- Синтаксические нормы
- Нормы построения словосочетаний
- Нормативное построение словосочетаний
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Орфоэпическая разминка (Слайд 1,2)
- III. Стадия вызова.
- IV. Стадия осмысления.
- V. Стадия осмысления. Практическая направленность изученной темы.
- VI. Самостоятельная работа по вариантам. Тест (Приложение 4)
- VII. Итоги урока. Рефлексия.
- VIII. Домашнее задание
- Нормы синтаксиса в русской речи
- Нарушение синтаксических норм
- Нормы управления
- Употребление предлогов
- Употребление предложений с однородными членами
- Употребление деепричастных оборотов
- Употребление сложноподчинённых предложений
- 📺 Видео
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Синтаксические нормы
Синтаксические нормы — правила, по которым в речи строятся словосочетания и предложения. Без владения синтаксическими нормами невозможно правильно выразить мысль, построить высказывание, которое отвечало бы коммуникативным задачам. Большое количество синтаксических ошибок делает речь нелогичной, неточной и затрудняет ее восприятие слушающими (читающими).
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Нормы построения словосочетаний
В русском языке чаще всего нарушаются нормы управления. Управление — такой тип подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово требует от зависимого строго определенной падежной или предложно-падежной формы: оплатить (что?) проезд (форма винительного падежа); заплатить (за что?) за проезд (форма винительного падежа с предлогом за); памятник Пушкину (не памятник Пушкина!).
Нормы управления со временем могут изменяться. Например, норма управления глагола беспокоиться в предложении из романа «Анна Каренина»: И потому княгиня беспокоилась с Кити больше, чем со старшими детьми, не соответствует современной (беспокоиться о Кити, о детях).
Неправильный выбор между вариантами падежной (предложно-падежной) формы может привести к речевым ошибкам.
вера (во что?) — уверенность (в чем?);
директор (чего?) — управляющий (чем?) — заведующий (чем?); характерный (для кого?) — свойственный (кому?); интересоваться (чем?) — интерес (к чему?); обращать внимание (на что?) — уделять внимание (чему?); полный (чего?) — наполненный (чем?).
Основной причиной отступления от грамматической нормы в области управления является смешение близких по смыслу или форме слов, имеющих различные грамматические связи: (рецензия на спектакль, но отзыв о спектакле, отзыв о статье) или различные варианты предложно-падежного управления у однокоренных слов (радоваться (кому? чему? (за кого?) — обрадован (чем?) —радость (за кого? за что? (о ком? о чем?) — рад (кому? чему? за кого?).
В тех случаях, когда кажутся возможными две формы, лучше всего обратиться к словарям: в толковых словарях в словарных статьях, посвященных глаголам и отглагольным существительным, как правило, даются примеры их употребления с зависимыми существительными; словари сочетаемости и словари трудностей также помогают в выборе нужной падежной или предложно-падежной формы. Приведем несколько примеров трудных случаев в области управления: Заключение кого (чего) (заключение эксперта, заключение диссертационного совета), о чем (заключение о результатах проверки), по чему (заключение по вопросу, по проблеме).
Заявление кому кого (заявление ректору доцента кафедры педагогики). Неправильно заявление кому от кого (заявление декану от студента Петрова).
Контроль над чем (контроль над учебным процессом), за чем (контроль за работой отдела), чего (контроль самостоятельной работы студентов).
Объяснить что (объяснить правописание гласных). Неправильно объяснить о чем (объяснить о порядке зачисления в университет). Оппонировать кому (чему) (оппонировать соискателю ученой степени, оппонировать общественному мнению), по чему (оппонировать по докторской диссертации). Неправильно оппонировать с кем (оппонировать с докладчиком).
Реакция на что (реакция на критику). Неправильно реакция о чем (реакция о событиях).
Руководство. В значении «управленческая деятельность» — руководство кем (чем) (руководство участниками проекта, руководство учебным процессом). В значении «руководители» — руководство чего (руководство университета). В значении «учебное пособие» — руководство по чему (руководство по прикладной экономике), для кого (чего) (руководство для студентов, руководство для подготовительных курсов). Зачастую выбор падежа управляемого существительного осложняется тем, что варианты чаще всего неравноправны — один является нормативным, а другой носит разговорно-просторечный, профессиональный или устаревший характер:
иммунитет к оспе — иммунитет против оспы (варианты равноправны);
бояться дяди — бояться дядю (разговорное); справка с подписью и печатью — справка за подписью и печатью (официальное).
Многие слова имеют варианты управления зависимым существительным, которые различаются оттенками значения: ждать автобус
№ 25 (конкретный) — ждать автобуса (любого); привезти продуктов (какую-то часть) — привезти продукты (все).
Особого внимания заслуживает употребление прямого дополнения при переходных глаголах. Прямое дополнение — это дополнение в форме винительного или родительного падежа в значении объекта без предлога: любить пироги, решить задачу, а переходный глагол — это глагол, способный иметь при себе прямое дополнение. Отсутствие прямого дополнения после переходного глагола указывает на неполноту предложения, в некоторых случаях такое отсутствие может оцениваться как грамматическая ошибка: Мало того, что полковник наказывал, а еще и по лицу бил малорослого слабосильного солдата. Это характеризует, что Молчалин двуличный человек (из сочинений).
Для создания языковой игры прямое дополнение может ставиться после непереходного глагола: Мы пойдем гулять нашу собаку. Его ушли с работы. Папа поступил его в университет.
Следует также обратить внимание на особенности употребления прямого дополнения при переходных глаголах с отрицанием. В этом случае возможно использование не только винительного, но и родительного падежа: не любить пироги (пирогов), не решить задачу (задачи).
Родительный падеж лучше использовать при наличии в предложении частицы ни или отрицательного местоимения (наречия) с приставкой ни-: не съел ни одного пирога; не видел ни одной книги этого издательства’, при деепричастиях или причастиях: не зная ответа, не знавший ответа; в инфинитивных предложениях: Никому не открывать рта! и т.п. Винительный падеж обязателен в предложениях, в которых отрицание относится не к глаголу-сказуемому, а к другому слову: не полностью выполнил задание (винительный падеж), но не выполнил задания (родительный падеж). Рекомендуется использовать винительный падеж при формах повелительного наклонения: Не бросай телефон где попало! Не читай книгу лежа!’, при двойном отрицании: нельзя не обратить внимание на эту проблему, невозможно не учитывать этот фактор и т.п.
Необходимо также помнить об особенностях употребления пар предлогов в — из и на — с: если со словом используется предлог в, то с ним же обязательно употребляется предлог из; если же возможно только употребление предлога на, то антонимичное словосочетание образуется с предлогом с: пойти на работу — вернуться с работы; уйти в школу — вернуться из школы.
Словосочетания прийти с магазина, вернуться с института, уйти со школы и т.п. носят отчетливо просторечный характер. Таких ошибок следует избегать. Правильные словосочетания: прийти из магазина, вернуться из института, уйти из школы, из парикмахерской, из булочной, из универмага, из мастерской, из цеха, но уйти с факультета, с работы, с занятий, с курсов, со службы.
С географическими названиями обычно употребляются предлоги в — из: в Казань — из Казани, в Сибирь — из Сибири, в Крым — из Крыма, в Сочи — из Сочи. Исключения составляют названия некоторых горных областей: поехать на Кавказ — вернуться с Кавказа; отправится на Памир — вернуться с Памира; прибыть на Алтай — улетать с Алтая’, однако правильным будет употребление в Хибины — из Хибин, в Гималаи — из Гималаев. Что же касается топонима Украина, то с этим географическим названием используются предлоги на — с: поехать на Украину — вернуться с Украины (ср.: на Волынь, на Черниговщину, на Львовщину, на Брянщину). Принятый в русском языке вариант на Украине напоминает о происхождении географического названия: слово Украина является однокоренным со словами край, окраина, закраина, образующими сочетания с предлогом на: на краю, на окраине. Распространенное (особенно в официальной речи) употребление в Украине подчеркивает использование топонима как названия государства.
Количественные числительные, стоящие в именительном или винительном падеже, управляют существительным, требуя формы родительного. Числительные два, три, четыре и составные числительные, включающие в себя слова два, три, четыре, в именительном падеже требуют после себя существительного в форме единственного числа родительного падежа (шестьдесят два человека; сорок четыре бойца), в косвенных падежах существительное ставится в той же форме, что и числительное: тридцатью девятью учениками; шестьюстами двадцатью четырьмя участниками.
Вызывает затруднения выбор формы существительных при глаголах, обозначающих чувства и переживания человека (горевать, плакать, скучать, тосковать и др.). Эти глаголы употребляются с предлогом по в дательном падеже, а с предлогом о-в предложном: тосковать по прошлому — тосковать о прошлом’, тосковать о далеких друзьях — тосковать по родным.
Особое внимание следует обратить на случаи двойного подчинения, поскольку недопустима ситуация, когда к двум разным словам, требующим разных предложных или предложно-падежных форм, относится одно зависимое. Приведем примеры подобных ошибок: *Вла- дение и использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных в процессе обучения предмету и в воспитательной работе (из доклада); *В стихотворении чувствуется обожание и любовь к творчеству великого поэта (из сочинения). Чтобы избежать подобных ошибок, обычно после первого слова ставят дополнение в нужной форме, а ко второму добавляют местоимение, также соблюдая нормы предложно-падежного управления: Владение современными образовательными технологиями, в том числе информационно-коммуникационными, и использование их в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Можно также перестроить предложение таким образом, чтобы избавиться от двойного подчинения: В стихотворении чувствуется обожание великого поэта и любовь к его творчеству.
Нормы построения словосочетаний со связью согласование нарушаются реже. Согласование — вид подчинительной синтаксической связи слов в словосочетании, при котором зависимое слово приобретает такие же грамматические значения, что и главное.
Грамматической ошибкой является нарушение норм согласования прилагательных и причастий с существительными.
При согласовании определения с существительным общего рода учитывается пол лица, которое называет существительное: уважаемый коллега и уважаемая коллега. При сложных словах определение согласуется с той частью, которая склоняется: недорогое кафе-закусочная.
Затруднения или ошибки при согласовании могут быть вызваны незнанием рода существительного, часто связанного с непониманием значения слова, или колебаниями в роде: *В нашем магазине вы можете приобрести недорогой драп, чудесный шелк на платье и великолепную тюль (радиореклама).
Форма прилагательного уподобляется существительному в роде, числе и падеже. Определение, стоящее между числительным <два, три, четыре) и управляемым существительным, может стоять в форме именительно-винительного или родительного падежа: три верные товарища — три верных товарища. Если говорящий желает подчеркнуть качество объекта (верность), то он употребляет форму именительно-винительного падежа (верные), а если важнее указать на количество, — форму родительного падежа (верных). Если определение относится к существительному женского рода, то предпочтительна форма именительно-винительного падежа: четыре чистые тетради; три Юлины подруги.
Вариативность при выборе зависимого слова возникает, если несклоняемое существительное испытывает колебания в роде: крепкое виски — крепкий виски.
Следует учитывать стилистическую вариантность согласования приложений типа: в городе Москва — в городе Москве (первое словосочетание допустимо в официальной речи).
Нарушение норм согласования является грамматической ошибкой. Недопустима замена управления (как типа синтаксической связи) согласованием (ср.: попроблемное расположение материала вместо расположение материала по проблемам).
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Нормативное построение словосочетаний
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами продолжим подготовку к ЕГЭ и будем работать над темой “Синтаксис и пунктуация”. Начнём урок с орфоэпической разминки.
II. Орфоэпическая разминка (Слайд 1,2)
Цель: подготовка к ЕГЭ, проверить владение орфоэпическими нормами.
Каталог, краны, договорённость, гражданство, партер, столяр, таможня, щавель, значимый, кухонный, сливовый, оптовый, эксперт, цемент, досуг, жалюзи, банты, шарфы, статуя, лыжня.
(Взаимопроверка Слайд 3)
Вывод: совершенствовать владение орфоэпическими нормами.
III. Стадия вызова.
Вопросы учителя к классу
- Ребята, а что можно составить из предложенных слов? (словосочетания)
- А что такое словосочетание? (Это соединение двух или более знаменательных слов на основе грамматической связи. Наряду с предложением словосочетание является основной единицей синтаксиса и выделяется из предложения)
- А зачем нам надо знать закон, по которому стоятся словосочетания? (Для того, чтобы правильно строить словосочетания, в соответствии с нормами современного русского языка, выделять главное и зависимое слово).
- Вспомните, на какие группы делятся словосочетания в зависимости от характера главного слова? Приведите примеры. (Именные, глагольные, наречные).
- Необходимо ли знать вид подчинительной связи в словосочетании? Для чего? (Да, для того, чтобы правильно составлять словосочетания и из словосочетаний – предложения, не делать ошибок).
- Назовите виды подчинительной связи между словами в словосочетаниях.
(пока обучающиеся устно отвечают на поставленный вопрос, проверяя себя Слайды 4 – 11; один обучающийся составляет кластер “Виды связи слов в словосочетании”
- Проверка кластера консультантами.
- Итак, мы с вами вспомнили, что знаем о словосочетании. Остается сформулировать тему урока. (Правильное построение словосочетание)
Тема урока открывается на доске “Нормативное построение словосочетаний”.
IV. Стадия осмысления.
А теперь мы напишем выборочно-распределительный диктант для подтверждения нашего прогноза и для отработки умения определять вид подчинительной связи между словами в словосочетаниях. Объясните правописание гласных после шипящих. (Данные словосочетания распределить в три столбика: согласование, управление, примыкание. Работа у доски).
Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночёвка в лесу, золочёное кольцо, три шофёра, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипячённое молоко, говорить шёпотом, очень хорошо, рисовать карандашом, упасть навзничь.
- Внимание на экран (Слайд 12). Перед вами текст и задание. Выполните, пожалуйста.
Было так тихо, как только бывает в лесу зимою в безветренный день. Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их книзу, придавая им чудесный, праздничный и холодный вид. По временам срывалась с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось, как она, падая, с легким треском задевала за другие ветви. Снег розовел на солнце и синел в тени. (А.И.Куприн “Олеся”)
- Словосочетания какого вида вы выписали?
- Какой вид подчинительной связи вы указали?
V. Стадия осмысления. Практическая направленность изученной темы.
Ребята, а где можно использовать полученные знания о словосочетаниях? (В ЕГЭ)
- Давайте обратимся к заданиям, которые могут встретиться в ЕГЭ, задания, проверяющие владения синтаксическим нормами. Эти задания помогут подготовиться к ЕГЭ.
Внимание на экран (Слайд 13,14)
1. Укажите пример с ошибкой в управлении
1.1. Преимущество перед ними
1.2 Согласно договору
1.3. Показать о чём-то
1.4. Огорчён чем-то
2. Укажите пример с нарушением норм согласования
2.1. Благодаря осадкам в виде снега и дождя, выпавшим зимой, в почве сохранилось много влаги.
2.2. Будущий певец приехал в столицу с сорока рублями в кармане.
2.3. Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате.
2.4. Вернувшись из ссылки, писателя ждали новые невзгоды.
Задание В3, которое связано с умением находить в тексте словосочетания и определять типе связи с них, либо в предложенных словосочетаниях.
(Работа с тестами ЕГЭ по группам Приложение 3)
Ребята, ЕГЭ – это не единственная ситуация, при которой требуется знать вид связи слов в словосочетании. Предлагаю вам “Коллекцию ошибок” (Слайд 15,16)
- На окошке авиакассы мы обнаружили надпись: “Предъявляйте документ, удостоверяющую личность”.
- В компьютерной игре “Золотой телёнок” в титрах надпись “Граждане! Такси свободен!”
- В меню кафе “Бульвар”: “Свежевыжатый сок из апельсин”.
- В сотовом телефоне “Точка создание не выбрана”.
- Ошибка сделана в связи с тем, что нарушено согласование слов “документ” и “удостоверяющий”.
- Несклоняемое существительное “Такси” – ср.р. согласуется с прилагательным “свободные”.
- Существительное “сок” требует от существительного во мн.ч. “апельсины” формы Р.п. – “апельсинов”.
- Ошибка в управлении: “Точка создания”.
Какой вывод напрашивается?(Во взрослой жизни, кем бы вы ни стали – программистами, экономистами, официантами, менеджерами, – быть безграмотным не престижно!
VI. Самостоятельная работа по вариантам. Тест (Приложение 4)
VII. Итоги урока. Рефлексия.
Какие виды подчинительной связи слов в словосочетании мы повторили?
Для чего нам это надо знать?
Где будем использовать полученные знания?
Чему вы научились на уроке?
Что осталось непонятным?
VIII. Домашнее задание
Упр.210 или составить карточку (презентацию) из тестов ЕГЭ по теме урока.
По желанию: пополните “Коллекцию ошибок”.
- Вовк С.М. “Вид подчинительной связи в словосочетании” Урок по технологии РКМЧП. Газета “Русский язык” , №2, 2011г.
- Единый государственный экзамен 2011.Русский язык.Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ– М.:2011.
- Золотарёва И.В., ДмитриеваЛ.П. “Поурочные разработки по русскому языку 10 класс”. М.:2009
- Куприн А.И. Повести и рассказы. Том 1. М.:2003
- Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы М.: Просвещение, 2006
- СенинаН.А. “Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: Части А,В,С (модели сочинений). 10–11 классы.-Учебное пособие– Ростов-на-Дону:2011.
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Нормы синтаксиса в русской речи
Синтаксические нормы требуют правильного построения основных синтаксических единиц — словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов, соотнесения частей предложения с помощью грамматических форм слов.
В синтаксические нормы входят правила по согласованию частей речи и синтаксическому управлению, а также соотношения частей предложения между собой. Именно соблюдения этих правил является важным условием построения грамотного осмысленного предложения.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Нарушение синтаксических норм
Синтаксические нормы русского языка – это набор правил, которые регулируют составление предложений и словосочетаний, которое является одним из самых важных условий правильной устной и письменной речи.
Нарушение синтаксических норм есть в следующих примерах:
- читая её, возникает вопрос;
- поэме характерен синтез лирического и эпического начал;
- выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым.
Чтобы получить представление о важности изучения синтаксических норм, можно привести лишь несколько самых распространенных нарушений синтаксических норм:
- Читая современную прессу, возникают сомнения в нашем будущем.
- Русской литературе ХХ характерен стиль модернизм и постмодернизм.
- Попросив меня подождать, никто не остался в дураках.
При построении словосочетаний используются связи управление, согласование и примыкание.
Видео:Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложениеСкачать
Нормы управления
Управление — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в определённом падеже.
Например, в предложении Разрешите поздравить и выразить вам свою признательность сделана ошибка в управлении при употреблении однородных членов. Первое сказуемое не согласуется с дополнением вам. Правильно так: Разрешите поздравить (кого?) вас и выразить (кому?) вам свою признательность.
Несогласованность часто наблюдается в предложениях с причастными оборотами: с некоторыми словосочетаниями, приведённых в упражнении, надо было составить предложения. Правильно так: с некоторыми словосочетаниями (какими?), приведёнными в упражнении, надо было составить предложения.
Читайте также стих Пушкина «Памятник» – один из самых знаменитых.
Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Употребление предлогов
Предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют дательного падежа: Поезд отправился в рейс согласно расписанию. Согласно договору исполнителем должны быть выполнены следующие виды работ. Он действовал вопреки предписанию.
Запомните формы существительных с предлогом по: по истечении, по окончании, по заключении; по приезде сдайте отчёт о командировке, скучаю по вас (допустимо: по вам).
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Употребление предложений с однородными членами
Ошибочно употребление в качестве однородных членов полной и краткой форм прилагательного: Деревья высокие и стройны. Нужно говорить: Деревья высоки и стройны (высокие и стройные).
Ошибочно употребление в качестве однородных членов существительного и инфинитива: Прошу тишины и выслушать меня. Нужно говорить: Прошу тишины и внимания.
Видео:Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)Скачать
Употребление деепричастных оборотов
Деепричастные обороты не употребляются:
- в безличных предложениях:
Ошибка: Заглянув в тёмную комнату, мне стало почему-то страшно. Правильно: Заглянув в тёмную комнату, я почему-то испугался.
- в страдательных конструкциях:
Ошибка: Анализируя стихотворный текст, мной был неверно определён размер. Правильно: Анализируя стихотворный текст, я неверно определил размер.
Действия, выраженные глаголом-сказуемым и связанным с ним деепричастием, должны относиться к одному лицу или предмету.
Ошибка: Поднявшись по крутому склону горы, перед нами открылся великолепный вид на море. Правильно: Когда мы поднялись по крутому склону горы, перед нами открылся великолепный вид на море.
Видео:Тема 10. Словосочетание: строение и грамматическое значение. Синтаксическая норма в словосочетанииСкачать
Употребление сложноподчинённых предложений
Ошибочно одновременно использовать в сложноподчинённом предложении синонимичные союзы:
Ошибка: В этом году наша команда подготовилась к соревнования лучше, чем нежели в прошлом. Правильно: В этом году наша команда подготовилась к соревнованиям лучше, чем (или нежели) в прошлом.
При последовательном подчинении следует избегать повторения одинаковых союзов, если это не оправдано стилистически:
Ошибка: Дай мне солонку, которая находится в буфете, который стоит на кухне. Правильно: Дай мне солонку, которая находится в буфете, что стоит на кухне.
Определительное придаточное с союзным словом который не должно отрываться от определяемого слова в главном предложении:
Ошибка: Из путешествий по разным странам, которые он совершал на автомобиле, он всегда привозил сувениры. Правильно: Из путешествий, которые он совершал на автомобиле по разным странам, он всегда привозил сувениры.
Допускаются ошибки в предложениях с косвенной речью. Заменяя прямую речь косвенной, нужно помнить, что это разные конструкции. Необходимо заменять формы первого лица подлежащего и глагола-сказуемого и правильно выбирать средства связи частей предложения: Лермонтов писал: «Люблю отчизну я…» — Лермонтов писал, что он любит отчизну. Она спросила: «Ты придёшь?» — Она спросила, приду ли я.
Таким образом, синтаксические нормы русского литературного языка регламентируют построение словосочетаний и предложений. Ошибки чаще всего связаны с неправильным выбором управляемой формы в словосочетании, нарушением согласования подлежащего и сказуемого, использованием причастных и деепричастных оборотов, а также построением некоторых типов сложных предложений.
📺 Видео
Что такое словосочетаниеСкачать
Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
ЦТ А27. Синтаксические нормыСкачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Все способы словообразованияСкачать
Синтаксическая норма| Русский языкСкачать
Типы словосочетанийСкачать
Видеоурок 11. Нормы построения простого предложения, использование инверсии. Русский язык 8 классСкачать