Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Словари
служить. Разг. Экспрес.
1. Честно, преданно служить.
Тесная квартирка сапожника была наполнена гостями. Из русских чиновников был один будочник, чухонец Юрко… Лет двадцать пять служил он в сём звании верой и правдою (Пушкин. Гробовщик).
2. Долго и надёжно служить (о предметах обихода).
Свернув холщовое облачение… готов был закинуть его куда-нибудь подальше, позабыв, чем ему обязан. Ведь эти несокрушимые, как кольчуга, штаны и рубаха служили тебе верой и правдой: они не рвались, не расползались… служили и зимой и летом (М. Алексеев. Драчуны).
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Упражнения по теме «Фразеология»
ЛФ1. Что изучает фразеология? Что такое фразеологизм? Чем фразеологизм отличается от свободного словосочетания?
ЛФ2. Найдите среди словосочетаний фразеологизмы. Составьте и запишите с ними предложения. Определите синтаксическую роль фразеологизмов.
Медвежья берлога, медвежья услуга, медвежья походка; золотые руки, золотые часы, золотые серьги; важная деталь, важная мысль, важная птица; выйти из комнаты, выйти из себя, выйти замуж; сбивать с толку, сбивать с дерева, сбивать с пути; белая синица, белая ворона, белая курица; куры не клюют, гуси не клюют, попугаи не клюют; водой не смоешь, водой не разольёшь, водой не намочишь; собаку покормить, собаку съесть, собаку погладить.
ЛФ3. Выберите правильное значение фразеологизма:
1. Что означает фразеологизм « Сизифов труд »?
Б. тяжёлая и бессмысленная работа
В. лёгкая работа, не требующая больших усилий
2. Что означает фразеологизм » Троянский конь «?
A. желанный подарок
Б. вещь, поразившая воображение
B. подарок с подвохом
3. Что означает фразеологизм » ни кола ни двора «?
A. успех в каком-либо деле
Б. нечто неопределённое, ни то ни сё
B. отсутствие имущества
4. Что означает фразеологизм » Танталовы муки «?
A. осознание бессилия, невозможности достичь желаемого
В. сострадание к обездоленным
5. Что означает фразеологизм » между Сциллой и Харибдой «?
A. безвыходное положение
Б. то же, что погнаться за двумя зайцами
B. заманчивое предложение с одной и с другой стороны
6. Что означает фразеологизм » плыть по течению» ?
А. ложно обещать что-либо
Б. покоряться судьбе, не прилагая усилий
В. возвращаться в исходное положение
7. Что означает фразеологизм » Ахиллесова пята «?
А. один из талантов человека
Б. сильно выраженное качество характера
В. уязвимое место
8. Что означает фразеологизм » закинуть удочку «?
A. начать рыбалку
Б. бросить работу
B. разведать информацию
9. Что означает фразеологизм » держать камень за пазухой «?
A. испытывать неудобства
Б. быть готовым к нападению со стороны кого-либо
B. таить обиду, злобу на кого-либо
10. Что означает фразеологизм » яблоко раздора «?
A. повод к ссоре, к конфликту
Б. предмет, привлекательный для нескольких человек
B. то, что помогает избежать конфликта
ЛФ4. Измените предложения, употребив в них некоторые перечисленные фразеологизмы. Запишите полученный вариант предложений.
Фразеологизмы: правая рука (кого, чья); язык без костей (у кого); водить за нос ; водой не разольёшь (кого); как две капли воды; мастер на все руки; семь пятниц на неделе (у кого); и в ус не дуть; держать нос по ветру; (не) держать язык за зубами; как снег на голову; лить воду на мельницу (кого-либо).
А) На него положиться нельзя: он очень часто меняет своё мнение .
Б) Кругом все переполошились, а она не обращает внимания ни на что .
В) Секретарь — главный и незаменимый помощник директора.
Г) Братья очень похожи друг на друга .
Д) Гости приехали так неожиданно , что мы в первую минуту даже растерялись.
Е) Этому человеку нельзя доверять секреты: он обязательно всё разболтае т.
Ж) Вот уже двадцать лет они неразлучные и верные друзья .
З) Обычно он много болтает .
И) Отец умеет делать по дому абсолютно всё , все соседи обращаются к нему с просьбами или за советом.
К) Этот беспринципный человек нигде не пропадёт: он всегда умеет приспособиться к обстоятельствам .
ЛФ5. Найдите предложения, в которых допущены ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. Запишите исправленный вариант предложений.
1. Это предложение мне совсем не по душе.
2. Все вздрогнули от резкого звука, а он и глазом не моргнул.
3. Он сумел скрыть свои недостатки, сумел взять в руки волю и желание.
4. Не стоит откладывать важные дела в большой ящик.
5. Ему везёт: что бы он ни натворил, ему всё сходит с рук.
6. Народ уже не верит политикам, сыплющим бисером красивые фразы.
7. В этих событиях важную скрипку играют военные.
8. Она знает город как свои пять пальцев.
9. Они словно братья-близнецы: капля в каплю похожи друг на друга.
10. Даю голову на отсечение, что мы справимся с этой работой.
11. Работу необходимо закончить в срок — хоть кровь из носу!
12. Он не упал лицом в грязь и успешно сдал экзамены.
13. Они долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
14. Он согласился на это невыгодное предложение скрипя сердцем.
15. Завершая концерт, хор спел лебединую песню.
16. Все её ругали на чём свет стоял.
17. Пора уже тебе взяться за свой ум.
18. Он постоянно сидит сложив руки.
19. Ничего не получается — хоть бейся головой об стенку.
20. Львиная часть работы уже выполнена.
21. У Плюшкина крестьяне помирают как мухи.
22. Во всем произведении красной нитью лежит мысль о будущем России.
23. Сразу же после приезда Базарова жизнь в имении Кирсановых начала бить другим ключом.
24. Записная книжка как сквозь землю провалилась.
ЛФ6. Восстановите недостающие элементы во фразеологизмах.
Без . (кого?) в голове;
. носа не подточит;
. на губах не обсохло;
делать из . слона;
когда . на горе свистнет;
биться как . об лёд;
куда . костей не заносил;
посыпать . (что?) пеплом;
работал до . (какого?) пота;
пустить . (кого?) в огород;
делить шкуру неубитого . ;
куда Макар . не гонял;
без . (чего?) неделя;
писать как . лапой.
ЛФ7. Заполните таблицу: укажите значение фразеологизма и составьте с ним простое предложение.
Фразеологизм | Значение | Пример употребления в речи |
Положа руку на сердце | ||
Наломать дров | ||
Вбить клин | ||
Взять себя в руки | ||
Кануть в лету | ||
Пруд пруди | ||
В ус не дуть | ||
Притча во языцех | ||
Темна вода во облацех | ||
Зуб на зуб не попадает | ||
Ничтоже сумняшеся |
ЛФ8. Перепишите предложения, исправляя ошибки в фразеологизмах и расставляя знаки препинания.
1. Руководитель нашей широко известной на отечественном рынке компании оказался в опале а ведь ещё совсем недавно ему пели фимиамы.
2. Я выступаю категорически против любой уравниловки потому что по моему убеждению нельзя всех мерить под одну гребёнку.
3. Героиня драмы Островского «Гроза» убеждена делай что хочешь лишь бы всё было шито-крыто белыми нитками.
4. Когда я думаю о том сколько страданий выпало на долю наших дедов и отцов сердце разлетается на части.
5. Слушая его увлекательные рассказы мы дети просто развешивали порой рты.
6. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки что однако не помешало ему стать победителем конкурса.
7. Мы за нашим директором как за каменной спиной.
8. Когда я узнал что памятник архитектуры будет сохранён у меня душа отлегла.
ЛФ9. Составьте с каждым из данных словосочетаний такие предложения, чтобы в первом случае словосочетание было свободным, а во втором употреблялось в качестве фразеологизма.
Шито белыми нитками
Стричь под одну гребёнку
Номер не прошёл
Вызывать огонь на себя
В час по чайной ложке
ЛФ10. Каким фразеологизмам соответствуют данные словосочетания?
1) Служить (честно) преданно.
2) В трудной ситуации.
3) Поразить очень сильно.
4) Добиться любыми средствами.
5) Мчаться стремительно (быстро).
6) Промокнуть насквозь.
7) Трудиться, работать вместе, совместно, преодолевая трудности и объединяя усилия для достижения общей цели.
8) Согласиться с (большой) неохотой.
9) Говорить чистосердечно.
10) Дурачить, обманывать.
11) Обмануть ловко.
12) Появиться неожиданно (внезапно).
13) Дремать, впасть в забвенье.
14) Получить полную свободу действовать.
15) Быть в беспрестанных хлопотах, заботах, не достигая желаемых результатов.
ОБОБЩАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «ЛЕКСИКОЛОГИЯ» В ФОРМАТЕ ЗАДАНИЙ ЕГЭ
ЛФ11 . Выпишите из фрагмента текста синонимы.
1. – Макар Иванович, расскажите, как вы лечите, что назначаете больным?
– Как что? В зависимости от индивидуальных реакций организма, – ответил Макар Иванович и привычно напыжился. – От головы даю пирамидон, от живота бесалол…
– Макар Иванович! Ведь так, наверное, во времена Чехова уже не врачевали. «От головы, от живота…». Скажите, вы вот эту книжку давно перечитывали? – и Зеленин протянул ему толстый том «Пособия для сельских фельдшеров».
2 . На фронте Настя встретила полотёра, и болтливый этот человек рассказал бойцам из своей части о девушке-северянке, ищущей на фронте любимого человека. Слух об этой девушке начал быстро расти, шириться, как легенда. Он переходил из части в часть, с одной батареи на другую. Его разносили мотоциклисты, водители машин, санитары, связисты.
3. Картины Шишкина подкупали современников именно этим исключительным знанием природы. Его огромные полотна были как бы обстоятельно рассказанными повестями о жизни могучих корабельных рощ, тенистых дубрав и раздольных полей с клонящейся под ветром спелой рожью. В своих рассказах Шишкин не упускал ни одной подробности, и нельзя не подивиться безупречной верности, с какой он изображал всё: возраст деревьев, их характер, почву, на которой они растут, и как обнажаются цепкие корни на кромках песчаных обрывов, и как лежат камни-валуны в чистых водах лесного ручья, и как расположены пятна солнечного света на округлых стволах и зелёной траве-мураве.
4. Он мог не проявиться в предыдущих поколениях, но непроявившиеся крупицы его передавались дальше, копились, дожидаясь своего часа.
Никто не знает, что такое талант, где его искать в человеке. Ясно одно: талант – какая-то удивительная, редкая особенность, доставшаяся одному человеку и не доставшаяся другому, как, например, достались ни за что ни про что удивительные голосовые связки Шаляпину, Собинову или Карузо.
5. Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. Укорам да упрёкам не внемлют. Главное для них – прибыль.
ЛФ12. Выпишите из фрагмента текста фразеологизмы.
1. Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. Все переезды совершались как гром среди ясного неба. Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят, выезжаем завтра». И начинались сборы, лишённые лихорадочной суеты, потому что каждый знал, что делать.
2. Однажды показал свои чернобыльские сюжеты детям. Меня упрекали: зачем? Надеялся, что придёт пять-десять человек, – набился полный зал. Вопросы задавали самые разные, но один прямо врезался мне в память. Мальчик, запинаясь и краснея, видно, из тихих, неразговорчивых, спросил: «А почему было нельзя помочь животным, которые там остались?» И я не смог ему ответить.
3. Мне рассказывали, что в первые месяцы после аварии на Чернобыльской АЭС, когда обсуждалась идея переселения людей, предполагалось вместе с людьми переселить и животных. Но как переселить всех? Может быть, как-то ещё можно перегнать тех, кто на земле; а тех, кто в земле, – жучков, червячков? Как эвакуировать воробья или голубя? Как поступить с ними? Из века в век искусство наше, по большей части, говорит только о страдании и любви человека, а не всего живого. Только человека! Мы редко спускаемся к ним: животным, растениям.
4. О ни вернулись к молу и уселись на железной лестнице.
– Через два дня выходить на работу, а Владька ещё не вернулся, – сказал Алексей.
– А мне послезавтра выдвигаться в свою тьмутаракань. (22)Последние каникулы, прощайте.
– Да не езди ты туда.
– А так. Папа Зеленин надевает чёрную тройку, идёт в горздравотдел – и дело в шляпе. Неделя угрызений совести в высокоидейном семействе, а потом жизнь продолжается!
5. А потом я направился к НЕЙ. Позвонил в знакомую дверь. Открыли мне незнакомые люди и сказали, что Мария Фёдоровна Сорокина здесь не живёт. Я вышел из метро и через парк побрёл домой. Был вечер; в Сокольниках над тёмными прудами берёзы тяжело замерли в безветрии; прямая аллея, пересечённая корнями, напоминала мне 1939 год, когда будто бы не я, а другой Владимир, восемнадцатилетний и беспечный, догонял здесь свою Фёдоровну, как я называл Машу, а она то и дело убегала от него. Сокольники – такое место, где на каждом шагу скамейка. Но нелегко сесть на скамейку вечером. Не знаю, как сейчас, но в тридцать девятом Владимир и Маша всегда находили скамьи занятыми.
6. Как же мне не хотелось клепать второй движок! Я всячески отлынивал. Иван даже заплакал. Я работал спустя рукава, не совпадали размеры. В итоге моторчик вышел крупнее первого, аляповатый, неизящный. Не то что мой, образцовый!
7. Позже стало известно, что в парке заседал два часа симпозиум бандитов и воров. Они съехались для суда над своими «товарищами» и вынесли шесть смертных приговоров, из которых пять исполнены. Шестого они не могут поймать, потому что дело это для них осложнилось. Шестой этот был глава всего общества «законников». Он сидел в какой-то из отдалённых тюрем, и там, в одиночке, ему пришла в голову мысль о том, что он в жизни ничего не сделал и ничего не получил, а жить осталось мало. Рассуждал он так: весь смысл жизни бандита – в наиболее лёгком присвоении чужих богатств. А цена и авторитет вещей в человеческом обществе катастрофически падают.
8. И красуется на площади храм, величественный, нарядный, многоцветный. Маковки его одна краше другой. Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного, мы вспоминаем мастеров, сотворивших это чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники в постройке монастырей, соборов, церквей выражали свой талант. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.
9. – Здорово про эти ваши биотоки, – сказал он. – Записал на какую-то кривулю – и всё ясно. Только не верится: наложил электроды, а другие угадали, что я чувствую?
– В какой-то мере.
– Даже если. если я изо всех сил скрываю?
Он поднял глаза, и вдруг на мгновение в них сверкнула такая неистовая ненависть, что я отшатнулась. Миг – и вспышка погасла.
– Тебе надо самому посмотреть опыт! Приходи ко мне в лабораторию. Вдруг это – твоё будущее! Вот мой телефон – позвони накануне.
10. Сказка учит добру и желанию помогать слабому, учит сочувствию и юмору. Сказка рассказывает о неведомых странах, которые еще предстоит открыть. Сказка открывает в тебе воображение, потому что его отсутствие может стать бедствием для людей и даже для страны. Человек без воображения не способен понять чужую боль. Вот, например, сказка «Лиса и Заяц» о том, что у страха глаза велики. Что для трусливой души неизвестное ей наглое существо может показаться страшным зверем, которое невозможно победить. И сильный, но с трусливой душой, терпит поражение.
Видео:ФразеологизмыСкачать
Ю В Юминова Фразеологизмы Тренировочные упражнения и задания
В материале представлены тренировочные упражнения и задания,которые помогут учителю подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку
Просмотр содержимого документа
«Вариант ученика»
Имя и фамилия ученика___________________________________
Класс___________________________________
Оценка____________________________________
Упражнение 1. Замените фразеологизм синонимичным словом или словосочетанием.
1) Служить верой и правдой –________________________________________
2) Оказаться (быть) между двух огней –________________________________
3) Поразить до глубины души – ______________________________________
4) Добиться любой ценой – __________________________________________
5) Мчаться сломя голову – ___________________________________________
6) Промокнуть до нитки – ___________________________________________
7) Трудиться бок о бок – _____________________________________________
8) Согласиться скрепя сердце – _______________________________________
9) Говорить положа руку на сердце – __________________________________
10) Оставить с носом – ______________________________________________
11) Обвести вокруг пальца – _________________________________________
12) Появиться как снег на голову – ____________________________________
13) Клевать носом – ________________________________________________
14) Развязать себе руки – ____________________________________________
15) Вертеться как белка в колесе – ____________________________________
Что отличает фразеологизм от подобранного вами словосочетания?
Упражнение 2. С какими глаголами употребляются данные устойчивые сочетания? Составьте предложения с любыми из них.
1) До глубины души
2) От (всей) души __________________________________________________________________
6) Всей душой (всем сердцем)
Упражнение 3. Определите, какими членами предложения являются выделенные слова. Объясните свой выбор.
1) По вспыльчивости своей он часто выходил из себя; но бешенство его не всегда и не вдруг обнаруживалось неистовыми криками. (С.Аксаков)
2) [Стамов] был в том подавленном состоянии духа, когда сознание одной допущенной неловкости влечет за собой другую. (Ю.Крымов)
3) Прошлой весной река рано вышла из берегов.
4) Мы проехали станицу из конца в конец. (В.Короленко)
5) Алексей слушал ее краем уха. Думы его были далече. (А.Мельников-Печерский)
6) Оскорбили человека, втоптали его в грязь и беседуют теперь как ни в чем не бывало. (А.Чехов)
7) Приехали мы в чудесное имение Давыдова, который принял нас с распростертыми объятиями. (И.Аксаков)
8) Кавторанг Карпов не давал бить баклуши, дважды в неделю – шлюпочные занятия. (Ю.Давыдов)
9) Высокая, белая-белая коса во всю спину, до колена будет – вся, говорят, в матерь, а может, еще и покрасивше была. И тихая, воды не замутит. (Ф.Абрамов)
10) Чакмарь… поглядывая на барина, с которым он жил 30 лет душа в душу, и понимая его приятное расположение духа, ждал приятного разговора. (Л.Толстой)
11) На бруствере траншеи во весь рост стоял человек и смотрел на восточный берег в бинокль. (Э.Казакевич)
12) Злые языки объясняли ласковость моей матери тем, что она хотела сбыть с рук золовку. (С.Аксаков)
13) Успех, бешено растущий, сопровождал первые шаги молодого писателя. (В.Телешов)
Подумайте, какими особенностями обладают фразеологические единицы.
При синтаксическом анализе предложения фразеологический оборот нельзя дробить на более мелкие отрезки. «. в предложении фразеологизм выступает как единое целое и неделим на части». Эта особенность фразеологизма проявляется в том, что к нему можно подобрать синоним – слово или словосочетание.
Упражнение 4. Восстановите устойчивые выражения, назовите глагол.
1) Говорить, не касаясь сути дела (обиняками) – ____________________ вокруг да около. 2) Освоиться с положением, обязанностями кого-нибудь – ____________________ в роль. 3) Вспомнить – ____________________ в памяти. 4) Лишать кого-либо уверенности поддержки – ____________________ почву из-под ног. 5) Приходить или приводить в состояние крайнего раздражения – ____________________ из себя. 6) Увидеть самому – ____________________ своими собственными глазами. 7) Перестать подчиняться, слушаться кого-либо – ____________________ от рук. 8) Раскупить мгновенно – с руками ____________________ 9) Притворяться, создавать видимость – ____________________ вид.
Можно ли использовать другие глаголы? Какую особенность фразеологизма позволяет увидеть упражнение?
1) Ходить; 2) войти, входить; 3) всплыть; 4) выбивать; 5) выходить; выводить; 6) увидеть; 7) отбиться; 8) оторвать; 9) выбить, выбивать; 10) делать.
Пропущенные глаголы легко восстанавливаются, использовать другие нельзя, потому что фразеологический оборот не создается каждый раз заново из отдельных слов, а воспроизводится. Одна из его важных черт – воспроизводимость.
Упражнение 5. Определите, что обозначают данные фразеологизмы, когда они употребляются в речи, какую оценку содержат.
1) С глазу на глаз – _________________________________________________
2) Иметь голову на плечах – _________________________________________
3) Семи пядей во лбу – ______________________________________________
4) Курам на смех – _________________________________________________
5) Кровь с молоком – _______________________________________________
6) Пожинать лавры – ________________________________________________
7) Цены нет (кому-, чему-либо) – _____________________________________
8) На живую нитку – _______________________________________________
9) Ни рыба ни мясо – _______________________________________________
10) Рубаха-парень – ________________________________________________
Упражнение 6. Подумайте: с какими пометами вошли в словари эти фразеологизмы? Как вы их понимаете? Приведите свои примеры.
1) Пальца в рот не клади – ___________________________________________
2) Отойти в вечность – ______________________________________________
3) в хвост и в гриву – ___________________________________________
4) Кануть в Лету – _________________________________________________
5) Лебединая песня – _______________________________________________
6) Навострить лыжи – _______________________________________________
7) Темна вода во облацех – __________________________________________
8) Закрыть (закрывать) на что-либо глаза – _____________________________
9) В аккурат – ______________________________________________________
10) Вправить (вправлять) мозги – _____________________________________
Упражнение 7. В данных предложениях найдите фразеологические обороты, выпишите их. Устно объясните значение устойчивых выражений.
1) В речах своих он был юношески горяч, великолепно владел острым словом, метко, как художник, попадал им в цель. (М.Горький)
2) Иван Иванович не мог более владеть собою: губы его дрожали; рот изменил обыкновенное положение «ижицы» и сделался похожим на «о»; глазами он так мигал, что сделалось страшно. (Н.Гоголь)
3) Сначала он упорно боролся с ними, но потом увидел, что эта борьба не влечет за собой никаких последствий, кроме утомления души. (М.Горький)
4) Мы вступаем в жизнь с чистой, белой страницей, на которой можно писать вновь хорошее и дурное. (Л.Толстой)
5) Осень все больше вступала в свои права. Небо все чаще заволакивалось тучами, окрестности тонули в туманном сумраке; потоки дождя шумно лились на землю. (В.Короленко)
6) – Так чего же вы торчите здесь? Времени вам не жаль? – громко сказал старик, стараясь не выказать волнения от мысли, что договор его с Алексеем о совместной работе уже вступает в силу. (В.Ажаев)
7) Идут они сегодня по песку – солнышко их жжет; на другой день идут болотистым берегом – ноги вязнут; выбились из сил, а лоцман то и дело кричит: – Што стали, пошли живо! (Ф.Решетников)
8) В воспитании и в жизни детей домашние животные играют. благотворную роль. (А.Чехов)
9) Я видел, что казаки торопятся домой и пошел навстречу их желанию. (В.Арсеньев)
10) Мокрые бревна и дрова вылавливаются со дна реки, сушатся и идут в дело. (Г.Успенский)
11) «Жуковский, – продолжает автор, – напечатал в прошедшем году. отрывки из “ Илиады ” . Здесь в первый раз увидели мы в Гомере такое качество, которого не находили в других переводах. » Автор имел в виду Кострова. (А.Пушкин)
12) Несомненно, мы имеем дело с каким-то плато, которое впоследствии разделилось на ряд столовых гор. (В.Арсеньев)
Упражнение 8. Восстановите авторский текст. Замените приведенные в скобках значения фразеологическим оборотом. Сравните свой вариант с авторским.
1) Сейчас было уже поздно. Екатерина Васильевна, очевидно, уложила детей и _____________________________________(«в самое ближайшее время») должна постучать в окно. (А.Н. Толстой)
2) В три-четыре недели он уже так _____________________________________(«приобрел умение, стал опытным в каком-либо деле») в таможенном деле, что знал решительно все: даже не весил, не мерил, а по фактуре узнавал, сколько в какой штуке аршин сукна или иной материи; взявши в руку сверток, он мог сказать вдруг, сколько в нем фунтов. (Н.Гоголь)
3) Ну вот прежде всего я вижу прилежного земледельца, вижу я, что этот земледелец ковыряет землю и _____________________________________(«с большим усердием, напряжением») добывает хлеб. (В.Слепцов)
4) Он посмотрел на нее и, должно быть, заметив тень на ее лице, прибавил: – Простите, что я вспоминаю. Эти годы нужно _____________________________________(«заставить себя забыть»). (В.Гаршин)
5) – А давай-ка, Светлана, надень ты свое розовое платье. Возьмем мы из-за печки мою походную сумку, положим туда твое яблоко, мой табак, спички, нож, булку и уйдем из этого дома _____________________________________(«куда захочется, куда угодно»). (А.Гайдар)
Упражнение 9. Выполните тестовые задания, выбрав из четырех ответов один.
1. В каком предложении нет фразеологизма? Выпишите номер предложения.
1) То и дело норовят затащить в компании, забрасывают ненужными подарками, соблазняют заманчивыми предложениями, стараются ублажить так и этак – ты сам не успеваешь ничего толком захотеть, так и живешь тем, что захотели и придумали другие.
2) Так и живешь без смысла и места.
3) А как тяжко обаятельным, да еще, не дай бог, и красивым, в любви!
4) И такая досада разбирает – хоть вешайся. (По М.Булгакову)
2. В каком из указанных предложений употреблено устойчивое выражение? Выпишите фразеологизм.
1) Я расстелил на земле куртку, улегся и стал слегка умирать, поглядывая, впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось за деревья.
2) Облака терлись друг о друга солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле.
3) Самые тяжелые, самые горькие мысли пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про сегодняшний счастливый день, с которым не хотел расставаться.
4) Был в ней голос лесных озер и болот, долгих дождей и летних гроз. (По Ю.Ковалю)
3. В каком предложении использовано устойчивое выражение? Выпишите его.
1) Какой бухгалтер возьмется теперь подсчитывать выгоду операции?!
2) Спро́сите: что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду?
3) Ничего не случится с вашим зверьем.
4) Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу: «Мы? Лоси погибли от чего-то другого». (По В.Пескову)
4. В каком из указанных предложений не использован фразеологизм? Выпишите номер предложения.
1) Жизнь Миклухо-Маклая складывалась из рук вон.
2) Из университета его тоже исключили с «волчьим билетом» – «без права поступления в другие высшие заведения России».
3) В 18 лет он уезжает в Германию и ведет нищенскую жизнь, экономя на каждом куске хлеба.
4) Молодостью и жизнью заплатил он за краски южных морей и блеск тропического солнца. (По В.Кожевникову)
5. В каком предложении использован фразеологизм? Выпишите его.
1) Настя посылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами.
2) Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить ее в сад, где она не была с ранней весны, все не пускала слабость.
3) Они (палые листья) громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда.
4) Не ровен час, так и умрет она, не повидав дочери, не приласкав ее, не погладив ее русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна). (К.Паустовский)
6. Найдите предложение, в котором использован фразеологизм. Выпишите его.
1) В раскаленные дни штурма Севастополя из города приходили на фронт подкрепления.
2) Вражеский автомат, все пули которого были выпущены в фашистов, лежал рядом.
3) Теперь, найдя его здесь, возле отбитого им пулемета, среди десятка убитых фашистов, краснофлотцы поняли, что сделал в бою безвестный черноморский моряк, который так и вошел в историю обороны Севастополя под именем Федя с наганом.
4) Это рассказали сине-белые полоски тельняшки, под которыми кипела смелая и гневная морская душа, пока ярость и отвага не выплеснули ее из крепкого тела. (Л.Соболев)
Упражнение 10. В приведенных фрагментах из художественных произведений найдите все фразеологические обороты.
1) На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. Весь дом еще спал. Настя за воротами ожидала пастуха. Заиграл рожок. И деревенское стадо потянулось мимо барского двора. (А.С. Пушкин)
2) Через пятнадцать лет после второго сына у него родился третий сын. Ему было сейчас двенадцать лет, и отец несколько тревожился, что может не успеть поставить его на ноги. А время настолько изменилось, что однажды сын ему сказал с горестным недоумением:
– Папа, почему мы такие нищие?
Вопросу сына он поразился как грому среди ясного неба.
– Какие мы нищие! – воскликнул он, не в силах сдержать раздражения. – Мы живем на уровне хорошей интеллигентной семьи! (Ф.Искандер)
3) Так оно и было на самом деле. Денег, по мнению отца, вполне хватало на жизнь, хотя, конечно, жизнь достаточно скромную. Но в школе у сына внезапно появилось много богатых друзей, которые хвастались своей модной одеждой, новейшей западной аппаратурой да и не по возрасту разбрасывались деньгами. И это шестиклассники! (Ф.Искандер)
4) На следующий день, когда сын предложил поиграть, отец сказал ему:
– Если я у тебя выиграю, будешь два часа читать книгу!
– Ты у меня выиграешь. – презрительно ответил сын. – Папа, у тебя крыша поехала!
– Но ты согласен на условия?
Отец, решив во что бы то ни стало выиграть у сына, внутренне сосредоточился, напружинился, хотя взял себя в руки и внешне держался равнодушно.
То и дело слышалось шлепанье ракеткой по волану. Хотя Георгий Андреевич весь был сосредоточен на игре, в голове его мелькали мысли, никакого отношения к игре не имеющие. (По Ф.Искандеру)
5) Когда несколько лет назад сын только научился плавать, он панически боялся глубины. И тогда, чтобы приучить сына к глубине, Георгий Андреевич пустился на хитрость. Он немного отплыл от берега и позвал сына к себе, вытащив руки из воды и подняв их над собой в знак того, что он стоит на дне. На самом деле он до дна не доставал, но, сильно работая одними ногами, держался на плаву. Сын клюнул на эту удочку, поплыл к нему и так постепенно приучился плавать на глубине. (Ф.Искандер)
6) В пару со мной угодил пожилой боец. Мы готовились похлебать горячей еды, которую получали редко. Мой напарник вынул из тощего и тоже серого вещмешка ложку. Сразу я упал духом: такую ложку мог иметь только опытный и активный едок. Деревянная, разрисованная когда-то лаковыми цветочками не только по черенку и прихвату, но и в глуби своей, старая, заслуженная ложка была уже выедена по краю, даже трещинками ее начало прошибать по губастым закруглениям, обнажая какое-то стойкое, красноватое дерево, должно быть, корень березы. Весной резана ложка, и весенний березовый сок остановился и застыл сахаристой плотью в недрах ложки. А у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая. (По В.Астафьеву)
7) Шел май сорок третьего года. Вокруг зеленела трава, зацветали сады. Без конца и края золотились, желто горели радостные одуванчики, возле речки старательно паслись коровы, кто-то стирал в речке белье, и еще недоразрушенные церкви и соборы поблескивали в голубом небесном пространстве остатками стекол, недосгоревшей позолотой куполов. (В.Астафьев)
8) Бабушкин полистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и вдруг сказал:
– Спасибо за подарок!
– Положи книгу на место и не трогай чужого! –
выйдя из оцепенения, прорычал я. Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. Все засмеялись. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял ее и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
– Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что. (По В.Дроганову)
9) Я очень хотел поступить именно на биофак, но ехал домой на автобусе и думал о том, что же мне не понравилось? Что мне показалось не тем? Чего я ожидал? И я понял, что не встретил там, в лабораториях и аудиториях, ни одного человека, который бы совпадал с моим образом и моим представлением о том, как должен выглядеть ученый. Там не было никого, похожего на Паганеля. Все было нормально, тихо и деловито.
Зайдя домой, я еще раз внимательно прочитал программу поступления и обучения, которую получил на биологическом факультете. Обнаружил там, что львиную долю программы составляет химия. И я закрыл для себя вопрос о поступлении на биофак. (По Е.Гришковцу)
Журнал «Русский язык» ИД «Первое сентября» (http://1september.ru).
Подписка по каталогу «Почта России». Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)
Просмотр содержимого документа
«Вариант учителя»
Упражнение 1. Замените фразеологизм синонимичным словом или словосочетанием.
1) Служить верой и правдой –
2) Оказаться (быть) между двух огней –
3) Поразить до глубины души –
4) Добиться любой ценой –
5) Мчаться сломя голову –
6) Промокнуть до нитки –
7) Трудиться бок о бок –
8) Согласиться скрепя сердце –
9) Говорить положа руку на сердце –
10) Оставить с носом –
11) Обвести вокруг пальца –
12) Появиться как снег на голову –
13) Клевать носом –
14) Развязать себе руки –
15) Вертеться как белка в колесе –
Что отличает фразеологизм от подобранного вами словосочетания?
1) Служить (честно) преданно. 2) В трудной ситуации. 3) Поразить очень сильно. 4) Добиться любыми средствами. 5) Мчаться стремительно (быстро). 6) Промокнуть насквозь. 7) Трудиться, работать вместе, совместно, преодолевая трудности и объединяя усилия для достижения общей цели. 8) Согласиться с (большой) неохотой. 9) Говорить чистосердечно. 10) Дурачить, обманывать. 11) Обмануть ловко. 12) Появиться неожиданно (внезапно). 13) Дремать, впасть в забвенье. 14) Получить полную свободу действовать. 15) Быть в беспрестанных хлопотах, заботах, не достигая желаемых результатов.
Упражнение 2. С какими глаголами употребляются данные устойчивые сочетания? Составьте предложения с любыми из них.
1) До глубины души; 2) От (всей) души; 3) По душам; 4) Душа в душу; 5) С душой; 6) Всей душой (всем сердцем).
1) Взволновать, поразить, потрясти. 2) Поздравить, поблагодарить, смеяться. 3) Поговорить, побеседовать. 4) Жить. 5) Работать. 6) Верить, любить; хотеть, стремиться; сочувствовать, поддерживать, быть на стороне кого-либо.
Упражнение 3. Определите, какими членами предложения являются выделенные слова. Объясните свой выбор.
1) По вспыльчивости своей он часто выходил из себя; но бешенство его не всегда и не вдруг обнаруживалось неистовыми криками. (С.Аксаков)
2) [Стамов] был в том подавленном состоянии духа, когда сознание одной допущенной неловкости влечет за собой другую. (Ю.Крымов)
3) Прошлой весной река рано вышла из берегов.
4) Мы проехали станицу из конца в конец. (В.Короленко)
5) Алексей слушал ее краем уха. Думы его были далече. (А.Мельников-Печерский)
6) Оскорбили человека, втоптали его в грязь и беседуют теперь как ни в чем не бывало. (А.Чехов)
7) Приехали мы в чудесное имение Давыдова, который принял нас с распростертыми объятиями. (И.Аксаков)
8) Кавторанг Карпов не давал бить баклуши, дважды в неделю – шлюпочные занятия. (Ю.Давыдов)
9) Высокая, белая-белая коса во всю спину, до колена будет – вся, говорят, в матерь, а может, еще и покрасивше была. И тихая, воды не замутит. (Ф.Абрамов)
10) Чакмарь… поглядывая на барина, с которым он жил 30 лет душа в душу, и понимая его приятное расположение духа, ждал приятного разговора. (Л.Толстой)
11) На бруствере траншеи во весь рост стоял человек и смотрел на восточный берег в бинокль. (Э.Казакевич)
12) Злые языки объясняли ласковость моей матери тем, что она хотела сбыть с рук золовку. (С.Аксаков)
13) Успех, бешено растущий, сопровождал первые шаги молодого писателя. (В.Телешов)
Подумайте, какими особенностями обладают фразеологические единицы.
При синтаксическом анализе предложения фразеологический оборот нельзя дробить на более мелкие отрезки. «. в предложении фразеологизм выступает как единое целое и неделим на части». Эта особенность фразеологизма проявляется в том, что к нему можно подобрать синоним – слово или словосочетание.
1) Выходил из себя (раздражался) – сказуемое. 2) Влечет за собой (вызывает) – сказуемое. 3) Вышла из берегов (разлилась) – сказуемое. 4) Из конца в конец (по всему протяжению) – обстоятельство. 5) Краем уха (невнимательно) – обстоятельство. 6) Втоптали (его) в грязь (унизили) – сказуемое; как ни в чем не бывало (словно ничего не случилось) – обстоятельство. 7) С распростертыми объятиями (радушно, приветливо) – обстоятельство. 8) Бить баклуши (бездельничать) – прямое дополнение. 9) Воды не замутит (скромная, кроткая) – определение. 10) Душа в душу (дружно, в согласии) – обстоятельство. 11) Во весь рост (выпрямившись) – обстоятельство. 12) Злые языки (сплетники) – подлежащее; сбыть с рук (отделаться) – часть составного глагольного сказуемого. 13) Первые шаги (начало какой-либо деятельности) – прямое дополнение.
Упражнение 4. Восстановите устойчивые выражения, назовите глагол.
1) Говорить, не касаясь сути дела (обиняками) – . вокруг да около. 2) Освоиться с положением, обязанностями кого-нибудь – . в роль. 3) Вспомнить – . в памяти. 4) Лишать кого-либо уверенности поддержки – . почву из-под ног. 5) Приходить или приводить в состояние крайнего раздражения – . из себя. 6) Увидеть самому – . своими собственными глазами. 7) Перестать подчиняться, слушаться кого-либо – . от рук. 8) Раскупить мгновенно – с руками. 9) Притворяться, создавать видимость – . вид.
Можно ли использовать другие глаголы? Какую особенность фразеологизма позволяет увидеть упражнение?
1) Ходить; 2) войти, входить; 3) всплыть; 4) выбивать; 5) выходить; выводить; 6) увидеть; 7) отбиться; 8) оторвать; 9) выбить, выбивать; 10) делать.
Пропущенные глаголы легко восстанавливаются, использовать другие нельзя, потому что фразеологический оборот не создается каждый раз заново из отдельных слов, а воспроизводится. Одна из его важных черт – воспроизводимость.
Упражнение 5. Определите, что обозначают данные фразеологизмы, когда они употребляются в речи, какую оценку содержат.
1) С глазу на глаз –
2) Иметь голову на плечах –
3) Семи пядей во лбу –
4) Курам на смех –
5) Кровь с молоком –
6) Пожинать лавры –
7) Цены нет (кому-, чему-либо) –
8) На живую нитку –
9) Ни рыба ни мясо –
1) Наедине, без свидетелей; 2) быть умным, рассудительным, сообразительным. Человек характеризуется положительно; 3) очень умный, образованный, мудрый, выдающийся. Положительно характеризует человека. Фразеологизм содержит устаревшее слово, используется в разговорной речи; 4) бессмысленно, глупо, нелепо; передает отрицательную оценку чего-либо. Используется в разговорной речи; 5) здоровый, цветущий, с хорошим цветом лица, с румянцем. Положительно характеризует человека. Используется в разговорной речи; 6) пользоваться плодами успеха. В современной речи в обыденных ситуациях используется не часто, имеет оттенок книжности; 7) кто-либо (или что-либо) обладает высокими качествами (достоинствами); 8) делать что-либо наспех, кое-как. Дает отрицательную оценку; 9) ничем не выделяющийся, посредственный человек. В словаре имеет помету разг., пренебр.; 10) общительный, бескорыстный, простой в обращении человек.
Упражнение 6. Подумайте: с какими пометами вошли в словари эти фразеологизмы? Как вы их понимаете? Приведите свои примеры.
1) Пальца в рот не клади –
2) Отойти в вечность –
3) в хвост и в гриву –
4) Кануть в Лету –
5) Лебединая песня –
6) Навострить лыжи –
7) Темна вода во облацех –
8) Закрыть (закрывать) на что-либо глаза –
10) Вправить (вправлять) мозги –
1) Прост. 2) Книжн. 3) Прост. 4) Книжн. Быть забытым, бесследно исчезнуть. 5) Книжн. 6) Прост. 7) Книжн. Непонятно, неясно. Встряхивая свежими номерами «Дэлоса», говорили [рецензенты] не без иронии: «Посмотрим, увидим, пока еще темна вода во облацех». (А.Н. Толстой) 8) Разг. 9) Прост. Точно, как раз. Как сделаешь все в аккурате, такой тебе, Сысой Псоич, магарыч поставлю, просто сказать, угоришь. (А.Островский) 10) Прост. Прибегая к крайним мерам воздействия, заставлять кого-либо одуматься и изменить образ мыслей, поведение и т.п. – Соревнование соревнованием, – сказал он тете Даше, – а за лошадьми вы обязаны следить и не допускать, чтобы мучили скотину. Если кой у кого совести нет, надо мозги вправлять. (С.Антонов)
Упражнение 7. В данных предложениях найдите фразеологические обороты, выпишите их. Устно объясните значение устойчивых выражений.
1) В речах своих он был юношески горяч, великолепно владел острым словом, метко, как художник, попадал им в цель. (М.Горький)
2) Иван Иванович не мог более владеть собою: губы его дрожали; рот изменил обыкновенное положение «ижицы» и сделался похожим на «о»; глазами он так мигал, что сделалось страшно. (Н.Гоголь)
3) Сначала он упорно боролся с ними, но потом увидел, что эта борьба не влечет за собой никаких последствий, кроме утомления души. (М.Горький)
4) Мы вступаем в жизнь с чистой, белой страницей, на которой можно писать вновь хорошее и дурное. (Л.Толстой)
5) Осень все больше вступала в свои права. Небо все чаще заволакивалось тучами, окрестности тонули в туманном сумраке; потоки дождя шумно лились на землю. (В.Короленко)
6) – Так чего же вы торчите здесь? Времени вам не жаль? – громко сказал старик, стараясь не выказать волнения от мысли, что договор его с Алексеем о совместной работе уже вступает в силу. (В.Ажаев)
7) Идут они сегодня по песку – солнышко их жжет; на другой день идут болотистым берегом – ноги вязнут; выбились из сил, а лоцман то и дело кричит: – Што стали, пошли живо! (Ф.Решетников)
8) В воспитании и в жизни детей домашние животные играют. благотворную роль. (А.Чехов)
9) Я видел, что казаки торопятся домой и пошел навстречу их желанию. (В.Арсеньев)
10) Мокрые бревна и дрова вылавливаются со дна реки, сушатся и идут в дело. (Г.Успенский)
11) «Жуковский, – продолжает автор, – напечатал в прошедшем году. отрывки из “ Илиады ” . Здесь в первый раз увидели мы в Гомере такое качество, которого не находили в других переводах. » Автор имел в виду Кострова. (А.Пушкин)
12) Несомненно, мы имеем дело с каким-то плато, которое впоследствии разделилось на ряд столовых гор. (В.Арсеньев)
1) Владеть словом – обладать способностью точно и выразительно говорить (писать). 2) Владеть собой – проявлять самообладание, сохранять хладнокровие; уметь сдерживать свои порывы. 3) Повлечь за собой – вызывать, иметь следствием что-либо. 4) Вступать в жизнь – начинать жить самостоятельно. 5) Вступать в свои права – проявляться в полную меру, в полную силу. 6) Вступать в силу – становиться законным, действующим. 7) Выбиться из сил – очень устать от какой-либо работы, занятия. 8) Играть роль – иметь значение. 9) Пойти навстречу – оказать содействие (помощь). 10) Идти в дело – находить применение, использоваться. 11) Иметь в виду – подразумевать, понимать определенным образом. 12) Иметь дело – вступать в какие-либо отношения, входить в какие-либо связи.
Упражнение 8. Восстановите авторский текст. Замените приведенные в скобках значения фразеологическим оборотом. Сравните свой вариант с авторским.
1) Сейчас было уже поздно. Екатерина Васильевна, очевидно, уложила детей и («в самое ближайшее время») должна постучать в окно. (А.Н. Толстой)
2) В три-четыре недели он уже так («приобрел умение, стал опытным в каком-либо деле») в таможенном деле, что знал решительно все: даже не весил, не мерил, а по фактуре узнавал, сколько в какой штуке аршин сукна или иной материи; взявши в руку сверток, он мог сказать вдруг, сколько в нем фунтов. (Н.Гоголь)
3) Ну вот прежде всего я вижу прилежного земледельца, вижу я, что этот земледелец ковыряет землю и («с большим усердием, напряжением») добывает хлеб. (В.Слепцов)
4) Он посмотрел на нее и, должно быть, заметив тень на ее лице, прибавил: – Простите, что я вспоминаю. Эти годы нужно («заставить себя забыть»). (В.Гаршин)
5) – А давай-ка, Светлана, надень ты свое розовое платье. Возьмем мы из-за печки мою походную сумку, положим туда твое яблоко, мой табак, спички, нож, булку и уйдем из этого дома («куда захочется, куда угодно»). (А.Гайдар)
1) С минуты на минуту; 2) набил руку; 3) в поте лица; 4) вычеркнуть из памяти; 5) куда глаза глядят.
Упражнение 9. Выполните тестовые задания, выбрав из четырех ответов один*.
3адания сформулированы по-разному намеренно: многие ошибки детей при выполнении тестов вызваны тем, что они невнимательно читают предлагаемые задания.
1. В каком предложении нет фразеологизма? Выпишите номер предложения.
1) То и дело норовят затащить в компании, забрасывают ненужными подарками, соблазняют заманчивыми предложениями, стараются ублажить так и этак – ты сам не успеваешь ничего толком захотеть, так и живешь тем, что захотели и придумали другие.
2) Так и живешь без смысла и места.
3) А как тяжко обаятельным, да еще, не дай бог, и красивым, в любви!
4) И такая досада разбирает – хоть вешайся. (По М.Булгакову)
2. В каком из указанных предложений употреблено устойчивое выражение? Выпишите фразеологизм.
1) Я расстелил на земле куртку, улегся и стал слегка умирать, поглядывая, впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось за деревья.
2) Облака терлись друг о друга солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле.
3) Самые тяжелые, самые горькие мысли пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про сегодняшний счастливый день, с которым не хотел расставаться.
4) Был в ней голос лесных озер и болот, долгих дождей и летних гроз. (По Ю.Ковалю)
3. В каком предложении использовано устойчивое выражение? Выпишите его.
1) Какой бухгалтер возьмется теперь подсчитывать выгоду операции?!
2) Спро́сите: что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду?
3) Ничего не случится с вашим зверьем.
4) Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу: «Мы? Лоси погибли от чего-то другого». (По В.Пескову)
4. В каком из указанных предложений не использован фразеологизм? Выпишите номер предложения.
1) Жизнь Миклухо-Маклая складывалась из рук вон.
2) Из университета его тоже исключили с «волчьим билетом» – «без права поступления в другие высшие заведения России».
3) В 18 лет он уезжает в Германию и ведет нищенскую жизнь, экономя на каждом куске хлеба.
4) Молодостью и жизнью заплатил он за краски южных морей и блеск тропического солнца. (По В.Кожевникову)
5. В каком предложении использован фразеологизм? Выпишите его.
1) Настя посылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами.
2) Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить ее в сад, где она не была с ранней весны, все не пускала слабость.
3) Они (палые листья) громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда.
4) Не ровен час, так и умрет она, не повидав дочери, не приласкав ее, не погладив ее русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна). (К.Паустовский)
6. Найдите предложение, в котором использован фразеологизм. Выпишите его.
1) В раскаленные дни штурма Севастополя из города приходили на фронт подкрепления.
2) Вражеский автомат, все пули которого были выпущены в фашистов, лежал рядом.
3) Теперь, найдя его здесь, возле отбитого им пулемета, среди десятка убитых фашистов, краснофлотцы поняли, что сделал в бою безвестный черноморский моряк, который так и вошел в историю обороны Севастополя под именем Федя с наганом.
4) Это рассказали сине-белые полоски тельняшки, под которыми кипела смелая и гневная морская душа, пока ярость и отвага не выплеснули ее из крепкого тела. (Л.Соболев)
2. 3) приходить в голову (о мыслях, идеях);
3. 4) бить тревогу
4. 4); 5. 4); 6. 3) вошел в историю.
Упражнение 10. В приведенных фрагментах из художественных произведений найдите все фразеологические обороты.
1) На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. Весь дом еще спал. Настя за воротами ожидала пастуха. Заиграл рожок. И деревенское стадо потянулось мимо барского двора. (А.С. Пушкин)
2) Через пятнадцать лет после второго сына у него родился третий сын. Ему было сейчас двенадцать лет, и отец несколько тревожился, что может не успеть поставить его на ноги. А время настолько изменилось, что однажды сын ему сказал с горестным недоумением:
– Папа, почему мы такие нищие?
Вопросу сына он поразился как грому среди ясного неба.
– Какие мы нищие! – воскликнул он, не в силах сдержать раздражения. – Мы живем на уровне хорошей интеллигентной семьи! (Ф.Искандер)
3) Так оно и было на самом деле. Денег, по мнению отца, вполне хватало на жизнь, хотя, конечно, жизнь достаточно скромную. Но в школе у сына внезапно появилось много богатых друзей, которые хвастались своей модной одеждой, новейшей западной аппаратурой да и не по возрасту разбрасывались деньгами. И это шестиклассники! (Ф.Искандер)
4) На следующий день, когда сын предложил поиграть, отец сказал ему:
– Если я у тебя выиграю, будешь два часа читать книгу!
– Ты у меня выиграешь. – презрительно ответил сын. – Папа, у тебя крыша поехала!
– Но ты согласен на условия?
Отец, решив во что бы то ни стало выиграть у сына, внутренне сосредоточился, напружинился, хотя взял себя в руки и внешне держался равнодушно.
То и дело слышалось шлепанье ракеткой по волану. Хотя Георгий Андреевич весь был сосредоточен на игре, в голове его мелькали мысли, никакого отношения к игре не имеющие. (По Ф.Искандеру)
5) Когда несколько лет назад сын только научился плавать, он панически боялся глубины. И тогда, чтобы приучить сына к глубине, Георгий Андреевич пустился на хитрость. Он немного отплыл от берега и позвал сына к себе, вытащив руки из воды и подняв их над собой в знак того, что он стоит на дне. На самом деле он до дна не доставал, но, сильно работая одними ногами, держался на плаву. Сын клюнул на эту удочку, поплыл к нему и так постепенно приучился плавать на глубине. (Ф.Искандер)
6) В пару со мной угодил пожилой боец. Мы готовились похлебать горячей еды, которую получали редко. Мой напарник вынул из тощего и тоже серого вещмешка ложку. Сразу я упал духом: такую ложку мог иметь только опытный и активный едок. Деревянная, разрисованная когда-то лаковыми цветочками не только по черенку и прихвату, но и в глуби своей, старая, заслуженная ложка была уже выедена по краю, даже трещинками ее начало прошибать по губастым закруглениям, обнажая какое-то стойкое, красноватое дерево, должно быть, корень березы. Весной резана ложка, и весенний березовый сок остановился и застыл сахаристой плотью в недрах ложки. А у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая. (По В.Астафьеву)
7) Шел май сорок третьего года. Вокруг зеленела трава, зацветали сады. Без конца и края золотились, желто горели радостные одуванчики, возле речки старательно паслись коровы, кто-то стирал в речке белье, и еще недоразрушенные церкви и соборы поблескивали в голубом небесном пространстве остатками стекол, недосгоревшей позолотой куполов. (В.Астафьев)
8) Бабушкин полистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и вдруг сказал:
– Спасибо за подарок!
– Положи книгу на место и не трогай чужого! –
выйдя из оцепенения, прорычал я. Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. Все засмеялись. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял ее и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
– Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что. (По В.Дроганову)
9) Я очень хотел поступить именно на биофак, но ехал домой на автобусе и думал о том, что же мне не понравилось? Что мне показалось не тем? Чего я ожидал? И я понял, что не встретил там, в лабораториях и аудиториях, ни одного человека, который бы совпадал с моим образом и моим представлением о том, как должен выглядеть ученый. Там не было никого, похожего на Паганеля. Все было нормально, тихо и деловито.
Зайдя домой, я еще раз внимательно прочитал программу поступления и обучения, которую получил на биологическом факультете. Обнаружил там, что львиную долю программы составляет химия. И я закрыл для себя вопрос о поступлении на биофак. (По Е.Гришковцу)
1) Ни свет ни заря – очень рано;
2) поставить на ноги – вырастить, воспитать, довести до самостоятельности; как гром среди ясного неба – о чем-л. неожиданном и тяжелом, неприятном;
3) разбрасываться деньгами – тратить безрассудно;
4) крыша поехала (у кого-то) разг. – человек принимает неадекватное решение; во что бы то ни стало – несмотря ни на что, непременно; взять себя в руки – сдержать себя, успокоиться, овладеть собой; то и дело – беспрестанно, беспрерывно;
5) пуститься на хитрость – схитрить; держаться на плаву – держаться, оставаться на поверхности воды; клюнуть на удочку – дать себя обмануть;
6) упасть духом – прийти в уныние, отчаяться;
7) без конца и края – всюду, везде;
8) готов провалиться сквозь землю – о чувстве неловкости, стыда;
9) львиная доля – самая большая часть чего.-л.; закрыть вопрос – решить не возвращаться к нему, больше не рассматривать.
Журнал «Русский язык» ИД «Первое сентября» (http://1september.ru).
Подписка по каталогу «Почта России». Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)
🎬 Видео
Русский язык 10 класс (Урок№8 - Фразеологизмы в речи.)Скачать
Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Русский язык 6 класс (Урок№24 - Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.)Скачать
Топ-10 фразеологизмовСкачать
Фразеологизмы | Русский язык 4 класс #15 | ИнфоурокСкачать
5 фразеологизмов с интересной историейСкачать
Видеоурок русскому языку "Фразеологизмы" (4 класс)Скачать
Синонимия фразеологизмовСкачать
Анатомические фразеологизмы и их значения. Фразеологизмы в русском языке | Русский языкСкачать
Фразеология. Признаки фразеологизмовСкачать
Фразеологизмы. Источники фразеологизмовСкачать
Видеоурок русскому языку 'Фразеологизмы'Скачать
Фразеологизмы в речиСкачать
"Русский - это просто". Фразеологизмы. Выпуск 1Скачать
Фразеологизмы - что это такое понятным языком, почему их называют устойчивыми и неделимымиСкачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?Скачать