Картина веласкеса менины ударение

Видео:Диего Веласкес. "Менины" / Мост над бездной / Телеканал КультураСкачать

Диего Веласкес. "Менины" / Мост над бездной / Телеканал Культура

Загадки картины Веласкеса Менины 1656

Диего Веласкес.Менины. 1656.Холст, масло. 318 ; 276 см
Прадо, Мадрид

ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ КАРТИНЫ

Полотно изображает сцену написания Веласкесом совместного портрета испанского короля Филиппа IV с его супругой и племянницей Марианной Австрийской в присутствии их дочери инфанты Маргариты Терезы со свитой. Сложная и загадочная композиция картины поднимает вопросы об иллюзии и реальности, а также о неопределённости связи между зрителем и персонажами.

«Менины» общепризнанно считаются одной из самых важных и наиболее тщательно изученных картин в истории западного искусства. По словам итальянского мастера барокко Луки Джордано она представляет собой «теологию живописи», а президент Королевской академии художеств сэр Томас Лоуренс назвал её «подлинной философией искусства

В 1656 году, а именно в то время была написана картина, у короля Филиппа не было наследников. Его сын умер, шла опасная война с Францией. И королю не оставалось ничего, кроме как сделать Маргариту наследницей престола. Чтобы хоть как–то подкрепить свой трудный и рискованный выбор, король дал задание Веласексу: нарисовать картину, которая показала бы всем, что они обязаны принять решение короля, каким бы абсурдным оно бы ни было.

Художник был озадачен, но все же с мог решить эту задачу — он нарисовал картину, посмотрев на которую можно было понять, что эта девочка, которую все считали хулиганкой и сумасбродкой, будет следующей королевой Испании, и в этом нет ничего страшного.

Есть произведения искусства,которые ставшие загадкой,сразу же после их возникновения.Таким произведением и является картина «Менины».По-испански «менина» означает молодую девушку благородного происхождения, которая является фрейлиной принцессы и всегда находится в ее свите.

Центром композиции является маленькая хрупкая фигура инфанты Маргариты в красивом светлом платье. Девочка стоит, кокетливо повернув голову, и выжидающе смотрит на зрителя. Согласно этикету, перед ней опустилась на одно колено молодая фрейлина Мария Сармиенто и подает сосуд с напитком.

Художник не только любуется белокурой девочкой, он понимает, что ее детская прелесть должна увянуть, подобно цветку, в мрачном дворце, среди тяжелых, сковывающих ее придворных условностей.

Она кажется слишком серьезной, одинокой в больших пустынных комнатах Алькасара, и что- то напряженное, обреченное читается в ее глазах. У нее нет детства, потому что она – инфанта.На этой картине ей всего 5 лет.

С другой стороны в реверансе застыла фрейлина Изабелла де Веласко. Справа у стены находятся постоянные члены свиты инфанты, ее шуты: карлица Мария Барбола, прижимающая к груди игрушку, и юный Николас Пертусато, толкающий ногой лежащую перед ним собаку.

Далее из полумрака выступает женщина в монашеском одеянии — Марсела де Уллоа, наставница принцессы, и гвардадамас, обязанная повсюду ее сопровождать и охранять. В проеме открытой двери по ступеням поднимается придворный вельможа Хосе Нието.

А с левой стороны картины, возле огромного холста, натянутого на подрамнике, художник изобразил самого себя. Грустный Веласкес держит в одной руке палитру, а в другой — длинную кисть.

Его взор, а также взгляды инфанты Маргариты, присевшей в реверансе, фрейлины Веласко и карлицы Барболы, устремлены на зрителей. Вернее не на них, а на ту пару людей, которая должна быть по другую сторону картины и сейчас слитно отражается в зеркале напротив.

Если внимательно приглядеться, то можно понять, что автор изобразил королевскую чету — Филиппа IV и его супругу Марианну Австрийскую.

Странная многофигурная работа являлась любимым для художника построением композиции «картины в картине» и, конечно, ее зашифрованный смысл знатоки искусства пытаются разгадать уже более трех веков.

Может, как раз, чтобы не разрушить искренность образа инфанты в целом, ее чопорных родителей Веласкес изобразил неясными пятнами в зеркальном отражении?

Так что же хотел сказать гениальный художник в этой картине?

Существуют разные версии, объясняющие сюжет полотна. По одной из них, Веласкес предоставил момент перерыва во время работы над портретом инфанты, когда к ней бросились ее фрейлины, и в мастерскую как раз заглянула монаршая чета, чтобы узнать, как идут дела

По другой, наоборот, живописец создавал портрет Филиппа IV и Марианны Австрийской, когда мастерскую посетила капризная принцесса со своей свитой. Возможно, именно этот эпизод художник и запечатлел на холсте. Есть и другие варианты истолкования удивительной картины, но все они противоречат друг другу и некоторым странным деталям композиции.

Так, в своих стихах, посвященных Веласкесу, Кеведо писал: “Где живопись? Все кажется реальным. В твоей картине, как в стекле зеркальном”.

В ЧЁМ ЗАГАДКА ЭТОЙ КАРТИНЫ?

В 1965 на рентгеновских снимках под фигурой художника обнаружилась другая фигура.
Первоначально, там где сейчас Веласкес, был паж в итальянском костюме, который протягивал инфанте предмет, похожий на палочку, а точнее королевский жезл главнокомандующего.

Даже на хорошей фотографии, прямо над правым рукавом инфанты видны замаскированные пальцы девочки, тянущиеся, чтобы взять жезл.Присмотритесь и вы увидите эту руку.

Через год после написания картины, у короля родился сын. Полотно Веласкеса сразу не только устарело, но сделалось опасным! Веласкес не мог примириться с тем, что его следует уничтожить.Он попросил у короля разрешения изменить полотно. Картина стояла отвернутой к стене у него в студии, пока он не придумал решение. И это решение можно в деталях рассмотреть в музее Прадо.

Паж с символом власти исчез, на его месте стоит художник с красным крестом «Ордена Сантьяго», полученным лишь три года спустя, после написания первого варианта полотна, кисть зависла над палитрой.

Вот-вот он начнет писать этот замечательный вымысел, именуемый «Портрет семьи Филлипа IV», впоследствии названного «Менины», а точнее, вот-вот начнет вписывать в картину себя,который должен преобразовать устарелый династический портрет в блистательную игру-забаву.

На первом плане картины лежит большая собака, верный друг и защитник своих хозяев, которую всегда можно пнуть сапогом. В ее образе символизирована незавидная судьба придворного художника, гениального творца, способного быть больше, чем просто преданным слугой своего господина.

Где же находимся на этой гениальной картине мы-зрители?
Мы тоже включены в число позирующих ,поскольку стоим на месте короля и королевы,которых Веласкес написал ,отражающимися в зеркале,висящем на стене.

ЧТО ЖЕ МЫ МОЖЕМ УВИДЕТЬ?

Мы видим обратную сторону холста и всё то,что изображает на ней художник инфанту,придворных,отражение короля и королевы
Картина Веласкеса-реалистична.Одновременно это и картина,главное в которой-превращение,метаморфоза.

СУЛДЬБА ДЕВОЧКИ НА КАРТИНЕ.

Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров к пасхе 1666 года за своего дядю по материнской линии и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линии императора Священной Римской империи Леопольда I.Ей было 14 лет,а Леопольду 26.

Несмотря на разницу в возрасте и непривлекательный внешний облик Леопольда, по многочисленным свидетельствам это был счастливый брак, супруги имели многочисленные общие интересы, особенно в искусстве и музыке. За шесть лет супружества Маргарита родила шесть детей, из которых выжила только единственная дочь — Мария Антония (1669—1692), ставшая женой Максимилиана II.

Картина Веласкеса «Менины» подобна зеркалу:каждый из нас по своему трактует её содержание,усматривает в ней отражение своих мыслей и чувств так,стоя перед зеркалом ,мы способны увидеть в ней своё отражение.

Хотелось бы узнать ваше мнение об этой картине .С чем вы согласны ,а с чем нет?Что нового вы могли бы добавить о существующих взглядах на содержание картины?

Видео:Картина «Менины» – источник загадок и новых смыслов. Почему?Скачать

Картина «Менины» – источник загадок и новых смыслов. Почему?

«Менины» – необыкновенные приёмы на картине Веласкеса

Диего Веласкес был придворным художником испанского короля, но даже в таких условиях, где работы следует писать лишь в соответствии с пожеланиями заказчиков, он сумел максимально раскрыть свой необыкновенный талант. Это демонстрируют нам многие творения Веласкеса, в частности «Менины».

Эта картина до сих пор вызывает множество вопросов у ценителей искусства и исследователей. Её сюжет практически не поддаётся расшифровке, несмотря на кажущуюся простоту. Она принадлежит к истинным шедеврам мирового искусства, хотя по-прежнему хранит не одну тайну. Когда же Веласкес создал «Менины»? И что особенного в этой картине?

Видео:«Менины»: трагедия девочки с картиныСкачать

«Менины»: трагедия девочки с картины

История создания

«Менины» – одна из самых знаменитых картин Диего Веласкеса. В старину менинами называли свиту, сопровождающую наследника престола. Наиболее распространённым этот термин был в Испании и Франции. Как я уже заметила, Веласкес служил при дворе Филиппа IV, а потому сцены из придворной жизни часто появлялись на его полотнах. Впрочем, «Менины» во многом отличаются от других работ живописца.

Созданное в 1656 году творение по праву считается одним из самых изученных полотен европейских художников. К тому времени Веласкес уже имел должность камергера при дворе. Она позволила ему скопить значительное состояние, но дела занимали слишком много времени, которое могло бы пригодиться для создания новых работ.

В ту пору Веласкес писал редко, а потому каждая из картин была поистине особенной. Несмотря на то, что и сегодня учёные продолжают изучать «Менины», творение это хранит массу неразгаданных тайн.

Картина веласкеса менины ударениеДиего Веласкес «Автопортрет», 1645 год
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Видео:"Менины" Диего Веласкеса. Почему это шедеврСкачать

"Менины" Диего Веласкеса. Почему это шедевр

Юная инфанта на полотне

Но давайте скорее перейдём к самому полотну и постараемся разобраться, что же так поражает зрителя. Сразу можно отметить, что на картине изображены 11 человек и одна собака. Практически все персонажи имеют реальных прототипов, причём искусствоведы определили всех, кроме одного человека на заднем плане.

Но прежде чем “познакомиться” с ними, я хочу обратить внимание на фон. Все действующие лица находятся в мастерской художника. Доказательства этому – картины на стенах, холст, расположенный внизу, да и человек с кисточкой и красками.

Картина веласкеса менины ударениеДиего Веласкес «Менины», 1656 год
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

В самом центре картины «Менины» находится престолонаследница – инфанта Маргарита. Ей на момент написания работы было 4-5 лет. Её можно по праву назвать любимицей Веласкеса.

Девочка появляется на 5 его картинах. Увы, судьба принцессы оказалась печальной. Выйдя замуж за Леопольда I, она стала императрицей Священной Римской империи, однако в этом статусе пробыла совсем недолго. Маргарита умерла в 22-летнем возрасте от осложнений, связанных с родами.

Веласкес сумел так изобразить девочку, что даже человек, далёкий от истории, сразу поймёт: перед нами – юная принцесса. У Маргариты уже заметна лёгкая величавость в осанке, да и сам наряд выделяет её среди окружения.

Картина веласкеса менины ударениеГлавная героиня картины – маленькая принцесса Маргарита

Видео:Менины, Диего Веласкес ОБЗОРЫ КАРТИНСкачать

Менины, Диего Веласкес ОБЗОРЫ КАРТИН

Слуги и художник

Справа и слева от инфанты находятся её фрейлины. Одна из них протягивает девочке сосуд с напитком. Неподалёку находятся охранник и компаньонка. Особый интерес вызывают два карлика, присутствующие на картине. В те времена они служили в качестве шутов и здесь также, несомненно, должны были развлекать инфанту.

Кстати, присутствие карликов на картине было достаточно редким явлением (тем более, на полотне придворного художника). «Менины» – картина, которая содержит и автопортрет Веласкеса. Да-да, тот самый человек, стоящий у холста с кистью и красками – это художник, написавший полотно, что перед нами.

Картина веласкеса менины ударениеДостаточно редкое явление – присутствие на картине придворного живописца карликов

И здесь заметна маленькая “слабость” живописца. Он решил изобразить не себя “настоящего”, а несколько идеализированный образ. Но, согласитесь, кому из нас не хочется выглядеть на портретах ярче и интереснее, чем в реальности?

На груди художника можно заметить красный крест – это орден Святого Сантьяго. Что примечательно, в рыцари данного ордена живописец был произведен уже после смерти короля, хотя Филиппа IV мы видим рядом с ним на полотне.

Картина веласкеса менины ударениеАвтопортрет Веласкеса, вписанный в картину Менины

Видео:«Менины»: трагичная судьба девочки с картины #ShortsСкачать

«Менины»: трагичная судьба девочки с картины #Shorts

Тайны картины

Уж если речь зашла о монархах, то спешу отметить ещё одну необычную деталь картины. Как правило, члены правящего семейства находились в центре полотна (как в случае с инфантой). По этой логике король и королева должны были стоять рядом с маленькой принцессой.

Но их можно увидеть в зеркале, что висит на стене на заднем плане. Поразительно, но Веласкес предпочёл сделать центральными фигурами прислугу и карликов, а не монархов. И в этом – ещё одна новаторская “изюминка” живописца.

Картина веласкеса менины ударениеСопровождать инфанту могли только фрейлины из самых аристократических семей

Но, конечно, самой таинственной личностью остаётся человек в дверях, виднеющийся в дальней части помещения. Кто это? Исследователи так и не смогли точно определить, с кого был написан этот образ. Быть может, это друг или родственник художника (а может, и королевского семейства), что часто захаживал в мастерскую Веласкеса. Существует предположение, что это гофмейстер королевы Хосе Ньето Веласкес, который, по всей видимости, был родственником художника.

Не менее загадочной деталью кажется и взгляд персонажей картины. При первом знакомстве с полотном может показаться, что они смотрят на зрителя, но это не так. На самом деле взоры персонажей обращены к зеркалу, то есть они смотрят на короля и королеву.

Картина веласкеса менины ударениеВ зеркале видно отражение короля Филиппа и его супруги Марианны

В своей картине «Менины» Веласкес создал поистине новаторский вариант живописи. В первую очередь, им были использованы необычные приёмы и варианты отображения, что прежде никем не применялись. Он сохранил загадочность и некую недосказанность, однако подчеркнул, что главными людьми в придворной жизни являются вовсе не монархи. Веласкес выделил тех, кто ежедневно трудится на благо двора, создаёт атмосферу и постоянно суетится – именно такими людьми и являлись менины.

Видео:Самая известная картина Диего Веласкеса «Менины» | Разбор картины | #ПРОАРТСкачать

Самая известная картина Диего Веласкеса «Менины» | Разбор картины | #ПРОАРТ

Описание картины Диего Веласкеса «Менины»

Картина веласкеса менины ударение Картина веласкеса менины ударение Картина веласкеса менины ударение Картина веласкеса менины ударение Картина веласкеса менины ударение Картина веласкеса менины ударение

Он был придворным художником испанского короля. Написал бесчисленное количество его портретов, а также портретов его семейства и придворных.

Как правило, талант в таких условиях чахнет. Ведь нужно писать то, что понравится узкому кругу людей.

Шедевры же создаются по-другому. Гораздо чаще вопреки вкусам окружающих.

Но Веласкесу удалось невозможное. И яркое тому подтверждение — его главный шедевр «Менины».

Видео:«Менины» Веласкес – и не думайте, что вас уже нечем удивить…Скачать

«Менины» Веласкес – и не думайте, что вас уже нечем удивить…

«Менины» — портал в другой мир

Сюжет «Менин» Веласкеса сложный. Но он поддаётся расшифровке.

5-летняя инфанта (испанская принцесса) пришла в мастерскую художника в сопровождении своей свиты. Она захотела посмотреть, как создаётся портрет её родителей — королевской четы.

Сложность сюжета в том, что Веласкес изобразил эту сцену очень неординарно.

Кажется, что половина персонажей смотрит на нас. Но на самом деле они глядят на короля с королевой, которых рисует Веласкес. Поэтому он и стоит рядом с холстом.

О том, что это именно так, мы узнаем благодаря зеркалу за спиной художника.

В нем отражается пара. Это Король Филипп IV и его жена Марианна Австрийская.

Для меня эта задумка художника очевидна по одной простой причине.

В верхнем правом углу зеркала отражается красный занавес. Такой же оттенок красной краски мы видим и на палитре художника.

Несмотря на размытость изображения, нам нетрудно определить, что изображены именно Филипп IV и Марианна Австрийская. Слишком уж у них характерные черты. Достаточно посмотреть на другие их портреты.

Картина веласкеса менины ударение

Картина веласкеса менины ударение

Портреты Диего Веласкеса. Слева: Марианна Австрийская, Королева Испании. 1655—1657. Музей Тиссен-Борнемисы, Мадрид. Справа: Филипп IV, Король Испании. 1644 г. Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Веласкес сделал невообразимое. Он показал не тех, кого рисуют. А то, что видят те, кого рисуют. И видят они это нашими глазами. Ведь мы стоим на их месте.

Так художник максимально вовлекает зрителя в пространство картины. И значительно это пространство расширяет. За счёт того, что мир картины виртуозно соединен с нашим миром.

Дальше — больше. Мир картины не заканчивается стенами мастерской. На заднем плане придворный распахнул дверь, когда впускал инфанту со свитой. Оттуда льётся яркий свет. Там их мир продолжается.

Можно даже выразиться в фантастическом ключе. Два мира: тот, что за дверью, и наш мир — соединены происходящим на картине. «Менины» — это портал между двумя мирами.

Картина веласкеса менины ударение

Видео:Жаринов о картине Веласкеса "Менины"Скачать

Жаринов о картине Веласкеса "Менины"

Веласкес «Менины». Описание картины

Полотно было написано в 1656-1657 годах. Оно до сих пор находится в Мадриде, в музее Прадо. На картине изображена инфанта Маргарита и ее менины (фрейлины). На заднем плане в зеркале отражаются король Филипп IV и Марианна Австрийская — родители инфанты. Придворные дамы и кавалеры, карлики, собака и сам художник — небольшая сценка из дворцовой жизни изображена на полотне.

Картина «Менины» Веласкесаоставила после себя много загадок. Король и королева представлены вместе. Тем не менее, по этикету их всегда рисовали отдельно.

Размер полотна, за которым работает художник, слишком велик для портретной живописи. Что за картину скрыл Веласкес в «Менинах»?

Картина веласкеса менины ударение

Изображение пола, стен, потолка с их жесткой геометрией занимают слишком много места и кажутся неуместными. Почему художник уделил так много внимания сумрачным теням позади инфанты и ее окружения?

Пятилетняя Маргарита кажется слишком одинокой в этом огромном помещении. Ее детство проходит в соблюдении строгого испанского этикета, где смех и улыбки запрещены.

Критики и художники того времени удивлялись столь реалистичному написанию полотна. В те времена было принято несколько сглаживать образы, делать задний фон более чарующим. Так, «Спящая Венера»Джорджоне — это идеализированный женский образ. В то время как Веласкес прагматичен и реалистичен в своей портретной живописи.

Видео:СТРАШНАЯ ТАЙНА ДИЕГО ВЕЛАСКЕСА. Часть первая.Скачать

СТРАШНАЯ ТАЙНА ДИЕГО ВЕЛАСКЕСА. Часть первая.

Невообразимый эксперимент Веласкеса

Сразу возникает вопрос, как Веласкесу удалось осуществить такой эксперимент.

На картине он изобразил испанскую принцессу. Это, конечно, одобрялось.

Но ещё и её свиту. В том числе карликов. Никому до Веласкеса не позволялась такая дерзость.

Задача придворного художника — прославлять короля и его подданных. Изображать доблесть, отвагу и иные прекрасные качества его Величества. А их вовсе могло не быть…

Настоящему мастеру это было скучно. Веласкесу в том числе. И он пытался самовыражаться по мере возможности. А так как Филипп IV ему очень доверял, художнику это позволялось.

Поэтому Веласкесу удалось создать серию портретов карликов, служивших шутами при дворе. На портретах это не шуты, а обычные придворные. Художник не делал различий между ними и людьми из высших сословий.

Картина веласкеса менины ударение
Диего Веласкес. Дон Себастьян де Морра. 1645 г. Музей Прадо, Мадрид.

Другому художнику это бы не сошло с рук. Ведь карлики были, по сути, рабами, людьми без прав. Часто их покупали за деньги, чтобы они служили в господском доме.

Видео:Виктор Ефимов Тайный смысл картины ВеласкесаСкачать

Виктор Ефимов   Тайный смысл картины Веласкеса

Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»

Ещё одну дерзость позволил себе Веласкес. Рядом с семьей короля он изобразил себя.

Картина веласкеса менины ударение
Диего Веласкес. Менины (фрагмент с автопортретом). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

Известно, что Веласкес был честолюбив. Он, выходец из небогатой еврейской семьи, написал самого себя рядом с принцессой. Для того времени это было величайшим достижением.

Такого себе не мог позволить ни один придворный художник. До Веласкеса.

А после него это сделал лишь Франсиско Гойя. Ему тоже было можно. Вот он стоит у холста позади семьи Карла IV. 150 лет спустя.

Картина веласкеса менины ударение
Франсиско Гойя. Портрет семьи Карла IV. 1800 г. Музей Прадо, Мадрид.

О том, что Веласкес честолюбив, нам говорит ещё пара деталей. На момент написания картины мастеру было 57 лет. Но на полотне он явно выглядит моложе лет на 15. Конечно, чтобы соответствовать окружению.

А ещё мы видим на его груди красный крест — это орден Сант-Яго, высшая награда в Испании в XVII веке. Но Веласкес получил его после написания картины…

Считается, что дорисовал орден другой художник по приказу короля уже после смерти Веласкеса. Но я больше склоняюсь к версии о том, что мастер сделал это сам.

Слишком уж оттенок креста гармонирует с другими красными красками на картине. Особенно он сочетается с украшениями на платьях инфанты и фрейлин.

Картина веласкеса менины ударение
Диего Веласкес. Менины (центральный фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

Видео:КАРТИНА В ДЕТАЛЯХ 07 / Менины. Диего Веласкес. Прадо, МадридСкачать

КАРТИНА В ДЕТАЛЯХ 07 / Менины. Диего Веласкес. Прадо, Мадрид

Автопортрет художника

Часто на картинах, среди персонажей, художники изображали себя на заднем плане или в углу. Это сродни подписи мастера. То же самое сделал в своем полотне и Веласкес. «Менины» — наиболее достоверный портрет живописца. Однако орден Сантьяго на его груди еще не был получен, почему же он присутствует на картине? Быть может, его нарисовали позднее, когда членство в рыцарском ордене было узаконено?

Существует версия, что орден был написан уже после смерти Веласкеса. Возможно, по приказу короля. Но орден написан настолько точно в манере Веласкеса, что нет сомнений в его авторстве.

Может, это не художник изображен на картине? Потому что рисовать орден на груди, когда он не получен, — серьезный проступок для придворного живописца. Да и рыцарский орден Сантьяго — слишком серьезная организация. Так кто же на полотне — сам художник или другой человек? Искусствоведы спорят по сей день по поводу написания этой картины. Удастся ли им открыть правду?

Видео:ДИЕГО ВЕЛАСКЕС 10 ЗНАМЕНИТЫХ КАРТИНСкачать

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС 10 ЗНАМЕНИТЫХ КАРТИН

Кто же главный герой картины

Кто главный герой картины, понятно сразу. Инфанта Маргарита.

Именно ее Веласкес выделяет светом. Вернее, более светлыми красками, создающими у нас иллюзию того, что девочка больше всех освещена.

Картина веласкеса менины ударение
Диего Веласкес. Менины (фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

Видно, что Веласкес рисует ее с особенной нежностью. Розовые щечки, губки. Белокурые, по-детски жиденькие волосы.

Мы знаем, что художник искренне любил девочку. Она не могла не нравиться. Несмотря на близкородственный брак ее родителей (мать — племянница отца), каким-то чудом девочка родилась здоровой и миловидной. К тому же имела необременительный для окружающих характер.

Картина веласкеса менины ударение

Также освещены светом фрейлины инфанты (по-испански — менины). Они тоже миловидны. Картина называется в их честь. Но я не думаю, что так назвал её сам Веласкес.

Долгое время она числилась в каталогах под названием «Семья Филиппа IV». Видимо, название «Менины» закрепилось позднее с лёгкой руки одного из хранителей картины.

В более приглушенном свете мы видим карлицу — няню инфанты. К ней относились при дворе благосклонно. Ведь она ухаживала за Маргаритой с рождения. За единственным на тот момент выжившим ребёнком королевской четы.

Возможно, карлице ставили это в заслугу. Поэтому и наградили орденом. На картине она трогает его рукой и как бы демонстрирует нам.

Картина веласкеса менины ударение
Диего Веласкес. Фрагмент картины «Менины» (карлики). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

А рядом с ней ещё один карлик — ребёнок. Он играючи поставил ногу на пса. Дело в том, что лишь карлики могли вести себя раскованно при дворе. Обычный придворный не мог себе позволить обижать пса инфанты.

Интересный факт. Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который Веласкес якобы пишет в «Менинах», в реальности не существовует. Скорее всего, художник его выдумал.

А вот отдельный портрет инфанты Маргариты в этом же платье сохранился. На фоне того самого красного занавеса.

Картина веласкеса менины ударение
Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты. 1656 г. Музей истории искусства, Вена.

Почему так? И вот мы приблизились к главной загадке картины…

Видео:"Менины" Диего Веласкеса и Святой Грааль. Олег НасобинСкачать

"Менины"  Диего Веласкеса  и  Святой Грааль. Олег Насобин

Описание

Картина веласкеса менины ударение
Идентификация персонажей на картине (нумерация по тексту статьи)
Сцена «Менин» представляет собой ателье Веласкеса в Мадридском Алькасаре[9]. Художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, отражение которых видно в зеркале, висящем на дальней стене.

В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). В её облике концентрируется ощущение блестящего будущего, богатства и семейного счастья, атмосферой которого наполнена картина Веласкеса. Её сопровождают фрейлины (менины

) из самых именитых семей — донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу, и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (
búcaro
) на золотом подносе, преклонив колено[10]. Инфанта не глядя, с королевской небрежностью, протягивает руку к кувшину, демонстрируя воспитание, самоконтроль и осознание собственного величия, не свойственные её возрасту. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4)) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (
guardadamas
)[10].

На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов — возможно, родственник художника. Неясное пространство позади него и хорошо освещённый вход, контрастирующий с тёмной атмосферой ателье, затягивают взгляд зрителя в глубину картины[11], а зеркало с отражением королевской пары возвращает его обратно, к главному месту действия. По замершему в дверях силуэту Ньето, стоящему на разных ступенях лестницы, трудно сказать с определённостью — входит он или выходит из помещения[12], хотя, как слуга королевы, он обязан был сопровождать её для открытия и закрытия дверей, так что его приход, вероятнее всего, предвещает окончание сеанса у Веласкаса, на что косвенно может указывать и приготовившаяся к реверансу фрейлина[13].

Картина веласкеса менины ударение
Автопортрет Веласкеса с крестом ордена Сантьяго

Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом[14]. Грудь его украшает крест Святого Иакова ордена Сантьяго, который он получил лишь в 1659 году, спустя три года после написания картины. По свидетельству Антонио Паломино, известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»[15]. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений[16]. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино.

Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета, их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины[12]. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник[17][18], с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса[19].

На дальней стене висят картины «

Картина веласкеса менины ударение
» Рубенса по сюжету из «Метаморфоз» Овидия и копия «Аполлона, сдирающего кожу с Марсия» Йорданса, выполненная главным помощником, зятем и последователем Веласкеса Хуаном дель Мазо[9]. Расположение картин точно соответствует описи того времени. Оба сюжета связаны с легендами о людях, бросивших вызов богам и поплатившихся за это. Примечательно, что картина с женскими персонажами висит со стороны королевы, а мужскими — со стороны короля[20].

Картина веласкеса менины ударение Картина веласкеса менины ударение Картина веласкеса менины ударение Картина веласкеса менины ударение Картина веласкеса менины ударение Картина веласкеса менины ударение Картина веласкеса менины ударение Картина веласкеса менины ударение Картина веласкеса менины ударение Картина веласкеса менины ударение

Видео:Загадочная история картины «Менины» Веласкеса #живопись #картина #искусствоСкачать

Загадочная история картины «Менины» Веласкеса #живопись #картина #искусство

Главная загадка «Менин»

Почему важные люди, влияющие на жизнь Веласкеса, на картине играют явно второстепенные роли?

Король с королевой лишь отражаются в дальнем зеркале. Маршал стоит в самой дали на лестнице — его черты еле различимы. Ещё один придворный и вовсе в тени.

Картина веласкеса менины ударение
Диего Веласкес. Менины (деталь). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

Мне очень импонирует гипотеза замечательного искусствоведа Паолы Волковой.

Все дело в положении Веласкеса при дворе. Со стороны может показаться, что оно было завидным. Король назначил художника главным постельничим. Его мастерская примыкала к покоям монарха. И он не только писал портреты, но и следил за порядком вещей и чистотой ночных горшков.

Нам это кажется оскорбительным. Но в то время — нет. Ведь люди искренне верили, что Король — посланник божий. И мытьё за ним горшка — это привилегия, а не унижение.

Может, Веласкес в это тоже хотел верить, но подсознательно догадывался о своём унизительном положении.

Да и другие придворные его не жаловали. Как раз за его приближенность к королю. Против него плели интриги.

«Менины» — это скрытый протест. И стремление отодвинуть на второй план тех, кто его унижает.

А вот девочка-инфанта была ему близка и мила. Она в силу возраста и характера не желала ему зла. Более искренними были и карлики. И фрейлины. Поэтому они на первом плане.

На первом плане не только на картине, но и в сердце художника.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

💡 Видео

Диего Веласкес – Царедворец забытых мгновенийСкачать

Диего Веласкес – Царедворец забытых мгновений

Лекция Татьяны Пигаревой о картине Диего Веласкеса "Менины".Скачать

Лекция Татьяны Пигаревой о картине Диего Веласкеса "Менины".

Веласкес, "Менины". Куда смотреть и что думать.Скачать

Веласкес, "Менины". Куда смотреть и что думать.

«Менины» Диего Веласкес#диеговеласкес #менины #картины #художники #живопись #менинывеласкесаСкачать

«Менины» Диего Веласкес#диеговеласкес #менины #картины #художники  #живопись #менинывеласкеса

Пряхи - дилемма ВеласкесаСкачать

Пряхи - дилемма Веласкеса
Поделиться или сохранить к себе: