Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Словари
Простейшая синтаксическая единица, образуемая сочетанием двух или нескольких слов, объединенных грамматически и по смыслу (в лингвистике).
СЛОВОСОЧЕТА́НИЕ, словосочетания, ср. (линг.). Два или несколько слов, связанных между собой грамматически.
СЛОВОСОЧЕТА́НИЕ, -я, ср. В грамматике: сочетание двух или нескольких слов, объединённых подчинительной связью.
| прил. словосочетательный, -ая, -ое.
словосочетание — под словосочетанием понимается соединение двух или более знаменательных слов (вместе с относящимся к ним служебными словами или без них), служащее для выражения единого, но расчлененного понятия или представления.
СЛОВОСОЧЕТА́НИЕ -я; ср. Лингв. Сочетание двух или нескольких слов, объединённых грамматически и по смыслу. Устойчивое с. Свободное с.
словосочета́ние — простейшая непредикативная (см. Предикативность), в отличие от предложения, единица речи, которая образуется на основе подчинительной связи (согласования, управления, примыкания) двух и более слов.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ — СЛОВОСОЧЕТА́НИЕ, простейшая непредикативная (см. Предикативность (см. ПРЕДИКАТИВНОСТЬ)), в отличие от предложения, единица речи, которая образуется на основе подчинительной связи (согласования, управления, примыкания) двух и более слов.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ — простейшая непредикативная (см. Предикативность), в отличие от предложения, единица речи, которая образуется на основе подчинительной связи (согласования, управления, примыкания) двух и более слов.
Сочетание двух или нескольких слов, объединенных грамматически и по смыслу.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ, соединение двух или более знаменательных слов для обозначения предмета, явления, процесса, качества («читать книгу», «весело шагать», «зеленая лампа», «очень далеко»). В отличие от предложения словосочетание является называющей единицей языка, а не сообщающей что-либо.
словосочета́ние, словосочета́ния, словосочета́ний, словосочета́нию, словосочета́ниям, словосочета́нием, словосочета́ниями, словосочета́нии, словосочета́ниях
сущ., кол-во синонимов: 2
выражение (языковое #). словосочетание. оборот . речение.
фразеологизм. фразеология. фразеологический оборот.
идиома. идиоматика. | как говорят. как говорится.
соединением двух или более знаменательных слов
на основе подчинительной грамматической связи — согласования, управления или примыкания. Грамматически и семантически главенствующее слово составляет
стержневой (главный) компонент словосочетания, грамматически
подчинённое слово — его зависимый (подчинённый) компонент. По
стержневому компоненту словосочетания подразделяются на
субстантивные (стержневое слово — существительное), адъективные (стержневое слово —
Словосочетание служит средством номинации, обозначая предмет, явление, процесс,
качество, названные стержневым компонентом и уточняемые,
конкретизируемые зависимым компонентом («зелёный абажур», «читать
книгу», «весело шагать», «очень близко»). Грамматическое значение словосочетания
создаётся отношением, которое возникает между знаменательными словами,
соединяющимися на основе того или иного вида присловной
Словосочетания строятся по определённым грамматическим образцам,
формирующимся в языке на основе категориальных свойств слов. Так,
словосочетания типа «зелёный абажур», «интересная книга» формируются
по модели «имя существительное — согласуемое с ним слово». Способность
слова сочетаться с другими словами и формы проявления этой способности
зависят не только от грамматических свойств слова (прежде всего от
принадлежности слова к той или другой части
Словосочетания бывают свободные и несвободные. В свободном
словосочетании сохраняются самостоятельные лексические
значения всех входящих в него знаменательных слов; синтаксическая
связь его элементов является живой и продуктивной («читать книгу»).
В несвободном словосочетании лексическая самостоятельность
одного или обоих его компонентов ослаблена или утрачена, и оно всё
целиком по характеру значения приближается к отдельному слову
(«железная дорога», «бить баклуши»). Свободные словосочетания могут
быть лексически неограниченными (например, сочетание полного
прилагательного с существительным: «высокий дом») и лексически
ограниченными (например, глагольные словосочетания с инфинитивом: «начинает работать», где используются
в качестве стержневых фазовые глаголы, глаголы со значением желания и
Различаются сильные и слабые подчинительные связи. При сильной связи
всегда реализуются восполняющие или объектные отношения; сильная
связь возникает в тех случаях, когда распространение слова формами с
объектным значением предсказано его лексико-грамматическими
свойствами («стать артистом», «почувствовать голод», «добраться до
дома»). При слабой связи, предопределяемой только частеречной
принадлежностью главенствующего слова, реализуются определительные отношения («долгий разговор»,
«книга брата», «встать рано»).
Со структурной точки зрения различаются словосочетания простые,
сложные и комбинированные. Простые словосочетания могут быть
двучленными, трёхчленными и четырёхчленными. Двучленные
словосочетания образуются на основе одиночной связи («читать книгу»,
«новый дом»). Трёхчленные и четырёхчленные словосочетания образуются
на основе двойной и тройной сильной связи («отдать книгу ученику»,
«перевести книгу с русского на английский»). Трёхчленные
словосочетания могут быть также образованы на основе соединения
сильной связи и такой слабой связи, которая невозможна без сильной
(«открыть дверь гостю»). Сложные словосочетания создаются разными
типами связи стержневого слова, например согласованием и примыканием
(«новый жилец наверху»), управлением и примыканием («быстро выполнить
работу»). Комбинированные словосочетания образуются на основе
связей, исходящих от разных стержневых слов, и представляют собой, таким
образом, соединение словосочетаний. Так, комбинированное
словосочетание «увлечённо читать интересную книгу» образовано
соединением трёх простых словосочетаний: «читать увлечённо», «читать
книгу», «интересная книга».
Словосочетание как единица называющая качественно отлична от предложения как единицы сообщающей:
словосочетание лишено основных признаков предложения —
синтаксических категорий модальности, времени, лица, интонации сообщения. Вместе с тем
словосочетание тесно связано с предложением, поскольку функционирует
оно в составе предложения, обнаруживая здесь разные возможности и разные
правила своего употребления. В предложении словосочетание может
выступать в неизменённом виде или подвергаться различного рода
изменениям лексического и формального характера (например, приобретать
дополнительные оттенки значения под влиянием информативного содержания
предложения, менять порядок следования компонентов в связи с актуальным членением).
Следует различать словосочетания и сложные слова, образованные
сращением (слиянием) двух и более слов. Проблема различения тех и других
существует прежде всего в языках аналитического
′black-cock ‘тетерев’, ′ice-cream ‘мороженое’ и т. п. формально отличаются от
соответствующих словосочетаний (′black
′cock ‘чёрный петух’, ′ice ′cream ‘ледяной
крем’) только наличием одного сильного ударения
при двух ударениях в словосочетаниях. Сложные слова, напоминающие
по форме словосочетания, встречаются и в русском
языке: «вечнозелёный», «долгоиграющий», «вышеприведённый» и
Теория словосочетаний, вопросы, касающиеся их структурной
классификации, взаимоотношения словосочетания и предложения и
соответственно границ словосочетания, разработаны главным образом
в русской советской лингвистике. Современные зарубежные лингвисты
понятием «словосочетание» пользуются ограниченно и не имеют
соответствующего специального термина, применяя в необходимых
случаях более широкие по смыслу термины «синтагма» (англ. syntagm)
или «фраза» (англ. phrase). Иногда эти термины употребляются при
определении достаточно близкого к словосочетанию понятия. Так, phrase (фраза) определяется как любая группа слов,
грамматически эквивалентная отдельному слову и не имеющая
собственного подлежащего и сказуемого (Дж. Лайонз). Близок к русскому термину
«словосочетание» и польский skupienie в работах З. Клеменсевича.
Мнение о необходимости разграничивать предложение и
словосочетание высказывалось многими учёными (особенно чётко этот
вопрос поставлен А. А. Шахматовым и Л. В. Щербой), но получало
противоречивое разрешение. Предложение и словосочетание
рассматривались в одном ряду (ср., например, законченные и
незаконченные словосочетания у Ф. Ф. Фортунатова, предикативные и непредикативные синтагмы у
Н. С. Трубецкого, полные и частичные синтагмы у Ш. Балли). В некоторых
классификациях к словосочетаниям (синтагмам) относились
однословные конструкции (А. М. Пешковский), сочинительные соединения (Трубецкой).
Последовательное разграничение предложения и словосочетания,
чёткое определение границ словосочетания дано в работах
В. В. Виноградова и других советских учёных, развивающих его теорию
(Н. Н. Прокоповича, Н. Ю. Шведовой и др.).
Грамматика русского языка, т. 2, ч. 1, М., 1954;
Ярцева В. Н., Предложение и словосочетание, в сб.: Вопросы
грамматического строя, М., 1955;
Курилович Е., Основные структуры языка: словосочетание и
предложение, в его кн.: Очерки по лингвистике, М., 1962;
Прокопович Н. Н., Словосочетание в современном русском
литературном языке, М., 1966;
Блумфилд Л., Язык, пер. с англ., М., 1968;
Виноградов В. В., Вопросы изучения словосочетаний, в его
кн.: Исследования по русской грамматике, М., 1975;
Лайонз Дж., Введение в теоретическую лингвистику, пер. с
Русская грамматика, т. 2, М., 1980;
Слово и словосочетание в структуре предложения, М., 1981;
Klemensiewicz L., Skupienia czyli syntaktyczne
grupy wyrazowe, Kraków, 1948.
Словарь сочетаемости слов русского языка, 2 изд.,
Синтаксическая единица, противопоставленная слову в функциональном и структурном отношении.
Существует два различных понимания словосочетания:
1) любое грамматическое соединение полнозначных слов (Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, А.М. Пешковский, М.Н. Петерсон, А.Б. Шапиро и др.) [в этом случае не только сочетания типа «глубокие переживания», «радоваться зиме» могут быть классифицированы как словосочетания, но и предложение: «Она умеет скрывать свои слабости и недостатки», которое может рассматриваться как сложно организованное словосочетание, в которое включены более простые словосочетания: «она умеет» (предикативное), «слабости и недостатки» (сочинительное)];
2) номинативная единица, целостная по смыслу, «строительный материал» для предложения [в данном случае предложение и словосочетания противопоставляются:
а) по функции (коммуникативная — номинативная);
б) по грамматическому значению (предикативная);
в) по «субординации» (главная, первичная — зависимая, вторичная единицы);
словосочетание организуется только подчинительной связью.
От слова словосочетание отличается:
1) составом (в него входит два и более полнозначных слова), раздельнооформленностью;
2) аналитичностью семантики, свободным строением, невоспроизводимостью.
Соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, выражающее единое, но расчлененное понятие и представляющее собой сложное наименование явлений объективной действительности. Родительское собрание, контрольная работа по русскому языку, ученик восьмого класса, читать про себя. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф.Ф.Фортунатов, М. Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании.
Типы словосочетаний по степени спаянности компонентов:
а) словосочетания синтаксически свободные. Словосочетания, которые тегко разлагаются на составляющие их части. Полезное пособие, статья по литературе, возвращаться домой;
б) словосочетания синтаксически несвободные. Словосочетания, которые образуют неразложимое синтаксическое единство (в предложении выступают в роли единого члена). Три ученика, несколько книг, мало ошибок.
Типы словосочетаний по их структуре:
а) словосочетания простые. Словосочетания, состоящие, как правило, из двух знаменательных слов, из которых одно является главным, стержневым, а другое — зависимым, определяющим. Школьный словарь, здание общежития, писать изложение, устремиться вперед. Простое словосочетание может быть и не двусловным, если распространение главного слова производится путем цельного синтаксического или фразеологического словосочетания, а также посредством аналитической грамматической формы. Человек с седыми волосами (ср.; седоволосый человек), девочка двенадцати лет (cp.: двенадцатилетняя девочка), принять участие в соревновании (ср.: участвовать в соревновании), самое простое решение (ср.: простейшее решение). Такие словосочетания семантически являются простыми, а а синтаксическом отношении примыкают к сложным;
б) словосочетания сложные. Словосочетания, представляющие собой распространение слова целым словосочетанием или распространение словосочетания другим словом. Проверка домашней работы (слово проверка распространяется-словосочетанием домашняя работа). Наш новый учитель (слово наш распространяет словосочетание новый учитель). Часто в сложных словосочетаниях зависимые слова определяют главное слово с разных сторон. Отдыхать летом на юге (отдыхать детом — отдыхать на юге). Типы словосочетаний по главному слову:
I. Глагольные словосочетания:
1)с именем существительным: беспредложные (составить план, добиваться успеха, сообщить родителям, писать карандашом) и предложные (стоять у доски, подойти к двери, поставить на пол, разговаривать с учениками, беседовать о литературе);
2) с инфинитивом (предложить выучить, просить зайти);
3)с наречием (читать вслух, заниматься вдвоем);
4) с деепричастием (говорить улыбаясь, идти оглядываясь).
II. Именные словосочетания:
1) субстантивные (с существительным в роли главного слова):
а) с именем существительным; беспредложные (план сочинения, поручение ученику, запись чернилами) и предложные (бумага для черчения, поездка по стране, вход в школу, книга с иллюстрациями, поляна в лесу);
б) с именем прилагател ь н ы м (важное сообщение), местоименным прилагательным (наш юрод), порядковым числительным (третий класс), причастием (проверенный диктант);
в) с наречием (возвращение домой, яйца всмятку);
г) с инфинитивом (желание учиться, умение работать);
2) адъективные (с прилагательным в роли главного слова);
а) «с именем существительным; беспредложные (достойный награды, знакомый ученикам, довольный результатом) и предложные (свободный от уроков, способный к математике, готовый на подвиг, ласковый с детьми, усидчивый в труде);
б) с наречием (весьма старательный, широко известный);
в) с инфинитивом (готовый помочь, достойный получить, способный ответить);
3) словосочетания с именем числительным в роли главного слова (два карандаша, обе подруги, трое в шинелях, второй из претендентов);
4) словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
III. Наречные словосочетания:
1) с наречием (крайне важно, по-прежнему удачно);
2) с именем существительным (вдали от дороги, незадолго до каникул, наедине с друзьями). Проблема словосочетаний в русской грамматической науке имеет давнюю историю. В первых трудах по грамматике основным содержанием синтаксиса считалось учение о «словосочинении», т. е. о соединении слов в предложении. Уже в «Русской грамматике» А. X. Востокова (1831 г.) дается довольно подробное описание системы словосочетаний русского языка. Однако в работах последующих исследователей проблема словосочетаний отодвигается на задний план, поскольку в середине XIX в. главным предметом синтаксиса стало предложение. Интерес к проблеме словосочетаний возрождается в конце этого века, и она становится центральной в лингвистической системе Ф. Ф. Фортунатова и его учеников. Синтаксис стал рассматриваться как учение о словосочетании, а предложение — как один из видов словосочетания. А. А. Шахматов разграничивал синтаксис словосочетаний, который занимается в основном второстепенными членами предложения в их отношении к главным членам или во взаимном отношении друг к Другу, и синтаксис предложения, который занимается главными членами в их отношении к предложению или во взаимном отношении друг к другу. Предложение, по А. А. Шахматову, тоже является словосочетанием, но словосочетанием законченным, а остальные словосочетания характеризуются как незаконченные, которые выделяются из предложения (учение о законченных и незаконченных словосочетаниях первоначально было сформулировано Ф. Ф. Фортунатовым). Принципиальными вопросами теории словосочетаний являются следующие: 1) существует ли словосочетание вне предложения, в которое оно входит как конструктивный элемент наряду с отдельным словом, или же словосочетание вычленяется из готового предложения; 2) существуют ли «предикативные словосочетания», т. е. образует ли словосочетание пара, состоящая из подлежащего и сказуемого; 3) существуют ли наряду с обычными подчинительными словосочетаниями также «сочинительные словосочетания», т. е. образует ли словосочетание группа однородных членов (так называемые открытые ряды, незамкнутые сочетания). Многие исследователи при решении этих вопросов исходят из предложения и считают, что словосочетание — это синтаксическое единство, вычленяемое из предложения, поэтому возможны как предикативные словосочетания, так и сочинительные словосочетания. Иное решение проблемы выдвинул В. В. Виноградов, исходя при определении словосочетания не из предложения, а из слова. В отличие от предложения, являющегося единицей сообщения, коммуникативной единицей, словосочетание представляет собой единицу называния, номинативную единицу, которая наряду с отдельным словом входит в состав предложения, выполняя лексико-семантическую функцию сложного наименования предметов и явлений. Поэтому не всякое соединений слов образует словосочетание, а только такое, которое подобно слову служит строительным материалом для предложения. Не являются словосочетаниями в терминологическом значении этого слова: 1) пары, образуемые подлежащим и сказуемым, поскольку здесь налицо предикативные отношения, т. е. отношения, возникающие только в предложении; 2) обособленный оборот и определяемое им слово, поскольку между ними устанавливаются возможные только в предложении полупредикативные отношения; 3) группа однородных членов (сочинительное сочетание), так как она не является «распространенным словом», т. е. сложным наименованием явлений объективной действительности; исключение составляют парные сочетания слов типа отец и мать (родители), муж и жена (супруги), день и ночь (сутки) и т. п., образующие замкнутые сочетания, употребляющиеся в номинативной функции.
слово-тип. Слово как единица языка, структурный элемент языковой системы (лексема). ср. слово-член.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Please wait.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
We are checking your browser. gufo.me
Видео:#30. Методы словаря, перебор элементов словаря в цикле | Python для начинающихСкачать
Why do I have to complete a CAPTCHA?
Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.
Видео:32 Словари (dict) Python. Операции и методы словаря.Скачать
What can I do to prevent this in the future?
If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.
If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.
Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. You may need to download version 2.0 now from the Chrome Web Store.
Cloudflare Ray ID: 6ad0d3c34b8a16c7 • Your IP : 85.95.189.96 • Performance & security by Cloudflare
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Тест с ответами: “Лексикография”
1. Чем занимается лексикография:
а) составлением словарей +
б) изучением графики
в) изучением синонимов
2. Теоретическая лексикография рассматривает вопросы:
а) актуальность слов
б) толкования и восприятия слов +
в) принципы правописания
3. Теоретическая лексикография рассматривает вопросы:
а) принципы правописания
б) составление предложений
в) составление словарных статей +
4. Теоретическая лексикография рассматривает вопросы:
а) принципы толкования +
б) актуальность слов
в) составление предложений
5. Создателем живого великорусского словаря является:
а) Ожегов
б) Розенталь
в) Даль +
6. Какого словаря не существует:
а) словообразовательного
б) пунктуационного +
в) этимологического
7. В какой из приведенных ниже пар представлены паронимы:
а) умный-глупый
б) красный-алый
в) соседний-соседский +
8. Как называется раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения:
а) лексикография +
б) лексикология
в) лексика
9. Как называется словарь, в котором указывается правописание слова:
а) орфоэпический словарь
б) толковый словарь
в) орфографический словарь +
10. Как называется словарь, в котором приводятся слова с противоположным значением:
а) словообразовательный словарь
б) словарь антонимов +
в) словарь синонимов
11. Как называется словарь, в котором средствами родного языка объясняются слова чужого языка, и наоборот:
а) переводной словарь +
б) словарь паронимов
в) словарь иностранных слов
12. Как называется словарь, в котором указываются особенности произношения и ударения слов:
а) этимологический словарь
б) орфоэпический словарь +
в) словообразовательный словарь
13. Как называется словарь, показывающий словообразовательную структуру наиболее употребительных слов языка:
а) словообразовательный словарь +
б) орфографический словарь
в) словарь паронимов
14. Как называется словарь, в котором приводится толкование целостных устойчивых словосочетаний (фразеологических оборотов):
а) словарь паронимов
б) словарь антонимов
в) фразеологический словарь +
15. Как называется словарь, содержащий информацию об истории происхождения и изменения отдельных слов:
а) этимологический +
б) фразеологический
в) орфоэпический
16. Как называется словарь, характеризующий заимствованные слова, которые осознаются как иностранные:
а) словарь синонимов
б) словарь иностранных слов +
в) переводной словарь
17. Как называется словарь, в котором одни слова объясняют значения и свойства других – синонимичных:
а) толковый словарь
б) переводной словарь
в) словарь синонимов +
18. Словарь – сборник текстов и выражений на другом языке, так ли это:
а) да
б) нет +
в) в редких случаях
19. Словарь – сборник слов с объяснениями, толкованиями или переводом, так ли это:
а) нет
б) в редких случаях
в) да +
20. Как обычно располагаются статьи в словарях:
а) по желанию авторов
б) по алфавиту +
в) по смыслу
21. Выберите один из словарей, с которым мы сталкиваемся в школе чаще всего:
а) словари диалектизмов +
б) словари иностранных слов
в) словари имён существительных
22. Выберите один из словарей, с которым мы сталкиваемся в школе чаще всего:
а) словари иностранных слов
б) орфографические словари +
в) толковые словари
23. Выберите один из словарей, с которым мы сталкиваемся в школе чаще всего:
а) толковые словари
б) словари имён существительных
в) орфоэпические словари +
24. Выберите один из пунктов, который обычно содержатся в статье толкового словаря:
а) значение предложения
б) значение слова +
в) примеры употребления предложения
25. Выберите один из пунктов, который обычно содержатся в статье толкового словаря:
а) примеры употребления предложения
б) род предложения
в) примеры употребления слова +
26. Выберите один из пунктов, который обычно содержатся в статье толкового словаря:
а) значение предложения
б) род слова +
в) род предложения
27. Выберите один из пунктов, который обычно содержится в статье этимологического словаря:
а) происхождение слова +
б) произношение слова
в) правильное написание слова
28. Выберите один из пунктов, который обычно содержится в статье этимологического словаря:
а) современная форма слова
б) правильное написание слова
в) древняя форма слова +
29. Выберите один из пунктов, который обычно содержится в статье этимологического словаря:
а) родственные слова в других языках +
б) произношение слова
в) современная форма слова
30. Выполняет общественно важные функции, обеспечивая обучение языку, описание и нормализацию языка, межъязыковое общение, научное изучение языка:
а) теоретическая лексикография
б) практическая лексикография +
в) занимательная лексикография
📽️ Видео
Все способы словообразованияСкачать
#87 English A1-A2: переведи словосочетания на английскийСкачать
Тест на СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС. Необычные словаСкачать
Видеоурок День словаряСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Python с нуля | Словари в Python | Методы словарей, перебор словарей в PythonСкачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Уроки русского словариСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
14 сложных слов русского языка. Сможешь правильно написать?Скачать
ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Основные словари русского языкаСкачать