Какова роль словосочетаний в речи

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Что такое словосочетание в русском языке

Какова роль словосочетаний в речи

Русский язык содержит множество частей речи и правил грамматики. На нем создавали свои произведения великие писатели и поэты.

В наше время огромное внимание уделяется русскому языку, невероятно разнообразному, имеющему огромное количество выразительных средств. Одним из них является словосочетание.

Итак, что такое словосочетание в русском языке? Об этом и пойдет речь ниже.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Что такое словосочетание

Говоря простым языком, словосочетание это сочетание двух или более слов, одно из которых главное, а другое зависимое. Связаны они особыми законами, грамматически и обязательно по смыслу или только по смыслу.

Какова роль словосочетаний в речи

Связь между ними показывается с помощью предлогов, союзов, частиц, окончаний, а в речи также интонацией.

Научным языком «словосочетание» можно объяснить таким способом синтаксическая единица, состоящая из двух знаменательных слов, которая служит для называния предметов, действия или состояния чего-либо.

Примеры словосочетаний

Ниже приводятся правильные примеры сочетаний слов по смыслу и грамматически:

  • красная шапка,
  • бежала по тропинке,
  • громко утверждать.

Стоит учесть: некоторые полагают, что грамматическая основа также является словосочетанием. И это одна из самых грубых ошибок.

Пример:

  • шапка лежит,
  • кошка бежала,
  • мальчик утверждает.

Все они не будут сочетаниями!

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Что такое зависимое слово

Выше была упомянута фраза «зависимое слово». Зависимое это часть словосочетания, связанная с главным словом подчинительной связью.

Какова роль словосочетаний в речи

В разных видах связи оно будет разными частями речи, и мы разберем это немного ниже.

Подчинительные и сочинительные словосочетания

Существует два вида этой синтаксической единицы подчинительная и сочинительная.

К подчинительным относится большинство знакомых нам словосочетаний. К примеру:

  • зимняя стужа,
  • летит к облакам,
  • стоял ровно.

Здесь важно наличие главного слова, от которого можно задать вопрос к зависимому. Это важнейшее условие подчинения.

  • стужа (какая?) зимняя,
  • летит (куда?) к облакам,
  • стоял (как?) ровно.

А вот сочинительные это сочетания, в которых слова абсолютно равны. Чаще всего они соединяются союзами. Например:

  • война и мир,
  • большой, но легкий,
  • не бежит, а несется.

Видео:Русский язык. Словосочетание.Скачать

Русский язык. Словосочетание.

Виды связи в словосочетаниях

В подчинительной связи есть три способа связи. Разберем подробно каждый из способов.

Какова роль словосочетаний в речи

Согласование

Здесь оба или больше слов согласованы друг с другом. Чаще всего встречаются варианты, где вопросом будет какой? какая? или какое? Также встречаются чей? или вопросы в падежной форме.

Главное слово существительное. Зависимое прилагательное, числительное, местоимение или причастие.

  • серый автомобиль,
  • восьмое марта,
  • мамина кружка,
  • от каменной стены.

Управление

Тут зависимое склоняется в падеже независимо от главного, но все равно относится к нему. Если изменится падеж главного, то зависимое останется прежним.

Примеры для лучшего понимания сказанного:

  • выступать в театре,
  • паспорт друга,
  • передать посылку.

Главное слово глагол, существительное, прилагательное. Зависимое существительное или другая часть речи в качестве существительного.

Примыкание

Связаны слова, в основном, смыслом, но не лексически. Определить примыкание нетрудно: правило гласит, что главным словом является глагол, наречие, прилагательное или существительное, а вот зависимым неизменяемые части речи, как например, инфинитив, деепричастие, местоимение, сравнительные формы прилагательного или наречия.

  • упорно просить,
  • добрался утром,
  • их машина.

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Типы словосочетаний

Типы зависят от того, чем является главное слово.

Какова роль словосочетаний в речи

Глагольные

Если главное слово глагол, то синтаксическая единица относится к этому типу:

  • работать усердно,
  • спала без «задних ног».

Именные

Если же главное слово выражено существительным или прилагательным, а может даже местоимением, то сочетание слов стоит отнести к именному типу.

Важно понимать, что здесь идет деление на:

  1. Субстативное: если главное — существительное:
    • крепкий стул,
    • платье в клетку.
  2. Адъективное: если главное — прилагательное:
      • лучший из вариантов,
      • вредный для детей,

если главное слово числительное:

если главное слово местоимение:

Наречные

А вот когда главное слово наречие, то эта синтаксическая единица относится к наречному типу.

С зависимым наречием:

С зависимым существительным:

Видео:Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетанияСкачать

Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетания

Как определить словосочетание в тексте и предложении

Предложение является цельной составной частью текста и несет в себе полноту мысли и ее законченность. Оно может состоять из одного слова или, наоборот, многих.

Какова роль словосочетаний в речи

Сочетание же предложением быть не может, оно отличается тем, что оно несет только крупицу смысла. Однако его нетрудно разыскать в предложении.

После нахождения грамматической основы, нужно от подлежащего и сказуемого задавать вопросы.

Разберем на примере:

На деревянной полке лежали научные книги и карандаши.

Грамматическая основа: лежали книги.

Словосочетания со сказуемым: лежали (где?) на полке.

С подлежащими: книги и карандаши (где?) на полке, книги (какие?) научные.

Другое: на полке (какой?) деревянной.

Видео:Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.

Роль словосочетаний в речи

Словосочетания помогают людям лучше понимать друг друга, ведь именно из них строятся предложения и речевые конструкции. Невозможно общаться лишь нераспространенными предложениями.

Для полноты выражения мысли важны различные части речи, которые вместе соединяются в словосочетания и затем в предложения.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Реферат на тему «Словосочетание и его роль в предложении»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ООО Учебный центр

«Теоретические основы лингвистики»

«Словосочетание и его роль в предложении»

Дружинина Елизавета Владимировна, учитель немецкого языка

Новорудный 2017 год

Слово и словосочетание ……………………………………………. 5

Роль словосочетаний в предложении …………………………………………. 7

Словосочетание в английском языке …………………………………………..10

Современный период развития русского языкознания характеризуется разнообразием лингвистических теорий. Особенно интенсивно развивается синтаксис. В последние годы «героем» синтаксиса стал текст, но мы обратим своё внимание на словосочетания, их строение.

В истории русской синтаксической теории роль словосочетаний и предложений в общей системе синтаксических единиц оценивалась и оценивается неоднозначно. Некоторые ученые (Ф.Ф. Фортунатов, А.М. Пешковский и др.) считали основной единицей синтаксиса словосочетание, а предложение рассматривали как разновидность словосочетания. Другие (А.А. Потебня, А.А. Шахматов, В.В. Виноградов и др.) считали основной синтаксической единицей предложение. Эта точка зрения в настоящее время является господствующей.

Главным дискуссионным вопросом теории словосочетания является следующий: «Существует ли словосочетание вне предложения, в которое оно входит как «строительный материал» наряду со словом (словоформой), или вычленяется из предложения наряду с другими сочетаниями слов?» В этом и есть актуальность моей работы.

Целью данной работы: выделить основные признаки словосочетания, сопоставив его со словом (словоформой) и сочетаниями слов, которые можно вычленить из предложения.

Данная работа представляет собой разностороннее рассмотрение словосочетаний. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования её результатов в практическом курсе. Кроме того, результаты предлагаемой работы могут быть использованы для дальнейшего исследования проблем, касающихся словосочетаний.

Слово и словосочетание

Словосочетание и слово (словоформу) сближают следующие свойства:
а) как и слово, словосочетание не является коммуникативной единицей, оно входит в речь только в составе предложения;
б) как и слово, словосочетание не имеет предикативных значений, интонации сообщения;
в) как и слово, словосочетание выступает как номинативное средство языка, то есть называет предметы, их признаки, действия и т. д. Это свойство словосочетаний обусловило появление некоторых разновидностей фразеологизмов, сложных слов (точить лясы, разводить турусы на колесах и т. д.; широкий в плечах — широкоплечий, двенадцати лет — двенадцатилетний);
г) как и слово, словосочетание имеет систему форм, предопределенную системой форм главного слова, и начальную форму, которая устанавливается по начальной форме главного слова словосочетания (например: тихое утро, хорошо учиться, учиться в школе, учиться писать, полный воды, очень полный и т. п.). Начальная форма словосочетания позволяет сопоставлять словосочетания в статике (в языке) и в динамике (в речи).
Рассматривая словосочетание как синтаксическую единицу, более важно отметить, чем отличается словосочетание от слова.
Словосочетание отличается от слова более сложной структурой. Оно образуется на основе подчинительной связи между знаменательными словами, включает не менее двух знаменательных слов, одно из них главное (стержневое), другое — X XX
зависимое: знамя полка, боевой дух, добиться победы и т. д.
Словосочетание входит в предложение посредством своего главного слова, которое в предложении может быть зависимым словом другого словосочетания.
По значению словосочетания сближаются со словами, но в отличие от слов они дают развернутое название предметов и явлений действительности, ограничивая при этом их круг указанием на те или иные отличительные свойства. Ср.: березовый лист, осиновый лист, дубовый лист, лист лавра и т. д. Зависимые слова, называя какие-то свойства листа, уточняют выражаемое понятие, сужают его объем, дают ему более точное название.
Таким образом, обычно предмет выделяется из ряда ему подобных с помощью атрибутивных (определительных) слов; процесс (действие) раскрывается, уточняется указанием на различные обстоятельства и объекты, сопутствующие ему. Словосочетания по сравнению со словами более конкретны по характеру обозначаемого явления действительности, лишь в некоторых случаях более конкретное и точное название дает слово, а не словосочетание, ср.: зимний месяц и февраль, сухая трава и сено и т. п.
Номинативная функция более ярко проявляется у субстантивных словосочетаний, поэтому именно они чаще, чем другие разновидности словосочетаний, подвергаются фразеологизации, то есть становятся подлинными наименованиями, различающими предметы и явления действительности.

Роль словосочетаний в предложении

К синтаксическим единицам, как уже было сказано, относят словосочетание и предложение. Под словосочетанием понимают номинативную единицу, которая в расчлененном виде передает единое понятие ( письменный стол, четырехэтажный дом) . Основная функция словосочетания проявляется в том, что оно служит строительным материалом для предложения. Спецификой сочетания как синтаксической единицы является ее производство непосредственно в речи (сравните с воспроизводимыми фразеологическим сочетаниями). Производство сочетаний осуществляется по определенным моделям, поэтому единицами синтаксического уровня являются модели сочетаний. Например, существует модель субстантивного сочетания ( медицинский институт, красный диплом, яркий свет ), можно выделить модели наречных, глагольных сочетаний.

При широком определении словосочетания ими будут являться не только сочетания с подчинительной связью, но и с сочинительной. Подчинительная связь – это формально выраженная связь между двумя словами, отношения между которыми неравноправны: один элемент сочетания оказывается главным, другой – подчиненным, зависимым. Например: дикие животные, стол из дерева, быстро бегать. Форма зависимого слова в сочетаниях с подчинительной связью диктуется главным словом.

Более сложной единицей является предложение. Предложение выполняет коммуникативную функцию, с помощью предложений осуществляется общение людей. Каждое предложение соотнесено с определенной ситуацией. Эта соотнесенность проявляется в темпоральности и модальности. Темпоральность – это выражение в предложении отношения ко времени, модальность – выражение отношения к действительности. Темпоральность выражается обычно морфологической категорией времени, модальность – глагольными наклонениями. Например, предложение Брат приехал соотнесено с реальной ситуацией, которая была в прошлом. Соотнесение с действительностью, временным планом осуществляется при помощи глагольной формы прошедшего времени. В другом предложении Я хотел бы поехать в Москву через форму сослагательного наклонения выражается не реальная ситуация, а желаемая.

В тех предложениях, где нет глагольных форм, темпоральность и модальность также присутствует. Так, в предложениях Ночь. Тишина есть отношение к действительности (реальная модальность). Темпоральность и модальность выражены интонацией.

Отличие сочетания слов от предложения также связывается с наличием или отсутствием предикативности. Сравните зеленое платье и П латье зеленое . В первом случае мы наблюдаем словосочетание с подчинительной связью, при этом осуществляется уподобление прилагательного существительному. Такой тип сочетания остается и при изменениях главного слова: зеленому платью, зеленым платьем . Во втором случае соединение слов характеризуется соотнесенностью признака, выраженного словом зеленое , с временным планом (в данном соединении – с планом настоящего). Кроме этого, каждое слово в конструкции Платье зеленое занимает определенное место – место подлежащего и место сказуемого, а это означает, что между словом платье и словом зеленое существует отношение координации, а не подчинения как в первом случае.

Предложение определенным образом организовано. Оно может состоять из одного члена ( Светает. Ночь ), но как правило, состоит из нескольких слов и словосочетаний. Слова и словосочетания, являющиеся компонентами предложения, называют обычно членами предложения. Каждый член предложения выполняет определенную роль. Выделяют главные и второстепенные члены предложения. Главные члены предложения выражают предикативность и составляют предикативную основу предложения. Второстепенные члены предложения являются распространителями главных членов. Второстепенные члены предложения могут вносить как дополнительную, так и первостепенно важную информацию. Между главными и второстепенными членами предложения, между отдельными второстепенными членами предложения, между подлежащим и сказуемым наблюдаются разнообразные отношения, поэтому можно сказать, что строение предложения сложнее, чем строение словосочетания.

Словосочетание в английском языке

В отечественной лингвистике учение о словосочетании зародилось еще в первых русских грамматиках. На протяжении длительного развития отечественной грамматической мысли проблема словосочетания привлекала внимание виднейших русских ученых. Все выдвигаемые теории были объединены одинаковой трактовкой предмета исследования: отечественные лингвисты 18, 19, начала 20 в. понимают словосочетание очень широко и называют этим термином любую синтаксически организованную группу слов.

Такая трактовка словосочетания претерпела коренные изменения в начале 50-х годов 20 в. с появлением трудов В.В. Виноградова, посвященных проблеме словосочетания. В.В. Виноградов сузил значение термина «словосочетания» и стал его применять только в отношении синтаксических групп, состоящих не менее чем из двух знаменательных слов, связанных отношением подчинения.

Проведенная переоценка основных понятий теории словосочетания не получила теоретического обоснования ни в трудах В.В. Виноградова, ни в работах его многочисленных последователей.

Однако далеко не все отечественные лингвисты разделяли вновь предложенную трактовку словосочетания. Целый ряд видных отечественных ученых продолжал придерживаться точки зрения, господствовавшей до появления трудов В.В. Виноградова. Известный отечественный германист В. М. Жирмунский осудил терминологические неудобства, создаваемые новой теорией, согласно которой термин «словосочетание» не синонимичен выражению «сочетание слов». Он назвал такое суждение термина «словосочетание» «неоправданным терминологическим педантизмом».

В настоящей работе термин «словосочетание» понимается в его широкой трактовке, т.е. как обозначение любой свободной синтаксической группы, основанной либо на подчинении, либо на сочинении, а также как предикативных структур, так и предложных сочетаний. Иными словами, термин «словосочетание» употребляется в его традиционном значении, синонимичном выражению «сочетание слов».

В зарубежной лингвистике теория словосочетания возникла гораздо позже, чем в отечественной. За рубежом началом учения о словосочетании обычно принято считать появление в 1933г. книги американского структуралиста Л. Блумфилда «Язык». Л. Блумфилд по праву считается главой американской лингвистической школы тридцатых годов. Согласно теории Л. Блумфилда словосочетания во всех языках мира, а не только в английском, можно разделить на две основные большие группы:

1. Эндоцентрические (endocentric)

2. Экзоцентрические (exocentric)

Принцип выделения этих двух групп коренным образом отличается от принципа, принятого для классификации словосочетаний в отечественной лингвистике. В отечественной лингвистике классификация основана на внутреннем строении группы, тогда как у Л. Блумфилда деление словосочетаний на эндоцентрические и экзоцентрические базируется на поведении группы и ее составляющих в расширенной структуре.

Согласно Л. Блумфилду эндоцентрическими группами следует считать такие построения, в которых одна или любая из составляющих может заменить всю группу в большей (расширенной) структуре. Например, сочетание poor John и John and Mary в равной мере классифицируются им как эндоцентрические в силу того, что в сочетании poor John одна составляющая John может заменить все словосочетание в расширенном построении: poor John ran away — John ran away. В группе John and Mary любая из составляющих может заменить всю группу в большей структуре: John and Mary ran away — John ran away или Mary ran away. То, что в форме настоящего времени могут происходить некоторые изменения в форме глагола (John and Mary run away — JohnMary runs away) Блумфилд не считает существенным для предлагаемой им классификации.

Теория Блумфилда общепризнанна за рубежом, хотя, естественно, с течением времени претерпела определенные изменения — были уточнены и добавлены некоторые типы групп.

Для зарубежной лингвистики характерно отсутствие единого термина для обозначения словосочетания. Наиболее распространен термин phrase. Одноко на ряду с ним широко используются и другие, а именно: word cluster, a cluster of words, word group.

Словосочетание обладает целым рядом специфических черт, которые присущи изолированным словам вне словосочетания. Прежде всего, смысловое значение, передаваемое словосочетанием, не возникает в результате простого сложения смыслов составляющих его слов. Смысловые отношения в словосочетании гораздо сложнее, чем сумма смыслов входящих в его состав слов. Например, прилагательное green , взятое в изоляции, обычно ассоциируется со значением слова. Однако, включенное в различные словосочетания это же прилагательное значительно модифицирует свое значении; сочетание green fruit не обязательно указывает на его цвет, а обозначает его незрелость.

Включение слова в словосочетание не только влияет на его смысловое значение, но и придает ему ряд новых свойств: члены словосочетания приобретают синтаксические функции. Например, существительное boy в сочетании to see a boy приобретает статус беспредложного дополнения, а в сочетании a boy friend функционирует как определение.

Перечисленные типы словосочетаний, хотя и не исчерпывают всех возможных синтаксических структур, охватывают их основные виды. К числу словосочетаний относятся структуры с глагольным ядром, для которых характерно левое распространение зависимых.

Грамматический строй языка включает в себя морфологию и синтаксис. В грамматику часто включают и словообразование.

Слово и его форма являются одними из важнейших понятий морфологии и синтаксиса. В морфологии разграничивают понятия формы слова и словоформы. В содержание словоформы входит несколько компонентов: лексическое, деривационное, реляционное (грамматическое) значения. Грамматические значения имеют различные способы выражения – синтетический и аналитический.

Словоформы одного слова составляют парадигму. Основу грамматики составляют грамматические категории, которые основаны на противопоставлении рядов форм с однородным значением. Существует классификация морфологических категорий, которая включает в себя словоизменительные и несловоизменительные категории, синтаксически выявляемые и несинтаксические выявляемые категории.

Части речи – самые крупные классы слов. Частеречная группировка осуществляется на основе нескольких признаков: семантического, морфологического и синтаксического. Лингвисты высказывают различные точки зрения на значимость отдельных признаков в частеречной классификации. Можно выделить типичные грамматические категории и типичные синтаксические функции, характеризующие части речи в различных языках. Синтаксическими единицами являются словосочетание и предложение.

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Словосочетание. Его строение и грамматическое значение

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Какова роль словосочетаний в речи

Темой этого урока является «Словосочетание. Его строение и грамматическое значение». Вначале учитель даст определение словосочетания, принятое в лингвистике, расскажет ученикам, как отличать словосочетания от других видов связи слов. Кроме того, расскажет о роли словосочетаний в языке, их значении и особенностях.

🔍 Видео

Математика это не ИсламСкачать

Математика это не Ислам

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)

Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать

Русский 5 Словосочетание  Разбор словосочетания

Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать

Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline
Поделиться или сохранить к себе: