и Малые Касли, Иртяш, Сунгуль и Киреты.
Первое пос. возникло в 1747 при стр. купцом Я.Р.Коробковым чуг.-лит. и железоделательного з-да. С 1752 з-д переходит в собственность Н.Н. и П.Г.Демидовых, а с 1809 — купца Л.И.Расторгуева и его наследников. С 1908 по 1917 з-д принадлежал акционерному об-ву.
В период крест. войны под предводительством Е.Пугачева з-д был полностью уничтожен (1773) и лишь к нач. 80-х XVIII в. отстроен заново. В К. появляются первые каменные сооружения: з-дские корпуса, контора, Успенская церковь. В XIX в. на з-де было освоено худ. литье. Бытовые и декоративные предметы выполнялись по моделям изв. скульпторов Н.Я.Канаева, П.К.Клодта, Е.А. Лансере, Ж.Готье, Н.И.Либериха и работавших на з-де мастеров В.Ф.Торокина, К.Д.Тарасова, Д.И. Широкова. Изделия каслинских мастеров не раз удостаивались Зол. медалей на выставках в Париже (1867, 1900), Вене (1873), Филадельфии (1876), Копенгагене (1888, 1898).
В дек. 1917 з-д был национализирован. С сер. 20-х — 30-х г. на з-де осваивались новые виды изделий — решетки, светильники, эмблемы для столичного метрополитена, набережных и мостов Москвы и др. В гг. ВОВ вып. военная продукция. В К. были эвакуированы Липецкий снарядный и Харьковский радио-з-ды. В 1942 К. получил статус г. В послевоенный период К. з-д вновь специализировался на вып. изделий худ. литья. В 50-80-е по моделям сов. скульпторов Е.В.Вучетича, Л.Е. Кербеля, Н.В.Томского и др. выполнялись скульптурные композиции для оформления мн. г. страны.
Совр. К. — это индустриальный и культ. ц. В г. расположены машиностр. и радиоз-ды, швейная ф-ка, имеются муз. худ. литья, ДК, политехникум. Интересна арх. г., где рядом с деревянными постройками, затейливо украшенными резьбой и жестяным кружевом, уживаются новые микрор-ны многоэтажных домов.
В г. сохранились здание XVIII в. (бывш. дом управляющего) в стиле раннего классицизма с элементами барокко (украшено лепниной и каннелированными колоннами), госпиталь XVIII в. и пам. пром. арх. XIX в. Нас. 21,2 тыс. чел. (01.01.1996).
Андриянова В.М., Сперанский А.В.
Видео:ЛожИть или лОжить | Как правильно поставить ударение?Скачать
Предложения со словом касли
- И теперь еще украдкой ловят здесь язей в большом количестве, но прежде, когда присмотр был далеко не так строг, да и не мог быть таковым, и сама речка с озерком еще не отдавалась в аренду, воскресенские и каслинские заводские крестьяне буквально нагружали ими целые воза.
- Василию Торокину принадлежат также такие известные скульптуры, как «Поездка кулака на праздник», «Крестьянин на пашне», «Углевоз», «Литейщики на работе», и поныне считающиеся лучшими образцами каслинского художественного литья».
- Не один год этак-то пыжились и денег, говорят, не жалели, а только видят – в ряд с каслинским это литье не поставишь.
- Если у вас появится возможность приобрести каслинские изделия, то ваш подарок станет наиболее ценным.
«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.»
Видео:Кладбище в КаслиСкачать
Касли ударение как правильно
Войти через соцсети:
Если нет своего аккаунта
Если у вас уже есть аккаунт
К. ЛАРИНА: Сегодня мы делаем это очень быстро и — с Ольгой Северской.
О. СЕВЕРСКАЯ: Здравствуйте! С праздником, дорогие подруги!
К. ЛАРИНА: С праздником! Оль, можно я быстренько сообщу имена наших победителей с «Детской площадки», а то там ждут дети. Итак, к тем, кто по телефону у нас выиграл книжки и прочие призы, прибавляются авторы самых смешных мышиных фамилий. Ира, телефон 749; Саша, телефон 627; Полина, телефон 322; Алексей — 203; и безымянный наш слушатель с телефоном 745. Как вы понимаете, все телефоны мобильные.
О. СЕВЕРСКАЯ: Мы сегодня хотели говорить с вами долго и подробно о том, чем язык женщин отличается от языка мужчин. Сделаем это в следующий раз, потому что у нас программа перестроена. Ксения уже вам об этом говорила. Но чтобы не оставлять наших подруг без подарков на этот самый праздник…
К. ЛАРИНА: Без чувства самореализации.
О. СЕВЕРСКАЯ: Сделаем такой маленький подарок и скажем, что есть такие особенности. Женщина, например, больше мужчины нуждается в общении. Для женщин сам факт разговора важнее его результативности. Когда женщина жалуется на что-то, она ждет, прежде всего, сочувствия в свой адрес, а не комментариев к тому, что жаловаться сложно. И, кроме того, женщины, в отличие от мужчин, не всегда знают свою цель, и от этого зачастую чувствуют неудовлетворенность и внутреннее беспокойство. Считается, что типично женские фразы: «не знаю, чего мне хочется» и «чего-то хочется такого, а чего — не пойму». Мы желаем вам, дорогие подруги, чтобы вы получили адекватный ответ на эти ваши фразы. Чтобы вы подумали вслух, чтобы вы получили именно то, чего вам что-то смутно хотелось.
К. ЛАРИНА: И, наконец, поняли, чего же вы хотите.
О. СЕВЕРСКАЯ: Да. Потому что женщины лучше понимают подтекст. Поэтому, дорогие мужчины, помните об этом. Ну, а подробнее мы об этом поговорим в следующее воскресение.
К. ЛАРИНА: Да, вместе с вами все это дело обсудим. Скажу, что мы успеем сегодня, наверное, сыграть. У нас есть призы и вопросы.
О. СЕВЕРСКАЯ: Да, у нас есть призы.
К. ЛАРИНА: Оля успеет ответить на некоторые вопросы, которые у нас остались с последней программы.
О. СЕВЕРСКАЯ: Да. Сразу скажу, что не на все.
К. ЛАРИНА: На некоторые. Потому что у нас очень мало времени — буквально минут 10. Потому что в 20 минут мы должны запустить наш альманах, в котором… — Что?
О. СЕВЕРСКАЯ: В котором мы будем говорить о том, что и великие прозаики и поэты иногда делали ошибки — иногда намеренно, иногда не намеренно. И, кроме всего прочего, мы еще поговорим о том, что стилистическая ошибка — это не всегда плохо. Вот — слушайте.
К. ЛАРИНА: А во второй части мы уступим место актеру, которого не стало буквально вчера, он ушел из жизни, — артисту Яну Арлазорову, который был гостем программы «Бомонд» в 2003 году. И фрагменты этой передачи вы сегодня и услышите после 10 часов 35 минут.
О. СЕВЕРСКАЯ: Ну что, будем отвечать на вопросы. В прошлый раз нас очень просили просклонять глагол «бдить». Это делал Юрий. Я не смогу этого сделать. Потому что, во-первых, нет такого глагола. Есть глагол «бдеть» в русском языке. Просклонять — пожалуйста, могу. В 1-ом лице нет у этого глагола формы, поэтому выражайтесь описательно, исходя из значения глагола: либо «я сохраняю бдительность», либо «я бодрствую», например, в зависимости от того, что вы делаете. А дальше все очень просто: «бдишь», «бдит», «бдим», «бдите», «бдят».
К. ЛАРИНА: То есть в 1-ом лице нет?
О. СЕВЕРСКАЯ: В 1-ом лице нет формы этого глагола.
К. ЛАРИНА: А «мы бдим»?
О. СЕВЕРСКАЯ: «Мы бдим» — есть. То есть во всех остальных формах есть.
К. ЛАРИНА: То есть нет в 1-ом, единственном.
О. СЕВЕРСКАЯ: И подробно в одном из апрельских выпусков альманаха мы еще раз к этому глаголу вернемся. «Ужасно режет слух выражение, — Саша говорит, — которое все время звучит с экранов и не только: «мы подумали то, что», а не «о том, что». Ну, конечно, «подумали то, что» — не надо говорить. Можно говорить «подумали, что» что-то произошло, «подумали о том, что» что-то произошло. Вот эти две формы будут верными. Петр из Челябинска спрашивал: «Есть такой город КаслИ — ударение на последнем слоге. Но часто мы слышим про кАслинское литье, которым этот город прославился». Вот имейте в виду, что это ошибка. Оно так и должно быть «каслИнским литьем». КаслИ — каслИнское литье. Это во всех словарях так указано — никаких вариантов нет. «Помогите составить ребенку предложение с предлогом «в продолжение». Значит, сначала о самом предлоге. Он указывает на некий временной отрезок. Означает: во время чего-нибудь, пока что-то продолжается. Пишится «е» на конце. Предлог пишется в два слова — «в» отдельно», «продолжение» отдельно. Дальше должен быть родительный падеж. Составляю предложение: «В продолжение нашей программы вы услышите альманах и фрагмент выступления Яна Арлазорова». Но не путайте, пожалуйста, с сочетанием предлога и существительного. Например: «В продолжении романа «Унесенные ветром», — а такое было, — все происходит не так замечательно и не так интересно, не так захватывающе, как в самом оригинальном романе». «В продолжении» — в данном случае будет «и» на конце. «Как правильно: латиница или латинский алфавит?» Сразу могу добавить вопрос к вопросу Алексея из Самары: как правильно — кириллица или кириллический алфавит? И то, и другое — правильно. Просто латиница и кириллица — это другие названия вот этих словосочетаний. «Вы говорите «устарелое», а разве «устар.» (то, что пишут в словарях) — это не «устаревшее»?» Да, в разговорной речи мы, конечно, говорим об «устаревшем», но филологи говорят об «устарелом», и мотивируют это.
К. ЛАРИНА: Я тоже думала «устаревшее».
О. СЕВЕРСКАЯ: Потому что «устаревшее» — это то, что уже совсем ушло, а «устарелое» — это то, что устаревает на наших глазах. Поэтому они пользуются именно такой пометой. Был еще очень интересный такой вопрос… Сейчас парочку из Интернета тоже сейчас возьму. Там были животрепещущие вопросы. Например: «Как ставить ударение в слове «каучук»?» Вот так и ставить — «каучУк», не «кАучук». Запомните. Спрашивали, что делает дым, когда он идет из трубы. Дым «валИт из трубы», а вот лесоруб «вАлит дерево в лесу». «Как правильно форма именительного падежа множественного числа (если такая имеется) от слова «кочерга»?» Имеется — «кочерги».
К. ЛАРИНА: Давай уже сыграем, а то не успеем.
О. СЕВЕРСКАЯ: Давай, сыграем… Остались еще очень интересные вопросы — в следующий раз подробнее. Что мы разыгрываем. Мы разыгрываем словарь «Русский жаргон. Историко-этимологический словарь». Его автор Грачев и Мокиенко. Вышел он в программе «Словари XXI века» в издательстве «АСТ-Пресс». Он дает не только сами значения жаргонных слов и выражений, но и рассказывает в очень доступной и интересной форме об их происхождении. Множество примеров. И соответственно вопросы у нас тоже будут по жаргону.
К. ЛАРИНА: Итак, внимание, первый вопрос.
О. СЕВЕРСКАЯ: Первый вопрос: что такое «парафинить»? Есть такой жаргонный глагол.
К. ЛАРИНА: «Парафинить».
О. СЕВЕРСКАЯ: Мы вам дадим варианты. Во-первых, ставить повсюду и зажигать парафиновые свечки на удачу. «Подмазывать» чиновника, чтобы он правильно решил вопрос. Либо при подписании договора, протокола ставить подпись на каждой странице во избежание замены страниц или подлога.
К. ЛАРИНА: Очень подробные варианты. Давайте догадаемся.
О. СЕВЕРСКАЯ: Ставить свечки, «подмазывать» чиновника или подписывать протокол на каждой странице.
К. ЛАРИНА: Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте! Мне кажется, подписывать на каждой странице.
К. ЛАРИНА: Наверное, Вы это и делаете?
К. ЛАРИНА: «Парафините» понемножку.
О. СЕВЕРСКАЯ: Вы правы. Как Вас зовут?
К. ЛАРИНА: Кать, поздравляем Вас с праздником.
О. СЕВЕРСКАЯ: С праздником. Получаете словарь. Я надеюсь, что это очень хороший будет подарок. Это действительно слово пришло из арго дипломатов, бизнесменов и администраторов, которые часто подписывают договоры и протоколы. Следующий вопрос: что такое или кто такой ПШ?
К. ЛАРИНА: Не ППШ, а ПШ.
О. СЕВЕРСКАЯ: Полужирный шрифт в тексте, зимняя форма одежды в армии или пешеход, может быть, так называется.
К. ЛАРИНА: Итак, ПШ. Выбирайте правильный ответ. Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте! Это, мне кажется, шрифт.
К. ЛАРИНА: Нет, не угадали. Пробуем еще. Пожалуйста. Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Здравствуйте! Это расшифровывается как «полушерстяной», и в армии это называется.
К. ЛАРИНА: Как Вас зовут?
К. ЛАРИНА: Игорь, в армии собрались.
О. СЕВЕРСКАЯ: Игорь, мы поздравляем со словарем замечательным. Действительно это так именно и есть. Из армейского жаргона. Добавить нечего. Каково жаргонное значение слова «хлебоприемник» — хотим мы узнать с Ксенией.
К. ЛАРИНА: «Хлебоприемник» — это…
О. СЕВЕРСКАЯ: Рот, хлебница или другая емкость для хлеба или киоск, который торгует хлебом с колес.
К. ЛАРИНА: Пожалуйста. «Хлебоприемник» — выбирайте правильный ответ. Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Здравствуйте! Я думаю, что это продажа хлеба с колес.
К. ЛАРИНА: Нет. Слишком хорошо Вы думаете о «хлебоприемнике». Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Здравствуйте! Это, наверное, рот.
К. ЛАРИНА: Да. Как Вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Оксана.
К. ЛАРИНА: Оксана, Вас с праздником поздравляем мы!
СЛУШАТЕЛЬ: И вас поздравляю!
К. ЛАРИНА: Спасибо.
О. СЕВЕРСКАЯ: Вам словарь, Оксана. Молодец.
К. ЛАРИНА: Откуда это? Что за жаргон такой: «хлебоприемник» — это рот? Где выкопали?
О. СЕВЕРСКАЯ: Общий жаргон, Ксюш.
К. ЛАРИНА: Первый раз слышу.
О. СЕВЕРСКАЯ: Честно скажу, что брала слова из словаря Владимира Елистратова. Есть еще и такой словарь жаргона. Вот это смешное слово, но он такое — хорошее. «Маклачить». — Что-то выпрашивать, клянчить; заниматься перепродажей чего-то; или макушку, мозги кому-то клевать, то есть бранить, ругать кого-то, предъявлять претензии.
К. ЛАРИНА: Ну что же, еще раз: выпрашивать, клянчить; заниматься перепродажей; мозг есть кому-нибудь. Пожалуйста: 363–3659. Кто отгадает? Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте! Перепродажа, я думаю.
К. ЛАРИНА: И это правильный ответ. Как Вас зовут?
О. СЕВЕРСКАЯ: Илья, Вы знали или догадались?
СЛУШАТЕЛЬ: Я знаю.
О. СЕВЕРСКАЯ: Вы знаете. Наверняка, Илья читал словарь Даля. Потому что действительно этот замечательный глагол, который так Ксении понравился, произошел от устаревшего диалектного «маклак» (базарный плут). И «маклачить», «маклевать» — есть эти глаголы в словаре Даля. Есть также «маклыжничать» и «маклыжить» — вот это означало клянчить, вымогать что-то. Ну все, у нас кончились призы, кончились вопросы.
К. ЛАРИНА: «Я тоже путаю «в продолжение» и «в продолжении», — пишет Елена. Если «в продолжение урока учительницу не слушал и жевал жвачку», там «е» на конце?
О. СЕВЕРСКАЯ: «В продолжение», да.
К. ЛАРИНА: Как «в течение»?
О. СЕВЕРСКАЯ: Да, «в течение», «в продолжение».
К. ЛАРИНА: «Как иностранные женские фамилии склонять (например, Хиллари Клинтон)?», — спрашивает Эльдар из Уфы.
О. СЕВЕРСКАЯ: Не склонять Хиллари Клинтон.
К. ЛАРИНА: Вообще не склоняется?
О. СЕВЕРСКАЯ: Не склоняется.
К. ЛАРИНА: Муж ее склоняется, а она не склоняется.
О. СЕВЕРСКАЯ: Да. Биллу Клинтону — Хиллари Клинтон. Ну что, я еще, наверное, успею ответить на вопрос из Интернета — был от Ирины Головко, переводчика. Очень часто спортивные комментаторы говорят: спортсмен занял какое-то место «на подиуме» — вместо пьедестала. И Ирина совершенно справедливо говорит, что слово подиум имеет другое значение. Давай мы об этом скажем.
К. ЛАРИНА: Подиум — это где дефиле происходит, да?
О. СЕВЕРСКАЯ: Подиум — это где происходит дефиле, но не только. Так называется еще балкон вдоль стены амфитеатра. Это архитектурный термин. Это может быть возвышение вокруг арены античного цирка с местами для особо почетных зрителей. То, что приподнято. А также есть еще такое тоже: в домах древних римлян был подиум — это помост, который примыкает к стене в домах-усыпальницах. То, что мы бы сказали… Я даже не знаю. Там, в общем, что-то хранили, туда что-то ставили и так далее. Откуда комментаторы это взяли. Вот во французском точно знаю, что «podium» — это и есть пьедестал. В английском это, скорее всего, — тоже. Это просто перевод. Это они просто наслушались зарубежных коллег. Но, конечно, мы «занимаем места на пьедесталах почета» — вот так это называется полностью. И — первая, вторая, третья ступенька пьедестала все-таки, а не подиума. По подиуму пусть у нас ходят манекенщицы. Есть у нас еще время?
К. ЛАРИНА: Да нет. Все, моя дорогая. У нас должен быть уже альманах. Еще раз напомню, что у нас сегодня короткое счастье в программе «Говорим по-русски».
О. СЕВЕРСКАЯ: Но мы много успели.
К. ЛАРИНА: У нас Ольга Северская и Марина Королева тянули жребий, кому прийти на сегодняшнюю передачу.
О. СЕВЕРСКАЯ: Вытянула я. Но в следующий раз мы вам обещаем, дорогие женщины, погорим об отличиях нашего языка от мужского подробнее.
К. ЛАРИНА: А там есть о чем поговорить. И будем в нашем полном женском составе. Спасибо, Оль. Еще раз с праздником! И — до встречи!
🎦 Видео
Сказ о чистой водице. Фильтровальная в КасляхСкачать
Перемены в КасляхСкачать
Касли вечёрка, домаСкачать
Совещание по предоставлению Ритуальных услуг в КасляхСкачать
Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать
КАСЛИ. КОНИ НА ВОЛЕ - Как определить подделку от оригинала?Скачать
Каслинский некрополь: шедевры из чугуна | УраловедСкачать
Касли // Проезд по городу // лето 2020Скачать
3 способа, которые помогут ребёнку правильно поставить ударение в словеСкачать
УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать
Экспедиция в Касли. В гости к «чугунной бабушке»Скачать
36. Как правильно поставить ударение в словахСкачать
Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать
Медведи на трассе Касли - Верхний Уфалей, Челябинская область, 23.04.2023 г.Скачать
Как правильно ставить ударение в слове «творог»?Скачать