Какое высказывание характеризует словосочетание как языковую единицу

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ КАК ЕДИНИЦА ЯЗЫКА

Слона и морфемы являются простыми единицами языка: слово (грамматическое слово) — это самостоятельная простая единица языка, а морфема — его минимальный структурный компонент, не способный функционировать самостоятельно.

Словосочетания (как свободные, так и устойчивые) относятся к сложным единицам языка: они состоят из грамматических слов (словоформ). Как и слова, словосочетания имеют три аспекта: фонетический, лексико-грамматический и семантический. причем асемантические словосочетания (при наличии значительного числа асемантических слов и морфем) в естественных языках практически вряд ли возможны. Слово в составе словосочетания как бы теряет в той или иной мере свой обобщающий характер, приобретая какое-либо конкретное значение (лексическое или грамматическое). При этом словосочетание -. ищи, первая ступень конкретизации слова. Следующими ступенями его конкретизации и актуализации являются предложение (высказывание) и текст.

С точки зрения принятой нами общей стратификации языка словосочетания должны рассматриваться как любые грамматически оформленные соединения слов, взятые в их отвлечении от вещественного (предметно-логического) содержания, т. е. как лексико-грамматические синтагмы. Такое понимание слово сочетания. близкое к его трактовке в трудах Ф. Ф. Фортунатова и А. М. Пешковского, охватывает все возможные виды сочетаний слов: предикативные и непредикативные, простые, сложные и комбинированные, с подчинительными и сочинительными связями. Однако вес словосочетания должны обязательно удовлетворять двум условиям: грамматической правильности и номинативной самодостаточности (относительной смысловой законченности). Первое условие предполагает оформление любого словосочетания но морфологическим и синтаксическим нормам данного языка; второе же условие требует, чтобы словосочетание имело смысл. Необходимость осмысленности словосочетания определяется его номинативной функцией, но из этого отнюдь не следует, что значение и грамматическая форма словосочетания абсолютно изоморфны друг другу. Напротив, они в значительной мере самостоятельны, так как связаны между собой не субстанционально, а функционально.

При таком понимании словосочетания устойчивые и идиоматические сочетания слов тоже следует рассматривать как лексико-грамматические синтагмы, а их компоненты — как грамматические слова. Нельзя, следовательно, согласиться с А. И. Молотковым в том, что словосочетание, лежащее в основе фразеологизма, является лишь его генетическим источником, его прототипом и что компоненты фразеологизма, сохранив звуковой образ слова, не являются словами ни по значению, ни по форме. По его мнению, фразеологизм «отличается от словосочетания, во-первых, своим составом: если словосочетание — это сочетание слов по определенным законам языка, то фразеологизм — не словосочетание, так как он составляется не из слов, а из компонентов, только генетически восходящих к слову; во-вторых, тем, что компонент фразеологизма не только не имеет лексического значения, но и утратил формы изменения слова, а соответственно и все лексико-грамматические особенности слова, так как ни парадигматические формы фразеологизма, ни формальные варианты компонента фразеологизма не выражают их». Утверждая это, Молотков исходит из убеждения в том, что словом может быть только двусторонняя единица языка, состоящая из означающего (формы) и означаемого (значения), и из предпосылки, что слово должно быть представлено всеми его возможными «парадигматическими формами» (формами словоизменения). Но эти предпосылки нельзя признать аксиомами. Они сами требуют серьезного научного обоснования. И прежде всего надо доказать, что лексическое значение должно быть присуще всякому слону.

Мы уже знаем, что многочисленные попытки определить слово как двустороннюю или трехстороннюю единицу языка не увенчались успехом. Поэтому лингвисты, да и сами носители языка, исходят обычно не из слова вообще, а из фонетического или грамматического слова. Абстрактное грамматическое слово (лексема) — это класс словоформ, реально функционирующих и объективно вычленяемых в составе высказывания (например, по принципам, разработанным А.. И. Смирницким). Как осмысленная, т. е. как сознательно выделяемая говорящими, единица языка грамматическое слово обязательно обладает какой-либо функцией и системной значимостью, но далеко не всегда оно имеет лексическое значение, т. е. не всегда выполняет номинативную функцию. Трудно, например, приписать какое-либо значение предлогу на в сочетании ответить па вопрос (ср. англ. To answer the question). Так же обстоит дело, как мы видели, со словами в составе фразеологизмов типа бит баклуши, точить лясы, хотя, впрочем, полная десемантизация компонентов фразеологизма — явление довольно редкое: чаще всего наблюдается сложное взаимодействие целостного значения фразеологической единицы с полностью не «угасшей» семантикой составляющих ее слов. Что же касается ущербности, неполноты словоизменительных парадигм образующих фразеологизм слов, то это явление не представляет собой специфической особенности только фразеологических единиц: оно нередко встречается и в лексике (ср. : Светает; Смеркается; Следует ‘надо, необходимо’; Подумаешь! — в функции экспрессивно-эмоционального предложения и т. п.). Кроме того, не во всех «парадигматических формах» выступают лишь синтаксически зависимые компоненты фразеологизмов; главные же, синтаксически доминирующие компоненты, с помощью которых фразеологизм как целостная синтагма включается в высказывание, в этом отношении чаще всего не отличаются от соответствующих компонентов свободных словосочетаний. Ср., например, бить баклуши и собаку съел: в первом фразеологизме глагол имеет все формы словоизменения, а во втором — лишь формы рода и числа.

Лексический состав фразеологизмов, конечно, более стабилен, чем лексический состав нефразеологических сочетаний. Однако многие типы фразеологизмов все же допускают значительное варьирование компонентов: возможна замена отдельных компонентов семантически и синтаксически тождественными их эквивалентами (бросать тень на кого

что), вставка или добавление факультативных компонентов [мотать (себе) на ус, вешать нос (на квинту), воротить нос (на сторону), лить слезы (в три ручья) и т. д. ]. Более устойчива (по сравнению со структурой нефразеологических сочетаний) и грамматическая структура фразеологизма: во многих случаях компоненты фразеологизма (например, фразеологизмов так себе, как пить дать и т. н.) нельзя ни переставить, ни расположить дистантно. И тем не менее ни устойчивости грамматической структуры, ни стабильность и воспроизводимость, лексического состава не являются, как считает Молотков, специфическими свойствами только фразеологических единиц. Фразеологизм, как любая синтаксическая единица, допускает лишь такие изменения в своей формальной структуре, которые не нарушают его семантического и функционального тождества.

Главное отличие фразеологизмов от свободных и нефразеологических устойчивых словосочетаний заключается в целостности, идиоматичности их значений и в их синтаксической монофункциональности (фразеологизм выполняет функцию только одного члена предложения). В этом отношении фразеологизм сближается со словом, выступая обычно в качестве его семантического и синтаксического эквивалента. О функционально-семантической близости фразеологизма к слову говорит и то, что фразеологизмы входят в лексико-семантические оппозиции, лежащие в основе различных системных группировок лексики (синонимических, антонимических, тематических и др.), заполняя в них те или иные лакуны, т. е. заменяя отсутствующие в языке лексемы с тем же значением (ср. : быть внимательным

принимать во внимание) или стилистически варьируя компоненты лексических парадигм (ср. : сесть

совершить посадку). Об этом же свидетельствует и такой факт: фразеологизмы, как и слова, могут иметь связанные значения, т. е. употребляться лишь с определенным кругом слов или даже с одним словом. Особенно это характерно для адвербиальных фразеологизмов: (знать) вдоль и поперек ;, (разбираться) как свинья в апельсинах; (смотреть, глядеть) во все глаза; (беречь, хранить) как зеницу ока; (жить) душа в душу и т. п. «Слова-сопроводители» как единицы, имеющие самостоятельное лексическое значение, не входят в состав таких фразеологизмов, хотя без них немыслимы ни их употребление, ни их «семантическая реализация». Кстати, по этой причине не следует, видимо, квалифицировать как фразеологизмы устойчивые словосочетания типа закадычный друг, понурить голову, насупить брови (фразеологические сочетания, и понимании В. В. Виноградова), один из компонентен которых имеет избирательную лексическую сочетаемость и, следовательно, «связанное», но свое собственное значение.

Таким образом, по форме фразеологизм в отличие от грамматического слова как цельнооформленной единицы представляет собой словосочетание (сочетание словоформ), т. е. раздельнооформленную единицу номинации, состоящую, как и свободное словосочетание, не менее чем из двух грамматических слов. Нет никаких серьезных оснований отвергать эту «традиционную» точку зрения, которой придерживались такие крупные ученые, как В. В. Виноградов, А. И. Смирницкий, Б. А. Ларин и др. Грамматическая структура фразеологизма может быть аналогичной как словосочетанию (морочить голову, обвести вокруг, пальца и т. н.), так и предложению (Комок подступил к горлу; Душа в пятки ушла и т. п.), но как единица системы языка в обоих случаях фразеологизм представляет собой слопосочстанис (в понимании Ф. Ф. Фортунатова). Исключение составляют фразеологизмы междометного и оценочного характера. не имеющие грамматической структуры в обычном смысле этого слова Ну и ну! ; Вот те на (! и т. п.). По своей семантике (лексической и грамматической) и синтаксической функции фразеологизм является эквивалентом грамматического слона (знаменательного или служебного), выполняющим чаще всего образно-характеристическую или оценочную, а иногда также номинативно-описательную (дескриптивную) функцию. Устойчивые словосочетания, не обладающие указанными свойствами (пословицы, фразеологические сочетания,, речевые штампы и т. н.), не следует относить к фразеологизмам.

Остановимся на еще одном важном вопросе, связанном с понятием словосочетания и имеющем прямое отношение к семантике. В последнее время некоторыми языковедами было высказано мнение, согласно которому словосочетание нельзя считать единицей языка, и в частности номинативной единицей. «Словосочетание, — заявляет, например, Ю. В. Фоменко, — это не единица языка, а свободная комбинация единиц (слов) в составе предложения. Предметом синтаксиса являются не словосочетания как таковые, а правила (законы) сочетания слов в процессе порождения фразы (высказывания) «. Тем самым отвергаются основы учения о словосочетании (разработанного В. В. Виноградовым и развитого затем Н. Ю. Шведовой, В. Л. Белошапковой и другими советскими учеными), в соответствии с которым словосочетания — это номинативные единицы языка, выделяемые в составе предложения и вместе с тем являющиеся «строительным материалом» для предложения. В праве на статус единицы языка словосочетанию отказывается по следующим причинам: оно не обладает такими фундаментальными свойствами единиц языка, как воспроизводимость, субстанциональность, цельность, номинативность. В какой мере состоятельны эти аргументы?

С утверждением, что словосочетания нельзя считать единицами языка, тем более цельными и воспроизводимыми, если они не являются устойчивыми, можно согласиться. Но почему бы их не признать единицами речи, реализующими в конкретной языковой субстанции абстрактные модели языка, и том числе вероятностные модели (грамматические и семантические)? Ведь эти модели заложены в смысловой структуре слои, в их семантических валентностях. Такое решение вопроса Фоменко, однако, тоже отвергает, считая, что любая единица языка должна иметь субстанциональную природу. Если быть последовательными, то с этой точки зрения нельзя признать единицами языка ни фонемы, ни морфемы, ни дистрибутивные формулы (абстрактные грамматические синтагмы, или структурные схемы), ни семантические модели (абстрактные семантические синтагмы), ни какие-либо другие инвариантные единицы языка. Но с такой концепцией современная лингвистика, естественно, согласиться не может, ибо главным ее достижением справедливо признается проникновение в сущность именно абстрактных, инвариантных единиц языка (лингвистических констант).

Итак, словосочетания (свободные и устойчивые, предикативные и непредикативные) имеют, как правило, три аспекта: фонетический, лексико-грамматический и семантический. Однако и в них, по существу, представлены три типа функционально связанных, но неоднородных по своей природе единиц языка: фонетические, лексико-грамматические и семантические синтагмы. В идиоматическом выражении лексико-грамматической синтагме соответствует не сочетание семем, не семантическая синтагма, а отдельная семема. Например, фразеологизму во что бы то ни стало соответствует семема ‘обязательно, непременно’, фразеологизму питать уважение — семема ‘уважать’. Это одно из проявлений асимметрии языковых знаков.

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Русский язык. 10 класс

Конспект урока

Тема: «Единицы языка. Языковая норма»

Перечень рассматриваемых вопросов

  1. Что такое единицы языка?
  2. Какую роль играют единицы языка в различении смысла?
  3. Как зависит единица языка от контекста?
  4. Как соотносятся единицы языка между собой?
  5. Что такое языковая норма?

Глоссарий по теме

Предложение – основная единица синтаксиса, служащая целям общения.

Словосочетание – синтаксическая единица, представляющая собой сочетание двух или более самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

Слово – основная единица языка, которая служит для именования различных предметов, явлений действительности и выражения отношений между ними и обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков.

Морфема – минимальная значимая единица языка.

Слог – минимальная произносительная единица речевого потока.

Звуки речи – минимальные единицы речевого потока.

Синтаксис – раздел языкознания, изучающий законы построения связной речи.

Лексика – совокупность слов, образующих словарный состав языка.

Морфемика – раздел языкознания, описывающий типы морфем, их отношения друг к другу и слову в целом.

Фонетика – раздел лингвистики, изучающий звуковые средства и звуковой строй языка.

Языковая норма – совокупность наиболее устойчивых языковых единиц и правил их употребления, принятых в каком-либо обществе в определённую эпоху.

Литература по теме

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009, 287 с.

Русский язык. Школьный энциклопедический словарь / Под ред. С. В. Друговейко-Должанской, Д. Н. Чердакова. СПб.: СПбГУ, 2014, 583 с.

1. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М.: Московская международная школа переводчиков, 1994, 400 с.

Материал для самостоятельного изучения

На каждом уровне языковых единиц существуют нормы, определенные лингвистами и зафиксированные в словарях. Эти нормы – весь их комплекс образует литературный язык – подвижны и изменяются со временем. Речь идет об орфоэпических (произносительных), словообразовательных, лексических, стилистических, синтаксических нормах.

В любом языке, и в русском в том числе, есть составляющие элементы, которые мы называем единицами языка. Наименьшей единицей, не обладающей значимостью, является звук. В свое время делались попытки (не лингвистами, а поэтами) придавать значимость звуку. Французский символист Артюр Рембо написал сонет «Гласные», в котором привязывал отдельные звуки к определенному значению. Русский футурИст Велимир Хлебников создал стихотворение «Слово о Эль», объясняя значение этого звука.

Когда судов широкий вес

Был пролит на груди,

Мы говорили: видишь, лямка

Однако сравнение фонетических систем разных языков свидетельствует о том, что сам по себе отдельный звук никакого определенного значения не имеет. Зато в потоке речи звуки играют смыслоразличительную роль.

Скажем, звуки [м], [мь], [ы] не значат ничего, но слово «мысли» мы отличаем от хлопьев «мюсли» именно потому, что в определенной конфигурации звуков слышим [м], а не [мь], а также [ы], а не [у]. По той же причине мы различаем слова, состоящие из одних и тех же звуков, но расположенных в разном порядке: «сокол» и «колос», например.

Есть еще одна единица языка – слог. В потоке речи мы произносим не отдельные звуки, а именно слоги. Слогообразующим элементом является гласный, к которому могут присоединяться согласные – один (ра-) или несколько (ржа-). Слог может обойтись и совсем без согласных, но гласный в нем непременно присутствует. Сам по себе слог, как и звук, не имеет значения, но в качестве морфемы (раз-, холм, -ян) он значение обретает.

Итак, минимальная значимая единица языка – это морфема. К морфемам относятся корни, приставки, суффиксы и окончания. Ясно, что значимость их – разного порядка. Корень прямо обращает нас к значению слова в целом. Приставка может поменять это значение на противоположное (сравните: вход – выход), может иметь грамматическое значение (например, с помощью приставок образуются видовые пары глаголов: делать – сделать). Суффикс «рассказывает» нам о морфологии – к какой части речи относится слово (скажем, бег – это действие, но со значением предметности, а бегать – действие, выраженное глаголом) и, кроме того, может указывать на грамматические признаки слова (например, род: ученик – ученица), на то, что речь идет о профессии (строитель, переводчик), может играть формообразующую роль («л» в глаголах прошедшего времени). С помощью окончания мы узнаем всё, что нам нужно, о грамматических особенностях слова: о его принадлежности к определенной части речи, роде, числе, падеже.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Найдите соответствия между двумя множествами:

  1. Разделы лингвистики: синтаксис, лексикология, морфемика, фонетика.
  2. Единицы языка: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение.

В первом множестве приведены некоторые разделы языкознания, изучаемые в школьном курсе. Обращаем внимание на то, что в учебниках раздел науки о значениях слов называется не «Лексикология», а «Лексика», однако слово «лексика» обозначает не раздел лингвистики, а словарный состав языка, поэтому мы, чтобы сделать множество более корректным, используем другое слово. Если ранжировать уровни, то ответ будет выглядеть так: единицей фонетики является звук, морфемики – морфема, лексикологии – слово, синтаксиса – словосочетание и предложение.

Прочитаем стихотворение поэта Алексея Крученых, товарища Велимира Хлебникова по футуризму, написанное так называемым «заумным» языком:

На каких уровнях языка работает поэт? Можно ли сказать, что он пишет по-русски? Приведите аргументы.

Ответ на второй вопрос однозначен и содержится в условиях: стихи написаны «заумью», в них не используются слова русского языка. Правда, в нескольких случаях возникают совпадения. Так, слово «дыр» совпадает с формой родительного падежа множественного числа слова «дыра», «вы» – с формой личного местоимения 2-го лица (именительный падеж, множественное число), «со» – с предлогом «с», который перед словами, начинающимися на согласные (например, «со мной»), иногда распространяется гласным звуком. Однако эти совпадения случайны и не являются значимыми.

Теперь отвечаем на первый вопрос. Начинаем с нижних уровней языка. Поэт работает на фонетическом уровне (в данном случае этот уровень играет ведущую роль); о морфемном уровне мы ничего сказать не можем, так как «заумь» не имеет ни морфологической, ни грамматической системы; используется лексический уровень (пробелы в тексте свидетельствуют о том, что имеются разные лексические единицы); синтаксический уровень также в наличии, потому что произведено некое высказывание, хотя смысл его остаётся непонятным.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Прочитайте в следующем издании – «Русский язык. Школьный энциклопедический словарь» – статьи, фрагменты из которых использованы в «Глоссарии». Напишите академическое эссе «Для чего языку нужны единицы?».

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Русский язык

План урока:

Видео:Русский язык 10 класс (Урок№3 - Единицы языка. Языковая норма.)Скачать

Русский язык 10 класс (Урок№3 - Единицы языка. Языковая норма.)

Теоретические основы

Для того чтобы сделать свою речь грамотнее, всегда для начала следует знакомиться с теорией. Существуют некоторые определения и правила, которые характеризуют словосочетание как единицу языка.

В чем заключается суть словосочетания. Толкование термина

Лингвистическое значение словосочетания можно найти в различных вариациях и источниках. Но при этом суть данного термина не изменяется. Ушаков дал следующее толкование словосочетанию:

«Два или несколько слов, связанных между собой грамматически».

А вот Большой энциклопедический словарь дает немного видоизмененное определение:

«Простейшая непредикативная, в отличие от предложения, единица речи, которая образуется на основе подчинительной связи».

Самое главное, что смысл в этих терминах один. Таким образом, словосочетание – это единица синтаксиса, которая состоит из нескольких слов и имеет грамматическую связь. Слова и словосочетания имеют большое значение для русского языка, поэтому необходимо всегда правильно употреблять их в своей речи.

Часто в задании просят записать словосочетание. Сделать это не составит труда, если знать, как оно выглядит.

Красивое платье, мало счастья, сделано с любовью.

Признаки словосочетания. Отличие данной единицы речи от предложения

Также необходимо ознакомиться с характеристикой данной единицы синтаксиса. Всегда предмет и его признак становятся основой словосочетания. Это и является главной составляющей данной языковой частицы.

Главные признаки словосочетания:

  • составляющие словосочетания – только самостоятельные части речи, грамматическая основа не может быть этой единицей;
  • зависимость частей словосочетания друг от друга;
  • наличие подчинительной связи между компонентами;
  • существование зависимого и главного слов;
  • присутствует смысл;
  • нет законченности.

Из словосочетаний в дальнейшем строится предложение. Можно сказать, что эта единица синтаксиса выступает строительным материалом, из которого потом будет сделан фундамент уже более структурному элементу – предложению.

Словосочетание и предложение сильно отличаются друг от друга. Главное свойство словосочетания – часть предложения, из которого потом строится грамматически целостное и интонационно законченное высказывание. Ранее это просто обрывки фраз. Поэтому важно отличать эти две единицы синтаксиса

Раннее утро, отправиться налегке, одинокий путешественник

Ранним утром одинокий путешественник налегке отправился в путь.

Невозможно не заметить кардинальную разницу между этими случаями. Определенные словосочетания помогают собрать из слов предложение.

Построение словосочетаний. Формулы и схемы

Чтобы никогда не ошибаться в построении этой единицы синтаксиса, достаточно запомнить одну простую схему. Построение словосочетаний и предложений значительно различаются по своей структуре. В данном случае комбинировать слова можно в различных вариациях, но принцип всегда будет следующим:

Отсюда можно выяснить, по принципу какой связи словосочетание построено и к какому виду его можно отнести.

Для начала необходимо выбрать слово, которое нужно описать. Если это небо, то к нему можно подобрать прилагательные. Светлое небо, ясное небо, лазурное небо. Также в пару к нему никто не запрещает взять другое существительное. Небо и звезды, небо и солнце. Такие комбинации можно делать со всеми предметами, явлениями и вещами, которые окружают человека. Главное помнить структуру и признаки этой единицы речи.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Характеристика словосочетаний

Эту единицу синтаксиса можно описать по различным критериям. Словосочетание имеет несколько видов и форм, которые отличают их друг от друга. Поэтому важно научиться видеть их особенности.

Виды словосочетаний. Критерии объединения в группы

Часто просят указать вид словосочетания. С этим могут возникнуть трудности, если не разобраться с характеристикой. Можно выделить различные группы, которые отражают видовую классификацию данной единицы синтаксиса.

Основные виды словосочетаний:

Таким образом, характеристика словосочетания складывается из нескольких аспектов и критериев, по которым потом можно правильно определить его вид.

Провести мероприятие. Глагольное, простое, свободное.

Пример показывает, какой вид словосочетания отражен в данном контексте.

Виды связи слов в словосочетании. Подчинительная связь

Типы связи между словами в словосочетании также играют важную роль в характеристике данной речевой единицы. Они бывают трех видов:

Рассмотрим виды связи слов более подробно

Согласование (Какой? Который? Чей?)

Обозначает признак главного слова или существенную и важную характеристику. Зависимое слово согласуется с главным в падеже, числе и роде. Синее море, кожаное платье, рваный рукав.

Управление (вопросы косвенных падежей)

Главное слово управляет зависимым и ставит его в определенный падеж. Зависимое слово изменениям не поддается. Терять друзей, закрывать окно, нести счастье.

Примыкание (как?)

К зависимым словам относятся только неизменяемые части речи, отвечающие на обстоятельственные вопросы, а также включающие местоимения их, ее, его. Его сумка, мало побегал, строго запретили.

Виды связи между словами в словосочетании позволяют определить, как одна единица подчинена другой. Это значительно облегчает построение грамотного и осмысленного предложения.

Виды подчинительной связи в словосочетаниях можно увидеть на примере:

Поздний вечер раскроет тайну, которую долго скрывала Мария.

Поздний вечер – согласование, раскроет тайну – управление, долго скрывала – примыкание.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Синтаксический разбор единицы речи

Каждый компонент языка можно разобрать синтаксически. Для этого достаточно знать простую характеристику и теоретические основы.

Образец синтаксического разбора словосочетания. Алгоритм действий

Проводить синтаксический разбор речи необходимо для установления ее главных свойств. Делать это можно со всеми частями и единицами. То же касается и предложения.

Полный синтаксический разбор словосочетания осуществляется по следующей схеме:

  1. Словосочетание;
  2. 1. Сама единица речи с вопросом
  3. Вид связи;
  4. Средство связи
  5. Грамматическое значение.

Таким образом, решая орфографические задачи, можно подробно расписать каждую единицу речи. Это помогает детально изучить все признаки.

Синтаксический разбор словосочетаний:

1) вечернее солнце;

2) пришел поздно.

  1. Словосочетание;
  2. 1. Солнце (какое?) вечернее;
  3. Согласование;
  4. Зависимое прилагательное.

III. Грамматическое значение – предмет и его признак.

  1. Словосочетание
  2. 1. Пришел (когда?) поздно;
  3. Примыкание;
  4. Неизменяемое наречие.

III. Грамматическое значение – действие и его признак.

Также необходимо помнить о графическом обозначении составляющих словосочетания. Они показаны в примерах. Подчеркивание играет важную роль в разборе: оно позволяет не запутаться при определении основных свойств единицы.

Теперь провести синтаксический разбор словосочетания не составит трудностей. Главное не запутаться в определении вида и связи – нельзя путать эти понятия между собой.

Синтаксический разбор предложения. Особенности

Выполнить синтаксический разбор предложения требуют намного чаще. Зная всю теорию об этой части языка, остается только следовать определенному алгоритму:

  • выявление главных и второстепенных членов, их графическое обозначение;
  • определение частей речи, которыми выражены компоненты;
  • характеристика предложения;
  • построение схемы и включение всех распространенных компонентов в нее.

Образец разбора предложения

Подробный разбор предложения можно увидеть на этом примере:

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Применение теории на практике

Существует много заданий на заданную тему. Синтаксические единицы языка переплетаются между собой, поэтому очень важно не только отличать их виды, но и выявлять связь между словами.

Согласование

Запомнить! Всегда есть описание главного слова, выделение его признака или свойства. Например, если это сумка, то она может быть кожаная, черная, большая и т.д.

1) Во дворе слышны громкие голоса детворы.

Голоса (какие?) громкие

Описание голосов, согласование

2) Мелодичное пение птиц не сравнится ни с какими другими звуками природы.

Пение (какое?) мелодичное

Характеристика пения, согласование

3) После дождя на небе появилась лучезарная радуга.

Радуга (какая?) лучезарная

Показано свойство радуги, согласование

Связь между словами выражена зависимым прилагательным, что и характерно для данного вида.

Управление

Запомнить! В этой категории главными словами выступают только глаголы и их формы, связи синтаксических единиц обусловлены зависимыми словами, отвечающими на падежные вопросы.

1) Заправлять постель необходимо каждое утро.

Заправлять (что?) постель

Отвечает на вопрос винительного падежа, управление

2) Мама с детства приучила меня мыть руки перед едой.

Вопрос винительного падежа, управление

3) Я очень хотел увидеть маму перед отъездом.

Увидеть (кого?) маму

Отвечает на вопрос винительного падежа, управление

Таким образом, синтаксические единицы соединены падежными вопросами.

Примыкание

Запомнить! Здесь важно обращать внимание на зависимые слова. Если есть местоимения ее, его, их – смело можно называть вид связи. Также характерной чертой является наречие, которое является неизменным зависимым словом.

1) Ее велосипед нравился всем во дворе.

Велосипед (чей?) ее

Вспомогательное слово ее, примыкание

2) Времени, как всегда, было мало на выполнение всех дел.

Времени (как?) мало

Неизменяемое наречие, примыкание

3) Становилось жарко, и все постепенно покидали пляж.

Становилось (как?) жарко

Наличие наречия, которое не изменяется, примыкание

Следовательно, для определения видов подчинительной связи в словосочетаниях, необходимо знать лишь характерные и ключевые признаки каждого типа.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Типовые задания ОГЭ по русскому языку по теме «Словосочетание»

Для учащихся 9 классов близится Основной Государственный экзамен, который станет настоящей проверкой знаний школьной программы, пройденной за 9 лет.

ОГЭ по русскому языку 2020 «Словосочетание». Основы задания

Словосочетание дано в задании 4 ОГЭ. Основной задачей данного упражнения является изменение связи между членами этой единицы синтаксиса. Для этого необходимо комбинировать все полученные теоретические знания о словосочетании.

Синтаксический анализ также важен для ОГЭ. Необходимо проводить его на черновике, чтобы знать как переделать данный случай под другое средство связи.

Принцип задания 4

В 2020 году это упражнение для сдающих осталось неизменным. Нужно переделать связь от согласования к управлению или наоборот. Участвуют все типы связи, они могут комбинироваться в различных формах и образах.

Разберемся на примерах и попробуем решить некоторые задания в формате экзамена.

📹 Видео

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.

Тема 6. Словосочетание как единица синтаксиса. Строение, грамматическое значение словосочетанияСкачать

Тема 6. Словосочетание как единица синтаксиса. Строение, грамматическое значение словосочетания

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать

5 класс. Русский язык. Словосочетания

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать

Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)

Русский 8 Основные единицы синтаксисаСкачать

Русский 8 Основные единицы синтаксиса

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Словосочетание как единица синтаксисаСкачать

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Словосочетание как единица синтаксиса

Единицы языка. Языковая нормаСкачать

Единицы языка. Языковая норма

Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний
Поделиться или сохранить к себе: