Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Урок № 47. Понятие о словосочетании
Цель урока:
- активизировать знания обучающихся о синтаксических единицах;
- рассмотреть отличительные особенности словосочетания;
- совершенствовать умение выделять словосочетания и давать им синтаксическую характеристику;
- совершенствовать умения разграничивать виды подчинительной связи в словосочетании;
- совершенствовать умения образовывать словосочетания;
- развивать лингвистическую и коммуникативную компетенции обучающихся;
- совершенствовать правописные навыки.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, тетрадь, тетрадь-памятка, раздаточный материал.
План урока:
Содержание (цель) этапа
Нацелить обучающихся на урок
Проверка домашнего задания
Проверить правописные навыки обучающихся
Отработать орфографические умения и навыки
Актуализировать знания обучающихся об отличительных признаках словосочетания, позволяющие разграничить его и другие сочетания, не являющиеся словосочетанием
Практическая работа № 1
Отработать умения выделять в предложении сочетания, не являющиеся и являющиеся словосочетанием
Актуализация и систематизация знаний обучающихся
Актуализировать знания о словосочетании как синтаксической единице
Практическая работа № 2
Отработать умение синтаксически анализировать словосочетание
Отработать умение классифицировать словосочетания по сходству и различию
Совершенствовать лингвистическую и коммуникативную компетенции обучающихся при создании словосочетаний
Отработать умения выделять в предложении словосочетания и их анализировать
Подведение итогов урока
Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке
Сообщение домашнего задания
Разъяснить содержание домашнего задания
Подготовка к ЕГЭ
Подготовить обучающихся к написанию ЕГЭ
Просмотр содержимого документа
«Урок № 47. Понятие о словосочетании»
Понятие о словосочетании
активизировать знания обучающихся о синтаксических единицах;
рассмотреть отличительные особенности словосочетания;
совершенствовать умение выделять словосочетания и давать им синтаксическую характеристику;
совершенствовать умения разграничивать виды подчинительной связи в словосочетании;
совершенствовать умения образовывать словосочетания;
развивать лингвистическую и коммуникативную компетенции обучающихся;
совершенствовать правописные навыки.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, тетрадь, тетрадь-памятка, раздаточный материал.
Содержание (цель) этапа
Нацелить обучающихся на урок
Проверка домашнего задания
Проверить правописные навыки обучающихся
Отработать орфографические умения и навыки
Актуализировать знания обучающихся об отличительных признаках словосочетания, позволяющие разграничить его и другие сочетания, не являющиеся словосочетанием
Практическая работа № 1
Отработать умения выделять в предложении сочетания, не являющиеся и являющиеся словосочетанием
Актуализация и систематизация знаний обучающихся
Актуализировать знания о словосочетании как синтаксической единице
Практическая работа № 2
Отработать умение синтаксически анализировать словосочетание
Отработать умение классифицировать словосочетания по сходству и различию
Совершенствовать лингвистическую и коммуникативную компетенции обучающихся при создании словосочетаний
Отработать умения выделять в предложении словосочетания и их анализировать
Подведение итогов урока
Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке
Сообщение домашнего задания
Разъяснить содержание домашнего задания
Подготовка к ЕГЭ
Подготовить обучающихся к написанию ЕГЭ
Понятие о словосочетании
Вскоре на третьем этаже из двух окон расположенных слева повалил чёрный дым.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Преподаватель проверяет по цепочке правильность написания предложений упр. 205, а также упр. 201.
III. Словарный диктант
Дорожка вилась среди лиственного молодняка; в течение получаса; нежащая и усыпляющая ласка ночи; выбрав пень поудобней, я присел перекусить; анютины глазки; совершенно безукоризненно и изысканно; поражали агатовые глазки; доклеив, я решил отдохнуть; в продолжении новеллы, она шла не торопясь и наслаждаясь.
Объясните орфограммы и пунктограммы.
IV. Фронтальная беседа
Какие единицы синтаксического яруса вам известны?
Сравните: поездка – удачная поездка, поездка в горы, поездка верхом.
В чём отличительная особенность словосочетания? (Наличие 1) двух и более знаменательных слов и 2) подчинительной связи между ними.)
Сформулируйте определение словосочетания.
Выделите из словарного диктанта те сочетания, которые образуют словосочетания. Ответ обоснуйте, оперируя следующими положениями. (Фиксируем материал в тетради-памятке.)
Словосочетаниями не являются:
главные члены предложения (равноправная связь) – девочка играет;
однородные члены предложения (сочинительная связь) – красивая и умная…;
обособленный член предложения и определяемое слово (связь, легко трансформирующаяся в равноправную или сочинительную) – дом, расположенный…= дом был расположен; подготовившись, рассказал…= подготовился и рассказал;
сочетание знаменательного и служебного слова – из-под стола, вследствие дождя.
V. Практическая работа № 1
Прочитайте предложение, записанное на доске. Расставьте знаки препинания. Выпишите из предложения сначала сочетания, не образующие словосочетания, а затем все возможные словосочетания.
Вскоре на третьем этаже из двух окон, расположенных слева, повалил чёрный дым.
Запомни! Числительные в И. п. и В. п. управляют существительным, в остальных падежах – согласуются. (Два брата – два (кого?) брата; двумя братьями – братьями (сколькими?) двумя.)
VI. Актуализация и систематизация знаний обучающихся
Вспомните характерные признаки словосочетаний, анализируя выписанные словосочетания, и заполните таблицу «Словосочетание».
(определяется по наличию компонентов)
сложное (образует в основном обособленный член: причастный, деепричастный или сравнительный оборот)
(определяются по синтаксическому вопросу)
(обозначают предмет и его признак, ставится вопрос определения)
(обозначают действие и объект, на который направлено действие, ставится вопрос дополнения)
(обозначают действие и место, время, причину и т.п. его совершения, ставится вопрос обстоятельств)
(определяется по характеру зависимого слова)
Способность зависимого слова изменяться
Особенность взаимодействия зависимого слова с главным
ставится в том же числе, роде и падеже, что и главное
ставится в том косвенном падеже, которое требует главное
подчиняется главному по смыслу
изменение формы главного слова приводит к изменению формы зависимого
изменение формы главного слова не ведёт к изменению формы зависимого
изменение формы главного слова не ведёт к изменению формы зависимого
VII. Практическая работа № 2
Охарактеризуйте следующие словосочетания, пользуясь таблицей. (Можно выполнить задание устно, по цепочке.)
Шёлковое платье, раскраска для малышей, увеличить вдвое, по-праздничному одетый, неожиданно заговорил, дом на перекрёстке, дом напротив, уехать для лечения, дверь в зал, норковая шуба, четырёх друзей, стая лебедей, две колеи, желание расстаться, рукав реглан.
VIII. Самостоятельная работа
Сгруппируйте словосочетания и запишите их в три столбика. По какому признаку вы объединили словосочетания?
Рано состарившийся, всяческие приметы, твои наблюдения, поднимая со дна, девятый вал, оставить на память, подаренный отцом, направить меня, рассыпанный бисер, приказать вернуться, губки бантиком, смеющийся ребёнок, её улыбка, добрый по натуре, тёмная ночь, сильнее врага, в течение полярной ночи.
IX. Обобщение материала
Выполните упр. 215.
Какие синтаксические отношения реализуются в этих словосочетаниях?
Какой вид связи?
Что общего в полученных словосочетаниях, а в чём различие? (Общее синтаксические отношения и вид связи, различие – вид словосочетаний по главному слову.)
Выполните упр. 212 устно.
X. Проверочная работа
Запишите предложение, охарактеризуйте орфограммы и пунктограммы.
Выпишите сочетания, не образующие словосочетаний. Произведите синтаксический разбор словосочетаний.
XI. Подведение итогов урока
Укажите основные единицы синтаксического яруса языка.
Что такое словосочетание?
Какие сочетания мы не можем отнести к разряду словосочетаний и почему?
Назовите отличительные особенности словосочетаний со связью согласование/управление/примыкание.
Определите вид связи в словосочетании её одежда. Ответ обоснуйте. (Примыкание, так как притяжательные местоимения её, его, их не изменяются.)
XII. Сообщение домашнего задания
Подготовьте связный ответ по теме «Словосочетание как синтаксическая единица».
Выполните упр. 209 (а, б), упр. 207.
Из упр. 222 (предл. № 1 и № 2) выпишите сочетания, не являющиеся словосочетанием, а затем все словосочетания охарактеризовать синтаксически.
XIII. Подготовка к ЕГЭ
Какое сочетание является словосочетанием?
несмотря на метель;
2. Укажите словосочетание со связью согласование.
2) веселившая их;
3) работал по-новому;
4) в четвёртом ряду.
3. Укажите словосочетание со связью управление.
1) прощальными гудками;
2) с нижнего этажа;
3) приехать осенью;
4) умытый дождём.
4. Укажите словосочетание со связью примыкание.
1) захотел остаться;
3) намерение уехать;
4) дождаться тепла.
5. Определите вид связи в сочетании «его улыбка».
4) не словосочетание.
6. Определите вид связи в сочетании «прийти втроём».
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
В каком предложении выделенные слова являются словосочетанием?
1) Рисовал, не смотря в книгу.
2) Несмотря на болезнь, пошёл в школу.
3) В продолжение дня планы изменились.
4) Вследствие дождей дорогу размыло.
А 2. В каком словосочетании причастие является зависимым словом?
1) отлично выполнившие
2) выученное стихотворение
3) работающий вечером
4) читаемые учениками
А 3. В каком словосочетании вид связи – ПРИМЫКАНИЕ?
1) первый экзамен
2) выполнять добросовестно
3) увлекаться спортом
4) надвигающаяся заря
А 4. Какое словосочетание является именным?
1) сидя на стуле
2) довольно громко
3) написанный тушью
4) пятый урок
А 5. Какое словосочетание имеет обстоятельственное значение?
1) костюм брата
2) наши друзья
3) стоя на берегу
4) книга о дружбе
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Урок по русскому языку на тему: «Словосочетание. Нормы построения словосочетаний»
Щигровский филиал ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова»
урока русского языка
«Словосочетание. Нормы построения словосочетаний».
преподаватель русского языка и литературы
Тема урока включает повторение и обобщение знаний обучающихся о словосочетаниях и нормах их построения.
В процессе урока решались следующие задачи: активизировать знания студентов о синтаксических единицах; рассмотреть отличительные особенности словосочетаний; совершенствовать умение выделять словосочетания и давать им синтаксическую характеристику; совершенствовать умения разграничивать виды подчинительной связи в словосочетании; совершенствовать умения образовывать словосочетания; развивать лингвистическую и коммуникативную компетенции студентов; совершенствовать правописные навыки; разобрать задания ЕГЭ В3 (словосочетание и типы связи слов в словосочетании).
При изучении данного материала студенты достигли следующих результатов:
Образовательные (предметные): повторение и обобщение изученного материала по теме «Словосочетание»; выявление затруднений по теме для дальнейшей индивидуальной работы; формирование умения самоконтроля и взаимоконтроля.
Развивающие (метапредметные) : сотрудничество учителя с классом; выделение главного, умение обобщать, повышение грамотности устной речи; осуществление совместной деятельности в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; создание условий для включения каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность.
Воспитывающие (личностные): воспитание культуры учебного труда; повышение мотивации учебного труда за счет игровой формы работы; обучение умению «слушая, слышать»; формирование чувства здорового соперничества, умения отстаивать свои взгляды.
Словосочетание – синтаксическая единица русского языка, так или иначе противопоставленная предложению в фукциональном и структурном отношении. Природа этой единицы сложная; сложным и противоречивым является и её лингвистическое осмысление. Есть два различных понимания словосочетания.
Для одних словосочетание – это любое грамматическое соединение полнозначных слов (Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, А.М. Пешковский и др.); это общее понятие охватывает и предложение или его предикативную основу – как «особое» словосочетание. Ведущим признаком является грамматическая организованность, форма.
Принципиально иное понимание словосочетания сформулировано В.В. Виноградовым – как номинативной единицы, целостной по смыслу, «строительного материала» для предложения. Ядром данной концепции является противопоставление предложения и словосочетания: по функции (коммуникативная-номинативная), по грамматическому значению (предикативная-непредикативная), по «субординации» (главная, первичная-зависимая, вторичная единицы).
Словосочетание организуется только подчинительной связью.
Понимание словосочетания как номинативной единицы, реализуемой в предложении, выдвигает проблему отграничения его от слова (в том числе составного и сложного), фразеологизма и предложения. В каждом случае акцентируется то качество словосочетания, которое противопоставляет его другой единице: 1) состав два и более полнозначных слова, раздельнооформленность; 2) аналитичность семантики, свободное строение, невоспроизводимость; 3) номинативность, непредикативность.
Характеристика типов словосочетаний нами будет даваться по данной концепции, исходя из: 1) подчинительной связи, 2) двучленности, 3) различения содержательной стороны (отношения) и формальной (связи).
закрепить сведения о нормах построения словосочетаний и предложений; правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования;
активизировать знания студентов о синтаксических единицах;
рассмотреть отличительные особенности словосочетаний;
совершенствовать умение выделять словосочетания и давать им синтаксическую характеристику;
совершенствовать умения разграничивать виды подчинительной связи в словосочетании;
совершенствовать умения образовывать словосочетания; развивать лингвистическую и коммуникативную компетенции студентов;
совершенствовать правописные навыки;
разобрать задания ЕГЭ В3 (словосочетание и типы связи слов в словосочетании).
Средства активации: мультимедийный проектор, учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10-11кл. под ред. А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой, М. «Просвещение», 2005г.
Мобилизующее начало урока:
Орфоэпическая разминка (расставить ударение в словах, записанных на доске):
Аэропорты, избалованный, иконопись, каталог, квартал, занята, клала, кухонный, звоним, краны, начал, начала, начали, перезвонит, торты, цепочка, черпать, шарфы.
2) Словарный диктант.
Дорожка вилась среди лиственного молодняка; в течение получаса; нежная и усыпляющая ласка ночи; выбрав пень поудобней, я присел перекусить; анютины глазки; совершенно безукоризненно и изысканно; поражали агатовые глазки; доклеив, я решил отдохнуть; в продолжение новеллы; она шла не торопясь и наслаждаясь.
«Сказка из жизни Словосочетаний».
Жили-были, не тужили, участвовали в синтаксической жизни, всем помогали удивительно трудолюбивые и миролюбивые единицы языка – Словосочетания. Были они небольшие, очень подвижные, легко помогающие словам найти общий язык. И на всё они шли ради этого, всё знали и умели: там падеж изменить, окончание подправить, там нужный предлог подобрать, а там и вовсе в значение вникнуть. Нелёгкое это дело. Чуть зазеваешься – грамматическая ошибка, а то и речевая.
Помните известное: у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей, у рыб нет зуб.
А всё дело в незнании падежных форм. Как часто по незнанию мы разрушаем фразеологизмы. На секунду отвернёшься, и словосочетания тут же разрушаютсся, просто распадаются на глазах.
Вот и просят они нас, читателей: «Побольше читайте, вглядывайтесь в литературный текст, учитесь правильно соединять слова, а уж мы поможем предложение составить».
1) Какие единицы синтаксического яруса вам известны? (слово, словосочетание и предложение).
2) В чём отличие предложения от словосочетания? (функция; структура; интонационное оформление).
3) В чём отличительная особенность словосочетания? (наличие 2 и более знаменательных слов и подчинительной связи между словами).
4) Сформулируйте определение словосочетания.
5) Назовите основные виды словосочетаний. Приведите примеры.
6) Выделите из словарного диктанта те сочетания, которые образуют словосочетания. При этом можно пользоваться следующими положениями.
III . Работа с раздаточным материалом.
Работа в тетрадях (студенты выписывают словосочетания из словарного диктанта: лиственного молодняка, вилась среди молодняка, ласка ночи, анютины глазки, агатовые глазки ).
V . Актуализация и систематизация знаний обучающихся
Заполнение таблицы на основе имеющихся знаний.
📽️ Видео
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Словосочетание. 8 классСкачать
Словосочетание. Подчинительное словосочетание. Сочинительное словосочетание.Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
Все про задание 2 на ОГЭ по русскому языку | Грамматическая основа | Русский язык ОГЭ 2023Скачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значениеСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать