- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Словосочетание как синтаксическая единица языка
- Значение словосочетания «номинативная функция»
- номинативная функция
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Ассоциации к слову «функция»
- Синонимы к словосочетанию «номинативная функция»
- Предложения со словосочетанием «номинативная функция»
- Цитаты из русской классики со словосочетанием «номинативная функция»
- Сочетаемость слова «номинативный»
- Сочетаемость слова «функция»
- Понятия, связанные со словосочетанием «номинативная функция»
- Афоризмы русских писателей со словом «функция»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Предложения со словосочетанием «номинативная функция»
- 🌟 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Словосочетание как синтаксическая единица языка
Тип урока – комбинированный, т.е. mist – урок (лат. “соединение”).
Цели урока:
- Образовательная. Учащиеся должны знать, что словосочетание – это номинативная синтаксическая единица языка, имеющая свою структуру и выполняющая определенные функции.
- Развивающая. Учащиеся должны научиться вычленять словосочетания из предложений и определять функции словосочетаний.
- Воспитательная. Учащиеся должны убедиться в том, что именно словосочетание способствует развитию высокой культуры речи, развитию речи во всех ее формах (внутренней (устной) и внешней (письменной)); во всех функциях (общения, сообщения, воздействия).
I часть. Ориентировочно-мотивационная.
1. Вхождение в контакт с ребятами.
– Как настроение? Настрой на работу? Итак, начинаем наш урок русского языка.
У П. Вяземского, русского поэта, есть хорошие слова:
Язык есть исповедь народа.
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной…
– Я предлагаю вам сегодня попробовать услышать природу языка, его душу и быт, и помогут нам в этом…
2. Ситуация успеха.
– Внимание на доску!
– Перед вами следующая запись:
- Дорога –
- Лесная дорога –
- Лесная дорога – широкая просека, заросшая травой
- …
– Что это такое мы записали? Докажите!
это слово как система знаков, имеющая Л.З. и Г.З., так как называет предмет;
|а – сущ., И. п., ед. ч., ж. р. Л.З. – “многозначное” – 4 значения.
|
– это предложение, так как имеет смысловую и интонационную законченность, выполняет коммуникативную функцию, то есть сообщения. Связь между главными членами: предикатом и подлежащим – взаимная. Предложение простое, так как одна П.О., но осложнено обособленным определением, выраженная П.О.
Вывод – Ребята, в целом, что такое слово, словосочетание, предложение?
(синтаксические единицы языка)
II. Этап урока. Постановка учебной задачи
— Ребята, на последних уроках мы говорили о построении (структуре) словосочетания как синтаксической единице языка
— Посмотрите на следующую запись. Какую задачу ставим перед собой?
(- Определить, какие словосочетания по строению и уровню отношений бывают)
Н.П.-непредикативный предмет, Н.п.к.- непредикативный признак.
Вывод: Все это словосочетания, но в первом случаи – это простое с/с, так как один уровень членения, то есть это компоненты целого с/с; во втором случаи — два уровня членения, а в третьем случаи – три уровня членения
— Ребята, одно из понятий – “речь”- имеет две формы. Какие?
(- Монологическую и диалогическую)
— Что такое монолог?
— Используя данные определения, подумайте и скажите, как можно назвать с/с с одним уровнем членения, то есть с одним признаком?
(Монопризнаковые, так как монолог — греч. “Один”)
— А с двумя и более уровнями членения?
III. Этап урок Рефлексивно-оценочный. Преобразование модели.
— Мы с вами создавали модель структуры с/с, а теперь ее нужно преобразовать.
— Ребята, а зачем нам нужна такая подробная работа со с/с? Почему мы, говоря о слове, с/с, вспоминали предложение?
(С/с — это строительный материал предложения, то есть может выражать состав предложения)
— Рассмотрев структуру с/с, о чем можно говорить дальше?
Функции словосочетания как синтаксической единицы языка
1 функция – номинативная (называет определяемый предмет, признак, действие)
2 функция – строительный материал предложения, входит в его состав (первичная, основная).
V. – Ребята, вспомните, пожалуйста, когда вы перечисляли синтаксические единицы языка (слово, словосочетание, предложение), то там стояло многоточие.
УЗ – Что бы это значило?
(текст – синтаксическая единица языка)
– Итак, внимание на доску!
Иду лесом. Изумрудные стволы ольхи. И стволы елей – розовые, разогретые, как из бани вышли.
Лесная дорога – широкая просека, заросшая травой. Будто зеленая река. (Ф. Абрамов).
– Что перед вам? Докажите.
(текст, так как 1) есть целостность, то есть связь лексическая и грамматическая между словами и предложениями; 2) самостоятельность, то есть имеют общую тему: “Природа”; 3) законченность, то есть начало и конец).
– Ребята, это необычный текст, то есть микротекст – греч. micros “малый” (часть текста, в которой раскрывается микротема). Но в нем есть все три части, необходимые для построения текста. Какие?
I. Вступление.
II. Основная часть.
III. Заключение.
1 часть – первое предложение.
– Что оно представляет? Как строится?
(как простое словосочетание, то есть словосочетание здесь строительный материал предложения.)
(если будет время, но лучше в тексте графически подчеркнуть, а устно сказать: простое, глагольное).
Основная часть – 2, 3, 4 предложения.
(как простые, сложные словосочетания).
- Изумрудные стволы ольхи.
- Стволы елей.
- Лесная дорога.
- Широкая просека
3 функция – словосочетание служит основным элементом текста через предложение.
Заключительная часть – Сравнение лесной дороги с зеленой рекой. Сравнительный оборот – “Будто зеленая река”, отделен от основной части четвертого предложения точкой.
Это парцелляция – лат. particular “частица”. Это такое чтение предложения, при котором какая-то часть (парцеллят) отделяется от основной части в устной речи длительной паузой, а на письме точкой, иногда многоточием или тире.
– Ребята, обратите внимание! Парцеллят входит в состав словосочетания.
VI. – Ребята, а нет ли еще одной функции словосочетания в этом тексте? Мы назвали три.
(Есть. Заглавие текста. => Словосочетание употребляется в качестве заголовка. Оно является ключевым, опорным).
Это четвертая функция словосочетания.
Вывод: все части связаны по смыслу и структурно: раскрывают тему, основную мысль, у них – единый временной план – настоящего времени.
Сравнение лесной дороги-просеки с зеленой рекой возвращает нас к заглавию миниатюры – “Лесная дорога”, и текст получает композиционную завершенность.
– Ребята, найдите слова одной тематической группы и назовите их.
(лес, лесная дорога, стволы ольхи, широкая просека, зеленая река) – природа.
– Итак, перед нами, текст. А что еще можно о нем сказать?
(Художественного стиля, так как
1) взят из художественного текста;
2) цель — воздействовать на читателя, слушателя;
3) отличительные признаки: используются эпитеты, сравнения.
Тип текста — описание).
Вывод: каковы же функции словосочетания в языке?
- Номинативная (называет определяемый предмет, признак, действия).
- Строительный материал предложения, входит в его состав.
- Служит основным элементом текста при некоторых видах его построения.
- Употребляется в качестве заголовка.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
“Оцени себя”
- Я активен был в работе на уроке.
- Я понял материал урока.
- У меня возникли урока.
- Я активно помогал группе.
Домашнее задание.
- Преобразовать модель словосочетания, связанную с функциями словосочетания в языке.
- Статья в газету “Человек и природа в городе” (используйте словосочетания как строительный материал, как название, как основной элемент текста и попробовать включить в текст парцелляцию).
Видео:Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Значение словосочетания «номинативная функция»
номинативная функция
1. лингв. назначение слова или словосочетания служить названием (наименованием) предмета
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова геоцентризм (существительное):
Ассоциации к слову «функция»
Синонимы к словосочетанию «номинативная функция»
Предложения со словосочетанием «номинативная функция»
- По характеру выполняемых номинативных функций вычленяются значения собственно номинативные и экспрессивно-синонимические.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «номинативная функция»
- Иррациональная философия жизни в сущности истиной не интересуется, но в этой философии есть доля истины, той истины, что познание есть функция жизни.
Сочетаемость слова «номинативный»
Сочетаемость слова «функция»
Понятия, связанные со словосочетанием «номинативная функция»
Афоризмы русских писателей со словом «функция»
- Зло определяется конъюнктурой, спросом, функцией его носителя. Кроме того, фактором случайности. Неудачным стечением обстоятельств. И даже — плохим эстетическим вкусом.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словосочетанием «номинативная функция»
По характеру выполняемых номинативных функций вычленяются значения собственно номинативные и экспрессивно-синонимические.
Метафорическое значение не только служит средством оценки, но и выполняет номинативную функцию, определяя и называя новое понятие старым, знакомым словом, вовлекая новые явления жизни в уже известный, достаточно устоявшийся круг понятий.
Именно такая форма занятий поможет ребёнку с интересом развивать логическое и творческое мышление, слухоречевую и зрительную память, внимание, речевые процессы, номинативную функцию речи, последовательность в высказываниях, формировать логическую и смысловую составляющую устной речи, а также великолепно подготавливает ребёнка к школе, формирует учебную мотивацию и навыки продуктивной коммуникации.
🌟 Видео
Все способы словообразованияСкачать
Словосочетание. 8 классСкачать
Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Вводные слова, ставь запятые правильно | Русский язык | TutorOnlineСкачать
ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
05. Русский язык 8 класс - Словосочетание Его строение и грамматическое значение.Скачать
Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать