Каменка река суздаль ударение

Видео:Река Каменка в городе СуздальСкачать

Река Каменка в городе Суздаль

Сказка о суздальской реке Каменке

1
В те стародавние времена, когда князь Юрий Владимирович Долгорукий правил Суздальским княжеством, река Каменка вдоль которой и раскинулся Суздаль, – была полноводной широкой рекой, не то что ныне.

Плавали по ней, пересекая реки Нерль и Клязьму в далёкие страны и города торговые суда с различными товарами. А в неурожайные годы жители Суздаля добирались по этим рекам за зерном до земель волжских булгар.

Суздаль и сам весь утопает в неповторимых куполах, маковках, островерхих крышах и стройных березок, в садах и могучей зелени. Да, ещё в широкую реку Каменку такой же силуэт городского пейзажа опрокинулся, струится там день и ночь, будто плывет куда-то в небесную голубую даль.

Вокруг Суздали разбросано много всяких больших и малых сел, которые раньше назывались селищами. Некоторые из таких селищ есть и сейчас.

Кидекша – тоже такое древнее село. Привольно раскинувшись, стоит на холмистой возвышенности в окружении красивых и заливных лугов, вблизи устья Каменки в том месте, где та сливается с Нерлью.

Понравилось удобное расположение Кидекши князю Юрию Владимировичу Долгорукому и решил он построить на этом месте для себя княжьи хоромы. Отправил послов в далёкое Галицкое княжество на юго-запад Руси, чтобы те позвали в Суздаль искусных плотников и строителей, каменных дел мастеров и резчиков.

Откликнулись мастера, приехали. И выстроили в Кидекше для князя каменные хоромы и белокаменную домовую церковь Бориса и Глеба, названную так в честь встретившихся на этом месте двух князей братьев – Бориса Ростовского и Глеба Муромского, спешивших к отцу Владимиру Красное Солнышко в Киев. Оба князя были подло убиты своим родным братом Святополком Окаянным.

Внутри княжеского подворья появились рубленные деревянные срубы для челяди и другие хозяйственные постройки. Подворье обнесли крепостными стенами и глубоким рвом. Закончив строительство, приезжие мастера и строители уехали домой в Галицкое княжество.

А князь Юрий Владимирович поселился в Кидекше на своем новом подворье и стал оттуда править Суздальским княжеством.

Возле Кидекши на левом берегу реки Нерли в селе Новоселке жил в то время один кузнец, которого звали Верховин Степан Иванович. В записных книгах, которые дошли до наших дней, он числился, как тягловый ремесленник суздальского уезда. И было у кузнеца трое взрослых сыновей: старшие Иван и Пётр – как и отец кузнечному ремеслу были обучены, а младший Андрей – больше по дереву и каменному делу был мастер.

Отец и сыновья Верховины славились искусным мастерством. Могли они выковывать из железа такие ковши да сабли, кресты, наконечники и замки, и выгравировать на них такой причудливый и замысловатый узор, от которого трудно глаз отвести.

Самый же младший из братьев Андрей пока рос,очень любил рисовать ичто-нибудь диковинное мастерить. Натаскает к себе из леса на задний двор коряг, изогнутых веточек да шишек еловых. А потом сидит и ножичком их сосредоточенно строгает. Или из сложенной дровни полешко березовое вытащит и ну, давай, из него фигурку медведя или волка выпиливать. И гляди же! Получаются у Андрея деревянные зверюшки лесные и птицы, как будто настоящие. Бегал он и на речку и каменоломню за камушками. К себе во двор котомку с камнями притащит, и у сарая домик или крепость с пушками выложит. Товарищей пригласит играть. Прибегут ребятишки, и все вместе потом на дворе у Верховиных до ночи играют, – шум, гам, веселье на всю округу слышны.

В друзьях у Андрея числилась и одна бойкая смышленая девчушка, которую звали Танюшка Маркушина. Дома-то Верховиных и Маркушиных на одной улице через двор друг от друга стояли.

Танюшка была страшно любопытная. Всё время вокруг Андрея, когда тот что-нибудь мастерил, – увивалась и поглядывала, что тот делает. Бывало, отправится тот камни на речку или каменоломню искать, Танюшка увидит и следом бежит. И ведь, не девичье это дело камнями-то увлекаться: искать их в земле, отмывать в воде, а потом сидеть шлифовать и чистить, чтобы ровные стали и заблестели на солнце, как стеклышко. И Танюшке это занятие по сердцу.

Схватит она молоток или лобзик, присядет возле товарища и тоже какой-нибудь камешек белый с сосредоточенным видом шлифует, бровки серьёзно нахмурит, губу закусит, и за Андреем все его действия повторяет. А то деревяшку возьмет и начнет из неё ножичком тоже что-нибудь вырезать. А там глядишь, и у неё получится поделка не хуже, чем у Андрея.

И не обижалась девочка, если тот перед ней иной раз и похвалится:
–А у меня-то теремок получился получше, чем у тебя! Гляди, какое у меня крылечко высокое, а над ним крыша узорчатая с башенками- луковками, а сами-то подставцы, – погляди, Танюшка, какие: округлые да гладкие кувшинчики.

–Ну, и пускай, – засмеётся та, – у тебя теремок получился. А я, гляди – какого петушка вырезала, – а сама и протягивает ему петушка на ладони. И такой петушок у неё, ну, как живой!

Андрейка повертит петушка в руках и так и этак, и скажет:
–А ведь, и впрямь, как живой! Молодец ты, Танюшка. Если бы ещё твоего петушка разноцветной охрой разукрасить, то и гляди, как бы не улетел он от тебя в небо. Дай-ка мне, – я его разрисую.

А как разукрасит, то поверх своего теремка на луковой башенке Таниного петушка и поставит.

Однажды оставили они так теремок с деревянным раскрашенным петушком на ночь у сарая. А утром прибежали туда играть и увидели, что петушок куда-то исчез.
И куда он только мог подеваться, удивились ребятишки. Загорелись у Тани глазенки, и говорит она:

–Наверно, мой петушок за лес улетел нынче утром.

–А давай ещё одного петушка сделаем и тоже оставим, – предложил Андрейка.

Сказано, — сделано. Смастерили ребята ещё петушка, раскрасили и наверху теремка поставили. Утром прибежали, – глядят, снова нет!

И пошла с той поры у них такая игра: мастерить лесных зверушек и птиц из деревянных полешек, раскрашивать их и оставлять до утра во дворе.

Утром придут, – а деревянных поделок уже и нет. Ну, ребятишки понятное дело, удивляются.

–Куда же они от нас подевались? – спрашивает Танюшка.
–Наверно в лес от нас убегают и там теперь и живут, – говорит Андрей.

Они после этого потом в лес много раз ходили искать своих деревянных зверей и птиц. Под кустами и корнями деревьев искали, даже в дупло однажды на дубе залезли.Из дупла вертишейка высунулась и их своим шипеньем напугала. Весь лес обшарили, а своих деревянных поделок так и смогли найти.

И невдомек обоим, что это Степан Иванович, отец Андрея заприметив их детскую забаву, с ними так вот играл.

Так и росли ребятишки рядышком, играя друг с другом.

А как выросли, не заметил молодец, как Таня вдруг превратилась в такую раскрасавицу, что за ней из соседних селищ и города чуть ли не каждую неделю стали сваты заезжать.

Тут-то он крепко и призадумался. И уже совсем другими глазами на свою Танюшку посматривал, не так как раньше, её красотой и девичьей статью тайно любовался.

Слух о красоте дочери кузнеца Маркушина докатился и до Суздали.

А среди приближенных людей князя Долгорукого служил один богатый боярин Никитин Роман Алексеевич. И был он падок до молоденьких и красивых девушек. Ни одной девушки мимо себя не пропускал. Не успокоится, пока своего не добьется. Не любили боярина за нехорошие проделки простые люди. И много раз на него князю жаловались. Да, только Никитину всё как-то с рук сходило. Призовет его князь к себе, пожурит и прочь с глаз прогонит. На время притихнет боярин. А как все о его проделках позабудут, вновь принимается за старое.

Прослышал этот боярин про красоту дочери кузнеца и загорелся. Надумал он сам съездить в ремесленную слободу и собственными глазами увидеть, правду ли люди сказывают.

Однажды рано утром вышла Танюшка Маркушина из дома с коромыслом на плече. На коромысле у неё висят два ушата со стираным бельем, которое нужно в речке прополоскать. Идет Танюшка плавно и легко, будто лебедь по озеру плывет.
Вот и Каменка блеснула впереди за кустами ольхи.

Вышла девушка на берег. Тихо вокруг, и нет никого. Трава, под тяжестью серебристой росы примятая лежит. В воздухе тонко пахнет полынью, крапивой, цветы всякие, колокольчики и ромашки, с иван-чаем в траве-мураве спят, поникшие. Ждут, когда солнце выглянет, тогда и они свои пышные головки -бутоны ему навстречу радостно раскроют.

Вдали за высоким земляным валом виднеется темный и строгий купол церкви Бориса и Глеб.
Дойдя до середины мостков, Танюшка остановилась и осторожно сняла с плеча коромысло, поставила ушаты. Под мостками видно, как лениво плещутся накатывающие друг на друга темно-зеленые волны. Течение здесь было медленное, плавное. Спокойно влечёт оно упавшие в воду темно-зеленые листья и щепки, веточки и длинные стебли осоки.

Достала Таня белье, нагнулась и принялась его полоскать в холодной проточной воде. И так она увлекалась своей работой, что не сразу и услышала шум продирающихся через разросшиеся кусты ивняка двух лошадей.

Верховые остановились напротив неё на другом берегу на своих конях, и оттуда пристально разглядывали наклонившуюся над водой девушку.
Тот, что постарше, замер от восхищения, любуясь её статной гибкой фигурой, свесившейся до земли русой косой и зарумянившимся нежным лицом.

А это был сам боярин Никитин. По такому случаю боярин принарядился в отороченный мехом синий с золотым охабень, на голову нахлобучил высокую шапку, богато украшенную соболиным мехом и вышитую причудливым узором. Другой всадник – помоложе, одет в обычный кафтан. Но и он невольно загляделся на девушку.

–Эгей, девка?Ты, чьих же фамилий будешь, какого двора? – окликнул Танюшку боярин.
Девушка подняла голову, выпрямилась. Поклонилась боярину и спокойно отвечала:

–Кузнеца Тимофея Ивановича Маркушина дочь Татьяна.
–А батюшка твой, где сейчас?
–За железной крицей поехал на Ржавое болото.
–Как вернётся, ты ему передай, пускай ко мне в Суздальпридет. Есть у меня к нему серьезный разговор.

Повернулся боярин к спутнику и что-то ему сказал. После чего, пришпорив коней, верховые развернулись и ускакали.

И снова на обоих берегах Каменки установилась серая зыбкая тишина. Только где-то в кустах поблизости беспокойно чивикала потревоженная человеческим разговором какая-то пичужка.

Вернулась Танюшка домой. А когда отец её из леса вернулся, передала ему просьбу боярина.

На следующий день собрался кузнец Маркушин и отправился в Суздаль к боярину. Встретил тот его и говорит:

–Видел я вчера твою дочь и хочу на ней жениться. Коли, пойдет она за меня замуж по доброй воле и по согласию, до конца дней будет в золоте и серебре ходить, в богатых хоромах жить, на пуховых перинах почивать. Отвечай, согласен ли?

Поклонился Тимофей Иванович боярину и степенно ответил:
–Спасибо за милость, боярин. Всякий родитель хочет, чтобы его дитятко в жизни было бы счастливо. И я тоже хочу. Потому спрошу у дочери, что она думает, и захочет ли за тебя, боярина, замуж пойти. Она у меня девица разумная, своё суждение и характер имеет.

–Негоже молоденькой девице не подчиняться воле родителя, да ещё и свое суждение иметь, – недовольно буркнул боярин.

–А мы люди простые, деревенские, у нас свои порядки имеются, может, не такие, как боярские, – но тоже исправные. Спрошу сперва дочку, а там и решу, – невозмутимо повторил Маркушин. Он спокойно и смело смотрел на боярина.

Нахмурился Никитин. «И не таких строптивых укорачивали….», – думает, а сам про себя задумал худое. Решил, что если откажется дочь кузнеца за него замуж пойти, он её хитростью к себе в дом заманит и силой принудит.

Вот вернулся домой Тимофей Иванович, подозвал дочку и говорит:
–Сватается к тебе боярин Никитин. Уж, не знаю, где увидел тебя. Не хочу я тебя, Танюшка, за него замуж отдавать. Слухи про него всякие ходят, что нехороший и злой он человек. Но если он тебе мил, то я перечить не буду и отдам тебя ему в жены.

Побледнела Танюшка как полотно. Поклонилась в пояс отцу и ответила:
–Не люб он мне, милый батюшка. Не пойду за него.

–А кто же тебе люб, милая доченька? Откройся отцу, – говорит кузнец ласково своей дочери.

Улыбнулась смущенно Танюшка и шепчет:
–Сосед наш Андрей Верховин. За него бы пошла хоть сейчас, коли просватал….

Тимофей Иванович улыбнулся:
– Так я и думал. Что ж…..Андрей – парень хороший, надежный. В руках работа спорится. За ним ты будешь, как за каменной стеной. Ну а если посватается, мы с матерью дадим вам на свадьбу согласие.

На другой день во двор к кузнецу прискакал верховой от боярина за ответом. Получив от Маркушиных решительный отказ, Никитин послал дружинника в Новоселку разузнать тайком от людей, нет ли у Татьяны какого-нибудь молодца на примете.

Поехал дружинник в село и всё разузнал. А как вернулся, рассказал хозяину, что Татьяна с детских лет дружит с соседом, молодым каменщиком и художником Андреем Верховиным.

Тут-то и догадался боярин, кто у него главный соперник. И задумал он убрать со своей дороги Верховина. А отца Татьяны Тимофея Ивановича за непокорность его боярской воле тоже решил наказать и перед князем Долгоруким его оговорить. В измене кузнеца обвинить и со света белого сжить. И стал Никитин дожидаться подходящего случая, чтобы привести свой коварный план в исполнение.

А тут как раз задумал князь Юрий Владимирович Долгорукий выстроить в суздальском княжестве ещё города и крепости. Да, только теперь не стал князь приглашать заезжих мастеров, а разослал во все концы суздальского княжества гонцов и дружинников, чтобы те позвали к нему в хоромы местных мастеров и строителей.

Через три дня и в Новоселку заехали княжьи посланники с его грамотой. Прискакали они на главную площадь, встали и затрубили сбор.

Громко залаяли во дворах растревоженные звуками труб собаки. Выходили из ворот посадские люди и бежали скорее на площадь, с тревогой смотрели они на гарцующих на конях княжеских дружинников.

Когда площадь перед церковью заполнилась народом, выехал старший дружинник и зачитал приказ:
–Велит вам, люди добрые, князь Юрий Владимирович Долгорукий, чтобы все, кто обучен и приспособлен к ремеслу, а особенно к строительству, и кто умеет камни искусно обделывать, а в каменном узорочье художественно мысль излагать и природную красоту показывать, – тому надлежит уже завтра с утра прийти на княжий двор, чтобы принять участие в состязании мастеров. А тому мастеру, который выиграет состязание, князь доверит набрать себе подмастерье и учеников, и построить в Суздали храм Спаса. А затем ещё города и церкви во славу и процветание земли нашей русской. А также назвать те города, как народу захочется »!

Как уехали дружинники князя Долгорукого из Новоселки, стал народ потихоньку по домам расходиться. А пока расходились, только и слышался разговор и обсуждения про состязание мастеров. Особенно поразило людей то, что князь Юрий Владимирович, мог бы запросто приказать дружинникам набрать среди них строительные артели и отправить работать, но почему-то предоставил право мастерам самим решить, кто из них хочет построить церковь Спаса в Суздали.

Вот собрались Верховины на семейный совет и стали решать, кому из них надлежит участвовать в том состязании.

Пока родители и старшие братья беседовали, Андрей в разговор не вступал, молчал. А потом поднялся из-за стола и промолвил:
–Среди вас только я один и есть каменщик, вы – же все кузнецы, – выходит, мне и идти.

Согласились с его решением отец и старшие братья.

На следующий день, когда пропели первые петухи, Андрей уже вышел из дома с котомкой на плече и отправился пешим ходом в Кидекшу. В котомке, с которой он не расставался с детских лет, лежал его рабочий инструмент.

Вошёл Андрей в широко распахнутые ворота княжеского подворья и увидел, что весь двор перед высоким теремом забит колымагами и распряженными лошадьми. Всюду на земле стояли и сидели пришедшие с окрестных сел и городов просто одетые ремесленники.

А возле красного крыльца толпились и громко спорили о своей родовитости богатые бояре и приближенные к князю Долгорукому старшие дружинники. И были все они разодеты в украшенные соболями и драгоценными камнями одежды.

Младшие дружинники, люди служивые. И в споре участия не принимали, – стояли у лошадей и о близком военном походе к дальним землям переговаривались.

Андрей остановился под навесом дровяного сарая и, как и все, стал ожидать выхода Долгорукого на подворье.

Посередине площади перед княжескими хоромами стоял высокий деревянный трон, позолотой украшенный. Возле трона стоял суздальский святитель и иноки. Вместе с народом терпеливо ожидали они выхода князя.

Важно сошёл вниз на подворье князь Юрий Владимирович Долгорукий. На нём надет парчовый охабень, кожаным кушаком с золотом подпоясанный, а на боку у князя сабля в ножнах, драгоценными изумрудами инкрустированная висит. Шапка на голове нахлобучена, соболиным мехом и драгоценными камнями отороченная. И от торжественного сияния драгоценных каменьев у простых людей аж, в глазах зарябило.

Уселся князь на трон и обратился к собравшимся:

–Хочу я устроить для вас, мастера и ремесленники, состязание. Пускай каждый из вас сделает в недельный срок церковку малую из камня или из дерева. Принесет сюда свою поделку и выставит нам на обозрение. Та же церковка малая, которая больше всех мне и святителю суздальскому понравится, та и послужит основой для строительства. По её образу и подобию возведём мы в Суздали церковь большую и каменную. Потому что хочу я славы для Суздали, чтобы своим могуществом, прекрасными городами и церквями ещё больше бы воссияло наше княжество среди остальных русских княжеств. И чтобы сам Киев позавидовал бы белой лебедушке Суздали. Города и церкви вы своими руками строите. Так постройте же вы такую церковь, чтобы бы при взгляде на неё у всякого человека перехватывало бы дыхание от радости и потрясения. И наречена она будет церковью Спаса. Мастер, который её построит, получит в награду казну богатую и всякие почести. Наберёт он себе помощников и подмастерье, плотников и строителей, и вместе с ними построит ещё на радость народу красивые города и церкви в нашей любимой Суздали. И даю я вам на это сроку неделю.

Задумчивый воротился Андрей домой. Рассказал он отцу и матери, старшим братьям о задании князя.

Тем же вечером пошёл Андрей на берег Каменки. Присел там на высоком пригорке, положил на траву рабочую котомку и, поглядев вдаль, призадумался.

Расстилается перед ним за Каменкой поле широкое и зеленое, тянется до горизонта. А на самом его краю с синим небом целуется. И такое вокруг Андрея родное и привольное раздолье, что не хочется взгляд отводить от его красоты.

По правую руку за полем густой тихий лес темнеется. Сосны да ели видны, повылазили в небо верхушками. По левую руку за рекой девушки в белых с красным сарафанах хороводы водят и песни поют.

А позади – родимое село Новоселка, в котором он родился и вырос. Стоят на длинной и ровной улице терема побогаче и избы простые, но все с резными светелками, железными петухами и коньками- охлупенями на трубах и крышах, ажурными высокими крылечками. Вишни и яблони дворы окружают. Видны за некоторыми избушками серые баньки, а на траве козы пасутся, буйно растёт кое-где бузина и ольшаник.

Внизу детвора купается. С реки доносится воды и детский смех. По бревенчатому мосту через Каменку крестьянин ведёт под уздцы серую лошадь, за ней – колымага с сеном катится. Поодаль на мостках две женщины белье полощут.

Глядит Андрей на эту строгую и скромную красоту русской природы и мысленно представляет себе будущую церковь Спаса. Ему хотелось, чтобы она выглядела бы предельно просто, но мощно, и чтобы очертания линий выглядели бы не так сухо, величественно и торжественно, как у византийских мастеров. Церковь, куда молящийся войдет, – должна получиться как живая. Чтобы всякое сердце при виде её бы прильнуло к ней, как к родной, а душа замерла от нежной возвышенной красоты, чистоты и строгости. Одухотворенное изящество, наивность и тяга к сказочному богатому узорочью, красота, – вот к чему стремилась его душа.

Ещё когда шло строительство в Кидекше, Андрей часто туда ходил и часами наблюдал, как работают приезжие мастера, какие приёмы используют. И если получалось, обязательно расспрашивал, как нужно точить и обрабатывать белый камень, чтобы достичь такой ясности и четкости линий. Ему объясняли, а он все запоминал.

А теперь, когда церковь уже стоит и красуется на княжьем подворье и издали хорошо видна за крепостной стеной, чем больше он в неё вглядывался вблизи или же издали, тем больше интуитивно понимал секреты древних византийских мастеров. О них ему также немного рассказали галичане. Некоторые из этих приемов Андрей и сам намеревался использовать.

Вот, только, как новая церковь будет выглядеть наяву, он пока не представлял. Но как всякий художник, когда он следил за работой строителей, возводивших церковь Бориса и Глеба, он часто размышлял, как бы построил её он. Но это видение терялось и ускользало, когда он пытался всмотреться в него. В одном он был точно уверен: это должно быть торжественно устремленное к небу красивое, высокое и строгое здание из белого камня.

В один миг ему показалось, что он уже видит наяву образ будущей церкви. Загоревшись, он нетерпеливо выхватил из своей котомки уголек и гладко зачищенную дощечку, и стал быстр делать наброски, рисовать контуры церкви. Таких дощечек Андрей прихватил с собой много, намереваясь нарисовать на них разные эскизы.

Нарисовав на дощечке первый эскиз, он настойчиво вгляделся в него, как будто надеясь проникнуть внутрь рисунка. Но что-то не понравилось. И вздохнув с сожалением, он положил дощечку с эскизом на траву и снова всмотрелся в закатное небо.

«А может быть, церковь будет выглядеть так….», – в другой раз думал он. И вновь, его рука нетерпеливо тянется к угольку, и быстрыми точными движениями чертит набросок на другой чистой дощечке. Когда стемнело, на траве возле него лежала уже горка таких дощечек с самыми разными рисунками.

Сгустились сумерки, и с реки потянуло сыростью и прохладой.

Встал Андрей, сложил дощечки в котомку и отправился домой. За ужином он был рассеян и молчалив, неохотно и односложно отвечал на расспросы родителей и братьев. А оставшись один, поспешил вытащить свои дощечки и при свете лучины разложил их перед собой на столе.

Мерцающий в темноте огонёк неровными всполохами освещал сделанные им рисунки. Андрей придирчиво разглядывал их, понимая, что пока так и не смог приблизиться к своей цели, не нашёл манящий и исчезающий будто в туманной дымке заветный образ. Ни один эскиз не отвечал его взыскательным требованиям.

Но у него оставалось в запасе ещё несколько дней, чтобы отыскать его, воссоздав в камне.

На другой день он встал и вовсе до рассвета. Взял рабочую котомку и вновь отправился на берег Каменки в надежде заметить в окружающей природе что-то такое мимолётное, но осязаемое, что захватит его целиком, и заденет чуткое впечатлительное сердце, даст толчок богатому воображению художника.

И к своей радости встретил Таню, которая тоже пришла в это раннее утро на берег пасти двух своих козочек. Андрей подошёл и поздоровался с ней. Поглощенный предстоящим состязанием, он совсем позабыл о девушке и не звал её гулять по вечерам, как раньше.

Они беседовали, и Андрей рассказал ей о состязании, добавив, что эскизы, которые он уже нарисовал, – кажутся ему недостаточно хорошими.

–Я кажется, знаю, что ты хочешь увидеть, – воскликнула Таня, взволнованно глядя на него.

– Пойдем, я отведу тебя в одно место. Только нам нужно поторопиться. Скоро взойдет солнце, а нам надо перейти на другой берег.

Они перешли по мостику и, оказавшись на заливном лугу, пошли в сторону княжеского подворья, расположенного на том берегу, с которого они только что пришли. В одном месте, если отойти от реки назад на несколько шагов, изгиб Каменки позволял увидеть в реке отражение церкви Бориса и Глеба на княжьем подворье. Вот, на то место и привела девушка Андрея.

–Давай посидим здесь и подождём. Смотри внимательно на воду. Когда солнце взойдет, ты увидишь кое-что интересное, – проговорила она.

Они присели на берегу и стали ждать. За ними всё разгоралась заря, заливая горизонт и землю торжествующими алыми и розовыми красками.

И вот когда первый солнечный луч достиг этого места реки, по воде от порыва ветра сверкнула и полетела блестящая рябь. Ветер утих, и лёгкая рябь, набежавшая на воду – успокоилась.

Андрей увидел отражающуюся в реке белую церковь Бориса и Глеба. Но в какой-то момент как будто что-то произошло: подействовало ли так почти невесомое колыхание волны, или так преломился солнечный свет, – в результате каких-то совершенно необъяснимых природных явлений отражение церкви в воде совершенно чудесным образом изменилось. Теперь это была, как будто бы уже и не церковь Бориса и Глеба, – отражающаяся в Каменке белая церковь казалась невиданной ранее, она была и стройней, и выше её, мощней и торжественней. И как будто парила в воздушных сферах на глубине реки Каменки, представ перед Андреем именно такой, какой он и мечтал её увидеть.

С жадной радостью путника, наконец-то достигшего так долго желанный берег, он настойчиво и безотрывно всматривался в таинственно колеблющееся в водной глади незнакомое отражение здания, стараясь удержать в памяти все открывшиеся взгляду детали: ясные и чёткие очертания стен и округлых куполов и стен, стройные линии, изящество всего представшего образа, его скромную и строгую красоту, богатство и нежность играющих оттенках света и тени на белоснежных струящихся стенах.

Это была действительность, отысканная его поэтической душой, чувством и воображением художника. Он не спрашивал себя, каким чудом это сделалось. Принял его как дар природы, и впоследствии никогда не стремился объяснить его своим рассудком.

–Удивительно…. Церковь в воде как будто должна быть отражением церкви Бориса и Глеба, но в то же время воде она как будто другая. Она прекрасна. Я счастлив, что вижу её. Потому что именно такой я себе её представлял! – промолвил он, всё ещё потрясенный увиденным. Быстро выхватил из болтающейся на поясе котомки уголек и дощечку и стал быстро рисовать то, что видели наяву его глаза.

К счастью удивительное видение долго не исчезало, как будто паря в прозрачной речной глубине. Ветер не колыхал волн, и Андрей успел сделать ясные и точные наброски отражающегося строения. Таня стояла рядом и в безмолвии наблюдала за уверенными движениями его руки.

Но потом поднялся ветер, и быстрая рябь вновь побежала по воде, сломав отражение. А когда волнение воды улеглась, в воде вновь появилось отражение. Но теперь оно уже было хорошо знакомой церковью Бориса и Глеба.

С сожалением вздохнув, Андрей убрал дощечку со сделанным эскизом в котомку и некоторое время задумчиво молчал. Очнулся, когда Таня тихонько позвала его:
–Я вижу её только на рассвете. Не знаю, видит ли её ещё кто-нибудь. Я рада, что смогла тебе помочь найти то, что ты искал, – и она застенчиво улыбнулась.

–Таня, голубушка милая! Спасибо за то, что ты её показала. Голубушка моя. Я так счастлив, теперь я успею к сроку. Именно такой я видел её в мечтах. Позволь же мне покинуть тебя и приняться за работу, – воскликнул Андрей. Он попрощался с девушкой и поспешил домой.

В назначенный день в Кидекшу с окрестных сёл и деревень прибыло много мастерового люда со своими каменными и деревянными поделками, рисунками на дощечках. Пришёл и Андрей Верховин.

Образцы и дощечки разложили на разостланных, на траве льняных полотнах. Старшие и младшие бояре, приближенные к князю дружинники, святые иноки с важным видом ходили между ними и обсуждали их, останавливаясь возле самых красивых.

Все поделки были хороши. И все же возле каменной поделки Андрея Верховина толпилось больше всего народа.

Князь Долгорукий сошел с крыльца и присоединился к осмотру. Святитель водил князя вдоль к полотен и образцов. Некоторые поделки Долгорукий брал в руки и подолгу любовался. Глаза его блестели от восхищения. При таком изобилии прекрасных работ трудно сделать правильный выбор.

Однако, когда Долгорукий приблизился к работе Верховина, – он остановился пораженный и, указывая на неё рукой священнику, воскликнул:
–Вот церковь, которую бы я видел в снах. Кто мастер, изготовивший сиё чудо?

– Я, – отвечал Верховин Андрей, выходя из толпы и останавливаясь перед князем.

Долгорукий задержал внимательный взгляд на статном и широкоплечем юноше.
–Скажи нам свое имя?

–Андрей Верховин, сын кузнеца Верховина селище Новоселки.

–Ожидай наше решение, – властно промолвил князь. Кивнув головой святителю, он отошел с ним в сторону и начал советоваться. Потом в окружении бояр и дружинников князь Долгорукий направился к своему трону. Сев на него, он приказал привести к нему Верховина. Толпа пошла следом. Окружив кольцом трон люди слушали, что говорит Долгорукий Андрею Верховину.

–Мы видим, с каким мастерством и любовью изготовил ты сей образец, – сказал Долгорукий и посмотрел на святителя. Тот согласно кивнул головой.

–Со мной согласен и отец Амвросий. Но мы также видим, что ты молод. Неужели, столь совершенное творение, и правда, есть твоя работа? Отвечай! – властно потребовал Долгорукий.

Но Андрей отвечал на это со спокойным достоинством:
–А зачем же мне тебя обманывать, князь? Разве не сказано в священном писании, что обман для русского человека – есть великий грех и бесчестие. Я – русский и живу по чести и совести.

–Мне нравятся твои благоверные речи. И нравится белокаменный храм, который ты сделал. Тебе его и строить в Суздали. Я сдержу свое слово. Проси любую награду.

–Не за награду творю, – а по любви к вере и вере, и по призванию. Позволь только, коли понравится народу новая церковь, построить ещё много храмов в нашей северной тихой Суздали. Пускай стоят они на нашей земле и радуют души людские.
–Изволь! Собери артель и помощников, скажи, что требуется для строительства. И не мешкая, отправляйся в Суздаль, – отвечал князь Долгорукий, одобрительно глядя на мастера.

Получив благословение от суздальского святителя, Андрей уже на следующий день вместе с отцом и старшими братьями начал набирать к себе в артель строителей и плотников.

Андрей так закрутился со сборами артели, что совсем позабыл про Таню. До отъезда остался день. Всё было готово: две телеги нагружены инструментами и съестными припасами, теплой одеждой, отсутствовать дома он и братья будут долго. Будут жить в Суздали, пока не построят новую церковь.

Наступил тихий пригожий вечер. Андрей находился дома. Он достал из сундука небольшой ларец, оббитый железными выгравированными пластинами, и поставил его на стол.

Открыл и стал рассматривать лежащие там женские украшения: височные кольца с красивой разноцветной мозаикой, тяжелые витиеватые браслеты на руку, перстни различные с камнями и из черненого серебра, ажурные подвески, два костяные гребня узорчатых, нитки бус из синего стекла, хрусталя и из бисера, бусы из камушек разноцветных, совсем простенькие, но все равно красивые. Изысканные и выкованные из железа вещицы Андрей сделал для Тани Маркушиной, собираясь подарить их на свадьбе.

Он засмотрелся на них. Выгравированные металлические браслеты подержал в руке. Они показались ему довольно тяжелыми. Он улыбнулся. «И как только девушки умудряются их носить на своих руках?» – подумал про себя. Хотя он старался сделать свои украшения из железа, как можно тоньше и легче.

Перебирая украшения, он нащупал и вытащил снизу ключ, сделанный из железа. Ключ показался ему очень тяжелым. Поверхность его была украшена затейливо выгравированными фигурками летящих коней и птиц, сидящих на закругленных ветках с листочками. В руке Андрея ключ быстро согрелся, держать его оказалось приятно: хоть и увесистый он был, а теплый, на ощупь гладкий, будто живой.

«Откуда же он здесь взялся? Помню, что никогда сам его не выковывал…. Может, быть отец или братья его сюда положили…. », – с удивлением думал Андрей. Он закрыл ларец и убрал его в котомку.

Подойдя к Таниному дому, три раза негромко свистнул. Этот свист он использовал с детства, вызывая её гулять на улицу.

А вот и она. Легкой поступью подошла Таня к молодцу.
–Уже думала, ты меня позабыл. Не придешь и прощаться…. – едва слышно прошептала и отвела глаза.

Дрогнуло тут сердце молодецкое и горячее, хмель ударил в голову. Завертелось и закружилось в голове. Подлетел он к милой зазнобушке и заключил в объятия:
–Как ты могла так подумать. Никогда я тебя не забуду. Приеду из Суздали, сватов пришлю. Пойдешь за меня?

Счастливая Таня только молча кивнула. Она не могла вздохнуть полной грудью, так была взволнована. Ей было грустно, что он в дальнюю дорогу собрался, и радостно, что ему доверили такое ответственное и важное дело.

Пошли они к Каменке. До темноты сидели на берегу и разговаривали.

–Прими на память подарок, – сказал вдруг Андрей и протянул девушке железный ларец.

Открыла Таня ларец и ахнула:
–Красота-то какая. Неужто мне богатства?

–Тебе, – улыбнулся Андрей и, целуя девушку, добавил, – видишь, лежит в ларце железный ключ. Он не простой. Если случится у тебя беда, брось его в Каменку. Каменка – речка болтливая, всю правду мне о тебе расскажет, – пошутил он и широко улыбнулся.

–Это как же она расскажет? Разве река умеет разговаривать? – удивилась девушка.

–Её речь не всякий понимает. Да, и не всякому речка откроется. А вот я понимаю, – пошутил Андрей.

Так просидели они на берегу до самого рассвета. И всё никак не могли расстаться, досыта наговориться и намиловаться. Расстались только с первыми петухами.

Узнав, что соперник надолго отбыл в Суздаль, боярин Никитин с облегчением и радостью перекрестился. Теперь перед ним к сердцу Татьяны препятствий не существовало, кроме её отца. И через несколько дней Никитин послал дружинника к Маркушину с требованием, чтобы тот явился к нему в хоромы вместе с дочерью.

Ослушаться боярина Тимофей Иванович не посмел. Встал до зорьки, запряг лошадь и поехал с дочерью в Суздаль.

Боярин проживал в богатой части города, где проживали такие же знатные люди, как он.

Тимофей Иванович распряг лошадь, привязал её к коновязи и вместе с Татьяной вошёл во двор.

А на дворе у боярина творилась суматоха: возле конюшни, у коровника, возле житницы – всюду стоят распряженные лошади, колымаги, возле которых суетятся люди.

Все пришли в гости к боярину на смотрины новообретенной иконы Богоматери. Те, кто на неё уже посмотрел, направлялся к праздничному столу, накрытому на заднем дворе за теремом.

Остальные гости ещё толпились у входа в рубленную домовую церковь. Напоминая о своей родовитости, отодвигали друг друга локтями и ломились внутрь в темнеющий зев дверей. Оттуда выходили, преображенные: благоговейно крестясь, с застывшими остолбенелыми лицами.

–И впрямь, Богородица чудо явила! – бормотал с испугом один.
–Подарила Никитину святой образ…., – восклицал другой.
–Заботится, видать, о спасении его души…., – многозначительно изрекал третий.
–И откуда взялась? Кто положил её? – спрашивал четвёртый.
–А глядит то как строго, прямо в душу заглядывает, того и гляди за грехи поразит…., – поражался другой.
–Истинно, поразит…. У кого же грехов-то и нет, – грустно вздохнул кто-то из гостей.
–Пресвятая Матерь наша дивная Богородица…, – гудели , рассыпались словесно, не умолкая голоса. И погружались в странную задумчивость сидящие за столом бояре.

Боярин Никитин обещал гостям явить чудо и воистину явил: неожиданно новообретенную на его огороде древнюю икону, которую челядь, пропалывая сорняки, выкопала из земли, завернутой в истлевшую льняную тряпицу.

Боярин повелел икону очистить и водрузить в центре домовой церкви.

И теперь найденная на огороде старинная икона с темноликим и прекрасным образом Богородицы стояла на поставце в центре полутемного пространства деревянной церкви. Казалось, она источает вокруг себя в воздухе драгоценное красное сияние, в дрожащем и золотистом мерцании восковых свечей.

Образ Богородицы явился боярину Никитину во спасение его души. Да, только не понял боярин.

После осмотра чудесным образом обретенной иконы, гости чинно рассаживались за празднично накрытые столы. Сенные девки разносили между столами серебряные подносы со стоящими на них чарками и кубками, различными яствами. От жареных и запечённых осетров и рябчиков, лососевой и стерляжьей ухи шибало в ноздри пряными ароматами.

Гости поднимали чарки и славили хозяина боярина Никитина.

Завидев стоящих в конце стола среди челяди Татьяну Маркушину и её отца, которые уже подумывали, не убраться ли им с чужого двора восвояси. Боярин подскочил с места и подошел к ним. Взяв девушку за руку, он подвел её к началу стола и усадил на почетное место по правую руку от себя.

Гости при виде необыкновенно красивой синеглазой девушки сперва обомлели. Но некоторые перешёптывались, удивляясь высокой чести оказываемой знатным боярином простолюдинке.

Залились, заиграли балалайки и гусли, сенные девки пошли к столам и сделали ещё одну перемену блюд. Гости отвлеклись, налегая на вкусную еду.

Вдруг поднялся боярин, грузно нависая толстым брюхом над столом, оглядел гостей хмельным взглядом, и спесиво выкрикнул:
–Всё в моем доме – полная чаша. Даже Богородица дом мой не обошла своей милостью, – решила сама у меня поселиться. Да, только жены у меня ещё нет. Потому и счастья нет. Хочу и я жениться. Глядите, вот, моя невеста – сидит от меня по правую руку, звать Татьяна Маркушина, – и торжествующе обернулся к побледневшей Татьяне, протянул ей хрустальный кубок.

Отодвинула от себя девушка кубок, не приняла из рук. Соболиные брови нахмурила, поднялась и вышла гордо из-за стола. Поклонилась боярину и сидящим гостям. А потом повернулась к боярину, и гневно ответила:
–Спасибо за честь, Роман Алексеевич. Да, только сперва надо бы спросить у меня, захочу ли я пойти за тебя замуж. Не обессудь, Роман Алексеевич, не могу я стать твоей женой, потому что есть у меня уже жених нареченный судьбой.

Замерли сидящие за столами гости от изумления дерзким отказом. Пошли между ними осуждающие разговоры и возмущенный ропот. А кто-то одобрительно в кулак прыснул и рассмеялся.

Ох, и разгневался боярин Никитин. Рявкнул зло на строптивую девушку:
–Да, как ты посмела, холопка, отказывать? Кому? Мне – родовитому боярину! Да, я тебя велю сей же час заточить в темницу!

Хлопнул боярин в ладони. Подскочили к нему два огромных стражника.
–Бросьте поганую девку в яму холодную, а рядом отца посадите, – выкрикнул. Лицо Никитина покраснело с досады, губы тряслись. А в душе было стыдно боярину. Так опозорился на весь белый свет. На виду у всего честного народа, таким стал посмешищем по вине простой холопки.

Стражники схватили Татьяну под руки и повели за собой. Пошла она гордой и ровной поступью, подняв презрительно русокосую голову.

Посадили девушку в яму холодную. А в другом конце боярского подворья упрятали и кузнеца Маркушина. Некому заступиться за них теперь, кроме князя Долгорукого. Да, только станет ли тот слушать простых людей? Не ведал Тимофей Иванович, что и князь ему не поможет. Потому что Никитин готовился оболгать и его, обвинив, как задумывал, перед князем в измене.

Наступила звездная ночь. Сидит бедная девушка вглубокой земляной яме. Без лестницы и без помощи наверх выбраться невозможно. Ушли от ямы сторожа и улеглись спокойно спать.

Холодно девушке, руки, ноги занемели. Не пошевелить ей свободно своими членами, ни согнуться, ни присесть, ни прилечь: такая та яма в земле была узкая. Только и можно, что человеку стоять в полный рост. Пить девушке хочется, сил нет. Глядит бедная на черное небо над головой и молится.

Пока сегодня днем народ возле домовой церкви боярской толпился, она вместе с отцом успела внутрь пройти и поглядела на найденную, на огороде старинную икону Богородицы.

Ей-то бедная девушка и молилась:
–Спаси меня пречистая божья матерь. Защити от лютой ненависти, смерти и наветов злых людей…

Вдруг она почувствовала горячее дыхание на своих волосах и чей-то тихий и нежный голос промолвил:
–Как придет к тебе завтра боярин, ты попроси его привезти из дома железный ларец с украшениями, который подарил тебе твой суженный. Боярин подумает, что ты согласна за него замуж пойти, – и обрадуется. Привезет и отдаст он тебе этот ларец. А потом велит стражникам тебя отвезти в свою дальнюю вотчину. Как повезут тебя стражники через мост на Каменке, ты не теряйся и попроси их остановиться на другом берегу. Скажи, что хочешь водицы испить. А сама, как войдешь в воду, не теряйся . Оброни железный ключ из ларца в реку. Воды испей и дальше спокойно поезжай.

Подивилась Танюшка неожиданно прозвучавшему голосу невидимой ей Богородицы и потрясено ответила:
–Благодарю тебя, пречистая Божья матерь за то, что спасаешь меня от смерти и даришь надежду.

На следующий день произошло всё так, как и предсказывала ей Богородица. Привёз дружинник по просьбе Тани из её дома железный ларец и передал его девушке. Боярин на радостях, подумав, что та за него замуж согласилась пойти, – велел отпустить её отца домой. А затем приказал отвезти Татьяну в свою отдаленную вотчину на окраине суздальского княжества, чтобы девушка находилась подальше от любопытных взглядов людских и лишних расспросов. Боярин надеялся, что когда пройдет время, о дочери кузнеца люди позабудут. А в душе ещё и боялся, вдруг до князя Долгорукого дойдет правдивая молва о его жестокости к беззащитной девушке, и о том, что он приказал без праведного суда бросить её, ни в чем неповинного человека в земляную темницу.

Посадили дружинники Таню на телегу и повезли из Суздали, минуя центральные городские площади и улицы, подальше от взглядов, и сзади домов, дворов, садов и огородов.

Вот доехали они до моста через Каменку. Просит Таня, как велела Богородица, дружинников остановиться на другом берегу и позволить ей напиться воды.

Переехали они на другой берег, остановились. Сошла Таня с телеги и в воду вошла. Дно у реки каменистое, вода, хоть и лето теплое, – а холодная. Бьют где –то в глубине реки ледяные подземные ключи. Струятся, обнимают босые ноги девушки речные воды. Шепчет река что-то непонятное. Того и гляди, за собой на дно утащит. Идёт Таня дальше и дальше в воду, всё глубже и глубже заходит. Наконец, остановилась она, зачерпнула воды и напилась. Вынула из кармана сарафана железный ключ и на дно реки его обронила.

Упал ключ в прозрачную воду, погрузился плавно на каменное дно и остался там лежать среди гальки речной.

Вышла Таня на берег, села на телегу. И повезли бедную девушку дальше в боярскую деревенскую вотчину.

Разразилась ночью над Суздалью страшная гроза. Гром страшно гремел, и сверкали белым огнём острые молнии.

Река Каменка дико вздыбилась под ливнем и вышла из берегов. Грохоча, помчался мощный водный поток по улице к дому боярина Никитина. Домчался до боярского дома и весь двор затопил.

Выскочил из дома боярин, поглядеть, что за необыкновенный шум и грохот у него во дворе раздается. Сбежал вниз с крыльца. А как ступил ногой в холодную воду, как вдруг поднялась высоко речная волна. Подхватила она боярина и понесла его к реке Каменке….

Под утро утихла гроза. Быстро ушла вода с боярского двора. Под лучами солнца земля быстро высохла. И уже ничего не напоминало о буйстве природной стихии и прошумевшей грозе.

А боярин Никитин после грозы исчез, как будто сквозь землю провалился. Долго его искали дружинники и челядь, – нигде не нашли. А потом ещё долгое время судачили суздальцы о ночной грозе, во время которой пропал боярин Никитин.

Тимофей Иванович, узнав, что боярин исчез, помчался в его деревенскую вотчину, вызволять дочь. Дружинники отпустили девушку, потому что за ней повинностей не числилось.

На следующую весну в Суздали закончилось строительство церкви Спаса. И встала она белокаменной горделивой красавицей на главной площади города, на радость всем суздальцам.

Вернулся Андрей Верховин с братьями обратно домой в Новоселку. И вскоре женился на Татьяне Маркушиной.

И теперь каждую весне река Каменка, даже если зима в тот год малоснежная, широко разливалась, выходя из берегов. А когда лед на реке трескался и ломался, вздымаясь огромными глыбами, то страшный грохот слышался далеко по окрестностям.

Доверчивые суздальцы в старину уверяли, что река Каменка весной потому громко и страшно грохочет, что это как раз и громыхают на каменном дне обронённые железные ключи. А кто-то и вовсе утверждал, что это речной великан камни переворачивает.
Но прошло уже больше девятисот лет. И река Каменка обмелела и успокоилась, волны её теперь тихо плещутся. А железные ключи, наверное, ещё глубже под камни ушли и теперь на дне так и лежат, илом присыпанные.

П.с. дорогие мои читатели. Сказка основана на древних исторических событиях и документах. Наша история иногда трагическим образом переплетала судьбы наших народов. Все это давно уже в прошлом. Россия собрала под широкое и любящее крыло много разных народов. Мы все живем под одной ее солнечной крышей. И любовь наша к общему нашему родному дому И крепкая дружба между всеми народами — есть залог процветания и счастья нашего общего дома. Но я все равно прошу прощения если используя в тексте исторические факты невольно задела чьи то тонкие душевные струны. Мира вам братские народы, добра и процветания! Люблю всех!

Видео:Суздаль. Река Каменка. Плаваем на сапах.Скачать

Суздаль. Река Каменка. Плаваем на сапах.

Каменка (река)

Жители Суздаля путешествовали не только сухопутными, но и водными дорогами. Старый торговый путь «из варяг в греки», то есть от севера к югу проходил по реке Каменке. Из Каменки торговым судам можно было проплыть в реки: Нерль, Клязьму, Оку, Волгу и попасть, наконец, в Каспийское море. С кем же торговали наши предки, что они покупали? Из Суздаля купцы вывозили мед, воск, драгоценные меха, древесину, льняные ткани. Из южных стран: Болгарии, Индии,Ирана, Сирии, Египта в Суздаль привозили драгоценные камни, золотые украшения, шелковые ткани, красивую посуду, ковры, пряности и многое другое. В Суздальском кремле во время археологических раскопок даже были найдены кости двугорбого верблюда — и он когда-то приехал в Суздаль из жарких стран. Река Каменка — правый приток реки Нерль, впадает в неё на 59 км от ее устья, протекает по территории Суздальского района. Длина водостока 41 км.

Вот что пишет о реке Каменке в своей книге «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале» 1754 года известный суздальский летописец Ананий Федоров: «Река, зовомая Каменка, не очень большая, начало свое берет в десяти с лишним верстах от Суздаля прямой дорогою на запад, близ села Целагина, и вытекает из под камня (отсюда, видимо, происходит ее назвавние. Так же существует версия, что Каменкой её назвали потому, что вода была прозрачная до того, что каменистое дно ее видно было как на ладони) и по разным местам проходя не прямо, и многие в себя ручьи и реки малые собирая, приходит к Суждалю с запада на восток выше Спасоевфимиева монастыря, и далее протекает через весь город направлением более к югу, а из города путь продолжает на юго-восток и, отойдя от Суздаля расстоянием версты с три, впадает под селом Новоселкою в Нерль реку. Дно реки Каменки устлано мелким камнем, к строительным работам пригодным; а вода в ней приятна на вкус, сладка и для здоровья полезна. И хотя река сама собой и не весьма велика, но вода в ней никогда не оскудевает, и в половодье разливается весьма шумно. Рыбы в реке имеются: щуки, головли, окуни, лещи и подлещики, местами есть и караси, и прочая мелочь, а больше всего пескари, весьма пригодные в пищу. И хотя осетров, белуг и севрюг и стерлядей в реке нет, в город они поступают из других мест, зимой с Волги и Яика, а летом с Клязьмы, с Уводи…» До недавнего времени, 60-70 годов XX века, Каменка представляла собой то, что о ней написал Ананий Федоров в своей книге. В настоящее время река мелеет и зарастает, одной из причин этого являются плотины и дамбы, которые поставили около 50 лет назад. Они не дают возможности самоочищаться реке во время весеннего половодья.

Видео:Механизированный демонтаж моста через реку Каменка, город СуздальСкачать

Механизированный демонтаж моста через реку Каменка, город Суздаль

Суздальский праздничный звон

Много воды утекло с тех пор, когда Суздаль мог соперничать с Москвой в области колокольного звона, и многое изменилось в нашей стране. Но в настоящее время традиции колокольного звона в Суздале возрождаются, в этом мы убедились во время нашего новогоднего путешествия в этот прекрасный русский город. Так случилось, что первое утро Нового 2019 года мы провели на колокольне Козьмодемьянской церкви. Как известно, как встретишь Новый год, так и проведешь. Наш новый год начался под суздальские колокольные звоны на фоне настоящей русской зимы. И мы так были впечатлены этим событием, что долго расспрашивали об истории и традициях суздальского колокольного звона самого молодого местного звонаря Наталью, которая помогла нам попасть сюда, а позже углубились в эту тему уже самостоятельно.

Нам понравилась небольшая суздальская Козьмодемьянская церковь. Такие простые православные церкви милей, чем огромные богатые храмы, поражающие прихожан архитектурой и богатым убранством. Всем своим видом они говорят, что ты песчинка в этом мире — смирись и терпи. В богатые храмы ходят богатые прихожане и делают богатые пожертвования, чтобы им отпустили грехи. В таких храмах почетно служить и денег у них много. Но зато небольшие церкви всегда были ближе к народу, здесь раньше проходила вся жизнь простого русского человека: крещение, венчание, отпевание. В таких церквах служат бедные рядовые священники, приходы у них небольшие и денег у них мало. Но здесь больше искренности и больше веры.

Немного об истории Козьмодемьянской церкви.

Козьмодемьянская церковь — православный храм в Суздале на левом высоком берегу реки Каменки в камне был построен в 1725 году. Этот храм лежит в стороне от привычных туристических маршрутов, поэтому туристы уделяют ему мало внимания. Но место это намоленное. Историки считают, что здесь в 12-ом веке стоял монастырь Косьмы и Дамиана, основанный епископом Иоанном — духовником самого Владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. После многочисленных войн и набегов врагов к 17-ому веку от него осталась только деревянная церковь в честь тех же святых. В начале 18-го века на этом месте возвели каменную церковь, которая в целом сохранилась до наших дней. Как принято в здешних местах церковь парная и состоит из большой летней церкви святых Косьмы и Дамиана и маленькой зимней церкви святых жен Мироносиц, а между ними втиснута колокольня. Зодчие так сориентировали церковь, что самый выигрышный вид на неё открывается с моста через Каменку, по которому проходит главная улица Суздаля.

Каменка река суздаль ударение

Летний вид на Козьмодемьянскую церковь с моста через Каменку. Этот вид на церковь со стороны реки Каменка вдохновлял не одно поколение художников и фотографов. Случайно обнаружили это фото в архиве нашей позапрошлогодней летней поездки в Суздаль. Кто бы мог подумать, что вернемся к теме этой церкви.

Каменка река суздаль ударение

Тот же вид на Козьмодемьянскую церковь на закате. Этакий чисто русский пейзаж. Помните, у Левитана есть одна из его любимых картин под названием «Тихая обитель». К такому виду на Козьмодемьянскую церковь также подошло бы это название.

Каменка река суздаль ударение

Старинное фото Козьмодемьянской церкви с того же ракурса. Река Каменка некогда была судоходной. Как много утекло воды с тех пор, сегодня по Каменке можно передвигаться разве что на байдарках.

Козьмодемьянская церковь стоит на пересечении 2-х старинных суздальских улиц Красная горка и Ярунова Гора. Название улицы Ярунова Гора связывают с древними поселениями в здешних местах наших предков, тогда ещё язычников. На одном из холмов, окружающих город, стояло в древние времена капище языческого божества солнца Яруна, или Ярилы. Горка эта с тех стародавних пор носит имя Ярунова. Название древнерусского бога солнца так и осталось в топонимике города.

О ещё деревянной Козьмодемьянской церкви сохранилась запись в писцовой книге города Суздаля от 1617 года, где она значится приходской и записана так: «Церковь приходная Козьмы и Дамиана древянная клецки да трапезою церковь Святыхъ Женъ Мироносицъ, строение приходныхъ людей, у церкви во дворе попъ Василий Михайловъ». Через сто лет в 1725 году на средства прихожан вместо деревянного был выстроен каменный храм, который дошел до наших дней, с оградой и колокольней. Причт в то время состоял только из 2-х человек: священника и псаломщика. Годовой доход церкви не превышал 600 руб. Много это или мало, сложно сказать. В то время на годовой доход в 1500 руб. могла существовать целая семья небогатого российского чиновника с шестью детьми, домом и приусадебным участком. При церкви было две с лишним десятины земли, с которой церковь в основном и получала доход. Десятина — это древнерусская мера земельной площади, состояла из 2400 кв. саженей (1,09 га) — её ещё называли казенной. В целом по нашим городским понятиям это немаленькое количество земли, к примеру, футбольное поле занимает площадь 0,714 га. С другой стороны — это был в то время стандартный крестьянский надел. Надел в одну десятину считался совсем нищенским, такая площадь была совершенно недостаточной для того, чтобы прокормить многодетную, как правило, крестьянскую семью. Священник и псаломщик жили в церковном деревянном доме, построенном на каменном фундаменте — такой дом считался богатым по тем временам. В приход входил 21 двор — 76 мужских душ и 88 женских. Думаем, что в настоящее время приход стал ещё меньше.

Каменка река суздаль ударение

Каменка река суздаль ударение

Козьмодемьянская церковь в зимнем интерьере со стороны улицы Красная Горка. 1 января 2019 года.

Колокольный звон и Русь вещи неразделимые. В годину бедствий и в праздники на Руси всегда звучали колокола. Нигде в мире не было так много колоколен и звонниц, как на Руси. В народе говорили: икона — это молитва в красках, храм — молитва в камне, колокол — молитва в звуке. Колокольный звон сопровождал всю жизнь православного человека — с колокольным звоном рождался ребёнок, совершались таинства крещения, венчания, отпевания. После революции колокольный звон как церковный атрибут подвергся преследованиям. По всей стране сбрасывались, переплавлялись и уничтожались колокола. Не обошла эта беда и Суздаль — более чем тридцать дореволюционных его колоколен лишились своих голосов. Со знаменитой звонницы Спасо-Евфимьевского монастыря, где похоронен национальный герой Дмитрий Пожарский, в 1933 году были сброшены уникальные колокола 16-го века. Русь замолчала.

Но время не стоит на месте и в 70-е годы 20-го века в России начинается возрождение искусства русского колокольного звона. Создается Ассоциация колокольного звона, инициатором и вдохновителем которой был академик Б. В. Раушенбах — ученый-математик, соратник Сергея Павловича Королева, человек, который, как образно говорят, «поверил алгеброй гармонию». Его многостраничные академические труды, в которых он с научной точки зрения оценивает божественное начало нашей жизни, уникальны.

Для Спасо-Евфимиевского монастыря колокола собирали по всей стране. Непростое это дело — собрать ансамбль колоколов. Надо, чтобы каждый занял свое место и все вместе они были созвучны. В 1984 году старинная звонница Спасо-Евфимиевского монастыря вновь зазвучала. Первым и бессменным звонарем возрожденной звонницы стал Юрий Юрьевич Юрьев, его имя знакомо абсолютно всем, кто хоть как-то интересуется историей русского колокольного звона. Президент Ассоциации колокольного звона Б. В. Раушенбах не один раз бывал в Суздале, помогал как в деле возрождения суздальского колокольного звона, так и в житейских делах суздальским звонарям. Есть такое предание, что в год смерти Раушенбаха в память о нём Юрьев посадил около звонницы Спасо-Евфимиевского монастыря елочку. Там действительно растут ели и возможна одна из них памятная.

Сегодня в Суздале 20 колоколен, не все из них действующие, и есть всего шесть «дипломированных» звонарей. Как любой колокол, так и любой звонарь должен получить благословление священнослужителя, иначе, как считается, колокол не зазвучит. Все звонари в летах, за 50, проблема подготовки нового поколения звонарей очень актуальна. Скорее всего по этой причине в 2017 году в Суздале на базе Козьмодемьянской церкви была открыта школа колокольного искусства. Если Вы, к примеру, решите посвятить свою жизнь колокольному звону, то можете закончить три курса этой школы, потом сдать экзамены, получить благословение священнослужителя и стать штатным суздальским звонарем. Не выяснили до конца, как оплачивается этот труд, возможно, придется жить огородничеством, но зато Вы приобщитесь к русским традициям.

Каменка река суздаль ударение

Объявление об открытии на базе Козьмодемьянской церкви курсов колокольного мастерства. Школа открыта не просто так, а по благословению настоятеля самого старого суздальского Александровского монастыря архимандрита Авеля. Организаторы и учителя школы: гусляр, писатель и звонарь Владимиро-Суздальского музея-заповедника Александр Леонов и уставной церковный звонарь Суздальского благочиния Евгений Ильинский-Фон-Ернер. В программе школы теоретические и практические занятия, обязательный курс литургики.

Наталья, с которой посчастливилось познакомиться во время нашего новогоднего визита в Суздаль и с которой мы посетили колокольню Козьмодемьянской церкви, прошла в этой школе все три курса обучения, получила диплом и стала самым молодым шестым «дипломированным» суздальским звонарем. С первого занятия, как она говорила, у неё появился глубокий смысл жизни, новые цели и новые желания — такая позиция достаточно молодой девушки не может не вызывать уважения.

Рассказ о суздальском колокольном звоне Наталья начала с исполнения на колокольне Козьмодемьянской церкви т.н. суздальского праздничного звона.

Суздальский праздничный звон

Фрагмент суздальского праздничного звона в исполнении самого молодого суздальского звонаря Натальи

Каменка река суздаль ударение

Наталья на колокольне Козьмодемьянской церкви рассказывает про азы колокольного звона

Обучение звонарному искусству проходит именно здесь на колокольне Козьмодемьянской церкви, экзамены принимают на других колокольнях, в комиссию входят в том числе священнослужители Суздальского благочиния. Учиться плохо нельзя, среди учащихся школы колокольного искусства не бывает случайных людей. Но даже после окончания школы самосовершенствование продолжается долгое время. Наталья и сегодня берет уроки у более опытных коллег. Ранее сохранение традиций русского колокольного звона происходило исключительно путем передачи накопленного опыта от звонаря к звонарю.

Как играется колокольный звон? Это импровизация как в джазе, соблюдается общий ход того или иного вида колокольного звона. Партитуры, как таковой, нет. Но нотность звучания колоколов подбирается и в настоящее время её можно проверить с помощью специальной аппаратуры. Раньше колокола в ансамбль подбирали исключительно на слух. Например, у колоколов Козьмодемьянской церкви есть ноты до, ми, фа, ля первой и третьей октавы. Несмотря на то, что процесс освоения техники колокольного звона сравним с занятием музыкой, звонарь не обязательно должен иметь музыкальное образование, что в целом нас удивило. Но важно чувство ритма. Как известно, именно ритм во многом определяет характер создаваемого музыкального образа, это в полной мере относится и к колокольному звону. «Ритм — душа мелодии», как говорят музыканты исполнители.

Какие бывают колокола? Колокола бывают 3-х основных типов. Зазвонные — самые маленькие, к языкам которых крепятся веревки, связанные между собой (связка). В связке может быть от 2-х до 4-х и более колоколов. Это главные рабочие лошадки колокольного ансамбля. Подзвонные — средние по размеру колокола и более тяжелые, чем зазвонные. Их может быть любое количество. Веревки, на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам колоколов, а другим — к специальному т.н. звонарскому столбику. Как правило, зазвонные колокола служат для украшения звона. Самые тяжелые из них применяются при особом звоне «в двои», который совершается на литургии во время Великого поста. Благовестники — это самые большие колокола. Их может быть несколько. Самый большой благовестник звучит по самым большим церковным праздникам во время двунадесятых праздников или на Пасху. Далее идут воскресный, полиелейный для праздников в честь апостолов и святителей, великопостный и будничный. На колокольне Козьмодемьянской церкви благовестник один и для небольших колоколен это обычное дело.

Каменка река суздаль ударение

Наталья демонстрирует работу зазвонных колоколов Козьмодемьянской церкви. Зазвонными колоколами управляют правой рукой. Именно в их звучании заметен индивидуальный почерк звонаря.

Каменка река суздаль ударение

Каменка река суздаль ударение

Подзвонные колокола Козьмодемьянской церкви. Служат для украшения звона. Управляются левой рукой.

Каменка река суздаль ударение

Каменка река суздаль ударение

Благовестник Козьмодемьянской церкви с орнаментом, посвященной Покрову Богоматери, особо почитаемому празднику на Руси. Управляется специальной педалью и задает ритм колокольного звона. Главная задача звонаря не сбивать ритм и соблюдать мелодию.

Каменка река суздаль ударение

Вид на Суздаль из-за плеча благовестника. В русском языке колокол представляется предметом одушевленным. У него есть плечо, уши, язык, маточник, тулово или юбка. В иностранных языках части колокола не имеют таких живых названий. Например, в английском языке язык называется ударником, маточник с ушами — короной, тулово и плечо — скатом.

Каменка река суздаль ударение

Крест зимней церкви жен Мироносиц

Каменка река суздаль ударение

Крест летней церкви во имя святых Косьмы и Дамиана. Он был недавно отреставрирован и ещё не убраны леса.

Каменка река суздаль ударение

Один из видов на одноэтажный Суздаль с колокольни Козьмодемьянской церкви

Каменка река суздаль ударение

4-х этажная колокольня Козьмодемьянской церкви со стороны расположения зазвонных колоколов

Каменка река суздаль ударение

В такой лаз мы протискивались в зимней одежде, поднимаясь на 4-х этажную колокольню Козьмодемьянской церкви. В звонари берут только стройных.

Каменка река суздаль ударение

Рабочее место звонаря звонницы Спасо-Евфимиевского монастыря. Фото из летней поездки. Непростое это дело одновременно управляться с 17-ью колоколами. Звонарю нужно быть в хорошей физической форме.

Каменка река суздаль ударение

Штатный звонарь Владимиро-Суздальского музея-заповедник за работой. Фото из летней поездки.

Какие бывают формы звона? Классических не так много. Благовест (ударение на первый слог) — звон, при котором звонарь ритмично ударяет в один, самый большой, колокол. Благовестом такой звон называли потому, что с его помощью возвещается добрая, благая весть о начале богослужения. Перезвон — поочередные удары от большого к малым колоколам. Используется для особых случаев, например, освящение воды на Крещение или вынос Плащаницы. Трезвон — самый сложный и многоголосный вид колокольного звона и представляет собой звон во все колокола. Это звон, при котором ударяют в разные колокола одновременно в один, два или три приема с паузами между ними, в зависимости от того, к какому богослужению суточного круга он предназначен: вечерне (1 звон), утрене (2 звона) или литургии (3 звона). Перебор — печальный поминальный звон, при котором совершают по одному удару в каждый из колоколов от малого до большого, а в конце ударяют один раз во все колокола одновременно. Последний удар — символ земной кончины. С набатом знакомы все, это древний вид колокольного звона, использовавшийся для предупреждения об опасности — приближении врага, пожаре и т. д.

Классические звоны стали основой для различных праздничных звонов, которые производят на человека особое впечатление. Есть, к примеру, такая разновидность трезвона, как «красный» звон, который совершается несколькими звонарями в больших соборах во все колокола («во все тяжкие») в дни больших праздников, торжественных событий в жизни Церкви и общества. Есть также особый пасхальный звон. Это, во-первых, звон во все колокола во время крестного хода вокруг храма на Пасху, а во-вторых, таковыми считаются все любительские звоны, производимые в течение всей Пасхальной седмицы любым желающим, который решится подняться на колокольню и попробовать себя в качестве звонаря. В эту неделю Вам простят Ваши неумелые звоны, потому что они богоугодны. К разновидностям трезвона относится и суздальский праздничный звон — торжественный и яркий, который в первую очередь исполняется суздальскими звонарями на многочисленных в последнее время фестивалях колокольного звона в разных уголках нашей страны. Один из таких Всероссийских фестивалей колокольного искусства, 15-ый по счету, проходил совсем недавно в Крещенские праздники в старинном северном городе Каргополь и назывался «Хрустальные звоны». Окунуться в прорубь под колокольные звоны лучших российских звонарей — это незабываемое действо. Есть также встречные звоны, которые исполняются во всех попутных церквях по ходу следования высокого церковного лица. Колокольные звоны по сути регулируют жизнь прихожан, когда идти в церковь, когда встречать архиерея, когда начинается пост, когда наступает большой праздник и т. д. Подразумевается, что Вы должны узнавать все виды колокольного звона, хотя бы ради сохранения традиций. Но за последние сто лет многое изменилось и людей, которые могут различать колокольные звоны, сегодня крайне мало.

Звук колокола зависит от веса, от формы, сплава, качества литья. Колокола льются из колокольной бронзы — сплав олова и меди. Отличительная особенность русских колоколов — это их звучность и певучесть. Причины — точное соблюдения пропорций олово-медь (иногда добавляется серебро), пропорций высота, ширина и толщина стенок колокола, очень важно как он подвешен. Внешняя поверхность колоколов покрывается рисунком, на котором можно найти изображение святых, слова молитвы, кем и когда отлит колокол, в честь какого события — это своеобразный паспорт колокола. Мастерских, где льют колокола, в настоящее время в России несколько десятков, но серьёзных заводов всего три: завод Анисимова в Воронеже (самый крупный, называется «Вера»), завод Пяткова в Каменск-Уральском и завод Шувалова в Татуеве. Суздальское благочиние в деле изготовления новых колоколов для суздальских церквей сотрудничает с татуевским колокололитейным заводом, который расположен рядом в соседней Ярославской области.

С заводом Анисимова связана очень интересная история по возвращению из Америки из Гарвардского университета чудом сохранившихся колоколов Данилова монастыря. В 30-х годах американский предприниматель Чарльз Крейн купил по цене лома весь подбор колоколов московского Данилова монастыря. Крейн хорошо понимал и ценил русскую культуру и осознавал, что если не выкупить этот ансамбль, он навсегда будет потерян. В письме сыну Джону Чарльз писал: «Колокола великолепны, красиво установлены и сделаны в совершенстве… этот небольшой подбор может быть последним и почти единственным фрагментом прекрасной российской культуры, оставленным в мире». В итоге колокола оказались в Гарвардском университете. Среди них были уникальные экземпляры: колокол знаменитого мастера Ксенофонта Верёвкина и два колокола самого Фёдора Моторина, отлитые в 1682 году. Студенты Гарвардского университета организовали клуб звонарей русских колоколов и осваивали традиции колокольного звона. Прошло время. В 1988 году одним из первых в Москве открылся монастырь памяти князя Даниила и возобновились службы в его храмах. На высшем уровне была достигнута договоренность о возвращении сохраненных колоколов в старейшую обитель при условии замены этих колоколов точными копиями. Новые колокола числом 18 и общим весом 26 тонн были отлиты на воронежском колокололитейном заводе Анисимова. Были изготовлены ещё два дополнительных колокола: для университета с символикой Гарварда с благодарностью за сохранение бесценного сокровища и для Свято-Данилова монастыря с символикой России и США в благодарность тем, кто участвовал в судьбе наших святых «странников». Эта драматическая история красочно описана в интервью главного действующего лица этой истории — хозяина колокололитейного завода «Вера» Валерия Анисимова. В том числе он как профессионал развенчивает в этом интервью стойко укоренившиеся исторические мифы относительно московского Царь-колокола.

24 и 25 августа 2019 года в Суздале пройдет традиционный фестиваль колокольного звона. Имя фестивалю дал знаменитый роман «Лето Господне» писателя Ивана Шмелева, судьба которого была связана с Владимирской землей. Главными действующими лицами фестиваля станут знаменитая звонница Спасо-Евфимиевского монастыря и самая высокая колокольня города — колокольня Ризоположенского монастыря. По традиции фестиваль соберет лучших звонарей из разных регионов России и ближнего зарубежья. Состоятся концерты колокольных звонов. Для всех желающих на действующих колокольнях Суздаля пройдут мастер-классы по колокольному звону.

В Суздале в обычные дни самостоятельным туристам можно подняться на три колокольни. Это колокольня Воскресенской и Казанской церкви на Торговой площади, Преподобенская колокольня Ризоположенского монастыря на Красной площади и знаменитая звонница Спасо-Евфимиевского монастыря. Все три колокольни являются лучшими смотровыми площадками Суздаля. В Преподобенской колокольне до недавнего времени работала выставка «Мир колоколов» — это также повод её посетить. Проще всего попасть на звонницу Спасо-Евфимиевского монастыря, она принаддлежит не церкви, а Владимиро-Суздальскому музею и туда организуются регулярные экскурсии, чуть ли не каждый час. Даже 1 января звонница работала и мы видели экскурсантов не её галереях, но сами подниматься не стали. Прослушали колокольный концерт с земли и сделали несколько фотографий звонницы в зимнем интерьере.

💥 Видео

Шокированы подземным течением! Тоннель реки КаменкаСкачать

Шокированы подземным течением! Тоннель реки Каменка

Декорации нового фильма "Угрюм-река" в Каменке на Чусовой | УраловедСкачать

Декорации нового фильма "Угрюм-река" в Каменке на Чусовой | Ураловед

ПРОШЛИ ПОЛ ГОРОДА ПОД ЗЕМЛЕЙ | ПОДЗЕМНАЯ РЕКА КАМЕНКА | NIKITA VERETKOСкачать

ПРОШЛИ ПОЛ ГОРОДА ПОД ЗЕМЛЕЙ | ПОДЗЕМНАЯ РЕКА КАМЕНКА | NIKITA VERETKO

Город Суздаль, река Каменка.Скачать

Город Суздаль, река Каменка.

Река Каменка. Изумительные виды. Суздаль. Полная версия видео о Суздале на моём канале.Скачать

Река Каменка. Изумительные виды. Суздаль. Полная версия видео о Суздале на моём канале.

Подземная Каменка. Впервые на телеэкране - бурная жизнь загнанной под землю рекиСкачать

Подземная Каменка. Впервые на телеэкране - бурная жизнь загнанной под землю реки

устье реки Каменка, правый приток реки Большой ПитСкачать

устье реки Каменка, правый приток реки Большой Пит

Сплав на Сапбордах в Суздале по реке Каменка / Сапборд с Алиэкспресс / SUP-boardСкачать

Сплав на Сапбордах в Суздале по реке Каменка / Сапборд с Алиэкспресс / SUP-board

Панорама г. Суздаль зимой. Река Каменка.Скачать

Панорама г. Суздаль зимой. Река Каменка.

Суздаль. Ладья. Река КаменкаСкачать

Суздаль. Ладья. Река Каменка

Рыбалка в Спб.Нано Джиг vs Речка КаменкаСкачать

Рыбалка в Спб.Нано Джиг vs Речка Каменка

September🍁Suzdal⛪ Суздаль. Река Каменка #shorts #suzdal #autumn #niceview #суздаль #осеньСкачать

September🍁Suzdal⛪ Суздаль. Река Каменка #shorts #suzdal #autumn #niceview #суздаль #осень

Сплав по реке Большая Каменка. Заброшенный объект - военный аэродром Берёзовка. Посёлок в тайгеСкачать

Сплав по реке Большая Каменка. Заброшенный объект - военный аэродром Берёзовка. Посёлок в тайге

Деревня Каменка. Река Каменка. Свердловская область. Достопримечательности, рыбалка, сплав.Скачать

Деревня Каменка. Река Каменка. Свердловская область. Достопримечательности, рыбалка, сплав.

«Прогулка по мистической реке» с Игорем Костылевым.Скачать

«Прогулка по мистической реке» с Игорем Костылевым.

Шахта Кургазакская. Подземная река Каменка.Скачать

Шахта Кургазакская. Подземная река Каменка.

08 октября 2020 ЭКСКУРСИЯ ГДЕ ЗАРОЖДАЛСЯ И ГОРЕЛ НОВОСИБИРСК. РЕКА КАМЕНКА. ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦАСкачать

08 октября 2020 ЭКСКУРСИЯ ГДЕ ЗАРОЖДАЛСЯ И ГОРЕЛ НОВОСИБИРСК. РЕКА КАМЕНКА. ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА
Поделиться или сохранить к себе: