- КАРМАНОВСКИЙ И КАРАЧИХА: МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ Текст научной статьи по специальности « История и археология»
- Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яблоков Андрей Викторович
- Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Яблоков Андрей Викторович
- KARMANOVSKIY AND KARACHIKHA: LITTLE-KNOWN PAGES OF THE HISTORY OF THE CITY OF YAROSLAVL
- Текст научной работы на тему «КАРМАНОВСКИЙ И КАРАЧИХА: МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ»
- Карабиха – черный сад: название усадьбы в контексте тюркоязычных топонимов Ярославщины
- В. А. Лётин (Ярославль)
- Карабиха – Черный сад:
- название усадьбы в контексте
- тюркоязычных топонимов Ярославщины
- Форма входа —>
- —> —>Поиск —>
- —> —>Календарь —>
- Карачихская сторона
- 💥 Видео
Видео:Долгожданная дорога в районе поселка Карачиха готоваСкачать
КАРМАНОВСКИЙ И КАРАЧИХА: МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ Текст научной статьи по специальности « История и археология»
Видео:В Карачихе семья отравилась бытовым газомСкачать
Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яблоков Андрей Викторович
Целью работы является попытка рассмотреть особенности появления таких частей города Ярославля , как Кармановский и Карачиха . Основные методы исследования анализ и синтез. Результатом работы является выявление специфики развития города Ярославля . Основные выводы исследования заключаются в том, что город Ярославль развивался неоднородно, включая в себя территории, ранее являвшиеся сельскими населенными пунктами со своей историей развития.
Видео:Инспекторы оценили качество ремонта в районе поселка КарачихаСкачать
Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Яблоков Андрей Викторович
Видео:В Ярославле из-за смертельной драки у остановки возбудили уголовное делоСкачать
KARMANOVSKIY AND KARACHIKHA: LITTLE-KNOWN PAGES OF THE HISTORY OF THE CITY OF YAROSLAVL
The purpose of the work is to try to consider the features of the appearance of such parts of the city of Yaroslavl as Karmanovskiy and Karachikha . The main research methods are analysis and synthesis. The result of the work is to identify the specifics of the development of the city of Yaroslavl . The main conclusions of the study are that the city of Yaroslavl developed heterogeneously, including the territories that were previously rural settlements with its own history of development.
Видео:ЧП с теплоходом в Ярославле: пассажиры судна рассказали, что происходило на борту в момент удараСкачать
Текст научной работы на тему «КАРМАНОВСКИЙ И КАРАЧИХА: МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ»
Яблоков Андрей Викторович Yablokov Andrey Victorovich
преподаватель Университетского колледжа, University College Lecturer, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Yaroslavl State University named after P. G. Demidov,
РФ, г. Ярославль Russian Federation, Yaroslavl
КАРМАНОВСКИЙ И КАРАЧИХА: МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ
ИСТОРИИ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ
KARMANOVSKIY AND KARACHIKHA: LITTLE-KNOWN PAGES OF THE HISTORY OF THE CITY OF YAROSLAVL
Аннотация: Целью работы является попытка рассмотреть особенности появления таких частей города Ярославля, как Кармановский и Карачиха. Основные методы исследования — анализ и синтез. Результатом работы является выявление специфики развития города Ярославля. Основные выводы исследования заключаются в том, что город Ярославль развивался неоднородно, включая в себя территории, ранее являвшиеся сельскими населенными пунктами со своей историей развития.
Abstract: The purpose of the work is to try to consider the features of the appearance of such parts of the city of Yaroslavl as Karmanovskiy and Karachikha. The main research methods are analysis and synthesis. The result of the work is to identify the specifics of the development of the city of Yaroslavl. The main conclusions of the study are that the city of Yaroslavl developed heterogeneously, including the territories that were previously rural settlements with its own history of development.
Ключевые слова: Ярославль; Кармановский; Карачиха; Спасо-Преображенский монастырь; Троицкий приход.
Keywords: Yaroslavl; Karmanovskiy; Karachikha; Spaso-Preobrazhensky Monastery; Trinity
Начало XXI века — период повышения интереса к местной истории. Особое место в современной науке занимает изучение истории города Ярославля, который является городом на Волге, основанном в XI веке. Его прошлое богато
VМеждународная научно-практическая конференция интересными страницами. Формирование современных границ
административного центра Ярославской области шло достаточно долго.
Малоизученными с исторической точки зрения частями города являются
Кармановский и Карачиха.
Территория, которую в XXI веке называют «Кармановский», появилась в источниках XVI века под названием деревни Чернцы (Черницы). Деревня принадлежала Спасо-Преображенскому монастырю. Термин «Карманово» фиксируется с XVIII века на картах Ярославской губернии. Вопросом является точное именование деревни, так как на картах вторая буква в названии неразборчива. На карте 1798 года видна река Кирма, протекающая возле населенного пункта Карманово. В связи с этим вполне возможно, что первоначально деревня именовалась Кирманово. Существуют и другие версии происхождения названия Кармановского. Одна из версий гласит, что рядом с деревней располагался лесной массив, похожий на карман. Другая версия говорит о том, что дорога из Ярославля в Углич в этом месте образует петлю, напоминающую карман. Третья версия — название связано с фамилией одного из местных жителей.
С 1930-х годов деревня Карманово стала именоваться «поселок Кармановский». В 1944 году поселок был включен в состав Кировского района города Ярославля. В 1976 году поселок был упразднен, но термин «Кармановский» активно используется ярославцами.
Карачиха находится рядом с Кармановским. Название впервые упоминается в документах о результатах переучета земель в 1776-1777 годах. Деревня Карачиха была отнесена к Троицкому приходу Ярославской епархии. В 1875 году на базе прихода было организовано земское карачихское начальное народное училище, в котором в начале XX века обучалось 38 мальчиков и 19 девочек.
Рис. 1. Церковь Троицы Живоначальной в Пахне
Новый этап развития Карачихи начался 18 августа 1933 года. В этот день был открыт Ярославский аэроклуб. В 1935 году клуб выпустил 36 курсантов. В 1936 году здесь побывал В.П. Чкалов. В 1942 году клуб был закрыт по решению Государственного комитета обороны, а его летно-технический состав стал частью полка ночных бомбардировщиков ПО-2. В 1950 году аэроклуб возобновил свою работу. В 1959 году в клубе обучалась и совершила 126 прыжков с парашютом В.В. Терешкова. В настоящее время аэроклуб действует под эгидой РОСТО (ДОСААФ).
Таким образом, части города Ярославля, известные под названиями Кармановский и Карачиха, прошли исторический путь от деревень до частей Кировского района. Происхождение названия Кармановского неизвестно, существует несколько версий появления. Происхождение названия «Карачиха» также ожидает своих исследователей.
1. Генеральный план Ярославского уезда [Электронный ресурс]: Село Великое. Виртуальный музей. — 2021. — Режим доступа: http ://velikoemuseum.ru/wp-content/uploads/2019/10/Yaroslavskij — 1.jpg.
VМеждународная научно-практическая конференция
Видео:Вести-Ярославль от 22.08.2023 14:30Скачать
Карабиха – черный сад: название усадьбы в контексте тюркоязычных топонимов Ярославщины
Видео:Ярославцы жалуются на неправильные ударения в названиях остановокСкачать
В. А. Лётин (Ярославль)
Видео:В Ярославле появились новые «Я-остановки», но есть места, где навесов нет вообщеСкачать
Карабиха – Черный сад:
Видео:Вести-Ярославль от 21.08.2023 14:30Скачать
название усадьбы в контексте
Видео:Вести-Ярославль от 29.08.2023 21:05Скачать
тюркоязычных топонимов Ярославщины
Усадьба Карабиха является культурно-историческим памятником, кото-рый при всестороннем изучении, тем не менее, имеет множество непро-яснённых сторон. Это относится и к самому архитектурно-парковому ансамблю усадьбы, и к тому месту, на котором этот ансамбль располагается.
Именно к истории места усадьбы мы и обращаемся в данной работе. Точнее, нашей целью является рассмотреть современное название усадьбы в контексте тюркоязычных топонимов Ярославской области.
Усадьба Карабиха располагается на вершине Карабитовой горы – естест-венной возвышенности в 16-ти километрах от Ярославля. Вблизи неё издавна располагались два населённых пункта: село Богородское – непосредственно на самой горе и в двух километрах к западу от вершины горы – деревня Карабиха, впоследствии и давшая название усадебному комплексу. Обращает на себя внимание тот факт, что усадьба получает название от дальнего населённого пункта и становится «Карабихой», а не «Богородицким». Здесь мы не будем вдаваться в подробности этого парадокса, а перейдём непосредственно к интерпретации названия места.
Традиционно название деревни (позже и усадьбы) представлено тремя версиями, которые мы определили как «легендарно-историческую», «геогра-фическую» и «сельскохозяйственную». Рассматривавшиеся как вполне равно-правные эти гипотезы происхождения места нигде не подвергались крити-ческому анализу, прочно став «официальной» версией, войдя в экскурсионную программу.
Первая из них – «легендарно-историческая» – выводит название горы из фразы в летописи «Кара бе там», сделанной на месте битвы тверского и московского князей. К тому же закономерен и вопрос, исторически не имею-щий ответа, зачем московскому и тверскому князьям (и каким именно?) «биться» под Ярославлем? Трудным с точки зрения языковых процессов представляется процесс преобразования текста надписи «Кара бе там» в топоним Карабитова (гора) и далее, собственно, – в Карабиху.
Вторая – «географическая» – объясняет происхождение названия особен-ностями рельефа местности. До того, как в начале XIX в., при кн. -цыне часть горы была срыта, её глинистые склоны, по которым проходила дорога в Ярославль, представляли собой серьёзную проблему для путников. В частые здесь периоды распутицы им приходилось в буквальном смысле карабкаться по склону холма. Если же принять во внимание типичность факта бездорожья на российских трактах, то обращает внимание единичность такого топонима, как в Ярославской области, так и в масштабе страны в целом. Между тем, типичные явления (в том числе и связанные с «дорожными» проблемами) в разных местностях назывались аналогично. Например, заболоченное низинное место называется Чёрной грязью непосредственно под Москвой (современное Царицыно) и в Солнечногорском районе Московской области, в Холмогорском районе Архангельской области и под Калугой.
Наконец, по поводу происхождения слова «Карабиха» есть ещё одна – «сельскохозяйственная» – версия. В русском языке слово «карабить» означало «пахать землю»1. Таким образом, «Карабиха» может значить – «вспаханная земля». Это не противоречит исторической действительности, поскольку на склонах Карабитовой горы были пахотные земли. Однако, как и в предыдущем случае, обращает на себя единичность этого названия, образованного от слова, означающего весьма распространённый процесс обработки земельных угодий.
Главным же недостатком этих толкований, на наш взгляд, является то, что они не учитывают историко-культурного контекста бытования этого названия. Основанные в большинстве своем на общих рассуждениях, они лишь акцентируют единичность данного топонима в регионе. А отсутствие анало-гичных словообразований заставляет сомневаться в правильности этих предпо-ложений.
Мы полагаем, что топоним Карабиха имеет тюркское происхождение, а появление его на карте Ярославщины обусловлено длительным периодом мон-гольского нашествия. Настолько длительным и значимым, что это отразилось на топонимической практике региона. Названия современных населённых пунктов Ярославской области хранят память об ордынцах Дудени – деревня Дуденево (Брейтовский район) и Кука – село Кукобой (Первомайский район).
Возможны географические названия, связанные с событиями той эпохи: река Великая и Тугова гора (Ярославль). Наиболее же интересными и перспек-тивными в плане исследований являются названия населённых пунктов, имеющих тюркские корни. Например, слово, ставшее названием села Коза (Первомайский район), переводится с татарского как «беда» (ср. козни). Именно в этот ряд и вписывается топоним Карабиха. В окрестностях Ярославля выделяется как минимум два созвучных Карабихе названия – Карачиха и Курба. В Ростовском районе есть созвучное с ними название села Караш. Но, кроме созвучия названий, эти населённые пункты объединены ещё и геогра-фически. Они расположены с одной стороны от Ярославля и в пределах види-мости один от другого. Основываясь на географической близости и созвучии названий этих населённых пунктов, мы выдвигаем гипотезу о едином про-исхождении данных названий.
По нашему мнению, они имеют общее тюркское происхождение и появились в золотоордынский период. Названия – это едва ли не единственная память, оставшаяся от тех времён. Каких-либо документальных источников, сообщающих о поселениях татар в этой местности, нам не известно. Однако их присутствие здесь вполне допустимо. К сожалению, на сегодняшний день не проведены исследования относительно этимологии географических названий региона, и нам приходится действовать самостоятельно. Отсутствие сведений о татарских поселениях являлось причиной того, чтобы толковать значения этих слов, опираясь на словарь В. Даля, легенды, ассоциации, что мы и видели на примере Карабихи. Однако так ли невозможны татарские поселения под Ярославлем?
Мы нашли тюркские слова, созвучные «ярославским» названиям. Так, топонимы Курба встречаются в Бурятии (река в Заиграевском районе), в Ленинградской области (река в Вепсском крае приток Ояти), в Татарстане (деревня в верховьях реки Алашай). Это слово вошло в собственные имена, став частью фамилий Курбатов, Курбанеахатов.
Само же слово «курба» (القربة), ставшее названием села Курба означает «искать близости Всевышнего Аллаха, то есть следовать Его путем, творя добро и поклоняясь Ему»2.
Аналоги в тюркоязычных регионах находятся и для слова Карабиха. Если принять его тюркское происхождение, то оно сложное, состоящее из двух корней «кара» и «бих». Первый – «кара», который переводится как чёрный. И топонимов с ним более чем достаточно: в Крыму – Карадаг (Чёрная гора), Караби (каменное плато), Караби-яйлу (гора «Чёрная бабушка»), Кара-Тау (Чёрные горы) – в Крыму и на Тянь-Шане, в Средней Азии – пустыня Кара-кум (Чёрный песок).
Второй же корень – «бих» / «бихи» может являться искажённым тюркским словом «бах», что в переводе означает «сад». И топоним с подобным корнем также есть в Крыму – Бахчисарай – Город-сад.
При такой интерпретации названия Карабиха «превращается» в Чёрный сад. Но наиболее созвучным с Карабихой является название автономного национального округа на Кавказе – Нагорный Карабах. Кроме «лексического» созвучия, они имеют и «рельефное» сходство: расположены на горах, как, впрочем, и большинство «крымских» аналогов. Однако объяснить происхож-дение именно такого сочетания корней ни в том, ни в другом случае в настоящий момент мы не можем.
Наконец, слово Карачиха. Относительно происхождения этого топонима возможны две версии.
Во-первых, это слово может быть производным от тюркского слова «Караш» – взгляд, смотрение3. Такое толкование нисколько не объясняется ни особенностями географического ландшафта, ни знаменательными событиями. Между тем, в Ярославской области (Ростовский район) существует пара топонимов, аналогичных «Карачихе»: сёла Караш и Карачай. Две из трёх гипотез о происхождении названия села Караш связаны с памятью о Золотой орде. По одной из них здесь ранее располагалось татарское поселение, по другой – это место было местом наказания и, возможно, казни тех, кто уклонялся от выплаты дани, что, впрочем, лишь уточняет первое. Эта версия подтверждается и тем значением, которое имеет современное просторечное слово «карачить». В словаре «Живого великорусского языка» читаем: «корачить что, кого, пятить, осаживать задом; осадить или опрокинуть взад. — ся, пятиться, лезть задом. гляди-ка, рак карачится! … ломаться, упрямиться, не соглашаться, заставлять упрашивать себя»4.
В. Даль выводит это слово из польского языка, «от утраченного названия ноги и шага: kror, болг. крака, слвц. korak и пр.». Но в таком толковании обнаруживается противоречие: значение слова в русском языке связано с неестественным перемещением в пространстве задом наперёд. Переносное же значение этого слова выявляет семантический компонент сопротивления како-му-то внешнему воздействию, в то время как приведённые В. Далем примеры обозначают вполне естественный шаг вполне естественной ноги. Объяснить это противоречие можно арабским значением «Караш» – похищать, тащить5.
Тот «котёл народов» и их языков, какой представляла собой Орда, вполне мог вместить в себя арабское и тюркское значения этого слова, которое, «обрусев», приобрело самостоятельный смысл.
Если наше предположение верно, то происхождение ростовского топо-нима Караш напрямую связано с утаскиванием «должников» к месту расправы. Вполне естественно, что тащили их туда против воли (компонент упрямства) и спиной вперёд (противоестественное движение). Вполне возможно, что место современной Карач/шихи было подобным местом ордынской «расправы» под Ярославлем.
Во-вторых, слово «Карачиха» может быть искажённым тюркоязычным словом «Карачай». И так же, как в случае с Карабихой, этому слову можно найти аналог на Кавказе: Карачай – административный центр в Карачаево-Черкессии, а также горное озеро в том регионе. Первую его часть составляет уже известный нам корень по Карабихе – «кара» – чёрный. Вторую – слово «чай», которое в древнетюркских языках означает реку-воду. Таким образом, буквальный перевод этого слова «Чёрная река». Так в Карачаево-Черкессии называют реку «подземного ключевого, родникового питания в противопо-ложность белой реке, питающейся талыми водами»6.
И если относительно «чёрного сада» в Карабихе нам остаётся только гадать, то объяснить появление данного топонима вполне возможно. «Черная река» – река, питающаяся током подземных вод, – в Карачихе действительно существует – это местный подземный источник – Гремучий ключ.
Стоит заметить также, что в карачаево-балкарском языке есть ещё одно слово, созвучное топониму этой местности. Речь идёт о названии реки Пахма, протекающей в непосредственной близи от Карачихи. Традиционно в краеведении название выводят из угро-финского языка. Смысл названия никак, однако, не уточняется. Между тем, опять же в карачаево-балкарском языке есть слово «фахму» – дар, талант7. Преобразование его в Пахму произошло вполне объяснимо. Звук (ф) был заменён на более привычный для русского произно-шения (п), а конечное (у) было уподоблено характерному для русского языка окончанию существительного I склонения (а) (ср. заимствование из латинского языка слова «fiamen», усвоенного русским как «пламя»).
Появление корней слов, характерных для одного из кавказских языков, в окрестностях Ярославля также может найти своё объяснение. Народная память сохранила предание о том, что на берегу реки Пахмы, скорее всего, на стрелке Пахмы и Которосли стоял сторожевой дворец князя Фёдора Ростилавича Чёрного. Кн. Фёдор Чёрный (1237(39)–1299 гг.) – родоначальник второй динас-тии ярославских удельных князей – личность знаковая для Ярославского края. Участник многих военных предприятий своего времени, он в 1465 г. вместе со своими сыновьями князьями Давидом и Константином причислен к лику святых.
Для нас важным обстоятельством является то, что князь Фёдор Чёрный был в тесных отношениях с Золотой Ордой. Вторым браком он был женат на дочери хана Ногая, принявшей в крещении имя Анны. Но интересен и другой факт его биографии. В 1277 г. кн. Фёдор Чёрный в составе войска хана Ногая участвует в походе на Осетию, то есть ярославский князь оказывается как раз в том районе Кавказа, где и живут «горские татары» – носители черкесско-балкарского языка. Вполне в духе того времени часть добычи князя составляли и пленные, количество которых могло исчисляться сотнями человек. Они-то, «прикаряченные» (т. е., по Далю, неестественным образом, вопреки своей воле, перемещённые) сюда на территорию современной Карачихи, с течением времени ассимилировавшись с местным населением, оставили после себя лишь исказившиеся названия географических объектов.
Проведённый нами анализ четырёх созвучных топонимов выявил их связь с одним из значимых периодов в истории края и страны. Обнаруженные в регионах с тюркоязычным населением названия подтверждают наше предположение о возможных тюркских корнях названий Ярославщины и в какой-то мере объясняют их смысл. Изучение влияния тюркизмов на топони-мику региона представляет собой плодотворное поле для дальнейших научных исследований. В «золотоордынском» топонимическом контексте татарское название ярославской деревни, позже давшей название некрасовской усадьбе, не только не выглядит исключительным случаем, а является примером, под-тверждающим правило.
Более того, если принять тюркское происхождение названия Карачихи, Курбы и Карабихи, то можно выявить мотив постройки именно Казанских храмов в них или непосредственной близости от них8. Образ Казанской иконы Богоматери был актуализирован дважды: в связи с присоединением Казанского ханства и в связи с освобождением Москвы ополчением Минина и Пожарского в начале XVII столетия. Посвящённые иконе-талисману, эти храмы XVII и XVIII вв., возведённые на месте старых деревянных, наделены защитными свойствами и, в данном случае, знаменуют собой торжество христианства над «язычеством».
[1] Толковый словарь живого великорусского языка // http://slovari. *****/dict/dal
2 Насир Ал-Дин Албании. Термин «Тавассул» в языке и в Коране. Значение слова «тавас-сул в арабском языке // www. /19BIBLIOTEKA/003 EDINOBOJIE/N_D_ ALBANI/TAVASSUL/bib_ed_alba.
3 Режим доступа: http://www. vsemir. info/slovo.
5 Толковый словарь живого великорусского языка // http://slovari. *****/dict/dal.
6 Воронцов-Веляминов в Архыз. Краеведческие разведки в верховьях реки Зеленчук. 1927 год // http://ildarimus. *****/index. html.
7 Ёзден Адет. Этический кодекс Карачаево-Балкарского народа. Составление, предисловие и комментарий Махти Джуртубаева // http://karachays. *****/culture/ea/III. html.
8 Более подробно эта мысль развита в докладе «Историко-культурный контекст строи-тельства храма Казанской иконы Богоматери в имении Толочановых под Ярославлем», прочитанном нами на XV Голицынских чтениях в Пушкинском музее-заповеднике (Голи-цыно) в январе 2008 года.
Видео:Вести-Ярославль от 25.08.2023 21:05Скачать
Форма входа —>
Войти через uID
Видео:Сгорело несколько десятков тонн краски: подробности крупного утреннего пожара в ЯрославлеСкачать
—> —>Поиск —>
Видео:Вести-Ярославль от 29.08.2023 14:30Скачать
—> —>Календарь —>
—>
« Январь 2022 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 |
—>
Видеопрезентация книги
Михаила Сафиканова
«Подкова на счастье.
Кузнечихинское сельское
поселение ЯМР»
здесь
Наши партнеры:
Союз журналистов
Ярославской области
http://yarjur.ru/
Региональная газета
«НОВЫЙ ТРЙТИНГ» № 30,
июль 2012 года
посвящена Карабихскому сельскому
Михаила САФИКАНОВА
Страницы газеты здесь
Николай Викторович ЛАПИН —
легенда нашего времени.
Рассказ о нем читайте
здесь.
САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ НАШИ .
Прочесть её можно здесь
Подготовка и издание
книг, альбомов, брошюр,
по вашему заказу.
Видео:Вести-Ярославль от 01.09.2023 14:30Скачать
Карачихская сторона
Во времена Екатерины Второй в 1776-77 годах затеяли большой переучет в государстве. Умысел был, чтобы точно знать, как народ расселился, чем жив-богат, чем кормится и как подати платит. Еще один вопрос решался, каким населенным пунктам в деревнях ходить, каким селами стать, а каким и городами называться. В то же самое время после переписи в 1777 году многие большие села получили, говоря по нынешнему, городской статус. В их числу относится соседний Данилов. А при чем тут Карачиха?
А притом, что именно после этого переучета впервые и появилась государственная запись – есть, мол, такая деревня под Ярославлем, и называется Карачиха. И дворов там восемь. Вот этот самый 1776 год и стал годом рождения деревни. Хотя, конечно, могла она появится гораздо раньше. Места тут хорошие, у реки и на большой дороге. Что бы тут дом не поставить!?
По тем временам деревни приписывались к храмам , а по сему Карачиха относилась в Троицкому приходу. Туда же за компанию были приписаны село Пахма, деревни Чебоксарская и Зверинцы. Населения там было более полутысячи человек, из коих четверг тысяч мужского полу. Дров была сотня, что и по нынешним временам немало. Выходит в семье по пять с лишним душ. А ныне в основном три. Учиться надо у предков народосбережению и народоувеличению.
Теперь о названии деревни. Говорят, будто называлась она Карачевская. Может, оно так, но чаще это старинное название Карачиха местная знать «окультурила» и стали меж собой и в документах называть Карачево. Мне доводилось встречать такие удивления: на въезде в деревню около Пестроцово читаю Кобыляиха, а смотрю на карте написано Кобыляево. Ну, это к слову. Просто тяга покультурнее называть населенные пункты и тогда была.
Понятно, что во времена империи были помещики. По какой-то причине деревня Карачиха была под водительством двух женщин Анны Одинцовой и Натальи Кубастовой.
А вот остальные деревни и само село Пахма подчинялись казенному ведомству, значит, были государственными.
А дальше почитаем, что написано в исторических, архивных документах:
В них сообщается, что площади церковного надела, которая год от года становилась все больше, а также о том, что прихожане со своих доходов содержали священника, выплачивая ему ежегодно зарплату 225 рублей. Каменный храм был построен в 1754 году на деньги прихожан, а в 1883 году к нему была пристроена каменная ограда. В церкви было два престола. Главный — во имя Животворящей Троицы и второй, поменьше, — зимний, — во имя ярославских князей Федора, Давида и Константина, — ярославских чудотворцев. Особо чтимыми были в храме иконы Спасителя и Николая чудотворца. В конце XIX века Троицкий приход славился своим прекрасным хором, которым управлял псаломщик Геннадий Карачинский, бесплатно обучавший всех желающих церковному пению. За свои заслуги он был награжден медалью в честь 300-летия царствования дома Романовых.
Также Карачиха была известна тем, что в ней в 1875 году было образовано земское карачихское начальное народное училище, где в начале XIX века обучалось 38 мальчиков и 19 девочек. К 1915 году в Троицкий приход входили: село Пахма, деревни Новая и Старая Карачиха, деревни Кармановская, Чебоксоровская, Потовская, Скоринская, Ивановский перевоз, Чурилково и Пеньки. В приходе был уже 221 двор, всего 520 мужчин и 596 женщин.
Вроде давние времена, а память в народе жива. Прошлым летом в 2009 году исторические дебри проник Петр Алексадрович Муханов. На баннере – большом плакате – написал, что нынче Карачихе очередная годовщина и на территории Шинного центра будет проведен общепоселковый праздник, посвященный первому упоминанию Карачихи. В августе был тут и концерт, и праздничные речи и чаепитие для честного народа с танцами и огненным фейерверком. Салют получился на славу, из города было видно.
💥 Видео
Вести-Ярославль от 31.08.2023 21:05Скачать
Вести-Ярославль от 14.08.2023 21:05Скачать
Вести-Ярославль от 23.08.2023 9:00Скачать
Вести-Ярославль от 01.09.2023 21:05Скачать
Вести-Ярославль от 21.08.2023 21:05Скачать
Вести-Ярославль от 10.08.2023 21:05Скачать