Какой тип связи используется в словосочетании первый труд предложение 19

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Виды связей в словосочетаниях

Какой тип связи используется в словосочетании первый труд предложение 19

О чем эта статья:

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Видео:Типы придаточных частей сложноподчинённого предложения | Русский языкСкачать

Типы придаточных частей сложноподчинённого предложения | Русский язык

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Видео:Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыкание

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Видео:Русский язык | Средства связи предложений в тексте. Часть 1Скачать

Русский язык | Средства связи предложений в тексте.  Часть 1

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Видео:Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языку

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Видео:Схема предложенияСкачать

Схема предложения

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Видео:Главные члены предложения – подлежащее и сказуемоеСкачать

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Тесты по русскому языку (входной контроль)

Вводный тест по русскому языку для 10 класса 1вариант

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

г) (он) дозвонИтся

А2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) давайте попробоваем

б) около пятисот человек

в) менее быстрый

А3. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?

а) Сергей приютил племянницу, ОДЕЛ и обул её.

б) Густой хвойный лес ОДЕЛ все подножия гор.

в) Был такой ливень, что хоть сапоги ОДЕВАЙ.

г) Девушка думала о том, как ОДЕТЬ куклу.

А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Начав заниматься музыкой ,

а) у вас остаётся мало времени для развлечений.

б) в значительной степени развиваются творческие способности.

в) у меня появилось много интересных знакомых.

г) я познакомился с нотной грамотой.

А5 . В каком слове нет суффиксащик -?

А6 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН.

В стари(1)у лук был грозным оружием: кале(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену.

А7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И ?

а) разобид. шься, высуш. нный

б) наде. шься, раскле. вший

в) услыш. шь, просе. нный

г) брос. шь, вид. мый.

А8. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

А9. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

В картине « Боярыня Морозова» Суриков запечатлел трагический эпизод русской истории () и несокрушимой духовной силе национального характера он придал осязаемые черты.

а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

в) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

г) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

А10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениии должны стоять запятые?

Образованный на речке(1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево(3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка(4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В4.

(1) Говорят, писателем надо родиться.

(2) Правильно говорят. (3) Всё можно приобрести: жизненный опыт, знания, даже культуру. (4) Но литературный талант — никогда.

(5) Талант , как и его отсутствие, видны сразу. (6) Но в наше время всеобщей грамотности и вполне естественного в этих условиях желания сотен и сотен попробовать себя на литературном поприще граница утратила здесь свою чёткость, размылась, и отнюдь не случайно в критическом лексиконе появился этот реестр, та градация писательской ценности: одарённый, способный, умелый, опытный, перспективный. (7) Отсюда и идея массового обучения литературному труду, выразившаяся в создании разного рода «кузниц» писательских кадров, призванных повышать профессиональную квалификацию работников художественного слова.

(8) Вот NN закончила Литинститут.(9) Наряду со многим другим она, конечно же , слышала там о ружье , которое уж висит на стене, то рано или поздно обязано выстрелить. (10) В литературе, как и во всех остальных проявлениях человеческого интеллекта, есть накопленный опыт, практикой многих и многих мастеров выстраданные законы. (11) Это та самая азбука, которую начинающий литератор должен знать назубок. (12) Без этого знания он вряд ли сделает хоть один заметный самостоятельный шаг. (13) Именно азбуке надо учить, по азбуке студента надо понять. (Юрий Томашевский)

В1. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово правильно (предложение 2)?

В2. Из предложения 9 выпишите союзное слово.

В3. Какой тип связи используется в словосочетании время грамотности (предложение 6)?

В4. Напишите номер предложения из 4-го абзаца, в котором присутствует сравнительный оборот.

Тест по русскому языку для 10 класса 2вариант

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
а) намЕрение
б) дАвнишний
в) бантЫ
г) бАлуясь
А2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
а) пятьюстами машинами
б) пара полотенец
в) килограмм яблоков
г) наисложнейший
А3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Прочитав пьесу Вампилова,
а) многое для меня осталось непонятым.
б) передо мной возникли образы персонажей.
в) мне захотелось посмотреть её постановку в театре.
г) я решил ближе познакомиться с творчеством этого драматурга

А4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е ?

а) высуш. нный,наде. шься

б) раскле. вший,разобид. шься

в) услыш. шь, просе. нный

г) брос. шь, вид. мый.

А5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания нерасставлены).

а) В поэзии Некрасова есть ненависть и сарказм надежда и вера любовь и нежность.

б) Количество вещества определяется числом атомов или молекул этого вещества.

в) Облака удивительно быстро меняли свои очертания и казались то летящими птицами то острыми льдинками.

г) Икона написана в мастерской Дионисия и посвящена великому религиозному и нравственному деятелю Руси.

А 6. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Благородные пропорции белого храма (1) отражающиеся больше восьми веков в водах реки (2) естественно вписываются (3) в окружающий его (4) пейзаж.

а) 1,3,4 – выделяются два причастных оборота.

б) 1,4 – выделяются два причастных оборота.

в) 1,2 – выделяется причастный оборот.

г) 1,3 — выделяется деепричастный оборот.

А7. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

а) (НЕ) смотря на светлые волосы, усы у него были чёрные.

б) Ивану Ильичу (НЕ) здоровится.

в) На этот раз (НЕ)удачно всё получилось.

г) Петя (НЕ) мог отвечать.

А8. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Обаяние, как дар особой привлекательности, было у великого актёра Качалова подлинно артистическим: ему были даны и статность фигуры, и пластичность жеста, и прославленный голос, поражавший своим диапазоном и неисчерпаемым разнообразием красок.

а) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

б) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

в) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

г) Вторая часть бессоюзного сложно го предложения поясняет, раскрывает содержание.

А 9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова(2)ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(4)ой в иероглифическом письме.

а) 1, 3 б) 2 в) 3 г) 2, 4

А10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые?

Ночные бабочки(1) привлечённые светом(2)кружились возле фонаря(3) освещавшего дорогу к дому.

Прочитайте текст и выполните задания В1-В4.

(1). (2)Самое раннее изображение водолаза, обнаруженное на месопотамских надгробиях, датируется рубежом 5-го и 4-го тысячелетий до н. э. (З)Примерно на восемь веков моложе сходные по тематике рисунки, сохранившиеся на стенах гробниц древнегреческого города Фивы. (4) В V веке до н. э. афиняне использовали водолазов при осаде Сиракуз. (5)Спустя несколько десятилетий великий Аристотель сконструировал водолазное снаряжение в виде колокола, с помощью которого его не менее великий воспитанник Александр Македонский погружался в средиземноморские воды: таким путем он лично знакомился с подводными заграждениями финикийского города Тира, готовясь напасть на него с моря. (6). после успешной подводной разведки город был захвачен войсками молодого царя-полководца.

В1. Дайте характеристику второго (2) предложения текста .

В2 . Выпишите из текста страдательные причастия

В3. Из предложений 17—19 выпишите все числительные.

(17) Большинство учёных если и прочитали книжку де Соссюра, то сочли её чепухой. (18)Только столь же юный польский языковед Николай Крушевский, заброшенный судьбой в далёкую Казань, и ещё два специалиста согласились с выводами де Соссюра. (19)А самые знаменитые тогдашние учёные назвали первый труд Фердинанда «незрелым», «в корне ошибочным», «по существу несостоятельным» .

В4. Какой тип связи используется в словосочетании первый труд (предложение 19)?

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

Словосочетание – это синтаксическая единица, состоящая из двух и более слов и строящаяся на основе подчинительной связи. Словосочетания связаны между собой по смыслу и грамматически или только по смыслу.

В русском языке существует три вида словосочетаний:

Видео:Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

Согласование

Согласование – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова, то есть если меняется главное слово, то меняется и зависимое слово.

Признаки согласования:

  • главное и зависимое слово совпадают в роде, числе и падеже, то есть имеют одну и ту же форму.

Какие части речи составляют согласование:

  • существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.

Например:

  • красные листья
  • пожелтевшие книги
  • второй звонок
  • твой чемодан
  • бледный отдыхающий
  • диван-кровать.

Видео:Простое и сложное предложениеСкачать

Простое и сложное предложение

Управление

Управление – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в определенном косвенном падеже, которого требует главное слово.

Примеры:

  • писать (что?) сочинение
  • стучать (чем?) зубами;
  • четыре (чего?) гриба;
  • улыбаться (чему?) дню.

Какие части речи составляют управление:

  • глагол с существительным, например: заказать оператору, посмотреть кино, встретить дочку;
  • прилагательное с местоимением, например: никому не нужный;
  • существительное с существительным, например: директор гимназии, покраска волос;
  • наречие с существительным, например: грустно до слез;
  • числительное с существительным, например: трое ребят, два медведя;
  • деепричастие с существительным, местоимением, например: благодаря маму, улыбаясь ему).

Видео:Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.

Примыкание

Примыкание – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово является неизменяемым и связано с главным словом только по смыслу.

В таком словосочетании главным является то, которое может принимать разные грамматические формы:

читать быстро — читаю быстро, читаешь быстро и т. д.

При примыкании зависимым словом являются неизменяемые части речи и их формы:

инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного.

Например:

  • наука наблюдать
  • позволил высказаться
  • намерен отдохнуть
  • читать быстро

При примыкании невозможно задать падежный вопрос.

🔥 Видео

Все про задание 2 на ОГЭ по русскому языку | Грамматическая основа | Русский язык ОГЭ 2023Скачать

Все про задание 2 на ОГЭ по русскому языку | Грамматическая основа | Русский язык ОГЭ 2023

Русский язык | Средства связи предложений в тексте. Часть 2Скачать

Русский язык | Средства связи предложений в тексте.  Часть 2

Удалили с экзамена ОГЭ Устное Собеседование shorts #shortsСкачать

Удалили с экзамена ОГЭ Устное Собеседование shorts #shorts

Текст. Средства связи предложений в тексте. Видеоурок 10. Русский язык 9 классСкачать

Текст. Средства связи предложений в тексте. Видеоурок 10. Русский язык 9 класс

Виды предложений по интонации и цели высказывания. Как определить вид предложения?Скачать

Виды предложений по интонации и цели высказывания. Как определить вид предложения?

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К УСТНОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ЗА 1 ДЕНЬ?/как сдать устное собеседование по русскомуСкачать

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К УСТНОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ЗА 1 ДЕНЬ?/как сдать устное собеседование по русскому
Поделиться или сохранить к себе: