- Основные сведения о синтаксических нормах русского языка
- Виды языковых норм
- Нормы синтаксиса в русском языке
- Нормы согласования
- Нормы синтаксиса сложного предложения
- Нарушение синтаксических норм
- Ошибки при построении сложного предложения
- Неверное употребление деепричастного оборота
- Ошибки при употреблении причастных оборотов
- Лекционный материал по русскому языку на тему «Синтаксическая норма»
- Нормы синтаксиса в русской речи
- Нарушение синтаксических норм
- Нормы управления
- Употребление предлогов
- Употребление предложений с однородными членами
- Употребление деепричастных оборотов
- Употребление сложноподчинённых предложений
- 💥 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Основные сведения о синтаксических нормах русского языка
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Виды языковых норм
Использование языковых норм в русском языке очень важно, так как это помогает выстроить грамматически правильные предложения, а также может показать культуру человека и его грамотность.
Языковые нормы — это правила использования языковых средств в конкретный период развития писательско-словесного (литературного) языка, то есть правила произношения, словоупотребления, грамматики, правописания.
К характерным чертам языковых норм относят:
- относительную устойчивость;
- общеупотребительность;
- распространенность;
- общеобязательность;
Основные источники языковой нормы:
- произведения современных писателей, которые продолжают классические традиции;
- публикации СМИ (средств массовой информации);
- произведения писателей-классиков;
- данные лингвистических исследований;
Языковые нормы делятся на:
- Директивные (императивные) — обязательные предложения к употреблению для всех членов.
- Вариативные — варианты, допускающие для написания и произнесения: твóрог — творóг.
Классификация языковых норм:
Орфоэпические нормы — это нормы произношения и ударения. Орфоэпические нормы основаны на правильной постановке ударения в словах, их произношении.
Лексические нормы — это такие нормы языка, определяющие корректность выбора слова, а также употребление его в тех смыслах, которые оно имеет в литературном языке.
К типичным ошибкам в этой группе относятся:
- нарушение лексической сочетаемости (можно сказать «карие глаза», но нельзя «карие волосы»);
- тавтология — повтор однокоренных или одинаковых слов (изобразить образ);
- неточность словоупотребления («он добротный артист» вместо «он хороший артист»);
- смешение паронимов (болотные сапоги — болотистая местность; нельзя: болотистые сапоги — болотная местность);
- плеоназм — избыточное значение (первая премьера, памятные сувениры).
Морфологические нормы — это нормы верного создания грамматических форм слов частей речи. Это правила, согласно которым происходит образование грамматических форм частей речи.
Синтаксические нормы регулируют правила построения предложений и словосочетаний.
Пунктуационные нормы — это правила, указывающие применение или не применение при письме тех или иных знаков препинания. Иногда от постановки знаков препинания зависит смысл предложения.
Орфографические нормы — нормы написания слов. Нужная орфограмма всегда выбирается с учетом лексической и грамматической характеристики слова (часть речи, лексическое значение, морфема, грамматическая категория слова).
Стилистические нормы — комплекс исторически сложившихся и вместе с тем обоснованно развивающихся установленных реализаций заложенных в языке стилистических возможностей. За каждым стилем языка закреплен определенный набор слов, форм слов, предложений.
Видео:Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)Скачать
Нормы синтаксиса в русском языке
Существует три типа связи между словами в словосочетании: согласование, управление и примыкание.
- Согласование. Зависимое слово отвечает на вопросы «какой?», «который?», «чей?». Согласуется с главным в роде, числе, падеже.
- Управление. Зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей.
- Примыкание. Зависимое слово — неизменяемая часть речи: наречие, деепричастие, инфинитив, притяжательное местоимение (его, ее, их).
Существует такое понятие как нормы управления. Обратимся к определению:
Норма управления — это вид подчинительной связи, отражающей особенность построения словосочетания, при которой требуется постановка зависимого имени главного слова в определенном падеже.
Нормы управления делятся на:
Обратимся к таблице ниже:
Падеж | Предлоги | Примеры |
Именительный | — | — |
Винительный | через, за, про, на, в, под | через сквер, про друга, на столе, под дождем, в машине |
Родительный | до, из, возле, около, от, с, у, без, подле | возле дома, из коробки, до реки, около подъезда, от города, с тобой, у дяди, без решения |
Дательный | к, по | к маме, по шоссе |
Творительный | между, под, с, за, над | между стульями, под подушкой, над пропастью |
Предложный | при, об, о, в, на | на гамаке, в деревне |
Нормы согласования
Согласование — грамматическая связь, в которой, зная тип главного слова, можно назвать форму зависимого слова, и в таком случае можно не обращаться к лексическому значению какого-либо из компонентов связи.
Главным словом при согласовании считается та форма, в которой определяется смысл, исключительно передаваемый в высказывании; форма зависимого слова выбирается еще и в соответствии с формой главного слова.
Согласование является слабой связью, поскольку не существует таких главных слов, которые всегда требовали бы согласованных с ними зависимых в качестве необходимого условия своего употребления. Однако это не исключает наличия случаев, когда зависимое слово обязательно.
Согласование может быть неполным и полным. При неполном согласовании сопоставление зависимых слов главному происходит не по всем имеющимся у них одноименным категориям.
Обычно в описаниях языковых грамматик согласование представляется как единство грамматического значения (или его определенных элементов, например числа, падежа или рода) и связанного с ним слова и существительного.
Нормы синтаксиса сложного предложения
Когда происходит построение сложного предложения не нужно добавлять в него слишком много придаточных.
Вот пример избыточного их употребления: «Когда мы заходим в Интернет, мы узнаем о тех случаях, которые произошли в стране и мире, пока наша жизнь шла своим ходом, потому что у каждого человека достаточно забот и дел, чтобы не слишком-то наблюдать за всем, что случается в самых разных точках страны и планеты, несмотря на то что это очень интересно и важно, ведь нам довелось жить в такое непростое и сложное время, хотя, пожалуй, любая эпоха в истории жизни человечества была не легкой, что подтверждается многочисленными документами».
К нарушению правил синтаксической нормы приводит вкрапление однотипных образований сложноподчиненного или сложносочиненного предложения: «На пороге школы, в которой нам предстояло учиться, нас встретила преподаватель, которая радостно улыбалась, приветствовала и подбадривала ребят, которые чувствовали себя неуверенно». Здесь налицо избыточное употребление союзного слова «который»
Следует обратить внимание на неподходящую вставку или, наоборот, отсутствие указательных слов (то, тот, такой и др.)
«Точка зрения автора статьи заключается, что он призывает всех поступать по совести». Правильно было бы написать так: «Точка зрения автора статьи заключается в том, что…».
«Необходимо то, чтобы все задумались над этой проблемой». Здесь «то» является неподходящим.
Видео:Русский язык 11 класс (Урок№4 - Синтаксические нормы: сложное предложение.)Скачать
Нарушение синтаксических норм
Нарушение порядка слов:
«На объявлениях представлены заметки о выступлениях оркестра на французском, чешском, немецком, польском языках».
Верное употребление: «На объявлениях представлены заметки на французском, чешском, немецком, польском языках о выступлениях оркестра».
Часто встречается ошибка употребления однородных членов предложения.
Неправильное употребление союзов и предлогов при однородных членах предложения:
«аквапарк на Азовском море и Петербурге» — нужно: «. на Азовском море и в Петербурге».
- видовых и родовых понятий: медведь и животное;
- в качестве однородных членов вещественно-неоднородных понятий: толковая и логичная цель;
- неопределенной формы глагола и существительного: желаю здоровья и оставаться с нами;
- причастного и деепричастного оборотов: отдающий все силы и стремясь…;
- перекрещивающихся понятий: подруги и девушки;
Нарушение норм управления:
- нарушение управления при синонимичных словах: уверенность в завтрашний день.
Синонимичные слова «уверенность — вера» требуют постановки слова в разных падежах: уверенность (в чем?) в завтрашнем дне, вера (во что?) в завтрашний день;
- нарушение управления при однородных членах предложения: «потворствует и покрывает дурным наклонностям».
Однородные члены предложения требуют от управляемого слова разных падежей: покрывает (что?) дурные наклонности и потворствует (чему?) им.
Ошибки при построении сложного предложения
- загромождение предложения однотипными придаточными:
Он высказал теорию, что его неверно поняли поклонники, сказав, что ему представляется совершенно иная точка зрения.
Нужно: Он высказал теорию, что его неверно поняли поклонники, потому что его точка зрения совершенно иная.
- разнотипность частей сложного предложения:
Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для записей, 2) обязательно оформлять сноски, 3) размещение списка книг по алфавиту.
Правильно: Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для записей, 2) обязательно оформлять сноски, 3) размещать список книг по алфавиту.
Главное, на чем настаивал диктор, — это на учете фактора адресата.
Нужно: Главное, на чем настаивал диктор, — это учет фактора адресата.
- неверное употребление союзов и союзных слов:
Но однако тем не менее мы должны сказать.
Нужно: Тем не менее мы должны сказать. Или: Однако мы должны сказать. Или: Но мы должны сказать.
- неправильный порядок слов в сложном предложении:
Перед нами были кони казаков, морды которых были в грязи.
Нужно: Перед нами были казачьи кони, морды которых были в грязи.
Неверное употребление деепричастного оборота
- не учитывается вид деепричастия:
Подъезжая к озеру, мы остановили повозку лошадей и бросились купаться в воду.
Нужно: Подъехав к озеру, мы остановили повозку лошадей и бросились купаться в воду.
- не учитывается, что действие деепричастия относится к действию подлежащего:
Подбежав к станции, автобус уже уехал. Приехав в поселок, было еще светло.
Нужно: Когда мы подбежали к станции, автобус уже уехал. Когда мы приехали в поселок, было еще светло.
Ошибки при употреблении причастных оборотов
- неверная форма причастия (не учтены вид, время, падежная форма или залог): по пути, начертанном великим Глинкой. В данном случае неверна падежная форма причастия: по пути (какому?) начертанному;
- неверный порядок слов:
На столе лежала написанная книга писателем.
Нужно: «книга, написанная писателем» или «написанная писателем книга».
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Лекционный материал по русскому языку на тему «Синтаксическая норма»
по предмету Русский язык
Тема «Синтаксическая норма»
Лебедянь, 201_ г.
Синтаксические нормы — это правила построения словосочетаний и предложений. Ср.: управляющий банком (не банка), выйти из положения (не с положения); вспоминая детство, представляю наш старый дом (не представляется).
Синтаксические нормы регулируют порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, определения с определяемым словом, некоторые случаи управления, построение простых предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, связь частей сложного предложения.
Порядок слов в предложении
Для правильного построения предложения существенное значение имеет порядок слов, последовательность в расстановке членов предложения. В русском языке порядок слов свободный. Это означает, что за тем или иным членом предложения не существует строго закрепленного места. Однако произвольная расстановка слов в предложении может привести к нарушению логических связей между словами и впоследствии к изменению смыслового содержания всего высказывания. Например: На собрании принятые обязательства успешно выполнены. (Смысл данного предложения может быть понят так, что обязательства выполнялись на самом собрании. Для устранения неточности необходимо исправить предложение следующим образом: Принятые на собрании обязательства успешно выполнены.) Особенно важен точный порядок слов для письменной речи, в которой смысловое содержание высказывания не может быть уточнено с помощью логического ударения, невербальных средств общения (жестов, мимики) и самой ситуации.
2. Согласование сказуемого с подлежащим
Сказуемое ставится в той же форме, что и подлежащее (т. е. в том нее роде, лице и числе): Детвора весело резвилась на лужайке (но не детвора резвились). Ножницы лежали на столе. Петино пальто стало старым.
При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в род. падеже (типа большинство студентов, ряд предприятий), сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе. Сказуемое имеет форму единственного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает неодушевленные предметы (например: Ряд столов стоял в аудитории), а также если в предложении не подчеркивается активность действующих лиц (например: Большинство учеников отсутствовало). Сказуемое имеет форму множественного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает одушевленные предметы (Большинство студентов сдали зачет). Множественное число сказуемого в подобных конструкциях указывает на активность действующих лиц.
При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (типа десять лет, сорок человек), сказуемое может иметь формы как единственного, так и множественного числа. В таких случаях сказуемое согласуется с подлежащим по правилу п. 2. Ср.: Двадцать человек пришли на экзамен. Прошло пять лет.
При подлежащем с количественным числительным, оканчивающимся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа. Например: Двадцать один студент нашего института входит в сборную команду города по волейболу.
При подлежащем, имеющем в своем составе числительное два, три или четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре (двадцать два, сорок три, шестьдесят четыре и т. д.), сказуемое, как правило, ставится в форме множественного числа. Например: На столе лежат три учебника. Тридцать два студента работали летом в стройотряде. Форма единственного числа сказуемого допустима в тех случаях, когда сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придается безличный характер. Например: Продано двадцать два костюма. В другой класс будет переведено три или четыре ученика.
Особые трудности возникают при согласовании сказуемого с подлежащим, которое имеет при себе приложение (типа диван-кровать, газета «Известия»).
1. Если существительное выражено сложным словом (плащ-палатка), то сказуемое согласуется с тем словом, которое выражает родовое, более общее понятие. Например: диван-кровать куплен, библиотека-музей приобрела, письмо-открытка доставлено.
Как правило, основное, более широкое по смыслу на именование обычно находится в сочетании на первом месте.
2. Если при существительном есть приложение, выраженное именем собственным (например, фамилии, географические наименования, названия средств массовой информации), то сказуемое согласуется с нарицательным именем существительным: Озеро Байкал — самое глубокое озеро в мире. Газета «Московский комсомолец» опубликовала сенсационный материал.
Если подлежащее выражено именем собственным, сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу: «Известия» сообщают, Эльбрус покорен и т. д.
Если подлежащее выражено заимствованным несклоняемым существительным (или аббревиатурой), то сказуемое согласуется, с подлежащим в соответствии с его родом (или родом ведущего слова в аббревиатуре): пальто куплено, ТЮЗ открыт.
3. Нормы управления
Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежной формы существительного, местоимения, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях. Наиболее типичны следующие ошибки:
Предложное сочетание используется вместо беспредложной конструкции. Например: разъяснение о смысле указа вместо разъяснение смысла указа.
Беспредложная конструкция употребляется вместо предложного сочетания. Например: потребность средств для производства вместо потребность в средствах производства.
В предложной конструкции используется неверный предлог. Например: указал о том вместо указал на то.
Необходимо обратить внимание на особенности управления следующих слов:
анонс о чем: анонс о спектакле
комментарий к чему: комментарий к выступлению
характеристика кого/на кого: характеристика ученика, характеристика на ученика
заведовать (заведующий) чем: заведовать (заведующий) лабораторией
командовать (командующий) чем: командовать (командующий) армией
управлять (управляющий) чем: управлять (управляющий) банком, трестом
апеллировать к кому/чему: апеллировать к общественному мнению
баллотироваться куда/в кого: баллотироваться в депутаты, в парламент
властвовать над кем/чем: властвовать над людьми, над умами
возразить против чего
говорить о ком/чем: говорить о сыне, о победе
голосовать за кого/что
гордиться кем/чем: гордиться сыном
дискутировать о чем
задуматься над чем, о чем: задуматься над проблемой, задуматься о жизни
намекать на что
неприемлемый для кого/чего: неприемлемый для товарища, для переговоров
непримиримый к кому/чему: непримиримый к противникам, ко лжи
объявить что о чем
отчитаться за что: отчитаться за командировку
приговорить к чему
уверенность в чем: уверенность в победе
уделить внимание чему
указать что на кого/что: указать методическую литературу, указать на недостатки, промахи
ходатайствовать о ком/чем
4. Неправильное использование предлогов ввиду, вследствие, благодаря, в силу для выражения причинно-следственных отношений.
Предлоги ввиду, вследствие, благодаря, в силу еще не потеряли своего первоначального лексического значения, связанного со значением их корней. Например, неудачным следует считать оборот благодаря пожару, поскольку предлог благодаря употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих положительный, желаемый результат.
Благодаря
Согласно чему? (дат. п.)
(благодаря стараниям, согласно приказу, вопреки указаниям)
Вследствие
(ввиду болезни, вследствие засухи, в случае непогоды)
В связи с чем? (тв. п.)
(в связи с выборами)
В книжной речи предлог по используется в значении «после» и сочетается с существительными в предложном падеже (по приезде из столицы, по окончании спектакля).
При обозначении пространственных отношений для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог из, а предлогу на — предлог с.
Например: поехал в Москву — приехал из Москвы; отправился на Кавказ — вернулся с Кавказа.
5. Неправильное использование конструкций со словами, близкими по значению, или однокоренными словами, требующими различного употребления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь.
Беспокоиться о ком Тревожиться за кого
Идентичный чему Сходный с чем
Надеть что на что Одеть кого во что
Обращать внимание на что Уделять внимание чему
Отзыв о чём Рецензия на что
Превосходство над чем Преимущество перед чем
Предостеречь Предупредить о чём
Препятствовать чему Тормозить что
Уверенность в чём Вера во что
Уплатить за что Оплатить что
Употребление деепричастных оборотов
Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами. Деепричастный оборот является принадлежностью книжной речи. Например: Подъехав к реке, мы остановились.
Особое внимание следует обратить на следующие правила:
обязательным условием употребления деепричастных оборотов является то, что два действия, одно из которых выражено глаголом-сказуемым, а другое — деепричастием, должны осуществляться одним и тем же лицом (или относиться к одному лицу). Например: Прочитав рукопись вторично, я понял, что она нуждается в серьезной доработке;
допустимым является употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве. В таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего. Например: Редактируя рукопись, необходимо учитывать авторский стиль.
Нарушение этих правил воспринимается как грубая речевая ошибка.
Не соответствует норме употребление деепричастного оборота в следующих случаях:
— если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.
Неправильный вариант: Возвращаясь домой, меня застиг дождь.
Исправленный вариант: Когда я возвращался домой, меня застиг дождь. Или: Возвращаясь домой, я был застигнут дождем;
— если в безличном предложении имеется логическое подлежащее (предмет мысли), выраженное косвенным падежом существительного или местоимения, и нет инфинитива.
Неправильный вариант: Подходя к лесу, мне стало холодно.
Исправленный вариант: Когда я подходил к лесу, мне стало холодно;
— если предложение представляет собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия пассивной.
Употребление однородных членов предложения
Иногда в устной и письменной речи могут возникать трудности при построении предложений с однородными членами. Чтобы избежать речевых ошибок, следует обратить внимание на некоторые закономерности использования в предложении однородных членов.
Нельзя сочетать в качестве однородных членов родовые и видовые понятия: В гастрономическом отделе имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий и вин (пирожное — кондитерское изделие).
Не следует соединять в качестве однородных членов далекие или несопоставимые понятия. Например: Я люблю шоколад и блондинов. Однако в художественной литературе такие сочетания используются для создания комического эффекта: Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл у приятеля в винт (Ч.).
При сочетании однородных членов необходимо учитывать лексическую сочетаемость слов. Например, в предложении В ходе обсуждения вопроса был внесен ряд предложений и замечаний лексическая сочетаемость второго однородного члена нарушена — замечания нельзя внести, но можно сделать.
Особенности состава и структуры сложных предложений. Связь частей в сложных предложениях
В русском языке есть предложения, которые содержат не одну грамматическую основу, а две и более. Такие предложения называются сложными. Ср.: Налево все небо над горизонтом было залито багровым заревом, и трудно было понять, был ли то где-то пожар, или же собиралась всходить луна.
Сложное предложение позволяет описать несколько событий, выразить отношения между ними. Использование определенных средств связи (союзов и союзных слов) между простыми предложениями в составе сложного позволяет точно определить смысловые отношения (причинные, временные, целевые и т. д.), которые устанавливаются между отдельными частями развернутого высказывания. Сложные предложения широко используются в книжной письменной речи.
Однако нередко конструирование таких предложений вызывает большие трудности, а неправильное построение сложного предложения ведет к нарушению синтаксических норм современного русского языка и вызывает грубые речевые ошибки. К наиболее частотным ошибкам, допускаемым при построении сложного предложения, относятся:
1. Неправильное или неточное использование союзов и союзных слов.
Неправильный вариант: Новые методы хозяйствования получат широкое распространение лишь тогда, если результаты экономической деятельности будут достаточно высокими.
Исправленный вариант: Новые методы хозяйствования получат широкое распространение лишь тогда, когда результаты экономической деятельности будут достаточно высокими. Или: Новые методы хозяйствования получат широкое распространение лишь в том случае, если результаты экономической деятельности будут достаточно высокими.
2. Использование одинаковых союзов и союзных слов между частями одного сложного предложения.
Неправильный вариант: Дискуссия приняла такой оборот, что можно смело утверждать, что ее участники не смогут прийти к компромиссу.
Исправленный вариант: Развернувшаяся дискуссия позволяет утверждать, что ее участники не смогут прийти к компромиссу.
3. Постановка рядом однозначных союзов.
Неправильный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но однако его слова не возымели действия.
Исправленный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но его слова не возымели действия. Или: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, однако его слова не возымели действия.
Неправильный порядок слов в предложении с придаточным определительным.
Между союзным словом который и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое существительное в том же числе.
Неправильный вариант: Вчера журналист взял интервью у представительницы делегации, которая недавно прилетела в Москву.
Исправленный вариант: Вчера журналист взял интервью у прилетевшей недавно в Москву представительницы делегации.
5. Смешение прямой речи и косвенной.
Неправильный вариант: Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу.
Исправленный вариант: Ученик сказал, что он еще не подготовился к ответу.
6. Разнотипность частей сложного предложения.
Неправильный вариант: На родительском собрании
обсуждались следующие вопросы: 1) помощь школе в ремонте классной мебели; 2) как организовать вечер встречи выпускников школы.
Исправленный вариант: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: 1) помощь школе в ремонте классной мебели; 2) организация вечера встречи выпускников школы. Или: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: 1) как помочь школе в ремонте классной мебели; 2) как организовать вечер встречи выпускников школы.
Вопросы для обсуждения теоретического материала
1. Что входит в понятие «синтаксические нормы русского языка»?
2. Что такое порядок слов в предложении? Какую роль играет порядок слов в русском языке?
3. Перечислите основные правила согласования сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием слов.
4. Что такое нормы управления?
5. Каковы особенности использования деепричастных оборотов в современном русском языке?
6. Каковы основные правила употребления однородных членов предложения?
7. Какие синтаксические нормы необходимо соблюдать при построении сложных предложений?
Необходимо различать управление существительных, прилагательных и глаголов, близких по значению:
быть участником чего-либо – участвовать в чем-либо;
беспокоиться о чем-либо – тревожиться за что-либо;
вера во что-либо – уверенность в чем-либо;
доволен чем-либо – рад чему-либо;
дорожить чем-либо – ценить что-либо;
думать о чем-либо – задумать что-либо;
наградить чем-либо – удостоить чего-либо;
наполнить чем-либо – полон чего-либо;
начать что-либо ю– приступить к чему-либо;
отличать что-то от чего-то – различать что и что;
отчитываться в чем-либо – сделать отчет о чем-либо;
опираться на что-либо – упираться во что-либо;
писать о чем-либо – описывать что-либо;
платить за что-либо – оплачивать что-либо;
полон чего-либо – переполнен чем-либо;
поделиться чем-либо – рассказать о чем-либо;
предостеречь от чего-либо – предупредить о чем-либо;
препятствовать чему-либо – тормозить что-либо;
разочароваться в чем-либо – быть недовольным чем-либо;
удивляться чему-либо – быть удивленным чем-либо, восхищаться чем-либо;
упрекать в чем-либо – попрекать чем-либо.
Следует обратить внимание на употребление следующих слов и словосочетаний:
аллергия на что-либо, аллергия на пыльцу ;
альтернатива чему-либо, альтернатива диетам ;
анфас – наречие, употребляется с глаголом без предлога, рисовать анфас ;
аэропорт, в чём? где?, в аэропорту ;
бал, о чём? на чём?, о бале, на балу ;
беспокоиться о ком-либо, о чем-либо, беспокоится о сыне;
благодаря кому? чему?, благодаря другу;
вопреки чему-либо, вопреки усталости;
(дис)гармонировать с чем-либо, (дис)гармонировать с тоном;
жажда чего-либо, жажда чтения;
жалоба на кого-либо, жалоба на Иванова;
избегать кого-либо, чего-либо, избегать встречи;
иммунитет к чему-либо, иммунитет к ядам;
курировать кого-либо, курировать сотрудника;
наблюдение за кем-либо, за чем-либо, наблюдение за погодой;
обижаться на кого-либо, на что-либо, обижаться на одноклассника;
обосновать что-либо, обосновать высказывание;
оплатить что-либо, оплатить проезд , но платить, заплатить за что-либо, платить за проезд;
отзыв о чем-либо, отзыв о фильме;
пренебречь чем-либо, кем-либо, пренебречь помощью;
препятствовать чему-либо, препятствовать осуществлению плана;
рецензия на что-либо, рецензия на книгу;
скучать по кому-либо, чему-либо, скучать по сыну, скучать по нему;
свойственный кому-либо, свойственная ему манера;
талант к чему-либо, талант к музыке;
тенденция чего-либо, тенденции моды;
уделять внимание кому-либо, чему-либо, уделять внимание друзьям;
упрекать в чем-либо, упрекать в непонимании;
характеристика кого-либо, характеристика ученика.
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Нормы синтаксиса в русской речи
Синтаксические нормы требуют правильного построения основных синтаксических единиц — словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов, соотнесения частей предложения с помощью грамматических форм слов.
В синтаксические нормы входят правила по согласованию частей речи и синтаксическому управлению, а также соотношения частей предложения между собой. Именно соблюдения этих правил является важным условием построения грамотного осмысленного предложения.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Нарушение синтаксических норм
Синтаксические нормы русского языка – это набор правил, которые регулируют составление предложений и словосочетаний, которое является одним из самых важных условий правильной устной и письменной речи.
Нарушение синтаксических норм есть в следующих примерах:
- читая её, возникает вопрос;
- поэме характерен синтез лирического и эпического начал;
- выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым.
Чтобы получить представление о важности изучения синтаксических норм, можно привести лишь несколько самых распространенных нарушений синтаксических норм:
- Читая современную прессу, возникают сомнения в нашем будущем.
- Русской литературе ХХ характерен стиль модернизм и постмодернизм.
- Попросив меня подождать, никто не остался в дураках.
При построении словосочетаний используются связи управление, согласование и примыкание.
Видео:Русский язык | Говорим правильно! Основные ошибки по русскому языку. Нормы русского языкаСкачать
Нормы управления
Управление — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в определённом падеже.
Например, в предложении Разрешите поздравить и выразить вам свою признательность сделана ошибка в управлении при употреблении однородных членов. Первое сказуемое не согласуется с дополнением вам. Правильно так: Разрешите поздравить (кого?) вас и выразить (кому?) вам свою признательность.
Несогласованность часто наблюдается в предложениях с причастными оборотами: с некоторыми словосочетаниями, приведённых в упражнении, надо было составить предложения. Правильно так: с некоторыми словосочетаниями (какими?), приведёнными в упражнении, надо было составить предложения.
Читайте также стих Пушкина «Памятник» – один из самых знаменитых.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Употребление предлогов
Предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют дательного падежа: Поезд отправился в рейс согласно расписанию. Согласно договору исполнителем должны быть выполнены следующие виды работ. Он действовал вопреки предписанию.
Запомните формы существительных с предлогом по: по истечении, по окончании, по заключении; по приезде сдайте отчёт о командировке, скучаю по вас (допустимо: по вам).
Видео:Синтаксическая норма| Русский языкСкачать
Употребление предложений с однородными членами
Ошибочно употребление в качестве однородных членов полной и краткой форм прилагательного: Деревья высокие и стройны. Нужно говорить: Деревья высоки и стройны (высокие и стройные).
Ошибочно употребление в качестве однородных членов существительного и инфинитива: Прошу тишины и выслушать меня. Нужно говорить: Прошу тишины и внимания.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Употребление деепричастных оборотов
Деепричастные обороты не употребляются:
- в безличных предложениях:
Ошибка: Заглянув в тёмную комнату, мне стало почему-то страшно. Правильно: Заглянув в тёмную комнату, я почему-то испугался.
- в страдательных конструкциях:
Ошибка: Анализируя стихотворный текст, мной был неверно определён размер. Правильно: Анализируя стихотворный текст, я неверно определил размер.
Действия, выраженные глаголом-сказуемым и связанным с ним деепричастием, должны относиться к одному лицу или предмету.
Ошибка: Поднявшись по крутому склону горы, перед нами открылся великолепный вид на море. Правильно: Когда мы поднялись по крутому склону горы, перед нами открылся великолепный вид на море.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Употребление сложноподчинённых предложений
Ошибочно одновременно использовать в сложноподчинённом предложении синонимичные союзы:
Ошибка: В этом году наша команда подготовилась к соревнования лучше, чем нежели в прошлом. Правильно: В этом году наша команда подготовилась к соревнованиям лучше, чем (или нежели) в прошлом.
При последовательном подчинении следует избегать повторения одинаковых союзов, если это не оправдано стилистически:
Ошибка: Дай мне солонку, которая находится в буфете, который стоит на кухне. Правильно: Дай мне солонку, которая находится в буфете, что стоит на кухне.
Определительное придаточное с союзным словом который не должно отрываться от определяемого слова в главном предложении:
Ошибка: Из путешествий по разным странам, которые он совершал на автомобиле, он всегда привозил сувениры. Правильно: Из путешествий, которые он совершал на автомобиле по разным странам, он всегда привозил сувениры.
Допускаются ошибки в предложениях с косвенной речью. Заменяя прямую речь косвенной, нужно помнить, что это разные конструкции. Необходимо заменять формы первого лица подлежащего и глагола-сказуемого и правильно выбирать средства связи частей предложения: Лермонтов писал: «Люблю отчизну я…» — Лермонтов писал, что он любит отчизну. Она спросила: «Ты придёшь?» — Она спросила, приду ли я.
Таким образом, синтаксические нормы русского литературного языка регламентируют построение словосочетаний и предложений. Ошибки чаще всего связаны с неправильным выбором управляемой формы в словосочетании, нарушением согласования подлежащего и сказуемого, использованием причастных и деепричастных оборотов, а также построением некоторых типов сложных предложений.
💥 Видео
ЕГЭ по русскому языку. Виды сложных предложенийСкачать
Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)Скачать
Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать
ЦТ А27. Синтаксические нормыСкачать
ХУДШИЙ язык для НОВИЧКА | Правда от SENIOR программистаСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Орфоэпические нормы современного русского языка. Русский язык. 11 классСкачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать